Законы и постановления РФ

Постановление Избирательной комиссии Краснодарского края от 30.08.2000 N 248-П “О Разъяснениях порядка и правил проведения предвыборной агитации при проведении выборов главы администрации (губернатора) Краснодарского края“

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 августа 2000 г. N 248-П

О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПОРЯДКА И ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ

ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ

ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОРА) КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

В соответствии со ст. 7, п. 7 ст. 11, ст. 41 - 50 Закона Краснодарского края “О выборах главы администрации (губернатора) Краснодарского края“ избирательная комиссия Краснодарского края постановляет:

1. Утвердить Разъяснения о порядке и правилах проведения предвыборной агитации при проведении выборов главы администрации (губернатора) Краснодарского края (прилагаются).

2. Опубликовать настоящее постановление в журнале “Вестник избирательной комиссии Краснодарского края“ и в газетах “Кубанские новости“, “Кубань сегодня“.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на секретаря избирательной комиссии Краснодарского края С.С. Кучеренко.

Председатель

избирательной комиссии

В.ПАСТАРНАК

Секретарь

избирательной комиссии

С.КУЧЕРЕНКО

Приложение

к
Постановлению

Избирательной комиссии

Краснодарского края

от 30 августа 2000 г. N 248-П

РАЗЪЯСНЕНИЯ

ПОРЯДКА И ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ

(ГУБЕРНАТОРА) КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Предвыборная агитация является одним из самых существенных и важных этапов избирательного процесса. Именно на основании предвыборной агитации избиратель определяет свой выбор в пользу того или иного кандидата. Поэтому соблюдение порядка и правил проведения предвыборной агитации во многом определяет легитимность всего избирательного процесса.

Федеральное и региональное законодательство обеспечивает гражданам России, общественным объединениям, политическим партиям при проведении выборов и референдума свободное осуществление агитации.

Данное положение вытекает из ст. 29 и ст. 31 Конституции России, в которых закреплены гарантии свободы мысли и слова, а также право граждан мирно, без оружия, проводить митинги, шествия, демонстрации и пикетирование.

Однако следует особо отметить, что реализация данного положения одним субъектом права не должна нарушать права и законные интересы других лиц. С этой целью законодательством детально регламентирован процесс ведения предвыборной агитации.

Предоставляя свободу для проведения предвыборной агитации, законодатель тем не менее предусмотрел ряд ограничений, направленных на недопущение нарушений принципов избирательного процесса, закрепленных в законе. Эти ограничения имеют свои особенности для различных участников избирательного процесса.

Во-первых, п. 3 ст. 41 Закона Краснодарского края “О выборах главы администрации (губернатора) Краснодарского края“ запрещает проведение предвыборной агитации:

а) органам государственной власти края, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

б) лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, военнослужащим при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения;

в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

г) благотворительным организациям и религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям;

д) избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего
голоса.

Во-вторых, со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов главы администрации (губернатора) до момента регистрации кандидата, а также в день голосования и в предшествующий ему день предвыборная агитация запрещается.

В-третьих, оплата мероприятий и материалов агитационного характера из каких-либо источников, кроме предвыборного фонда зарегистрированного кандидата, запрещена.

I. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ КАНДИДАТОВ

Каждый из зарегистрированных кандидатов имеет право на проведение предвыборной агитации с момента своей регистрации в избирательной комиссии Краснодарского края и до 21.00 1 декабря 2000 года.

Зарегистрированный кандидат вправе самостоятельно избрать форму и характер своей предвыборной агитации, которая может проводиться посредством:

- организации и проведения массовых мероприятий (собраний, встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);

- выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

- использования электронных и печатных средств массовой информации.

Зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах государственных организаций телерадиовещания на равных условиях. Предоставляемое эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию. При этом 1/2 общего объема бесплатного эфирного времени отводится для совместного проведения дискуссий, “круглых столов“ и иных совместных агитационных мероприятий. Зарегистрированный кандидат вправе отказаться от участия в совместном агитационном мероприятии. О своем отказе он должен информировать организацию телерадиовещания не позднее чем за 4 дня до передачи данного мероприятия в эфир.

Каждый зарегистрированный кандидат вправе также за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированного эфирного времени время в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов. Платное эфирное время предоставляется на основании договора, заключенного после проведения жеребьевки. Если же зарегистрированный кандидат после проведения жеребьевки откажется от
использования эфирного времени, он обязан не позднее чем за 2 дня до выхода в эфир в письменной форме сообщить об этом соответствующей организации телерадиовещания.

Зарегистрированные кандидаты пользуются правом на предоставление им как бесплатной, так и платной печатной площади в краевых государственных периодических печатных изданиях. Кандидат вправе отказаться от предоставленной услуги, платной или бесплатной, о чем обязан сообщить не позднее чем за 5 дней до дня публикации соответствующей редакции периодического печатного издания.

