Законы и постановления РФ

Постановление ЗС Краснодарского края от 29.09.2004 N 996-П “О ходе исполнения Закона Краснодарского края “Об организации и деятельности органов опеки и попечительства“

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2004 г. N 996-П

О ХОДЕ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

“ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ

И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА“

Заслушав информацию о ходе исполнения Закона Краснодарского края “Об организации и деятельности органов опеки и попечительства“, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что исполнительными органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления проделана определенная работа по выполнению Закона Краснодарского края “Об организации и деятельности органов опеки и попечительства в Краснодарском крае“: выявляются дети, оставшиеся без попечения родителей, и ведется их учет; осуществляется подбор граждан, способных к выполнению обязанностей опекуна и попечителя, осуществляется контроль за условиями содержания и воспитания подопечных; создаются условия
для развития сети учреждений социального обслуживания населения, ведется контроль за их деятельностью, оказывается правовая, организационная и методическая помощь; выполняются специальные функции по опеке и попечительству муниципальными учреждениями социальной защиты населения, муниципальными учреждениями здравоохранения.

Во всех муниципальных органах управления образованием введены ставки инспекторов (специалистов) школ по охране прав детства. В городах Кропоткине, Новороссийске, Славянске-на-Кубани созданы межведомственные отделы по опеке и попечительству.

В соответствии с Законом Краснодарского края “Об организации и деятельности органов опеки и попечительства в Краснодарском крае“ департамент образования и науки Краснодарского края в целях контроля за осуществлением функций по опеке и попечительству муниципальными органами управления образованием проводит проверки их деятельности по исполнению данного Закона.

Вместе с тем органами опеки и попечительства зачастую не выполняются требования статьи 11 названного Закона. В соответствии с вышеуказанной нормой в органах опеки и попечительства должно работать 224 инспектора (специалиста) школ по охране прав детства, однако фактически работает 117. В органах опеки и попечительства Абинского, Северского, Темрюкского, Мостовского районов работает по одному инспектору (специалисту) школ по охране прав детства вместо четверых специалистов по норме. В городе Краснодаре вместо положенных 32 инспекторов (специалистов) школ по охране прав детства работают лишь 13.

В городе Тихорецке, Староминском, Усть-Лабинском и Павловском районах на инспекторов (специалистов) школ по охране прав детства дополнительно возложены обязанности уполномоченного по правам ребенка, что названным Законом не предусмотрено и, соответственно, создает сложности в выполнении ими своих прямых должностных обязанностей.

В городе Анапе, Усть-Лабинском и Северском районах назначение на должности инспекторов (специалистов) школ по охране прав детства производится без учета наличия у кандидатов необходимой профессиональной подготовки, профессионального и жизненного опыта.

В Отрадненском
и Мостовском районах не соблюдаются критерии качественного подбора кандидатур опекунов и попечителей, что приводит к недобросовестному выполнению ими своих обязанностей.

Согласно вышеуказанному Закону функции по опеке и попечительству могут возлагаться органами местного самоуправления на муниципальные органы управления образованием, муниципальные органы управления здравоохранением и муниципальные органы социальной защиты населения. Контроль за осуществлением органами местного самоуправления функций по опеке и попечительству возложен на органы исполнительной власти Краснодарского края (департамент образования и науки Краснодарского края, департамент здравоохранения Краснодарского края и департамент социальной защиты населения Краснодарского края).

Недостаточный уровень взаимодействия в работе органов опеки и попечительства и органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних приводит к несвоевременному информированию органов опеки и попечительства о ситуациях в неблагополучных семьях, в которых необходимо решение вопроса об изъятии детей, и росту числа безнадзорных детей и несовершеннолетних правонарушителей. Такая ситуация сложилась в городах Сочи, Туапсе, Армавире, Белореченске и Крымске, Западном округе города Краснодара.

Разобщенность в работе между органами опеки и попечительства и учреждениями, занимающимися детьми, оставшимися без попечения родителей, не позволяет должным образом решать вопросы жизнеустройства этих детей, своевременно и в полном объеме выплачивать положенные им пособия, обеспечивать их жильем. По данным департамента образования Краснодарского края на конец 2003 года нуждающимися в предоставлении жилых помещений признаны 543 лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2004 году не было выделено средств из местных бюджетов на приобретение жилья для детей-сирот, за исключением Тихорецкого, Новопокровского, Щербиновского районов.

В Новокубанском, Усть-Лабинском, Отрадненском районах интернатные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточно финансируются за счет средств местных бюджетов.

В настоящее
время в региональный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, внесены сведения о 4690 детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, их число по сравнению с 2003 годом увеличилось на 60 человек.

В крае были и остаются приоритетными такие формы устройства детей в семью, как усыновление и передача под опеку (попечительство). По данным департамента образования и науки Краснодарского края на 1 января 2004 года в семьях граждан на территории Краснодарского края воспитывается более 14 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 39 учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживает 3700 детей. Таким образом, 79,2 процента выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находят новую семью и 20,8 процента направляются в специализированные государственные учреждения.

Получили развитие такие формы жизнеустройства детей-сирот, как приемная семья, а также временная форма их жизнеустройства - семейная группа. При учреждениях социальной защиты создано 33 семейных воспитательных группы, где проживает 60 несовершеннолетних.

В шести Домах ребенка (из которых пять являются специализированными для детей с поражением центральной нервной системы и нарушениями психики) в течение 2003 года воспитывались и получали реабилитационную помощь 584 ребенка. За истекший год в Дома ребенка осуществлен прием 228 детей, 91 процент из них - дети, оставшиеся без попечения родителей.

Анализ деятельности органов опеки и попечительства по исполнению Закона Краснодарского края “Об организации и деятельности органов опеки и попечительства“ показал, что принятые меры по совершенствованию деятельности органов опеки и попечительства принесли определенный положительный результат, что позволило активизировать формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако принятие Федерального закона
“О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ требует приведения в соответствие с федеральным законодательством законодательства Краснодарского края по вопросам охраны и защиты прав детства.

На основании изложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:

1. Принять информацию о ходе исполнения Закона Краснодарского края “Об организации деятельности органов опеки и попечительства“ к сведению.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления в Краснодарском крае:

укомплектовать органы опеки и попечительства необходимым количеством инспекторов (специалистов) школ по охране прав детства в соответствии с установленным нормативом, обратить внимание на качественный подбор специалистов по опеке и попечительству;

изучить возможность образования самостоятельного органа местного самоуправления для реализации полномочий по опеке и попечительству;

развивать институт приемных семей, патронатную форму организации воспитания детей, семейные группы;

создать необходимые условия для постинтернатной адаптации и социализации выпускников детских домов и школ-интернатов, в том числе через организацию социальных гостиниц;

принять необходимые меры по обеспечению соблюдения законодательства в области обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение и сохранение за ними жилых помещений.

3. Предложить администрации Краснодарского края:

усилить контроль за реализацией органами местного самоуправления полномочий по опеке и попечительству;

разработать проекты законов Краснодарского края по вопросам определения краевых стандартов организации работы органов опеки и попечительства, дополнительных гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае и обеспечения основных гарантий прав ребенка в Краснодарском крае и внести их на рассмотрение Законодательного Собрания Краснодарского края не позднее I квартала 2005 года.

4. Контроль за выполнением настоящего Постановления
возложить на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам образования, науки, делам семьи и молодежи.

Председатель

Законодательного Собрания

Краснодарского края

В.А.БЕКЕТОВ

г. Краснодар

29 сентября 2004 года

N 996-П