Законы и постановления РФ

Постановление Главы администрации Краснодарского края от 29.08.2003 N 842 (ред. от 18.03.2005) “О Концепции управления государственной собственностью Краснодарского края“

Начало действия редакции - 26.03.2005.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Изменения, внесенные Постановлением Главы администрации края от 18.03.2005 N 231, вступили в силу со дня опубликования (опубликовано в “Кубанских новостях“ - 26.03.2005).

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 августа 2003 г. N 842

О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

(в ред. Постановления Главы администрации края

от 18.03.2005 N 231)

В целях совершенствования системы управления государственным имуществом, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, усиления роли государства в управлении государственным сектором экономики, реализации Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О
государственных и муниципальных унитарных предприятиях“, выполнения плана мероприятий по реализации Программы реформирования управления региональными финансами в Краснодарском крае постановляю:

1. Утвердить Концепцию управления государственной собственностью Краснодарского края (приложение N 1) и план подготовки проектов нормативных правовых актов по управлению государственной собственностью Краснодарского края (приложение N 2).

2. Органам исполнительной власти Краснодарского края провести работу по реализации плана подготовки проектов нормативных правовых актов по управлению государственной собственностью Краснодарского края.

3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя главы администрации Краснодарского края, руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края Бондаря В.М.

4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Первый заместитель

главы администрации

Краснодарского края

А.А.РЕМЕЗКОВ

Приложение N 1

к Постановлению главы

администрации края

от 29 августа 2003 N 842

КОНЦЕПЦИЯ

УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи и принципы государственной политики Краснодарского края в сфере управления государственным сектором экономики, под которым понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за краевыми государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения (далее именуются - унитарные предприятия), краевыми государственными учреждениями (далее именуются - учреждения) и не закрепленного за каким-либо субъектом и не обремененного иными обязательствами, а также имущественных прав Краснодарского края, вытекающих из его участия в коммерческих организациях (за исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края в бюджетный процесс).

Не являются предметом рассмотрения настоящей Концепции земля, недра, леса и другие природные ресурсы, объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты.

Концепция содержит два раздела. В первом разделе рассматриваются цели, задачи, приоритеты и механизмы, направленные непосредственно на повышение эффективности управления государственным имуществом Краснодарского края.

Во втором разделе рассмотрены вопросы осуществления государственной
политики в сфере приватизации государственного имущества Краснодарского края, включая систему взаимосвязанных целей, задач, принципов и мер в области приватизации государственного имущества, направленных на создание благоприятной экономической среды и повышение эффективности работы отечественных производителей товаров и услуг.

I. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

1. Цели, задачи и принципы управления государственным

имуществом Краснодарского края

В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом Краснодарского края, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики.

Усиление роли государственного регулирования экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления и контроля за государственной собственностью.

Государственная политика, в основу которой положена настоящая Концепция, преследует следующие цели:

- увеличение доходов краевого бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

- оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

- вовлечение максимального количества объектов государственной собственности Краснодарского края в процесс совершенствования управления;

- использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

- повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Для реализации указанных целей органам исполнительной власти Краснодарского края необходимо решить следующие задачи:

- полная инвентаризация объектов государственной собственности Краснодарского края, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них;

- постоянное обновление сведений в реестре государственной собственности Краснодарского края;

- повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых
инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;

- классификация объектов государственной собственности Краснодарского края по признакам, определяющим специфику управления;

- оптимизация количества объектов государственной собственности Краснодарского края;

- определение цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);

- обеспечение прав Краснодарского края как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;

- обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества Краснодарского края, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих; <*>

--------------------------------

<*> В целях настоящей Концепции под управляющими понимаются руководители государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, представители государства в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании.

- обеспечение поступления дополнительных доходов в краевой бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.

Задачи реализации настоящей Концепции являются приоритетными для органов исполнительной власти Краснодарского края.

В основу настоящей Концепции положены следующие принципы управления государственным имуществом Краснодарского края, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач:

1.1. Определение цели управления.

Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) должна быть определена и зафиксирована цель, которую оно преследует и достижению которой служит объект.

Для этого необходимо разработать нормативные критерии целесообразности сохранения в государственной собственности Краснодарского края имеющихся объектов, то есть сформулировать цели, для достижения которых необходимо сохранить данный объект в государственной собственности Краснодарского края.

