Законы и постановления РФ

<Разъяснение> УМНС РФ по Краснодарскому краю от 24.12.1999 <Об обеспечении работы по определению инвентаризационной оценки строений граждан>

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ

РАЗЪЯСНЕНИЕ

от 24 декабря 1999 года

6 декабря в Краснодаре состоялось расширенное заседание правительства края, на котором обсуждался проект закона “О реформировании экономики края в 2000 году“. Помимо членов правительства в работе заседания приняли участие руководители краевых служб и ведомств, депутаты ЗСК, главы городов и районов.

После обсуждения основного вопроса присутствующие приняли участие в пленарном совещании, темой которого стали задачи местных органов власти по выполнению Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в закон РФ “О налогах на имущество физических лиц“ от 17.07.1999 N 168-ФЗ (закон вступил в силу с 21.07.1999).

На пленарном совещании выступил руководитель
Управления МНС РФ по Краснодарскому краю Иван Перонко. Предлагаем вам основные тезисы его доклада.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОПРАВКИ В ЗАКОН

Представительным органам местного самоуправления делегировано право устанавливать дифференцированные ставки налогообложения от 0,1 до 2% в пределах: при инвентаризационной стоимости собственных строений, помещений и сооружений граждан до 300 тыс. руб. - до 0,1%, от 300 до 500 тыс. руб. - от 0,1 до 0,3%; свыше 500 тыс. руб. - от 0,3 до 2%. Этим правом надо воспользоваться в полной мере!

В 34 городах и районах края приняты соответствующие решения представительных органов, что позволит в 2000 году увеличить доходную часть местных бюджетов, особенно за счет дорогостоящих и престижных строений.

Однако в ряде городов и районов Кубани не воспользовались предоставленным Федеральным законом правом установления дифференцированных ставок налога в пределах от 0,1 до 2 процентов от инвентаризационной стоимости. А в г. Ейске принята ставка 0,05% для строений стоимостью до 300 тыс. руб. вместо уже применявшейся 0,1%. Тем самым налоговая база уменьшена в два раза.

Правильно поступили там, где на дорогостоящие, престижные особняки, виллы, коттеджи утвердили максимальную ставку налога - 2%, обеспечив соблюдение принципа социальной справедливости.

С момента принятия и введения в действие нормативного акта представительного (законодательного) акта района (города) исчисление налога на строения, помещения и сооружения граждан будет производиться налоговым органом только на основании данных об их инвентаризационной стоимости. Страховая оценка и другие виды оценок для целей налогообложения не могут применяться.

В крае из 1567000 строений, принадлежащие гражданам на праве собственности, инвентаризационную оценку имеют только 850 тыс., или 54%, а более 720 тыс. имеют страховую оценку налоговых и других органов.

ЗАДАЧА ГЛОБАЛЬНОЙ ВАЖНОСТИ

- найти
в местном бюджете средства для финансирования органов БТИ и специалистов, чтобы переоценить почти 56% строений граждан, не имеющих инвентаризационной стоимости. Крайне неудовлетворительно складывается положение дел с выделением средств из местных бюджетов на финансирование работ по определению инвентаризационной оценки строений, несмотря на указания департамента по финансам, бюджету и контролю администрации края (Письмо от 18.08.1999 N 09-12). Согласно информации, поступившей из налоговых инспекций по городам и районам края, только в 9 городах и районах выделены средства на эти цели (гг. Горячий Ключ, Тихорецк, районы: Курганинский, Кущевский, Калининский, Ленинградский, Староминский, Усть-Лабинский, Туапсинский), что ставит под угрозу срыва получение налоговыми органами сведений от БТИ об инвентаризационной стоимости объектов граждан.

Особую тревогу вызывает состояние с инвентаризационной оценкой строений граждан в сельской местности, где недвижимость граждан облагалась налогом, как правило, по страховой оценке (Новопокровский район - 95% строений, Белоглинский - 92%, Крыловский и Отрадненский - 80%, Выселковский - 74% и др.).

