Распоряжение администрации г. Красноярска от 18.10.2010 N 1199-ж “О концепции городской целевой программы “Развитие торговли на территории города Красноярска на 2011 - 2013 годы“
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКАРАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 октября 2010 г. N 1199-ж
О КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ “РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ
НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА НА 2011 - 2013 ГОДЫ“
В целях развития торговой деятельности на территории города, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки местных товаропроизводителей, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации“, Постановлением Главы города от 29.01.2008 N 35 “Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных городских целевых программ“, руководствуясь ст. ст. 45, 58, 59 Устава города Красноярска, распоряжением Главы города от 22.12.2006 N 270-р:
1. Утвердить концепцию городской целевой программы “Развитие торговли на территории города Красноярска на 2011 - 2013 годы“ согласно приложению.
2. Департаменту экономики администрации города (Зеленская Т.В.) до 01.12.2010 обеспечить разработку проекта городской целевой программы “Развитие торговли на территории города Красноярска на 2011 - 2013 годы“.
3. Департаменту информационной политики администрации города (Акентьева И.Г.) опубликовать настоящее Распоряжение в газете “Городские новости“ и разместить на официальном сайте администрации города в сети Интернет.
4. Контроль за исполнением Распоряжения оставляю за собой.
Первый заместитель
Главы города
В.П.БОБРОВ
Приложение
к Распоряжению
администрации города
от 18 октября 2010 г. N 1199-ж
КОНЦЕПЦИЯ
ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ “РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ
НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА НА 2011 - 2013 ГОДЫ“
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Концепция городской целевой программы “Развитие торговли на территории города Красноярска на 2011 - 2013 годы“ (далее - Концепция) разработана с учетом приоритетов социально-экономического развития г. Красноярска и основных направлений стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010 - 2015 годы и период до 2020 года.
Основными целями развития экономики и социальной сферы города являются устойчивый рост конкурентоспособности и повышение качества жизни населения города. Эти цели могут быть достигнуты в случае реализации инновационного сценария, представленного в Программе социально-экономического развития города Красноярска на период до 2020 года.
Торговля города - комплексный и системообразующий сектор его экономики, Концепция развития которого должна обеспечивать баланс целей различных заинтересованных групп: потребителей, производителей, предпринимателей в секторе торговли и органов местного самоуправления.
Для содействия развитию торговли органы местного самоуправления в рамках Концепции разрабатывают муниципальные программы развития торговли, учитывающие социально-экономические, экологические, культурные и другие особенности развития муниципальных образований.
Данная Концепция направлена на реализацию целей Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации“ в части развития торговой деятельности для удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров.
Целью развития торговой деятельности, согласно п. 1 ст. 19 вышеуказанного Закона, является достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов - основных критериев оценки доступности продовольственных и непродовольственных товаров для населения и удовлетворения спроса на данные товары.
Основной целью концепции городской целевой программы “Развитие торговли на территории города Красноярска на 2011 - 2013 годы“ является создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги по доступным ценам, в первую очередь местных товаропроизводителей, повышения качества торгового сервиса и создания организационно-экономических условий для эффективной деятельности хозяйствующих субъектов торговой отрасли.
Исходя из поставленной цели задачи Концепции:
- определение и реализация комплекса мер социального, экономического, нормативно-правового, информационного и организационного характера для обеспечения бесперебойного доведения товаров до потребителей в достаточном объеме и ассортименте;
- определение и реализация комплекса мер, направленных на повышение экономической (ценовой) и физической (территориальной) доступности товаров, повышение качества и культуры торгового сервиса для населения города, обеспечение качества и безопасности товаров;
- создание условий для расширения сети объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры;
- создание условий для прогрессивных структурных сдвигов в сфере торговли (увеличение количества торговых объектов, работающих по методу самообслуживания, оснащенных платежными терминалами для осуществления расчетов с применением банковских пластиковых карт и автоматизированными комплексами, предусматривающими учет движения товаров и денежных средств; развитие внемагазинных форм торговли (электронная торговля, торговля по образцам и др.); приведение технологии торговли в соответствие с современными европейскими стандартами; повышение технического уровня предприятий торговли);
- построение на территории города современной торговой инфраструктуры, основанной на принципах реализации установленных нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов, сбалансированного развития всех элементов торгового комплекса, направленного на формирование эффективной системы товародвижения на территории города;
- определение и реализация комплекса мер по развитию материально-технической базы оптового комплекса города путем содействия в создании и функционировании логистических центров поставок, осуществляющих прием и хранение продукции, формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю товарами, распределительных центров и иных объектов и форматов оптовой торговли для обеспечения хозяйственной деятельности;
- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения между потребителями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и органами местного самоуправления в целях создания условий для их эффективного функционирования;
- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере торговли, определение комплекса мер по кадровому обеспечению отрасли, созданию в сфере торговли новых рабочих мест, сохранению и модернизации имеющихся, повышению производительности труда и оплаты труда в отрасли;
- развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере торговли.
При формулировании цели и задач данной Концепции учтены цели и задачи, определенные в следующих документах:
1) Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации“;
2) Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“;
3) Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“;
4) федеральные законы об обращении отдельных видов товаров (алкогольной и спиртосодержащей продукции, лекарственных средств);
5) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
6) Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120;
7) Программа развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 N 691-р;
8) Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2128-р;
9) стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010 - 2015 годы и на период до 2020 года (проект);
10) ведомственная целевая программа “Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле“, утвержденная Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15.02.2010 N 123;
11) Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р;
12) Постановление Главы города Красноярска от 02.02.2009 N 18 “О процессах формирования и реализации комплексной программы социально-экономического развития города Красноярска на долгосрочный период“;
13) проект программы социально-экономического развития города Красноярска на период до 2020 года в условиях Красноярской агломерации.
2. ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ
ВОПРОСОВ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ
Результаты проведенного исследования состояния и развития торговли г. Красноярска в период с 2006 по 2010 годы свидетельствуют о том, что в городе происходило динамичное развитие данной сферы, выразившееся в росте как количественных, так и качественных показателей ее состояния. При этом, мировой финансовый кризис оказал значительное сдерживающее влияние на развитие отрасли.
Основным показателем, характеризующим развитие торговли, является оборот розничной торговли, в котором проявляются основные народно-хозяйственные пропорции, структура валового внутреннего продукта, распределение национального дохода и т.д.
За период с 2006 по 2009 годы оборот розничной торговли г. Красноярска увеличился с 84,7 до 160,4 млрд. руб., то есть практически в два раза (на 90%).
Более объективным показателем развития торговли является изменение физического объема продаж. В течение 2006 - 2008 годов индекс физического объема продаж в г. Красноярске постоянно возрастал: если в 2006 году объем проданных товаров возрос, по сравнению с предшествующим годом, на 13,5%, то в 2008 году - уже на 20,3%.
Качественным показателем развития розничной торговли является оборот розничной торговли на душу населения. В 2009 году этот показатель по г. Красноярску достиг 167,8 тыс. руб. на человека, что больше показателя 2006 года практически на 83%, 2007 года - почти на 4,5%. Такая динамика подтверждает указанный выше вывод о достаточно высоких темпах развития розничной торговли в городе в последние годы.
Среди городов - столиц субъектов Сибирского федерального округа Российской Федерации г. Красноярск за анализируемые 4 года занимает 2-е - 5-е места по объему оборота розничной торговли на душу населения, немного уступая лишь г. Чита (таблица 1).
Таблица 1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В СТОЛИЦАХ СУБЪЕКТОВ СИБИРСКОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 2006 - 2009 ГОДАХ
Тыс. руб/чел.
