Законы и постановления РФ

Письмо Комземресурсов края от 14.02.1995 N 3-13/327 <Извлечения из действующего законодательства Российской Федерации>

КОМИТЕТ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПИСЬМО

от 14 февраля 1995 г. N 3-13/327

Роскомзем направляет для руководства и использования в работе извлечения из действующего законодательства Российской Федерации, на которые сделаны ссылки в приказе Роскомзема “Об утверждении Инструкции о порядке работы госкомземинспекторов по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушение земельного законодательства“ от 18.02.94 N 18.

Председатель Комитета

С.Л.ГРОМОВ

ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР ОТ 25.04.91

Статья 125. Административная и уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства

За нарушение земельного законодательства юридические лица и граждане подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, в следующих размерах:

за самовольное занятие земельных участков юридические лица - от 50 тыс.
до 100 тыс. рублей, граждане - от 1 тыс. до 5 тыс. рублей;

за самовольное строительство юридические лица - от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, граждане - от 500 до 1000 рублей;

за захламление земель юридические лица - от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, граждане - от 100 до 500 рублей;

за загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, заражение бактериально - паразитическими и карантинными вредными организмами юридические лица - от 500 тыс. до 1 млн. рублей, граждане - от 500 до 5000 рублей;

за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы юридические лица - от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, граждане - от 500 до 3000 рублей;

за нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, юридические лица - от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, граждане - от 500 до 1000 рублей;

за проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, юридические лица - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, граждане - от 500 до 10000 рублей;

за искажение сведений о состоянии и использовании земель должностные лица и граждане - от 100 до 500 рублей;

за нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда должностные лица - от 1000 до 3000 рублей;

за уничтожение межевых знаков юридические лица - от 100 до 500 рублей, граждане - от 50 до 100 рублей.

За указанные выше правонарушения законодательством РСФСР может быть установлена уголовная ответственность.

В республиках, входящих в
состав РСФСР, ответственность за нарушение земельного законодательства устанавливается законодательством этих республик.

Штрафы за указанные нарушения земельного законодательства налагаются местными органами Государственного комитета РСФСР по земельной реформе, Государственного комитета РСФСР по экологии и природопользованию, а также государственного санитарного и архитектурно - строительного надзора в порядке, установленном Советом Министров РСФСР.

Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений.

Статья 126. Возмещение убытков и вреда, причиненного нарушением земельного законодательства

Самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении или самовольном занятии, снос строений при самовольном занятии или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков производится предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, виновными в указанных нарушениях, либо за их счет.

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства.

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ

Статья 185. Доверенность

1. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

...5. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации...

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС

Статья 106. Судебные повестки

Лица, участвующие в деле, и представители извещаются судебными повестками о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий. Судебными повестками производится также вызов в суд свидетелей, экспертов и переводчиков.

Лицам, участвующим в деле, и представителям повестка должна быть вручена с таким расчетом, чтобы они имели достаточный срок для своевременной явки в суд и
подготовки к делу.

Повестка доставляется извещаемому или вызываемому лицу по адресу, указанному стороной или другим лицом, участвующим в деле. Если по сообщенному адресу гражданин фактически не проживает, повестка может быть направлена по месту работы.

В необходимых случаях лица, участвующие в деле, представители, а также свидетели, эксперты и переводчики могут быть извещены или вызваны телефонограммой или телеграммой.

Статья 108. Доставка повесток

Повестка доставляется по почте или через рассыльных. Время вручения повестки адресату отмечается на вручаемой повестке и на втором экземпляре, подлежащем возврату в суд.

Судья может с согласия лица, участвующего в деле, выдать ему на руки повестку для вручения другому извещаемому или вызываемому по делу лицу. Лицо, которому судья поручил доставить повестку, обязано возвратить в суд второй экземпляр с распиской адресата в получении повестки.

Статья 109. Вручение повесток

Гражданину повестка вручается лично под расписку на подлежащем возвращению в суд втором экземпляре повестки. Повестка, адресованная государственным предприятиям, учреждениям, организациям, колхозам, иным кооперативным организациям, их объединениям, другим общественным организациям, вручается соответствующему должностному лицу, которое расписывается на втором экземпляре повестки.

