Законы и постановления РФ

Письмо УМНС РФ по Краснодарскому краю от 12.04.2001 N 06-04-14-113 “Об особенностях уплаты единого социального налога“

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ

ПИСЬМО

от 12 апреля 2001 г. N 06-04-14-113

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА

Инспекции МНС РФ по

городам и районам края

Управление МНС РФ по Краснодарскому краю, в связи с многочисленными запросами по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, разъясняет:

Вопрос 1: Освобождается ли от уплаты единого социального налога крестьянское (фермерское) хозяйство, зарегистрированное как юридическое лицо и глава крестьянского (фермерского) хозяйства - как индивидуальный предприниматель с выплат, начисленных в пользу членов крестьянских (фермерских) хозяйств, являющимися инвалидами I, II, III группы?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 239 части второй Налогового Кодекса РФ от уплаты единого социального налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I, II, III групп, в том числе и крестьянское (фермерское) хозяйство, зарегистрированное как юридическое лицо в части выплат, начисленных в пользу членов крестьянского (фермерского) хозяйства, являющихся инвалидами I, II или III групп.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства - как индивидуальный предприниматель, являющийся инвалидом I, II или III группы, освобожден от уплаты единого социального налога в части своих доходов от предпринимательской и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100000 рублей в год.



Статьей 11 Налогового кодекса РФ определено, что организация - юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством РФ, а индивидуальный предприниматель - физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Если глава крестьянского (фермерского) хозяйства нанимает работников, он будет являться работодателем, при этом его организационно-правовой статус, как предпринимателя без образования юридического лица не меняется, и действие подпункта 1 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ в части предоставления льгот по уплате единого социального налога с выплат и вознаграждений, начисленным наемным работникам инвалидам I, II, III группы на него не распространяется.

Вопрос 2: Включаются ли в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу суммы единовременной материальной помощи по семейным обстоятельствам, суммы частичной компенсации стоимости путевок, а также суммы, направленные на лечение и медицинское обслуживание работников, членов их семей и бывшим работникам (пенсионерам), выплаченные за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия?

Ответ: Согласно пункту 4 статьи 236 Налогового кодекса РФ не признаются объектом налогообложения выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые по договорам гражданско-правового характера, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций, или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц. При этом следует иметь в виду, что освобождение от налогообложения таких выплат осуществляется только в том случае, если они сделаны за счет нераспределенной прибыли. Если же у предприятия по результатам прошлого года убыток, то все выплаты облагаются единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

В соответствии со статьей 238 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению единым социальным налогом суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями работникам в связи со стихийными бедствиями, членам умершего работника или работнику в связи со смертью членов его семьи, работникам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 237 пункт 4 Налогового кодекса РФ выплаченные суммы частичной компенсации путевок, а также на лечение и медицинское обслуживание работников и членов их семьи и бывшим работникам (пенсионерам) считаются материальной выгодой, и облагаются единым социальным налогом.

Вопрос 3: Облагаются ли единым социальным налогом суммы компенсационных выплат матерям, осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 3-х лет в размере 50 процентов минимального размера оплаты труда?

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособие по безработице, беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста до 1,5 лет. Суммы компенсационных выплат матерям, осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 3-х лет в размере 50 процентов минимального размере оплаты труда, не включены в Перечень компенсационных выплат и подлежат налогообложению единым социальным налогом.

Вопрос 4: Кто является плательщиком единого социального налога по доходам, полученным физическим лицом от сдачи в аренду имущества (квартир, транспорта, земельного пая), физическому и юридическому лицу?

Ответ: При сдаче в аренду имущества физическим лицом юридическому лицу в соответствии с пунктом 1 статьи 236 объектом налогообложения признаются вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальному предпринимателю) по договорам гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг). В данном случае налогоплательщиком единого социального налога является юридическое лицо.



Физические лица, сдающие в аренду другому физическому лицу имущество или транспортные средства, относятся к категории налогоплательщиков по единому социальному налогу и уплачивают данный налог.

В данном случае, единый социальный налог уплачивает арендатор, с суммы уплаченной арендной платы арендодателю.

