Законы и постановления РФ

Постановление Главы администрации Краснодарского края от 19.04.1996 N 165 “О программе “Демонополизация экономики и развитие конкуренции на товарных рынках Краснодарского края в 1996 - 1997 годах“

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 апреля 1996 г. N 165

О ПРОГРАММЕ “ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЕ

КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

В 1996 - 1997 ГОДА“

Во исполнение постановлений главы администрации Краснодарского края от 7 июня 1995 года N 315 “О постановлении Правительства Российской Федерации от 31 марта 1995 года N 305 “О мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию “О действенности государственной власти в России“ и о программе Правительства Российской Федерации “Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах“ и от 4 января 1996 года N 3 “Об оценке социально - экономического развития края в 1995 году и прогнозе функционирования хозяйственного
комплекса в 1996 году“ Краснодарским территориальным управлением Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур совместно с комитетом по управлению государственным имуществом Краснодарского края, департаментами экономики и прогнозирования, по финансам, бюджету и контролю, сельского хозяйства и продовольствия, управлениями торговли, по курортному делу и туризму, а также с другими ведомствами администрации края разработана программа “Демонополизация экономики и развитие конкуренции на товарных рынках Краснодарского края в 1996 - 1997 года“.

С целью повышения эффективности общественного производства на основе конкурентных отношений, эффективно влияющих на уровень спроса и предложений, стимулирующих рациональные структурные преобразования в экономике Краснодарского края постановляю:

1. Утвердить программу “Демонополизация экономики и развитие конкуренции на товарных рынках Краснодарского края в 1996 - 1997 годах“ (прилагается).

2. Департаментам, управлениям, комитетам и отделам администрации края организовать выполнение утвержденной программы.

3. Координацию деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края по реализации программы и контроль за ее выполнением возложить на председателя комиссии по конкурентной политике Краснодарского края (Гладской).

4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Глава администрации

Краснодарского края

Е.М.ХАРИТОНОВ

Приложение

к Постановлению главы

администрации края

от 19 апреля 1996 г. N 165

ПРОГРАММА

“ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА

ТОВАРНЫХ РЫНКАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В 1996-1997 ГОДАХ“

ПАСПОРТ

краевой программы “Демонополизация экономики и развитие

конкуренции на товарных рынках Краснодарского края

в 1996 - 1997 годах“

--------------------T--------------------------------------------¬

¦ Наименование ¦ Демонополизация экономики и развитие ¦

¦ региональной ¦ конкуренции на товарных рынках ¦

¦ программы ¦ Краснодарского края
в 1996 - 1997 годах ¦

+-------------------+--------------------------------------------+

¦Наименование, номер¦ Постановление главы администрации ¦

¦и дата решения о ¦Краснодарского края от 7 июня 1995 года ¦

¦разработке програм-¦N 315 “О постановлении правительства ¦

¦мы ¦Российской Федерации от 31 марта 1995 года ¦

¦ ¦N 305 “О мерах по реализации послания ¦

¦ ¦Президента Российской Федерации Федеральному¦

¦ ¦собранию “О действенности государственной ¦

¦ ¦власти в России и о Программе Правительства ¦

¦ ¦Российской Федерации “Реформы и развитие ¦

¦ ¦российской экономики в 1995 - 1997 годах“ ¦

+-------------------+--------------------------------------------+

¦Государственный ¦Администрация Краснодарского края ¦

¦заказчик ¦ ¦

+-------------------+--------------------------------------------+

¦Основные исполните-¦Краснодарское территориальное управление ¦

¦ли программы ¦Государственного комитета по ¦

¦ ¦антимонопольной политике и поддержке новых ¦

¦ ¦экономических структур (ГКАП РФ); ¦

¦ ¦департамент экономики и прогнозирования; ¦

¦ ¦департамент по финансам, бюджету и контролю;¦

¦ ¦Краснодарский краевой комитет ¦

¦ ¦государственной статистики; ¦

¦ ¦департамент сельского хозяйства и ¦

¦ ¦продовольствия; ¦

¦ ¦департамент по строительству, архитектуре и ¦

¦ ¦жилищно - коммунальному хозяйству; ¦

¦ ¦комитет по управлению государственным ¦

¦ ¦имуществом Краснодарского края; ¦

¦ ¦фонд государственного имущества ¦

¦ ¦Краснодарского края; ¦

¦ ¦департамент экономической безопасности и ¦

¦ ¦внешнеэкономических связей; ¦

¦ ¦управление внешнеэкономических связей и ¦

¦ ¦протокола; ¦

¦ ¦управление торговли; ¦

¦ ¦управление по курортному делу и туризму; ¦

¦ ¦межведомственный комитет по поддержке и ¦

¦ ¦развитию малого предпринимательства ¦

+-------------------+--------------------------------------------+

¦Основные ¦Краснодарское территориальное управление ¦

¦разработчики ¦Государственного комитета по ¦

¦региональной ¦антимонопольной политике и поддержке ¦

¦программы ¦новых экономических структур (ГКАП РФ); ¦

¦ ¦департамент экономики и прогнозирования; ¦

¦ ¦департамент по финансам, бюджету и контролю;¦

¦ ¦управление торговли; ¦

¦ ¦департамент сельского хозяйства и ¦

¦ ¦продовольствия; ¦

¦ ¦управление по курортному делу и туризму; ¦

¦ ¦комитет по управлению государственным ¦

¦ ¦имуществом ¦

+-------------------+--------------------------------------------+

¦Цель региональной ¦Повышение эффективности общественного ¦

¦программы ¦производства на основе рыночного ¦

¦ ¦регулирования экономических процессов ¦

+-------------------+--------------------------------------------+

¦Задача региональной¦Основная задача программы в 1996 - 1997 го- ¦

¦программы ¦дах - создание условий необходимых для раз- ¦

¦ ¦вития добросовестной конкуренции и пресече- ¦

¦ ¦ние монополистических действий ¦

+-------------------+--------------------------------------------+

¦Основные мероприя- ¦Анализ экономической ситуации в крае и ¦

¦тия региональной ¦разработка проектов постановлений главы ¦

¦программы ¦администрации края о мерах по ¦

¦ ¦демонополизации и развитию конкуренции; ¦

¦ ¦государственный контроль за соблюдением ¦

¦ ¦антимонопольного законодательства; ¦

¦ ¦предупреждение, ограничение и пресечение ¦

¦ ¦монополистической деятельности и ¦

¦ ¦недобросовестной конкуренции; ¦

¦ ¦содействие формированию рыночных отношений ¦

¦ ¦на основе развития конкуренции и ¦

¦ ¦предпринимательства, в т.ч. малого ¦

+-------------------+--------------------------------------------+

¦Сроки реализации ¦1996 - 1997 годы с переходом на последующий ¦

¦региональной ¦период ¦

¦программы ¦ ¦

+-------------------+--------------------------------------------+

¦Ожидаемые конечные ¦Формирование последовательной ¦

¦результаты ¦государственной антимонопольной политики ¦

¦реализации ¦в Краснодарском крае и проконкурентного ¦

¦региональной ¦мировоззрения у предпринимателей, в органах ¦

¦программы ¦власти и управления; ¦

¦ ¦снижение уровня концентрации товарных ¦

¦ ¦рынков до значений, не препятствующих ¦

¦ ¦существованию конкурентных отношений, что ¦

¦ ¦предполагает наличие не менее 3-х ¦

¦ ¦поставщиков на краевых и местных товарных ¦

¦ ¦рынках ¦

+-------------------+--------------------------------------------+

¦Система контроля ¦Комиссия по конкурентной политике ¦

¦за исполнением ¦Краснодарского края; ¦

¦региональной ¦Краснодарское территориальное управление ¦

¦программы ¦Государственного комитета по ¦

¦ ¦антимонопольной политике и поддержке ¦

¦ ¦новых экономических структур (ГКАП РФ); ¦

¦ ¦администрация Краснодарского края ¦

L-------------------+---------------------------------------------

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В Программе используются термины, определенные Законом РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, а также следующие понятия:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЫНОК - товарный рынок в границах Российской Федерации, объединяющий все территории реализации товара или взаимозаменяемых товаров и местоположения покупателей (потенциальных покупателей) этих товаров. При этом любой покупатель (потенциальный покупатель) имеет экономическую возможность приобретения товара или взаимозаменяемых товаров на любой из территорий в границах Российской Федерации, на которых эти товары реализуются, и не имеет такой возможности за ее пределами.