Перечень целей применительно к управлению различными видами объектов управления должен определяться соответствующими правовыми актами.

1.2. Выбор способа достижения цели.

В силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности оперативной обработки актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, в большинстве случаев не могут определяться способы достижения цели, то есть
детальные, экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления.

Способ достижения цели должен определяться в рамках установленной процедуры назначения управляющего и утверждаться уполномоченным органом исполнительной власти края.

Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели должна возлагаться на управляющего и не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски при недостижении запланированного качественного результата управления.

1.3. Построение системы управления.

Важнейшим принципом должно являться использование системы управления, как неразрывного единства следующих элементов: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами Краснодарского края, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности государственными органами Краснодарского края и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.

Функционирование системы управления и порядок взаимодействия государственных органов Краснодарского края должны быть детально регламентированы соответствующими правовыми актами.

1.4. Обеспечение эффективности управления.

Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов Краснодарского края и управляющих государственным имуществом Краснодарского края.

1.5. Обеспечение профессионализма управления.

В связи с необходимостью профессионального управления государственным имуществом Краснодарского края необходимо выполнять созданную систему аттестации управляющих.

Принципы управления, а также подходы к их реализации рассматриваются в настоящей Концепции применительно к таким объектам управления, как государственные унитарные предприятия Краснодарского края (далее - унитарные предприятия) и государственные учреждения Краснодарского края (далее - учреждения), доли Краснодарского края в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, недвижимое
имущество, в следующей логической последовательности:

а) оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, положение дел и основные выводы);

б) постановка целей и задач управления;

в) предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, перечень правовых актов, которые необходимо разработать или изменить для обеспечения эффективной реализации механизма управления);

г) контроль эффективности управления.

2. Управление унитарными предприятиями и учреждениями

2.1. Оценка состояния управления унитарными предприятиями и учреждениями.

По состоянию на 1 июня 2003 в государственной собственности Краснодарского края насчитывается 274 унитарных предприятия и 300 учреждений.

2.2. Унитарные предприятия.

Функции по управлению унитарными предприятиями разделены между органами исполнительной власти Краснодарского края в соответствии с нормативными правовыми актами Краснодарского края.

Орган исполнительной власти края по управлению государственным имуществом наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к краевой собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр, совместно с отраслевыми органами исполнительной власти Краснодарского края вносит в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями, согласовывает уставы унитарных предприятий, а также заключение, изменение и расторжение трудовых договоров (контрактов) с их руководителями.

С большинством руководителей унитарных предприятий трудовые договоры (контракты) заключены, но не предусматривают конкретной ответственности руководителей за результаты деятельности. Срок действия многих трудовых договоров (контрактов) истек, назрела необходимость их перезаключения.

Отраслевые органы исполнительной власти Краснодарского края утверждают уставы краевых унитарных предприятий, назначают на должность и освобождают от должности их руководителей, определяют виды деятельности предприятий.

Количество унитарных предприятий весьма значительно, основная их деятельность не всегда отвечает интересам Краснодарского края.

Нормативной правовой базой четко определены цели и задачи создания унитарных предприятий. Однако при создании унитарных предприятий органами исполнительной
власти Краснодарского края, осуществляющими контроль и регулирование деятельности в соответствующих отраслях, не приводятся экономические обоснования для создания таких подведомственных предприятий. Невыполнение требований законодательства способствовало созданию унитарных предприятий без учета их экономической целесообразности, и повлекло за собой издержки краевого бюджета на формирование уставных фондов унитарных предприятий. Зачастую, такие предприятия оказываются нерентабельными.

Согласно отчету Контрольно-счетной палаты Краснодарского края за 2002 год из 223 унитарных предприятий более одной трети работают убыточно.

Практика получения собственником доли прибыли унитарного предприятия не оправдала себя и потребовала более тонкого подхода к предприятиям. Часть прибыли унитарных предприятий, остающаяся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей должна направляться на реконструкцию и перевооружение этих предприятий.

Предусмотренные гражданским законодательством организационно-правовая форма унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств.

Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. Реально эти полномочия осуществляются единолично руководителем унитарного предприятия, взаимоотношения которого с собственником регулируются законодательством о труде. Круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определен исчерпывающим образом. Вмешательство государственных органов в деятельность унитарных предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным.

Трудовое законодательство, эффективно защищая права руководителей, создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности за результаты деятельности предприятия.

