Законы и постановления РФ

<Разъяснение> УМНС РФ по Краснодарскому краю от 08.06.2001 <О налогообложении имущества предприятий и организаций>

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ

РАЗЪЯСНЕНИЕ

от 8 июня 2001 года

О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

Приказом N БГ-3-04/389 от 15 ноября 2000 года МНС РФ утвердило Изменения и дополнения N 5 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий“.

Однако эти изменения и дополнения не сняли всех вопросов, с которыми налогоплательщики обращаются как в министерство, так и в налоговые органы на местах. В связи с этим мы предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы, наиболее часто встречающиеся.

Вопрос: Вправе ли организация, занимающаяся переработкой сельскохозяйственного сырья, частично получаемого на давальческой основе, воспользоваться
льготой по налогу на имущество предприятий, предоставляемой пунктом “б“ ст. 4 Закона РФ “О налоге на имущество предприятий“?

Ответ: Пунктом “б“ ст. 4 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 “О налоге на имущество предприятий“ (далее - Закона N 2030-1) установлено, что данным налогом не облагается имущество организаций по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Указанная льгота по налогу на имущество предприятий предоставляется только тем организациям, которые непосредственно осуществляют процесс производства и (или) переработки и (или) хранения сельскохозяйственной продукции, лова и переработки рыбы и морепродуктов (то есть осуществляют конкретный вид экономической деятельности) вне зависимости от имущественной принадлежности перерабатываемого сельскохозяйственного сырья, рыбы и морепродуктов.

Таким образом, организации, получающие сельскохозяйственное сырье, рыбу и морепродукты на давальческой основе и осуществляющие их переработку, вправе использовать указанную льготу по налогу на имущество предприятий, при условии, что выручка, полученная от оказания услуг по переработке сельскохозяйственной продукции, составляет не менее 70% общей суммы выручки.

Если выручка от указанных видов деятельности составляет менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), то в соответствии с п. “в“ ст. 5 Закона N 2030-1 стоимость имущества организации, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, лова и переработки рыбы и морепродуктов.

Данная льгота предоставляется также независимо от того, кому принадлежат сельскохозяйственная продукция, рыба и морепродукты, переработку которых осуществляет организация.

Вопрос: Каков порядок исчисления налога на имущество предприятий, организацией, реализующей
товары по договорам поставки, если в соответствии с учетной политикой выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется по моменту оплаты, а договорами не оговариваются особые условия перехода права собственности на реализуемые товары?

Ответ: В соответствии со ст. 2 Закона N 2030-1 налогом на имущество предприятий облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика.

Статьей 223 ГК РФ установлено, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Данные по реализации продукции (работ, услуг) отражались организациями в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56, действовавшей до введения в действие в организации нового Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, по кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)“ и дебету счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками“. В этом случае отгруженная и неоплаченная продукция не была собственностью поставщика и поэтому расчеты с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию, являющуюся собственностью покупателя (приобретателя вещи), учитывавшуюся поставщиком на счете 62, не была объектом обложения налогом на имущество предприятий.

Если условиями договора определен отличный от общегражданской нормы момент перехода права собственности на продукцию (товары, работы, услуги), например по факту оплаты, отгруженная, но неоплаченная продукция (например при экспорте продукции, а также товары, преданные на комиссию) являлась собственностью продавца, для отражения стоимости которой на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности был предназначен счет 45 “Товары отгруженные“, остатки по которому облагались налогом на имущество предприятий в соответствии с подпунктом “а“
п. 4 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий“ (далее - Инструкция N 33).

Данный порядок применяется всеми организациями вне зависимости от выбранного организацией и закрепленного в приказе об учетной политике метода определения выручки от реализации товаров (работ, услуг). То есть по моменту отгрузки или по моменту оплаты.

Для целей обложения налогом на имущество предприятий организация принимает остаточную стоимость имущества по данным бухгалтерского учета.

В случае если учетная политика определена организацией по мере оплаты расчетных документов, в то время как переход права на отгруженную продукцию согласно договору поставки возникает у покупателя с момента передачи продукции, то производится только корректировка выручки от реализации продукции (работ, услуг) для исчисления налога на прибыль. Что касается налога на имущество предприятий, то он исчисляется в соответствии с учетной политикой, устанавливающей правила ведения бухгалтерского учета организации (утверждается приказом (распоряжением) по организации).

Вопрос: Обязана ли организация, выполняющая строительные работы длительного характера, вести счет бухгалтерского учета 36 “Выполненные этапы по незавершенным работам“ и остатки по нему включить при исчислении налоговой базы по налогу на имущество предприятий?

Ответ: Согласно ст. 2 Закона N 2030-1 налогом на имущество предприятий облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика.

