Законы и постановления РФ

Постановление Главы администрации Малоярославецкого района от 07.05.2009 N 510 “Об организации выполнения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений муниципального района “Малоярославецкий район“ (вместе с “Положением об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений муниципального района “Малоярославецкий район“, “Методическими рекомендациями для органов местного самоуправления поселений муниципального района “Малоярославецкий район“ об организации и порядке обучения населения мерам пожарной безопасности“)

КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

МАЛОЯРОСЛАВЕЦКАЯ РАЙОННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА “МАЛОЯРОСЛАВЕЦКИЙ РАЙОН“

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 мая 2009 г. N 510

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕРВИЧНЫХ МЕР ПОЖАРНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ В ГРАНИЦАХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ПОСЕЛЕНИЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА “МАЛОЯРОСЛАВЕЦКИЙ РАЙОН“

В соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ “О пожарной безопасности“, от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности“, в целях повышения противопожарной устойчивости населенных пунктов и объектов экономики на территории муниципального района “Малоярославецкий район“

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Положение об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений муниципального района Малоярославецкий район“ (приложение 1).

2. Утвердить Методические рекомендации для органов местного самоуправления поселений муниципального района “Малоярославецкий район“ об
организации и порядке обучения населения мерам пожарной безопасности (приложение 2).

3. Заведующему отделом по ГО и ЧС, мобработе и экологического контроля организовать учет пожаров на территории муниципального района “Малоярославецкий район“ в соответствии с утвержденным порядком.

4. Рекомендовать Главам администраций поселений:

4.1. Разработать и принять постановление об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, руководствуясь Положением об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений муниципального района “Малоярославецкий район“, утвержденным настоящим Постановлением.

4.2. Обеспечить выполнение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений с привлечением населения к их проведению.

4.3. Организовать обучение населения мерам пожарной безопасности в соответствии с Методическими рекомендациями для органов местного самоуправления поселений муниципального района “Малоярославецкий район“ об организации и порядке обучения населения мерам пожарной безопасности, утвержденными настоящим Постановлением.

4.4. Осуществлять деятельность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности во взаимодействии с подразделениями Государственной противопожарной службы (Пожарно-спасательной службы Калужской области), дислоцирующимися на территории поселений, и отделами (отделениями) государственного пожарного надзора.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы районной администрации - председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Трусова А.Н.

Глава районной администрации

А.Е.Чернов

Приложение N 1

к Постановлению

Главы администрации

муниципального района

“Малоярославецкий район“

от 7 мая 2009 г. N 510

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПЕРВИЧНЫХ МЕР ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В ГРАНИЦАХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ПОСЕЛЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО

РАЙОНА “МАЛОЯРОСЛАВЕЦКИЙ РАЙОН“

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет общие требования по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений муниципального района “Малоярославецкий район“.

1.2. Органы местного самоуправления поселений в пределах своих полномочий обеспечивают первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений с привлечением населения к их проведению.

1.3. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения
первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

1.4. Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1.4.1. Реализацию полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности поселения.

1.4.2. Разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территории поселения и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

1.4.3. Разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения первичных мер пожарной безопасности.

1.4.4. Разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории поселения и контроль за его выполнением.

1.4.5. Установление особого противопожарного режима на территории поселения, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия.

1.4.6. Обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

1.4.7. Обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.

1.4.8. Организацию обучения населения поселений мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний.

1.4.9. Социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе в борьбе с пожарами.

2. Полномочия органов местного самоуправления поселения

по обеспечению первичных мер пожарной безопасности

в границах сельских населенных пунктов

2.1. Создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.

2.2. Создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

2.3. Оснащение территорий общего
пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

2.4. Организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

2.5. Принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.

2.6. Включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений.

2.7. Оказание содействия органам государственной власти Калужской области в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения.

2.8. Установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

3. Полномочия органов местного самоуправления поселения

по обеспечению первичных мер пожарной безопасности

в границах городских населенных пунктов

3.1. Создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.

3.2. Включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений.

3.3. Оказание содействия органам государственной власти Калужской области в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения.

3.4. Установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

4. Основные задачи органов местного самоуправления

по обеспечению первичных мер пожарной безопасности

в границах населенных пунктов поселений

4.1. По созданию условий для организации добровольной пожарной охраны:

4.1.1. Разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность (в том числе на содержание добровольной пожарной охраны, закупку пожарно-технической продукции, разработку и организацию выполнения целевых программ и др.).

