Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 12.10.2010 по делу N А33-14763/2010 <О признании недействующим Постановления администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края “О согласии с утверждением правил землепользования и застройки населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Солонцовский сельсовет, и направлении его в Солонцовский сельский Совет депутатов“ от 04.12.2009 N 485А>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 12 октября 2010 г. по делу N А33-14763/2010

Резолютивная часть решения объявлена 5 октября 2010 года. В полном объеме решение изготовлено 12 октября 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Орлова Владимира Николаевича

к администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края об оспаривании Постановления от 04.12.2009 N 485А, при участии в судебном заседании:

от заявителя: Орловой - Мядзель О.А. на основании доверенности от 19.04.2010,

от ответчика: Лисовской Н.Г. на основании доверенности от 01.03.2010,

от прокуратуры Красноярского края: Балыковой Е.С. на основании служебного удостоверения ТО N 080215 от 17.04.2009,

установил:

индивидуальный предприниматель
Орлов Владимир Николаевич (далее по тексту - индивидуальный предприниматель Орлов В.Н.) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением (измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края и Солонцовскому сельскому Совету депутатов об оспаривании Постановления администрации Солонцовского сельсовета от 04.12.2009 N 485А “О согласии с утверждением правил землепользования и застройки населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Солонцовский сельсовет, и направлении его в Солонцовский сельский Совет депутатов“ в части согласия с утверждением правил землепользования и застройки населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Солонцовский сельсовет, и направления проекта правил землепользования и застройки населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Солонцовский сельсовет, в Солонцовский сельский Совет депутатов (пункты 1 и 2); Решения Солонцовского сельского Совета депутатов от 17.12.2009 N 48-02р “Об утверждении правил землепользования и застройки населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Солонцовский сельский Совет“ в части утверждения правил землепользования и застройки населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Солонцовский сельсовет.

Заявление принято к производству суда. Определением от 15.07.2010 возбуждено производство по делу.

Определением от 05.10.2010 требование индивидуального предпринимателя Орлова В.Н. к администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края об оспаривании Постановления от 04.12.2009 N 485А “О согласии с утверждением правил землепользования и застройки населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Солонцовский сельсовет, и направлении его в Солонцовский сельский Совет депутатов“ в части согласия с утверждением правил землепользования и застройки населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Солонцовский сельсовет, и направления проекта правил землепользования и застройки населенных пунктов, входящих в состав муниципального
образования Солонцовский сельсовет, в Солонцовский сельский Совет депутатов (пункты 1 и 2) выделено в отдельное производство для единоличного рассмотрения, делу присвоен номер А33-14763/2010.

Представителем заявителя в судебном заседании представлено в материалы дела заявление об изменении предмета требования от 05.10.2010, в соответствии с которым заявитель просит суд признать недействительным Постановление администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 04.12.2009 N 485А “О согласии с утверждением правил землепользования и застройки населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Солонцовский сельсовет, и направлении его в Солонцовский сельский Совет депутатов“.

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об изменении предмета требования принято судом.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении, суду пояснил, что поскольку Постановление главы администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 04.12.2009 N 485А “О согласии с утверждением правил землепользования и застройки населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Солонцовский сельсовет, и направлении его в Солонцовский сельский Совет депутатов“ не опубликовано, оно является недействительным.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление, суду пояснил, что после принятия оспариваемого Постановления опубликованы Решение Солонцовского сельского Совета депутатов от 17.12.2009 N 48-02р “Об утверждении правил землепользования и застройки населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Солонцовский сельский Совет“ и правила землепользования и застройки населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Солонцовский сельский Совет, что, по мнению ответчика, свидетельствует о согласии главы администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края с указанными правилами.

Участвующий в деле прокурор заявил о недействительности оспариваемого Постановления
в связи с нарушением процедуры его принятия, представил в материалы дела соответствующее заключение.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Индивидуальный предприниматель Орлов Владимир Николаевич зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304246626400091.

Постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края от 31.05.2005 N 795 “О предоставлении в аренду земельного участка индивидуальному предпринимателю Орлову В.Н. для сельскохозяйственного производства в районе а/д “Красноярск - Солонцы“ индивидуальному предпринимателю Орлову В.Н. предоставлен в аренду земельный участок из земель фонда перераспределения района для сельскохозяйственного производства общей площадью 30000 кв. м на срок 49 лет, расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0-км автодороги “Красноярск - Солонцы“ (правая сторона), участок N 5 “А“.

На основании указанного Постановления между индивидуальным предпринимателем Орловым В.Н. и администрацией Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 71 от 14.06.2005, согласно пункту 1.1 которого предпринимателю предоставлен в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:11:29 01 09:0032, общей площадью 30000 кв. м, расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0-км автодороги “Красноярск - Солонцы“ (правая сторона), участок N 5 “А“ (договора). Государственная регистрация договора произведена 18.07.2005.

Согласно пункту 2.1 названного договора срок аренды земельного участка установлен с 31.05.2005 по 31.05.2054.

По акту приема-передачи земельного участка, предоставленного на праве аренды от 14.06.2005, указанный земельный участок передан индивидуальному предпринимателю Орлову В.Н.

Постановлением администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 04.12.2009 N 485А “О согласии с утверждением правил землепользования и застройки населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Солонцовский сельсовет, и
направлении его в Солонцовский сельский Совет депутатов“ глава сельсовета выразил согласие с правилами землепользования и застройки населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Солонцовский сельсовет; направил проект правил землепользования и застройки населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Солонцовский сельсовет, в Солонцовский сельский Совет депутатов; указал на вступление Постановления в силу с момента опубликования в газете “Солонцовские новости“.