Вопрос 5: Облагаются ли единым социальным налогом доходы, полученные в виде акций или иных имущественных долей, распределенных между акционерами или работниками организации пропорционально их доле и видам акций, либо в виде разницы между новой и первоначальной номинальной стоимостью акций или их имущественной доли в уставном капитале?

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 237 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по единому социальному налогу учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 Налогового кодекса РФ), начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме или полученные работником от работодателя в виде иной материальной выгоды.

Полученные акционерами или работниками организации дополнительные акции или иные имущественные доли в результате переоценки основных фондов и увеличения удельного капитала, не являются выплатами, начисленными в пользу работников за выполнение работ, или безвозмездными выплатами в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиками договорными отношениями.

В связи с этим, стоимость дополнительно полученных акционерами или работниками организации акций или увеличение их номинальной стоимости не являются объектом обложения единым социальным налогом.

Вопрос 6: Применяется ли пункт 4 статьи 236 Налогового кодекса РФ к субъектам малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности при исчислении единого социального налога?

Ответ: В соответствии со статьей 1 Закона РФ N 222-ФЗ от 29.12.1995 “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, для субъектов малого предпринимательства“, применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организацией за отчетный период. Данная организация не является плательщиком налога на прибыль (налога на доходы) и подход к формированию финансовых результатов у них иной.

Таким образом, действие пункта 4 статьи 236 Налогового кодекса РФ не распространяется на субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Вопрос 7: Облагаются ли единым социальным налогом выплаты (награждения) школьникам и студентам победителям - участникам спортивных соревнований?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 236 Налогового кодекса РФ безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым и гражданско-правовым договорами признаются объектом налогообложения по единому социальному налогу.

Таким образом, выплаты в качестве призов (в денежном и натуральном выражении, которыми награждаются школьники и студенты - участники спортивных соревнований), включаются в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу.

Вопрос 8: Каким образом исчисляется единый социальный налог при заключении договора комиссии по реализации товара между организацией и частным лицом?

Ответ: В соответствии с пунктом 5 статьи 38 части 1 Налогового кодекса РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Поскольку договоры комиссии, поручения, агентирования являются договорами оказания услуг, то суммы вознаграждений по таким договорам включаются в налоговую базу по единому социальному налогу в том случае, если плательщики единого социального налога являются комитентом (доверителем, принципалом) по данному договору, а комиссионером (поверенным, агентом) является физическое лицо (не зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя).

Вопрос 9: Как исчислить единый социальный налог крестьянскому (фермерскому) хозяйству, зарегистрированному как юридическое лицо и главе крестьянского (фермерского) хозяйства - как индивидуальному предпринимателю?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Вместе в тем, крестьянское (фермерское) хозяйство, зарегистрированное до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 статьи 1 Закона РСФСР от 22.11.90 N 348-1 “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“, наделено правами юридического лица.

Таким образом, крестьянское (фермерское) хозяйство может быть представлено следующими организационно-правовыми формами:

1) Глава крестьянского (фермерского) хозяйства - как индивидуальный предприниматель;

2) Крестьянское (фермерское) хозяйство - как юридическое лицо.

При этом, глава крестьянского (фермерского) хозяйства и крестьянское (фермерское) хозяйство могут выступать в качестве работодателя и, следовательно, являться плательщиками налога как со своего дохода, так и с выплат и вознаграждений, начисленных наемным работникам. В этом случае ими представляется в налоговый орган две декларации об уплате налога по двум основаниям и расчет по уплате авансовых платежей по налогу за наемных работников.

Обязанности налогоплательщика-работодателя возлагаются в этом случае как на крестьянские (фермерские) хозяйства-юридические лица, так и на глав крестьянских (фермерских) хозяйств-индивидуальных предпринимателей как лиц, производящих выплаты и вознаграждения наемным работникам.

В соответствии с разъяснениями Президиума Высшего арбитражного суда крестьянское (фермерское) хозяйство, зарегистрированное в соответствии с Законом РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“ (в редакции от 27.12.90 N 461-1), приобретает статус юридического лица и отчитывается о своей производственной и финансовой деятельности в порядке, установленном для юридических лиц, имеет устав, зарегистрированный в установленном порядке, расчетный счет в банке. Его глава осуществляет свои полномочия по управлению имуществом хозяйства и вступает в договорные отношения с другими юридическими лицами от имени крестьянского хозяйства.

