Законы и постановления РФ

Решение Красноярского краевого суда от 22.09.2010 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Закона Красноярского края от 29.04.2010 N 10-4605 “О внесении изменений в пункт 5 статьи 3 Закона края “Об условиях и порядке предоставления жилых помещений гражданам, подлежащим переселению из зоны затопления Богучанской ГЭС“>

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 сентября 2010 года

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Полынцева С.Н.

при секретаре судебного заседания Б.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Г.М., Ц.Н., Е.А., К.О., К.С., К.И., К.Р., Е.В. о признании противоречащим закону и недействующим Закона Красноярского края от 29.04.2010 года N 10-4605 “О внесении изменения в пункт 5 статьи 3 Закона края “Об условиях и порядке предоставления жилых помещений гражданам, подлежащим переселению из зоны затопления Богучанской ГЭС“

установил:

Г.М., Ц.Н., Е.А., К.О., К.С., действующий в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей К.И. 2002 года рождения и Кузьминского Романа 2006 года рождения, Е.В. обратились
в суд с заявлениями об оспаривании соответствия федеральному законодательству Закона Красноярского края от 29.04.2010 года N 10-4605 “О внесении изменения в пункт 5 статьи 3 Закона края “Об условиях и порядке предоставления жилых помещений гражданам, подлежащим переселению из зоны затопления Богучанской ГЭС“ (далее Закон края).

Требования мотивировали тем, что Закон края предусматривает начало его действия с 01.01.2010 года, то есть придает ему обратную силу и регулирует правоотношения сложившиеся в период с 01.01.2010 года до его вступления в силу.

Заявители полагают, что придание Закону края обратной силы входит в противоречие с общепризнанными принципами права, предусматривающими, что нормы законов не могут иметь обратной силы, так как правовые последствия событий, произошедших в прошлом, физически не могут регулироваться в настоящем времени.

Мотивируя требования, заявители указывают на нарушение Законом края норм, закрепленных в федеральном законодательстве. Указывают также на противоречие Закона края правовым позициям, изложенным в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 года N 7-П и от 24.05.2001 года N 8-П.

В судебном заседании заявитель Г.М., а также представители заявителей Ю.М., А.М. и С.М. поддержали требования, представители Законодательного Собрания Красноярского края З.Г. и Губернатора края З.Т. требования не признали.

Суд, выслушав стороны, заключение прокурора Щелкуновой О.М., просившей об отказе в удовлетворении заявленного требования, проанализировав доводы сторон и правовые нормы, приходит к следующему.

Часть 1 статьи 251 ГПК РФ предоставляет гражданам, считающим, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, нарушаются их права, гарантированные законами и другими нормативными правовыми актами, право обращения в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону.

Закон края был принят Законодательным Собранием
Красноярского края 29.04.2010 года, подписан Губернатором края 13.05.2010 года. Опубликован в газете “Наш Красноярский край“ N 33 от 18.05.2010 года и Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края N 23(394) от 18.05.2010 года, в порядке, предусмотренном в Законе Красноярского края N 5-773 от 20.12.2002 года “О порядке опубликования и вступления в законную силу законов и других актов, принятых высшими органами государственной власти Красноярского края“ и вступил в силу через 10 дней после его опубликования, то есть 29.05.2010 года.

Закон края следует отнести к нормативному правовому акту, поскольку он обладает необходимыми признаками, а именно: издан в установленном порядке управомоченным органом государственной власти; содержит в себе правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц; рассчитан на неоднократное применение; направлен на урегулирование общественных отношений.

Заявители претендуют на предоставление им жилых помещений в связи с переселением из зоны затопления Богучанской ГЭС. Это обстоятельство подтверждается приобщенными к заявлениям документами и не оспаривается представителями Законодательного Собрания и Губернатора.

Закон Красноярского края N 3-624 от 25.10.2007 года (далее - Закон края N 3-624), в который вносит изменения оспариваемый заявителями Закон края, регулирует отношения, связанные с предоставлением жилых помещений гражданам, проживающим в отдельных населенных пунктах Кежемского района Красноярского края, территории которых подпадают под затопление в связи со строительством Богучанской ГЭС, как об этом указано в его 1 статье.

Следовательно, заявителям принадлежит право оспаривания Закона края в порядке главы 24 ГПК РФ, поскольку он затрагивает их интересы.

Проверяя соответствие Закона края нормам федерального законодательства, следует исходить из того, что он регулирует жилищные отношения.

