Заключение Экспертного совета, осуществляющего проведение публичной независимой экспертизы проектов законов края в области бюджетной и налоговой политики, от 01.10.2010 “На проект закона края “О внесении изменений в Закон края “О краевом бюджете на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 годов“
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ,ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ПРОВЕДЕНИЕ ПУБЛИЧНОЙ НЕЗАВИСИМОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ КРАЯ В ОБЛАСТИ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НА ПРОЕКТ ЗАКОНА КРАЯ “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ЗАКОН КРАЯ “О КРАЕВОМ БЮДЖЕТЕ НА 2010 ГОД И
ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 - 2012 ГОДОВ“
Дата проведения независимой экспертизы проекта закона: октябрь 2010 года.
Состав независимых экспертов, участвующих в проведении публичной независимой экспертизы проекта закона края “О внесении изменений в Закон края “О краевом бюджете на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 годов“: Гнатюк Петр Михайлович - председатель Экспертного совета, члены Экспертного совета: Белеев Александр Михайлович, Бухарова Евгения Борисовна, Ерыгин Юрий Владимирович.
Экспертный совет, рассмотрев представленный проект закона края “О внесении изменений в Закон края “О краевом бюджете на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 годов“ (далее - проект закона), отмечает следующее.
Внесение изменений в главный финансовый документ края связано с оценкой ожидаемого исполнения бюджета в 2010 году по итогам 9 месяцев. В соответствии с прогнозом крупнейших налогоплательщиков края увеличиваются доходы по налогу на прибыль организаций: часть средств направляется на снижение объема заимствований, государственного внутреннего долга края, остальные - на покрытие первоочередных расходов. Учтены возвраты кредитов муниципальными образованиями края и юридическими лицами, безвозмездные поступления от бюджета Туруханского района, доходы от размещения средств на банковских депозитах, а также экономия средств, образовавшаяся по итогам исполнения бюджета за 9 месяцев 2010 года, - все это позволило предусмотреть расходы, финансирование которых необходимо в 2010 году. Кроме того, проект закона предусматривает перераспределение бюджетных ассигнований между направлениями и главными распорядителями бюджетных средств, что позволяет более эффективно использовать средства бюджета. Данные изменения полностью соответствуют принципам бюджетной и налоговой политики, реализуемой Правительством Красноярского края с 2009 года. Следует особо отметить уменьшение размера дефицита как в текущем году, так и в плановом периоде. Рассматриваемый проект закона предусматривает изменение основных параметров краевого бюджета (таблица 1).
Таблица 1
(млн. рублей)
----------T--------------------------T----------------------T--------------------------¬
¦Параметры¦ Сумма, утвержденная в ¦ Сумма изменений ¦ Сумма с учетом изменений ¦
¦ ¦ законе о бюджете (в ред. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ от 08.07.2010) ¦ ¦ ¦
¦ +--------T--------T--------+-------T------T-------+--------T--------T--------+
¦ ¦на 2010 ¦на 2011 ¦ на 2012¦ на ¦ на ¦на 2012¦на 2010 ¦на 2011 ¦на 2012 ¦
¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ 2010 ¦ 2011 ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+--------+--------+--------+-------+------+-------+--------+--------+--------+
¦Доходы ¦107620,4¦ 93023 ¦102586,5¦16354 ¦ 0 ¦ 0 ¦123974,4¦ 93023 ¦102586,5¦
+---------+--------+--------+--------+-------+------+-------+--------+--------+--------+
¦Расходы ¦133628,9¦104679,6¦107097,7¦ 8235,4¦-737,4¦-1495,2¦141864,2¦103942,2¦105602,5¦
+---------+--------+--------+--------+-------+------+-------+--------+--------+--------+
¦Дефицит ¦-26008,5¦-11656,6¦ -4511,2¦ 8118,6¦ 737,4¦ 1495,2¦-17889,8¦-10919,2¦ -3016 ¦
L---------+--------+--------+--------+-------+------+-------+--------+--------+---------
Ограничения, установленные статьей 92.1 Бюджетного кодекса РФ, по предельному размеру дефицита в 2010 - 2012 годах соблюдены (с учетом изменения остатков средств на счетах по учету средств краевого бюджета, утвержденных в составе источников финансирования дефицита краевого бюджета). В связи с уменьшением размера дефицита краевого бюджета в 2010 году уменьшен объем размещаемых государственных ценных бумаг на 9100 млн. рублей. Снижение объема заимствований в форме ценных бумаг приводит к экономии расходов на их обслуживании в 2011 - 2012 годах на 1146,4 млн. рублей ежегодно.