4.1.2. Определение порядка взаимодействия всех видов пожарной охраны при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территории поселения.

4.2. По созданию в целях пожаротушения условий для забора воды из источников наружного водоснабжения:

4.2.1. Поддержание в
постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств.

4.2.2. Оборудование естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

4.2.3. Оборудование водонапорных башен приспособлениями для отбора воды пожарной техникой в любое время года.

4.3. По оснащению территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем:

4.3.1. Обеспечение для целей пожаротушения сельских населенных пунктов с количеством усадеб (участков):

не более 300 - переносной пожарной мотопомпой;

от 300 до 1000 - прицепной пожарной мотопомпой;

свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

За каждой пожарной мотопомпой, приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения техникой, должен быть закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку, и отработан порядок доставки пожарных мотопомп к месту пожара.

4.3.2. Обеспечение добровольных пожарных формирований первичными средствами пожаротушения (ведрами, огнетушителями, лопатами, топорами, баграми и т.д.).

4.3.3. Рекомендуется у каждого жилого строения устанавливать емкость (бочку) с водой или иметь огнетушитель.

4.4. По организации и принятию мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре:

4.4.1. Обеспечение населенных пунктов исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану.

4.4.2. Установка на территории сельских населенных пунктов средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и определение порядка вызова пожарной охраны.

4.5. По принятию мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы:

4.5.1. Сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану.

4.5.2. Организация спасания людей в случае угрозы их жизни, используя для этого имеющиеся силы и средства.

4.5.3. Выполнение мероприятий, способствующих предотвращению развития
пожара.

4.5.4. Удаление за пределы опасной зоны всех граждан, не участвующих в тушении пожара.

4.5.5. Осуществление общего руководства по тушению пожара руководителем добровольного пожарного формирования до прибытия подразделения пожарной охраны.

4.5.6. Обеспечение соблюдения требований безопасности членами добровольной пожарной охраны, принимающими участие в тушении пожара.

4.5.7. Организация эвакуации и защиты материальных ценностей одновременно с тушением пожара.

4.5.8. Организация встречи подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара.

4.6. По включению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений:

4.6.1. Организация и осуществление мер по защите от пожаров лесных массивов и торфяников (торфяники включаются только при наличии зарегистрированных месторождений).

4.6.2. Создание условий и проведение мероприятий по тушению лесных и торфяных (торфяные пожары включаются только при наличии зарегистрированных месторождений) пожаров.

4.6.3. Обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.

4.6.4. Организация работ по содержанию в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

4.6.5. Обеспечение пожарной безопасности жилого муниципального фонда и нежилых помещений.

4.7. По оказанию содействия органам государственной власти области в информировании населения о мерах пожарной безопасности:

4.7.1. Назначение лиц, ответственных за информирование населения о мерах пожарной безопасности.

4.7.2. Организация мероприятий по информированию неработающего населения, в том числе инвалидов и пенсионеров, с привлечением управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов в границах поселений о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, о принятых решениях по обеспечению пожарной безопасности по распространению пожарно-технических знаний через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения.

4.7.3.
Оказание содействия садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан в обеспечении пожарной безопасности.

4.7.4. Обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности.

4.7.5. Создание добровольных дружин юных пожарных.

4.8. По установлению особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности:

4.8.1. Разработка и выполнение для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

4.8.2. Ограничение доступа людей в лесные массивы, запрещение разведения костров, проведения пожароопасных работ на определенных участках, временная приостановка топки печей, кухонных очагов и котельных установок, работающих на твердом топливе.

4.8.3. Организация силами местного населения и членов добровольных пожарных формирований патрулирования населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата), а также подготовка для возможного использования имеющейся водовозной и землеройной техники.

4.8.4. Проведение соответствующей разъяснительной работы с населением о мерах пожарной безопасности и действиях в случае пожара.

4.8.5. Организация дежурства граждан и работников предприятий при пожарном депо в помощь членам добровольной пожарной дружины (пожарно-сторожевой охраны).

4.8.6. Установление других дополнительных требований пожарной безопасности.

Приложение N 2

к Постановлению

Главы администрации

муниципального района

“Малоярославецкий район“

от 7 мая 2009 г. N 510

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОСЕЛЕНИЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА “МАЛОЯРОСЛАВЕЦКИЙ РАЙОН“

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 69-ФЗ “О пожарной безопасности“ к полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, в том числе оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской
Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности.

