Постановление Правительства Краснодарского края от 28.12.1991 N 170 “О работе жилищно-коммунального хозяйства края в условиях перехода к рыночным отношениям“ (вместе с “Концепцией совершенствования работы жилищно-коммунального хозяйства в свете экономической реформы и приватизации“)
ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОДАРСКОГО КРАЯПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 1991 г. N 170
О РАБОТЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАЯ
В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ
В соответствии с Законами, принятыми Верховным Советом РСФСР: “О собственности в РСФСР“, “О предприятиях предпринимательской деятельности“, “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР“, “О первоочередных мерах по обеспечению деятельности органов управления российских городов“, учитывая специфику работы жилищно - коммунального хозяйства края как важного органа жизнеобеспечения населения и функционирования предприятий, администрацией края внесены изменения в структуру управления жилищно - коммунальным хозяйства в условиях перехода к рыночным отношениям.
По предложению департамента строительства и архитектуры, ведающего также вопросами жилищно - коммунального хозяйства, на добровольной основе предприятиями и объединениями жилищно - коммунального хозяйства края учреждено территориальное производственное объединение жилищно - коммунального хозяйства края.
Взаимоотношения ТПО ЖКХ с краевыми производственными объединениями, МО (МП) ЖКХ, предприятиями и организациями отрасли строятся на договорной основе.
Администрация края делегировала ТПО ЖКХ ряд управленческих функций, связанных со стратегией жилищно - коммунального хозяйства регионов в период перехода к рыночным отношениям.
Учитывая изложенное, постановляю:
1. Органам исполнительной власти районов и городов края:
1.1. На основании указанных законом Верховного Совета РСФСР, во исполнение рекомендаций Верховного Совета и Правительства РСФСР, в сложившейся исключительно сложной обстановке в жилищно - коммунальном комплексе края, особенно в зимний период, не допускать реорганизацию структуры органов жилищно - коммунального хозяйства, сохранив ее профессиональные кадры.
1.2. Считать основным органом управления жилищно - коммунальным хозяйством в городах и районах многоотраслевые объединения и предприятия - МО (МП) ЖКХ.
1.3. В целях ликвидации монополизма в обслуживании объектов коммунального назначения параллельно на местах создавать альтернативные структуры обслуживания любой формы собственности.
1.4. В условиях либерализации цен, на основании соответствующих нормативных актов РСФСР принять меры по упорядочению ценообразования на жилищно - коммунальные услуги населению и другим группам потребителей, с учетом фиксированного уровня цен.
1.5. На 1992 год заключить экономические договоры с МО (МП) ЖКХ, предприятиями тепловых и электрических сетей на обслуживание объектов муниципальной собственности по планово - расчетным тарифам, обеспечивающим нормативную себестоимость услуг и работ с учетом рыночных тенденций к изменению цен на материальные ресурсы и уровень рентабельности не ниже утвержденного предела предприятий в РСФСР.
1.6. При заключении договоров с МО (МП) ЖКХ на выполнение управленческих функций предусматривать в бюджете городов и районов средства на эти цели.
1.7. Учитывая, что производственные базы арендных объединений “Краснодаркрайэлектро“, “Кубаньтеплокоммунэнерго“, предназначенные для обслуживания всех энергетических предприятий края, находятся в г. Краснодаре, а спецфирма “Крайкоммунводкомплекс“ занимается эксплуатацией групповых водоводов (Троицкий и Курганинский), сохранить координацию их деятельности за ТПО ЖКХ края.
2. Принимая во внимание особый статус г. Краснодара как краевого центра и необходимость ускорения улучшения работы предприятий ЖКХ, органу исполнительной власти города и департаменту строительства и архитектуры внести предложения в администрацию края по радикальному улучшению работы жилищно - коммунального хозяйства города и структуры его управления.
3. Департаменту по финансам, бюджету и контролю и ТПО ЖКХ внести предложения администрации края по бюджетному финансированию отрасли в условиях либерализации цен с учетом фиксированного уровня цен на жилищно - коммунальные услуги.
4. ТПО ЖКХ осуществлять в отрасли внешнеэкономическую деятельность, привлечение инвестиций в развитие новых технологий.
5. ТПО ЖКХ совместно с объединениями и предприятиями, МО (МП) ЖКХ представить департаменту государственного имущества администрации края предложения и программу приватизации объектов жилищно - коммунального хозяйства.
6. Поручить департаменту государственного имущества администрации края совместно с ТПО ЖКХ, администрацией г. Сочи в 2-недельный срок внести предложения по разделению между краевой и муниципальной собственностью гостиничного хозяйства г. Сочи, как курортно - туристического комплекса края.