Необходимо усилить меры ответственности руководителей за неэффективное использование, использование не по назначению, государственного имущества Краснодарского края.

Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством, в ряде случаев не дают ему возможности не только требовать от руководителей унитарных предприятий достижения определенных качественных показателей в деятельности предприятий, но даже и определять эти показатели.

Для унитарных предприятий предусмотрено обязательное
проведение периодических аудиторских проверок. Без этого контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью существенно затруднен.

На практике широкие полномочия руководителей унитарных предприятий в отсутствие действенных инструментов и порядка управления, контроля приводят к:

а) заключению сделок, в которых заинтересовано руководство унитарного предприятия, что приводит к искусственному завышению себестоимости продукции, а в ряде случаев - к хищениям государственного имущества Краснодарского края;

б) отсутствию у государственных органов актуальной информации о состоянии дел в унитарных предприятиях;

в) невозможности оперативно предотвратить негативные последствия неквалифицированной или противоправной деятельности руководителей.

Основные выводы:

а) существующая система управления унитарными предприятиями неэффективна и требует реформирования;

б) деятельность унитарных предприятий, как правило, неэффективна, требует постоянного контроля со стороны органов исполнительной власти Краснодарского края;

в) количество унитарных предприятий не соответствует государственным возможностям по управлению ими и контролю за их деятельностью;

г) необходимо проанализировать необходимость функционирования ряда унитарных предприятий, работающих убыточно, имеющих отрицательные чистые активы, принять решение о ликвидации либо реорганизации таких предприятий;

д) низкая эффективность деятельности унитарных предприятий приводит к недополучению доходов в краевой бюджет, нерациональному использованию государственного имущества Краснодарского края, а в некоторых случаях - к его утрате.

2.3. Учреждения.

Учреждения должны создаваться для осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование полностью или частично производится за счет средств краевого бюджета.

Регламентированная соответствующими правовыми актами система контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций в настоящее время отсутствует. В то же время Краснодарский край несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений.

Кроме того, на практике достаточно часто встречаются случаи нецелевого использования выделенного учреждениям имущества. В частности, анализ данных показал, что значительная его часть используется в коммерческих целях (в том числе путем передачи в аренду). При этом доходы от использования краевого имущества не
перечисляются и не учитываются в краевом бюджете.

Отраслевые органы исполнительной власти Краснодарского края, имеющие подведомственные учреждения, не организуют учет объектов недвижимого имущества, закрепленных за этими учреждениями, и не проводят мероприятия по повышению эффективности использования зданий и сооружений. Орган исполнительной власти края по управлению государственным имуществом Краснодарского края зачастую лишен возможностей реализации указанных функций.

2.4. Цели и задачи управления унитарными предприятиями и учреждениями.

Цели и задачи управления унитарными предприятиями и учреждениями заключаются в:

а) повышении эффективности деятельности унитарных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества;

б) оптимизации количества унитарных предприятий и учреждений;

в) создании системы экономического мониторинга и ужесточении контроля за деятельностью унитарных предприятий и учреждений;

г) погашении унитарными предприятиями и учреждениями кредиторской задолженности, прежде всего по налогам, обязательным платежам и по заработной плате, и как следствие - в увеличении поступлений в краевой бюджет от использования государственного имущества Краснодарского края, закрепленного за унитарными предприятиями;

д) оптимизации расходов краевого бюджета на содержание учреждений.

2.5. Механизм управления унитарными предприятиями и учреждениями.

Достижение поставленных целей и решение задач управления унитарными предприятиями и учреждениями связаны как с построением системы взаимоотношений с их руководителями, стимулирующей эффективную деятельность последних в интересах собственника, так и с непосредственным управлением государственными органами Краснодарского края соответствующим государственным имуществом Краснодарского края. Для этого решения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, определения предмета и целей их деятельности, соответствующей целям края, приватизации государственного имущества Краснодарского края, согласовании предложений по распоряжению государственным имуществом Краснодарского края, осуществлении контроля за использованием его по назначению и сохранностью, изъятии, а также иные решения в соответствии с полномочиями собственника, определенными законодательством, должны приниматься с расчетом экономической
целесообразности.

Реализация системы управления предполагает:

2.5.1. Определение круга и количества унитарных предприятий, необходимых для выполнения государственных функций.

Для оптимизации количества унитарных предприятий необходимо, чтобы организации в форме унитарного предприятия создавались исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы.

