Законы и постановления РФ

Постановление Правительства Краснодарского края от 28.12.1991 N 170 “О работе жилищно-коммунального хозяйства края в условиях перехода к рыночным отношениям“ (вместе с “Концепцией совершенствования работы жилищно-коммунального хозяйства в свете экономической реформы и приватизации“)

ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 1991 г. N 170

О РАБОТЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАЯ

В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

В соответствии с Законами, принятыми Верховным Советом РСФСР: “О собственности в РСФСР“, “О предприятиях предпринимательской деятельности“, “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР“, “О первоочередных мерах по обеспечению деятельности органов управления российских городов“, учитывая специфику работы жилищно - коммунального хозяйства края как важного органа жизнеобеспечения населения и функционирования предприятий, администрацией края внесены изменения в структуру управления жилищно - коммунальным хозяйства в условиях перехода к рыночным отношениям.

По предложению департамента строительства и архитектуры, ведающего также вопросами жилищно - коммунального хозяйства, на добровольной основе предприятиями и
объединениями жилищно - коммунального хозяйства края учреждено территориальное производственное объединение жилищно - коммунального хозяйства края.

Взаимоотношения ТПО ЖКХ с краевыми производственными объединениями, МО (МП) ЖКХ, предприятиями и организациями отрасли строятся на договорной основе.

Администрация края делегировала ТПО ЖКХ ряд управленческих функций, связанных со стратегией жилищно - коммунального хозяйства регионов в период перехода к рыночным отношениям.

Учитывая изложенное, постановляю:

1. Органам исполнительной власти районов и городов края:

1.1. На основании указанных законом Верховного Совета РСФСР, во исполнение рекомендаций Верховного Совета и Правительства РСФСР, в сложившейся исключительно сложной обстановке в жилищно - коммунальном комплексе края, особенно в зимний период, не допускать реорганизацию структуры органов жилищно - коммунального хозяйства, сохранив ее профессиональные кадры.

1.2. Считать основным органом управления жилищно - коммунальным хозяйством в городах и районах многоотраслевые объединения и предприятия - МО (МП) ЖКХ.

1.3. В целях ликвидации монополизма в обслуживании объектов коммунального назначения параллельно на местах создавать альтернативные структуры обслуживания любой формы собственности.

1.4. В условиях либерализации цен, на основании соответствующих нормативных актов РСФСР принять меры по упорядочению ценообразования на жилищно - коммунальные услуги населению и другим группам потребителей, с учетом фиксированного уровня цен.

1.5. На 1992 год заключить экономические договоры с МО (МП) ЖКХ, предприятиями тепловых и электрических сетей на обслуживание объектов муниципальной собственности по планово - расчетным тарифам, обеспечивающим нормативную себестоимость услуг и работ с учетом рыночных тенденций к изменению цен на материальные ресурсы и уровень рентабельности не ниже утвержденного предела предприятий в РСФСР.

1.6. При заключении договоров с МО (МП) ЖКХ на выполнение управленческих функций предусматривать в бюджете городов и районов средства на эти цели.

1.7. Учитывая, что производственные базы
арендных объединений “Краснодаркрайэлектро“, “Кубаньтеплокоммунэнерго“, предназначенные для обслуживания всех энергетических предприятий края, находятся в г. Краснодаре, а спецфирма “Крайкоммунводкомплекс“ занимается эксплуатацией групповых водоводов (Троицкий и Курганинский), сохранить координацию их деятельности за ТПО ЖКХ края.

2. Принимая во внимание особый статус г. Краснодара как краевого центра и необходимость ускорения улучшения работы предприятий ЖКХ, органу исполнительной власти города и департаменту строительства и архитектуры внести предложения в администрацию края по радикальному улучшению работы жилищно - коммунального хозяйства города и структуры его управления.

3. Департаменту по финансам, бюджету и контролю и ТПО ЖКХ внести предложения администрации края по бюджетному финансированию отрасли в условиях либерализации цен с учетом фиксированного уровня цен на жилищно - коммунальные услуги.

4. ТПО ЖКХ осуществлять в отрасли внешнеэкономическую деятельность, привлечение инвестиций в развитие новых технологий.

5. ТПО ЖКХ совместно с объединениями и предприятиями, МО (МП) ЖКХ представить департаменту государственного имущества администрации края предложения и программу приватизации объектов жилищно - коммунального хозяйства.

6. Поручить департаменту государственного имущества администрации края совместно с ТПО ЖКХ, администрацией г. Сочи в 2-недельный срок внести предложения по разделению между краевой и муниципальной собственностью гостиничного хозяйства г. Сочи, как курортно - туристического комплекса края.