--------------------------------T-----------------T--------------T------------------T------------------¬
¦ Города ¦ 2006 год <1> ¦ 2007 год <1> ¦ 2008 год <2> ¦ 2009 год <3> ¦
¦ +---------T-------+------T-------+----------T-------+----------T-------+
¦ ¦ размер ¦рейтинг¦размер¦рейтинг¦ размер ¦рейтинг¦ размер ¦рейтинг¦
+-------------------------------+---------+-------+------+-------+----------+-------+----------+-------+
¦ А ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+-------------------------------+---------+-------+------+-------+----------+-------+----------+-------+
¦1. Абакан ¦ 68,7 ¦ 10 ¦ 92,4 ¦ 9 ¦ ... <*> ¦... <*>¦106,6 <11>¦ 7 ¦
+-------------------------------+---------+-------+------+-------+----------+-------+----------+-------+
¦2. Барнаул ¦ 85,4 ¦ 6 ¦109,6 ¦ 5 ¦142,8 <4> ¦ 5 ¦ ... <*> ¦... <*>¦
+-------------------------------+---------+-------+------+-------+----------+-------+----------+-------+
¦3. Горно-Алтайск ¦ 59,2 ¦ 11 ¦ 81,9 ¦ 10 ¦109,0 <20>¦ 8 ¦ ... <*> ¦... <*>¦
+-------------------------------+---------+-------+------+-------+----------+-------+----------+-------+
¦4. Иркутск ¦ 100,0 ¦ 2 ¦115,3 ¦ 2 ¦145,8 <5> ¦ 4 ¦ 154,9 <5>¦ 3 ¦
+-------------------------------+---------+-------+------+-------+----------+-------+----------+-------+
¦5. Кемерово ¦ 106,9 ¦ 1 ¦132,9 ¦ 1 ¦167,6 <12>¦ 1 ¦145,7 <12>¦ 4 ¦
+-------------------------------+---------+-------+------+-------+----------+-------+----------+-------+
¦6. Кызыл ¦ 48,3 ¦ 12 ¦ 56,3 ¦ 12 ¦ 64,3 <13>¦ 11 ¦ 70,0 <14>¦ 8 ¦
+-------------------------------+---------+-------+------+-------+----------+-------+----------+-------+
¦7. Новосибирск ¦ 93,2 ¦ 4 ¦104,4 ¦ 7 ¦ 99,7 <19>¦ 9 ¦ ... <*> ¦... <*>¦
+-------------------------------+---------+-------+------+-------+----------+-------+----------+-------+
¦8. Омск ¦ 81,4 ¦ 8 ¦104,6 ¦ 6 ¦135,7 <6> ¦ 6 ¦139,2 <6> ¦ 6 ¦
+-------------------------------+---------+-------+------+-------+----------+-------+----------+-------+
¦9. Томск ¦ 77,7 ¦ 9 ¦ 80,8 ¦ 11 ¦ 93,1 <7> ¦ 10 ¦ ... <*> ¦... <*>¦
+-------------------------------+---------+-------+------+-------+----------+-------+----------+-------+
¦10. Улан-Удэ ¦ 81,5 ¦ 7 ¦103,8 ¦ 8 ¦130,9 <8> ¦ 7 ¦144,3 <8> ¦ 5 ¦
+-------------------------------+---------+-------+------+-------+----------+-------+----------+-------+
¦11. Чита ¦ 95,5 ¦ 3 ¦111,8 ¦ 3 ¦149,9 <9> ¦ 3 ¦170,6 <10>¦ 1 ¦
+-------------------------------+---------+-------+------+-------+----------+-------+----------+-------+
¦12. Красноярск <16>, <17>, <18>¦91,6 <15>¦ 5 ¦121,8 ¦ 4 ¦160,7 ¦ 2 ¦167,8 ¦ 2 ¦
+-------------------------------+---------+-------+------+-------+----------+-------+----------+-------+
¦13. Среднее значение ¦ 81,6 ¦ x ¦101,3 ¦ x ¦127,2 ¦ x ¦137,4 ¦ x ¦
L-------------------------------+---------+-------+------+-------+----------+-------+----------+--------
--------------------------------
<1> “Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2008: Стат. сб. / Росстат. - М., 2008. - 375 с.
<2> Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2009: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - 375 с.
<3> Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2010 года: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. - 205 с.
<4> Концепция долгосрочного социально-экономического развития города Барнаула до 2020 года / barnaul.org.
<5> Паспорт г. Иркутска за 2009 г. / www1.irkutsk.ru.
<6> Прогноз социально-экономического развития города Омска на 2010 год и на период до 2012 года / www.admomsk.ru.
<7> Прогноз социально-экономического развития муниципального образования “Город Томск“ на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов / www2.admin.tomsk.ru.
<8> Основные социально-экономические показатели за 2009 год / www.ulan-ude-eg.ru.
<9> Основные показатели социально-экономического развития городского округа “Город Чита“ за 2008 год / www.admin.chita.ru.
<10> Основные показатели социально-экономического развития городского округа “Город Чита“ за 2009 год / www.admin.chita.ru.
<11> Отчет о работе Администрации города Абакана в 2009 году / meria-abakan.ru.
<12> Инвестиционный паспорт города Кемерово / www.kemerovo.ru.
<13> Отчет о деятельности мэрии Кызыла за 2008 год / kyzyl.tuva.ru.
<14> Отчет о деятельности мэрии Кызыла за 2009 год / kyzyl.tuva.ru.
<15> Основные показатели розничной торговли г. Красноярска в 2006 году: ст. бюллетень N 11-6. - Красноярск: ФСГС ТОФС ГС по КК (Красноярскстат), 2007.
<16> Основные показатели розничной торговли г. Красноярска в 2007 году: ст. бюллетень N 11-6. - Красноярск: ФСГС ТОФС ГС по КК (Красноярскстат), 2008.
<17> Основные показатели розничной торговли г. Красноярска в январе - декабре 2008 года: ст. бюллетень N 11-6. - Красноярск: ФСГС ТОФС ГС по КК (Красноярскстат), 2009.
<18> Основные показатели розничной торговли г. Красноярска в 2009 году: ст. бюллетень N 11-6. - Красноярск: ФСГС ТОФС ГС по КК (Красноярскстат), 2010.
<19> Отчет об исполнении плана социально-экономического развития города Новосибирска на 2008 год / www.novo-sibirsk.ru.
<20> Аналитическая записка к прогнозу основных показателей социально-экономического развития муниципального образования “Город Горно-Алтайск“ за 2008 год / www.gornoaltaysk.ru.
<*> Нет данных.
В таблице 2 приведены данные по обороту розничной торговли на душу населения в городах, численность населения в административно-территориальных границах которых превышает 1 млн. человек (далее - города-миллионники), Российской Федерации в 2006 - 2009 годах.
Таблица 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В 2006 - 2009 ГОДАХ
Тыс. руб/чел.
---------------------------------T----------T--------T----------T----------¬
¦ Города ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦
¦ ¦ год <1> ¦год <1> ¦ год <2> ¦ год <3> ¦
+--------------------------------+----------+--------+----------+----------+
¦ А ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+--------------------------------+----------+--------+----------+----------+
¦1. Екатеринбург ¦149,1 ¦ 198,8 ¦270,5 <4> ¦ - <*> ¦
+--------------------------------+----------+--------+----------+----------+
¦2. Казань ¦109,3 ¦ 140,5 ¦187,5 <5> ¦ - <*> ¦
+--------------------------------+----------+--------+----------+----------+
¦3. Москва ¦174,2 ¦ 195,1 ¦225,5 <6> ¦239,9 <7> ¦
+--------------------------------+----------+--------+----------+----------+
¦4. Нижний Новгород ¦ 90,2 ¦ 123,8 ¦172,5 <9> ¦168,3 <9> ¦
+--------------------------------+----------+--------+----------+----------+
¦5. Омск ¦ 81,4 ¦ 104,6 ¦135,7 <10>¦139,2 <10>¦
+--------------------------------+----------+--------+----------+----------+
¦6. Ростов-на-Дону ¦118,3 ¦ 159,8 ¦209,6 <12>¦188,8 <13>¦
+--------------------------------+----------+--------+----------+----------+
¦7. Самара ¦ 98,3 ¦ 118,5 ¦152,3 <14>¦ - <*> ¦
+--------------------------------+----------+--------+----------+----------+
¦8. Санкт-Петербург ¦ 77,5 ¦ 98,0 ¦127,3 <6> ¦133,9 <8> ¦
+--------------------------------+----------+--------+----------+----------+
¦9. Уфа ¦130,9 ¦ 187,5 ¦ - <*> ¦271,5 <12>¦
+--------------------------------+----------+--------+----------+----------+
¦10. Челябинск ¦105,4 ¦ 132,7 ¦195,6 <11>¦199,8 <11>¦
+--------------------------------+----------+--------+----------+----------+
¦11. Новосибирск ¦ 30,7 ¦ 43,5 ¦ 54,0 ¦ - <*> ¦
+--------------------------------+----------+--------+----------+----------+
¦12. Красноярск <17>, <18>, <19> ¦91,6 <16> ¦ 121,8 ¦160,7 ¦167,8 ¦
+--------------------------------+----------+--------+----------+----------+
¦13. Среднее значение ¦104,7 ¦ 135,4 ¦171,9 ¦188,7 ¦
L--------------------------------+----------+--------+----------+-----------
--------------------------------
<1> Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2008: Стат. сб. / Росстат. - М., 2008. - 375 с.