В связи с этим, уплата единого социального налога таким хозяйством производится в порядке, установленном для налогоплательщиков-работодателей, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 235 Кодекса.

Вопрос 10: Взимается ли единый социальный налог с денежных средств, выделенных работникам бюджетных организаций для оказания материальной помощи и различного рода выплат премиальных вознаграждений?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 238 Налогового кодекса РФ, кроме выплат указанных в пункте 1 данной статьи, не подлежат налогообложению выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период по каждому из следующих оснований: суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту и суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.

Дополнительных льгот для бюджетных учреждений не предусмотрено.

Вопрос 11: Что понимается под вознаграждениями, выплачиваемыми по лицензионным договорам, и в каких случаях они облагаются единым социальным налогом?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по единому социальному налогу признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе, вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам.

В соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом СССР от 31.05.1991 N 2213-1 “Об изобретениях в СССР“, Законом СССР от 10.07.1991 N 2328-1 “О промышленных образцах“, Законом Российской Федерации от 06.08.1993 N 5605-1 “О селекционных достижениях“) лицензионные договоры заключаются для коммерческого использования создаваемой интеллектуальной собственности (произведение, изобретение, полезная модель, промышленный образец, селекционные достижения, фирменное наименование, товарный знак и т.д.).

По лицензионному договору лицензиар обязуется предоставить право на использование созданной им интеллектуальной собственности лицензиату, который обязуется уплатить вознаграждение за предоставление этого права.

Следовательно, все выплаченные лицензиару, обусловленные договором, суммы будут являться выплатой вознаграждений в пользу лицензиара, а для самого лицензиара - доходами, полученными по лицензионным договорам.

Если лицензиаром (получателем вознаграждения) является юридическое лицо, то суммы, выплаченные по лицензионным договорам, у лицензиата не включаются в облагаемую базу для исчисления единого социального налога, так как они выплачиваются не в пользу работников.

Вознаграждения, выплачиваемые работодателем работникам по лицензионным договорам, облагаются единым социальным налогом в общеустановленном порядке, за исключением части суммы налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Если лицензиаром является индивидуальный предприниматель, то на основании пункта 1 статьи 236 Налогового кодекса РФ вознаграждения, выплачиваемые ему по лицензионным договорам, у лицензиата не подлежат обложению единым социальным налогом, так как, индивидуальные предприниматели осуществляют деятельность от своего имени и уплату единого социального налога производят самостоятельно, в том числе и от вознаграждений, получаемых по лицензионным договорам, за минусом расходов, связанных с их выполнением.

Вопрос 12: Подлежат ли налогообложению суммы пенсионных взносов, перечисляемые организациями на основании договоров с негосударственными пенсионными фондами, заключенных в пользу своих работников, производимые за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль предприятий и организаций?

Ответ: На основании пункта 4 статьи 237 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы для исчисления единого социального налога учитывается материальная выгода, получаемая работником в виде страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ) в случаях, когда страховые взносы полностью или частично вносились за него работодателем.

Таким образом, расходы организации - вкладчика по перечислению пенсионных взносов на основании договоров с негосударственными пенсионными фондами, заключенных в пользу своих работников, должны учитываться при исчислении единого социального налога.

Вопрос 13: Каким образом и кем производится начисление и уплата единого социального налога в случае оплаты организацией страховых взносов по договору добровольного медицинского страхования работников, если впоследствии выплаты застрахованным лицам все же были произведены?

Ответ: В соответствии с подпунктом 7 статьи 238 Налогового кодекса РФ суммы страховых платежей по обязательному страхованию работников, осуществляемому работодателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных работников и оплаты страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам, не подлежат обложению единым социальным налогом.

Правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения Российской Федерации определены Гражданским кодексом РФ (глава 48), Законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации“, Законом Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ (далее - Закон о медицинском страховании), Законом о медицинском страховании не предусмотрена выплата страхового обеспечения застрахованному лицу.