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК - один из товарных рынков Российской Федерации, расположенный в границах двух или более субъектов Российской Федерации, объединяющих сопредельные территории реализации товара или взаимозаменяемых товаров и местоположения покупателей (потенциальных покупателей) этих товаров. При этом любой из этих покупателей (потенциальных покупателей) имеет экономическую возможность приобретения товара или взаимозаменяемых товаров на любой из территорий в границах обозначенных субъектов Российской Федерации, на которых эти товары реализуются, и не имеет такой возможности за пределами этих границ.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК - товарный рынок в границах субъекта Российской Федерации, объединяющий сопредельные территории реализации товара или взаимозаменяемых товаров и местоположения покупателей (потенциальных покупателей) этих товаров. При этом любой покупатель (потенциальный покупатель) имеет экономическую возможность приобретения товара или взаимозаменяемых товаров на любой из территорий в границах субъекта Российской Федерации, на которых эти товары реализуются, и не имеет такой возможности за пределами этих границ.

МЕСТНЫЙ (ЛОКАЛЬНЫЙ) РЫНОК - один из товарных рынков, расположенный на части территории субъекта Российской Федерации, которая является территорией реализации товара или взаимозаменяемых товаров и местоположения покупателей (потенциальных покупателей) этих товаров. При этом любой из этих покупателей (потенциальных покупателей) имеет экономическую возможность приобретения товара или взаимозаменяемых товаров на территории, на которой эти товары реализуются, и не имеет такой возможности за пределами.

МОНОПОЛИЗИРОВАННЫЙ РЫНОК - товарный рынок, на котором действуют хозяйствующие субъекты, доминирующие на этом рынке, в том числе монопольные поставщики (покупатели).

КОНКУРЕНТНЫЙ РЫНОК - товарный рынок с низкими барьерами входа, на котором отсутствуют монопольные поставщики (покупатели).

БАРЬЕРЫ ВХОДА НА РЫНОК - любые финансово - экономические, организационные, правовые, технические, и технологические препятствия, мешающие новому хозяйствующему субъекту эффективно конкурировать с хозяйствующими субъектами, действующими на рынке.

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), продукция, производимая субъектами естественной монополии, не может быть заменена в потреблении другими ее видами из-за чего спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на товары производимые субъектами естественных монополий, чем спрос на другие виды товаров.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ - исключительное право государства на предоставление права владения и пользования имуществом и другими объектами собственности и (или) на осуществление определенного вида деятельности, на государственный контроль и регулирование соответствующей деятельности субъектов государственной монополии.

ВРЕМЕННАЯ МОНОПОЛИЯ - состояние монополизированного товарного рынка, изменение структуры которого в направлении развития конкуренции благодаря снижению уровня барьеров входа (или выхода) на этот рынок новых хозяйствующих субъектов возможно в достаточно короткие сроки (в зависимости от конкретных товарных групп продукции).

СУБЪЕКТ МОНОПОЛИИ - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занимающий доминирующее (монопольное) положение на товарном рынке.

КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА - степень преобладания в производстве одного или небольшого числа хозяйствующих субъектов. Измеряется коэффициентом концентрации, индексом Герфиндаля-Гиршмана, другими коэффициентами. Коэффициент концентрации равен сумме долей производства, приходящихся на данном товарном рынке на долю трех (четырех, восьми) крупнейших субъектов производства. Индекс Герфиндаля-Гиршмана определяется как сумма квадратов долей в производстве, выраженных в процентах приходящегося на каждого субъекта производства.

КОНЦЕНТРАЦИЯ РЫНКА - степень преобладания на рынке одного или небольшого числа хозяйствующих субъектов. Измеряется коэффициентом концентрации, индексом Герфиндаля-Гиршмана, другими коэффициентами. Коэффициент концентрации равен сумме долей рынка, приходящихся на данном товарном рынке на долю трех (четырех, восьми) крупнейших субъектов рынка. Индекс Герфиндаля-Гиршмана определяется как сумма квадратов долей на рынке, выраженных в процентах, приходящихся на каждого субъекта рынка.

СТРУКТУРА РЫНКА - основные характерные черты рынка, в число которых входит количество и экономические размеры хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, уровень барьеров входа на рынок и выхода с рынка, доступность рыночной информации, перечень взаимозаменяемых товаров, определяющих товарный рынок в продуктовом разрезе.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗМЕР ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА - показатель потенциальных экономических возможностей предприятия в завоевании рынка, который определяется одним или совокупностью показателей: годовым оборотом капитала, производственной мощностью, объемом производства и поставки на рассматриваемый рынок.

ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ - снижение уровня концентрации рынка путем создания необходимых условий для возникновения и развития конкуренции.

ВВЕДЕНИЕ

Программа “Демонополизация и развитие конкуренции на товарных рынках Краснодарского края в 1996 - 1997 годах“ (далее - Программа) разработана на основе положений “Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)“ и является неотъемлемой частью “Программы стабилизации и развития экономики Краснодарского края на 1994 - 2000 годы (концепции и основные показатели)“.

Процесс демонополизации экономики рассчитан на долгосрочную перспективу и предполагает ежегодное уточнение целей и приоритетов.

Целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Краснодарского края является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов. Рыночное регулирование предусматривает выполнение двух условий: наличие права частной собственности, равноправной с другими видами, и свобода контрактов, заключаемых в условиях конкурентных правил.

Основной задачей Программы в 1996 - 1997 годах является создание необходимых условий для развития добросовестной конкуренции на рынках Краснодарского края и пресечение монополистических действий.

Реализация этой задачи предусматривает:

анализ сложившихся товарных рынков, поведения на них предприятий и различных их объединений, не являющихся субъектами естественных монополий;

формирование необходимых организационно - экономических предпосылок для эффективной конкуренции на рынках Краснодарского края;

создание правовых и организационно - экономических условий для включения рыночных механизмов оптимизации товаропотоков, формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополизации;

развитие предпринимательства.

Реализация цен и задачи Программы проводится на базе действующего антимонопольного законодательства России.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ И МОНОПОЛИЗМ

Мировой опыт и разработки отечественных и зарубежных экономистов показывают, что монополизм является одним из основных звеньев механизма торможения рыночных реформ. Тем не менее проблемы монополизма в ходе перестройки 1985 - 1991 годов, антимонопольной политики и регулирования конкурентных отношений оказались вне сферы внимания правительства страны. Поворот к этим проблемам датируется 1990 годом, когда была предпринята попытка разработки антимонопольного закона и программы демонополизации советской экономики.

Многие ошибки предшествующего периода реформирования не были учтены на старте российских реформ. Либерализация экономики была предпринята без сколько - нибудь серьезной трансформации экономических основ монопольных структур, при отсутствии серьезной системы антимонопольного регулирования и контроля. Либерализация цен и внешней торговли сняли административные ограничения с сил монополизма, не обеспечив в должной мере развернутую систему антимонопольной защиты на рыночной основе. Это, в немалой степени, и обусловило разгул инфляции, спад производства в беспроцентных масштабах, глубокий и длительный инвестиционный кризис, бегство капиталов за рубеж.

Поведение большинства производителей - монополистов сразу после либерализации цен сводилось к их взвинчиванию, наряду со снижением объемов производства, что позволяло добиваться выгодных для себя экономических показателей. Однако впоследствии ситуация несколько изменилась. Если раньше в 1992 г. и в первой половине 1993 г. спад производства был обусловлен, наряду с монопольными проявлениями необеспеченностью предприятий материальными ресурсами, нарушением хозяйственных связей, финансовыми трудностями, вызванными платежным кризисом и т.д., то с конца 1993 г. на первое место вышел фактор платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию. В значительной степени этот фактор оказывает влияние на развитие экономики и по настоящее время.

В этих условиях предприятия сырьевого и топливно - энергетического комплекса находят выход в наращивании экспорта своей продукции, зачастую оставляя на голодном пайке внутреннего потребителя. В то же время отрасли обрабатывающей промышленности и сельское хозяйство столкнулись с фактором внешней конкуренции со стороны импорта в масштабах, угрожающих интересам национальной безопасности.

Есть объективные пределы эффективности внешнеэкономической конкуренции. Таким пределом является само существование жизненно необходимых для страны, ее обороны отраслей народного хозяйства и производств. Критериями достаточности либерализации внешнеэкономического обмена должно служить равновесие между противоположными эффектами: поднятие качества, расширение ассортимента товаров отечественных производителей в результате конкуренции с зарубежными, с одной стороны, и вывоз капитала при импорте - с другой. Речь идет: во первых, о необходимости стремиться к внешнеэкономическому балансу России и регионов при обмене готовыми изделиями и, во вторых, о равновесии качества товаров. Импорт товаров ниже требований отечественных стандартов, как и вывоз сырья, приводят к неоправданной утечке капитала - основной причине инфляции.

