Законы и постановления РФ

<Разъяснения> Управления ФНС РФ по Красноярскому краю от 01.09.2010 “Налог на имущество физических лиц“

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ

РАЗЪЯСНЕНИЯ

от 1 сентября 2010 года

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Вопрос: Принадлежит доля в праве общей долевой собственности на жилой дом. В каком порядке в 2010 году подлежит обложению налогом на имущество физических лиц указанное имущество?

Ответ: С 2010 года доля в праве общей долевой собственности на жилой дом признается самостоятельным объектом налогообложения. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года (основание - п. п. 1 и 7 ст. 2, п. 2 ст. 5 Закона РФ от 28.11.2009 N 283-ФЗ).

За имущество, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из
собственников соразмерно их доле в этом имуществе. Для целей налогообложения инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.

Налог на имущество физического лица исчисляется налоговым органом. Размер налога определяется умножением инвентаризационной стоимости жилого дома (по состоянию на 1 января каждого года) на соответствующую долю.

Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. При этом указанные органы вправе дифференцировать их размер в пределах, установленных п. 1 ст. 3 Закона N 2003-1, в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объекта налогообложения и типа его использования.

Действие положений п. 7 ст. 2 и п. 2 ст. 5 Закона N 2003-1 (в редакции Закона N 283-ФЗ от 28.11.2009) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. Следовательно, налогообложение доли в праве общей долевой собственности жилого дома осуществляется по новым правилам уже с 2009 года. До этого налог исчислялся исходя из соответствующей доли инвентаризационной стоимости всего жилого дома.

Вопрос: Будет ли льгота по налогу на имущество физических лиц пенсионеру и инвалиду I группы?

Ответ: В соответствии со ст. 21 НК РФ использование налоговых льгот является правом налогоплательщика. При этом налогоплательщик может отказаться от использования льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Таким образом, использование налоговых льгот носит заявительный характер.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, независимо от их возраста, имущественного положения и иных критериев.

В силу ст. 4 Закона РФ N 2003-1 от уплаты налога
на имущество физических лиц освобождаются, в частности, пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ, инвалиды I и II группы, инвалиды с детства.

На основании ст. 5 Закона РФ N 2003-1 лица, имеющие право на льготы по налогу на имущество физических лиц, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. При этом в случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы перерасчет суммы налога на имущество физических лиц производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

В этой связи налогоплательщику, являющемуся пенсионером или инвалидом I и II группы, инвалидом с детства и имеющему право на налоговую льготу, необходимо обратиться в налоговый орган по месту жительства с необходимыми документами и заявлением о предоставлении льготы.

Вопрос: Индивидуальный предприниматель имеет на праве собственности земельный участок, предназначенный для использования в предпринимательской деятельности. В каком порядке в 2010 году исчисляется и уплачивается земельный налог в отношении указанного земельного участка в случае, если он фактически не используется по назначению?

Ответ: Физические лица, обладающие на праве собственности, земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, являются плательщиками земельного налога на основании п. 1 ст. 388 НК РФ.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ). Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования
или праве пожизненного наследуемого владения (абз. 2 п. 3 ст. 391 НКРФ). Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396 НК РФ).

Из норм п. п. 1 и 3 ст. 398 НК РФ следует, что налогоплательщики - индивидуальные предприниматели представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 16.09.2008 N 95н. Указанная декларация представляется как в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности, так и в отношении земельных участков, предназначенных для использования (но не используемых) в предпринимательской деятельности.

Таким образом, с 1 января 2010 г. индивидуальные предприниматели самостоятельно определяют налоговую базу по земельному налогу и сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, а также представляют соответствующую налоговую декларацию в отношении всех земельных участков, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности, независимо от их фактического использования.

При этом срок уплаты налога и авансовых платежей для налогоплательщиков - физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 398 НК РФ, а именно:

- для уплаты земельного налога - не ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом; для уплаты авансовых платежей - не ранее 30 апреля, 31 июля и 31 октября соответствующего года (п. п. 1 и 2 ст. 393 и п. 1 ст. 397 НК РФ).

