Решение УФАС по Красноярскому краю от 14.09.2010 по делу N 051-11-10 <О нарушении запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ
РЕШЕНИЕ
от 14 сентября 2010 г. по делу N 051-11-10
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 31 августа 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 14 сентября 2010 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., исполняющий обязанности руководителя управления, члены Комиссии - Деревягина О.Е., начальник контрольного отдела; Капсудин Е.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее - Комиссия), рассмотрела дело N 051-11-10, возбужденное в отношении Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения “К“ (далее - КГБУЗ “К“, Бюро), общества с ограниченной ответственностью “Р“ (далее - ООО “Р“) и общества с ограниченной ответственностью “Р“ (далее - ООО “Р“) по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - ФЗ “О защите конкуренции“)
при участии в заседании Комиссии представителей:
КГБУЗ “К“ - <...>, по доверенности N 31 от 18.02.2010;
Муниципального предприятия города Красноярска “Р“ (далее - МП “Р“) - <...> по доверенности от 22.04.2010;
Красноярской региональной общественной организации защиты прав и законных интересов граждан в сфере ритуальных услуг “П“ (далее - КРОО “П“) - <...>, по доверенности от 10.05.2010.
в отсутствии представителей ООО “Р“ и ООО “Р“, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела N 051-11-10 определением об отложении рассмотрения дела N 051-11-10 о нарушении антимонопольного законодательства от 2 августа 2010 года.
установила:
Настоящее дело возбуждено приказом Красноярского УФАС России от 22.01.2010 N 29 по результатам проведенной внеплановой проверки соблюдения антимонопольного законодательства КГБУЗ “К“ (Приказ N 867 от 03.12.2009) в рамках рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью “П“.
В ходе проведения внеплановой проверки инспекцией Красноярского УФАС России установлено, что в 2009 году в связи с отказом КГБУЗ “К“ от оказания платных ритуальных услуг населению на территории Красноярского края между Бюро и ООО “Р“, ООО “Р“ в целях оптимизации функционирования КГБУЗ “К“ и сосредоточения усилий на ведении основной уставной деятельности и осуществления мер, направленных на повышение эффективности и качества оказания социально значимых услуг населению, были заключены договоры о сотрудничестве. Предметом данных договоров является передача Бюро хозяйствующим субъектам функций (услуг) по бальзамированию тел умерших, по сохранению невскрытого тела умершего, санитарной и косметической обработке тел умерших.
При ознакомлении с производственным помещением (помещение регистратуры), расположенным в отделе судебно-медицинской экспертизы трупов КГБУЗ “К“ (<...>) (далее - Отдел) установлено, что сотрудники Отдела, исполняя свои должностные обязанности в основное рабочее время, фактически представляют интересы коммерческой структуры - ООО “Р“, оказывающей платные ритуальные услуги на территории Красноярского края. Данные действия противоречат Приказу Бюро N 67 от 23.04.2009 об организации работы, согласно которому, в целях соблюдения режима специализированного учреждения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обеспечения сохранности материалов и документов, представленных для исследования, в соответствии со статьей 85 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 197 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации“, а также для предупреждения нарушения норм пункта 1.18 Приказа Минздрава СССР от 09.07.1991 N 182 “О введении в практику “Правил судебно-медицинской экспертизы трупов“ лицам, не имеющим отношение к производству экспертиз (исследований), запрещено присутствие в специальных помещениях структурных подразделений КГБУЗ “К“.
Согласно пояснениям, полученным от администратора ООО “Р“ - фельдшера отдела экспертизы трупов КГБУЗ “К“, оплата ритуальных услуг по бальзамированию тел умерших, сохранению невскрытых тел умерших, санитарной и косметической обработке тел умерших происходит в помещении “павильон ритуальных услуг“, расположенном на территории ГОУ ВПО “К“ по адресу: <...> (реестровый номер здания 02402142000004), находящимся на праве оперативного управления у КГБУЗ “К“.
При натурном обследовании помещения, расположенного в здании (реестровый номер 02402142000004) установлено, что данное помещение используется ООО “Р“ и ООО “Р“, входящими в одну группу лиц по основаниям, указанным в статье 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.
В связи с выявлением во время проведения внеплановой проверки соблюдения антимонопольного законодательства (приказ N 867 от 03.12.2009) КГБУЗ “К“ признаков согласованных действий Бюро с ООО “Р“ и ООО “Р“, действующих на рынке оказания ритуальных услуг на территории Красноярского края и входящих в одну группу лиц, которые могут привести к созданию препятствий к доступу хозяйствующим субъектам на вышеназванный рынок, на основании пункта 4 статьи 44 ФЗ “О защите конкуренции“ возбуждено дело N 051-11-10 в отношении КГБУЗ “К“, ООО “Р“ и ООО “Р“ по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 11 ФЗ “О защите конкуренции“.
В ходе рассмотрения дела N 051-11-10 в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах были привлечены министерство здравоохранения Красноярского края (ул. Красной армии, д. 3, г. Красноярск, 660017) (далее - Министерство), агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края (ул. Ленина, д. 123 “а“, г. Красноярск, 660017) (далее - Агентство), ГОУ ВПО “К“ (<...>) (далее - ГОУ ВПО “К“), МП “Р“ (<...>), ООО “П“ (<...>) (далее - ООО “П“), ООО “Н“ (<...>) (далее - ООО “Н“), ООО “С“ (<...>) (далее - ООО “С“), ООО “С“ (<...>) (далее - ООО “С“), ООО “П“ (<...>) (далее - ООО “П“).