<2> Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2009: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - 375 с.
<3> Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2010 года: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. - 205 с.
<4> Проект стратегического плана развития Екатеринбурга до 2020 года / www.ekburg.ru.
<5> Отчет мэрии Казани за 2006 - 2009 гг. Социально-экономическое положение / www.kzn.ru.
<6> Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб. / Росстат. М., 2009. - 990 с.
<7> Оборот розничной торговли на душу населения в г. Москве / moscow.gks.ru.
<8> Оборот розничной торговли и оборот общественного питания в 2009 году / petrostat.gks.ru.
<9> Основные показатели социально-экономического развития Нижнего Новгорода за январь - декабрь 2009 года / www.admgor.nnov.ru.
<10> Основные экономические и социальные показатели за январь - декабрь 2009 года / www.admomsk.ru.
<11> Прогноз социально-экономического развития города Челябинска на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов / www.cheladmin.ru.
<12> Итоги социально-экономического развития города Ростова-на-Дону в 2008 г. / www.rostov-gorod.ru.
<13> Итоги социально-экономического развития города Ростов-на-Дону в 2009 г. / www.rostov-gorod.ru.
<14> Основные показатели прогноза социально-экономического развития городского округа Самара на 2010 - 2012 годы / city.samara.ru.
<15> О развитии потребительского рынка Уфы / www.ufacity.info.
<16> Основные показатели розничной торговли г. Красноярска в 2006 году: ст. бюллетень N 11-6. - Красноярск: ФСГС ТОФС ГС по КК (Красноярскстат), 2007.
<17> Основные показатели розничной торговли г. Красноярска в 2007 году: ст. бюллетень N 11-6. - Красноярск: ФСГС ТОФС ГС по КК (Красноярскстат), 2008.
<18> Основные показатели розничной торговли г. Красноярска в январе - декабре 2008 г.: ст. бюллетень N 11-6. - Красноярск: ФСГС ТОФС ГС по КК (Красноярскстат), 2009.
<19> Основные показатели розничной торговли г. Красноярска в 2009 году: ст. бюллетень N 11-6. - Красноярск: ФСГС ТОФС ГС по КК (Красноярскстат), 2010.
<*> Отсутствуют статистические данные.
Из приведенных данных следует, что оборот на душу населения в городе Красноярске в течение всего анализируемого периода не превышал среднего значения показателей городов-миллионников.
Положительной тенденцией является устойчивое повышение к 2009 году оборота розничной торговли города Красноярска в среднем на 12% ежегодно.
Темпы развития оборота розничной торговли на душу населения по г. Красноярску оказались выше средних по городам-миллионникам: в 2009 году, по сравнению 2006 годом, этот показатель возрос на 83% против 80% соответственно. Кроме того, в 2009 году г. Красноярск показал себя более устойчивым к кризисным явлениям в экономике и вышел на одно из первых мест среди отмеченных городов по темпам роста среднедушевого оборота (рис. 1).
На потребительском рынке г. Красноярска представлено большое количество форматов торговли, различающихся по ассортименту товаров, уровню цен, качеству и другим критериям.
Рисунок 1. Динамика оборота розничной торговли на душу
населения по г. Красноярску и средних значений по столицам
субъектов СФО и городам-миллионникам Российской Федерации
в 2006 - 2009 годах, тыс. руб/чел.
Рисунок не приводится.
На начало 2010 года розничная торговая сеть г. Красноярска насчитывала 5562 торговых объекта, что ниже показателя 2007 года на 389 единиц. Значительное сокращение размера сети произошло в течение 2007 года (с 5951 до 5111 ед.), затем, в течение следующих двух лет число объектов сети увеличилось на 451 единицу. На 1 января 2010 г. розничная торговая сеть состояла из магазинов городского значения (58), магазинов районного значения (2747, из которых 852 реализуют продовольственные и 1895 - непродовольственные товары) и временных форм торговли (2757 ед.).
Кроме количества торговых объектов розничная торговая сеть характеризуется еще таким показателем, как размер торговой площади. За анализируемый период торговая площадь в г. Красноярске возросла на 65% и составила на начало 2010 года 1085 тыс. кв. м. Однако если в течение 2007 и 2008 годов этот показатель возрастал в год примерно на четверть, то за 2009 год прирост составил всего 2,5%. Общий размер торговой площади розничной торговой сети города на начало 2010 года сформировался за счет площади магазинов городского значения (почти 43%), магазинов районного значения (49%) и временных форм торговли (8,32%).
Средний размер торговых организаций, рассчитываемый как соотношение общей торговой площади города к общему количеству торговых объектов, также является показателем эффективности функционирования торговой отрасли. На 1 января 2010 г. по г. Красноярску этот показатель составил 198 кв. м, что больше показателя 2007 года почти на 80% (таблица 3).
Таблица 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СРЕДНЕГО РАЗМЕРА ТОРГОВЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ В СТОЛИЦАХ СУБЪЕКТОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО
ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2007 - 2009 ГОДАХ <**>
Кв. м
-----------------------T-----------------T----------------T---------------¬
¦ Города ¦ На начало 2007 ¦ На начало 2008 ¦На начало 2009 ¦
¦ ¦ года ¦ года ¦ года ¦
¦ +---------T-------+-------T--------+-------T-------+
¦ ¦ размер ¦рейтинг¦размер ¦рейтинг ¦размер ¦рейтинг¦
+----------------------+---------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦1. Барнаул ¦ 133,27 ¦ 3 ¦173,19 ¦ 2 ¦134,42 ¦ 7 ¦
+----------------------+---------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦2. Горно-Алтайск ¦ 208,07 ¦ 1 ¦173,02 ¦ 3 ¦173,98 ¦ 6 ¦
+----------------------+---------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦3. Иркутск ¦ 97,96 ¦ 5 ¦131,24 ¦ 6 ¦214,33 ¦ 2 ¦
+----------------------+---------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦4. Кемерово ¦ 74,55 ¦ 7 ¦ 97,61 ¦ 8 ¦214,51 ¦ 1 ¦
+----------------------+---------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦5. Кызыл ¦ 17,07 ¦ 11 ¦ 21,80 ¦ 11 ¦ 33,59 ¦ 10 ¦
+----------------------+---------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦6. Новосибирск ¦ 82,24 ¦ 6 ¦162,17 ¦ 4 ¦... <*>¦... <*>¦
+----------------------+---------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦7. Омск ¦ 51,51 ¦ 10 ¦ 93,61 ¦ 9 ¦197,25 ¦ 4 ¦
+----------------------+---------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦8. Томск ¦ 188,19 ¦ 2 ¦207,00 ¦ 1 ¦178,06 ¦ 5 ¦
+----------------------+---------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦9. Улан-Удэ ¦ 62,60 ¦ 8 ¦112,76 ¦ 7 ¦114,50 ¦ 8 ¦
+----------------------+---------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦10. Чита ¦ 62,32 ¦ 9 ¦ 68,25 ¦ 10 ¦ 89,64 ¦ 9 ¦
+----------------------+---------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦11. Среднее значение ¦ 97,78 ¦ x ¦124,06 ¦ x ¦135,03 ¦ x ¦
+----------------------+---------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦12. Красноярск ¦ 110,33 ¦ 4 ¦160,49 ¦ 5 ¦198,55 ¦ 3 ¦
L----------------------+---------+-------+-------+--------+-------+--------
--------------------------------
<*> Нет данных.