Увеличение доходной части бюджета в 2010 году произведено вследствие уточнения на сумму безвозмездных поступлений из федерального бюджета - 5992,9 млн. рублей, в том числе безвозмездных поступлений от бюджета Туруханского района в сумме 400 млн. рублей, а также на сумму увеличения доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - 26,2 млн. рублей. Кроме того, доходы увеличиваются за счет возврата средств из федерального бюджета в сумме 761,4 млн. рублей, а также на сумму доходов, полученных от размещения средств на банковских депозитах, - 146,4 млн. рублей. Собственные доходы увеличиваются на сумму 9427,1 млн. рублей, в основном за счет налога на прибыль организаций, таких, как ОАО ГМК “Норильский никель“, ЗАО “Ванкорнефть“ и других.
Проектом закона изменение параметров доходной части краевого бюджета планового периода 2011 - 2012 годов не производится в связи с тем, что утвержденные параметры доходов краевого бюджета планового периода будут уточнены проектом закона края “О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов“.
Расходы краевого бюджета, как было сказано выше, увеличиваются в связи с поступлением средств федерального бюджета и перечислением налога на прибыль организаций.
Средства федерального бюджета в сумме 5592,9 млн. рублей направляются на финансирование таких направлений, как обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, строительство объектов государственной собственности (Богучанская ГЭС), осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения (федеральная целевая программа на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года), снижение напряженности на рынке труда, строительство малоэтажного жилья, дистанционное образование детей-инвалидов, обеспечение граждан лекарственными средствами и другие.
Собственные расходы бюджета увеличиваются на 1852,1 млн. рублей. В целях рационального использования бюджетных средств и недопущения увеличения дефицита бюджета предлагается перераспределить бюджетные средства между направлениями расходования средств и главными распорядителями бюджетных средств. За счет средств экономии по итогам исполнения за 9 месяцев краевого бюджета по ряду направлений, а также в связи с поступлением дополнительных доходов в краевую казну предусматриваются расходы, финансирование которых в 2010 году имеет первостепенную важность:
- увеличение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований края на сумму 489,9 млн. рублей;
- субсидии бюджетам муниципальных образований в сумме 388,9 млн. рублей, в том числе:
финансирование расходов на приобретение в муниципальную собственность компьютерного томографа и проведение капитального ремонта здания неврологического отделения муниципального учреждения здравоохранения “Городская клиническая больница N 6 имени Н.С. Карповича“ г. Красноярска в сумме 50 млн. рублей;
финансирование (возмещение) расходов муниципальных образований края по выполнению неотложных мероприятий по капитальному ремонту с заменой оборудования, восстановлению объектов коммунальной инфраструктуры в сумме 37,7 млн. рублей;
финансирование (возмещение) расходов на завершение строительства 99-квартирного дома в Канске в сумме 35,5 млн. рублей;
содержание и ремонт улично-дорожной сети и объектов внешнего благоустройства в сумме 23,3 млн. рублей;
возмещение произведенных расходов по проведению капитального ремонта здания муниципального общеобразовательного учреждения “Пировская средняя общеобразовательная школа“ в сумме 22,4 тыс. рублей;
возмещение произведенных расходов по строительству котельной на угольном топливе с инженерными сетями в ЗАТО пос. Солнечный в сумме 20 млн. рублей;
финансирование (возмещение) расходов на строительство котельной в поселке Хребтовый Богучанского района в сумме 17 млн. рублей;
финансирование (возмещение) расходов по проведению реконструкции кровель зданий муниципальных общеобразовательных учреждений г. Сосновоборска в сумме 15,3 млн. рублей;
финансирование (возмещение) расходов по проведению капитального ремонта зданий и оснащению медицинским оборудованием муниципального учреждения здравоохранения “Дзержинская центральная районная больница“ в сумме 12,1 млн. рублей;