Отсутствием ограничивающих конкуренцию соглашений с ООО “Р“ и ООО “Р“, которые создают препятствия доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам, КГБУЗ “К“ обосновывает следующим:
- нежилые помещения в здании по адресу: <...> (реестровый номер 02402142000004), согласно выписке из реестра государственной собственности Красноярского края от 11.03.2009 N 06-1944/2763, находятся в государственной собственности Красноярского края и закреплены на праве оперативного управления за КГБУЗ “К“;
- в соответствии пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества;
- передача в аренду в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников и (или) посетителей), рационального использования такого имущества может быть осуществлено учреждением с согласия собственника, в силу чего, на основании пункта 4 части 1 статьи 17.1 ФЗ “О защите конкуренции“ с согласия Агентства 25.06.2009 между КГБУЗ “К“ и ООО “Р“, а также между Бюро и ООО “Р“ заключены договоры аренды нежилых помещений в павильоне по адресу: <...>;
- обращения от других лиц по вопросу предоставления им на праве аренды или на ином основании нежилых помещений в павильоне по адресу: <...> в адрес КГБУЗ “К“ не поступало;
- договоры о сотрудничестве были расторгнуты 24 июня 2009 года по соглашению сторон;
- посторонние лица, в том числе сотрудники хозяйствующих субъектов, осуществляющих оказание платных, в том числе ритуальных, услуг населению, иные физические либо юридические лица, не имеющие отношение к осуществлению деятельности Бюро по производству судебно-медицинских экспертиз в целях оказания содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям, в помещения, занимаемые КГБУЗ “К“ в здании по адресу: <...> не допускаются;
- Приказом министерства здравоохранения Красноярского края от 17.12.2008 N 168-орг утверждены согласованные с руководителем Агентства изменения в Устав КГБУЗ “К“. В соответствии с пунктом 10 из текста Устава исключен абзац 3 пункта 2.5 Устава, содержащий перечень платных услуг, которые в соответствии с частью 2 статьи 298 Гражданского кодекса РФ вправе оказывать КГБУЗ “К“;
- в соответствии с письмом от 27.01.2009 N 05-06/096, направленным в адрес КГБУЗ “К“ министерством здравоохранения, руководителям учреждений здравоохранения Красноярского края с целью упорядочения деятельности учреждений, в части предоставления ими бесплатных медицинских услуг, предложено проанализировать целесообразность и значимость для учреждений здравоохранения предоставления услуг на платной основе;
- принимая во внимание рекомендации министерства здравоохранения, КГБУЗ “К“ принято решение прекратить изготовление товаров ритуального назначения и отказаться от осуществления предпринимательской деятельности в части оказания ритуальных услуг населению в структурных подразделениях Бюро, о чем были изданы соответствующие приказы по учреждению;
- договоры аренды заключенные КГБУЗ “К“ с ООО “Р“ и ООО “Р“ расторгнуты по соглашению сторон;
- в соответствии с договором N 373 от 11.05.2010 нежилое помещение: павильон (реестровый N 02402142000004) общей площадью 93 кв.м., расположенный по адресу: <...> передано КГБУЗ “К“ в аренду Красноярской региональной общественной организации защиты прав и законных интересов граждан в сфере ритуальных услуг “Память“ (далее - КРОО “П“).
ООО “Р“ и ООО “Р“ в обоснование позиции об отсутствии ограничивающих конкуренцию соглашений с ККГБУЗ “К“, которые создают препятствия доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам, сослались на следующее:
- договоры о сотрудничестве 24.06.2009 расторгнуты по соглашению сторон;
- договоры аренды с КГБУЗ “К“ были заключены с согласия собственника - Агентства. В силу части 2 статьи 621 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) в случае, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 ГК РФ);
- поскольку со стороны арендодателя - КГБУЗ “К“, а также собственника имущества не поступило соответствующих возражений или уведомления об отказе от договоров, а предельный срок аренды для данного вида имущества действующим законодательством не установлен, договоры аренды вышеуказанных нежилых помещений, заключенный между КГБУЗ “К“ и ООО “Р“, и между КГБУЗ “К“ и ООО “Р“ считались возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок;
- в настоящее время договоры аренды б/н от 01.12.2009, заключенный ООО “Р“ с ГОУ ВПО “К“, б/н от 25.06.2009, заключенный ООО “Р“ с КГБУЗ “К“ и б/н от 25.06.2009, заключенный ООО “Р“ с КГБУЗ “К“ прекратили свое действие;
- какие-либо договорные отношения (в письменной, устной форме) между КГБУЗ “К“, ООО “Р“ и ООО “Р“ отсутствуют.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы КГБУЗ “К“, ООО “Р“, ООО “Р“, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Комиссия установила следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
На основании приказа руководителя Красноярского УФАС России от 03.12.2009 года N 867 “О проведении контрольного мероприятия“, удостоверения на право проведения проверки от 03.12.2009 N 15159, инспекцией Красноярского УФАС России, в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в связи с рассмотрением Красноярским УФАС России заявления ООО “Похоронное агентство“, в период с 03.12.2009 по 31.12.2009 проведена внеплановая проверка соблюдения антимонопольного законодательства КГБУЗ “К“.
КГБУЗ “К“ является специализированным судебно-экспертным учреждением и в силу статьи 2 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации“ (далее - ФЗ “О судебно-экспертной деятельности“) задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники искусства или ремесла.
Статьей 10 ФЗ “О судебно-экспертной деятельности“ определено, что объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза.
Согласно статье 37 ФЗ “О судебно-экспертной деятельности“ деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Таким образом, роль КГБУЗ “К“ состоит в оказании бесплатных экспертных услуг в рамках бюджетного финансирования, оказываемых судам, судьям, органам дознания, лицам производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.
Кроме того, в соответствии с вышеназванной нормой права, государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц.
Согласно статье 48 “Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан“ от 22.07.1993 N 5487-1, патолого-анатомическое вскрытие проводится врачами в целях получения данных о причине смерти и диагнозе заболевания.
Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 29.04.1994 N 82 “О порядке проведения патолого-анатомических вскрытий“ предусмотрено, что отмена вскрытия не допускается:
1) при невозможности установления заключительного клинического диагноза заболевания, приведшего к смерти, и (или) непосредственной причины смерти, вне зависимости от продолжительности пребываний больного в стационаре;
2) при подозрении на передозировку или непереносимость лекарств или диагностических препаратов;
3) в случаях смерти:
а) связанных с проведением профилактических, диагностических, инструментальных, анестезиологических, реанимационных, лечебных мероприятий во время или после операции переливания крови;
б) от инфекционного заболевания или подозрений на него;
в) от онкологического заболевания при отсутствии гистологической верификации опухоли;
г) от заболевания, связанного с последствиями экологических катастроф;
д) беременных, рожениц и родильниц (включая последний день послеродового периода);
4) требующих судебно-медицинского исследования.
В соответствии с Приказом Главного управления внутренних дел по Красноярскому краю от 25.09.2009 N 520 “Об утверждении инструкции о порядке действий сотрудников ОВД края при поступлении сообщений об обнаружении трупов при отсутствии данных, указывающих на признаки преступления“ (далее - Приказ ГУВД по Красноярскому краю от 25.09.2009 N 520), сотрудники УВД по г. Красноярску при проверке сообщений о смерти граждан вне стационара, для установления причины смерти направляют все трупы в отдел судебно-медицинской экспертизы трупов КГБУЗ “К“ - морг.
КГБУЗ “К“ создано приказом Красноярского краевого отдела здравоохранения от 09.02.1952 N 7 и действует на основании Устава, утвержденного приказом руководителя агентства здравоохранения и лекарственного обеспечения администрации Красноярского края от 27.12.2005 N 533-орг (далее - Устав).
В соответствии с разделом 1 Устава КГБУЗ “К“ является некоммерческой организацией, не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками (учредителями).
В составе Бюро имеются обособленные подразделения (районные и межрайонные судебно-медицинские отделения), не обладающие правами юридического лица.