Экономические реалии сегодняшнего дня серьезно усложняют проблему демонополизации, ставя ее в контекст выживаемости самой российской экономики, сохранения остатков ее научно - технического потенциала. Система антимонопольных механизмов и стратегия демонополизации формируется по сути дела явочным порядком, что накладывает свой отпечаток на ее действительность и способность обеспечить формирование конкурентно - рыночных начал в российской экономике. Сохранение старых проблем сочетается с появлением новых. Происходит переплетение худших черт советского и нынешнего российского монополизма.

Становление рыночной экономики в России столкнулось и продолжает сталкиваться с монополизмом особого рода. Генетически он сформировался в нерыночной среде и координально отличается от монопольных отношений, естественным образом выраставших из концентрации и централизации капиталов в процессе их конкуренции. Монополизм в нашей стране сложился как результат тотального огосударствления экономики с присущей ему административно - командной системой управления. Оно и составляло ось, вокруг которой сконцентрировались различного рода элементы монопольной практики. В отличие от рыночных монополий западной экономики, наши, так называемые, административные или ведомственные монополии создавались директивным путем. Отсутствие рыночных принципов управления и распределения ресурсов, централизованное размещение капвложений привели к формированию своеобразного технологического монополизма. Подавляющее большинство хозяйственных связей носили не экономический, а строго детерминированный технологический характер, исходя из принципа: народное хозяйство - единая фабрика.

В тесной связи с предыдущим кругом проблем стоит проблема так называемой организационной монополии. В СССР речь шла об огромной концентрации экономической власти на всех уровнях и функциональных направлениях централизованного планирования и управления экономикой. В современной России, когда многие прежние функции государства уже отпали, концентрация экономической власти на верхних уровнях управления если и снизились, то незначительно. Она лишь перемещается в сферы регулирования финансовых отношений и приватизации собственности, правовой и административной регламентации создания новых хозяйственных единиц.

С другой стороны, имеет место чисто внешняя трансформация бывших отраслевых министерств в концерны и холдинги (например, Роснефть, Росуголь, Чермет, Цветмет и др.) при которой старая организационная монополия скорее мимикрируется, чем преобразуется в нечто новое.

К генетическим корням российского монополизма относятся те его характерные черты, которые связаны с хронической разбалансированностью советской и, как следствие, российской экономики. Глубокие структурные диспропорции постоянно воспроизводят дисбалансы предложения и спроса, неравноправие продавца (производителя) и покупателя (потребителя). Традиционный для прежних хозяйственных связей диктат производителя по отношению к потребителю трансформируется в монополизм на соответствующих продуктовых, отраслевых, и региональных рынках. Структура российской экономики по отношению к прежней союзной еще более ухудшилась, дисбалансы между секторами, добывающими и перерабатывающими отраслями стали более глубокими.

Об этом свидетельствуют различия в динамике выпуска продукции по отраслям промышленности как России, так и Краснодарского края (см. таблицы 1 и 2).

ДИНАМИКА ВЫПУСКА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ В

1989 - 1996 ГОДАХ ПО ОТРАСЛЯМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, % К

ПРЕДЫДУЩЕМУ ГОДУ

Таблица 1

---------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T---------------T--------------¬

¦Отрас ¦1989 г.¦1990 г.¦1991 г.¦1992 г.¦1993 г.¦1994 г.¦1995 г. 1996 г.¦1995 г.1996 г.¦

¦ли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 <*> ¦ 2 ¦

¦эконо ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вариант ¦ вариант ¦

¦мики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+---------------+--------------+

¦Промыш- ¦

¦ленность ¦

¦в ¦

¦целом 101.4 99.9 92.0 82.0 83.8 77.2 97-98 93-96 101 97 ¦

¦ ¦

¦в том ¦

¦числе: ¦

¦ ¦

¦электро- ¦

¦энер- 101.2 102.0 100.3 95.3 94.7 91.2 96-97 95-97 101 10 ¦

¦гетика ¦

¦ ¦

¦топлив- 98.6 96.7 94.0 85.0 89.0 89.0 97-98 96-98 101 9 ¦

¦ная ¦

¦ ¦

¦черная ¦

¦метал- 100.2 98.1 92.6 83.6 83.4 82.6 109-99 104-106 103 10 ¦

¦лургия ¦

¦ ¦

¦цветная ¦

¦метал- 101.1 97.6 91.3 74.6 81.9 90.9 99-98 98-100 100 97 ¦

¦лургия ¦

¦ ¦

¦химичес- ¦

¦кая и ¦

¦нефте- 100.6 97.8 93.7 78.3 78.5 71.1 107-97 101-106 103 100 ¦

¦хими- ¦

¦ческая ¦

¦ ¦

¦машино- ¦

¦строение ¦

¦и метал- ¦

¦лообра- 101.6 101.1 90.0 85.1 84.4 61.9 95-93 94-97 102 9 ¦

¦ботка ¦

¦ ¦

¦лесная ¦

¦дерево- ¦

¦обраба- ¦

¦тывающая ¦

¦и целлю- ¦

¦лозо- 101.0 98.8 91.0 85.4 81.3 68.8 94-95 92.98 102 9 ¦

¦бумажная ¦

¦ ¦

¦произ- ¦

¦водство ¦

¦строи- 102.4 99.1 97.6 79.6 82.4 71.1 91-95 85-90 101 98 ¦

¦тельных ¦

¦мате- ¦

¦риалов ¦

¦ ¦

¦Легкая 102.3 99.9 91.0 70.0 76.6 52.7 69-76 63.65 83 80 ¦

¦ ¦

¦Пище- 104.2 100.4 90.5 83.6 90.8 78.1 91-93 89-92 96 94 ¦

¦вая ¦

L------------------------------------------------------

<*> Прогноз министерства экономики

Источник госкомстат, министерство экономики России

ДИНАМИКА ВЫПУСКА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В

КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ В 1991 - 1995 ГОДАХ ПО ОТРАСЛЯМ,

% К ПРЕДЫДУЩЕМУ ГОДУ

Таблица 2

-------------------------T-------T-------T-------T-------T-------¬

¦ Отрасли экономики ¦1991 г.¦1992 г.¦1993 г.¦1994 г.¦1995 г.¦

+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦Промышленность в целом ¦ 99.2 ¦ 79.8 ¦ 86.6 ¦ 79.3 ¦ 90.6 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦в т.ч. добывающая ¦ ¦ ¦ ¦ 88.2 ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦перерабатывающая ¦ ¦ ¦ ¦ 78.1 ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦По отраслям: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦электроэнергетика ¦104.5 ¦ 94.1 ¦ 98.6 ¦ 101.4 ¦ 101.7 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦топливная ¦ 92.5 ¦ 79.3 ¦ 108.4 ¦ 91.8 ¦ 107.9 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦химическая ¦ 95.6 ¦ 68.5 ¦ 63.8 ¦ 67.8 ¦ 60.7 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ <*> ¦

¦нефтехимическая ¦ 90.0 ¦ 55.3 ¦ 72.6 ¦ 38.8 ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦машиностроение и ¦104.4 ¦ 83.7 ¦ 75.8 ¦ “38.0 ¦ 81.8 ¦

¦металлообработка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦лесная, деревообрабаты- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦вающая и целлюлозно - ¦105.1 ¦ 93.1 ¦ 100.9 ¦ 49.3 ¦ 69.6 ¦

¦бумажная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦строительных материалов ¦ 95.8 ¦ 84.8 ¦ 83.6 ¦ 78.9 ¦ 97.6 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦легкая ¦105.7 ¦ 66.9 ¦ 85.6 ¦ 53.2 ¦ 86.6 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦пищевая ¦ 95.2 ¦ 82.9 ¦ 90.0 ¦ 81.6 ¦ 88.2 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦мукомольно - крупяная и ¦104.9 ¦ 58.0 ¦ 79.5 ¦ 112.1 ¦ 90.3 ¦

¦комбикормовая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L------------------------+-------+-------+-------+-------+--------

--------------------------------

<*> Отсутствуют данные по выпуску минеральных удобрений Белореченским химкомбинатом в сентябре - декабре 1995 года. Составлено по данным Краснодарского краевого комитета государственной статистики.

Особенности государственной организации хозяйства, а также значительная доля сырьевых отраслей, обусловили совершенно уникальную роль естественных монополий. В силу определенных обязательств (невозможность разгосударствления соответствующих отраслей производства и производственной инфраструктуры, ухудшения структуры экономики в сторону усиления ее сырьевой направленности) значимость этого вида монополий в российской экономике на данном этапе развития даже возрастает.