2. На основании постановления Правительства Калужской области “Об обучении населения Калужской области мерам пожарной безопасности“ от 9 марта 2007 г. N 66, в целях предупреждения гибели людей, снижения их травматизма при пожарах, организации противопожарной пропаганды органы местного самоуправления поселений организуют обучение населения мерам пожарной безопасности.

Для проведения обучения населения Главами администраций поселений должен быть принят соответствующий нормативный правовой акт (приложение 1 к методическим рекомендациям).

3. Работу по организации обучения населения необходимо разбить на три этапа:

3.1. На первом организационном этапе:

составляется план организации обучения;

составляются списки обучаемых;

оформляются Уголки пожарной безопасности в помещениях городских (сельских) поселений, других помещениях;

анализируются пожары, происшедшие за последние годы в населенных пунктах;

население информируется о проведении обучения.

3.2. На втором подготовительном этапе осуществляется подбор кандидатур, утверждаются списки общественных инструкторов и их подготовка.

Инструкторами могут быть как профессиональные работники пожарной охраны, так и работники добровольных пожарных обществ, актив органов местного самоуправления, техники-смотрители зданий, коменданты и другие работники жилищных организаций, председатели сельских, уличных и домовых комитетов, начальники сельских добровольных пожарных дружин и пожарно-сторожевой охраны коллективных сельскохозяйственных предприятий и совхозов, инженеры по охране труда, технике безопасности и организации пожарной охраны в совхозах.

За каждым инструктором закрепляется определенная группа жилых домов, сельский населенный пункт (их может быть несколько, если они небольшие, и, наоборот, это может быть часть крупного населенного пункта).

В поселках и городах за инструкторами закрепляются улицы, кварталы, микрорайоны, домоуправления, ЖКО, ЖСК.

3.3. На третьем этапе проводится непосредственное обучение населения.

Последовательность обучения населения определяется специальными графиками (приложение 2 к методическим рекомендациям), ежегодно составляемыми организаторами обучения совместно с общественными инструкторами. Обучение населения в первую очередь необходимо
организовать в тех жилых районах, где наиболее часто происходят пожары.

Особое внимание при обучении и инструктаже необходимо уделять лицам, склонным к злоупотреблению спиртными напитками, одиноким, престарелым, семьям, в которых дети остаются без присмотра. К проведению работы с указанной категорией граждан необходимо привлекать участковых инспекторов милиции.

4. Рекомендуются следующие формы обучения населения мерам и правилам пожарной безопасности по месту жительства:

4.1. Индивидуальное обучение в составе одной или двух-трех семей как основная форма.

Собеседования инструктивного порядка с одним или несколькими жильцами лучше всего проводить непосредственно в квартирах и индивидуальных жилых домах. Жильцам необходимо разъяснять, что обучение правилам пожарной безопасности проводится в их же интересах.

Инструктор должен так строить занятие с населением, чтобы оно проходило в форме непринужденной беседы и в порядке ответов на вопросы.

Если при посещении квартиры, общежития или индивидуального дома обнаруживаются нарушения правил пожарной безопасности, то на это необходимо обратить внимание проживающих, рассказать о последствиях, к которым может привести то или иное нарушение, убедить людей принять немедленные меры к устранению нарушений.

Ответственные квартиросъемщики и владельцы домов должны быть не только проинструктированы, но и предупреждены под роспись в журнале учета о персональной ответственности за допущение нарушений, которые могут привести к пожарам.

Присутствующие на беседе должны быть зарегистрированы в журнале учета обучения населения (приложение 3 к методическим рекомендациям). Всех отсутствующих необходимо обязательно учесть для того, чтобы в последующем дополнительно проводить с ними инструктивные беседы.

4.2. Групповые инструктивные беседы.

Для проведения групповых инструктивных бесед на противопожарные темы с членами семей, не охваченных индивидуальным обучением, рекомендуется оборудовать при помещениях сельских администраций, домоуправлениях, жилищно-эксплуатационных конторах, управляющих компаниях, Домах культуры, школах и т.п. пожарно-технические комнаты или
уголки с набором брошюр, плакатов, фотографий и др. наглядных материалов. В сельских населенных пунктах эту работу можно проводить на улице, собирая в одном из дворов жильцов нескольких домов.