Финансовое обеспечение деятельности Бюро осуществляется за счет средств краевого бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
Целями создания и деятельности Бюро, согласно разделу 2 Устава, являются:
- оказание содействия судам, органам дознания, предварительного следствия и прокуратуры, а равно судьям, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области медицины, в том числе путем проведения судебно-медицинских экспертиз;
- оказание содействия учреждениям здравоохранения края в выявлении причин возникновения и распространения заболеваний среди населения края, причин изменения темпов роста смертности, а также в разработке мероприятий, направленных на улучшение качества медицинской помощи, оказываемой населению, и профилактику возникновения и распространения заболеваний на территории края.
Пунктом 2.5. раздела 2 Устава предусмотрено, что КГБУЗ “К“ для достижения цели, ради которой оно создано, может заниматься приносящей доходы деятельностью в порядке, установленном действующим законодательством, в том числе, оказывать платные медицинские услуги в соответствии с разрешением на оказание платных медицинских услуг, выданным Учредителем.
Перечень платных медицинских услуг, оказываемых КГБУЗ “К“, и цены на платные медицинские услуги, оказываемые КГБУЗ “К“, определяются департаментом здравоохранения и социального развития в установленном порядке.
Согласно абзацу 3 пункта 2.5 Устава КГБУЗ “К“, кроме платных медицинских услуг Бюро “также вправе оказывать следующие платные услуги: транспортировка тел умерших, бальзамирование тел умерших, сохранение невскрытого тела умершего, санитарная и косметическая обработка тел умерших, услуги по проведению панихиды в траурном зале, изготовление и реализация венков, гробов, надгробий, фотокерамики, посмертных масок, фотографий, похоронных принадлежностей, товаров с ритуальной атрибутикой, в том числе сопутствующих по назначению товаров, услуги по погребении умерших“.
Приказом министерства здравоохранения Красноярского края от 17.12.2008 N 168-огр утверждены согласованные с руководителем агентства по управлением государственным имуществом Красноярского края изменения в Устав КГБУЗ “К“, в соответствии с пунктом 10 которых из текста Устава исключен абзац 3 пункта 2.5. раздела 2 Устава.
17 декабря 2008 года министром здравоохранения Красноярского края утвержден перечень платных услуг, предоставляемых КГБУЗ “К“, согласно которому Бюро вправе оказывать следующие виды услуг: транспортировка тел умерших, бальзамирование тел умерших, сохранение невскрытого тела умершего, санитарная и косметическая обработка тел умерших, услуги по проведению гражданской панихиды в траурном зале, изготовление и реализация венков, гробов, надгробий, фотокерамики, посмертных масок, фотографий, похоронных принадлежностей, товаров с ритуальной атрибутикой, в том числе сопутствующих по назначению товаров, услуги по погребению умерших.
Перечень платных услуг, оказываемых Бюро населению (сверх указанных в пункте 2.5. Устава), устанавливается учредителем.
Цены на иные платные услуги, оказываемые КГБУЗ “К“, устанавливаются Бюро по соглашению с учредителем.
Таким образом, учредитель в отношении указанных платных услуг (транспортировка тел умерших, бальзамирование тел умерших и т.д.) не участвует в согласовании стоимости оказываемых услуг подведомственному учреждению.
Постановлением Правительства РФ от 08.05.2002 N 302 “Об изменении и утратившими силу некоторых решений Правительства РФ по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности“ признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 26.12.1995 N 1272 “Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг“. Таким образом, с 2002 года оказание ритуальных услуг является не лицензируемым видом деятельности.
Приказом КГБУЗ “К“ от 02.04.2004 N 40 “О совершенствовании практики оказания платных ритуальных услуг“ утвержден перечень платных ритуальных услуг, технологические карты и прейскуранты на ритуальные услуги, оказываемые КГБУЗ “К“.
В 2008 - 2009 годах оказание платных ритуальных услуг осуществлялось на основании прейскуранта, утвержденного приказом КГБУЗ “К“ от 10.09.2007 N 146.
Платные ритуальные услуги заключались в подготовке вскрытых и невскрытых тел умерших к погребению, консервации (бальзамировании) как отдельных частей, так и трупа в целом различными методами консервации, в восстановлении анатомических дефектов формы черепа, костей и мягких тканей при повреждениях, а также доставке и хранении тел.
Согласно информации, полученной от министерства здравоохранения и КГБУЗ “К“, размер суммы выручки КГБУЗ “К“ за оказание ритуальных услуг составил: за 2007 год <...>; за 2008 год <...>; за 2009 год <...>.
Основными расходами, произведенными за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности, являлись выплаты заработной платы с начислениями, расходы на приобретение материальных запасов, расходы на приобретение основных средств, расходы на приобретение транспортных услуг, расходы на услуги связи, расходы на коммунальные услуги, расходы на услуги аренды и содержанию имущества.
С целью организации учебно-научного производственного комплекса “Судебная медицина“ на базе курса судебной медицины ФПК и ППС и ККБСМЭ для проведения на основе тесной интеграции практической и теоретической медицины совместных мероприятий, направленных на развитие научного и образовательного процесса, улучшения качества оказания услуг населению, 01.04.2003 между Красноярской государственной медицинской академией (далее - КрасГМА) и Государственным краевым учреждением здравоохранения “К“ (в настоящее время КГБУЗ “К“) заключен договор о сотрудничестве (далее - Договор о сотрудничестве от 01.04.2003).
Предметом Договора является совместная организация учебного и производственного процесса, эффективное использование кадровых, материальных ресурсов и научного потенциала КрасГМА и КГБУЗ “К“, направленных на улучшение качества подготовки студентов и оказания медицинских услуг населению.
В соответствии с подпунктом 3.1.1. пункта 1 Договора КрасГМА передает в пользование КГБУЗ “К“ площади морфологического корпуса КрасГМА по адресу: <...>, (<...>) для осуществления производственной деятельности КГБУЗ “К“.
Учитывая изложенное, Комиссия отмечает, что КГБУЗ “К“ в рамках исполнения Уставных задач, реализации пункта 2.5. Устава в 2009 году осуществляло оказание ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара на территории города Красноярска в соответствии с прейскурантом в помещении морфологического корпуса КрасГМА по адресу: <...>, переданном КГБУЗ “К“ по Договору о сотрудничестве от 01.04.2003, куда в соответствии с Приказом ГУВД по Красноярскому краю N 520 от 25.09.2009 доставляются все умершие в г. Красноярске вне стационара. Прибыль от оказания вышеназванных услуг направлялась на выплату заработной платы с начислениями, погашения расходов на приобретение материальных запасов, на приобретение основных средств, на приобретение транспортных услуг, услуг связи, коммунальных услуг, на услуги аренды и содержанию имущества.