Согласно п. 4 Инструкции N 33 для определения налоговой базы по налогу на имущество предприятий принимаются отражаемые в активе баланса остатки по счетам бухгалтерского учета, включая счет 36 “Выполненные этапы по незавершенным работам“.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56, действовавшей
до введения в действие в организации нового Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, счет 36 “Выполненные этапы по незавершенным работам“ был предназначен для обобщения информации о законченных в соответствии с заключенными договорами этапах работ, имеющих самостоятельное значение. Этот счет использовался организациями, выполняющими работы долгосрочного характера (строительные, научные, проектные, геологические и т.п.).

Применение счета 36 “Выполненные этапы по незавершенным работам“ должно быть оговорено организацией при формировании ее учетной политики (правила ведения бухгалтерского учета). Принимая решение о применении указанного счета, организация должна была исходить из продолжительности выполнения договорных обязательств. Счет 36 целесообразно было использовать для учета работ продолжительностью свыше одного года, а также в случае, если расчеты в договоре предусмотрены не в целом за объект, а по отдельным этапам.

Поэтому у организаций, выполняющих работы долгосрочного характера, остаток незавершенного производства на бухгалтерском счете 36 “Выполненные этапы по незавершенным работам“, показывающий произведенные затраты по выполненным работам, подлежали обложению налогом на имущество предприятий.

Использование счета 36 “Выполненные этапы по незавершенным работам“ не носило обязательного характера, однако если в положении об учетной политике организации (утвержденном приказом (распоряжением) руководителя организации и применяемом с 1 января и до конца года) предусмотрено ведение данного счета для обобщения информации о заключенных в соответствии с заключенными договорами этапах работ, имеющих самостоятельное значение, то остатки по нему организация должна была включать при исчислении налоговой базы по налогу на имущество предприятий.

Вопрос: Каков порядок обложения налогом на имущество предприятий, построенных или приобретенных организацией по договору купли-продажи объектов недвижимого имущества, до момента государственной регистрации прав собственности на данные объекты?

Ответ: Статьей 2 Закона N 2030-1
установлено, что данным налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.

Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Письмо МНС России от 28.04.2000 N ВГ-6-02/334@ и Приказ Минфина России от 24.03.2000 N 31н “О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету“ в части внесения изменений в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н), касающихся отражения в составе капитальных вложений затрат на основные средства, не оформленных актами приемки-передачи и иными документами (включая документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях), распространяются на объекты недвижимого имущества, приобретенные (построенные) после 1 января 2000 года.

Таким образом, объект недвижимости, право собственности на который не зарегистрировано в едином государственном реестре, не может быть принят к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств. Указанный объект до момента регистрации права собственности должен отражаться в бухгалтерском учете на счете 08 “Капитальные вложения“.

Данное положение не было четко определено в нормативных актах бухгалтерского учета до введения в действие с 1 января 2000 года Приказа Минфина России от 24.03.2000 N 31н.

До 1 января 2000 года стоимость законченного строительством объекта, приемка в эксплуатацию которого была оформлена в установленном порядке, до момента государственной регистрации прав собственности являлась объектом обложения налогом на имущество предприятий в соответствии со ст. 2 Закона N 2030-1, так как пунктом 3.2.2 Положения
по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного Приказом Минфина России от 30.12.1993 N 160, установлено, что законченные строительством здания и сооружения, установленное оборудование, законченные работы по реконструкции объектов, увеличивающие их первоначальную стоимость, приемка в эксплуатацию которых оформлена в установленном порядке, зачисляются в состав основных средств.

При приобретении объектов недвижимости путем купли-продажи применяется аналогичный порядок налогообложения имущества, так как согласно ст. 218 и 131 ГК РФ переход права собственности на объект недвижимости на основании договора купли-продажи также подлежит государственной регистрации.

До 1 января 2000 года при определении порядка налогообложения имущества, приобретенного по договору купли-продажи, до момента государственной регистрации права собственности следовало руководствоваться нормами ГК РФ, правилами ведения бухгалтерского учета и условиями договора купли-продажи.

После государственной регистрации права собственности у покупателя продавец теряет право собственности на реализуемый объект. Таким образом, государственная регистрация права собственности на объект недвижимости у покупателя является основанием для организации - продавца по списанию данного объекта недвижимости с баланса и прекращению уплаты налога на имущество предприятий по данному объекту недвижимости.

Согласно п. 5 ст. 55 НК РФ если имущество, являющееся объектом налогообложения, было приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) после начала календарного года, налоговый период по налогу на это имущество в данном календарном году определяется как период времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика.

Пунктом 3 ст. 551 ГК РФ установлено, что в случае если одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные
задержкой регистрации.