Необходимо провести оценку деятельности всех унитарных предприятий исходя из того, что использование указанной организационно-правовой формы обосновано исключительно в следующих случаях:

- использование имущества, приватизация которого запрещена;

- разработка и изготовление отдельных видов продукции, находящихся в сфере национальных интересов Российской Федерации и обеспечивающих национальную безопасность;

- производство отдельных видов продукции, изъятых из гражданского оборота или ограниченных в гражданском обороте;

- осуществление деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

- осуществление деятельности, в целях решения социальных задач, а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций с целью обеспечения продовольственной безопасности государства;

- осуществление научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением национальной безопасности.

В случае принятия решений о несоответствии деятельности унитарных предприятий и учреждений определенным задачам осуществляется:

а) преобразование унитарных предприятий в акционерные общества, приватизация соответствующего государственного имущества иным способом;

б) передача унитарных предприятий и учреждений в муниципальную собственность;

в) преобразование унитарных предприятий в государственные учреждения;

г) реорганизация унитарных предприятий, учреждений путем слияния, присоединения;

д) ликвидация унитарных предприятий и учреждений.

2.5.2. В целях осуществления контроля за деятельностью руководителей унитарных предприятий и учреждений и самих унитарных предприятий и учреждений необходимо:

- отраслевым органам исполнительной власти края проводить мероприятия по приведению уставов подведомственных унитарных предприятий и учреждений в соответствие с действующим законодательством;

- осуществлять учет уставов унитарных предприятий и учреждений, а также контрактов с руководителями предприятий в органе исполнительной власти края по управлению государственным имуществом Краснодарского края в рамках ведения реестра государственной собственности Краснодарского края;

- органу исполнительной власти края по управлению государственным имуществом привести в соответствие с действующим законодательством примерный устав унитарного предприятия и примерный контракт с его руководителем, позволяющие в полном объеме осуществлять определенный настоящей Концепцией механизм взаимодействия с управляющим;

- привести организационно-правовую форму всех унитарных предприятий в соответствие с требованиями законодательства;

- привести трудовые договоры (контракты) с руководителями унитарных предприятий в соответствие с примерным трудовым договором;

- создать и поддерживать единую информационную систему, содержащую сведения о деятельности и финансово-экономическом состоянии унитарных предприятий и учреждений;

- отраслевым органам исполнительной власти края устанавливать по согласованию с департаментом экономического развития, инвестиций и внешних связей Краснодарского края, основные экономические и иные качественные показатели работы унитарных предприятий и учреждений, в соответствии с которыми оценивается эффективность их деятельности;

- отраслевым органам исполнительной власти края проводить периодический анализ финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий, достигнутых ими основных экономических показателей по результатам отчетов и данным проверок контролирующих органов;

- проводить обязательные аудиторские проверки унитарных предприятий.

На этапе согласования органом исполнительной власти края по управлению государственным имуществом Краснодарского края уставов унитарных предприятий и трудовых договоров (контрактов), заключаемых с их руководителями, подлежит анализу:

- соответствие устава унитарного предприятия примерному уставу, трудового договора (контракта) с руководителем примерному трудовому договору, действующему законодательству.

- наличие в реестре государственной собственности Краснодарского края имущества, закрепленного за унитарным предприятием.

В случае несоответствия устава унитарного предприятия и трудового договора (контракта) с его руководителем примерному уставу и примерному трудовому договору органом исполнительной власти края по управлению государственным имуществом Краснодарского края, должно быть отказано в их согласовании.

2.5.3. Установление принципов определения части прибыли унитарного предприятия и дальнейшего ее использования.

Часть прибыли унитарных предприятий, остающаяся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей должна также направляться на реконструкцию и перевооружение основных фондов этих предприятий.

Практическая реализация изложенного предполагает создание соответствующей правовой основы.

2.6. Контроль эффективности управления унитарными предприятиями и учреждениями.

Реализация предложенных мероприятий должна привести к следующим результатам:

- поступление дополнительных доходов в краевой бюджет от коммерческого использования имущества, высвобождаемого в результате реорганизации унитарных предприятий и учреждений, а также вследствие получения части прибыли предприятий;

- снижение цен на определенные виды товаров и услуг;

- сокращение количества унитарных предприятий и учреждений, снижение расходов краевого бюджета на их содержание, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности оставшихся унитарных предприятий и учреждений.