Если лицо, доставляющее повестку, не застанет гражданина, извещаемого или вызываемого по делу, в месте его жительства или работы, то повестка вручается кому-нибудь из совместно с ним проживающих взрослых членов семьи, а при отсутствии их жилищно - эксплуатационной организации, исполнительному комитету поселкового или сельского Совета народных депутатов или администрации по месту его работы. В указанных случаях лицо, принявшее повестку, обязано на втором экземпляре повестки указать свою фамилию, имя и отчество, а также отношение к адресату или занимаемую должность. Лицо, принявшее повестку, обязано при первой возможности без промедления вручить ее адресату.

При временном отсутствии адресата
лицо, доставляющее повестку, отмечает на втором экземпляре повестки, куда выбыл адресат и когда ожидается его возвращение. Эти сведения должны быть подтверждены и удостоверены соответствующей жилищно - эксплуатационной организацией, исполнительным комитетом поселкового или сельского Совета народных депутатов или администрацией по месту работы адресата.

Статья 338. Постановления судов и других органов, подлежащих исполнению

По правилам, изложенным в настоящем разделе Кодекса, подлежат исполнению:

1) решения, определения и постановления судов по гражданским делам, а также постановления народных судей о взыскании алиментов;

...3) постановления судьи или суда в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях;

...6) решения органов арбитража в предусмотренных Законом случаях;

...13) постановления комиссий по делам несовершеннолетних о денежных взысканиях в установленных Законом случаях;

...14) постановления административных органов или должностных лиц, которым законом предоставлено право производить взыскания с граждан в бесспорном порядке...

Статья 339. Исполнительные документы

Исполнительными документами являются:

...3) приказы органов арбитража, выдаваемые в предусмотренных законом случаях на основании решения арбитража и решений третейских судов по спорам между государственными предприятиями, учреждениями, организациями, кооперативными организациями, их объединениями, другими общественными организациями;

...7) постановления, выдаваемые комиссиями по делам несовершеннолетних, о денежных взысканиях;

...8) постановления, выдаваемые административными органами, о производстве взысканий с граждан в бесспорном порядке...

КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Статья 13. Возраст по достижении которого наступает административная ответственность

Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

Статья 14. Ответственность несовершеннолетних

К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершившим административное правонарушение, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Президиумом Верховного Совета РСФСР.

...С учетом характера совершенного правонарушения и личности нарушителя дела в отношении указанных лиц (за исключением лиц, совершивших правонарушение, предусмотренное статьей 165
настоящего кодекса) могут быть переданы, а предусмотренные статьей 49 настоящего Кодекса, как правило, подлежат передаче на рассмотрение районных (городских), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних...

Статья 16. Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных Уставов, за совершение административных правонарушений

Военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. За нарушение Правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду эти лица несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены штраф, исправительные работы и административный арест.

Другие, кроме указанных в части первой настоящей статьи, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях - административную ответственность на общих основаниях.

В случаях, указанных в части первой настоящей статьи, органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания, могут вместо наложения взысканий передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности...

Статья 22. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения

При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Статья 23. Цели административного взыскания

Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения советских законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Статья 24. Виды
административных взысканий

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);

6) исправительные работы;

7) административный арест...

Статья 26. Предупреждение

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме. В предусмотренных законодательством случаях предупреждение оформляется иным установленным способом.

Статья 33. Общие правила наложения взысканий за административные правонарушения

...При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Статья 34. Обстоятельства, смягчающие ответственность за административные правонарушения

Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение, признаются:

1) чистосердечное раскаяние виновного;

2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

...Орган (должностное лицо), решающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законодательстве.

Статья 35. Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное в течение года совершения однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

4) совершение правонарушения группой лиц;

5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может
не признать данное обстоятельство отягчающим.

Статья 36. Наложение административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений

При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

Статья 235. Содержание протокола об административном правонарушении

В протоколе об административном правонарушении указываются:

дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

сведения о личности нарушителя;

место, время совершения и существо административного правонарушения;

нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение;

фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются;

объяснение нарушителя;

иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол ведется лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение;

при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.

В случае отказа лица, совершившего административное правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 настоящего Кодекса, о чем делается отметка в протоколе.

Статья 247. Права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком,
на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствии этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.