Этот вывод следует из положений пункта 2 части 1 статьи 4
ЖК РФ, предусматривающего, что жилищное законодательство регулирует отношения по поводу пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда, а также статьи 32 ЖК РФ, регулирующей права собственника жилого помещения при изъятии земельного участка, на котором находится жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Из статьи 2 Закона края N 3-624 следует, что его действие распространяется на граждан, имеющих в собственности жилые помещения, указанные в пункте 2 настоящей статьи.

В пункте 2 статьи 2 Закона края N 3-624 перечислены населенные пункты и части населенных пунктов, которые подпадают под затопление в связи со строительством Богучанской ГЭС.

Из этого следует, что земельные участки, на которых располагаются жилые помещения, принадлежащие гражданам, изымаются для государственных нужд.

Регулируя отношения, связанные с предоставлением жилых помещений гражданам, проживающим в отдельных населенных пунктах Кежемского района Красноярского края, территории которых подпадают под затопление в связи со строительством Богучанской ГЭС, Закон края регулирует жилищные отношения.

В соответствии с пунктом “к“ части 1 статьи 72 Конституции РФ, частью 1 статьи 5 ЖК РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 той же статьи).

Пункт 6 статьи 5 ЖК РФ указывает на то,
что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

Следовательно, такое право принадлежит и органам государственной власти Красноярского края, являющегося субъектом Российской Федерации.

Пункт 4 статьи 13 ЖК РФ относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Из содержания статьи 1 Закона края N 3-624 следует, что он регулирует отношения, связанные с предоставлением жилых помещений гражданам, проживающим в жилых помещениях, подпадающих под затопление в связи со строительством Богучанской ГЭС. Следовательно, Закон края N 3-624 определяет категорию граждан, которые, в связи с отселением из зоны затопления, вправе претендовать на получение жилых помещений.

Поэтому принятие Закона края N 3-624, а также внесение в него изменений Законом края входит в компетенцию Красноярского края, являющегося субъектом Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 6 ЖК РФ устанавливает, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Вместе с тем пункт 2 статьи 6 ЖК РФ допускает, что действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В тексте новой редакции пункта 5 статьи 3 Закона края N 3-624, установленной оспариваемым Законом края, прямо указано, что его действие распространяется на случаи возникновения права общей долевой собственности на жилое помещение либо увеличения числа участников
долевой собственности на жилое помещение после 01.01.2010 года, то есть на период времени до вступления Закона края в силу (29.05.2010 года).

Следовательно, утверждения заявителей о том, что Закону края придана обратная сила, обоснованы.

Однако придание Закону края обратной силы, то есть распространение его на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, согласуются с пунктом 2 статьи 6 ЖК РФ, поскольку об этом прямо указано в самом акте жилищного законодательства, к которым относится Закон края.

Поэтому доводы заявителей о невозможности распространения действия Закона края на период времени до его вступления в силу не могут быть приняты.

Доводы заявителей о противоречии Закона края нормам Конституции РФ не могут являться предметом исследований в суде общей юрисдикции, поскольку подлежат рассмотрению в порядке конституционного производства в Конституционном Суде Российской Федерации в соответствии со статьей 3 ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации“.

Заявители указывают на противоречие Закона края общепризнанному принципу права, предусматривающему, что нормы законов не могут иметь обратной силы, поскольку правовые последствия событий, произошедших в прошлом, физически не могут регулироваться в настоящем времени. Этот принцип, как полагают заявители, нашел отражение в части 4 статьи 6 ЖК РФ.

Анализируя это утверждение заявителей, суд исходит из следующего.

В части 4 статьи 6 ЖК РФ указано, что акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Из этого следует, что обратная сила
акту жилищного законодательства может быть придана, если, согласно части 4 статьи 6 ЖК РФ, в нем будет прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В этом случае акт жилищного законодательства будет применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим в силу договора до введения данного акта в действие.

Суд считает, что из нормы, содержащейся в части 4 статьи 6 ЖК РФ, не следует вывод о противоречии ей Закона края.

Предметом рассмотрения данного гражданского дела не являются вопросы о праве заявителей на предоставление им жилых помещений по конкретным договорам, заключенным с ними в период с 01.01.2010 года до вступления в силу Закона края, по правовому основанию, изложенному в части 4 статьи 6 ЖК РФ.

Эти требования могут быть предметом рассмотрения суда в случае заявления их в установленном процессуальном порядке.

Не могут быть приняты доводы заявителей о противоречии Закона края правовым позициям, изложенным в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 года N 7-П и от 24.05.2001 года N 8-П.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 года N 7-П приведен анализ оснований и условий применения ответственности за нарушение таможенных правил.