7. Органам исполнительной власти районов и городов края, ТПО ЖКХ, краевым производственным объединениям системы ЖКХ, МО (МП) ЖКХ принять к руководству утвержденную советом директоров ТПО ЖКХ “Концепцию совершенствования работы жилищно - коммунального хозяйства края в свете экономической реформы и приватизации“ как документ, определяющий структуру перспективу развития рыночных отношений жилищно - коммунального хозяйства края (прилагается).
Заместитель
главы администрации
Краснодарского края,
председатель правительства
Н.ЕГОРОВ
Приложение
к Постановлению председателя
правительства
от 28 декабря 1991 г. N 170
КОНЦЕПЦИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА В СВЕТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ И ПРИВАТИЗАЦИИ
Жилищно - коммунальное хозяйство края является одной из важнейших жизнеобеспечивающих отраслей народного хозяйства, связанных с обслуживанием населения.
Годовой объем работ и услуг составляет 650 млн. рублей. Отрасль является дотационной в связи с тем, что цены на жилищно - коммунальные услуги для населения в основном остаются неизменными, а оптовые цены и другие удорожающие факторы резко возрастают. Дотация из бюджета на эксплуатационные расходы в 1991 году составляет порядка 180 млн. рублей.
Кроме того, из республиканского бюджета ежегодно в среднем выделяются средства на благоустройство и капитальный ремонт жилищного фонда в сумме более 90.0 млн. рублей и государственные капитальные вложения в объеме 80 млн. рублей.
Учитывая административно - командные принципы финансирования, когда Совмин, Минфин РСФСР, администрация края из соответствующих бюджетов выделяют дотации на эксплуатационные расходы жилищно - коммунального хозяйства, резко ограничивается возможность перехода жилищно - коммунального хозяйства на рыночные отношения, сдерживается приватизация.
Так как эти средства в полной мере не выделяются, органы власти на протяжении последних двух лет игнорируют заключение экономических договоров с предприятиями ЖКХ, продолжается административно - командный произвол, продолжается выполнение работ по внешнему благоустройству городов и райсельцентров капитальному ремонту жилого фонда и других работ, необходимых для местного Совета, без соответствующей оплаты.
В этом году много случаев, когда выделяемые дотации на нужды жилищно - коммунального хозяйства использовались исполкомами на другие цели (гг. Ейск, Приморско-Ахтарск, Тихорецк и другие).
В настоящее время Правительством РСФСР принят ряд законов, регламентирующих деятельность всех отраслей хозяйства на территории России.
Существующая сегодня система жилищно - коммунального хозяйства края позволяет, несмотря на очень низкий уровень материально - технического обеспечения, поддерживать в удовлетворительном состоянии инженерную инфраструктуру жизнеобеспечения населения промышленности городов и районов.
В связи с необходимостью выполнения Российских Законов “О собственности в РСФСР“, “О предприятиях и предпринимательской деятельности“, “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР“, администрацией края принимаются самые энергичные меры по внедрению в жизнь этих законов.
В то же время законы полностью учитывают специфику работы коммунального хозяйства как самого важного органа жизнеобеспечения населения и функционирования предприятий.
Администрацией края принято распоряжение от 2 октября 1991 г. N 214-р об управлении имуществом жилищно - коммунального хозяйства на два уровня:
- объекты инженерной инфраструктуры (сооружения и сети водопроводного хозяйства, городского электрического транспорта, теплоснабжения, объекты внешнего благоустройства), находящиеся в муниципальной собственности;
- объекты, являющиеся краевой государственной собственностью.
К ним относятся:
1. Все основные фонды предприятий производственного объединения “Краснодаркрайэлектро“.
2. Основные фонды производственного объединения “Крайкоммунводкомплекс“, в том числе Троицкий и Курганинский групповые водопроводы.
3. Все основные фонды, включая филиалы в городах и районах:
3.1. Управления производственно - технической комплектации.
3.2. Проектного института “Крайжилкоммунпроект“.
3.3. Учебно - курсового комбината.
3.4. Государственной инспекции по маломерным судам.
Основные фонды:
4. Кустового вычислительного центра.
5. Пансионата “Приветливый берег“ в г. Геленджике.
6. Пионерского лагеря “Смена“ в г. Анапе.
7. Гостиниц в г. Сочи: “Москва“, “Ленинград“, “Сочи“, “Чайка“, “Бирюза“, “Приморская“, “Горизонт“, “Кавказ“, “Прибой“, “Черноморская“, “Хоста“, “Магнолия“, “Кубань“, “Красная Поляна“ в размере 50% стоимости основных фондов.
8. Малого предприятия по экономическим исследованиям, разработке и внедрению новых форм организации труда (ЭКОИР).