3. Управление акциями (долями) Краснодарского края

в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ.

Деятельность по управлению акциями (долями), находящимися в государственной собственности Краснодарского края, регулируется следующим образом:

а) Законодательное Собрание Краснодарского края в рамках закона Краснодарского края о программе приватизации государственного имущества в Краснодарском крае ежегодно утверждает перечень открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности Краснодарского края, планируемых к приватизации на соответствующий год;

б) администрация Краснодарского края принимает решение об участии края в хозяйственных обществах;

в) администрация Краснодарского края определяет порядок назначения (избрания) представителей Краснодарского края и представителей интересов Краснодарского края в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ;

г) орган исполнительной власти края по управлению государственным имуществом осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, организует учет акций находящихся в государственной собственности Краснодарского края, ведение соответствующего реестра и заключает договоры с физическими лицами, не являющимися государственными служащими, на представление интересов Краснодарского края в акционерных обществах;

д) государственное специализированное учреждение Краснодарского края “Фонд государственного имущества Краснодарского края“ от имени Краснодарского края осуществляет права акционера по переданным ему акциям (долям) до момента их продажи;

е) утратил силу. - Постановление Главы администрации края от 18.03.2005 N 231.

3.1. Цели управления акциями (долями).

Целями управления акциями (долями) являются:

- увеличение неналоговых доходов краевого бюджета;

- обеспечение выполнения хозяйственными товариществами и обществами общегосударственных функций;

- стимулирование развития производства;

- оптимизация управленческих затрат (сокращение количества хозяйственных обществ, в уставном капитале которых имеется доля Краснодарского края).

3.2. Контроль эффективности управления акциями (долями).

Осуществление контроля за эффективностью управления акциями (долями) связано с оценкой:

- динамика увеличения доходов от управления находящимися в государственной собственности Краснодарского края акциями (долями);

- сокращения количества закрепленных в государственной собственности Краснодарского края пакетов акций;

- функционирования механизма учета и контроля за деятельностью организаций, в которых участвует Краснодарский край, а также отчетности и контроля управляющих;

- результатов сокращения числа мелких неликвидных пакетов акций, находящихся в государственной собственности Краснодарского края.

II. ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

1. Цели, задачи и принципы государственной политики

приватизации

Целью государственной политики Краснодарского края в области приватизации в соответствии с настоящей Концепцией является кардинальное повышение эффективности функционирования унитарных предприятий и народнохозяйственного комплекса края в целом.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

- создание благоприятной экономической среды для развития предпринимательства, прежде всего в реальном секторе экономики края;

- оптимизация структуры государственной собственности Краснодарского края, включая структуру участия Краснодарского края в хозяйственных товариществах и обществах, уменьшение расходов краевого бюджета на управление государственным имуществом;

- привлечение инвестиций в реальный сектор экономики края, прежде всего за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии унитарных предприятий;

- создание широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщение отечественной продукции краевого рынка и ее продвижение на российский и мировой рынки;

- расширение производства и создание новых рабочих мест;

- рациональное пополнение доходной части краевого бюджета.

2. Методы реализации государственной политики в

области приватизации

Методы реализации государственной политики Краснодарского края в области приватизации имеют свою специфику в зависимости от вида государственного имущества.

В отношении унитарных предприятий необходимо:

а) определить их оптимальное количество, осуществить преобразование в акционерные общества, за исключением случаев, когда задачи, решаемые унитарным предприятием, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм;

б) провести приватизацию объектов незавершенного строительства, зданий и сооружений, не используемых для государственных нужд, преимущественно в целях создания новых производств, а также изъять неиспользуемое оборудование.

При принятии решений о приватизации необходимо учитывать сроки и способы приватизации, пополнение краевого бюджета и перспективное развитие приватизируемого предприятия.

В отношении пакетов акций, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, необходимо:

проводить приватизацию высоколиквидных пакетов акций с ориентацией на значительные поступления средств в краевой бюджет;

приватизацию низколиквидных пакетов акций осуществлять путем их продажи по конкурсу.

3. Государственный контроль за ходом проведения приватизации

и постприватизационным развитием предприятий

Целью гос“дарственного контроля Краснодарского края за ходом проведения приватизации является уменьшение рисков в отношении использования государственного имущества Краснодарского края, безусловная реализация новыми собственниками исполнения условий конкурса, гарантированное получение средств от приватизации в планируемых объемах и в установленные сроки.