7. Органам исполнительной власти районов и городов края, ТПО ЖКХ, краевым производственным объединениям системы ЖКХ, МО (МП) ЖКХ принять к руководству утвержденную советом директоров ТПО ЖКХ “Концепцию совершенствования работы жилищно - коммунального хозяйства края в свете экономической реформы и приватизации“ как документ, определяющий структуру перспективу развития рыночных отношений жилищно - коммунального хозяйства края (прилагается).

Заместитель

главы администрации

Краснодарского края,

председатель правительства

Н.ЕГОРОВ

Приложение

к Постановлению председателя

правительства

от 28 декабря 1991 г. N 170

КОНЦЕПЦИЯ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА В СВЕТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
РЕФОРМЫ И ПРИВАТИЗАЦИИ

Жилищно - коммунальное хозяйство края является одной из важнейших жизнеобеспечивающих отраслей народного хозяйства, связанных с обслуживанием населения.

Годовой объем работ и услуг составляет 650 млн. рублей. Отрасль является дотационной в связи с тем, что цены на жилищно - коммунальные услуги для населения в основном остаются неизменными, а оптовые цены и другие удорожающие факторы резко возрастают. Дотация из бюджета на эксплуатационные расходы в 1991 году составляет порядка 180 млн. рублей.

Кроме того, из республиканского бюджета ежегодно в среднем выделяются средства на благоустройство и капитальный ремонт жилищного фонда в сумме более 90.0 млн. рублей и государственные капитальные вложения в объеме 80 млн. рублей.

Учитывая административно - командные принципы финансирования, когда Совмин, Минфин РСФСР, администрация края из соответствующих бюджетов выделяют дотации на эксплуатационные расходы жилищно - коммунального хозяйства, резко ограничивается возможность перехода жилищно - коммунального хозяйства на рыночные отношения, сдерживается приватизация.

Так как эти средства в полной мере не выделяются, органы власти на протяжении последних двух лет игнорируют заключение экономических договоров с предприятиями ЖКХ, продолжается административно - командный произвол, продолжается выполнение работ по внешнему благоустройству городов и райсельцентров капитальному ремонту жилого фонда и других работ, необходимых для местного Совета, без соответствующей оплаты.

В этом году много случаев, когда выделяемые дотации на нужды жилищно - коммунального хозяйства использовались исполкомами на другие цели (гг. Ейск, Приморско-Ахтарск, Тихорецк и другие).

В настоящее время Правительством РСФСР принят ряд законов, регламентирующих деятельность всех отраслей хозяйства на территории России.

Существующая сегодня система жилищно - коммунального хозяйства края позволяет, несмотря на очень низкий уровень материально - технического обеспечения, поддерживать в удовлетворительном состоянии инженерную инфраструктуру жизнеобеспечения
населения промышленности городов и районов.

В связи с необходимостью выполнения Российских Законов “О собственности в РСФСР“, “О предприятиях и предпринимательской деятельности“, “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР“, администрацией края принимаются самые энергичные меры по внедрению в жизнь этих законов.

В то же время законы полностью учитывают специфику работы коммунального хозяйства как самого важного органа жизнеобеспечения населения и функционирования предприятий.

Администрацией края принято распоряжение от 2 октября 1991 г. N 214-р об управлении имуществом жилищно - коммунального хозяйства на два уровня:

- объекты инженерной инфраструктуры (сооружения и сети водопроводного хозяйства, городского электрического транспорта, теплоснабжения, объекты внешнего благоустройства), находящиеся в муниципальной собственности;

- объекты, являющиеся краевой государственной собственностью.

К ним относятся:

1. Все основные фонды предприятий производственного объединения “Краснодаркрайэлектро“.

2. Основные фонды производственного объединения “Крайкоммунводкомплекс“, в том числе Троицкий и Курганинский групповые водопроводы.

3. Все основные фонды, включая филиалы в городах и районах:

3.1. Управления производственно - технической комплектации.

3.2. Проектного института “Крайжилкоммунпроект“.

3.3. Учебно - курсового комбината.

3.4. Государственной инспекции по маломерным судам.

Основные фонды:

4. Кустового вычислительного центра.

5. Пансионата “Приветливый берег“ в г. Геленджике.

6. Пионерского лагеря “Смена“ в г. Анапе.

7. Гостиниц в г. Сочи: “Москва“, “Ленинград“, “Сочи“, “Чайка“, “Бирюза“, “Приморская“, “Горизонт“, “Кавказ“, “Прибой“, “Черноморская“, “Хоста“, “Магнолия“, “Кубань“, “Красная Поляна“ в размере 50% стоимости основных фондов.

8. Малого предприятия по экономическим исследованиям, разработке и внедрению новых форм организации труда (ЭКОИР).