9. Армавирского литейно - механического завода.
10. Строительного управления “Спецкоммунводстрой“.
11. Краснодарской лаборатории Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова.
12. Арендного производственного объединения “Кубаньтеплокоммунэнерго“ - административные здания, производственные базы, машины, механизмы, станки и оборудование, объекты социально - культурного назначения.
13. Основные фонды предприятий и организаций жилищно - коммунального хозяйства городов и районов, находящихся на их балансе:
- производственные базы, машины, механизмы, станки и оборудование, административные помещения, объекты социально - культурного назначения.
Право пользования и распоряжения имуществом краевой государственной собственности передается территориальному производственному объединению жилищно - коммунального хозяйства края, которое в свою очередь делегирует это право в городах и районах предприятиям и организациям жилищно - коммунального хозяйства, в настоящее время именуемые многоотраслевыми объединениями и предприятиями жилищно - коммунального хозяйства (МО, МП ЖКХ).
МО (МП) ЖКХ в городах и районах выступает как единый орган, обеспечивающий потребителя (жителя) комплексом жилищно - коммунальных услуг (вода, канализация, теплоэлектроснабжение, саночистка и т.д.), принимают необходимые меры для стабильной работы комплекса на потребителя, пользуясь правом оперативного управления основными средствами, материальными, финансовыми людскими ресурсами структурных подразделений и предприятий жилищно - коммунального хозяйства, включая предприятия п/о “Краснодаркрайэлектро“.
Для удобства потребителей считать целесообразным рекомендовать краевым производственным объединением “Краснодаркрайэлектро“, “Кубаньтеплокоммунэнерго“, предприятиям и цехам водопроводно - канализационного хозяйства осуществлять эксплуатацию внутридомовых сетей и непосредственно производить расчеты за оказанные услуг с населением.
Считать целесообразным сохранение действующих структур МО (МП) ЖКХ в соответствии с Законом РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности“.
Объединения и предприятия (МО (МП) ЖКХ городов районов являются самостоятельными юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность по эксплуатации муниципальной собственности в связи с чем первым главным условием работы в условиях рыночных отношений является заключение экономических договоров с органами власти по качеству и количеству жилищно - коммунальных услуг.
Договоры включают в себя три основных направления:
1.Хозяйственную деятельность по обслуживанию муниципальной и краевой государственной собственности.
2.Подрядную строительную деятельность на отдельные виды работ.
3.Функции управления, делегированные муниципалитетом по согласованному перечню.
Договорные отношения строятся по планово - расчетным тарифам с учетом рыночных тенденций к изменению цен на материальные ресурсы.
Планово - расчетный тариф должен обеспечивать необходимые условия работы, уровень рентабельности не ниже утвержденного предела для предприятий в РСФСР.
Финансирование по планово - расчетным тарифам должен осуществляться за 10 дней до начала квартала.
При отказе органов власти заключения договоров с жилищно - коммунальными предприятиями и организациям по планово - расчетным тарифам вводить договорные цены на все виды услуг, включая население, с уровнем рентабельности, заложенным в плановорасчетном тарифе.
Местная администрация для социальной защиты может выделять компенсацию на удорожание услуг непосредственно населению.
Второй договор с администрацией на выполнение ремонтно - строительных работ по благоустройству и капитальному ремонту жилого фонда должен предусматривать следующие условия: оплату за выполненные работы производить заказчиком (администрацией) своевременно в сроки, установленные договором, используя при этом не только ассигнования из бюджета, предусмотренные на эти цели, но и все прочие источники, включая ссуды банка.
Администрацией края ТПО ЖКХ делегировано участие в подготовке предложений по управленческим функциям в вопросах жилищно - коммунального обслуживания на договорной основе.
Аналогично городской и районной администрацией делегируются управленческие функции районным и городским МО (МП) ЖКХ на договорных началах.
Заключения договоров с местными органами власти закончить до 1 декабря.
Управление объединениями предприятиями МО (МП) ЖКХ
городов и районов края
Руководитель объединения и предприятия, МО (МП) ЖКХ города или района назначается на должность генеральным директором ТПО ЖКХ путем заключения контракта и выполняет свои функции согласно действующему законодательству и уставу, распространяя контрактную систему на предприятия и организации, входящие в их состав.