Усилилась локализация рынков, которая и раньше являлась отличительной особенностью российской экономики. Растет уровень и удельный вес транспортных издержек в структуре цен, что провоцирует усиление степени локализации рынков. Единый национальный рынок имеет тенденцию распада на множество локальных рынков с одним продавцом на каждом из них.

Раздел рынков усугубляется традиционными российскими причинами, связанными с неразвитостью рыночной инфраструктуры, в том числе с отсутствием необходимых информационных систем. Он стимулируется фактами экономической регионализации, подталкиваемой местными администрациями, когда они вводят те или иные ограничения на ввоз (вывоз) продукции из регионов. Эти новые явления в локализации рынков расширяют воспроизводственную базу монополизма.

Наиболее зримо монополизация связана с концентрацией производства, хотя и не тождественна последней. Концентрация производства превращается в монополию лишь в определенных условиях. Это положение важно учитывать в практической антимонопольной политике, чтобы не превращать борьбу с монополизмом в противодействие объективным процессом концентрации производства.

Сопоставление с зарубежными странами позволяет сделать вывод о том, что специфика российского монополизма состоит не столько в высоком уровне концентрации производства и большом размере предприятий относительно внутреннего рынка, сколько в очень узкой товарной специализации производства. Отсюда очевидна нацеленность антимонопольной политики на перестройку технологической структуры производства на внутрифирменном уровне в сторону ее большей диверсификации. Такая перестройка, вполне очевидно, позволит укрепить и позиции предприятий в условиях меняющейся конъюнктуры рынка.

Реальный уровень монополизации внутреннего рынка может быть существенно снижен в условиях открытости экономики.

Либерализация внешнеэкономической деятельности позволила создать конкурентную среду даже на таких рынках, которые характеризовались высокой степенью концентрации и монополизма отечественных производителей продукции. Так, например, несмотря на сравнительно высокие ставки ввозных таможенных пошлин и высокую степень монополизма в производстве легковых автомобилей - коэффициент концентрации превышает 90% , этот рынок уже в 1993 г. приобрел во многом черты конкурентного. Ввозимые в Россию автомобили зарубежных марок составили значительную конкуренцию автомобилям отечественных производителей. Из общего количества поступивших в 1993 г. на рынок 911,5 тыс. автомобилей 431,5 тыс. штук (47,3%) ввезены из-за рубежа. Это способствовало не только лучшему насыщению рынка, но и оказывало сдерживающее влияние на рост цен легковых автомобилей.

Что касается частичных изменений в уровнях концентрации производства в российской экономике по сравнению с союзной, то они связаны не столько с целенаправленной политикой демонополизации, сколько со спонтанными процессами кардинальной ломки производственных структур и хозяйственных связей в ходе распада СССР, непрекращающимся общим (не структурным) спадом производства. Начинает сказываться (правда, не всегда однозначно) и приватизация собственности.

Если говорить о наиболее общих политико - правовых и институциональных условиях демонополизации экономики, то приватизация безусловно сыграла большую роль в инициировании данных процессов.

Идет становление системы антимонопольной защиты в России: совершенствуется антимонопольное законодательство; разрабатывается соответствующая стратегия и программы демонополизации российской экономики. Антимонопольная политика занимает подобающее ей место в системе государственного регулирования экономикой. Заложены основы организационной структуры, которая уже сегодня способна осуществлять систематический антимонопольный контроль как на федеральном, так и на региональном уровнях управления.

За последние два года практика контроля за соблюдением антимонопольного законодательства по данным ГКАП России показывает оживление положительных тенденций. Так, в общем числе нарушений антимонопольного законодательства доля возбужденных дел по заявлениям изменилась следующим образом: доля злоупотреблений доминирующим положением снизились с 67 до 61%; доля факторов ограничения конкуренции сохранилась на прежнем уровне. Возросли в абсолютном и процентном отношении факты пресечения монопольных действий со стороны органов власти, ограничивающих конкуренцию. Заметно увеличилось количество случаев недобросовестной конкуренции.

Рынок и спросовые ограничения оказывают некоторое воздействие на экономическое поведение монополистов. Об этом свидетельствует существенное увеличение в общем количестве нарушений числа дел, связанных с отменой актов и действий органов власти и управления, направленных на ограничение конкуренции.

Подобные тенденции идут рука об руку с хаотической регионализацией экономического управления и угрожает экономической целостности России.

Наблюдается сокращение количества дел, связанных с контролем за соблюдением хозяйствующих субъектов, с процессами слияния и разделения, которое объясняется завершением первого этапа приватизации.

На втором этапе, в связи с ожидаемой активизацией операций на рынках ценных бумаг, будет существенно усилен антимонопольный контроль за приобретением акций, паев, долей участия.

СОСТОЯНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ПОЛИТИКИ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА

РЫНКАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Товарному рынку свойственна конкуренция, то есть борьба между производителями за получение наивысшей прибыли. Развитая конкуренция многих производителей взаимозаменяемых товаров в рамках Закона Российской Федерации “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках “предполагает изучение потребностей и спроса потребителей, снижение себестоимости за счет экономного расходования внутренних средств предприятия, повышение качества товаров и услуг, совершенствование реализации продуктов труда и достижение цены, равновесной спросу и предложению. Это “арсенал“ конкурирующих предприятий в их борьбе за потребителя. Таким образом при конкурентной экономике осуществляется диктат потребителя над производителем.

Монополии - прямая противоположность свободной конкуренции. Они сделают и делают все, чтобы получить дополнительную прибыль с наименьшими затратами за счет низкого качества продукции или чтобы поддерживать монопольно высокие цены на свои товары, компенсируя тем самым необоснованные затраты или чтобы поддерживать монопольно высокие цены на свои товары, компенсируя тем самым необоснованные затраты, вызванные, например, недоиспользованием производственных мощностей, основных средств, применением отсталых технологий, завышением доходов своих владельцев и работников. В случае если предприятия - монополисты являются основными потребителями полуфабрикатов или сырья, например, сельскохозяйственного, то они устанавливают на них низкие закупочные цены, перекладывая свои затраты на плечи других. При господстве монополий экономические отношения построены на диктате производителя товаров, услуг над потребителем. Чтобы закрепить свое доминирующее положение монополии чинят препятствия вхождению на рынок товаров других производителей, влияют на федеральные, краевые и местные органы власти и управления, ведут недобросовестную конкуренцию.

В России и на Кубани проявления монополизма сводятся к следующему: диктат производителя; действия органов власти и управления, выраженные в ограничении экономической самостоятельности производителей, в совмещении функций власти и управления с функциями хозяйствующих субъектов, в создании административных барьеров вхождения новых предприятий на рынки; отсутствие у предприятия стимулов к техническому и технологическому прогрессу, к насыщению товарного рынка и повышению качества продукции; приоритет групповых интересов, предъявление поставщиками требований к потребителям о встречных натуральных обменах, оплате поставок в свободно конвертируемой валюте; завышение цен; навязывание своих условий при заключении договоров; отказ поставщика заключить договор со ссылкой на нехватку мощностей, сырья и т.д.

В условиях кризиса экономики особенно актуальна необходимость в выработке экономической политики органами власти Краснодарского края и адаптации ее к постоянно меняющимся условиям. Для этого необходимо иметь постоянно действующую систему анализа состояния товарных рынков Кубани. Сегодня анализ экономической ситуации региона службами администрации не носит единого и всеобъемлющего характера, способного дать цельную картину состояния экономики, позволяющую сделать логические выводы и поставить задачи.

Краснодарское антимонопольное управление обследовало несколько секторов экономики края с целью определения концентрации производства и степени развития конкуренции.

Уровень монополизации товарных рынков и степень доминирования на них хозяйствующих субъектов определяли с использованием двух показателей: СR (3) - коэффициент концентрации, т.е. суммарная доля товаров, трех наиболее крупных по товарообороту хозяйствующих субъектов на характеризуемом рынке, в процентах и ННI - индекс Герфиндаля-Гиршмана.

Совокупность этих показателей позволяет достаточно объективно определить степень концентрации товарного рынка. Считают, что если 45 < CR(3) < 70% и 1000 < HHI < 2000, то концентрация умеренная, если показатели меньше меньших значений, то слабая и если больше 70% и 2000, то концентрация товарного рынка высокая, то есть производство однотипных товаров или услуг сосредоточено в руках ограниченного количества хозяйствующих субъектов.

Особенностью структуры промышленности Краснодарского края является то, что наибольшая часть в объеме производства приходится на пищевую промышленность - 35%. Основные товарные рынки отрасли имеют невысокую степень концентрации. Так, CR (3) на товарном рынке масла животного составляет 36%, а HHI = 502. Подобная ситуация имеет место и на товарных рынках мяса и мясопродуктов, цельномолочной продукции, где СR(3) не превышает 35%, а HHI - 350. Из-за отсутствия статистических данных не учитывалось мясо и молочные продукты, производимые в подсобных хозяйствах для личного потребления и для продажи.