9. Армавирского литейно - механического завода.

10. Строительного управления “Спецкоммунводстрой“.

11. Краснодарской лаборатории Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова.

12. Арендного производственного объединения “Кубаньтеплокоммунэнерго“ - административные здания, производственные базы, машины, механизмы, станки и оборудование, объекты социально - культурного назначения.

13. Основные фонды предприятий и организаций жилищно - коммунального хозяйства городов
и районов, находящихся на их балансе:

- производственные базы, машины, механизмы, станки и оборудование, административные помещения, объекты социально - культурного назначения.

Право пользования и распоряжения имуществом краевой государственной собственности передается территориальному производственному объединению жилищно - коммунального хозяйства края, которое в свою очередь делегирует это право в городах и районах предприятиям и организациям жилищно - коммунального хозяйства, в настоящее время именуемые многоотраслевыми объединениями и предприятиями жилищно - коммунального хозяйства (МО, МП ЖКХ).

МО (МП) ЖКХ в городах и районах выступает как единый орган, обеспечивающий потребителя (жителя) комплексом жилищно - коммунальных услуг (вода, канализация, теплоэлектроснабжение, саночистка и т.д.), принимают необходимые меры для стабильной работы комплекса на потребителя, пользуясь правом оперативного управления основными средствами, материальными, финансовыми людскими ресурсами структурных подразделений и предприятий жилищно - коммунального хозяйства, включая предприятия п/о “Краснодаркрайэлектро“.

Для удобства потребителей считать целесообразным рекомендовать краевым производственным объединением “Краснодаркрайэлектро“, “Кубаньтеплокоммунэнерго“, предприятиям и цехам водопроводно - канализационного хозяйства осуществлять эксплуатацию внутридомовых сетей и непосредственно производить расчеты за оказанные услуг с населением.

Считать целесообразным сохранение действующих структур МО (МП) ЖКХ в соответствии с Законом РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности“.

Объединения и предприятия (МО (МП) ЖКХ городов районов являются самостоятельными юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность по эксплуатации муниципальной собственности в связи с чем первым главным условием работы в условиях рыночных отношений является заключение экономических договоров с органами власти по качеству и количеству жилищно - коммунальных услуг.

Договоры включают в себя три основных направления:

1.Хозяйственную деятельность по обслуживанию муниципальной и краевой государственной собственности.

2.Подрядную строительную деятельность на отдельные виды работ.

3.Функции управления, делегированные муниципалитетом по согласованному перечню.

Договорные отношения строятся по планово - расчетным тарифам с
учетом рыночных тенденций к изменению цен на материальные ресурсы.

Планово - расчетный тариф должен обеспечивать необходимые условия работы, уровень рентабельности не ниже утвержденного предела для предприятий в РСФСР.

Финансирование по планово - расчетным тарифам должен осуществляться за 10 дней до начала квартала.

При отказе органов власти заключения договоров с жилищно - коммунальными предприятиями и организациям по планово - расчетным тарифам вводить договорные цены на все виды услуг, включая население, с уровнем рентабельности, заложенным в плановорасчетном тарифе.

Местная администрация для социальной защиты может выделять компенсацию на удорожание услуг непосредственно населению.

Второй договор с администрацией на выполнение ремонтно - строительных работ по благоустройству и капитальному ремонту жилого фонда должен предусматривать следующие условия: оплату за выполненные работы производить заказчиком (администрацией) своевременно в сроки, установленные договором, используя при этом не только ассигнования из бюджета, предусмотренные на эти цели, но и все прочие источники, включая ссуды банка.

Администрацией края ТПО ЖКХ делегировано участие в подготовке предложений по управленческим функциям в вопросах жилищно - коммунального обслуживания на договорной основе.

Аналогично городской и районной администрацией делегируются управленческие функции районным и городским МО (МП) ЖКХ на договорных началах.

Заключения договоров с местными органами власти закончить до 1 декабря.

Управление объединениями предприятиями МО (МП) ЖКХ

городов и районов края

Руководитель объединения и предприятия, МО (МП) ЖКХ города или района назначается на должность генеральным директором ТПО ЖКХ путем заключения контракта и выполняет свои функции согласно действующему законодательству и уставу, распространяя контрактную систему на предприятия и организации, входящие в их состав.