Приватизация
Специфика работы коммунального хозяйства (например, очистных сооружений, водозабора) связана с обслуживанием всего города или районного центра, что при отсутствии конкурента абсолютной монополии не позволяет однозначно подойти к приватизации и способам ее проведения. Передача в частную собственность инженерной инфраструктуры или предприятий, ее обслуживающих, приведет неизбежно к резкому удорожанию предоставляемых услуг. В этих условиях исполнительная власть не будет иметь возможности изменить положение путем регулирования планово - расчетных тарифов на предоставляемые услуги жилищно - коммунальным хозяйством, исходя из конкретных экономических и региональных условий. В связи с ростом инфляции это вызовет социальный взрыв у населения. Поэтому муниципальная собственность должна приватизироваться согласно разработанной программы приватизации, с учетом Закона “О местном самоуправлении в РСФСР“, “О собственности“.
В целях ликвидации монопольности в обслуживании объектов коммунального назначения администрацией на местах могут создаваться параллельные структуры обслуживания любой формы собственности.
Распоряжением администрации края вся собственность, находящаяся на территории края, объявлена краевой государственной собственностью с последующим ее разграничением на:
- краевую государственную собственность;
- городскую муниципальную собственность;
- районную муниципальную собственность.
Во исполнение Закона “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР“ ТПО ЖКХ вносит следующие предложения:
Включить в программу приватизации следующие объекты жилищно - коммунального хозяйства: жилищный фонд, гостиницы, предприятия банно - прачечного хозяйства, предприятия похоронного обслуживания, парикмахерские, полигоны (свалки) для утилизации и обезвреживания бытовых отходов, полигон для складирования, утилизации промышленных и токсичных промотходов, спецавтохозяйства (цехи по уборке населенных мест, совхозы, декоративно - цветочных культур (оранжереи, питомники) и цехи зеленого хозяйства, подсобные хозяйства предприятий и организаций жилищно - коммунального хозяйства.
2.Объекты, которые не подлежат приватизации:
2.1.Объекты краевой государственной собственности:
- групповые водопроводы (Троицкий, Курганинский);
- объекты Краснодаркрайэлектро (воздушные сети, кабельные линии, ремонтные базы, подстанции).
2.2.Объекты городской и районной муниципальной собственности:
- сооружения и сети водопроводно - канализационного хозяйства, теплоснабжения;
- городского электрического транспорта (путевое хозяйство, контактная сеть, энергохозяйство);
- объекты внешнего благоустройства (дороги, парки, скверы и т.д.), организации ремонтно - строительного комплекса, бюро технической инвентаризации, Государственная инспекция по маломерным судам;
- исторические памятники, кладбища, захоронения.
Этапы проведения приватизации
На первом этапе приватизируются предприятия жилищно - коммунального хозяйства, парикмахерские, имеющие в данном городе (районе) альтернативы службы. Приватизация этих предприятий осуществляется любым способом, предусмотренным Законом “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР“, при этом преимущество отдается трудовым коллективам.
На втором этапе приватизации предприятия зеленого хозяйства, гостиницы, подсобные хозяйства, предприятия похоронного обслуживания, путем передачи в аренду или преобразованием в акционерные общества, при этом собственник владеет контрольным пакетом или половиной имущества.
Третий этап - завершающий, который охватывает все предприятия ЖКХ. К этому моменту в городах и районах созданы параллельные структуры любой формы собственности.
Управляющий делами
администрации края
Н.БОНДАРЕНКО
СТРУКТУРА ЖКХ КРАЯ
-------- прямые, договорные хозяйственные отношения
- - - - исполнение управленческих функций, делегированных
правительством края
---------------------¬
-- - - -+ Правительство края +- - ¬
L--------------------- ¦
¦
¦
¦/ -- - - - -¬ / -- - - - -¬
-- - -+ - ¬ --+--------¬ -- - ----T ->T-+---------¬
---+- ----¬ ¦МП ЖКХ ¦+<----T-+-----¬ ¦краевые ¦ ¦
¦Исполкомы+<--+-->+МП ЖКХ +<---->+ТПО ЖКХ+<-+-->+отраслевые ¦
¦ +- -- ¦ассоциации+- ¦ ¦- - ¦объединения+--
L---------- L----------- L-------- L------------
ФУНКЦИИ ТПО
70% прямые договорные ¦ 30% исполнение
хозяйственные отношения ¦ управленческих
¦ функций
1.Кадровые вопросы (подбор, ¦
подготовка, переподготовка) 2% ¦
2.Финансово - экономическая, ¦
бухгалтерская и коммерческая 21% ¦
деятельность ¦
3.Строительный комплекс (функции 13% ¦
заказчика и подрядчика) ¦
4.Социальные вопросы 1% ¦
5.Информационно - консультативные ¦
вопросы 3% ¦
6.Научно - техническая деятельность 16% ¦
7.Охрана труда 2% ¦
8.Природоохранная деятельность 5% ¦
9.Внешнеэкономическая деятельность 3% ¦
10.Приватизация жилищно - коммунальных ¦
объектов 4% ¦