27 января 2009 года министерством здравоохранения в адрес руководителей учреждений здравоохранения Красноярского края было направлено обращение (Обращение министерства здравоохранения от 27.01.2009), согласно которому: в связи с поступающими депутатам Законодательного Собрания и в Правительство Красноярского края многочисленными жалобами пациентов на проблемы оказания платных услуг в учреждениях здравоохранения, Законодательным Собранием Красноярского края было принято Постановление от 04.12.2008 N 7-2582П “О платных услугах в краевых государственных учреждениях здравоохранения“, которым министру здравоохранения Красноярского края рекомендовано в течение 2009 года упорядочить оказание платных услуг в государственных учреждениях здравоохранения за счет отмены оплаты тех услуг, которые должны оказываться бесплатно в рамках Территориальной программы государственных гарантий.
В целях упорядочения деятельности учреждений здравоохранения Красноярского края в части предоставления ими бесплатных медицинских услуг министерством здравоохранения края предложено руководителям учреждений здравоохранения Красноярского края:
1) проанализировать целесообразность и значимость для учреждений здравоохранения предоставления на платной основе за счет средств граждан медицинских услуг, оказываемых в рамках Территориальной программы государственных гарантий;
2) оказывать платные медицинские услуги по специальному разрешению соответствующего органа исполнительной власти Красноярского края;
3) организовать оказание платных медицинских услуг населению исключительно в специально выделенных помещениях (кабинетах, отделениях), таким образом, разделив потоки больных, получающих бесплатную медицинскую помощь и платные медицинские услуги;
4) организовать оказание платных медицинских услуг населению работниками, оказывающими исключительно платные медицинские услуги, либо работниками учреждения, оказывающими населению гарантированную (бесплатную) медицинскую помощь, но в специально отведенное время;
5) не допускать использования оборудования, приобретенного за счет средств соответствующего бюджета, а также производственных площадей с целью осуществления предпринимательской деятельности без оформления соответствующих документов (согласования с соответствующим органом исполнительной власти Красноярского края);
6) оформлять медицинскую документацию в порядке, установленном нормативными актами Российской Федерации;
7) организовать раздельный персонифицированный учет пациентов, получающих платные медицинские услуги и пациентов, получающих гарантированную (бесплатную) медицинскую помощь в соответствии с утвержденным перечнем платных медицинских услуг;
8) рассмотреть вопрос о создании общественных советов при учреждениях здравоохранения;
9) взять под личный контроль предоставление платных медицинских услуг населению, не допускать осуществления платежей “мимо кассы“;
10) обратить внимание на соответствие принимаемых стандартов оказания медицинских помощи действующим нормативным документам в сфере здравоохранения.
В рамках вышеназванных предложений министерства здравоохранения в период марта - апреля 2009 года КГБУЗ “К“, согласно письменных пояснений, принято решение отказаться от оказания платных ритуальных услуг населению на территории Красноярского края за исключением услуги по транспортировке тел в морг (Приказы КГБУЗ “К“ N 41 от 16.03.2009, N 171 от 01.10.2009), в связи с чем между КГБУЗ “К“ и хозяйствующими субъектами: ООО “Р“ и ООО “Р“ были заключены договоры о сотрудничестве - с ООО “Р“ от 13.03.2009 (далее - Договор о сотрудничестве от 13.03.2009), с ООО “Р“ от 27 апреля 2009 года (далее - Договор о сотрудничестве от 27.04.2009) (далее вместе - Договоры о сотрудничестве от 13.03.2010 и 27.04.2009).
Предметом Договоров о сотрудничестве от 27.04.2009 и от 13.03.2009 является передача Бюро хозяйствующим субъектам (ООО “Р“ и ООО “Р“) функций (услуг) по бальзамированию тел умерших, сохранению невскрытого тела умершего, санитарной и косметической обработке тел умерших. Сотрудничество сторонами осуществляется по адресу: <...> (павильон) (п. 2.4. Договоров о сотрудничестве от 13.03.2009 и от 27.04.2009).
Пунктом 3.1.1. Договоров о сотрудничестве от 13.03.2009 и от 27.04.2009 Бюро обязуется предоставить ООО “Р“ и ООО “Р“ оборудование и инвентарь, необходимый для исполнения договоров.
Согласно пункту 4.1. Договор о сотрудничестве от 27.04.2009 вступает в силу с 27.04.2009 и действует до 31.12.2009, а Договор о сотрудничестве от 13.03.2009 вступает в силу с 13.03.2009 и действует до 31.12.2009.
24 июня 2009 года КГБУЗ “К“, ООО “Р“ и ООО “Р“ пришли к соглашению о расторжении Договоров о сотрудничестве от 13.03.2009 и от 27.04.2009.
3 декабря 2009 года при ознакомлении с производственным помещением (помещение регистратуры), расположенным в отделе судебно-медицинской экспертизы трупов КГБУЗ “К“ (<...>) (далее - Отдел) в нише рабочего стола фельдшера отдела экспертизы трупов, инспекцией Красноярского УФАС России, были обнаружены проекты договоров - заказов на оказание платных ритуальных и дополнительных услуг умершему с указанием перечня оказываемых услуг, подписанные с одной стороны директором ООО “Р“ и заверенных печатью ООО “Р“.
Согласно объяснениям, полученным 3 декабря 2009 года, инспекцией Красноярского УФАС России, от фельдшера отдела экспертизы трупов (далее - Фельдшер) установлено, что в должностные обязанности Фельдшера входит ведение медицинской документации, а также непосредственная выдача трупов и что в свободное от работы время, находясь в помещении Отдела, он выступает в качестве администратора ООО “Р“ и в случае желания родственников получить дополнительные ритуальные услуги, помимо тех которые предоставляет КГБУЗ “К“ (обмывание тела умершего, одевание тела умершего, укладка в гроб тела умершего) он, выступая от имени ООО “Р“, составляет с родственниками умерших договоры - заказы “на оказание платных ритуальных и дополнительных услуг умершему“. Оказание платных ритуальных и дополнительных услуг “умершему“ производится ООО “Р“ в подвальных помещениях западного крыла здания, расположенного по адресу: <...>, оборудованием и инвентарем КГБУЗ “К“. К дополнительным ритуальным услугам, согласно прейскуранту ООО “Р“, относятся бальзамирование, сохранение, санитарная и косметическая обработка тел умерших вне стационара. Таким образом, Договоры от 13.03.2009 и от 27.04.2009, формально прекратив свое существование, на момент ознакомления с производственным помещением отдела (03.12.2009) продолжали свое фактическое действие. В связи с этим довод ответчиков о прекращении договорных отношений 24 июня 2009 года не может быть принят Комиссией.