Для того чтобы принять участие в жеребьевках по распределению эфирного времени либо печатной площади как на платной, так и на бесплатной основе, зарегистрированный кандидат должен подать письменную заявку:

- по предоставлению бесплатного эфирного времени - в избирательную комиссию Краснодарского края;

- по предоставлению платного эфирного времени - в ГТРК “Кубань“, ГТРК “Сочинская“, ТРК “Кубань-РТВ“, муниципальные и другие негосударственные телерадиовещательные организации;

- по предоставлению как бесплатной, так и платной печатной площади - в соответствующие редакции периодических печатных изданий.

Для проведения встреч с избирателями, собраний, митингов, публичных дебатов и других предвыборных массовых мероприятий зарегистрированные кандидаты вправе на основе договора арендовать здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям.

Зарегистрированные кандидаты вправе беспрепятственно выпускать предвыборные печатные, аудиовизуальные и иные материалы. Но перед началом распространения экземпляры предвыборных печатных агитационных материалов либо их копии должны быть представлены в избирательную комиссию Краснодарского края. Данные материалы должны содержать наименование и юридический адрес организации (фамилию, имя, отчество, место жительства лица), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилия, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) данный материал, а также информацию об их тираже и дате выпуска.

II. ОБЯЗАННОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ И ОРГАНОВ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии
с п. 1 ст. 48 Закона Краснодарского края “О выборах главы администрации (губернатора) Краснодарского края“ обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам и их доверенным лицам в организации и проведении предвыборных массовых мероприятий.

При этом закон предусматривает механизм реализации указанными субъектами прав на проведение предвыборных действий. Так, заявления о выделении помещения рассматриваются государственными органами, органами местного самоуправления в течение трех дней со дня их подачи. По заявке территориальных избирательных комиссий помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются безвозмездно на время, установленное избирательной комиссией. Для обеспечения принципа равного статуса зарегистрированных кандидатов владелец помещения в случае предоставления его одному из зарегистрированных кандидатов не вправе отказать другому зарегистрированному кандидату либо его доверенному лицу в предоставлении помещения на таких же условиях.

Органы местного самоуправления не позднее 2 ноября 2000 года обязаны выделить и оборудовать по согласованию с территориальными избирательными комиссиями специальные места для размещения предвыборных печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка. При этом данные места должны быть удобными для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли прочесть размещенную в них информацию. Зарегистрированным кандидатам должна быть выделена равная площадь для размещения предвыборных печатных агитационных материалов.

Кроме специально оборудованных мест, допускается размещение предвыборных агитационных предвыборных агитационных материалов на различных зданиях, сооружениях, в помещениях, иных объектах с согласия их собственников, владельцев. Законом особо оговаривается, что размещение указанных материалов на объекте, находящемся в государственной и (или) муниципальной собственности, производится бесплатно и на равных условиях для всех зарегистрированных кандидатов.

Предвыборные агитационные печатные материалы, размещенные на зданиях, сооружениях и специальных стендах, сохраняются в день голосования на прежних местах.

Агитационные материалы, выпущенные в
связи с выборами, не следует путать с изготовленными избирательной комиссией Краснодарского края информационными материалами о зарегистрированных кандидатах. Последние должны размещаться на основании закона участковыми избирательными комиссиями в помещениях для голосования либо непосредственно перед указанными помещениями на специальных стендах.

III. УЧАСТИЕ СМИ В ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ

Редакциям СМИ следует принять во внимание, что субъектами агитационной деятельности на каналах телерадиокомпаний и в периодических печатных изданиях могут быть только зарегистрированные кандидаты на должность главы администрации (губернатора) Краснодарского края. Иные участники избирательного процесса (избирательные блоки, объединения, доверенные лица кандидатов и т.д.) не вправе вести агитационную деятельность с использованием средств массовой информации.

Право на участие в предвыборной агитации получат только те редакции СМИ, которые не позднее 23 сентября 2000 года опубликуют расценки и другие условия оплаты эфирного времени и печатной площади и представят в избирательную комиссию края уведомления о готовности участвовать в предвыборной агитации с приложением указанных публикаций или их копий.

Обязанность предоставления бесплатных эфирного времени и печатной площади зарегистрированным кандидатам возлагается только на региональные редакции СМИ с государственным участием.

Редакции муниципальных и частных СМИ не имеют права предоставлять услуги зарегистрированным кандидатам бесплатно.

Редакции государственных ТРК начинают предвыборную агитацию по рабочим дням с 3 ноября по 1 декабря (включительно) 2000 года, а редакции газет - с 24 октября по 1 декабря (включительно) 2000 года.