Закон края не вводит какую-либо ответственность, поэтому правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в данном Постановлении, не может быть применена.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 года N 8-П исследовался вопрос о соответствия Конституции РФ порядка предоставления субсидий гражданам по ФЗ РФ “О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей“.

В этом Постановлении Конституционным Судом Российской Федерации изложена правовая позиция, согласно которой по смыслу конституционных положений, изменение
законодателем ранее установленных условий предоставления жилищных субсидий, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, нуждающихся в этих субсидиях и рассчитывающих на их получение, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности, в частности посредством установления временного регулирования, в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, в том числе при решении вопроса о выборе места жительства и работы.

Суд не находит оснований считать, что Закон края противоречит приведенной правовой позиции, изложенной в данном постановлении Конституционного Суда РФ.

Закон края, вводя новую редакцию пункта 5 статьи 3 Закона края N 3-624, предусматривает в абзаце первом сохранение прежнего порядка определения размера жилых помещений, предоставляемых гражданам, а также, наряду с прежним, закрепляет в абзаце втором новый порядок определения этого размера.

В прежней редакции пункта 5 статьи 3 Закона края N 3-624, предусматривался единый порядок определения размера предоставляемого жилого помещения. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения определялся исходя из норм, установленных пунктом 3 статьи 3 Закона края N 3-624. Этот порядок сохранен в абзаце первом новой редакции пункта 5 статьи 3 Закона края N 3-624.

Вместе с тем, в новой редакции пункта 5 статьи 3 Закона края N 3-624 имеется абзац второй, предусматривающий, что гражданам, у которых право общей долевой собственности возникло после 01.01.2010 года, за исключением перехода права собственности в порядке наследования или приватизации, жилое помещение предоставляется общей площадью соразмерной общей площади жилого помещения, указанного
в пункте 2 статьи 2 настоящего Закона.

Таким образом, Закон края, сохранив в абзаце первом пункта 5 статьи 3 Закона края N 3-624 прежний порядок определения размера предоставляемых жилых помещений, предусмотрел в абзаце втором иной порядок определения размера такого жилого помещения для категории граждан, у которых возникло право долевой собственности на жилое помещение после 01.01.2010 года.

Суд полагает, что определение такой категории граждан абзаце втором пункта 5 статьи 3 Закона края N 3-624 согласуется с полномочиями субъекта РФ, установленных в пункте 4 статьи 13 ЖК РФ.

В абзаце втором пункта 5 статьи 3 Закона края N 3-624 предусмотрено, что, названной в нем категории граждан, предоставляется жилое помещение общей площадью соразмерной общей площади жилого помещения, расположенного в зоне затопления. То есть размер предоставляемого жилого помещения поставлен в зависимость от размера жилого помещения, расположенного в зоне затопления.

Согласно же абзацу первому пункта 5 статьи 3 Закона края N 3-624, размер предоставляемого жилого помещения поставлен в зависимость от количества членов семьи и ограничен определенным размером общей площади жилого помещения, предоставляемого на каждого члена семьи.

Из буквального содержания абзаца второго пункта 5 статьи 3 Закона края N 3-624, не следует, что размер жилого помещения предоставляемого в соответствии с абзацем вторым должен быть обязательно менее размера жилого помещения, которое предоставлялось ранее и предоставляется в настоящее время в порядке, предусмотренном в абзаце первом пункта 5 статьи 3 Закона края N 3-624.

Определение размера жилого помещения по абзацу второму поставлено в зависимость от размера жилого помещения, которое подлежит освобождению. Следовательно, в этом случае размер предоставляемого жилого помещения не ограничен количеством членов семьи и
предоставляемых на каждого члена семьи, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона края N 3-624 квадратных метров общей площади.

Следовательно, нет оснований полагать, что Закон края принят в нарушение правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 года N 8-П, о том, что изменение законодателем ранее установленных условий, в данном случае условий предоставления жилых помещений, оказывает неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, нуждающихся в их предоставлении, поэтому должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Г.М., Ц.Н., Е.А., К.О., К.С., К.И. К.Р., Е.В. в удовлетворении требования о признании противоречащим закону и недействующим Закона Красноярского края от 29.04.2010 года N 10-4605 “О внесении изменения в пункт 5 статьи 3 Закона края “Об условиях и порядке предоставления жилых помещений гражданам, подлежащим переселению из зоны затопления Богучанской ГЭС“ отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 (десяти) дней.

Решение вступило в законную силу 1 декабря 2010 года.

Председательствующий судья

С.Н.ПОЛЫНЦЕВ