...Законодательством РСФСР могут быть предусмотрены и иные случаи, когда явка лица, привлекаемого к административной ответственности, в орган (к должностному лицу), разрешающий дело, обязательна.

Статья 248. Потерпевший

Потерпевшим является лицо, которому административным нарушением причинен моральный, физический или имущественный вред.

Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, приносить жалобу на постановление по делу об административном правонарушении.

Потерпевший может быть допрошен в качестве свидетеля в соответствии со статьей 251 настоящего Кодекса.

Статья 249. Законные представители

Интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющимся несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права по делам об административных правонарушениях, вправе представлять их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители).

Статья 250. Адвокат

Для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности, в рассмотрении дела об административном правонарушении может участвовать адвокат.

Адвокат, участвующий в рассмотрении дела об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела; заявлять ходатайства; по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на постановления по делу.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией.

Статья 251. Свидетель

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны какие-либо обязательства, подлежащие установлению по данному делу.

По вызову органа (должностного лица), в производстве которого находится дело, свидетель
обязан явиться в указанное время, дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы.

Статья 252. Эксперт

Эксперт назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в случае, когда возникает необходимость в специальных познаниях.

Эксперт обязан явиться по вызову и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.

Эксперт вправе:

1) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;

2) заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

3) с разрешения органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, задавать лицу, привлекаемому к ответственности, потерпевшему, свидетелям вопросы, относящиеся к предмету экспертизы;

4) присутствовать при рассмотрении дела.

Статья 253. Переводчик

Переводчик назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении.

Переводчик обязан явиться по вызову органа (должностного лица) и выполнить полно и точно порученный ему перевод.

Статья 254. Суммы, подлежащие выплате потерпевшим, свидетелям, экспертам и переводчикам.

Потерпевшим, свидетелям, экспертам и переводчикам возмещаются в установленном порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело об административном правонарушении.

За лицами, вызываемыми в качестве потерпевших, свидетелей, экспертов и переводчиков, сохраняется, в установленном порядке, заработок по месту их работы за время их отсутствия в связи с явкой в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело об административном правонарушении.

Статья 257. Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела...

Статья 260. Протокол заседания коллегиального органа

При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол, в котором указываются:

1) дата и место заседания;

2) наименование и состав органа, рассматривающего дело;

3) содержание рассматриваемого дела;

4) объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, их ходатайства и результаты их рассмотрения;

6) документы и вещественные доказательства, исследованные при рассмотрении дела;

7) сведения об оглашении принятого постановления и разъяснении порядка и сроков его обжалования.

Протокол заседания коллегиального органа подписывается председательствующим в заседании и секретарем.

Статья 262. Виды постановлений

Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит одно из следующих постановлений:

1) о наложении административного взыскания;

2) о прекращении дела производством.

Постановление о прекращении дела производством выносится при объявлении устного замечания, передаче материалов дела на рассмотрение товарищеского суда, комиссии по борьбе с пьянством, образованной на предприятии, в учреждении, организации и их структурных подразделениях, общественной организации или трудового коллектива либо прокурору, органу предварительного следствия или дознания, а также при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 227 настоящего Кодекса.

Статья 263. Объявление постановления по делу и вручение копии постановления

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

Копия постановления вручается под расписку. В случае, если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле...

Статья 268. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу.

Статья 269. Принесение протеста на постановление по делу об административном правонарушении

Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.

Статья 270. Приостановление исполнения постановления в связи с подачей жалобы или принесением протеста

Подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы, за исключением постановлений о приостановлении мер взыскания, предусмотренных статьями 26 и 32 настоящего Кодекса, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения.

Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста.

Статья 271. Срок рассмотрения жалобы и протеста на постановление по делу об административном правонарушении

Жалоба и протест на постановление по делу об административном правонарушении рассматриваются правомочными на то органами (должностными лицами) в десятидневный срок со дня их поступления, если иное не установлено законодательством РФ.

Статья 273. Решение органа (должностного лица), рассматривающего жалобу или протест

...Копия решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему - по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.

Статья 282. Давность исполнения постановлений о наложении административных взысканий

Не подлежит исполнения постановление о наложении административного взыскания, если оно не обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения. В случае приостановления исполнения постановления в соответствии со статьей 270 настоящего Кодекса течение давностного срока приостанавливается до рассмотрения жалобы или протеста. В случае отсрочки исполнения постановления в соответствии со статьей 280 настоящего Кодекса течение давностного срока приостанавливается до истечения срока отсрочки.