Поскольку присутствие иных организаций в помещениях морга КГБУЗ “К“ противоречит приказу КГБУЗ “К“ N 67 от 23.04.2009 об организации работы (далее - Приказ КГБУЗ “К“ N 67 от 23.04.2009), согласно которому в целях соблюдения режима специализированного учреждения органа исполнительной власти субъекта РФ, обеспечения сохранности материалов и документов, представленных для исследования, в соответствии со статьей 85 Гражданского кодекса РФ, статьей 197 Уголовно-процессуального кодекса РФ, статьей 11 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ “ О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ“, а так же для предупреждения нарушения норм пункта 1.18. Приказа Минздрава СССР от 09.07.1991 N 182 “О введении в практику “Правил судебно-медицинской экспертизы трупов“ лицам не имеющим отношения к производству экспертиз (исследований) запрещено присутствие лиц в специальных помещениях структурных подразделений КГБУЗ “К“, в обоснование правомерности нахождения сотрудников ООО “Р“ на территории отдела судебно-медицинской экспертизы трупов КГБУЗ “К“, Бюро был представлен договор аренды б/н от 1 декабря 2009 года заключенный между ООО “Р“ и ГОУ ВПО “К“, предметом которого является передача в аренду объекта нежилого фонда расположенного на первом этаже <...> по адресу: <...>, общей площадью 18 кв.м. (реестровый номер здания 0240004200003) (далее - Договор аренды б/н от 01.12.2009).
Срок действия Договора аренды б/н от 01.12.2009 был установлен сторонами с 1 декабря 2009 года по 30 декабря 2009 года (30 календарных дней), фактически же Договор аренды б/н от 01.12.2009 прекратил свое действие 31 июля 2010, что подтверждается подписанным ГОУ ВПО “К“ и ООО “Р“ актом приема-передачи имущества, а период его действия составил 8 месяцев, что противоречит требования части 1 статьи 17.1 ФЗ “О защите конкуренции“ и, как следствие, доводам ООО “Р“ о правомерности нахождения в вышеназванном помещении после 30.12.2009.
Таким образом, Комиссия делает выводы о том, что в соответствии с Приказом ГУВД от 25.09.200“ N 520 все умершие граждане вне стационара для установления причины смерти направляются в отдел судебно-медицинской экспертизы трупов КГБУЗ “К“, расположенном в помещении, переданном по Договору о сотрудничестве от 01.04.2003 КГБУЗ “К“, где в рамках фактически действующих Договоров о сотрудничестве от 13.03.2009 и от 27.04.2009 ООО “Р“ и ООО “Р“ осуществляют оказание ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара на оборудовании и инвентаре КГБУЗ “К“ силами сотрудников Бюро.
При этом Комиссия не может согласиться с доводом КГБУЗ “К“ о том, что заключение Договоров о сотрудничестве от 13.03.2009 и от 27.04.2009 обусловлено рекомендациями министерства здравоохранения от 27.01.2009, поскольку Обращение министерства здравоохранения от 27.01.2009 на прекращение оказания государственными учреждениями здравоохранения платных услуг было направлено на упорядочение оказания последних за счет отмены оплаты тех платных услуг, которые должны оказываться бесплатно в рамках Территориальной программы государственных гарантий. Также Комиссия отмечает, что согласно обращению министерства здравоохранения от 27.01.2009 руководителям учреждений здравоохранения Красноярского края надлежит не допускать использования оборудования, приобретенного за счет средств соответствующего бюджета, а также производственных площадей с целью осуществления предпринимательской деятельности без оформления соответствующих документов (согласования с соответствующим органом исполнительной власти Красноярского края).
Оплата ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара, оказываемых сотрудниками ООО “Р“, согласно объяснений Фельдшера, происходит в помещении “павильон ритуальных услуг“, расположенном на территории ГОУ ВПО “К“ по адресу: <...> (реестровый номер здания 02402142000004), находящемся на праве оперативного управления у КГБУЗ “К“.
При натурном обследовании помещения, расположенного в здании (реестровый номер 02402142000004), инспекцией Красноярского УФАС России установлено, что данное помещение используется ООО “Р“, зарегистрированным в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1092468001878, основным видом экономической деятельности которого является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг на территории города Красноярска, и ООО “Р“, зарегистрированным в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402471134 и оказывающим услуги в сфере организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг на территории города Красноярска.
25 июня 2009 года между КГБУЗ “К“ и ООО “Р“ заключен договор аренды (далее - Договор аренды 1 от 25.06.2009).
Пунктом 1.1. Договора аренды 1 от 25.06.2009 предусмотрено, что Бюро передает, а ООО “Р“ принимает в аренду нежилые помещения: зал прощания площадью 27 кв. м, киоск площадью 36 кв.м., находящиеся в павильоне (реестровый N 02402142000004), расположенном по адресу: <...> для использования под оказание ритуальных услуг населению Красноярского края.
Срок действия Договора аренды 1 от 25.06.2009, согласно пункту 1.2, установлен с 25.06.2009 до 24.07.2009 (30 календарных дней).
25 июня 2009 года между КГБУЗ “К“ и ООО “Р“ заключен договор аренды (далее - Договор аренды 2 от 25.06.2009).
Пунктом 1.1. Договора аренды 2 от 25.06.2009 предусмотрено, что Бюро передает, а ООО “Р“ принимает в аренду нежилое помещение: поминальная - площадью 30 кв. м, находящееся в павильоне (реестровый N 02402142000004), расположенном по адресу: <...> для использования под оказание ритуальных услуг населению Красноярского края.
Срок действия Договора аренды 2 от 25.06.2009, согласно пункту 1.2, установлен с 25.06.2009 до 24.07.2009 (30 календарных дней).
Согласно акту проверки финансово-хозяйственной деятельности КГБУЗ “К“, проведенной в период с 23.04.2010 по 14.05.2010 службой финансово-экономического контроля Красноярского края (далее - Служба), плата по Договору аренды 1 от ООО “Р“ и Договору аренды 2 ООО “Р“ поступала в Бюро с момента заключения по 21.04.2010 (дата последнего платежного поручения по оплате за арендуемые площади).
В соответствии с соглашениями от 7 мая 2010 года, подписанными КГБУЗ “К“ и ООО “Р“, и КГБУЗ “К“ и ООО “Р“, названные лица пришли к согласию о расторжении Договора аренды 1 от 25.06.2009 и Договора аренды 2 от 25.06.2009. Таким образом, действия вышеназванных договоров до 7 мая 2010 года было не прекращено, период их действия, в нарушении части 1 статьи 17.1 ФЗ “О защите конкуренции“, составил более 10 месяцев.