Наблюдали умеренную степень концентрации производства растительного масла, муки, пива.

В целом по пищевой отрасли отмечен существенный рост числа хозяйствующих субъектов. Тем не менее степень концентрации производства пищевых продуктов остается умеренной (СR(3) = 64%; ННI = 2161), так как доля появившихся на рынке товаров новых хозяйствующих субъектов незначительна.

Значительное снижение степени концентрации производства товаров отмечено на рынках деловой древесины, пиломатериалов, паркета. Здесь СR(3) составляет 59%, ННI = 1204. Особенно заметно увеличилось количество хозяйствующих субъектов, производящих паркет, однако характеристики остаются в пределах умеренной степени концентрации, где СR(3) = 5%, ННI = 1024.

Отраслью, где степень концентрации относительно низкая является производство стройматериалов. Например, на товарном рынке стеновых материалов увеличилось количество хозяйствующих субъектов и характеристики степени концентрации товарного рынка уменьшились, составив СR(3) = 27%, ННI = 564.

Важной по своему значению отраслью является машиностроение. Объем продукции на предприятиях отрасли равен 378 млрд. рублей или 7,7% от общего объема произведенной в крае. Эта отрасль высокомонополизирована. Так, на рынке металлорежущих станков действуют всего 4 хозяйствующих субъекта. Комбайны, компрессоры, прицепы выпускаются и реализуются по одному предприятию в границах Краснодарского края. Они конкурируют с товаропроизводителями России и зарубежья.

Анализ работы предприятий автодорожного комплекса края показал низкую концентрацию рынков в строительстве (HHI = 560), ремонте и обслуживании автомобильных дорог (HHI = 591), производстве дорожно - строительных материалов (HHI = 730). Ситуация сложилась в результате уже осуществленных мероприятий в рамках структурной перестройки и приватизации отрасли.

В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 22.01.1992 N 38 “О реорганизации системы управления автомобильными дорогами общего пользования краевого значения“ Краснодарское краевое проектно - ремонтно - строительное объединение “Краснодаравтодор“ реорганизовано в Краснодарское краевое управление автомобильных дорог общего пользования “Краснодаравтодор“. Управление “Краснодаравтодор“ осуществляет функции заказчика по ремонту и содержанию, строительству и реконструкции на объектах автомобильных дорог общего пользования. Выполнение работ по содержанию, ремонту, строительству и реконструкции дорог осуществляют самостоятельные хозяйствующие субъекты с правами юридического лица. В соответствии с Законом РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ равноправное конкурирование хозяйствующих субъектов должно быть обеспечено Краснодаравтодором при открытом конкурсном распределении государственных заказов на подрядные работы по проектированию, строительству, реконструкции и ремонту автодорог.

На рынке фармацевтических услуг и товаров сложилась следующая ситуация. Функции управления и контроля за деятельностью аптечной сети делегированы администрацией края краевому государственному центру “Кубаньфармнадзор“.

В соответствии с приказом министерства здравоохранения РФ от 07.02.1992 N 42 “О наделении аптечных учреждений статусом юридического лица“ аптеки переданы в муниципальную собственность городов и районов края и являются юридически самостоятельными предприятиями. Краевая аптечная база и ее структурные подразделения тоже стали самостоятельными акционерными обществами, занимающимися оптовой торговлей медикаментами, инструментарием и медоборудованием на краевом рынке.

В результате своевременно проведенной демонополизации созданы необходимые предпосылки для развития конкурентной среды на рынке фармацевтических услуг края. Доля аптечных учреждений, имеющих статус юридического лица, на момент исследования рынка в общем их количестве высока и составляла 76,4%. Создана сеть частных аптечных предприятий, которых уже более 100.

Распространение периодических изданий в крае монополизировано акционерным обществом “Роспечать Краснодарского края“ - правопреемником одноименного госпредприятия.

Из всех видов транспортных услуг формирование конкурентной среды наиболее активно происходит в автомобильном транспорте. Это объясняется наличием значительного количества предприятий в системе транспорта общего пользования, ведомственного и частного транспорта. Здесь установлена малая степень концентрации:

пригородные перевозки пассажиров CR(3) = 19,3%, HHI = 124;

междугородные перевозки пассажиров СR(3) = 28%, HHI = 313;

внутригородские и пригородные перевозки грузов СR(3) = 16,4%, HII = 102;

междугородние перевозки грузов СR(3) = 29,1%, HHI = 378.

Можно констатировать, что конкурентный рынок автотранспортных услуг в основном своем объеме сформировался и внимание в развитии отрасли должно уделяться вопросам повышения качества услуг, ответственности перед заказчиком (потребителем), поддержке добросовестного предпринимательства и пресечению недобросовестной конкуренции.

Как видно из краткого обзора, в результате структурной перестройки, приватизации, открытия внутреннего рынка для импорта товаров, созданы необходимые предпосылки для возникновения конкуренции на большинстве товарных рынков края. В то же время, существование предпосылок развития конкуренции на отдельных товарных рынках не всегда приводит к желаемому результату в силу слабой экономической устойчивости многих предприятий, что позволяет предпринимать попытки монопольного раздела рынков и недобросовестной конкуренции.

Существенным фактором развития конкурентных экономических отношений является снижение барьеров входа на товарные рынки. К основным барьерам входа на рынок в экономике переходного периода относятся:

экономические барьеры, то есть налоговая, кредитная, инвестиционная, ценовая политика государства, а также сроки окупаемости капиталовложений, неплатежи и т.д.;

административные барьеры (устанавливаемые органами исполнительной власти всех уровней процедуры регистрации предприятий, выдача лицензий на право деятельности, предоставление помещений и земельных участков, порядок организации ввоза и вывоза продукции на территорию, квотирование и т.д.;)

барьеры, возникающие вследствие определенной политики уже существующими на рынке структурами и результатов их вертикальной (горизонтальной) интеграции;

барьеры, связанные с ограниченной емкостью рынка (спросовые ограничения);

барьеры, связанные с неразвитостью рыночной инфраструктуры;

объективно существующие барьеры, связанные с ограниченностью природных ресурсов и необходимостью охраны окружающей среды;

барьеры криминального характера.

Степень значимости отдельных барьеров для различных отраслей и предприятий, как правило отличается. В то же время практически для всех отраслей существенное значение имеют такие барьеры как ограничения по спросу, неплатежи, налоговая политика государства.

На основании приведенного анализа, в соответствии с “Программой стабилизации и развития экономики Краснодарского края на 1994 - 2000 годы“ и с целью углубления экономических реформ в 1996 - 1997 годах можно определить следующие основные направления демонополизации экономики Краснодарского края и развития конкуренции на его товарных рынках:

создание информационно - аналитической системы наблюдения за развитием экономической ситуации на товарных рынках;

осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

отслеживание доминирования хозяйствующих субъектов на товарных рынках и, при необходимости, проведение мероприятий по изменению структуры этих рынков;

определение границ товарных рынков и их емкости;

определение товарных приоритетов и структуры потребления продукции с учетом формирования платежеспособного спроса;

увеличение числа поставщиков и объемов поставок продукции путем импорта взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, ближнего и дальнего зарубежья;

соблюдение добросовестной конкуренции во внешнеэкономической деятельности;

ограничение импорта не качественных товаров;

развитие предпринимательства и создание малых предприятий для насыщения рынка конечной продукцией и создания конкурентной среды;

снижение правовых, организационных и экономических барьеров, препятствующих вхождению новых хозяйствующих субъектов на рынок;

реализация продукции путем организации торгов, аукционов, ярмарок;

выделение самостоятельных хозяйствующих субъектов из объединений, предприятий, производящих взаимозаменяемую продукцию;

включение продукции естественных монополий в рыночные системы ее реализации на конкурентных рынках, в том числе зарубежных;

создание конкурирующих производств в случае экономической целесообразности путем нового строительства и привлечения инвесторов.

В соответствии с основными направлениями политики демонополизации и развития конкуренции на рынках Краснодарского края разработан план мероприятий по реализации целей и задач демонополизации и развития конкуренции на товарных рынках Краснодарского края в 1996 - 1997 годах, в котором конкретизированы указанные актуальные направления.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ

НА РЫНКАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Реализация Программы возлагается на органы администрации Краснодарского края и Краснодарское территориальное управление Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

Координацию действий органов исполнительной власти Краснодарского края по реализации региональной программы демонополизации экономики и развития конкуренции осуществляет комиссия по конкурентной политике Краснодарского края, созданная в соответствии с распоряжением главы администрации края от 23.05.1994 N 535-Р.