Если же по договору добровольного медицинского страхования работников предусмотрены выплаты денежных средств застрахованных работникам, то на суммы страховых взносов (платежей), перечисленные организацией-работодателем в страховую медицинскую организацию, начисление единого социального налога должно быть произведено в общеустановленном порядке организацией-работодателем, которая произвела перечисление средств в страховую компанию. При этом, согласно статье 242 Налогового кодекса РФ, датой получения дохода будет считаться день начисления выплат в пользу работников (физических лиц, в пользу которых осуществляются выплаты).

Вопрос 14: Какие органы (Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или Фонда социального страхования Российской Федерации) в 2001 году будут осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления в Фонд социального страхования Российской Федерации страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний?

Ответ: На основании статьи 11 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога, а уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.

Согласно статье 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ сбор указанных страховых взносов возложен на страховщика, т.е. на Фонд социального страхования Российской Федерации.

Вопрос 15: Какие договоры относятся к договорам гражданско-правового характера и к трудовым договорам, на основании которых производятся выплаты и иные вознаграждения работодателем в пользу своих работников и физических лиц, не связанных с налогоплательщиком указанными договорами?

Ответ: В соответствии со статьей 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков являются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые работодателями в пользу работников, по всем основаниям, в том числе:

вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;

выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.

К договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) и вознаграждения по которым являются объектом обложения единым социальным налогом (за исключением части налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации), относятся договоры на выполнение работ (оказание услуг), заключаемые в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Такими договорами, в частности, являются договоры: подряда, аренды, возмездного оказания услуг, перевозки, транспортной экспедиции, хранения, поручения, комиссии, доверительного управления имуществом, агентский договор.

По гражданско-правовому договору исполняет индивидуально-конкретное задание (поручение, заказ и др.). Предметом такого договора служит конечный результат труда (построенное или отремонтированное здание, доставленный груз, подготовленный бухгалтерский отчет).

Работающие по гражданско-правовым договорам самостоятельно определяют приемы и способы выполнения заказа. Для них важен конечный результат труда - исполнение заказа в надлежащем качестве и в согласованный срок.

По договорам гражданско-правового характера одна сторона выполняет определенные виды работ или услуг (вне зависимости от квалификации или специальности, а также должности) для другой стороны в договоре и при этом не обеспечивается различными видами пособий, предоставляемых работодателями работникам, работающим на условиях договоров (оплата больничных листов, работающим на условиях договоров (оплата больничных листов, отпусков).

Согласно статье 15 Кодекса законов о труде Российской Федерации (далее - КЗоТ) трудовой договор есть соглашение между трудящимися и предприятием работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением правилам внутреннего распорядка, а предприятие - выплачивать ему заработную плату и обеспечить установленные официальными нормативными актами условия труда.

Отличительными признаками трудового договора являются выполнение работы по определенной квалификации (должности) (при приеме на работу в организации издается приказ о приеме на работу с указанием должности, профессии, времени начала работы, ведется трудовая книжка работника), подчинение внутреннему трудовому распорядку, обеспечение работодателем условий труда и гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, выплата работнику заработной платы (как правило регулярно и пропорционально отработанному времени). Трудовой договор заключается в письменной форме.

Признаки трудового договора в полной мере относятся и к контракту, который согласно положениям КЗоТ равнозначен трудовому договору. На них распространяется единый правовой режим, и стороны вправе сами выбрать наименование заключаемого договора о труде, внешнее их различие состоит в том, что по складывающейся практике в контрактах более подробно излагаются условия труда, взаимные права и обязанности сторон.

Вопрос 16: Производится ли начисление и уплата единого социального налога благотворительными организациями с выплат, производимых в пользу физических лиц, не связанных с ними договорными отношениями, в случае, если источником этих выплат являются средства, полученные от других организаций после уплаты ими налога на прибыль?

Ответ: В соответствии со статьей 236 Налогового кодекса РФ объектом обложения единым социальным налогом для работодателей (кроме физических лиц) являются, в том числе выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.