Ранее, до заключения договоров (25.06.2009), помещения находящиеся в павильоне (реестровый N 02402142000004) также использовались ООО “Р“ и ООО “Р“ на бездоговорной основе. Вышеназванные обстоятельства бездоговорного использования павильона (реестровый N 02402142000004) подтверждаются: представлением Прокуратуры Центрального района г. Красноярска N 3-43в-09 от 20.05.2009 “об устранении нарушений законодательства о государственной собственности“, согласно которому ООО “Р“ предложено принять необходимые меры по получению надлежаще оформленных документов, дающих ООО “Р“ законные основания для использования нежилого помещения государственной собственности Красноярского края по адресу: <...> (зал прощания, поминальный киоск) либо освободить незаконно используемое нежилое помещение по вышеуказанному адресу; Постановлениями от 03.06.2009 Мирового судьи судебного участка N 79 Советского района г. Красноярска, согласно которым ООО “Р“ и ООО “Р“ привлечены к административной ответственности по части 2 статьи 3.2 Закона Красноярского края от 02.10.2008 N 7-2161 “Об административных правонарушениях“ (использование объекта государственной собственности Красноярского края - нежилого помещения, находящегося по адресу <...> без надлежащего оформления документов): ООО “Р“ назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей в доход местного бюджета. Представлением Прокуратуры Центрального района от 08.06.2009 N 2-43в-09, согласно которому Бюро предложено исключить факты использования государственного имущества Красноярского края - нежилого помещения государственной собственности Красноярского края по адресу: <...> (зал прощания, поминальный киоск) ООО “Р“, ООО “Р“ без надлежаще оформленных документов и Постановлениями Мирового суда Центрального района г. Красноярска от 29 мая 2009 года о признании исполняющего обязанности начальника КГБУЗ “К“ совершившим административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 3.2 Закона Красноярского края от 02.10.2008 N 7-2161 “Об административных правонарушениях“ (распоряжение объектом государственной собственности Красноярского края - нежилым помещением, находящемся по адресу: <...>, без соответствующего разрешения).
По мнению Комиссии, вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о направленности группового поведения КГБУЗ “К“, ООО “Р“ и ООО “Р“ на получение полного контроля на рынке оказания ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара г. Красноярска и препятствию входа на товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, оказывающих данные услуги.
В связи с необходимостью получения информации о сумме выручки ООО “Р“ и ООО “Р“ за оказание ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара, определением Комиссии Красноярского УФАС России от 09.02.2010 об отложении рассмотрения дела N 051-11-10 о нарушении антимонопольного законодательства, ООО “Р“ и ООО “Р“ было предложено в срок до 24.02.2010 представить в адрес Управления всю переписку с КГБУЗ “К“ за период с 2007 года по истекший период 2010 года; бухгалтерский баланс за 2008, 2009 годы; форму N 2 по ОКУД “Отчет о прибылях и убытках“, утвержденную приказом Министерства финансов РФ от 22.07.2003 67н (в редакции приказов Минфина РФ от 31.12.2004 N 135н, от 18.09.2006 N 115н), - для хозяйствующих субъектов, за 2008, 2009 годы; сведения о сумме выручки за оказание ритуальных услуг - бальзамирование тел умерших, сохранение невскрытого тела умершего, санитарная и косметическая обработка тел умерших за период с 2007 по истекший период 2010 года (с разбивкой по месяцам); сведения об объемных показателях оказания ритуальных услуг по бальзамированию тел умерших, сохранению невскрытого тела умершего, санитарной и косметической обработке тел умерших на территории Красноярского края, города Красноярска в период 2007 года по истекший период 2010 года (с разбивкой по месяцам, в натуральном и стоимостном выражении).
Согласно информации полученной Управлением от ООО “Р“ и ООО “Р“ последние не имеют возможности представить информацию, запрошенную определением от 09.02.2010 по причине хищения указанных данных у бухгалтера ООО “Р“ и ООО “Р“ (КУСП N 1775 от 20 января 2010 года, отказной материал N 547 от 21 января 2010 года, зарегистрированный в ОМ N 3 УВД по г. Красноярску).
Определением Комиссии Красноярского УФАС России от 22.06.2010 об отложении рассмотрения дела N 051-11-10 о нарушении антимонопольного законодательства, ООО “Р“ и ООО “Р“ было предложено в срок до 30.07.2010 представить в адрес Управления копии всех договоров-заказов на оказание платных ритуальных и дополнительных услуг умершему, заключенных с 2009 года по истекший период 2010 года.
Во исполнение определения ООО “Р“ представило постановление от 05.07.2010 об отказе в возбуждении уголовного дела, согласно которому 23.06.2010 гражданка <...> обратилась в дежурную часть ОМ N 5 УВД по г. Красноярску с заявлением о хищении 22.06.2010 у нее сумки, в которой находились учредительные документы ООО “Р“, документы налоговой отчетности, трудовые договоры, трудовые книжки, кассовые документы, отчеты, договоры аренды, договоры поставки, документы по заработной плате, оборотно-сальдовые ведомости, журналы по кассовым операциям, материальные отчеты, договоры - заказы. ООО “Р“ представлено постановление от 02.07.2010 об отказе в возбуждении уголовного дела, согласно которому 23.06.2010 гражданка <...> обратилась в дежурную часть ОМ N 3 УВД по г. Красноярску с заявлением о хищении 23.06.2010 у ООО “Р“ документов принадлежащих последнему.
Определением комиссии Красноярского УФАС России от 02.08.2010 об отложении рассмотрения дела N 051-11-10 о нарушении антимонопольного законодательства ООО “Р“ в срок до 30.08.2010 было предложено представить в адрес Управления копии всех договоров-заказов на оказание платных ритуальных и дополнительных услуг умершему заключенных ООО “Р“ с 24.06.2010 по 29.08.2010.
Во исполнение определения ООО “Р“ сообщило Комиссии Красноярского УФАС России, что ООО “Р“ никаких платных ритуальных и дополнительных услуг умершим в период с 24.07.2010 по 29.08.2010 не оказывало, в связи с чем никаких договоров не заключало. Деятельность ООО “Р“ была приостановлена на основании решения учредителей от 01.07.2010. Основанием для приостановления деятельности явилось хищение бухгалтерской и хозяйственной документации ООО “Р“.
В соответствии с документами (книга учета поступающих платежей), изъятыми 27.07.2010 в ходе проведенного Управлением по борьбе с экономическими преступлениями Главного управления внутренних дел по Красноярскому краю (далее - УБЭП ГУВД по Красноярскому краю) осмотра места происшествия, расположенного в отделе судебно-медицинской экспертизы трупов по адресу: <...> (реестровый номер здания 0240004200003), направленными в адрес Красноярского УФАС России в рамках исполнения Положения о порядке взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы, утвержденного совместным приказом МВД России и ФАС России от 30.12.2004 N 878/215, размер суммы выручки ООО “Р“ за оказание ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара в период с 31.03.2010 по 08.07.2010 составил <...>.
Для установления круга лиц, оказывающих помимо ООО “Р“ и ООО “Р“ ритуальные услуги по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара, Управлением в адрес Муниципального учреждения г. Красноярска “Красноярский городской центр капитального ремонта жилья и благоустройства“ (далее - Муниципальное учреждение), был направлен запрос (исх. N 2699 от 12.03.2010).