Законодательством РФ могут быть установлены иные, более длительные сроки для исполнения постановлений по делам об отдельных видах административных правонарушений...

Статья 285. Сроки и порядок исполнения постановления о наложении штрафа

Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования такого постановления - не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения...

Статья 286. Принудительное исполнение постановления о наложении штрафа

В случае неуплаты штрафа нарушителем в срок, установленный статьей 285 настоящего Кодекса, постановление о наложении штрафа направляется для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иного заработка, пенсии, или стипендии в соответствии с правилами, установленными Гражданским процессуальным Кодексом РСФСР.

Если лицо, подвергнутое штрафу, не работает или взыскание из заработной платы или иного заработка, пенсии или стипендии нарушителя невозможно по другим причинам, взыскание штрафа производится на основании постановления органа (должностного лица) о наложении штрафа судебным исполнителем путем обращения взыскания на личное имущество нарушителя, а также на его долю в общей собственности...

Статья 288. Окончание производства по исполнению постановления о наложении штрафа

Постановление о наложении штрафа, по которому взыскание штрафа произведено полностью, с отметкой об исполнении возвращается органу (должностному лицу), вынесшему постановление.

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР

Статья 199. Самовольный захват земли

Самовольный захват участка земли, причинивший значительный ущерб его законному владельцу или собственнику, - наказывается исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года или штрафом до трехкратного размера причиненного ущерба (в ред. Закона РФ от 29 апреля 1993 г. - Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993 г. N 22, ст. 789).

АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ

В РЕДАКЦИИ ОТ 07.07.93

Статья 2. Право на обращение в арбитражный суд

В арбитражный суд вправе обращаться за защитой своих нарушенных или оспариваемых законных прав и интересов предприятия, учреждения, организации (включая колхозы), являющиеся юридическими лицами (далее организации), а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус предпринимателя, приобретенный

в установленном законом порядке (далее граждане - предприниматели).

В случаях, установленных законодательными актами Российской Федерации, право на обращение в арбитражный суд имеют органы государственной власти и управления, организации, не являющиеся юридическими лицами, в том числе трудовые коллективы предприятий, и физические лица.

Организации с иностранными инвестициями, организации и граждане - предприниматели, которые находятся на территории другого государства, вправе обращаться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Спор может быть передан на разрешение арбитражного суда лишь после принятия сторонами мер по непосредственному регулированию спора в установленном порядке, за исключением требований организаций и граждан - предпринимателей о признании недействительными актов государственных и иных органов, об обжаловании отказа в государственной регистрации организаций либо самостоятельной предпринимательской деятельности, а также других споров в сфере управления с участием граждан - предпринимателей.

Статья 22. Подведомственность арбитражному суду споров в сфере управления

Арбитражному суду подведомственны споры, возникающие в сфере управления, в частности:

о признании недействительными (полостью или частично) актов государственных и иных органов (адресованных конкретным лицам или группе лиц), в том числе решений Советов народных депутатов и администрации, не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы организаций и граждан - предпринимателей, о признании недействительными таких актов, связанных с созданием, реорганизацией или ликвидацией предприятий, по заявлениям трудовых коллективов этих предприятий (в лице уполномоченных трудовым коллективом представителей) в случае нарушения предусмотренных законами прав трудовых коллективов;

о возмещении убытков, причиненных организациям и гражданам - предпринимателям такими актами, а также возникших в связи с ненадлежащим исполнением указанными органами своих обязанностей по отношению к организациям и гражданам - предпринимателям;

об обжаловании решений Советов народных депутатов об отказе в предоставлении либо об изъятии земельного участка;

об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или предпринимательской деятельности граждан;

об обжаловании решений государственных и иных органов об изъятии у организаций и граждан - предпринимателей денежных средств и иного имущества, а также о возврате незаконно изъятых средств и иного имущества;

о взыскании с организаций и граждан - предпринимателей штрафов и других денежный средств государственными и иными органами, в том числе органами, осуществляющими антимонопольную политику, банками, инспекциями, иными контролирующими органами, если законодательством не предусмотрено списание ими денежных средств в бесспорном порядке;

о возврате из бюджета денежных средств, списанных в виде экономических (финансовых) санкций, по другим основаниям государственными налоговыми инспекциями и иными контролирующими органами в бесспорном порядке с нарушением требований законодательства.