<**> Рассчитано по базе данных “Показатели муниципальных образований“ (www.gks.ru).
Превышая среднее значение в городах - столицах субъектов СФО, г. Красноярск занимает среди них, в среднем, 4-е место за ряд анализируемых лет. В сравнении же с городами-миллионниками г. Красноярск уступает среднему значению показателей по данным городам в течение 2007 - 2009 годов и занимает среди них одно из последних мест (рис. 2).
Рисунок 2. Динамика среднего размера торговых организаций
по г. Красноярску и средних значений по столицам субъектов
СФО и городам-миллионникам Российской Федерации
в 2007 - 2009 годах, кв. м
Рисунок не приводится.
Одним из основных качественных оценочных показателей состояния и развития торговли в российской практике является обеспеченность населения торговой площадью (таблица 4).
Таблица 4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ТОРГОВОЙ ПЛОЩАДЬЮ В СТОЛИЦАХ СУБЪЕКТОВ СИБИРСКОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 2007 - 2009 ГОДАХ <**>
-----------------------T-----------------T----------------T---------------¬
¦ Города ¦ На начало 2007 ¦ На начало 2008 ¦На начало 2009 ¦
¦ ¦ года ¦ года ¦ года ¦
¦ +---------T-------+-------T--------+-------T-------+
¦ ¦ размер ¦рейтинг¦размер ¦рейтинг ¦размер ¦рейтинг¦
+----------------------+---------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦1. Абакан ¦ 179,40 ¦ 11 ¦... <*>¦... <*> ¦... <*>¦... <*>¦
+----------------------+---------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦2. Барнаул ¦ 489,01 ¦ 4 ¦551,88 ¦ 7 ¦598,65 ¦ 8 ¦
+----------------------+---------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦3. Горно-Алтайск ¦ 1418,16 ¦ 1 ¦1382,87¦ 1 ¦1330,08¦ 1 ¦
+----------------------+---------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦4. Иркутск ¦ 476,43 ¦ 5 ¦606,73 ¦ 6 ¦956,38 ¦ 3 ¦
+----------------------+---------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦5. Кемерово ¦ 328,28 ¦ 9 ¦436,42 ¦ 10 ¦944,41 ¦ 4 ¦
+----------------------+---------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦6. Кызыл ¦ 107,04 ¦ 12 ¦133,10 ¦ 11 ¦229,82 ¦ 10 ¦
+----------------------+---------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦7. Новосибирск ¦ 377,97 ¦ 8 ¦644,59 ¦ 4 ¦... <*>¦... <*>¦
+----------------------+---------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦8. Омск ¦ 453,47 ¦ 6 ¦625,43 ¦ 5 ¦731,28 ¦ 6 ¦
+----------------------+---------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦9. Томск ¦ 881,38 ¦ 2 ¦978,93 ¦ 2 ¦909,12 ¦ 5 ¦
+----------------------+---------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦10. Улан-Удэ ¦ 276,36 ¦ 10 ¦506,29 ¦ 9 ¦506,09 ¦ 9 ¦
+----------------------+---------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦11. Чита ¦ 451,23 ¦ 7 ¦532,00 ¦ 8 ¦730,29 ¦ 7 ¦
+----------------------+---------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦12. Среднее значение ¦ 676,79 ¦ x ¦840,52 ¦ x ¦993,79 ¦ x ¦
+----------------------+---------+-------+-------+--------+-------+-------+
¦13. Красноярск ¦ 707,58 ¦ 3 ¦875,35 ¦ 3 ¦1116,17¦ 2 ¦
L----------------------+---------+-------+-------+--------+-------+--------
--------------------------------
<*> Нет данных.
<**> Рассчитано по базе данных “Показатели муниципальных образований“ (www.gks.ru).
На начало 2010 года в г. Красноярске на тысячу жителей приходилось 1116,7 кв. м, что практически в 1,6 раза больше показателя 20“7 года.
По данному показателю г. Красноярск не только превышает средние значения по столицам СФО и городам-миллионникам в последние годы, но и занимает одно из лидирующих мест. Примечательно, что финансовый кризис не смог оказать значительного влияния на развитие этого показателя в 2009 году (рис. 3).
Рисунок 3. Динамика обеспеченности населения торговой
площадью по г. Красноярску и средних значений по столицам
субъектов СФО и городам-миллионникам Российской Федерации
в 2007 - 2009 годах, кв. м/тыс. чел.
Рисунок не приводится.
По административным районам города Красноярска наблюдается неравномерность развития розничной торговли. Наименее обеспеченными по показателям: обороту розничной торговли на душу населения; обеспеченности населения торговыми площадями - являются Свердловский, Октябрьский, Кировский и Ленинский районы.
Так, оборот на душу населения в Железнодорожном районе г. Красноярска превышает аналогичный показатель по Свердловскому району в 5,3 раза, по Кировскому району - в 3,9 раза, по Октябрьскому району - в 4,4 раза, по Ленинскому району - в 3,0 раза; по Советскому - в 2,7 раза; по Центральному - в 1,2 раза.
Сеть продовольственных магазинов районного значения на территории города развита довольно равномерно.
Возрастает уровень специализации магазинов местного значения, реализующих как продовольственные, так и непродовольственные товары (магазины, реализующие мясо, молоко, хлебобулочные изделия, овощи-фрукты, мебель, обувь, одежду, книги и т.д.).
Сохраняется высокий удельный вес объектов нестационарной торговой сети, причем наибольшее количество (почти 41%) павильонов и киосков приходится на Советский район.
В таблице 5 приведен анализ состояния розничной торговли по такому качественному показателю, как доля нестационарной торговой площади в общем размере торговой площади розничной сети.
Таблица 5. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДОЛИ НЕСТАЦИОНАРНЫХ
ТОРГОВЫХ ОБЪЕКТОВ В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В 2007 - 2009 ГОДАХ <**>
--------------------------------T---------------T------------T------------¬
¦ Города ¦На начало 2007 ¦ На начало ¦ На начало ¦
¦ ¦ года ¦ 2008 года ¦ 2009 года ¦
+-------------------------------+---------------+------------+------------+
¦ А ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-------------------------------+---------------+------------+------------+
¦1. Екатеринбург ¦ - <*> ¦ 39,28 ¦ 37,39 ¦
+-------------------------------+---------------+------------+------------+
¦2. Казань ¦ - <*> ¦ - <*> ¦ 43,72 ¦
+-------------------------------+---------------+------------+------------+
¦3. Москва ¦ - <*> ¦ 33,75 ¦ 31,92 ¦
+-------------------------------+---------------+------------+------------+
¦4. Нижний Новгород ¦ - <*> ¦ 40,80 ¦ 38,87 ¦
+-------------------------------+---------------+------------+------------+
¦5. Новосибирск ¦ 49,59 ¦ 38,72 ¦ 35,26 ¦
+-------------------------------+---------------+------------+------------+
¦6. Омск ¦ 81,09 ¦ 73,81 ¦ 49,04 ¦
+-------------------------------+---------------+------------+------------+
¦7. Ростов-на-Дону ¦ 33,52 ¦ 23,33 ¦ 23,10 ¦
+-------------------------------+---------------+------------+------------+
¦8. Самара ¦ 49,45 ¦ 50,01 ¦ 50,02 ¦
+-------------------------------+---------------+------------+------------+
¦9. Уфа ¦ 31,39 ¦ 22,13 ¦ 29,66 ¦
+-------------------------------+---------------+------------+------------+
¦10. Челябинск ¦ - <*> ¦ - <*> ¦ 37,51 ¦
+-------------------------------+---------------+------------+------------+
¦11. Красноярск ¦ 60,36 ¦ 50,85 ¦ 49,31 ¦
+-------------------------------+---------------+------------+------------+
¦12. Среднее значение ¦ 49,01 ¦ 40,23 ¦ 37,65 ¦
L-------------------------------+---------------+------------+-------------
--------------------------------
<*> Нет данных.