Групповые инструктивные беседы рекомендуется устраивать также для людей, проживающих в общежитиях и домах гостиничного типа, где имеется возможность собрать однородную аудиторию слушателей. Владельцев индивидуальных автогаражей также целесообразно инструктировать по группам, обращая их внимание на меры безопасности при обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

О дне и месте проведения противопожарного инструктажа население информируется заранее, вывешиваются объявления.

4.3. Проведение противопожарного инструктажа новоселов.

В качестве дополнительного мероприятия к двум названным формам обучения населения может быть рекомендован противопожарный инструктаж новоселов - ответственных квартиросъемщиков.

5. Основным методом обучения целесообразно избрать беседу, иллюстрируемую примерами. Беседуя с населением, следует иметь в виду время года, помня, что ежедневная деятельность и жизнь человека во многом, а в пожарной безопасности тем более, зависят от погоды (мороз, жара), времени суток (день, ночь) и т.д.

Поэтому в осенне-зимний период следует больше касаться вопросов использования отопительных и нагревательных установок и электроприборов, говорить об основных моментах, связанных с нахождением человека на чердаке, в кладовых, сарае, сеновале и других подобных местах со свечой или спичками.

Перед Новым годом необходимо напоминать требования к украшению и освещению новогодней елки и поговорить о других проблемах, связанных с новогодними праздниками.

При приближении весны следует говорить об уборке территории от мусора, скопившегося за зиму, а также о соблюдении мер пожарной безопасности при сжигании мусора, травы и т.д. В этот период будет своевременно напоминать правильные действия в случае возникновения пожара, ознакомить с первичными простейшими средствами и простейшими правилами тушения огня.

Независимо от формы обучения населения очень важно добиваться максимальной убедительности излагаемого материала. Сухая, шаблонная, без характерных примеров беседа трудно воспринимается. И наоборот, собеседование, построенное на фактах реальных пожаров и иллюстрированное наглядными материалами, повышает эффект восприятия.

6. Состав материалов рабочей папки общественного инструктора:

6.1. Копии нормативных правовых актов органов местного самоуправления о проведении обучения населения мерам пожарной безопасности.

6.2. Правила пожарной безопасности (ППБ) в Российской Федерации (ППБ-01-03).

6.3. Программа обучения населения мерам пожарной безопасности.

6.4. Журнал учета обучения населения мерам пожарной безопасности.

6.5. Методические рекомендации по обучению населения мерам пожарной безопасности.

6.6. Примерные тексты различных бесед.

6.7. Перечень пожаров, характерных для жилых домов (рекомендуется периодически обновлять через организаторов обучения или местные органы государственного пожарного надзора).

6.8. Фотографии последствий пожаров, возникших из-за нарушения основных ППБ, с пояснительными текстами.

6.9. Набор плакатов по правилам пожарной безопасности в быту.

6.10. Агитационные материалы (открытки, буклеты, памятки для населения и т.п.), которые после проведения занятий по желанию жильцов оставляют в квартире (доме).

В процессе обучения могут быть использованы также кино- и видеофильмы.

7. Обучение населения по месту жительства целесообразно сопровождать широкой пропагандой мер пожарной безопасности (тематические вечера, выступления работников пожарной охраны, проведение викторин в школах, показ пожарной техники и т.д.). Однако эти мероприятия должны рассматриваться как сопутствующие. Основное внимание должно быть уделено самому обучению.

8. Цель проведения инструктажей - обучение жильцов правилам пожарной безопасности в домах, ознакомление с основными причинами возникновения пожаров в жилом секторе, мерами их предупреждения, правилами вызова пожарной охраны и действиями при пожаре, предупреждение об опасности воздействия высоких температур, продуктов горения, опасности паники.

9. Примерная программа проведения обучения мерам пожарной безопасности квартиросъемщиков, владельцев квартир и частных жилых домов:

9.1. Основные причины возникновения пожаров в жилых домах.

9.1.1. Неосторожное обращение с огнем (курение, разведение костров, применение свечей и спичек при посещении хозяйственных кладовых, подвальных и чердачных помещений).

9.1.2. Детская шалость с огнем.

9.1.3. Использование факелов и паяльных ламп для отогрева замороженных труб центрального отопления.

9.1.4. Неисправность и неправильная эксплуатация электроприборов, печного отопления.

9.1.5. Пожары, связанные с применением предметов бытовой химии и аэрозольных препаратов.