Для обеспечения реализации Программы необходимо осуществлять меры по формированию позитивного общественного мнения о проблемах демонополизации и развития конкуренции на рынках Краснодарского края и работе органов, на которые возложена реализация Программы.

Пропагандистская поддержка Программы предусматривает:

проведение регулярных консультаций антимонопольных органов с органами защиты прав потребителей, союзами предпринимателей, промышленников, профсоюзными и другими общественными организациями;

ознакомление с Программой и антимонопольным законодательством представителей органов исполнительной власти края, хозяйствующих субъектов, предпринимателей, профсоюзов и населения;

распространение в средствах массовой информации материалов по вопросам демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Краснодарского края.

Для решения вопросов кадрового обеспечения Программы необходимо продолжить подготовку и повышение квалификации работников органов, на которые возложена реализация Программы.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В 1996-1997 ГОДАХ

----------------------------T---------T--------------------------¬

¦ Содержание и направление ¦ Срок ¦ Исполнители ¦

¦ ¦ исполне-¦ ¦

¦ ¦ ния ¦ ¦

+---------------------------+---------+--------------------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦

+---------------------------+---------+--------------------------+

¦1.Анализ экономической ¦ ¦ ¦

¦ситуации в Краснодарском ¦ ¦ ¦

¦крае ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦1.1.Создание системы ¦1996-1997¦Краснодарский краевой ¦

¦мониторинга товарных рынков¦ годы ¦комитет государственной ¦

¦Краснодарского края ¦ ¦статистики ¦

+---------------------------+---------+--------------------------+

¦1.2.Анализ состояния ¦ ¦ ¦

¦товарных рынков (работ, ¦ ¦ ¦

¦услуг) ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦1.2.1.Анализ состояния ¦ 1996 г. ¦Краснодарский центр ¦

¦рынка сертификационных ¦ ¦стандартизации и ¦

¦услуг ¦ ¦метрологии, Краснодарское ¦

¦ ¦ ¦территориальное управление¦

¦ ¦ ¦ГКАП РФ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦1.2.2. Анализ состояния ¦ 1996 г. ¦Краснодарское территориаль¦

¦конкуренции в ¦ ¦ное управление лесами, ¦

¦лесопромышленном комплексе ¦ ¦департамент экономики и ¦

¦края ¦ ¦прогнозирования, ¦

¦ ¦ ¦Краснодарское ¦

¦ ¦ ¦территориальное управление¦

¦ ¦ ¦ГКАП РФ ¦

+---------------------------+---------+--------------------------+

¦2.Государственный контроль ¦ ¦ ¦

¦за соблюдением ¦ ¦ ¦

¦антимонопольного ¦ ¦ ¦

¦законодательства ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦2.1.Осуществление контроля ¦1996-1997¦Краснодарское ¦

¦за созданием, слиянием, ¦ годы ¦территориальное управление¦

¦присоединением ¦ ¦ГКАП РФ, фонд имущества ¦

¦коммерческих ¦ ¦Краснодарского края ¦

¦организаций, их ¦ ¦ ¦

¦объединений, союзов и ¦ ¦ ¦

¦ассоциаций ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦2.2.Контроль за соблюдением¦1996-1997¦Краснодарское ¦

¦антимонопольного ¦ годы ¦территориальное управление¦

¦законодательства ¦ ¦ГКАП РФ, фонд ¦

¦при приобретении акций ¦ ¦государственного имущества¦

¦(долей) в уставном капитале¦ ¦Краснодарского края ¦

¦коммерческих организаций ¦ ¦ ¦

¦при увеличении уставного ¦ ¦ ¦

¦капитала ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦2.3.Наблюдение за созданием¦1996-1997¦департаменты экономики и ¦

¦и деятельностью финансово -¦ годы ¦прогнозирования, по ¦

¦промышленных групп ¦ ¦строительству, архитектуре¦

¦ ¦ ¦и жилищно - коммунальному ¦

¦ ¦ ¦хозяйству, сельского ¦

¦ ¦ ¦хозяйства и продовольствия¦

¦ ¦ ¦администрации края ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦2.4.Контроль за соблюдением¦1996-1997¦Краснодарское ¦

¦антимонопольного ¦ годы ¦территориальное управление¦

¦законодательства при ¦ ¦ГКАП РФ ¦

¦получении в собственность ¦ ¦ ¦

¦физическими или ¦ ¦ ¦

¦юридическими лицами ¦ ¦ ¦

¦основных производственных ¦ ¦ ¦

¦средств, нематериальных ¦ ¦ ¦

¦активов других ¦ ¦ ¦

¦хозяйствующих субъектов ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦2.5.Контроль за участием ¦1996-1997¦Краснодарское ¦

¦физических лиц в ¦ годы ¦территориальное управление¦

¦исполнительных органах, ¦ ¦ГКАП РФ ¦

¦советах директоров двух ¦ ¦ ¦

¦или более хозяйствующих ¦ ¦ ¦

¦субъектов ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦2.6.Контроль за соблюдением¦1996-1997¦Краснодарское ¦

¦товарными биржами и ¦ годы ¦территориальное управление¦

¦биржевыми посредниками ¦ ¦ГКАП РФ ¦

¦законодательства Российской¦ ¦ ¦

¦Федерации ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦2.7.Экспертиза нормативных ¦1996-1997¦Краснодарское ¦

¦актов, решений, ¦ годы ¦территориальное управление¦

¦постановлений краевых, ¦ ¦ГКАП РФ ¦

¦городских и районных ¦ ¦ ¦

¦органов власти на ¦ ¦ ¦

¦соответствие ¦ ¦ ¦

¦антимонопольному ¦ ¦ ¦

¦законодательству ¦ ¦ ¦

+---------------------------+---------+--------------------------+

¦3.Предупреждение, ¦ ¦ ¦

¦ограничение и пресечение ¦ ¦ ¦

¦монополистической ¦ ¦ ¦

¦деятельности и ¦ ¦ ¦

¦недобросовестной ¦ ¦ ¦

¦конкуренции ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦3.1.Контроль и ¦1996-1997¦Краснодарское ¦

¦предотвращение ¦ годы ¦территориальное управление¦

¦недобросовестной ¦ ¦ГКАП РФ ¦

¦конкуренции со ¦ ¦ ¦

¦стороны хозяйствующих ¦ ¦ ¦

¦субъектов, занимающих ¦ ¦ ¦

¦доминирующее положение ¦ ¦ ¦

¦на товарных рынках ¦ ¦ ¦

¦Краснодарского края ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦3.2.Контроль и ¦1996-1997¦территориальный орган ¦

¦регулирование деятельности ¦ годы ¦регулирования естественных¦

¦естественных монополий ¦ ¦монополий ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦3.3.Согласование планов ¦1996-1997¦комитет по управлению ¦

¦приватизации предприятий, ¦ годы ¦государственным имуществом¦

¦включенных в перечень ¦ ¦Краснодарского края ¦

¦предприятий - монополистов ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦3.4.Количественный анализ ¦ежеквар- ¦комитет по управлению ¦

¦соотношения государственных¦тально ¦государственным имуществом¦

¦и приватизированных ¦ ¦Краснодарского края ¦

¦предприятий по отраслям и ¦ ¦ ¦

¦уровням собственности ¦ ¦ ¦
“br>¦ ¦ ¦ ¦

¦3.5.Пресечение действий и ¦1996-1997¦Краснодарское ¦

¦соглашений органов власти ¦ годы ¦территориальное управление¦

¦и управления, направленных ¦ ¦ГКАП РФ ¦

¦на ограничение конкуренции ¦ ¦ ¦

+---------------------------+---------+--------------------------+

¦3.6.Осуществление ¦ ¦ ¦

¦мероприятий ограничения и ¦ ¦ ¦

¦предупреждения ¦ ¦ ¦

¦монополистической ¦ ¦ ¦

¦деятельности и ¦ ¦ ¦

¦недобросовестной ¦ ¦ ¦

¦конкуренции на рынках ¦ ¦ ¦

¦строительного комплекса ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦3.6.1.Обеспечение ¦1996-1997¦Краснодарское ¦

¦антимонопольных мер при ¦ годы ¦территориальное управление¦

¦приватизации предприятий и ¦ ¦ГКАП РФ, департамент по ¦

¦организаций строительства, ¦ ¦строительству, архитектуре¦

¦промстройматериалов, ¦ ¦и жилищно - коммунальному ¦

¦научных и проектных ¦ ¦хозяйству, комитет по ¦

¦учреждений ¦ ¦управлению государственным¦

¦ ¦ ¦имуществом Краснодарского ¦

¦ ¦ ¦края ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦3.6.2.Контроль за качеством¦1996-1997¦краевая инспекция ¦