<**> Рассчитано по базе данных “Показатели муниципальных образований“ (www.gks.ru).
Розничная торговля города Красноярска отстает по показателю “размер торговой площади на одно торговое предприятие“ и занимает 9-е место среди анализируемых в динамике городов-миллионников.
В городе Красноярске в период 2006 - 2010 годов получили развитие специализированные ярмарки, ярмарки “выходного дня“, что способствует созданию благоприятных условий для развития и повышения качественного уровня торговли.
При этом существует и ряд проблемных вопросов.
1. Несовершенство нормативно-правовой базы развития и регулирования торговли (отсутствие нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по административным районам города).
2. Недостаточно развитая торговая инфраструктура (недостаточная поддержка местных товаропроизводителей в части создания условий для продвижения их продукции за счет субсидий, льготного кредитования и иных форм поддержки; ограниченность системы обслуживания социально незащищенных категорий граждан через сеть объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры с предоставлением скидок на товары первой необходимости; неэффективное логистическое управление товарными потоками на территории города Красноярска; непрочные хозяйственные связи между производителями и организациями торговли; высокая звенность товародвижения, что проявляется в наличии большого числа посредников между небольшими производителями и торговыми организациями).
3. Дефицит высококвалифицированных кадров отрасли торговли (связан с невысоким уровнем оплаты труда в торговле относительно других отраслей, значительной текучестью кадров).
Дальнейшее развитие данной отрасли сферы услуг и совершенствование ее качественной структуры являются важнейшими социально-экономическими задачами города Красноярска.
Таким образом, масштабность, сложность и многообразие выделенных проблем торговой отрасли в городе, необходимость комплексной увязки мероприятий по развитию торговли, выполнение крупных по объемам и длительных по срокам реализации инвестиционных проектов; консолидация усилий органов местного самоуправления и бизнеса определяют целесообразность развития торговли города программно-целевым методом.
Такой подход позволяет наиболее эффективно осуществить интеграцию основных принципов управления:
- целевого - направленности на конечный результат;
- комплексности решения проблем в сфере торговли на территории города, предусматривающего учет всех факторов (социально-экономических, демографических, экологических, культурных, организационно-административных и др.), оказывающих влияние на состояние и развитие торговли в городе;
- системности, предусматривающего формирование системообразующих элементов инфраструктуры рынка и их функциональной взаимосвязи;
- четкого разграничения сфер ответственности между органами местного самоуправления и всеми хозяйствующими субъектами;
- эффективного использования ресурсов, направляемых на разработку и реализацию программы;
- конкретности и единства планирования и реализации системной деятельности всех исполнителей программы.
Вместе с тем, в настоящий момент в действующих на территории города программных документах (программе социально-экономического развития, развития потребительского рынка, поддержки субъектов среднего и малого предпринимательства) не предусмотрена реализация мероприятий, направленных на содействие развитию торговли, поэтому целесообразна разработка программы в качестве самостоятельного документа (в соответствии с методическими рекомендациями по разработке региональных программ развития торговли, разработанными Министерством промышленности и торговли).
Таким документом является городская целевая программа развития торговли, которая представляет собой комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и других увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на содействие развитию торговли города. Целевая программа, в отличие от плана действий, обладает свойствами самоорганизации и саморазвития, позволяющими получить результат по критерию “стоимость - эффективность“ более высокий, чем при обычном “затратном“ планировании. Иными словами, при программном управлении за счет получения новых знаний создается дополнительный “программный продукт“ для совершенствования и развития структуры программы, более полного достижения поставленных целей.
Реализация целевой программы обеспечит создание организационно-экономических условий для эффективной деятельности хозяйствующих субъектов торговой отрасли и условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги по доступным ценам.
3. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ
РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ ГОРОДА, ОЦЕНКА ПРЕИМУЩЕСТВ И РИСКОВ,
ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Решение проблемных вопросов развития торговли города возможно по следующим направлениям:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы развития и регулирования торговли.
2. Формирование и развитие торговой инфраструктуры города Красноярска.
3. Совершенствование научно-методического и кадрового обеспечения развития торговли.
В соответствии с проведением мероприятий по повышению качества городской среды согласно Программе социально-экономического развития города Красноярска до 2020 года и разрабатываемой программе развития торговли на 2011 - 2013 годы снизится неравномерность размещения предприятий торговли по административным районам города, увеличится доля товаров местных производителей в структуре оборота города, улучшится качественная структура предприятий торговли, возрастет число рабочих мест.
Ожидаемыми результатами выполнения мероприятий будут: повышение доступности товаров и степени удовлетворенности спроса населения города Красноярска на широкий спектр продовольственных и непродовольственных товаров, достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов путем улучшения качественной структуры предприятий торговли и совершенствования торговой инфраструктуры, увеличение доли товаров местного производства в общем объеме оборота, рост занятости населения.
Для эффективной реализации Концепции необходимо учесть ключевые риски и возможные негативные последствия, способные существенно повлиять на исход мероприятий Концепции.
Основными источниками возникновения неопределенности и риска в социально-экономических процессах являются:
- факторы, присущие обществу: многовариантный, вероятностный характер, противоречивость общественных явлений, элементы стихийности, случайности;
- факторы, порождаемые спонтанностью природных явлений и процессов, стихийными бедствиями;
- факторы, связанные с неполнотой, недостатком информации, сведений об объекте, явлении, процессе, с ограниченностью человека в сборе и переработке информации, с постоянной изменчивостью информации о многих объектах;
- факторы, связанные с влиянием научно-технического прогресса на социальную, экономическую, политическую и духовную жизнь;
- факторы, обусловленные воздействием субъектов на экономическую жизнь, их взаимодействием между собой в целях реализации своих потребностей, интересов;
- факторы, связанные с ограниченностью, недостаточностью материальных, финансовых, трудовых и других ресурсов при принятии и реализации решений;
- факторы, связанные с относительностью процесса познания человеком окружающей действительности (каждый новый этап познания открывает новые нерешенные проблемы);
- факторы, связанные с невозможностью однозначного понимания объекта при сложившихся в данных условиях уровне и методах научного познания;
- факторы, связанные с существующими различиями в социально-психологических установках, намерениях, оценках, стереотипах поведения субъектов.
Ключевые риски определены исходя из оценки указанных факторов и возможностей достижения цели Концепции при реализации базового сценария социально-экономического развития города в долгосрочной перспективе.
Вероятность наступления факторов риска оценивалась по 5-балльной шкале, где 1 - минимальная вероятность, 5 - максимальная вероятность. Степень негативного влияния факторов риска на достижение целей развития торговли оценивалась по 5-балльной шкале, где 1 - негативное влияние фактора риска невелико, 5 - негативное влияние фактора риска максимально. Результаты анализа и перечень возможных рисков приведены в таблице 6.