финансирование (возмещение) расходов по проведению ремонта здания муниципального учреждения здравоохранения “Енисейская центральная районная больница“ в сумме 10 млн. рублей;
финансирование (возмещение) расходов по проведению капитального ремонта детского отделения муниципального учреждения здравоохранения “Идринская центральная районная больница“ в сумме 9,9 млн. рублей;
и другие;
- увеличение субвенции на компенсационные выплаты родителям (законным представителям), фактически осуществляющим воспитание детей от 1,5 до 3 лет на дому, состоящих на учете в муниципальных органах управления образованием для определения в дошкольные образовательные учреждения, в сумме 368,1 млн. рублей;
- расходы на строительство подстанции “Университет“ 110/10 кВ ввиду низкой пропускной способности существующих электрических сетей и увеличения потребительских нагрузок развивающегося поселка Удачный г. Красноярска и в связи с перспективами развития территории Сибирского федерального университета в сумме 200 млн. рублей;
- расходы на строительство 1-го пускового комплекса “Внеплощадочное водоснабжение и канализация центра спортивной подготовки и реабилитации спасателей МЧС в природном парке “Ергаки“ в сумме 118,6 млн. рублей;
- осуществление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сумме 88,8 млн. рублей;
- увеличение субсидий на поддержку развития автономных учреждений в сумме 78 млн. рублей, в том числе:
краевому государственному автономному учреждению “Комплексный центр социального обслуживания “Жарки“ на сумму 50 млн. рублей;
краевому государственному автономному учреждению “Комплексный центр социального обслуживания “Тесь“ на сумму 28 млн. рублей;
- субвенция бюджету Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на выполнение государственных полномочий по обеспечению твердым топливом населения, проживающего в домах с печным отоплением, в сумме 67,7 млн. рублей;
- приобретение объектов недвижимости у ОАО “Аэропорт Красноярск“ в целях бесперебойной работы ООО “Аэропорт Емельяново“ в сумме 48 млн. рублей;
- увеличение расходов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан на сумму 43,5 млн. рублей;
- осуществление ремонтных работ в Красноярском государственном театре оперы и балета в сумме 41,8 млн. рублей, в том числе изготовление проекта для зрительного зала, фойе, гостевой комнаты, ремонт вытяжной вентиляции, люстр и бра в зрительном зале и фойе театра, проведение электромонтажных работ, приобретение мебели, элементов декора, устройство подсветки театра и т.д.;
- приобретение расходных материалов для сердечно-сосудистой хирургии, в том числе для стентирования коронарных артерий пациентам с ишемической болезнью сердца в сумме 41,8 млн. рублей;
- приобретение материалов для сбора, хранения и обеспечения безопасности компонентов донорской крови в КГБУЗ “Красноярский краевой центр крови N 1“ в сумме 41,7 млн. рублей;
- увеличение расходов на реализацию Закона края “О новых системах оплаты труда работников краевых государственных бюджетных учреждений“ на сумму 38,2 млн. рублей;
- увеличение расходов на обеспечение деятельности специализированной санитарно-авиационной скорой медицинской помощи на сумму 24 млн. рублей;
- увеличение Резервного фонда Правительства Красноярского края на сумму 20 млн. рублей;
- приобретение оборудования медицинского и немедицинского назначения КБУЗ “Красноярский краевой онкологический диспансер имени А.И. Крыжановского“ и увеличение расходов на его текущее содержание для проведения подготовительной работы по получению лицензии на оказание медицинской деятельности в сумме 16 млн. рублей;
- увеличение расходов на реализацию краевой целевой программы “Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации“ (в части оказания адресной помощи в ремонте печного отопления) на сумму 15 млн. рублей;
- увеличение и перераспределение субвенции на компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на сумму 12,5 млн. рублей;
- организация обследования беременных женщин с использованием биохимического скрининга сывороточных маркеров крови матери в первом и втором триместре беременности в сумме 12,1 млн. рублей;
- оплата труда работников федерального кардиологического центра в сумме 10,2 млн. рублей;
- и другие расходы.
Изменения расходной части бюджета по отраслям приведены в таблице 2.