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 16.12.93 Г. N 2162

В целях усиления государственного контроля за использованием и охраной земель, повышения ответственности граждан, должностных и юридических лиц за нарушение земельного законодательства Российской Федерации в период проведения земельной реформы и на основании пунктов 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1598 “О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации“, постановляю:<“r>
1. Впредь до принятия Основ земельного законодательства Российской Федерации установить, что граждане, должностные и юридические лица подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, в следующих размерах:

а) за нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель, противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель, граждане - от одного до трех, должностные лица - от трех до десяти, юридические лица - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда;

б) за нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природо - заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению, граждане - от трех до пяти, должностные лица - от пяти до десяти, юридические лица - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

в) за нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель, систематическое невнесение платежей за землю граждане и должностные лица - от трех до десяти, юридические лица - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

г) за уклонение от исполнения или несвоевременное использование предписаний, выданных должностным лицам органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, по вопросам устранения нарушений земельного законодательства, граждане - от пяти до десяти, должностные лица - от десяти до двадцати, юридические лица - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

3. Руководствоваться следующим порядком перерасчета размеров штрафов, установленных Земельным кодексом РСФСР и выраженных в твердых суммах, если верхний предел штрафа не превышает:

ста рублей - считать его равным одному минимальному размеру оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже одной третьей минимального размера оплаты труда;

пятисот рублей - считать его равным пяти минимальным размерам оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже двух минимальных размеров оплаты труда;

тысячи рублей - считать его равным семи минимальным размерам оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже трех минимальных размеров оплаты труда;

трех тысяч рублей - считать его равным десяти минимальным размерам оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже четырех минимальных размеров оплаты труда;

пять тысяч рублей - считать его равным пятнадцати минимальным размерам оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже пяти минимальных размеров оплаты труда;

десяти тысяч рублей - считать его равным двадцати минимальным размерам оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже шести минимальных размеров оплаты труда;

ста тысяч рублей - считать его равным двумстам минимальным размерам оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже ста минимальных размеров оплаты труда;

пятисот тысяч рублей - считать его равным пятистам минимальным размерам оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже двухсот минимальных размеров оплаты труда;

одного миллиона рублей - считать равным тысяче минимальных размеров оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже пятисот минимальных окладов размеров оплаты труда...

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 27.12.91 Г. N 323

...17. Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР и его органам на местах обеспечить привлечение к ответственности за нарушение земельного законодательства, волокиту и злоупотребления по решению вопросов земельной реформы в соответствии со статьей 125 Земельного кодекса РСФСР.

Предоставить право комитетам по земельной реформе и земельным ресурсам республик в составе РСФСР, краев, областей, автономной области, автономных округов приостанавливать неправомерные решения районных и городских (кроме городов Москвы и Санкт-Петербурга) органов местной администрации, а районным и городским комитетам по земельной реформе и земельным ресурсам - органов сельской и поселковой администрации по вопросам изъятия и предоставления земель до рассмотрения в соответствующих органах...

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СМ РФ ОТ 23.12.93 Г. N 1362

III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСЗЕМКОНТРОЛЬ

...10. Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Российской Федерации и его заместители, государственные инспектора по использованию и охране земель и их заместители, должностные лица Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства и их органов на местах, Государственного комитета санитарно - эпидемиологического надзора Российской Федерации органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии с возложенными на них функциями по осуществлению госземконтроля и в пределах своей компетенции имеют право:

а) направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности;

б) обращаться беспошлинно в суд и арбитражный суд по делам о возмещении ущерба, причиненного в результате нарушения земельного законодательства, по вопросам отмены неправомерных решений, связанных и изъятием и предоставлением земельных участков, а также по делам о взыскании штрафов с физических и должностных лиц;

в) приостанавливать промышленное, гражданское и другое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатацию объектов, проведение агротехнических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства, установленного режима использования земель особо охраняемых территорий и могут привести к уничтожению, загрязнению, заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию эрозии, засолению, заболачиванию и другим процессам, снижающим плодородие почв, включая сопредельную территорию, а также если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу либо получившим отрицательное заключение;