Таблица 6. ПЕРЕЧЕНЬ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РИСКОВ РАЗВИТИЯ
ТОРГОВЛИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА
------------------T-----------------------T----------------T-----------T-----------¬
¦ Целевые ¦ Фактор риска, ¦ Категория ¦Вероятность¦ Степень ¦
¦ индикаторы ¦ приводящий к ¦ фактора риска ¦наступления¦негативного¦
¦ развития ¦ недостижению цели ¦ ¦ фактора ¦воздействия¦
¦ ¦ ¦ ¦ риска ¦ на ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦результаты ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦реализации ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Концепции ¦
+-----------------+-----------------------+----------------+-----------+-----------+
¦1. Обеспеченность¦1.1. Отсутствие ¦инфраструктурный¦ 3 ¦ 4 ¦
¦площадями ¦площадей для развития ¦ ¦ ¦ ¦
¦современного ¦торговли ¦ ¦ ¦ ¦
¦формата +-----------------------+----------------+-----------+-----------+
¦ ¦1.2. Снижение ¦экономический ¦ 3 ¦ 3 ¦
¦ ¦инвестиционной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦привлекательности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сектора торговли ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------+----------------+-----------+-----------+
¦ ¦1.3. Недостаточный ¦инфраструктурный¦ 3 ¦ 4 ¦
¦ ¦уровень развития ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инфраструктуры ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------+----------------+-----------+-----------+
¦ ¦1.4. Ужесточение ¦законодательный ¦ 2 ¦ 3 ¦
¦ ¦регулирования сектора ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦торговли, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦препятствующее его ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развитию ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+-----------------------+----------------+-----------+-----------+
¦2. Рост доли ¦2.1. Снижение ¦демографический ¦ 1 ¦ 3 ¦
¦современных ¦численности населения ¦ ¦ ¦ ¦
¦форматов в +-----------------------+----------------+-----------+-----------+
¦обороте сектора ¦2.2. Сокращение ¦экономический ¦ 3 ¦ 4 ¦
¦торговли ¦среднедушевых доходов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦населения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------+----------------+-----------+-----------+
¦ ¦2.3. Падение спроса в ¦экономический ¦ 4 ¦ 5 ¦
¦ ¦силу роста цен, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦опережающего рост ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦доходов населения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------+----------------+-----------+-----------+
¦ ¦2.4. Сокращение ¦законодательный ¦ 2 ¦ 4 ¦
¦ ¦предложения в рознице ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вследствие установления¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦государством контроля ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦над ценами/надбавками ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и/или ассортиментом, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦существенно снижающего ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономическую ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эффективность и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦целесообразность ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦розничной деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------+----------------+-----------+-----------+
¦ ¦2.5. Отсутствие/ ¦инфраструктурный¦ 2 ¦ 3 ¦
¦ ¦недостаток площадей для¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития торговли ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------+----------------+-----------+-----------+
¦ ¦2.6. Рост налоговой ¦законодательный ¦ 2 ¦ 3 ¦
¦ ¦нагрузки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------+----------------+-----------+-----------+
¦ ¦2.7. Административные ¦законодательный ¦ 2 ¦ 3 ¦
¦ ¦ограничения по развитию¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сетевых форм торговли в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регионах, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦административные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ограничения роста ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конкуренции ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+-----------------------+----------------+-----------+-----------+
¦3. Повышение ¦3.1. Недостаток кадров ¦кадровый ¦ 3 ¦ 5 ¦
¦качества ¦необходимой ¦ ¦ ¦ ¦
¦торгового ¦квалификации для ¦ ¦ ¦ ¦
¦обслуживания ¦обеспечения развития ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сектора торговли ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦темпами, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствующими темпам¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦роста потребительского ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦спроса ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------+----------------+-----------+-----------+
¦ ¦3.2. Отсутствие/ ¦инфраструктурный¦ 2 ¦ 3 ¦
¦ ¦ограничения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инфраструктуры для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития торговли ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------+----------------+-----------+-----------+
¦ ¦3.3. Недостаток ¦финансовый ¦ 3 ¦ 4 ¦
¦ ¦средств, препятствующий¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развитию сектора ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦торговли темпами, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствующими темпам¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦роста потребительского ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦спроса ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------+-----------------------+----------------+-----------+------------
Основными факторами риска, способными негативно сказаться на достижении целей Концепции в области развития сектора торговли, являются:
- контроль цен и/или ассортимента со стороны государства на определенные виды продукции, приводящий к увеличению цен на товары вне государственного контроля и общему росту инфляции;
- недостаток средств и ограничения кредитования;
- отсутствие/недостаток площадей для развития торговли;
- недостаточный уровень конкуренции;
- сокращение среднедушевых доходов населения.
Для эффективного развития сектора торговли в городе, направленного на достижение поставленных целей, необходимо сконцентрироваться на снижении негативных последствий выявленных факторов риска.
4. СРОКИ (ЭТАПЫ) РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ РАЗВИТИЯ
ТОРГОВЛИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ
Для последовательного решения проблемных вопросов следует установить период реализации программы на три года - 2011 - 2013-й, в который будут реализованы следующие этапы:
1-й этап (2011 год).
Разработка нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по административным районам города.
2-й этап (2012 год).
Разработка схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по административным районам города.
Разработка схемы размещения крупных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по административным районам города.
Разработка программы развития оптовой торговли г. Красноярска.
3-й этап (2013 год).
Создание общей электронной схемы размещения торговых объектов на территории города Красноярска и электронного реестра предприятий розничной торговли, в том числе в разрезе административных районов города.
Сквозной этап (2011 - 2013 годы).
Создание логистических центров по управлению потоками продовольственных товаров на территории города Красноярска.
Предоставление субсидий субъектам, осуществляющим деятельность в сфере торговли, на возмещение части затрат, связанных с открытием и вводом в эксплуатацию объектов по административным районам города.
Проведение специализированных и сезонных ярмарок с участием местных товаропроизводителей.
Стимулирование местных товаропроизводителей и создание условий для продвижения их продукции за счет субсидий, льготного кредитования и иных форм поддержки.
Организация объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры в административных районах города для реализации излишков выращенной садоводами и огородниками сельскохозяйственной продукции.
Развитие системы обслуживания социально незащищенных категорий граждан через сеть объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры с предоставлением скидок на товары первой необходимости.
5. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ, ЦЕЛЕВЫЕ
ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ОЦЕНИТЬ ХОД
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ
Главной целью программы следует определить создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры, соответствующей требованиям инновационного сценария развития города Красноярска и способствующей стабильному улучшению качества жизни населения путем наиболее полного удовлетворения спроса на потребительские товары.
Для достижения цели необходимо предусмотреть решение следующих задач:
- определение и реализация комплекса мер, направленных на повышение экономической (ценовой) и физической (территориальной) доступности товаров, повышение качества и культуры торгового сервиса, обеспечение качества и безопасности товаров для населения города Красноярска;
- создание условий для расширения сети объектов социально ориентированной торговли;
- создание условий для прогрессивных структурных сдвигов в сфере торговли;
- определение и реализация комплекса мер по обеспечению приоритетного продвижения на рынок города Красноярска товаров местного производства;
- определение и реализация комплекса мер по развитию материально-технической базы оптового продовольственного комплекса города Красноярска;
- создание условий для развития предпринимательской кооперации местных товаропроизводителей и крупных сетевых компаний;
- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере торговли, обеспечение условий для создания в сфере торговли новых рабочих мест, сохранения и модернизации имеющихся, повышения производительности труда и оплаты труда в отрасли.