Таблица 2
(млн. рублей)
--------------------T--------T----------T--------T--------T----------T--------T--------T----------T--------¬
¦ Наименование ¦ 2010 ¦Отклонения¦ 2010 ¦ 2011 ¦Отклонения¦ 2011 ¦ 2012 ¦Отклонения¦ 2012 ¦
¦ показателя ¦Принятый¦ 2010 ¦Поправка¦Принятый¦ 2011 ¦Поправка¦Принятый¦ 2012 ¦Поправка¦
¦ бюджетной ¦ закон ¦ ¦ ¦ закон ¦ ¦ ¦ закон ¦ ¦ ¦
¦ классификации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+
¦Общегосударственные¦ 5725,8¦ 17,8¦ 5743,7¦ 5982,6¦ -1095,8¦ 4886,7¦ 6058,5¦ -1146,4¦ 4912,1¦
¦вопросы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+
¦Национальная ¦ 31,6¦ 1,2¦ 32,8¦ 22,0¦ 0,0¦ 22,0¦ 22,0¦ 0,0¦ 22,0¦
¦оборона ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+
¦Национальная ¦ 5916,5¦ 40,1¦ 5956,6¦ 4062,5¦ 60,8¦ 4123,4¦ 3884,5¦ -19,5¦ 3865,1¦
¦безопасность и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦правоохранительная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦деятельность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+
¦Национальная ¦ 28912,1¦ 2856,9¦ 31769,0¦ 10121,7¦ -208,9¦ 9912,8¦ 6577,1¦ -140,0¦ 6437,1¦
¦экономика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+
¦Топливно- ¦ 316,5¦ 1966,1¦ 2282,6¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦
¦энергетический ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦комплекс ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+
¦Воспроизводство ¦ 12,3¦ 0,0¦ 12,3¦ 13,0¦ 0,0¦ 13,0¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦
¦минерально-сырьевой¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦базы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+
¦Сельское хозяйство ¦ 3817,3¦ 109,6¦ 3926,9¦ 2388,7¦ 0,0¦ 2388,7¦ 2434,5¦ 0,0¦ 2434,5¦
¦и рыболовство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+
¦Водное хозяйство ¦ 140,3¦ -0,4¦ 139,9¦ 16,5¦ 0,0¦ 16,5¦ 16,1¦ 0,0¦ 16,1¦
+-------------------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+
¦Лесное хозяйство ¦ 843,0¦ 252,8¦ 1095,8¦ 22,9¦ 0,0¦ 22,9¦ 23,2¦ 0,0¦ 23,2¦
+-------------------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+
¦Транспорт ¦ 1548,6¦ 93,0¦ 1641,6¦ 371,7¦ 0,0¦ 371,7¦ 371,7¦ 0,0¦ 371,7¦
+-------------------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+
¦Дорожное хозяйство ¦ 7741,5¦ 15,7¦ 7757,2¦ 3982,0¦ 0,0¦ 3982,0¦ 154,1¦ 0,0¦ 154,1¦
+-------------------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+
¦Связь и информатика¦ 127,3¦ -56,9¦ 70,4¦ 25,2¦ 60,8¦ 86,0¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦
+-------------------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+
¦Жилищно- ¦ 3424,1¦ -225,0¦ 3199,1¦ 1496,3¦ 199,7¦ 1696,0¦ 1282,2¦ 140,0¦ 1422,2¦
¦коммунальное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦хозяйство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+
¦Охрана окружающей ¦ 264,1¦ 2,0¦ 266,1¦ 225,0¦ 5,4¦ 230,4¦ 231,9¦ 0,0¦ 231,9¦
¦среды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+
¦Образование ¦ 8821,5¦ 115,6¦ 8937,0¦ 8827,0¦ -35,1¦ 8791,9¦ 8907,4¦ -35,1¦ 8872,3¦
+-------------------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+
¦Культура, ¦ 3221,6¦ 164,7¦ 3386,3¦ 2086,4¦ -94,2¦ 1992,2¦ 1914,5¦ 65,8¦ 1980,3¦
¦кинематография, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средства массовой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦информации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+
¦Здравоохранение, ¦ 8542,0¦ 428,7¦ 8970,7¦ 9210,6¦ 302,5¦ 9513,1¦ 8313,7¦ -330,6¦ 7983,2¦
¦физическая культура¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и спорт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+
¦Социальная политика¦ 9362,4¦ 2892,4¦ 12254,7¦ 4573,0¦ 26,3¦ 4599,2¦ 4505,4¦ 36,3¦ 4541,6¦
+-------------------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+
¦Межбюджетные ¦ 59407,1¦ 1941,0¦ 61348,1¦ 47621,0¦ 101,8¦ 47722,8¦ 49202,4¦ -65,8¦ 49136,6¦
¦трансферты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+
¦Условно ¦ 0,0¦ 0,0¦ 0,0¦ 10451,6¦ 0,0¦ 10451,6¦ 16198,0¦ 0,0¦ 16198,0¦
¦утвержденные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+
¦Всего ¦133628,9¦ 8235,4¦141864,2¦104679,6¦ -737,4¦103942,2¦107097,6¦ -1495,2¦105602,5¦
L-------------------+--------+----------+--------+--------+----------+--------+--------+----------+---------
Экспертный совет поддерживает внесение рассмотренных изменений краевого бюджета трехлетнего периода, но обращает внимание на риск неосвоения новых расходов в связи со сроками вступления в силу проекта закона и сроками проведения конкурсных процедур при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Корректирование краевого бюджета по итогам его исполнения за 9 месяцев текущего года - традиционная мера Правительства края, позволяющая к завершению финансового года перераспределить, а также учесть средства с целью освоения бюджетных ассигнований в полной мере, а также в целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов. В связи с этим Экспертный совет считает необходимым принятие рассмотренного проекта закона.
Председатель
Экспертного совета
П.М.ГНАТЮК