Согласно информации полученной от Муниципального учреждения, помимо ООО “Р“ и ООО “Р“, оказание ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработка тел умерших вне стационара на территории г. Красноярска осуществляют: ООО “С“, ООО “П д“, ООО “С“, ИП <...>, ООО “П“, ООО “П“, ИП <...>, ООО “Р“, ЗАО “В“ (далее - ЗАО “В“), ООО “Т“, МП “Р“, ООО “Р“, ООО “В“.
В связи с необходимостью получения информации об объемных показателях оказания ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара на территории г. Красноярска в адрес хозяйствующих субъектов, список которых был получен от Муниципального учреждения, были направлены запросы (исх. N 3637 от 30.03.2010)
Согласно информации, полученной от хозяйствующих субъектов, в 2008 - 2009 году ритуальные услуги, по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара на территории г. Красноярска оказывали ООО “В“, ООО “С“, ООО “К“, ООО “П“. В 2010 году никто из вышеперечисленных субъектов помимо ООО “Р“ и ООО “Р“ оказание ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара на территории г. Красноярска не осуществлял.
В соответствии с пояснениями директора ООО “С“, изложенными на заседании Комиссии 21.04.2010, ООО “С“ вынуждено не занимается оказанием ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара ввиду отсутствия необходимых специальных площадей для оказания этих услуг.
Кроме того, в соответствии с информацией, полученной от ООО “П“ в рамках рассмотрения дела N 051-11-10, последнее неоднократно обращалось в адрес КГБУЗ “К“ с предложением заключить договор о сотрудничестве. Так 19.03.2009 ООО “П“ обратилось (исх. N 19-03-2009) в адрес Бюро с предложением о заключении договора о сотрудничестве. В ответ на указанное обращение КГБУЗ “К“ сообщило (N 2624 от 17.04.2009) ООО “П“, что предложение о заключении договора о сотрудничестве необходимо направить с соблюдением всех требований, предусмотренных статьей 435 Гражданского Кодекса РФ, с приложением проекта договора, содержащего его существенные условия и прейскурантов на оказываемые услуги, утвержденные ООО “П“.
17.04.2010 ООО “П“ направило (исх. N 1704/1) в адрес КГБУЗ “К“ проект договора о сотрудничестве и прейскурант цен на платные ритуальные услуги.
Согласно пункту 2.4. проекта договора о сотрудничестве, сотрудничество сторонами предполагается осуществлять по следующим адресам: <...> (помещение морга и регистратуры); <...> (помещение морга); <...> (помещение морга); <...>; <...> (патологоанатомический корпус); <...> (помещение морга на территории ЦРБ); <...> (помещение морга).
В ответ на обращение ООО “П“ Бюро сообщило (исх. N 3684 от 28.05.2009), что у КГБУЗ “К“ отсутствует возможность заключить договор о сотрудничестве.
04.06.2009 ООО “П“ повторно направило в адрес КГБУЗ “К“ обращение (исх. N 12), содержащее проект договора о сотрудничестве и прейскурант цен на платные ритуальные услуги. В ответ на указанное обращение Бюро сообщило (исх. N 4683 от 03.07.2009), что у Бюро отсутствует возможность заключения договора о сотрудничестве по указанным в представленном ООО “П“ в проекте договора адресам.
29.10.2009 ООО “П“ направило в адрес КГБУЗ “К“ обращение (исх. N 40), содержащее проект договора о сотрудничестве и прейскурант цен на платные ритуальные услуги по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара. В ответ на вышеназванное обращение КГБУЗ “К“ сообщило (исх. N 8491 от 03.12.2009), что заключение договора о сотрудничестве, предполагающего передачу КГБУЗ “К“ полномочий по организации подготовки тел умерших к погребению и сохранению тел умерших населению, не представляется возможным.
Кроме того, согласно пояснениям, полученным Красноярским УФАС России 09.03.2010 от действующих и бывших работников КГБУЗ “К“, ритуальные услуги по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара оказывает единолично ООО “Р“ и ООО “Р“. Оказание данных услуг происходит на территории КГБУЗ “К“ - в отделе экспертизы трупов. Иные компании, оказывающие подобные ООО “Р“ и ООО “Р“ услуги, сталкиваются с препятствием к доступу на данный товарный рынок со стороны КГБУЗ “К“, отдающего явное предпочтение ООО “Р“ и ООО “Р“.
В связи с изложенным, Комиссия обращает особое внимание на то, что помимо ООО “Р“ и ООО “Р“ оказание ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара на территории г. Красноярска в 2008 - 2009 оказывали ООО “В“, ООО “С“, ООО “К“, ООО “П“, а также, что при входе на данный рынок компании, оказывающие и желающие оказывать указанные ритуальные услуги сталкиваются с препятствием к доступу на рынок.
Довод КГБУЗ “К“ о том, что обращения от других лиц по вопросу предоставления им на праве аренды или на ином основании нежилых помещений по адресу: <...>, в адрес КГБУЗ “К“ не поступали, отклоняется Комиссией, как не соответствующий установленным выше фактическим данным.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы КГБУЗ “К“, ООО “Р“, ООО “Р“, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Комиссия пришла к следующим выводам.
По мнению Комиссии, Договоры о сотрудничестве от 13.03.2009 и от 27.04.2009, а также фактическое их исполнение (договоренность в устной форме) после формального расторжения между КГБУЗ “К“, ООО “Р“ и ООО “Р“:
- создали дискриминационные условия для деятельности различных хозяйствующих субъектов, работающих в сфере оказания ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара наряду с ООО “Р“ и ООО “Р“, и потенциальных хозяйствующих субъектов, имеющих намерение оказывать услуги в данной сфере;
- создали преимущественные условия деятельности для ООО “Р“ и ООО “Р“ на рынке ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара;
- нарушают принцип самостоятельности и состязательности хозяйствующих субъектов, выступающих участниками товарного рынка ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара наряду с ООО “Р“ и ООО “Р“, так как деятельность данных хозяйствующих субъектов зависима от действий ООО “Р“ и ООО “Р“.
В рамках рассмотрения дела Комиссией был изучен вопрос о размере дохода, полученного ответчиками по делу в результате заключения ограничивающих конкуренцию соглашений, а также размере ущерба, причиненного данными договорами организациям и государству.
По мнению Комиссии, представленные в материалы дела документы и сведения (информация полученная в рамках осмотра места происшествия расположенного в отделе судебно-медицинской экспертизы трупов, проведенного сотрудниками УБЭП ГУВД по Красноярскому краю) позволяют сделать вывод о том, что ООО “Р“ в короткие сроки - с 31 марта 2010 года по 8 июля 2010 путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений извлекло доход в особо крупном размере (<...>).
Кроме того, Комиссия считает, что размер ущерба государству в связи с наличием между КГБУЗ “К“ и ООО “Р“, между КГБУЗ “К“ и ООО “Р“ соглашений (Договоры о сотрудничестве от 13.03.2009 и от 27.04.2009) определяется размером дохода, полученным ООО “Р“ в период с 31.03.2010 по 08.07.2010, так как до наличия указанных Договоров ритуальные услуги по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара на территории г. Красноярска, расположенного по адресу: <...>), оказывались Бюро.