Жеребьевки по предоставлению бесплатного и платного эфирного времени, печатной площади производятся в течение недели после завершения регистрации кандидатов. Жеребьевку по предоставлению бесплатного эфирного времени производит избирательная комиссия Краснодарского края, по предоставлению платного эфирного времени - телерадиокомпании. Жеребьевку по предоставлению печатной площади, как платной, так и бесплатной, проводят редакции периодических
печатных изданий. Все жеребьевки проводятся на основании письменных заявок от зарегистрированных кандидатов.

Общий объем бесплатного эфирного времени для региональных организаций телерадиовещания должен составлять не менее 30 минут по рабочим дням, причем половина этого времени отводится для проведения “круглых столов“, дискуссий и других форм совместных агитационных мероприятий.

Государственные ТРК обязаны резервировать и платное эфирное время, объем которого не может быть меньше бесплатного и превышать его более чем в 2 раза.

Общий еженедельный объем бесплатной печатной площади должен составлять не менее пяти процентов общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания. Данный объем декларируется соответствующей редакцией не позднее чем через 20 дней после опубликования решения о назначении (проведении) выборов.

Общий объем платной печатной площади краевых государственных изданий должен быть не менее бесплатного объема и не может превышать его более чем в 2 раза.

Общий объем печатной площади муниципальных изданий, предоставляемой зарегистрированным кандидатам за плату, определяется редакцией соответствующего издания.

Организации телевидения и радио, редакции периодических печатных изданий, предоставившие зарегистрированным кандидатам свои услуги бесплатно либо за плату, обязаны вести учет объемов и стоимости этих услуг по формам, установленным избирательной комиссией Краснодарского края. За 5 дней до дня голосования и в пятидневный срок после дня голосования, т.е. до 28 ноября и до 9 декабря 2000 г., эти данные должны быть представлены в избирательную комиссию Краснодарского края соответствующими организациями.

По запросам избирательной комиссии Краснодарского края организации теле- и радиовещания, а также редакции периодических печатных изданий должны предоставить документы, подтверждающие согласие зарегистрированного кандидата на выполнение для него платных работ и согласие на оплату услуг.

Редакции ТРК и газет не вправе публиковать (обнародовать) сведения, способные нанести ущерб
чести, достоинству и деловой репутации кандидата, если они не смогут предоставить этому кандидату возможность бесплатно опубликовать (обнародовать) соответствующее разъяснение или опровержение до окончания срока предвыборной агитации. При этом эфирное время должно быть предоставлено в той же программе и в то же время суток, а по объему не должно быть меньше времени, необходимого диктору для прочтения стандартной страницы машинописного текста.

Газетное опровержение должно быть набрано тем же шрифтом на том же месте полосы, причем нельзя требовать, чтобы объем опровержения был меньше одной стандартной страницы машинописного текста.

Со дня окончания регистрации кандидатов организации, проводящие связанные с выборами главы администрации опросы общественного мнения в целях их опубликования в СМИ, а также организации, публикующие эти результаты и прогнозы выборов, направляют копии этих публикаций в избирательную комиссию Краснодарского края для формирования информационного банка, данные которого должны предоставляться зарегистрированному кандидату, его доверенному лицу, уполномоченному представителю зарегистрированного кандидата по финансовым вопросам, а также представителям других средств массовой информации, наблюдателям по их запросам для ознакомления или копирования.

IV. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ

СРЕДИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается. Встречи зарегистрированных кандидатов и их доверенных лиц с избирателями из числа военнослужащих за пределами расположения воинской части обеспечивает командир воинской части совместно с соответствующей территориальной избирательной комиссией с обязательным оповещением о времени и месте встречи не позднее чем за три дня до встречи всех зарегистрированных кандидатов либо их доверенных лиц.

V. НЕДОПУСТИМОСТЬ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПРАВОМ НА ПРОВЕДЕНИЕ

ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ

1. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы зарегистрированных кандидатов, предвыборные материалы и выступления на собраниях, митингах, в
средствах массовой информации не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также не должны быть направлены на пропаганду войны. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, а также злоупотребление свободой массовой информации в иных формах, запрещенных законодательством Российской Федерации.

2. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам, их уполномоченным представителям по финансовым вопросам и доверенным лицам, избирательным объединениям, избирательным блокам, их уполномоченным представителям, инициативным группам избирателей, а также иным лицам и организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей избирателей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, выполняющих указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.

3. Реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, избирательных объединений, избирательных блоков, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, в ходе избирательной кампании может осуществляться только в период, когда разрешено проведение предвыборной агитации, и только за счет средств избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата.

4. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом порядка и правил проведения предвыборной агитации избирательная комиссия Краснодарского края может отменить решение
о регистрации кандидата.

5. В случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания порядка проведения предвыборной агитации избирательная комиссия Краснодарского края или территориальная избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные и судебные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

6. Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных, иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать избирательную комиссию Краснодарского края о выявленных фактах и принятых мерах.