Предусматриваются следующие этапы государственного контроля:

а) подготовка государственного имущества Краснодарского края к приватизации;

б) непосредственная реализация приватизационных процедур;

в) выполнение новым собственником взятых обязательств.

4. Информационное обеспечение приватизации государственного

имущества Краснодарского края.

Ключевыми задачами информационного обеспечения приватизации являются повышение уровня полноты и достоверности информации о приватизируемом государственном имуществе в целях прозрачности происходящих процессов, а также создания условий для государственного контроля и принятия эффективных решений в отношении государственной собственности Краснодарского края.

Для решения указанных задач необходимо:

- вести реестр государственного имущества Краснодарского края с проведением систематизации данных об элементах государственной собственности Краснодарского края (унитарные предприятия, пакеты акций, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, земельные участки, иное недвижимое имущество, решений по использованию имущества с учетом народнохозяйственных интересов). При ведении указанного реестра необходимо предусмотреть разработку единой системы показателей учета, контроля и анализа государственного имущества Краснодарского края, разработку правил и процедур обновления данных, системы разграничения доступа к информации различных категорий ее потребителей, реализацию мер ответственности за предоставление недостоверной информации и др.;

- завершить формирование системы информационного обеспечения деятельности органа исполнительной власти Краснодарского края по управлению государственным имуществом Краснодарского края, обеспечивающей получение, учет, хранение, обработку и выдачу данных об операциях с объектами государственной собственности Краснодарского края, а также информации, необходимой для проведения предпродажной подготовки приватизируемых предприятий, оценки их стоимости.

Заключение

Значение Концепции не сводится лишь к упорядочению осуществления Краснодарским краем полномочий собственника государственного имущества или субъекта имущественных прав, повышению эффективности использования имущества, увеличению доходов и оптимизации расходов государства в государственном секторе экономики.

Последовательная, планомерная и системная реализация Концепции является предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата в крае и осуществления важнейших государственных функций - развивающей и стимулирующей - в отношении краевой экономики.

Полная инвентаризация государственного имущества Краснодарского края в крае и за его пределами, вовлечение его в гражданский оборот, позволяет сформировать баланс имущества Краснодарского края. Это является непременным условием выполнения задачи привлечения инвестиций, путем предоставления гарантий инвесторам не за счет доходов краевого бюджета, а за счет реальных активов, характеризующихся такими экономическими показателями, как стоимость и ликвидность. Инвентаризация и классификация государственного имущества Краснодарского края, осуществление мероприятий по повышению его ликвидности позволят эффективно использовать указанное имущество в качестве обеспечения при привлечении инвестиционных ресурсов.

Переход от массовой приватизации к использованию индивидуального подхода при принятии решений о приватизации государственного имущества Краснодарского края повысит его оборотоспособность, позволит краю стать полноправным субъектом экономических отношений и оптимизировать структуру принадлежащих ему активов.

Увеличение доходов (рентных платежей и иных неналоговых поступлений) от более эффективного использования государственного имущества Краснодарского края и оптимизация расходов на управление им, в интересах осуществления развивающей функции государства, дадут возможность проведения политики снижения налогов на деятельность предприятий и должны быть увязаны с расходами краевого бюджета таким образом, чтобы значительная часть полученных доходов от использования имущества реинвестировалась вновь в национальную экономику, прежде всего в ее реальный сектор, а оставшаяся часть направлялась на поддержание и развитие государственного имущества.

Осуществление всего комплекса мероприятий, предусмотренных Концепцией, должно сопровождаться совершенствованием механизма образования и использования краевого бюджета.

Следующим необходимым шагом в использовании потенциала Концепции должно стать совершенствование оценки и отбора инвестиционных проектов (программ), которые финансируются за счет средств краевого бюджета или под реализацию которых предоставляются государственные гарантии.

Необходимо отдельно рассмотреть вопрос банкротства предприятий в рамках системы управления государственным имуществом.

На этапе осуществления процедур банкротства ориентации на фискальную составляющую этих процедур, то есть на скорейшее взыскание задолженности, не дает реальных результатов. Это является основной отличительной особенностью банкротства предприятий в Российской Федерации. В то же время грамотное применение процедур банкротства позволяет осуществлять структурные изменения обанкротившегося предприятия, что приводит в будущем к стабильному поступлению налогов, нормальной работе производства, увеличению числа рабочих мест и привлечению инвестиций.

