Законы и постановления РФ

Закон Краснодарского края от 10.07.2001 N 377-КЗ (ред. от 16.12.2003) “Об организации и деятельности органов опеки и попечительства в Краснодарском крае“ (принят ЗС Краснодарского края 29.06.2001)

Утратил силу с 1 января 2005 года в связи с принятием Закона Краснодарского края от 28.12.2004 N 818-КЗ.

Изменения, внесенные Законом Краснодарского края от 16.12.2003 N 649-КЗ, вступили в силу со дня официального опубликования.

10 июля 2001 года N 377-КЗ

ЗАКОН

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Принят

Постановлением

Законодательного Собрания

Краснодарского края



от 29 июня 2001 г. N 1078-П

(в ред. Закона Краснодарского края

от 16.12.2003 N 649-КЗ)

Настоящий закон регулирует вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства на территории Краснодарского края.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство об органах опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим законом и уставами муниципальных образований.

Статья 2. Понятия, применяемые в настоящем законе

В настоящем законе используются следующие понятия:

опека - форма защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, а также граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства;



попечительство - форма защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а также граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;

патронаж - особая форма попечительства совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять, защищать свои права и исполнять обязанности, устанавливаемая по их просьбе;

несовершеннолетние - дети, не достигшие возраста 18 лет;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - несовершеннолетние, родители (единственный родитель) которых: умерли; лишены судом родительских прав, ограничены в родительских правах; признаны судом недееспособными, ограниченными в дееспособности, длительно отсутствующими; находятся в лечебных учреждениях; заключены под стражу, отбывают наказание в виде лишения свободы; уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе отказываются брать своих детей из лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба родителя или единственный родитель;

приемная семья - форма устройства ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью;

усыновление (удочерение) - форма устройства ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, устанавливаемая в судебном порядке.

Статья 3. Органы опеки и попечительства

В соответствии с законодательством Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

Организация деятельности органов местного самоуправления по осуществлению полномочий по опеке и попечительству определяется уставами муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.

Для осуществления полномочий по опеке и попечительству образуется орган местного самоуправления, являющийся юридическим лицом, или соответствующие функции в целях реализации указанных полномочий могут возлагаться исполнительно-распорядительным органом муниципального образования:

(абз. 3 в ред. Закона Краснодарского края от 16.12.2003 N 649-КЗ)

в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, - на муниципальные органы управления образованием;

в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, - на муниципальные органы управления здравоохранением;

в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве (патронаже) по состоянию здоровья, - на муниципальные органы социальной защиты населения.

Абзац 7 исключен. - Закон Краснодарского края от 16.12.2003 N 649-КЗ.

Глава II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ОПЕКИ

И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Статья 4. Задачи органов опеки и попечительства

Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

обеспечение необходимых условий для жизни и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей или не имеющих необходимых условий для проживания в семье и нуждающихся в защите и помощи со стороны государства;

осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием подопечных;

защита личных и имущественных прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей или не имеющих необходимых условий для проживания в семье и нуждающихся в защите и помощи со стороны государства, а также граждан, признанных судом недееспособными или ограниченными в дееспособности, и совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять, защищать свои права и исполнять обязанности.

Статья 5. Полномочия органов опеки и попечительства

В соответствии с возложенными на них задачами органы опеки и попечительства:

организуют выявление детей, оставшихся без попечения родителей или не имеющих необходимых условий для проживания в семье и нуждающихся в защите и помощи со стороны государства, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять, защищать свои права и исполнять обязанности;

устанавливают опеку и попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей, и гражданами, признанными судом недееспособными или ограниченными в дееспособности;

устанавливают патронаж;

назначают опекунов и попечителей;

освобождают и отстраняют опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

заключают с приемными родителями договоры о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;

принимают решения о помещении детей, оставшихся без попечения родителей, в воспитательные, образовательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения;

принимают меры по защите жилищных прав подопечных, по обеспечению их жилой площадью в соответствии с законодательством Российской Федерации;

дают предварительное разрешение на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечных и несовершеннолетних, сдаче его внаем (аренду), в безвозмездное пользование или в залог; сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечным и несовершеннолетним прав на раздел их имущества или выделением из него долей; сделок, в которых затрагиваются имущественные интересы подопечных и несовершеннолетних;

назначают управляющего имуществом подопечного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

принимают решения об объявлении несовершеннолетних полностью дееспособными в порядке эмансипации с согласия обоих родителей или лиц, их замещающих;

предъявляют в судах иски, связанные с защитой личных и имущественных прав и интересов подопечных, а также о признании граждан недееспособными или ограниченными в дееспособности;

осуществляют надзор за деятельностью опекунов, попечителей и оказывают им необходимую помощь и содействие;

рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам усыновления (удочерения), опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;

реализуют иные полномочия и функции по опеке и попечительству в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

(абз. 16 в ред. Закона Краснодарского края от 16.12.2003 N 649-КЗ)

Статья 6. Функции по опеке и попечительству муниципальных органов управления образованием, здравоохранением и муниципальных органов социальной защиты населения

Муниципальные органы управления образованием, здравоохранением и муниципальные органы социальной защиты населения при возложении на них органами местного самоуправления функций по опеке и попечительству:

осуществляют подбор граждан, способных к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, и ведут их учет;

подготавливают документы по назначению опекуна или попечителя, а также по освобождению или отстранению опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей;

обеспечивают временное устройство в специализированные учреждения граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве, а также сохранность их имущества;

ведут учет граждан, над которыми установлена опека или попечительство;

осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования подопечных;

осуществляют защиту личных и имущественных прав и интересов подопечных в случае ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;

подготавливают документы о назначении и выплате денежных средств на содержание подопечного;

участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных;

привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства;

рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;

осуществляют иные функции по опеке и попечительству в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Специальные функции по опеке и попечительству муниципальных органов управления образованием

Кроме функций, перечисленных в статье 6 настоящего Закона, муниципальные органы управления образованием при возложении на них органами местного самоуправления функций по опеке и попечительству:

выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, и ведут их учет;

осуществляют подбор и учет лиц, способных к выполнению обязанностей усыновителя, ведут учет лиц, в отношении которых произведено усыновление (удочерение);

осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, дают заключение о возможности быть приемными родителями;

подготавливают необходимые документы для усыновления (удочерения), установления опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, передачи их в приемную семью;

обеспечивают устройство детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, нуждающихся в защите и помощи со стороны государства, в случае необходимости в образовательные, лечебные учреждения или учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения;

при наличии правовых оснований для усыновления (удочерения) ребенка и невозможности передачи ребенка на воспитание в семью в течение месяца направляют сведения о таком ребенке в орган исполнительной власти Краснодарского края для постановки на централизованный учет в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

дают заключение о возможности раздельного проживания опекуна или попечителя с подопечными;

дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным в порядке эмансипации;

оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям в воспитании, обучении и организации отдыха подопечных;

участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел, связанных с содержанием, воспитанием и образованием детей, нуждающихся в защите и помощи со стороны государства;

проводят обследование условий жизни ребенка и лица, обратившегося в соответствующий орган и изъявившего желание его усыновить (удочерить) либо выполнять обязанности опекуна, попечителя или приемного родителя;

представляют в суд заключения по спорам, связанным с содержанием, воспитанием и образованием несовершеннолетних;

участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей;

осуществляют иные полномочия по опеке и попечительству в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Специальные функции по опеке и попечительству муниципальных органов управления здравоохранением

Кроме функций, перечисленных в статье 6 настоящего Закона, муниципальные органы управления здравоохранением при возложении на них органами местного самоуправления функций по опеке и попечительству:

выявляют граждан, которые вследствие психического расстройства нуждаются в установлении над ними опеки, и новорожденных детей, оставшихся без попечения родителей;

оказывают необходимую помощь до установления опеки гражданам, признанным судом недееспособными;

осуществляют устройство новорожденных детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения здравоохранения;

обеспечивают медицинское освидетельствование граждан, обратившихся в соответствующий орган и изъявивших желание усыновить (удочерить) ребенка (детей), выполнять обязанности опекуна или попечителя;

участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных и несовершеннолетних, нуждающихся в защите и помощи со стороны государства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

выполняют иные полномочия по опеке и попечительству в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Специальные функции по опеке и попечительству муниципальных органов социальной защиты населения

Кроме функций, перечисленных в статье 6 настоящего Закона, муниципальные органы социальной защиты населения при возложении на них органами местного самоуправления функций по опеке и попечительству:

выявляют несовершеннолетних, нуждающихся в защите и помощи со стороны государства;

оказывают правовую, социальную и материальную помощь несовершеннолетним, нуждающимся в защите и помощи со стороны государства;

оказывают помощь дееспособным совершеннолетним лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять, защищать свои права и исполнять свои обязанности, до установления попечительства;

осуществляют устройство дееспособных совершеннолетних граждан в дома-интернаты для престарелых и инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществляют патронаж;

осуществляют устройство несовершеннолетних, нуждающихся в защите и помощи со стороны государства, в специализированные учреждения;

участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

выполняют иные полномочия по опеке и попечительству в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Полномочия по опеке и попечительству органов исполнительной власти Краснодарского края

Департамент образования и науки Краснодарского края:

контролирует осуществление функций по опеке и попечительству муниципальными органами управления образованием и образовательными учреждениями;

контролирует обеспечение необходимых условий содержания, воспитания и образования детей, оставшихся без попечения родителей, в случае их усыновления (удочерения), передачи в приемные семьи, образовательные учреждения, под опеку или попечительство;

формирует региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории Краснодарского края;

ведет учет иностранных граждан и лиц без гражданства, изъявивших желание усыновить (удочерить) ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, и предоставляют им информацию о детях, в отношении которых возникли установленные законом основания для их усыновления (удочерения) иностранными гражданами или лицами без гражданства, выдает им направления для посещения ребенка (детей) по фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о передаче на воспитание в семью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

комплектует учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные (коррекционные) школы-интернаты.

Департамент здравоохранения Краснодарского края:

контролирует осуществление функций по опеке и попечительству муниципальными органами управления здравоохранением, учреждениями здравоохранения;

комплектует дома ребенка;

организует работу экспертной медицинской комиссии для выдачи медицинского заключения о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью.

Департамент социальной защиты населения Краснодарского края:

контролирует осуществление функций по опеке и попечительству муниципальными органами социальной защиты населения, учреждениями социальной защиты населения;

разрабатывает и осуществляет мероприятия по расширению сети учреждений социального обслуживания населения, контролирует их работу, оказывает им правовую, организационную и методическую помощь.

Статья 11. Кадровое обеспечение

Осуществление функций по опеке и попечительству в муниципальных органах управления образованием в отношении несовершеннолетних возлагается на инспекторов (специалистов) школ по охране прав детства. Количественный состав инспекторов (специалистов) школ по охране прав детства в муниципальных органах управления образованием устанавливается из расчета один специалист по охране прав детства на 5 тысяч детей, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

(в ред. Закона Краснодарского края от 16.12.2003 N 649-КЗ)

Глава III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 12. Вступление в силу настоящего закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации

Краснодарского края

А.Н.ТКАЧЕВ

г. Краснодар

10 июля 2001 года

N 377-КЗ