¦строительной продукции на ¦ годы ¦Госархстройнадзора ¦

¦краевом рынке ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦3.6.3.Контроль за ¦1996-1997¦краевой центр ¦

¦исполнением лицензионных ¦ годы ¦лицензирования ¦

¦требований хозяйствующими ¦ ¦строительной деятельности ¦

¦субъектами строительной ¦ ¦ ¦

¦индустрии ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦3.6.4.Сертификация ¦1996-1997¦“Краснодарстройсертифи- ¦

¦строительной продукции ¦ годы ¦кация“, Краснодарский ¦

¦на рынках Краснодарского ¦ ¦центр стандартизации и ¦

¦края ¦ ¦метрологии ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦3.6.5.Контроль за ¦1996-1997¦Краснодарский краевой ¦

¦ценообразованием в ¦ годы ¦центр ценообразования в ¦

¦строительстве, финансируе- ¦ ¦строительстве ¦

¦мом из федерального бюджета¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦3.6.6.Реализация мер ¦1996-1997¦государственная ¦

¦ужесточения государственной¦ годы ¦вневедомственная ¦

¦экспертизы проектно - ¦ ¦экспертиза Краснодарского ¦

¦сметной документации ¦ ¦края ¦

¦важнейших объектов ¦ ¦ ¦

¦строительства ¦ ¦ ¦

+---------------------------+---------+--------------------------+

¦4.Содействие формированию ¦ ¦ ¦

¦рыночных отношений на ¦ ¦ ¦

¦основе развития конкуренции¦ ¦ ¦

¦и предпринимательства ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦4.1.Пресечение совмещения ¦1996-1997¦Краснодарское ¦

¦функций органов ¦ годы ¦территориальное управление¦

¦исполнительной власти края,¦ ¦ГКАП РФ ¦

¦городов и районов с ¦ ¦ ¦

¦функциями хозяйствующих ¦ ¦ ¦

¦субъектов ¦ ¦ ¦

+---------------------------+---------+--------------------------+

¦4.2.Снижение или ликвидация¦ ¦ ¦

¦барьеров вхождения ¦ ¦ ¦

¦хозяйствующих субъектов ¦ ¦ ¦

¦на рынки Краснодарского ¦ ¦ ¦

¦края ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦4.2.1.Изучение барьеров ¦1996-1997¦Краснодарское ¦

¦вхождения хозяйствующих ¦ годы ¦территориальное управление¦

¦субъектов на рынки в ¦ ¦ГКАП РФ ¦

¦городах и районах края ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦4.2.2.Принятие мер по ¦1996-1997¦Краснодарское ¦

¦снижению или ликвидации ¦ годы ¦территориальное управление¦

¦барьеров вхождения ¦ ¦ГКАП РФ ¦

¦хозяйствующих субъектов на ¦ ¦ ¦

¦рынки края ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦4.2.3.Предоставление ¦1996-1997¦фонд государственного ¦

¦отсрочки платежей ¦ годы ¦имущества Краснодарского ¦

¦сельхозтоваропроизводи- ¦ ¦края ¦

¦телям и крестьянско - ¦ ¦ ¦

¦фермерским хозяйствам при ¦ ¦ ¦

¦приобретении ими акций ¦ ¦ ¦

¦перерабатывающих и ¦ ¦ ¦

¦обслуживающих предприятий ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦4.2.4.Обеспечение вхождения¦1996-1997¦департамент по экономичес-¦

¦на краевой рынок ¦ годы ¦кой безопасности и ¦

¦качественной продукции ¦ ¦внешнеэкономических связей¦

¦производителей других ¦ ¦управление внешнеэконо- ¦

¦регионов России, ближнего и¦ ¦мических связей и ¦

¦дальнего зарубежья ¦ ¦протокола администрации ¦

¦ ¦ ¦края ¦

+---------------------------+---------+--------------------------+

¦4.3.Совершенствование ¦ ¦ ¦

¦системы товарного ¦ ¦ ¦

¦обслуживания в ¦ ¦ ¦

¦Краснодарском крае ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦4.3.1.Развитие ¦1996-1997¦торгово - промышленная ¦

¦информационного обеспечения¦ годы ¦палата Краснодарского ¦

¦производителей и ¦ ¦края ¦

¦потребителей о состоянии ¦ ¦ ¦

¦товарных рынков, ¦ ¦ ¦

¦организация ярмарок, ¦ ¦ ¦

¦выставок - продаж, издание ¦ ¦ ¦

¦каталогов товаров, иные ¦ ¦ ¦

¦способы информирования ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦4.3.2.Способствовать ¦1996-1997¦управление торговли ¦

¦заключению соглашений ¦ годы ¦администрации края ¦

¦российских и зарубежных ¦ ¦ ¦

¦торговых предприятий с ¦ ¦ ¦

¦промышленными предприятиями¦ ¦ ¦

¦края о поставках ¦ ¦ ¦

¦высококачественных товаров ¦ ¦ ¦

¦народного потребления ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦4.3.3.Оказывать помощь ¦1996-1997¦управление торговли ¦

¦оптовым и розничным ¦ годы ¦администрации края ¦

¦торговым предприятиям при ¦ ¦ ¦

¦заключении договоров на ¦ ¦ ¦

¦поставку продовольственных ¦ ¦ ¦

¦товаров и плодоовощной ¦ ¦ ¦

¦продукции, закладываемых ¦ ¦ ¦

¦на длительное хранение ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦4.3.4.Разработка проектов ¦1 кв.1996¦управление торговли ¦

¦нормативных актов и ¦ года ¦администрации края ¦

¦рекомендаций, направленных ¦ ¦ ¦

¦на: ¦ ¦ ¦

¦- сохранение профиля ¦2 кв.1996¦ ¦

¦деятельности предприятий ¦ года ¦ ¦

¦торговли, удовлетворяющих ¦ ¦ ¦

¦потребительский спрос на ¦ ¦ ¦

¦повседневный и недорогой ¦ ¦ ¦

¦ассортимент; ¦ ¦ ¦

¦- льготы за арендную плату,¦3 кв.1996¦ ¦

¦коммунальные услуги с ¦ года ¦ ¦

¦целью снижения цен ¦ ¦ ¦

¦реализации товаров в ¦ ¦ ¦

¦магазинах, обслуживающих ¦ ¦ ¦

¦ветеранов войны и труда; ¦ ¦ ¦

¦- освобождение от налогов, ¦ ¦ ¦

¦поступающих в краевой ¦ ¦ ¦

¦бюджет, предприятий ¦ ¦ ¦

¦общепита, обслуживающих ¦ ¦ ¦

¦школьников и студентов ¦ ¦ ¦

+---------------------------+---------+--------------------------+

¦4.4.Развитие конкурентной ¦ ¦ ¦

¦среды на рынках санаторно -¦ ¦ ¦

¦курортного дела и туризма ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦4.4.1.Создание ¦1996-1997¦управление по курортному ¦

¦конкурирующих объектов в ¦ годы ¦делу и туризму, департа- ¦

¦сфере санаторно - курортно-¦ ¦мент экономической безо- ¦

¦го дела и туризма путем ¦ ¦пасности и внешнеэкономи- ¦

¦нового строительства ¦ ¦ческих связей, управление ¦

¦ ¦ ¦внешнеэкономических связей¦

¦ ¦ ¦и протокола администрации ¦

¦ ¦ ¦края ¦

¦ ¦ ¦управление по ¦

¦4.4.2.Организация широкой ¦ ¦курортному делу и туризму,¦

¦рекламной кампании на ¦ ¦департамент по экономичес-¦

¦территории России и за ¦ ¦кой безопасности и ¦

¦рубежом, направленной на ¦ ¦внешнеэкономических связей¦

¦привлечение инвесторов в ¦ ¦управление внешнеэкономи- ¦

¦курорты и туристические ¦ ¦ческих связей и протокола ¦

¦предприятия края ¦ ¦администрации края ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦4.4.3.Организация выставок ¦1996-1997¦управление по курортному ¦

¦курортных и туристических ¦ годы ¦делу и туризму ¦

¦услуг в городах Москве, ¦ ¦администрации края ¦

¦Сочи, Анапе ¦ ¦ ¦

+---------------------------+---------+--------------------------+

¦4.5.Мероприятия по развитию¦ ¦ ¦

¦конкуренции на рынках ¦ ¦ ¦

¦продукции строительного ¦ ¦ ¦

¦комплекса края ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦4.5.1.Создание новых ¦ 1996 г. ¦департамент строительства,¦