В качестве целевых показателей и индикаторов программы можно предложить:
- разработку нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по административным районам города;
- утверждение и внедрение общей электронной схемы размещения торговых объектов на территории города, и электронного реестра предприятий розничной торговли, в том числе по административным районам;
- увеличение оборота розничной торговли на душу населения и количества предприятий розничной торговли;
- улучшение качественной структуры предприятий торговли;
- увеличение количества рабочих мест в торговой отрасли;
- повышение ценовой доступности потребительских товаров за счет субсидирования и других форм поддержки местных товаропроизводителей;
- повышение уровня удовлетворенности населения торговым сервисом (качеством, культурой), качеством и безопасностью реализуемых на территории города товаров;
- рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли;
- увеличение удельного веса товаров местного производства в общем объеме продажи товаров на территории города;
- рост объема привлеченных инвестиций в развитие торговой инфраструктуры и торговли;
- стабилизацию среднегодового индекса потребительских цен на товары на территории города;
- увеличение доли современных предприятий розничной торговли (гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров) в общем количестве предприятий розничной торговли;
- рост количества введенных в эксплуатацию торговых объектов, в том числе объектов оптовой торговли (логистических центров поставок, распределительных центров, магазинов-складов, оптовых продовольственных рынков, других) и объектов розничной торговли (гипермаркетов, супермаркетов (универсамов), специализированных магазинов, мини-маркетов, дискаунтеров, торговых центров, др.);
- увеличение числа созданных и количества сохраненных (модернизированных) рабочих мест в торговле;
- увеличение доли квалифицированных кадров в торговле (снижение уровня дефицита квалифицированных кадров).
6. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ОЖИДАЕМОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРЕДЛАГАЕМОГО ВАРИАНТА
РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ ГОРОДА
Экономическая эффективность и результативность реализации программы зависят от степени достижения целевых показателей, приведенных в таблице 7.
Таблица 7. ОЖИДАЕМАЯ ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТОВ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
-----------------------------------T---------T----------------------------¬
¦ Показатели ¦2009 год ¦ Плановый период, годы ¦
¦ ¦ +---------T---------T--------+
¦ ¦ ¦ 2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+--------+
¦1. Оборот розничной торговли на ¦ 170,30 ¦ 212,17 ¦ 243,37 ¦ 287,16 ¦
¦душу населения, тыс. руб/чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+--------+
¦2. Доля современных форматов в ¦ 20,0 ¦ 25,0 ¦ 30,0 ¦ 40,0 ¦
¦торговле, процентов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+--------+
¦3. Число предприятий розничной ¦ 5562 ¦ 5780 ¦ 5882 ¦6052 ¦
¦торговли, всего, ед. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+--------+
¦в том числе: ¦ 58 ¦ 60 ¦ 63 ¦ 64 ¦
¦магазинов городского значения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+--------+
¦магазинов районного значения ¦ 2747 ¦ 3266 ¦ 3527 ¦3844 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+--------+
¦временных форм торговли ¦ 2757 ¦ 2453 ¦ 2293 ¦2144 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+--------+
¦4. Размер торговой площади ¦ 1085,00 ¦ 1229,40 ¦ 1397,60 ¦1563,20 ¦
¦розничной торговой сети, тыс. кв. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+--------+
¦5. Средний размер торговых ¦ 198,55 ¦ 212,70 ¦ 237,60 ¦ 258,30 ¦
¦организаций, кв. м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+--------+
¦6. Обеспеченность населения ¦ 1116,17 ¦ 1262,30 ¦ 1423,40 ¦1579,90 ¦
¦торговой площадью, кв. м/тыс. чел.¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------------+---------+---------+---------+---------
В результате достижения целевых показателей реализации программы в период с 2011 по 2013 годы будет увеличен оборот розничной торговли на душу населения до 287 тыс. руб/чел. (на 35,3%, по сравнению с базовым, 2011 годом). Данная динамика будет обеспечена за счет позитивного влияния основных факторов:
- роста числа предприятий розничной торговли на 272 единицы (почти на 5%), по сравнению с показателем 2011 года;
- увеличения размера торговой площади розничной торговой сети на 333,8 тыс. кв. м (на 27% относительно показателя 2011 года);
- достижения среднего размера торговых организаций 258 кв. м, увеличения за три года данного показателя на 45,6 кв. м (на 21,4%).
В результате обеспеченность населения торговой площадью повысится на 317,5 кв. м/тыс. чел. (на 25%, по сравнению с 2011 годом) и достигнет почти 1580 кв. м/тыс. чел.
Расчеты проведены с использованием плановых показателей проекта программы социально-экономического развития города Красноярска на период до 2020 года в условиях Красноярской агломерации (инновационный сценарий).
Оценка эффективности программы осуществляется путем сопоставления плановых значений показателей табл“цы 7 с фактическими по каждому году в течение всего срока реализации программы.
7. ОРГАН, ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА РЕАЛИЗАЦИЮ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Органом, ответственным за качественное и своевременное выполнение программы, рациональное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию мероприятий программы, является департамент экономики администрации города Красноярска.
Департамент экономики проводит оценку эффективности программы по итогам ее исполнения за каждый отчетный финансовый год и в целом после завершения реализации, осуществляет подготовку заключения об эффективности ее реализации в виде аналитической записки.
8. РАЗРАБОТЧИКИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Для разработки городской целевой программы необходимо создание рабочей группы, состоящей из руководителей и специалистов департамента экономики, осуществляющего полномочия в сфере торговли (потребительского рынка), представителей хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, образовательных учреждений, профсоюзных организаций, научно-исследовательских и других организаций.
9. ФИНАНСИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Реализация программы осуществляется за счет средств бюджета города Красноярска. Всего на реализацию программных мероприятий потребуется 134557,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2011 год - 28043,3 тыс. рублей; 2012 год - 51604,9 тыс. рублей; 2013 год - 54909,1 тыс. рублей.
Одним из приоритетов программы является развитие логистики в продовольственной системе города. Предусматривается создание логистических центров по переработке продовольственной продукции местных товаропроизводителей с объемом финансирования в 2011- 2013 годах 47911,4 тыс. рублей.
Программой предусматривается разработка систем контроля качества, автоматизированного учета движения продовольственной продукции, мониторинг деятельности субъектов торговли.
Кроме того, планируется реализация механизмов финансовой поддержки организаций, осуществляющих деятельность в сфере переработки и реализации продукции местных товаропроизводителей.
10. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Для достижения определенных программой целей и решения поставленных задач предусматривается система программных мероприятий, направленных на:
- совершенствование нормативной правовой базы;
- реализацию мероприятий некоммерческого характера;
- реализацию коммерческих (инвестиционных) проектов.
