Законы и постановления РФ

Определение Уставного Суда Калининградской области от 03.06.2004 N 11-О “Об отказе в принятии к рассмотрению обращения Гусевского районного Совета депутатов о соответствии статье 63 Устава (Основного Закона) Калининградской области статьи 52 Устава муниципального образования “Гусевский район“

УСТАВНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 июня 2004 г. N 11-О

Об отказе в принятии к рассмотрению обращения Гусевского

районного Совета депутатов о соответствии статье 63 Устава

(Основного Закона) Калининградской области статьи 52 Устава

муниципального образования “Гусевский район“

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя Уставного Суда Ю.А. Кузяева, судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко, А.В. Куликова,

с участием представителя Гусевского районного Совета депутатов - председателя комиссии по законности, правопорядку и связям с общественностью Гусевского районного Совета депутатов А.П. Гнездилова рассмотрел в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения Гусевского районного Совета депутатов о соответствии статье 63 Устава (Основного Закона) Калининградской области статьи 52 Устава муниципального образования
“Гусевский район“.

Заслушав заключение судьи В.А. Багалина, проводившего на основании статьи 40 Закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“ предварительное изучение обращения, пояснения представителя заявителя А.П. Гнездилова,

исследовав представленные документы и иные материалы, Уставный Суд Калининградской области

УСТАНОВИЛ:

1. 9 апреля 2004 года в Уставный Суд Калининградской области поступило обращение в форме запроса Гусевского районного Совета депутатов о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области статьи 53 Устава муниципального образования “Гусевский район“ (в редакции Решения Гусевского районного Совета депутатов от 25 февраля 1997 года N 26).

Согласно названной статье срок полномочий депутата, председателя районного Совета и главы района составлял четыре года. Решениями Гусевского районного Совета депутатов N 104 от 4 сентября 2000 года, N 150 от 23 октября 2002 года, N 167 от 12 ноября 2003 года в указанную статью были внесены изменения. В результате этих изменений статья 53 в ранее действовавшей редакции в настоящее время соответствует статье 52 действующего Устава и предусматривает пятилетний срок полномочий депутата, председателя районного Совета и главы муниципального образования.

В обращении ставится вопрос о соответствии статьи 53 Устава муниципального образования “Гусевский район“ (в редакции Решения Гусевского районного Совета депутатов от 25 февраля 1997 года N 26) Уставу (Основному Закону) Калининградской области и возможности ее применения для определения срока полномочий представительного органа местного самоуправления и главы муниципального образования “Гусевский район“. По мнению заявителя, внесенные в статью 53 изменения, несмотря на отсутствие их публикации на момент проведения выборов в 2000 году, должны действовать. В противном случае, как считает заявитель, остается действовать предыдущая норма, нарушающая требование пункта 2 статьи 63 Устава (Основного Закона) Калининградской
области (в редакции Закона Калининградской области от 12 апреля 2000 года N 188).

13 апреля 2004 года в Уставный Суд Калининградской области поступило дополнение к ранее представленному обращению о соответствии статье 63 Устава (Основного Закона) Калининградской области статьи 52 Устава муниципального образования “Гусевский район“. В нем также ставится вопрос о возможности применения указанной статьи для определения срока полномочий действующего главы администрации и представительного органа местного самоуправления муниципального образования “Гусевский район“.

В судебном заседании представитель заявителя уточнил свою позицию и отказался от требований, указанных в обращении от 9 апреля 2004 года, оставив только требования, содержащиеся в дополнении к обращению от 13 апреля 2004 года.

Таким образом, в данном специальном судебном заседании Уставным Судом разрешается вопрос о принятии к рассмотрению обращения Гусевского районного Совета депутатов о соответствии статье 63 Устава (Основного Закона) Калининградской области статьи 52 Устава муниципального образования “Гусевский район“ и возможности применения указанной статьи для определения срока полномочий действующих депутатов Гусевского районного Совета и главы муниципального образования “Гусевский район“.

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации“, пунктом 3 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4 Закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“ Уставный Суд рассматривает в том числе вопросы соответствия нормативных правовых актов местного самоуправления Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

Согласно пункту 1 статьи 84 Закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“ запрос в Уставный Суд о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов в целом или их отдельных частей допустим, если заявитель считает их не
подлежащими действию из-за несоответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению органов государственной власти Калининградской области или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

Обращение заявителя о соответствии статье 63 Устава (Основного Закона) Калининградской области действующей статьи 52 Устава муниципального образования “Гусевский район“ не содержит позиции, позволяющей сделать вывод о допустимости запроса в этой части. По мнению заявителя, статья 52 (в редакции Решения Гусевского районного Совета депутатов от 4 сентября 2000 года N 104), устанавливающая пятилетний срок полномочий депутатов представительного органа местного самоуправления и главы муниципального образования “Гусевский район“, соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области и подлежит применению при определении срока полномочий указанных выше органов. Заявитель не указывает на какое-либо официальное решение государственного органа или должностного лица об отказе применять и исполнять данную статью как не соответствующую Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

Кроме того, не соблюдено требование подпункта 7 пункта 2 статьи 37 Закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“, определяющей общие требования к обращению. Гусевский районный Совет депутатов в общей форме ставит вопрос о соответствии статье 63 Устава (Основного Закона) Калининградской области статьи 52 Устава муниципального образования “Гусевский район“. При этом заявитель в обращении не указывает на конкретные положения статьи 63 Устава (Основного Закона) Калининградской области, которым не соответствует статья 52 Устава муниципального образования “Гусевский район“, и не дает правовое обоснование своей позиции по данному вопросу.

3. Решение вопроса о возможности применения статьи 52 Устава муниципального образования “Гусевский район“ для определения срока полномочий действующих депутатов представительного
органа местного самоуправления и главы муниципального образования “Гусевский район“ фактически является выбором нормы, подлежащей применению. Однако выбор нормы, подлежащей применению в конкретном случае, в том числе норм избирательного права, является прерогативой правоприменителя и не относится к компетенции Уставного Суда Калининградской области. О таком выводе свидетельствует и судебная практика. Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 апреля 1997 года N 7-П такие “вопросы решаются правоприменителем, выводы которого с точки зрения законности и обоснованности подлежат контролю судов общей юрисдикции“.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“ Уставный Суд не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных судов и мировых судей. Уставный Суд при осуществлении уставного судопроизводства воздерживается от установления фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов.

Таким образом, Уставный Суд Калининградской области приходит к выводу, что обращение Гусевского районного Совета депутатов не может быть принято Уставным Судом к рассмотрению, поскольку не отвечает требованиям Закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, пунктом 2 статьи 5, статьями 36, 37, пунктом 1 статьи 41, пунктом 2 статьи 42, пунктами 1, 2 статьи 75, статьями 83, 84 Закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“, Уставный Суд Калининградской области

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения Гусевского районного Совета депутатов о соответствии статье 63 Устава (Основного Закона) Калининградской области статьи 52 Устава муниципального образования “Гусевский район“ и решении вопроса о ее применении в настоящий момент для определения срока полномочий депутатов представительного органа местного
самоуправления и главы администрации муниципального образования “Гусевский район“, поскольку данное обращение не отвечает требованиям Закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“.

2. Определение Уставного Суда Калининградской области по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.