Полагая, что Постановление администрации Солонцовского сельсовета от 04.12.2009 N 485А не соответствует законодательству, а также нарушает права и законные интересы индивидуального предпринимателя Орлова В.Н., предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения,
совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198 и 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Суд полагает, что оспариваемое Постановление администрации Солонцовского сельсовета от 04.12.2009 N 485А не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее по тексту - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; муниципальный правовой акт - решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, в том числе по вопросам местного значения, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Правовую основу местного самоуправления по части 1 статьи 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ составляют, в том числе, уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного
самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют, в том числе, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

По части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями, в том числе по решению вопросов местного значения. Местной администрацией руководит глава местной администрации.

По пункту 1 части 4 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ и пункту 3 статьи 16 Устава Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, принятого Решением Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 13.11.2008 N 33-03Р, глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи, издает правовые акты.

В соответствии с подпунктами 1, 2 и 3 части 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ и статьей 3 Устава Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, правовые акты главы муниципального образования, местной
администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно части 4 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных, в том числе, уставом муниципального образования, издает постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи.

Часть 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусматривает, что глава местной администрации издает постановления местной администрации, в том числе по вопросам местного значения.

Пункт 1 статьи 19 Устава Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, принятого Решением Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 13.11.2008 N 33-03Р, устанавливает, что глава сельсовета в пределах своей компетенции издает постановления, в том числе по вопросам местного значения.

Подпунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

В соответствии с пунктом 1.19 статьи 7 Устава Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края к вопросам местного значения сельсовета относится, в том числе, утверждение генеральных планов сельсовета, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов сельсовета документации по планировке территории.

Из решения Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 25.04.2005 N 35 “Об установлении общих итогов выборов главы Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края“ следует, что главой Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края избран Лубков Виктор Викторович.

Постановление администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 04.12.2009 N 485А “О согласии с утверждением правил землепользования и
застройки населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Солонцовский сельсовет, и направлении его в Солонцовский сельский Совет депутатов“ подписано главой сельсовета Лубковым В.В.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемое Постановление издано уполномоченным лицом.

Частью 1 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Согласно пункту 2 статьи 19 Устава Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края правовые акты главы вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), вступают в силу со дня их подписания, если в самом акте не определено иное.

Пунктом 4 оспариваемого Постановления администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 04.12.2009 N 485А предусмотрено, что оно вступает в силу с момента опубликования в газете “Солонцовские новости“.

Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что Постановление администрации Солонцовского сельсовета от 04.12.2009 N 485А “О согласии с утверждением правил землепользования и застройки населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Солонцовский сельсовет, и направлении его в Солонцовский сельский Совет депутатов“ в установленном порядке не опубликовано, что противоречит нормативно установленному порядку его вступления в силу.

Доказательства опубликования Постановления администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 04.12.2009 N 485А, истребованные судом определением от 03.08.2010, ответчиком в материалы дела не представлены.

Изложенное свидетельствует о несоответствии Постановления администрации Солонцовского сельсовета от 04.12.2009 N 485А Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, нарушении им прав и интересов заявителя.

Довод ответчика о том, что публикация Решения Солонцовского сельского Совета депутатов от 17.12.2009 N 48-02р “Об утверждении правил землепользования и застройки населенных пунктов, входящих
в состав муниципального образования Солонцовский сельский Совет“ свидетельствует о согласии главы администрации Солонцовского сельсовета с указанными правилами, судом отклоняется как противоречащий требованиям законодательства.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает заявление индивидуального предпринимателя Орлова В.Н. подлежащим удовлетворению.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Уплаченная заявителем в бюджет государственная пошлина возлагает на ответчика обязанность по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

Действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.

Учитывая изложенное обстоятельство, судебные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для физических лиц составляет 200 рублей.

Заявителем при подаче заявления уплачена госпошлина в размере 600 рублей по чеку-ордеру Восточно-Сибирского Банка Сберегательного банка Российской Федерации от 08.07.2010.

С учетом удовлетворения заявления индивидуального предпринимателя Орлова В.Н. к администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края в пользу предпринимателя подлежат взысканию судебные расходы в размере 200 рублей.

Изложенное соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 13.11.2008 N 7959/08.

По подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено.

Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 400 рублей по чеку-ордеру Восточно-Сибирского Банка Сберегательного банка Российской Федерации от 08.07.2010 подлежит возврату индивидуальному предпринимателю Орлову Владимиру Николаевичу из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

требование индивидуального предпринимателя Орлова Владимира Николаевича удовлетворить.

Признать недействительным Постановление администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края “О согласии с утверждением правил землепользования и застройки населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Солонцовский сельсовет, и направлении его в Солонцовский сельский Совет депутатов“ от 04.12.2009 N 485А как несоответствующее Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Обязать администрацию Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края устранить допущенное нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Орлова Владимира Николаевича.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Орлову Владимиру Николаевичу излишне уплаченную по чеку-ордеру Восточно-Сибирского Банка Сберегательного банка Российской Федерации от 08.07.2010 государственную пошлину в размере 400 рублей.

В порядке распределения судебных расходов взыскать с администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края в пользу Орлова Владимира Николаевича 200 рублей.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.М.ЧУРИЛИНА