В числе основных направлений реализации мероприятий программы могут быть определены:
1) формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения города, предполагающие:
- проведение мониторинга обеспеченности населения площадью торговых объектов с выявлением проблемных зон;
- устранение диспропорции в размещении торговых объектов по административным районам на основе применения принципов оптимального формирования структуры торгового комплекса (увеличение числа крупных современных торговых объектов (гипермаркетов, супермаркетов, торговых центров и др.) в черте населенного пункта); размещение торговых объектов “шаговой доступности“ в местах проживания населения (путем строительства новых торговых объектов, реконструкции приобретаемых или арендуемых площадей);
- разработку и утверждение на муниципальном уровне схем размещения нестационарных торговых объектов в целях упорядочения размещения объектов мелкорозничной сети с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также необходимости обеспечения населения торговыми услугами в местах отдыха и проведения досуга;
- поэтапный перевод хозяйствующих субъектов, осуществляющих мелкорозничную торговлю на объектах некапитального характера, в многопрофильные торговые комплексы (центры), стационарные торговые объекты;
- разработку и реализацию мер экономического стимулирования строительства, размещения объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры, модернизации и укрепления материально-технической базы социально ориентированных торговых объектов, обеспечение доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- упорядочение торговли на рынках, реконструкцию и преобразование их в современные торгово-сервисные комплексы, сохранение сельскохозяйственных рынков в торговой инфраструктуре города;
- создание предприятий с использованием механизма франчайзинга, обеспечение методологических, информационно-консультационных и обучающих услуг в сфере франчайзинга;
- содействие организации торговли через автоматы в местах работы, учебы, объектах административного значения;
2) повышение экономической доступности товаров для населения субъекта Российской Федерации, предполагающее:
- проведение мониторинга цен на товары в целях определения экономической доступности товаров для населения;
- развитие сети объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры, торгующих по сниженным ценам (магазины эконом-класса, дискаунтеры, магазины заказов, другие);
- развитие системы обслуживания социально незащищенных категорий граждан с предоставлением скидок на товары и услуги по социальным картам или в рамках собственных дисконтных программ предприятий торговли;
- принятие мер по стабилизации ценовой ситуации в городе путем создания эффективной конкурентной среды как фактора сдерживания роста цен и предотвращения монополизации отдельных сегментов рынка, развития сети ярмарок “выходного дня“, иных торговых мероприятий по реализации сельхозпродукции, произведенной хозяйствами, фермерами, садоводами-огородниками;
3) повышение качества и обеспечение безопасности товаров, предполагающее:
- проведение мониторинга качества пищевых продуктов, реализуемых на территории города;
- совершенствование системы организации контроля безопасности и качества пищевых продуктов, включая создание современной инструментальной и методической базы;
- обеспечение физической доступности пищевых продуктов для населения в каждый момент времени в объемах и ассортименте, соответствующих установленным рациональным нормам потребления, необходимым для обеспечения здоровья и активной жизни человека, на предприятиях торговли, а также физической доступности непродовольственных товаров первой необходимости путем рационального размещения торговых объектов соответствующей специализации в административных районах города;
- совершенствование системы контроля качества продукции и услуг в торговой отрасли, обеспечение эффективной работы системы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля (надзора);
4) совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере торговли, предполагающее:
- реализацию государственной политики в области торговой деятельности, а также в сфере оборота отдельных видов товаров (алкогольной и спиртосодержащей продукции, лекарственных средств, других) путем принятия необходимых нормативных правовых актов и обеспечения их применения;
- совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере торговли, внесение необходимых изменений и дополнений в нормативные правовые акты города, в том числе в целях их приведения в соответствие с новейшим федеральным законодательством об основах государственного регулирования торговой деятельности;
- обеспечение защиты прав потребителей, развитие системы правовой помощи потребителям в случаях нарушения их прав, координацию действий организаций, занимающихся защитой прав потребителей на территории города;
- формирование и реализацию мер противодействия теневому обороту, фактам торговли в несанкционированных местах, использования объектов, не сданных в эксплуатацию;
- создание организационных и экономических условий для объединения финансовых ресурсов торговых организаций и финансово-кредитных структур в целях решения вопросов модернизации и реконструкции действующих торговых объектов, строительства новых торговых объектов, организации отечественных торговых сетей, привлечения инвестиций в отрасль;
- обеспечение защиты прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, совершенствование взаимодействия органов, осуществляющих контроль (надзор) в сфере торговли;
- содействие формированию механизмов саморегулирования в сфере торговли (созданию саморегулируемых организаций, привлечению хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, некоммерческих организаций, объединяющих таких хозяйствующих субъектов к участию в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности);
5) развитие системы товарообеспечения и логистики, предполагающее:
- стимулирование инвестиционных проектов, направленных на строительство логистических центров поставок, осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами;
- развитие сети организаций, оказывающих логистические услуги в сфере торговли (логистических центров);
- развитие системных форм организации и интеграции розничной и оптовой торговли продовольственными и непродовольственными товарами;
- стимулирование развития интеграции и кооперации в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной и рыбной продукции, сельскохозяйственного сырья;
- разработку и реализацию мер по поддержке отечественных, и, в первую очередь, местных производителей, специализирующихся на сбыте собственной продукции;
- формирование и развитие фирменной торговой сети сельскохозяйственных и промышленных предприятий города;
- повышение эффективности воздействия организованных закупок на ценовую конъюнктуру и развитие оптового рынка города;
6) создание современной инфраструктуры оптовой торговли, предполагающее:
- развитие крупных объектов оптовой торговли и складской инфраструктуры на территории города;
- создание логистических центров по управлению товарными потоками на территории города Красноярска, переработке продовольственной продукции местных товаропроизводителей;
- расширение объема услуг, оказываемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими оптовую торговлю;
- достижение необходимого разнообразия предприятий, осуществляющих оптовую торговую деятельность (сетевые и территориальные (зональные) распределительные центры (закрытые и общего пользования), оптовые рынки, магазины-склады для обслуживания мелкооптовых клиентов и др.);
- создание межрайонных распределительных оптовых центров;
- повышение инвестиционной активности и привлечение инициативного капитала в развитие инфраструктуры оптовой торговли товарами потребительского назначения;
7) стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и организацию взаимодействия между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров, предполагающее:
- содействие открытию торговых объектов по продаже товаров народных промыслов;
- стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, путем организации и проведения выставок, выставок-продаж, ярмарок и иных мероприятий;
- содействие выставочно-ярмарочной деятельности в целях продвижения продукции местных товаропроизводителей через товаропроводящую систему субъектов малого предпринимательства;
8) повышение устойчивости функционирования и конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в сфере торговли, предполагающее:
- дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- создание условий для участия субъектов малого и среднего предпринимательства в инвестировании средств в развитие торговой отрасли;
- применение современных финансовых технологий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование системы поддержки кредитования в целях обеспечения доступности для большинства малых и средних предприятий торговли краткосрочных и инвестиционных кредитов;
- методическое и информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства;
- расширение масштабов применения франчайзинга в сфере торговли как средства повышения устойчивости и конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также улучшения качества торгового сервиса;
- поддержку малого и среднего предпринимательства, предусмотренную ведомственной целевой программой “Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле“;
9) обеспечение в области торговли приоритетной поддержки социально незащищенных слоев населения, предполагающее:
- реализацию проектов, ориентированных на организацию обслуживания малообеспеченных категорий граждан;
- обеспечение доступности объектов торговли для инвалидов и других маломобильных граждан;
10) информационное обеспечение торговли, предполагающее:
- внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в сфере торговли;
- создание на основе торговых реестров системы мониторинга отрасли, позволяющей отслеживать динамику и анализировать товарооборот, достижение обеспеченности площадью торговых объектов;
- формирование инфраструктуры электронной торговли, включающей региональные информационные системы, региональные информационно-маркетинговые центры;
- внедрение новых технологий в торговый процесс и обеспечение использования современных информационно-коммуникационных технологий;
11) обеспечение занятости и кадровое обеспечение отрасли, предполагающие:
- укрепление кадрового потенциала торговых структур города;
- поддержку учебных заведений, осуществляющих обучение основным торговым специальностям (контролер-кассир, продавец и т.д.) по полным курсам и сокращенным программам, содействие внедрению современных технологий в процессы подготовки персонала для торговли;
- формирование системы переподготовки и повышения квалификации работников торговли, а также их аттестации;
- организацию процесса обучения и тренинга персонала непосредственно на предприятиях торговли (“школ молодого продавца“, курсов, семинаров, стажировок, конкурсов профессионального мастерства и т.д.);
- проведение мероприятий по охране труда на предприятиях торговли;
12) развитие научных исследований в сфере торговли, предполагающее:
- разработку прикладных программ развития и мониторинга торговли города;
- осуществление проектов освоения новых технологий в сфере торговли;
- разработку необходимой нормативной, технической и методической базы для целей ускоренного развития торговли;
13) другие направления, в составе которых могут найти отражение мероприятия, предполагающие:
- обеспечение соблюдения хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, требований к обороту отдельных товаров, предусмотренных Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (сопровождение отдельных товаров соответствующей информацией, исключение из оборота отдельных товаров, реализация программ стимулирования продажи товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, для обеспечения их в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей, при установлении запрета или ограничения оборота аналогичных по цели использования товаров, результатом использования которых может стать непроизводительный расход энергетических ресурсов);
- реализацию отдельных положений Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (осуществление политики ценообразования, обеспечивающей установление потребительских цен на алкогольную продукцию с учетом содержания в ней этилового спирта, разработка и осуществление мер по противодействию реализации нелегально произведенной алкогольной продукции, усилению государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции, стимулированию изменения хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, ассортимента реализуемой ими алкогольной продукции за счет сокращения в нем видов крепких спиртных напитков).
Заместитель Главы города -
руководитель департамента экономики
Т.В.ЗЕЛЕНСКАЯ