В соответствии с п. 1 изменений и дополнений N 5, внесенных в Инструкцию N 33, предусмотрено включение в налоговую базу по налогу на имущество предприятий расходов организации, отражаемых в бухгалтерском учете на счете 08 “Капитальные вложения“, в том числе расходов по возведению зданий и сооружений по состоянию на 1-е число месяца квартала, следующего за истечением срока строительства (монтажа), установленного договором подряда в соответствии с проектно-сметной документацией (проектом организации строительства), а также расходов по приобретению зданий и сооружений. Указанные изменения должны быть учтены организациями при определении среднегодовой стоимости имущества по расчетам по налогу на имущество предприятий с 1 января 2001 года.

Вопрос: Какой порядок исчисления налога на имущество по товарным знакам: начисляется ли на товарный знак амортизация, если нет, то нужно ли ее начислять только для расчета налога на имущество или налог исчисляется с первоначальной стоимости товарного знака?

Ответ: Согласно ст. 2 Закона N 2030-1 налогом на имущество предприятий облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации права, возникающие из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование, относятся к нематериальным активам. Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования. При этом амортизация не начисляется только по нематериальным активам некоммерческих организаций.

Амортизация нематериальных активов по объектам нематериальных активов, принадлежащих предприятию на правах собственности и по которым проводится погашение стоимости, согласно
Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, действовавшей до введения в действие в организации нового Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, учитывалась на счете 05 “Амортизация нематериальных активов“. Некоммерческие организации учитывают износ, исчисленный для целей налогообложения налогом на имущество предприятий, за балансом.

Остатки по счету бухгалтерского учета 04 “Нематериальные активы“ (за минусом суммы износа) включались в налоговую базу при исчислении налога на имущество предприятий в соответствии с подпунктом “а“ п. 4 Инструкции N 33.

Вопрос: Вправе ли организация-лизингодатель воспользоваться льготой по налогу на имущество в части исключения из налоговой базы имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы, если льготируемое имущество находится на балансе лизингодателя?

Ответ: Пунктом “б“ ст. 4 Закона N 2030-1 установлено, что данным налогом не облагается имущество организаций по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Если выручка от указанных видов деятельности составляет менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), то в соответствии с п. “в“ ст. 5 Закона N 2030-1 стоимость имущества организации, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, лова и переработки рыбы и морепродуктов.

Следует иметь в виду, что указанная льгота по налогу на имущество предприятий предоставляется только тем организациям, которые непосредственно осуществляют процесс производства и (или) переработки и (или) хранения сельскохозяйственной продукции, лова и переработки
рыбы и морепродуктов (то есть осуществляют конкретный вид экономической деятельности).

Что касается организаций, выполняющих в соответствии со своими учредительными документами функции лизингодателей и получившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке разрешения (лицензии) на осуществление лизинговой деятельности, то в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 их деятельность относится к разделу “Деятельность по операциям с недвижимым имуществом и арендой; деятельность исследовательская и коммерческая“.

Учитывая изложенное, если по договору лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, то плательщиком налога по имуществу, переданному в лизинг, является лизингодатель, который не вправе использовать льготу по налогу на имущество предприятий, установленную пунктом “в“ ст. 5 Закона N 2030-1, поскольку его деятельность не является деятельностью по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, лову и переработке рыбы и морепродуктов.

Вопрос: Является ли свидетельство о государственной аккредитации научной организации достаточным основанием для предоставления научной организации льготы по налогу на имущество, установленной пунктом “к“ ст. 4 Закона N 2030-1?

Ответ: Пунктом “к“ ст. 4 Закона 2030-1 установлено, что данным налогом не облагается имущество государственных научных центров, а также научно-исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70%.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике“ Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную аккредитацию научных организаций и выдают им свидетельства о государственной аккредитации. Свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации.

Указанное положение в Закон N 2030-1 не внесено.

Пунктом “к“ п. 5 Инструкции N 33 рекомендовано при определении права на указанную льготу руководствоваться действующими формами государственной статистической отчетности о выполнении научных исследований и разработок, утверждаемыми Госкомстатом России, другими документами, по которым имеется возможность установить льготируемый объем научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ.

Таким образом, если у научной организации, имеющей свидетельство о государственной аккредитации, объем научных работ за отчетный год составит не менее 70%, она вправе воспользоваться льготой по налогу на имущество предприятий, установленной пунктом “к“ ст. 4 Закона N 2030-1.

Если у организации, имеющей свидетельство о государственной аккредитации, объем научных работ за отчетный год составил менее 70%, льгота по налогу на имущество предприятий, установленная пунктом “к“ ст. 4 Закона N 2030-1, не предоставляется.