¦мощностей и ввод на рынок ¦ ¦архитектуры и жилищно - ¦

¦новых хозяйствующих ¦ ¦коммунального хозяйства ¦

¦субъектов по дефицитным ¦ ¦администрации края ¦

¦видам продукции ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦4.5.2.Проведение подрядных¦1996-1997¦департамент по ¦

¦торгов по объектам вновь ¦ годы ¦строительству, архитектуре¦

¦начинаемого строительства, ¦ ¦и жилищно - коммунальному ¦

¦в том числе с привлечением ¦ ¦хозяйству администрации ¦

¦иностранных подрядчиков ¦ ¦края, департамент ¦

¦ ¦ ¦экономической безопасности¦

¦ ¦ ¦и внешнеэкономических ¦

¦ ¦ ¦связей администрации края ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦4.5.3.Обеспечение ¦1996-197 ¦департамент по ¦

¦реализации целевой ¦ годы ¦строительству, архитектуре¦

¦программы “Жилище“ ¦ ¦и жилищно - коммунальному ¦

¦ ¦ ¦хозяйству администрации ¦

¦ ¦ ¦края ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦4.5.4.Обеспечение ¦1996-1997¦департамент по ¦

¦реализации программы ¦ годы ¦строительству, архитектуре¦

¦“Структурная перестройка ¦ ¦и жилищно - коммунальному ¦

¦производственной базы ¦ ¦хозяйству администрации ¦

¦жилищного строительства в ¦ ¦края ¦

¦Краснодарском крае“ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦4.5.5.Проведение краевых ¦1996-1997¦торгово - промышленная ¦

¦межрегиональных и ¦ годы ¦палата Краснодарского ¦

¦международных отраслевых ¦ ¦края ¦

¦выставок - ярмарок ¦ ¦ ¦

+---------------------------+---------+--------------------------+

¦4.6.Пресечение ¦1996-1997¦управление внешнеэконо- ¦

¦недобросовестной ¦ годы ¦мических связей и ¦

¦конкуренции по ¦ ¦протокола администрации ¦

¦внешнеэкономической ¦ ¦края ¦

¦деятельности ¦ ¦ ¦

+---------------------------+---------+--------------------------+

¦5.Поддержка и развитие ¦ ¦ ¦

¦малого предпринимательства ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦5.1.Подготовить программу ¦1 кв.1996¦межведомственный комитет ¦

¦развития малого ¦ года ¦по поддержке и развитию ¦

¦предпринимательства ¦ ¦малого предпринимательства¦

¦(основные направления и ¦ ¦в Краснодарском крае, ¦

¦первоочередные меры) на ¦ ¦департамент экономики и ¦

¦1996-1997 годы ¦ ¦прогнозирования ¦

¦ ¦ ¦администрации края ¦

+---------------------------+---------+--------------------------+

¦5.2.Реализация ¦1996-1997¦межведомственный комитет ¦

¦постановления Правительства¦ годы ¦по поддержке и развитию ¦

¦Российской Федерации от ¦ ¦малого предпринимательства¦

¦1 декабря 1994 года N 1322 ¦ ¦в Краснодарском крае, ¦

¦“О мерах по обеспечению ¦ ¦департаменты администрации¦

¦участия малых ¦ ¦Краснодарского края ¦

¦негосударственных ¦ ¦ ¦

¦предприятий в реализации ¦ ¦ ¦

¦государственных программ ¦ ¦ ¦

¦и выполнение заказов для ¦ ¦ ¦

¦государственных нужд“ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦5.2.1.Разработка проекта ¦ ноябрь ¦департамент экономики и ¦

¦нормативного акта о порядке¦ 1996 г. ¦прогнозирования ¦

¦распределения ¦ ¦администрации края, ¦

¦государственных заказов и ¦ ¦межведомственный комитет ¦

¦надзора за соблюдением ¦ ¦по поддержке и развитию ¦

¦этого порядка ¦ ¦малого предпринимательства¦

¦ ¦ ¦в Краснодарском крае ¦

+---------------------------+---------+--------------------------+

¦5.3.Реализация ¦1996-1997¦межведомственный комитет ¦

¦постановления Правительства¦ годы ¦по поддержке и развитию ¦

¦Российской Федерации от ¦ ¦малого предпринимательства¦

¦7 марта 1995 года N 224 ¦ ¦в Краснодарском крае ¦

¦“Об организации обучения ¦ ¦ ¦

¦незанятого населения ¦ ¦ ¦

¦основам предпринимательской¦ ¦ ¦

¦деятельности“ ¦ ¦ ¦

+---------------------------+---------+--------------------------+

¦5.4.Финансовая поддержка ¦ ¦ ¦

¦малых предприятий ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦5.4.1.Подготовка ¦1 кв.1996¦департамент по финансам, ¦

¦предложения о ¦ года ¦бюджету и контролю ¦

¦предоставлении льгот ¦ ¦администрации края ¦

¦отдельным категориям ¦ ¦ ¦

¦налогоплательщиков ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦5.4.2.Разработка системы ¦2 кв.1996¦департамент по финансам, ¦

¦патентов с целью упрощения ¦ года ¦бюджету и контролю ¦

¦налогообложения, учета и ¦ ¦администрации края ¦

¦отчетности для ¦ ¦ ¦

¦индивидуальных ¦ ¦ ¦

¦предпринимателей ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦5.4.3.Разработать порядок ¦2 кв.1996¦департамент экономики и ¦

¦процедуры уплаты при ¦ года ¦прогнозирования, ¦

¦перевалке внешнеторговых ¦ ¦департамент по финансам, ¦

¦грузов в соответствии с ¦ ¦бюджету и контролю ¦

¦Законом Краснодарского края¦ ¦администрации края ¦

¦“О плате при перевалке ¦ ¦ ¦

¦внешнеторговых грузов“ ¦ ¦ ¦

+---------------------------+---------+--------------------------+

¦5.5.Разработка мероприятий ¦1 кв.1996¦управление по курортному ¦

¦направленных на привлечение¦ года ¦делу и туризму ¦

¦предприятий малого бизнеса ¦ ¦администрации края ¦

¦в курортно - туристической ¦ ¦ ¦

¦сфере края ¦ ¦ ¦

+---------------------------+---------+--------------------------+

¦6.Контроль за ходом ¦постоянно¦комиссия по конкурентной ¦

¦реализации региональной ¦ ¦политике Краснодарского ¦

¦Программы ¦ ¦края ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦6.1.Разработка материалов ¦ежеквар- ¦Краснодарское ¦

¦для доклада Правительству ¦тально ¦территориальное управление¦

¦России и коллегии ¦ ¦ГКАП РФ, ведомства - ¦

¦администрации края о ¦ ¦участники реализации ¦

¦социально - экономической ¦ ¦Программы ¦

¦ситуации в Краснодарском ¦ ¦ ¦

¦крае ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦6.2.Разработка предложений ¦ декабрь ¦Краснодарское ¦

¦для комиссии по ¦ 1996 г. ¦территориальное управление¦

¦конкурентной политике ¦ ¦ГКАП РФ, ведомства - ¦

¦Краснодарского края о ¦ ¦участники реализации ¦

¦корректировке программы ¦ ¦Программы ¦

¦“Демонополизация экономики ¦ ¦ ¦

¦и развитие конкуренции на ¦ ¦ ¦

¦товарных рынках ¦ ¦ ¦

¦Краснодарского края в ¦ ¦ ¦

¦1996 - 1997 годах“ ¦ ¦ ¦

L---------------------------+---------+---------------------------

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты) группа авторов, РАУ - корпорация - М.: Агентство “Обозреватель“, специальный выпуск N 5-8, 1994.- 501с.

2. Экономика: Учебник для экономических академий, вузов и факультетов (коллектив авторов) Под ред. доц. А.С.Булатова - М.2: Издательство БЕК, Э40, 1995.- 632с.

3. Монополизм и антимонопольная политика (Барышева А.В., Сукотин Ю.В., Богачев В.Н. и др. - М.: Наука, 1994.- 240с.

4. Городетский А.Е., Павленко Б.Г., Френкель А.А., Задирако И.Н., Поповская Е.В. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике. - М.: Российская академия наук, институт экономики, 1995. - 28с.

5. Государственный доклад о развитии конкуренции на рынках Российской Федерации на федеральном и региональном (местном) уровне - М.: ГКАП РФ, 1995.- 151с.

Начальник Краснодарского

территориального управления

ГКАП РФ

М.Г.БАЕВ