При этом указанные выплаты согласно пункту 4 статьи 236 Налогового кодекса РФ не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.

Для благотворительной организации получение средств от других организаций является обычной хозяйственной операцией. Такие средства не являются для благотворительной организации средствами, оставшимися после уплаты налога на прибыль предприятий и организаций. Выплаты, производимые из указанных средств, облагаются единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

Вопрос 17: Распространяется ли льгота, предусмотренная статьей 25 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год“, на выплаты и вознаграждения, производимые лицами вольнонаемного состава?

Ответ: В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год“ Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная пограничная служба Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в 2001 году освобождается от уплаты единого социального налога в части, исчисляемой и уплачиваемой в Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования и пенсионный фонд Российской Федерации с денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками органов налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы и таможенной системы Российской Федерации, имеющими специальные знания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выплаты, производимые вышеназванными федеральными органами исполнительной власти в пользу лиц вольнонаемного состава, не относящихся в вышеперечисленным категориям военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, имеющих специальные знания, облагаются единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

Вопрос 18: Облагаются ли единым социальным налогом выплаты, начисленные в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания?

Ответ: Согласно статье 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Льгот по уплате единого социального налога в части выплат, производимых в пользу осужденных, главой 24 Налогового кодекса РФ не установлено.

Кроме того, согласно статье 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные к лишению свободы, привлеченные в труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам на общих основаниях. Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, облагаются единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

Вопрос 19: Распространяется ли действие подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ на все организации, производящие выплаты работникам за счет членских взносов?

Ответ: В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 не подлежат налогообложению единым социальным налогом суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций. Перечень организаций, указанных в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ, является исчерпывающим.

На другие организации, производящие выплаты за счет членских взносов, и не указанные в этом подпункте, льготы по уплате единого социального налога не распространяются.

Вопрос 20: Освобождаются ли организации от уплаты единого социального налога с выплат, производимых сотрудникам, являющимся иностранным гражданами или лицами без гражданства, если в трудовые договоры с этими сотрудниками будут включены положения, противоречащие нормам законодательства Российской Федерации о пенсионном, социальном и медицинском страховании?

Ответ: Согласно пункту 2 статьи 239 Налогового кодекса РФ организации, производящие выплаты наемным работникам, освобождаются от уплаты налога с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателями не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования - в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.

В случае, когда условия социального страхования иностранного работника, указанные в трудовом договоре (контракте), заключенном работодателем с этим работником, будут противоречить нормам законодательства Российской Федерации о социальном страховании иностранных работников, в первую очередь, следует руководствоваться теми условиями социального страхования, которые оговорены трудовым договором (контрактом) с иностранным работником, при отсутствии таких норм в трудовом договоре (контракте) - международными договорами и законодательством Российской Федерации.

Вопрос 21: Распространяется ли льгота, предусмотренная подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ, на все организации, созданные для достижения образовательных целей?

Ответ: В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ от уплаты единого социального налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника, освобождаются учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-ин“алидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Льготы по уплате налога предоставляются указанным учреждениям только в случае, если единственными собственниками их имущества являются общественные организации инвалидов на основании учредительных документов (решение учредителя о создании организации, устав, положение), в которых должны содержаться сведения о собственнике имущества данной организации (реестра акционеров), при наличии в учредительных документах организации записи о том, что они созданы для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Вопрос 22: Могут ли налогоплательщики, перечисленные в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса РФ, производить уплату единого социального налога в Фонд социального страхования Российской Федерации в добровольном порядке?

Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 235 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, перечисленные в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса РФ, не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации. Согласно статье 241 Налогового кодекса РФ они уплачивают налог по ставкам, предусмотренным пунктом 4 указанной статьи.

Производить уплату единого социального налога в Фонд социального страхования Российской Федерации налогоплательщики, перечисленные в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса РФ, после установления в законодательном порядке для них такой обязанности и права, а также соответствующей ставки налога.

Вопрос 23: Имеют ли на применение регрессивных ставок единого социального налога в 2001 году организации, осуществляющие во II полугодии 2000 года деятельности менее 6 месяцев?