Вопрос: Имеют ли право руководители филиалов и обособленных подразделений организации подписывать и представлять налоговые декларации по налогу на имущество предприятий в налоговые органы от имени юридического лица?

Ответ: В соответствии со ст. 1 Закона N 2030-1 (в части, не противоречащей части первой НК РФ) плательщиками данного налога являются организации (включая банки, к которым в соответствии с НК РФ относятся и другие кредитные организации), в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Абзацем 3 ст. 9 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ (в ред. от 09.07.1999 N 155-ФЗ) установлено, что до введения в действие части второй НК РФ признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций, исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.

Порядок расчетов с бюджетом по налогу на имущество предприятий определен статьей 7 Закона N 2030-1.

Таким образом, расчеты налога и среднегодовой стоимости имущества за отчетный период должны представляться организациями в налоговые органы по месту своего нахождения (месту государственной регистрации) и месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений лично или по почте.

Статьи 26 - 29 НК РФ предусматривают возможность для налогоплательщика-организации участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя.

Руководители филиалов и представительств признаются законными представителями налогоплательщика-организации и в рамках своей компетенции, определяемой на основании положения о филиале (представительстве) и (или) соответствующей доверенности, вправе подписывать и представлять налоговые декларации соответствующему налоговому органу.

Вопрос: Два юридических лица, зарегистрированных в разных субъектах Российской Федерации, в рамках совместной деятельности ведут общие дела по производству и реализации продукции. Один из участников простого товарищества производит и реализует продукцию, а другой ведет бухгалтерский учет по совместной деятельности. Каков порядок уплаты налога на имущество предприятий?

Ответ: В соответствии со ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Причем согласно п. 1 ст. 1043 ГК РФ внесенное товариществами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором простого товарищества либо не вытекает из существа обязательства. Таким образом, смены собственника не происходит, а изменяется лишь форма собственности.

Статьей 2 Закона N 2030-1 установлено, что стоимость имущества, объединенного организациями в целях осуществления совместной деятельности без образования юридического лица, принимается для целей налогообложения в расчет участниками договоров о совместной деятельности, внесшими это имущество, а созданного (приобретенного) в результате этой деятельности - участниками договоров о совместной деятельности в соответствии с установленной долей собственности по договору.

Согласно п. 10 Инструкции N 33, изданной на основании указанного закона, организация, осуществляющая ведение бухгалтерского учета ценностей и операций, связанных с осуществлением совместной деятельности, сообщает участникам договорам о совместной деятельности сведения о стоимости имущества, созданного (приобретенного) в результате ее осуществления и являющегося объектом налогообложения, до срока, установленного для представления налоговых расчетов.

Таким образом, налог на имущество предприятий каждым из участников простого товарищества уплачивается самостоятельно в соответствии с установленной по договору долей по месту своего нахождения (месту государственной регистрации).

Вопрос: Организация имеет недвижимое имущество (дополнительный офис, не имеющий отдельного баланса), находящееся не по месту регистрации организации, а в другом субъекте Российской Федерации. В дополнительном офисе, где документы ежедневно обрабатываются и в конце рабочего дня передаются в головную организацию, оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца.

Следует ли дополнительный офис считать обособленным подразделением организации? Если да, то что следует включать в налоговую базу для расчета налога на имущество предприятий?

Ответ: Абзацем 3 ст. 9 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ (в ред. от 09.07.1999 N 155-ФЗ) установлено, что до введения в действие части второй НК РФ признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.

Указанный порядок вступил в действие с 12 июля 1999 года и может быть применен организациями с 1 января 2000 года.

Статьей 7 Закона N 2030-1, действующего в части, не противоречащей части первой НК РФ, установлено, что сумма платежей по налогу на имущество предприятий зачисляется равными долями в республиканский бюджет республик в составе Российской Федерации, краевой, областной бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, в районный бюджет района или городской бюджет города по месту нахождения организации. Организации, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета (а с 1 января 2000 года обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет), зачисляют налог на имущество предприятий в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений.

Таким образом, налог на имущество предприятий должен уплачиваться в бюджет по месту нахождения юридического лица и по месту нахождения его филиалов и иных обособленных подразделений.

Пунктом 2 ст. 1 НК РФ установлено, что обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации“ рабочее место - это место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Если организация имеет территориально обособленные подразделения, имеющие признаки обособленного подразделения организации, определенные п. 2 ст. 11 части первой НК РФ, то налог на имущество предприятий со стоимости имущества этих обособленных подразделений организации подлежит уплате в бюджет в соответствии со ст. 7 Закона N 2030-1 по месту нахождения указанного подразделения.

Пресс-служба УМНС РФ

по Краснодарскому краю