В Федеральном законе N 168-ФЗ установлен жесткий срок представления органами БТИ и учреждений юстиции, регистрирующих право на недвижимое имущество и сделок с ним, сведений в налоговые органы об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества граждан по состоянию на 1 января т. г. - до 1 марта.

В целях исключения потерь местных бюджетов, которые по нашей оценке могут превысить 11 млн. руб., необходимы скоординированные действия и государственных органов края, и местных органов власти. Для безусловного выполнения требований Федерального закона N 168-ФЗ главам муниципальных образований городов и районов Краснодарского края 25.10.1999 было направлено соглашение между правительством Краснодарского края, комитетом ЖКХ, департаментом по финансам, бюджету и контролю администрации края, Управлением МНС РФ по
Краснодарскому краю о выполнении обязательств каждой из сторон по получению 100-процентной инвентаризационной оценки строений граждан на 01.01.2000. Однако в комитет ЖКХ поступило только 30 подписанных соглашений главами муниципально - территориальных образований края.

Управление МНС РФ по Краснодарскому краю понимает сложность поставленной задачи, но другого выхода нет - обеспечение работы по определению инвентаризационной оценки строений граждан продиктовано самой жизнью.

Принимая во внимание сложность задачи, крайне сжатые сроки и малочисленность органов БТИ, Управление МНС РФ по Краснодарскому краю наряду с апробированными методами по инвентаризационной оценке строений граждан предлагает использовать нетрадиционные методы:

- БТИ привлекать на договорной основе специалистов - оценщиков недвижимости, имеющих лицензии на право оценки;

- результаты работы экспертных комиссий в городах и районах по выполнению Постановления главы администрации Краснодарского края N 535;

- пересчитать расчетным путем страховую оценку в инвентаризационную посредством усредненных коэффициентов и упрощенных методик.

Управление МНС РФ по Краснодарскому краю обращается к правительству края с настоятельной просьбой - решить вопрос о разработке и утверждении коэффициента пересчета стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, в уровень цен 2000 года до 1 января, чтобы иметь достаточно времени для успешного проведения налоговой кампании 2000 года. Для этих целей необходимо выделить из бюджета всего 20 тыс. руб.

О ФАКТАХ СОКРАЩЕНИЯ СЧЕТОВОДОВ - КАССИРОВ

Управление МНС РФ по Краснодарскому краю обеспокоено тем, что в период с 1996 г. главы 16 городских и районных муниципальных образований края упразднили или сократили 106 специалистов по сбору налогов (счетоводов - кассиров) в сельских округах, сельских и поселковых администрациях (в гг. Белореченске, Лабинске, Сочи, районах: Ленинградском, Мостовском, Павловском, Брюховецком, Динском, Ейском, Красноармейском, Крымском,
Кущевском, Приморско - Ахтарском, Темрюкском, Усть-Лабинском, Успенском).

14 мая 1999 г. краевой налоговой инспекцией было направлено письмо всем главам муниципальных образований края с просьбой восстановить должности специалистов по сбору налогов. Только главами администраций г. Сочи, Павловского и Усть-Лабинского районов частично приняты меры по восстановлению специалистов по сбору налогов.

Управление МНС РФ по Краснодарскому краю считает: в соответствии со ст. 25 части 1 Налогового кодекса РФ все сокращенные единицы специалистов по сбору налогов должны быть восстановлены, так как они относятся к категории сборщиков налогов и (или) сборов.

Председатель правительства края В.А. Мельников, исходя из поставленных на пленарном совещании И. Перонко проблем, дал поручения главам муниципальных образований Кубани о принятии дополнительных практических мер по безусловному выполнению Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О налогах на имущество физических лиц“ от 17.07.1999 N 168-ФЗ.

Пресс-служба и отдел

имущественных налогов,

госпошлины и сборов

с физических лиц

Управления МНС РФ

по Краснодарскому краю