Ответ: В соответствии со статьей 245 Налогового кодекса РФ право на применение регрессивной шкалы ставок при исчислении и уплате единого социального налога в 2001 году приобретают налогоплательщики, у которых во втором полугодии 2000 года фактический размер выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, превышал 25000 рублей.

Налогоплательщики, которые осуществляли во II полугодии 2000 года деятельность менее шести месяцев, например созданные после 01.07.2000 года, обязаны в течение всего 2001 года уплачивать единый социальный налог по ставкам, предусмотренным пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса РФ при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100000 рублей, независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.

Вопрос 24: Если организация на основании расчета, изложенного в ответе на предыдущий вопрос, получила право на применение в 2001 году регрессивных ставок единого социального налога, обязана ли она ежемесячно соблюдать условия, предусмотренные абзацем вторым пункта второго статьи 241 Налогового кодекса РФ?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 241 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-работодатели, получившие право применять в текущем налоговом периоде регрессивные ставки налога, предусмотренные пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса РФ, должны еще ежемесячно осуществлять контроль за величиной налоговой базы, накопленной с начала года.

В случае, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника, исчисленная в порядке, предусмотренном абзацем первым пункта 2 статьи 241 Налогового кодекса РФ, становится менее суммы, равной 4200 рублям, умноженным на количество месяцев в текущем налоговом периоде, то такие налогоплательщики уплачивают налог за истекший месяц по ставкам, предусмотренным пунктом 1 вышеназванной статьи при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100000 рублей, независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.

Таким образом, для того, чтобы ежемесячно расчет авансовых платежей по единому социальному налогу производить по регрессивным ставкам, организации необходимо соблюдать также условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 241 Налогового кодекса РФ.

Вопрос 25: При определении права на применение регрессивных ставок единого социального налога следует ли исключать численность 10 или 30 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру доходы?

Ответ: При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты 10 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты, а у налогоплательщиков с численностью до 30 человек (включительно) - выплаты 30 процентам работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты.

Для целей корректности данного расчета из численности работников также подлежит исключению численность соответственно 10 и 30 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты.

Налогоплательщики, у которых фактический размер выплат, начисленных в среднем на одного работника составил менее 25000 рублей, уплачивают налог в текущем налоговом периоде по ставкам, предусмотренным пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса РФ при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100000 рублей, независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.

Расчет численности работников производится в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в форматах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 07.12.1998 N 121.

Вопрос 26: Какой порядок исчисления и уплаты единого социального налога централизованными бухгалтериями бюджетных учреждений (образование, медицина и т.д.)?

Ответ: В соответствии с пунктом 9 статьи 243 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают налог по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения каждого из обособленных подразделений. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленном подразделению.

Управлением МНС РФ по Краснодарскому краю по вопросу о порядке исчисления и уплаты единого социального налога централизованными бухгалтериями направлен запрос в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

До получения разъяснений по данному вопросу, считаем целесообразным, перечислять единый социальный налог централизованными бухгалтериями по месту нахождения группы учреждений платежным поручением в разрезе фондов с приложением реестра-расшифровки по каждому учреждению, а не отдельно платежным поручением по каждому плательщику налога.

Вопрос 27: Какой порядок применения штрафных санкций при непредставлении в установленный срок расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу для юридических и физических лиц, выступающих в качестве работодателей и налоговой декларации за налоговый период?

Ответ: В соответствии со статьей 243 Налогового кодекса РФ и Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.12.2000 N БГ-3-07/469 данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщики-работодатели отражают в расчете по авансовым платежам, который представляется в территориальную налоговую инспекцию МНС РФ по месту постановки на учет не позднее 20-го числа месяца, следующего за

Согласно статье 126 Налогового кодекса РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 243 данные налогоплательщики-работодатели представляют в налоговые органы налоговую декларацию за налоговый период (за год) не позднее 30 марта года, следующего за истекшим периодом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 244 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, не являющиеся работодателями представляют налоговую декларацию в налоговый орган не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно статье 119 Налогового кодекса РФ непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации, влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц начиная с 181-го дня.

Зам. руководителя Управления,

Государственный советник

налоговой службы III ранга

П.В.ФИСЕНКО