Приватизация

Специфика работы коммунального хозяйства (например, очистных сооружений, водозабора) связана с обслуживанием всего города или районного центра, что при отсутствии конкурента абсолютной монополии
не позволяет однозначно подойти к приватизации и способам ее проведения. Передача в частную собственность инженерной инфраструктуры или предприятий, ее обслуживающих, приведет неизбежно к резкому удорожанию предоставляемых услуг. В этих условиях исполнительная власть не будет иметь возможности изменить положение путем регулирования планово - расчетных тарифов на предоставляемые услуги жилищно - коммунальным хозяйством, исходя из конкретных экономических и региональных условий. В связи с ростом инфляции это вызовет социальный взрыв у населения. Поэтому муниципальная собственность должна приватизироваться согласно разработанной программы приватизации, с учетом Закона “О местном самоуправлении в РСФСР“, “О собственности“.

В целях ликвидации монопольности в обслуживании объектов коммунального назначения администрацией на местах могут создаваться параллельные структуры обслуживания любой формы собственности.

Распоряжением администрации края вся собственность, находящаяся на территории края, объявлена краевой государственной собственностью с последующим ее разграничением на:

- краевую государственную собственность;

- городскую муниципальную собственность;

- районную муниципальную собственность.

Во исполнение Закона “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР“ ТПО ЖКХ вносит следующие предложения:

Включить в программу приватизации следующие объекты жилищно - коммунального хозяйства: жилищный фонд, гостиницы, предприятия банно - прачечного хозяйства, предприятия похоронного обслуживания, парикмахерские, полигоны (свалки) для утилизации и обезвреживания бытовых отходов, полигон для складирования, утилизации промышленных и токсичных промотходов, спецавтохозяйства (цехи по уборке населенных мест, совхозы, декоративно - цветочных культур (оранжереи, питомники) и цехи зеленого хозяйства, подсобные хозяйства предприятий и организаций жилищно - коммунального хозяйства.

2.Объекты, которые не подлежат приватизации:

2.1.Объекты краевой государственной собственности:

- групповые водопроводы (Троицкий, Курганинский);

- объекты Краснодаркрайэлектро (воздушные сети, кабельные линии, ремонтные базы, подстанции).

2.2.Объекты городской и районной муниципальной собственности:

- сооружения и сети водопроводно - канализационного хозяйства, теплоснабжения;

- городского электрического транспорта (путевое хозяйство, контактная
сеть, энергохозяйство);

- объекты внешнего благоустройства (дороги, парки, скверы и т.д.), организации ремонтно - строительного комплекса, бюро технической инвентаризации, Государственная инспекция по маломерным судам;

- исторические памятники, кладбища, захоронения.

Этапы проведения приватизации

На первом этапе приватизируются предприятия жилищно - коммунального хозяйства, парикмахерские, имеющие в данном городе (районе) альтернативы службы. Приватизация этих предприятий осуществляется любым способом, предусмотренным Законом “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР“, при этом преимущество отдается трудовым коллективам.

На втором этапе приватизации предприятия зеленого хозяйства, гостиницы, подсобные хозяйства, предприятия похоронного обслуживания, путем передачи в аренду или преобразованием в акционерные общества, при этом собственник владеет контрольным пакетом или половиной имущества.

Третий этап - завершающий, который охватывает все предприятия ЖКХ. К этому моменту в городах и районах созданы параллельные структуры любой формы собственности.

Управляющий делами

администрации края

Н.БОНДАРЕНКО

СТРУКТУРА ЖКХ КРАЯ

-------- прямые, договорные хозяйственные отношения

- - - - исполнение управленческих функций, делегированных

правительством края

---------------------¬

-- - - -+ Правительство края +- - ¬

L--------------------- ¦

¦

¦

¦/ -- - - - -¬ / -- - - - -¬

-- - -+ - ¬ --+--------¬ -- - ----T ->T-+---------¬

---+- ----¬ ¦МП ЖКХ ¦+<----T-+-----¬ ¦краевые ¦ ¦

¦Исполкомы+<--+-->+МП ЖКХ +<---->+ТПО ЖКХ+<-+-->+отраслевые ¦

¦ +- -- ¦ассоциации+- ¦ ¦- - ¦объединения+--

L---------- L----------- L-------- L------------

ФУНКЦИИ ТПО

70% прямые договорные ¦ 30% исполнение

хозяйственные отношения ¦ управленческих

¦ функций

1.Кадровые вопросы (подбор, ¦

подготовка, переподготовка) 2% ¦

2.Финансово - экономическая, ¦

бухгалтерская и коммерческая 21% ¦

деятельность ¦

3.Строительный комплекс (функции 13% ¦

заказчика и подрядчика) ¦

4.Социальные вопросы 1% ¦

5.Информационно - консультативные ¦

вопросы 3% ¦

6.Научно - техническая деятельность 16% ¦

7.Охрана труда 2% ¦

8.Природоохранная деятельность 5% ¦

9.Внешнеэкономическая деятельность 3% ¦

10.Приватизация жилищно - коммунальных ¦

объектов 4% ¦