Именно при процедурах банкротства предприятий происходит высвобождение объектов социальной сферы, вовлечение в оборот объектов недвижимости с одновременным сохранением работающих комплексов, производящих продукцию, имеющую реальный спрос. Исходя из этого, банкротство в первую очередь должно осуществляться в целях санации производства, создания новых структурных элементов производства.

Кроме того, банкротство - один из способов перераспределения собственности от неэффективных собственников к эффективным. Вопрос о банкротстве - это вопрос в большей степени инвестиционно-имущественный, чем фискальный. Процедуры банкротства позволяют создавать на базе ликвидного имущества банкрота новые эффективно работающие предприятия, возможно, с долей участия Краснодарского края.

Исходя из изложенного, участие Краснодарского края как кредитора в процедурах банкротства должно направляться на осуществление реструктуризации предприятий, привлечение эффективных собственников, достижение долгосрочных целей повышения эффективности предприятий в ущерб фискальным краткосрочным интересам.

Это возможно осуществить путем капитализации долга Краснодарскому краю, конвертации его в акции обществ и реализации их для решения обозначенных задач.

Создавая детальные правовые и организационные механизмы реализации Концепции, необходимо ориентироваться на перспективные стратегические экономические интересы края, которым должны служить результаты процесса превращения Краснодарского края в эффективного собственника.

