Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Калужской области от 28.02.2006 по делу N А23-451/06Г-10-11 Требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок, следовательно, налоговый орган не вправе был производить взыскание обязательных платежей в безакцептном порядке.

Постановлением ФАС Центрального округа от 27.06.2006 N А23-451/06Г-10-11 данное решение и постановление Арбитражного суда Калужской области от 20.04.2006 по данному делу оставлены без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Калужской области N А23-451/06Г-10-11 от 20.04.2006 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 февраля 2006 г. Дело N А23-451/06Г-10-11

Резолютивная часть решения объявлена 27 февраля 2006 г.

Полный текст решения изготовлен 28 февраля 2006 г.

(извлечение)

Закрытое акционерное общество “Д.“ (далее - ЗАО “Д.“) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Калужской области (далее - Инспекция) о признании незаконными действий по выставлению инкассовых поручений от 21.12.2004, от
20.01.2005, от 17.02.2005 на бесспорное списание денежных средств с расчетного счета предприятия.

Представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивал, ссылаясь на то, что после введения в отношении ЗАО “Д.“ процедуры конкурсного производства (т.е. с 29 апреля 2002) применение принудительного исполнения по уплате налогов путем направления в банк, в котором открыт счет заявителя-налогоплательщика, инкассовых поручений на списание и перечисление в соответствующие бюджеты денежных средств на основании решения о взыскании денежных средств от 31.05.2004 неправомерно, так как оно не соответствует ст. ст. 98, 114 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ N 6-ФЗ от 08.01.1998, а также ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации.

Инспекция в отзыве и ее представитель в судебном заседании заявленные требования не признали, ссылаясь на то, что принудительное взыскание сумм налогов и сборов путем направления в банк, в котором открыт счет налогоплательщика, инкассовых поручений на списание и перечисление в соответствующие бюджеты денежных средств правомерно, так как текущие платежи взыскиваются в общеустановленном порядке.

Из материалов дела и пояснений сторон в судебном заседании усматривается следующее.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 29.04.2002 по делу N А23-4050/01Б-8-313 ЗАО “Д.“ признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, которое в дальнейшем определением суда продлено до 28.02.2005.

Реестр требований кредиторов ЗАО “Д.“ закрыт 14.12.2002.

В связи с неисполнением ЗАО “Д.“ обязанности по уплате налога на добавленную стоимость, единого социального налога в его адрес налоговым органом были направлены требования от 28.10.2004, от 05.11.2004, от 28.12.2004.

В указанный в требованиях срок ЗАО “Д.“ задолженность по уплате налога уплачена не была.

Инспекцией были приняты решения от 20.12.2004, от 20.01.2005, от 17.02.2005 о взыскании налога за
счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках и на основании данных решений были выставлены инкассовые поручения от 21.12.2004, от 20.01.2005, от 17.02.2005 на бесспорное списание денежных средств с расчетного счета предприятия.

Обязательство по уплате налога на добавленную стоимость и единого социального налога в общей сумме 2275183 руб. возникло после принятия Арбитражным судом решения о признании ЗАО “Д.“ несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства, а требования об их уплате заявлены после закрытия реестра требований кредиторов ЗАО “Д.“.

Предметом настоящего заявления является требование ЗАО “Д.“ о признании незаконными действий налогового органа по выставлению вышеуказанных инкассовых поручений на бесспорное списание денежных средств.

В обоснование своего требования заявитель указал на то, что указанные действия налогового органа не соответствуют требованиям ст. ст. 98, 114 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“.

Удовлетворяя заявленные требования, суд соглашается с доводами заявителя и приходит к выводу о несоответствии обжалуемых действий налогового органа требованиям ст. ст. 98, 114 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 98 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ с момента принятия Арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

Порядок погашения задолженности предприятия-банкрота, в том числе и по текущим платежам, определен законодательством о несостоятельности (банкротстве), положения которого имеют доминирующее значение над иными нормативными актами, устанавливающими права и обязанности кредиторов, в том числе и налоговых органов.

В соответствии с п. 1 ст. 98 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ с момента принятия Арбитражным
судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства, при этом исполнение обязательств должника допускается в случаях и порядке, которые установлены настоящей главой. Порядок исполнения обязательств установлен ст. 106 Закона. Согласно которой законодателем установлено правило об исполнении обязательств в рамках конкурсного производства в порядке очередности. Согласно п. 1 ст. 114 Закона конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, в том числе требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок (п. 4 этой же статьи).

Таким образом, в данном случае налоговый орган не вправе был производить взыскание обязательных платежей в безакцептном порядке.

Ссылка налогового органа на нормы Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ N 127-ФЗ от 26.10.2002 судом признается необоснованной, поскольку в силу ст. 233 указанного Закона производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ЗАО “Д.“ осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)“ N 6-ФЗ от 08.01.1998.

Таким образом, в силу ст. ст. 4, 106, 114 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ удовлетворение требований налогового органа по обязательным платежам может быть произведено только после удовлетворения первых трех очередей требований кредиторов.

При указанных обстоятельствах у налогового органа отсутствовали правовые основания для принятия решения в порядке ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации и направления инкассовых поручений в банк.

Соответственно, решения Инспекции о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках от 20.12.2004, от 20.01.2005,
от 17.02.2005 и выставленные на основании данных решений инкассовые поручения от 21.12.2004, от 20.01.2005, от 17.02.2005 на бесспорное списание денежных средств с расчетного счета предприятия не соответствуют требованиям ст. ст. 98 и 114 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ от 08.01.1998 N 6-ФЗ.

Принимая во внимание изложенное, требования заявителя обоснованы и подлежат удовлетворению.

В связи с удовлетворением исковых требований расходы по оплате государственной пошлины согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на ответчика, однако, учитывая, что налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, а также то, что при подаче иска заявителю предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, последняя судом не взыскивается.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167, 169-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконными действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Калужской области по выставлению инкассовых поручений от 21.12.2004, от 20.01.2005, от 17.02.2005 на бесспорное списание денежных средств с расчетного счета ЗАО “Д.“ как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону “О несостоятельности (банкротстве)“.

Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Калужской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО “Д.“, г. Калуга.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Калужской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья Арбитражного суда

Калужской области