9.1.6. Бенгальские огни, хлопушки, электрогирлянды - основные причины пожаров во время проведения новогодних праздников.

9.2. Предупреждение пожаров от основных причин.

9.2.1. Правила применения открытого огня.

9.2.2. Меры предосторожности при курении.

9.2.3. Недопустимость разведения костров в летний период вблизи строений, высыпания золы и шлака около построек, запрещение применения керосина и бензина для разжигания печей, пользования неисправными печами, перекала печей, сушки дров, одежды, других горючих материалов на печах и возле них.

9.2.4. Недопустимость эксплуатации печей, имеющих трещины, неисправные дверцы, недостаточные разделки и отступки. Опасность топки углем, коксом или газом печей, не приспособленных для этих целей.

9.2.5. Правила эксплуатации бытовых электроприборов, керогазов, керосинок. Меры предосторожности при применении бытовых осветительных и электронагревательных приборов и осветительных сетей.

9.2.6. Сущность явлений короткого замыкания, перегрузки и большого переходного сопротивления.

9.2.7. Правила пользования приборами бытового газа.

9.2.8. Меры предосторожности при применении предметов бытовой химии и аэрозольных препаратов.

9.2.9. Предупреждение пожаров от разрядов статического электричества.

9.2.10. Противопожарный режим в надворных постройках и жилых домах.

9.2.11. Меры пожарной безопасности во время проведения новогодних праздников (применение бенгальского огня, хлопушек, электрогирлянд).

9.2.12. Воспитание у детей навыков осторожного обращения с огнем.

9.2.13. Ответственность граждан за пожарную безопасность жилого сектора.

9.3. Порядок содержания территорий, чердачных и подвальных помещений.

9.3.1. Недопустимость возведения сараев, гаражей, строительства тамбуров, террас и других построек в противопожарных разрывах.

9.3.2. Запрещение устройства в лестничных клетках, коридорах, подвалах и на чердаках кладовых и чуланов, хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Правила посещения подвальных и чердачных помещений.

9.3.3. Содержание в постоянной готовности путей эвакуации. Недопустимость загромождения проездов, дворовых территорий и разрывов между строениями, подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, запасным эвакуационным выводам и наружным пожарным лестницам.

9.3.4. Запрещение хранения в гаражах горюче-смазочных материалов сверх установленных норм, нарушения противопожарного режима, применения открытого огня.

9.4. Специфические особенности противопожарной защиты жилых домов повышенной этажности.

9.4.1. Необходимость знания жильцами особенностей противопожарной защиты высотных домов.

9.4.2. Назначение незадымляемых лестничных клеток. Конструктивные решения дверей, поэтажных тамбуров и лифтовых холлов. Устройство переходов по балконам и подножиям в квартиры смежной секции. Назначение эвакуационных люков на балконах верхних этажей.

9.4.3. Системы дымоудаления и подпора воздуха. Порядок пуска насосов-повысителей. Приведение в действие системы дымоудаления, назначение датчиков автоматического извещения о пожарах в жилых домах.

9.5. Вызов пожарной охраны и действия граждан в случае возникновения пожара.

9.5.1. Средства связи, имеющиеся в жилом доме, места расположения ближайших телефонных аппаратов, порядок вызова пожарной помощи по телефону 01, звуковым сигналом или посылкой нарочного.

9.5.2. Встреча пожарных подразделений.

9.5.3. Тушение пожара (применение внутренних пожарных кранов, огнетушителей, воды, плотного покрывала (кошмы, песка и т.п.).

9.5.4. Эвакуация людей и имущества - правила поведения граждан, застигнутых пожаром (предотвращение паники и неправильной эвакуации, меры предосторожности от поражения электрическим током, отравления дымом, оказание первой помощи пострадавшим).

10. Примерный тематический план группового обучения населения мерам пожарной безопасности по месту жительства приведен в приложении 4 к методическим рекомендациям.

11. Справки о количестве обученных должны представляться общественными инструкторами организатору обучения, который один-два раза в месяц встречается с ними и составляет сведения о ходе обучения населения по своему участку (приложение 5 к методическим рекомендациям). Организатор обучения в согласованные сроки представляет полученные сведения для обобщения специалисту по делам ГОЧС администрации поселения и в районный отдел (отделение) Государственного пожарного надзора.

12. Наиболее добросовестных и активных общественных инструкторов за высокое качество работы целесообразно поощрять. При этом главным критерием оценки работы общественного инструктора является пожарная обстановка на тех участках жилого сектора, где он проводит обучение населения мерам и правилам пожарной безопасности.