До 1 января 2010 г. вышеуказанный порядок исчисления и уплаты земельного налога для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей применялся только в отношении земельных
участков, используемых в предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 391, п. 2 ст. 396, п. п. 1, 2 ст. 398 НК РФ в ранее действовавшей редакции).

Что касается земельных участков, которые в предпринимательской деятельности не использовались, то в отношении таких участков земельный налог и авансовые платежи уплачивались на основании налоговых уведомлений, направляемых налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ в ранее действовавшей редакции). При этом налоговая декларация, а также расчет авансовых платежей по указанным земельным участкам налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем в налоговый орган не представлялись.

Вопрос: В 2009 г. уплачен земельный налог за 2008 и 2009 гг. за мать со своего счета в банке. После этого на имя матери пришли повторные квитанции с требованием оплатить задолженность. Каков порядок уплаты земельного налога физлицом, не являющимся налогоплательщиком земельного налога?

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В случае когда налогоплательщик не имеет возможности самостоятельно уплатить налог, то на основании ст. 26 Кодекса налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с действующим законодательством. Для представителя физического лица нужна нотариальная (или приравненная к нотариальной) доверенность.

Конституционный Суд РФ в своем определении от 22.01.2004 N 41-0 указал, что представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица. Следовательно, платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата
соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств.

Вопрос: Имеет ли юридическую силу налоговое уведомление на уплату транспортного налога или налога на имущество физических лиц, если в нем используется факсимиле подписи представителя налоговой инспекции?

Ответ: В случаях, предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган (абз. 2 ст. 52 НК РФ). Налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику уведомление, в котором указывает размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Формы налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов утверждены Приказом ФНС России от 31.10.2005 N САЭ-3-21/551@.

Пунктом 2 ст. 160 Гражданского кодекса предусмотрено, что использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Приказом ФНС России от 25.02.2009 N ММ-7-6/86@ установлены единые принципы выполнения массовой печати налоговых уведомлений и требований с отправкой по назначению почтовыми отправлениями в условиях использования программного обеспечения, согласно которым электронная форма налогового уведомления содержит в себе копию подписи заместителя начальника инспекции и копию печати налогового органа. Применение копий данных реквизитов на налоговом уведомлении не меняет правовую природу этого акта как ненормативного и не освобождает налогоплательщика от обязанности по уплате налогов.

Вопрос: Вправе ли налоговые органы в 2010 г. направлять в адрес физических лиц налоговые уведомления об уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2006 и
2007 гг.?

Ответ: Направление налогового уведомления по земельному и транспортному налогам допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 3 ст. 363 и п. 4 ст. 397 НК РФ).

Аналогичная норма действует и в отношении налога на имущество физических лиц: налогоплательщики, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п. 10 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1).

Таким образом, в 2010 г. налоговые органы вправе направлять в адрес физических лиц налоговые уведомления об уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2007 г. В отношении задолженности по указанным налогам за 2006 г. направлять налоговые уведомления об их уплате налоговые органы не вправе.

Вопрос: О порядке исчисления и уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц в случае, если физическое лицо, получившее налоговое уведомление до своей смерти, не исполнило обязанность по уплате налога, а также в случае, если физическим лицом до его смерти не было получено указанное уведомление.

Ответ: В случаях когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

Если физическое лицо, получившее налоговое уведомление до смерти, не исполнило обязанность по уплате указанной в нем суммы налога, возникшая задолженность погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ для оплаты наследниками долгов наследодателя (п. 3 ст. 44, п. 6 ст. 58 НК РФ).

Налоговое уведомление об уплате указанной задолженности направляется наследникам
после получения налоговым органом сообщения о выдаче наследникам свидетельств о праве на наследство (п. 6 ст. 85 НК РФ).

Если физическим лицом до его смерти не были получены налоговые уведомления на уплату транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц, то обязанности по уплате этих налогов у наследников умершего физического лица не возникает.

Суммы транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц, по которым налоговые уведомления не были получены физическим лицом до его смерти, подлежат списанию налоговым органом.