г) вносить в местную администрацию предложения о полном или частичном изъятии (выкупе) земельных участков в случаях, предусмотренных земельным законодательством;

д) составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства и передавать их на рассмотрение в существующие комиссии для привлечения виновных к административной ответственности или рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства самостоятельно в пределах установленных законодательством размеров штрафов, если сумма штрафа, налагаемого на граждан, не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - десяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - двадцати минимальных размеров оплаты труда. Должностные лица Государственного комитета санитарно - эпидемиологического надзора Российской Федерации, органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации рассматривают дела о нарушениях земельного законодательства в порядке, установленном Законом РСФСР “О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения“;

е) беспрепятственно посещать при предъявлении служебного удостоверения предприятия, организации и учреждения, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами, с учетом установленного режима их посещения;

ж) давать предприятиям, организациям и учреждениям, а также гражданам обязательные для исполнения предписания по вопросам охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства;

з) получать от министерств и ведомств утвержденную в установленном порядке статистическую отчетность о состоянии земельного фонда;

и) привлекать в установленном порядке специалистов для проведения обследований земельных угодий, экспертиз, проверок выполнения мероприятий по охране земель;

к) приостанавливать исполнение неправомерных решений по вопросам изъятия и предоставления земельных участков до рассмотрения протестов в соответствующих органах (вышестоящем органе власти, суде, арбитражном суде);

л) вносить в соответствующие финансово - кредитные органы обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования (кредитования) строительства и эксплуатации объектов и других работ в случае их приостановки, а также при отсутствии документов, удостоверяющих права на землю.

Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Российской Федерации и его заместители, государственные инспектора по использованию и охране земель и их заместители, кроме того, имеют право контролировать проведение аукционов, конкурсов, заключение сделок по купле - продаже, дарению, залогу, сдаче в аренду земельных участков и другие операции с землей и вносить предложения о признании в установленном порядке недействительными указанных операций, проводимых с нарушением действующего законодательства.

Инспектора по использованию и охране земель пользуются правами государственных инспекторов по использованию и охране земель, указанными в подпунктах “д“ (за исключением права рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства самостоятельно), “е“ - “и“ настоящего пункта.

Должностные и физические лица, препятствующие осуществлению государственного контроля за состоянием, использованием и охраной земель, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к должностным лицам специально уполномоченных органов, осуществляющих госземконтроль, несут установленную законодательством ответственность.

Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации в пределах своей компетенции оказывают помощь должностным лицам специально уполномоченных органов, осуществляющих госземконтроль.

Должностные лица, осуществляющие госземконтроль, несут ответственность за своевременное принятие мер к нарушителям земельного законодательства, за объективность материалов проводимых проверок.

Убытки, причиненные собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам неправомерными действиями должностных лиц, осуществляющих госземконтроль, возмещаются в порядке, установленном законодательством.

Жалобы на действия должностных лиц, осуществляющих госземконтроль, подаются вышестоящему должностному лицу или в суд.

Главному государственному инспектору по использованию и охране земель Российской Федерации и его заместителям, государственным инспекторам по использованию и охране земель и их заместителям, инспекторам по использованию и охране земель при исполнении служебных обязанностей разрешается в установленном порядке ношение огнестрельного оружия.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать гарантии социальной защиты должностных лиц, осуществляющих госземконтроль.

...18. Суммы штрафов за нарушение земельного законодательства поступают при наложении их:

органами Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству - на формирование специальных денежных фондов комитетов по земельным ресурсам и землеустройству в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2162 “Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы“;

органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Государственным комитетом санитарно - эпидемиологического надзора Российской Федерации, органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии с Законами РСФСР “Об охране природной среды“ и “О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения“ - на формирование внебюджетных экологических фондов;

органами Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства - в соответствующие бюджеты.

При неуплате штрафа в 15-дневный срок взыскание денежных средств в размере суммы штрафа с юридических лиц (за исключением иностранных и международных организаций), привлеченных к административной ответственности за нарушение земельного законодательства, производится в бесспорном порядке на основании постановлений должностных лиц или комиссий специально уполномоченных органов, осуществляющих госземконтроль.

Взыскание денежных средств с иностранных и международных организаций, предпринимателей без образования юридического лица, должностных лиц и граждан производится на основании решения арбитражного суда или суда...