Заместитель главы

администрации края,

руководитель департамента

имущественных отношений

Краснодарского края

В.М.БОНДАРЬ

Приложение N 2

к Постановлению главы

администрации края

от 29 августа 2003 N 842

ПЛАН

ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ

АКТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

----T-----------------------T--------------------T---------------¬

¦ N ¦ Содержание вопроса ¦ Срок подготовки ¦ Ответственные ¦

¦ ¦ ¦ ¦ исполнители ¦

+---+-----------------------+--------------------+---------------+

¦I. В сфере управления государственными предприятиями и учрежде- ¦

¦ниями ¦

+---T-----------------------T--------------------T---------------+

¦ 1 ¦Правила разработки и ¦IV квартал 2003 года¦Департамент ¦

¦ ¦утверждения программ ¦ ¦имущественных ¦

¦ ¦деятельности краевых ¦ ¦отношений ¦

¦ ¦государственных унитар-¦ ¦Краснодарского ¦

¦ ¦ных предприятий Красно-¦ ¦края, иные от- ¦

¦ ¦дарского края ¦ ¦раслевые органы¦

¦ ¦ ¦ ¦исполнительной ¦

¦ ¦ ¦ ¦власти Красно- ¦

¦ ¦ ¦ ¦дарского края ¦

+---+-----------------------+--------------------+---------------+

¦ 2 ¦О методике определения ¦II квартал 2003 года¦Департамент ¦

¦ ¦основных экономических ¦ ¦экономического ¦

¦ ¦показателей эффектив- ¦ ¦развития, ин- ¦

¦ ¦ности деятельности кра-¦ ¦вестиций и ¦

¦ ¦евых государственных ¦ ¦внешних связей ¦

¦ ¦унитарных предприятий ¦ ¦Краснодарского ¦

¦ ¦Краснодарского края ¦ ¦края, департа- ¦

¦ ¦и открытых акционерных ¦ ¦мент по финан- ¦

¦ ¦обществ, акции которых ¦ ¦сам, бюджету и ¦

¦ ¦находятся в государст- ¦ ¦контролю Крас- ¦

¦ ¦венной собственности ¦ ¦нодарского ¦

¦ ¦Краснодарского края ¦ ¦края, иные ¦

¦ ¦ ¦ ¦органы исполни-¦

¦ ¦ ¦ ¦тельной власти ¦

¦ ¦ ¦ ¦Краснодарского ¦

¦ ¦ ¦ ¦края ¦

+---+-----------------------+--------------------+---------------+

¦ 3 ¦Приведение в соответст-¦IV квартал 2003 года¦Департамент ¦

¦ ¦вие с действующим зако-¦ ¦имущественных ¦

¦ ¦нодательством Примерно-¦ ¦отношений ¦

¦ ¦го устава государствен-¦ ¦Краснодарского ¦

¦ ¦ного унитарного пред- ¦ ¦края ¦

¦ ¦приятия Краснодарского ¦ ¦ ¦

¦ ¦края ¦ ¦ ¦

+---+-----------------------+--------------------+---------------+

¦ 4 ¦Приведение в соответст-¦IV квартал 2003 года¦Департамент ¦

¦ ¦вие с действующим зако-¦ ¦имущественных ¦

¦ ¦нодательством Примерно-¦ ¦отношений ¦

¦ ¦го трудового договора с¦ ¦Краснодарского ¦

¦ ¦руководителем государ- ¦ ¦края ¦

¦ ¦ственного унитарного ¦ ¦ ¦

¦ ¦предприятия Краснодар- ¦ ¦ ¦

¦ ¦ского края ¦ ¦ ¦

+---+-----------------------+--------------------+---------------+

¦ 5 ¦Примерное положение о ¦I квартал 2004 года ¦Департамент ¦

¦ ¦комиссии органа испол- ¦ ¦имущественных ¦

¦ ¦нительной власти Крас- ¦ ¦отношений ¦

¦ ¦нодарского края по ана-¦ ¦Краснодарского ¦

¦ ¦лизу эффективности ¦ ¦края, иные от- ¦

¦ ¦деятельности государст-¦ ¦раслевые органы¦

¦ ¦венных унитарных пред- ¦ ¦исполнительной ¦

¦ ¦приятий Краснодарского ¦ ¦власти Красно- ¦

¦ ¦края ¦ ¦дарского края ¦

+---+-----------------------+--------------------+---------------+

¦ 6 ¦Порядок проведения ме- ¦I квартал 2004 года ¦Департамент ¦

¦ ¦роприятий по контролю ¦ ¦имущественных ¦

¦ ¦за использованием по ¦ ¦отношений ¦

¦ ¦назначению и сохран- ¦ ¦Краснодарского ¦

¦ ¦ностью имущества, нахо-¦ ¦края ¦

¦ ¦дящегося в государст- ¦ ¦ ¦

¦ ¦венной собственности ¦ ¦ ¦

¦ ¦Краснодарского края ¦ ¦ ¦

+---+-----------------------+--------------------+---------------+

¦ 7 ¦Приведение в соответст-¦IV квартал 2003 года¦Департамент ¦

¦ ¦вие с Федеральным ¦ ¦имущественных ¦

¦ ¦законом от 14 ноября ¦ ¦отношений ¦

¦ ¦2002 года N 161-ФЗ “О ¦ ¦Краснодарского ¦

¦ ¦государственных и муни-¦ ¦края, иные от- ¦

¦ ¦ципальных унитарных ¦ ¦раслевые органы¦

¦ ¦предприятиях“ Постанов-¦ ¦исполнительной ¦

¦ ¦ления главы администра-¦ ¦власти Красно- ¦

¦ ¦ции Краснодарского края¦ ¦дарского края ¦

¦ ¦от 18 июня 2001 г. ¦ ¦ ¦

¦ ¦N 517 “О делегировании ¦ ¦ ¦

¦ ¦полномочий администра- ¦ ¦ ¦

¦ ¦ции Краснодарского края¦ ¦ ¦

¦ ¦по управлению и распо- ¦ ¦ ¦

¦ ¦ряжению объектами госу-¦ ¦ ¦

¦ ¦дарственной собствен- ¦ ¦ ¦

¦ ¦ности Краснодарского ¦ ¦ ¦

¦ ¦края“ ¦ ¦ ¦

+---+-----------------------+--------------------+---------------+

¦II. В сфере управления акциями, находящимися в государственной ¦

¦собственности Краснодарского края ¦

+---T-----------------------T--------------------T---------------+

¦ 1 ¦Проект закона Красно- ¦IV квартал 2003 года¦Департамент ¦

¦ ¦дарского края “О прог- ¦ ¦имущественных ¦

¦ ¦нозном плане (програм- ¦ ¦отношений ¦

¦ ¦ме) приватизации на ¦ ¦Краснодарского ¦

¦ ¦2004 год“ ¦ ¦края, иные ор- ¦

¦ ¦ ¦ ¦ганы исполни- ¦

¦ ¦ ¦ ¦тельной власти ¦

¦ ¦ ¦ ¦Краснодарского ¦

¦ ¦ ¦ ¦края ¦

L---+-----------------------+--------------------+----------------

Заместитель главы

администрации края,

руководитель департамента

имущественных отношений

Краснодарского края

В.М.БОНДАРЬ