13. Работу по обучению населения необходимо проводить в тесном сотрудничестве и взаимодействии с работниками пожарной охраны.

Приложение N 1

к Методическим рекомендациям

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО (СЕЛЬСКОГО) ПОСЕЛЕНИЯ

“______________________________“

наименование

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от “___“ __________ 20__ г. N _____________

Об организации обучения населения

городского (сельского) поселения

“_______________________________“

наименование

мерам пожарной безопасности

В соответствии со ст. 19 и 25 Федерального закона от 21 декабря 1994

г. N 69-ФЗ “О пожарной безопасности“ постановляю:

1. Организовать в населенных пунктах городского (сельского) поселения

“____________________________“ обучение населения на основании Методических

наименование

рекомендаций для органов местного самоуправления поселений ________________

наименование

района об организации и порядке обучения населения мерам пожарной

безопасности, утвержденных постановлением Главы администрации

муниципального района “_______________________“ от “___“ __________ 20__ г.

наименование

2. Назначить организаторами обучения:

___________________________________________;

должность, Ф.И.О.

___________________________________________;

должность, Ф.И.О.

___________________________________________.

должность, Ф.И.О.

3. Утвердить список общественных инструкторов (прилагается).

4. Специалисту по делам ГОЧС администрации __________________ ежегодно

Ф.И.О.

до декабря представлять на утверждение график обучения населения на

следующий календарный год с учетом того, что все население поселения должно

быть охвачено обучением в срок не более двух лет.

5. Планировать мероприятия по пропаганде пожарно-технических знаний и

информированию населения по вопросам обеспечения пожарной безопасности во

время проведения месячников пожарной безопасности.

6. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на

предс“дателя комиссии по обеспечению пожарной безопасности и безопасности

людей на водных объектах при администрации поселения _____________________.

должность, Ф.И.О.

Глава администрации

городского (сельского) поселения ___________ ____________________________

М.П. (подпись) (Ф.И.О.)

Приложение

к Постановлению

Главы администрации городского (сельского)

поселения “______________________________“

от “___“ ________________ 20__ г. N ___

СПИСОК

общественных инструкторов по обучению

населения городского (сельского) поселения

“______________________________________“

наименование

мерам пожарной безопасности

---T------T---------T------------------------T-------------------------¬

¦ ¦Ф.И.О.¦Должность¦Закрепленный участок <*>¦Организатор обучения <**>¦

+--+------+---------+------------------------+-------------------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--+------+---------+------------------------+-------------------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--+------+---------+------------------------+-------------------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--+------+---------+------------------------+-------------------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L--+------+---------+------------------------+--------------------------

--------------------------------

<*> Указываются сельские населенные пункты или улицы с номерами домов в крупных населенных пунктах, за которыми закреплен общественный инструктор;

<**> указывается Ф.И.О. организатора обучения, которому общественный инструктор отчитывается о проделанной работе.

Приложение N 2

к Методическим рекомендациям

УТВЕРЖДАЮ

Глава администрации поселения

“___________________________“

наименование

“___“ _______________ 20__ г.

ГРАФИК

обучения населения городского (сельского)

поселения “______________________________“

наименование

мерам пожарной безопасности

------------T------------T----------T---------T---------------------------¬

¦ Ф.И.О. ¦Закрепленный¦Количество¦Подлежит ¦В т.ч. по месяцам 20__ года¦

¦инструктора¦ участок ¦ домов ¦обучению,+-T-T-T-T-T-T-T-T--T--T--T--+

¦ ¦ ¦ ¦ чел. ¦1¦2¦3¦4¦5¦6¦7¦8¦9 ¦10¦11¦12¦

+-----------+------------+----------+---------+-+-+-+-+-+-+-+-+--+--+--+--+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------+------------+----------+---------+-+-+-+-+-+-+-+-+--+--+--+--+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------+------------+----------+---------+-+-+-+-+-+-+-+-+--+--+--+--+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------+------------+----------+---------+-+-+-+-+-+-+-+-+--+--+--+--+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L-----------+------------+----------+---------+-+-+-+-+-+-+-+-+--+--+--+---

Организатор обучения -

________________________________ __________ ______________________

должность (подпись) (Ф.И.О.)