Размер ущерба, причиненного организациям, оказывающим ритуальные услуги по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара, не являющимся участниками соглашений, определяется размером дохода, который мог быть получен данными организациями в случае оказания ритуальных услуг населению города Красноярска, которые предпочли бы не использовать услуги ООО “Р“ и ООО “Р“.
В соответствии со статьей 3 ФЗ “О защите конкуренции“ Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Согласно пункту 7 статьи 4 ФЗ “О защите конкуренции“ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. В силу пункта 8 части 1 статьи 11 ФЗ “О защите конкуренции“ запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 ФЗ “О защите конкуренции“ понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Анализ вышеназванных норм права позволяет сделать вывод о том, что соглашения, которые приводят или могут привести к созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам могут быть совершены как в письменной, так и в устной форме.
Комиссия пришла к выводу, что групповое поведение КГБУЗ “К“, ООО “Р“ и ООО “Р“, связанное с заключением Договоров о сотрудничестве от 13.03.2009 и от 27.04.2009, а также фактическим их исполнением (договоренность в устной форме) после формального расторжения, привело к ограничению доступа на рынок ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара ООО “В“, ООО “С“, ООО “К“, ООО “П“ осуществляющим в период 2008 - 2009 годов оказание вышеназванных ритуальных услуг на территории города Красноярска, а также ИП <...>, ООО “П“, ИП <...>, ООО “Р“, ЗАО “В“, ООО “Т“, МП “Р“, ООО “Р“, способных осуществлять данные услуги.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях КГБУЗ “К“, ООО “Р“ и ООО “Р“ нарушения пункта 8 части 1 статьи 11 ФЗ “О защите конкуренции“, выразившего в заключении Договоров о сотрудничестве от 13.03.2009 и от 27.04.2009 и реализации их после формального расторжения, которые привели к созданию препятствий доступу на рынок ритуальных услуг по бальзамированию, сохранению, санитарной и косметической обработке тел умерших вне стационара г. Красноярска.
При этом в рамках рассмотрения дела Комиссией был изучен вопрос относительно возможной допустимости Договоров о сотрудничестве от 13.03.2009 и от 27.04.2009 в соответствии со статьей 12 или с частью 1 статьи 13 ФЗ “О защите конкуренции“.
Так, согласно части 4 статьи 11 ФЗ “О защите конкуренции“ хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что заключенные им соглашения, предусмотренные частями 1 и 2 данной статьи, могут быть признаны допустимыми, в том числе в соответствии со статьей 12 и частью 1 статьи 13 ФЗ “О защите конкуренции“.
По результатам анализа материалов дела Комиссия пришла к выводу о том, что основания для признания договоров о сотрудничестве допустимыми по статье 12 ФЗ “О защите конкуренции“ отсутствуют. Доказательств того, что договоры о сотрудничестве допустимы в соответствии с частью 1 статьи 13 ФЗ “О защите конкуренции“, ответчиками по делу не представлено.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 ФЗ “О защите конкуренции“ Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
На основании изложенного, и, учитывая то обстоятельство, что Договоры о сотрудничестве от 13.03.2009 и от 27.04.2009 прекратили свое формальное и фактическое действие, по мнению Комиссии, последствия последних КГБУЗ “К“, ООО “Р“ и ООО “Р“ устранены не были в связи, с чем Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела N 051-11-10.
В связи с тем, что на момент принятия решения Договоры от 13.03.2009 и от 27.04.2009 формально и фактически прекратили свое действие, Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания ООО “Р“ и ООО “Р“ о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Несмотря на то, что на момент принятия решения Договоры от 13.03.2009 и от 27.04.2009 формально и фактически прекратили свое действие, Комиссия на основании пункта “д“ части 1 статьи 23 ФЗ “О защите конкуренции“, считает необходимым выдать КГБУЗ “К“ предписание о недопустимости действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Кроме того, действия по заключению хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Комиссия также отмечает, что действия по недопущению, ограничению или устранению конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, причинивших особо крупный ущерб либо повлекших извлечение дохода в особо крупном размере, образуют состав уголовного преступления, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 178 Уголовного кодекса РФ.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 11, 23, 39, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ Комиссия,
решила:
1. Признать Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения “К“ (<...>), Общество с ограниченной ответственностью “Р“ (<...>) и Общество с ограниченной ответственностью “Р“, нарушившими пункт 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.
2. Выдать КГБУЗ “К“ обязательное для исполнения предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
3. Передать копии материалов дела N 051-11-10 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении КГБУЗ “К“, ООО “Р“ и ООО “Р“ дел об административных правонарушениях по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Передать копии материалов дела N 051-11-10 в Главное следственное управление при Главном управлении внутренних дел по Красноярскому краю для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц КГБУЗ “К“, ООО “Р“ и ООО “Р“ к уголовной ответственности по статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Настоящее Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии
Е.Л.ЛУЖБИН
Члены Комиссии
О.Е.ДЕРЕВЯГИНА
Е.В.КАПСУДИН
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 14 сентября 2010 г. по делу N 051-11-10
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., исполняющий обязанности руководителя управления; члены Комиссии - Деревягина О.Е., начальник контрольного отдела; Капсудин Е.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, руководствуясь статьями 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - ФЗ “О защите конкуренции“), на основании своего решения от 14 сентября 2010 года по делу N 051-11-10 о нарушении Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения “К“ (<...>) (далее - КГБУЗ “К“), Общество с ограниченной ответственностью “Р“ (<...>) и Общество с ограниченной ответственностью “Р“ пункт 8 части 1 статьи 11 ФЗ “О защите конкуренции“,
предписывает:
Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения “Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы“ совершать действия, направленные на недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, с этой целью КГБУЗ “К“ надлежит:
- не допускать использование государственного имущества Красноярского края - нежилые помещения государственной собственности Красноярского края по адресу: <...> (зал прощания, поминальный киоск) коммерческими организациями без надлежащего оформления документов и без проведения процедуры предусмотренной ФЗ “О защите конкуренции“;
- исключить факты предоставления коммерческим организациям государственного имущества (оборудования, инвентаря), приобретенного за счет бюджетных средств при осуществлении последними своей предпринимательской деятельности;
- не допускать использование коммерческими организациями без надлежащего оформления документов и без проведения процедуры, предусмотренной ФЗ “О защите конкуренции“, площадей морфологического корпуса “КрасГМА“ по адресу: <...>, переданных Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения “К“ Красноярской государственной медицинской академией.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
Е.Л.ЛУЖБИН
Члены Комиссии
О.Е.ДЕРЕВЯГИНА
Е.В.КАПСУДИН