Председатель комиссии по обеспечению

пожарной безопасности и безопасности людей

на водных объектах при администрации поселения -

________________________________ __________ ______________________

должность (подпись) (Ф.И.О.)

Приложение N 3

к Методическим рекомендациям

ЖУРНАЛ

учета обучения населения городского

(сельского) поселения “_________________“

наименование

мерам пожарной безопасности по месту

жительства

Общественный инструктор по обучению населения _________________________

Ф.И.О.

По участку ____________________________________________________________

(наименование сельского населенного пункта, улиц крупных

н.п., ЖЭК, ЖСК или

др.)

Начат ____________________________

Окончен __________________________

-----------T-----------------------T-----------------------T--------------¬

¦ N дома ¦Ф.И.О. инструктируемого¦ Дата обучения ¦ Подпись ¦

¦(квартиры)¦ лица ¦(инструктажа) владельца¦владельца дома¦

¦ ¦ ¦ дома (квартиры) ¦ (квартиры) ¦

+----------+-----------------------+-----------------------+--------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------+-----------------------+-----------------------+--------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------+-----------------------+-----------------------+--------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L----------+-----------------------+-----------------------+---------------

Обучено правилам пожарной безопасности ________ человек

“___“ __________ 20__ г. Инструктор ________________________

(подпись)

Обучение правилам пожарной безопасности подтверждаю:

Организатор обучения -

___________________________________ ___________ _____________________

должность (подпись) (Ф.И.О.)

Председатель комиссии по обеспечению

пожарной безопасности и безопасности людей

на водных объектах при администрации поселения -

___________________________________ ___________ _____________________

должность (подпись) (Ф.И.О.)

М.П.

Приложение N 4

к Методическим рекомендациям

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

Тема 1. Вводная. Пожарная опасность - проблема человечества (5 мин.).

Тема 2. Пожары от электрических сетей и электрооборудования, их профилактика (5 мин.).

Тема 3. Пожары от печного отопления, их профилактика (5 мин.).

Тема 4. Пожарная опасность керосиновых приборов (5 мин.).

Тема 5. Дети - виновники пожаров (5 мин.).

Тема 6. Неосторожное обращение с огнем - причина пожара (5 мин.).

Тема 7. Пожары при проведении новогодних мероприятий, их профилактика (3 мин.).

Тема 8. Пожарная безопасность при пользовании бытовыми газовыми приборами (5 мин.).

Тема 9. Пожарная опасность предметов бытовой химии (5 мин.).

Тема 10. Противопожарные требования при застройке сельских населенных мест. Содержание подвалов и других вспомогательных помещений (5 мин.).

Тема 11. Меры пожарной безопасности при проведении ремонтных и строительных работ (10 мин.).

Тема 12. Действия в случае возникновения пожара (10 мин.).

Примечания:

1. Темы 1, 2, 5, 6, 7, 9, 12 рассматриваются для всех групп обучающихся.

2. Темы 3, 4, 8 рассматриваются только для населения, пользующегося печами, газовыми и керосиновыми приборами.

3. Тема 10 рассматривается для населения, занимающегося строительством или ремонтом дома (квартиры).

4. Тема 9 используется для ответа на вопросы.

Итого: обязательных - 35 мин., по выбору - 25 минут.

Приложение N 5

к Методическим рекомендациям

СВЕДЕНИЯ

о ходе обучения населения по участку организатора

обучения за период с _______ по ______ 20__ г.

------------T------------T----------T---------T---------------------------¬

¦ Ф.И.О. ¦Закрепленный¦Количество¦Подлежит ¦В т.ч. по месяцам 20__ года¦

¦инструктора¦ участок ¦ домов ¦обучению,¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ чел. ¦ ¦

+-----------+------------+----------+---------+-T-T-T-T-T-T-T-T--T--T--T--+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦1¦2¦3¦4¦5¦6¦7¦8¦9 ¦10¦11¦12¦

+-----------+------------+----------+---------+-+-+-+-+-+-+-+-+--+--+--+--+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------+------------+----------+---------+-+-+-+-+-+-+-+-+--+--+--+--+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------+------------+----------+---------+-+-+-+-+-+-+-+-+--+--+--+--+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------+------------+----------+---------+-+-+-+-+-+-+-+-+--+--+--+--+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L-----------+------------+----------+---------+-+-+-+-+-+-+-+-+--+--+--+---

Итого обучено: __________ человек.

Организатор обучения -

________________________________ __________ ______________________

должность (подпись) (Ф.И.О.)