Законы и постановления РФ

Постановление Уставного Суда Калининградской области от 04.02.2004 N 1-П “По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области Закона Калининградской области от 30 апреля 2002 года N 139 “О внесении изменений в Закон Калининградской области “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“ в связи с обращением гражданина Яковлева В.В.“

УСТАВНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 февраля 2004 г. N 1-П

По делу о соответствии Уставу (Основному Закону)

Калининградской области Закона Калининградской области

от 30 апреля 2002 года N 139 “О внесении изменений в Закон

Калининградской области “О статусе депутата представительного

органа местного самоуправления Калининградской области“

в связи с обращением гражданина Яковлева В.В.

Именем Калининградской области Российской Федерации

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя Ю.А. Кузяева, судей Т.А. Карпенко, А.В. Куликова, с участием сторон: заявителя - гражданина Яковлева В.В., его представителя Домогатского М.В. и представителей Калининградской областной Думы как органа, принявшего оспариваемый акт, Андреева С.Н. и Красовского А.А., руководствуясь пунктом 3 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом
1 пункта 3 статьи 4, статьями 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“, рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области Закона Калининградской области от 30 апреля 2002 года N 139 “О внесении изменений в Закон Калининградской области “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“.

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина Яковлева В.В. о признании недействующим и не подлежащим применению Закона Калининградской области от 30 апреля 2002 года N 139 “О внесении изменений в Закон Калининградской области “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемые заявителем положения Закона Калининградской области от 30 апреля 2002 года N 139 “О внесении изменений в “Закон Калининградской области “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“.

Заслушав сообщение судьи - докладчика А.В. Куликова, объяснения сторон и их представителей, выступления приглашенных представителей: от главы администрации (губернатора) Калининградской области - Салминой Е.В., от прокуратуры Калининградской области - Заболотного С.А., от управления кадров Балтийского флота - Семикина А.В., исследовав материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

УСТАНОВИЛ:

1. В Уставный Суд Калининградской области обратился гражданин Яковлев В.В. с заявлениями о признании недействующим и не подлежащим применению Закона Калининградской области от 30 апреля 2002 года N 139 “О внесении изменений в Закон Калининградской области “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“.

Структура указанного Закона включает в себя две статьи. Статья первая Закона состоит из двух пунктов. На основании пункта
1 этой статьи из текста Закона Калининградской области от 10 октября 1995 года N 23 “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“ исключена статья 16, а пунктом 2 исключены абзацы 1 и 2 статьи 17, изложенные в редакции Закона Калининградской области от 21 декабря 2001 года N 101 “О внесении дополнения в Закон Калининградской области “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“. Статья 2 Закона устанавливает дату его вступления в силу.

Оспаривая легитимность Закона Калининградской области от 30 апреля 2002 года N 139 “О внесении изменений в Закон Калининградской области “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“ в целом, Яковлев В.В., тем не менее, в обоснование своей позиции приводит доводы о противоречии Уставу (Основному Закону) Калининградской области фактически только пункта 2 статьи 1 указанного Закона. Остальные положения Закона заявителем не оспариваются.

Исключенные пунктом 2 статьи 1 Закона Калининградской области от 30 апреля 2002 года N 139 “О внесении изменений в Закон Калининградской области “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“ абзацы 1, 2 статьи 17 Закона Калининградской области от 10 октября 1995 года N 23 “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“ устанавливали гарантии трудовых прав депутатов представительного органа местного самоуправления, а именно: “С депутатом представительного органа местного самоуправления, исполняющим депутатские полномочия на непостоянной основе, в период исполнения им депутатских полномочий, а также в течение одного года после их окончания трудовой договор (контракт) по месту его основной работы на предприятии, в учреждении или организации не может быть расторгнут по любым основаниям, предусмотренным
законодательством и самим договором (за исключением оснований расторжения трудового договора (контракта) по инициативе работника, а также в связи с полной ликвидацией предприятия, учреждения или организации), без согласия соответствующего представительного органа местного самоуправления. Срочный трудовой договор, срок которого истекает в указанный выше период времени, подлежит продлению до даты истечения одного года со дня прекращения депутатских полномочий.

Указанные в абзаце первом настоящей статьи положения не распространяются на случаи расторжения трудового договора (контракта) с лицами, освобождение которых от должности относится к компетенции коллегиальных органов управления хозяйственных обществ и товариществ“.

В ходе судебного заседания Яковлев В.В. уточнил свои требования, обращенные к Уставному Суду. Заявитель считает, что исключение абзацев 1, 2 статьи 17 Закона Калининградской области от 10 октября 1995 года N 23 “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“ противоречит подпункту “в“ пункта 1 статьи 2, пунктам 1 и 2 статьи 5, а также в целом главе 15 “Организационная и правовая основа местного самоуправления“ Устава (Основного Закона) Калининградской области. В результате, по его мнению, ущемляются права и законные интересы граждан Российской Федерации, гарантированные Конституцией Российской Федерации, умаляется статус и неприкосновенность депутатов представительных органов местного самоуправления, а также ущемляются и права самого заявителя.

В судебном заседании Яковлев В.В. заявил также о противоречии Закона Калининградской области от 30 апреля 2002 года N 139 “О внесении изменений в Закон Калининградской области “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“ положению части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, определяющему, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Данный вопрос
в соответствии со статьей 27 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации“, пунктом 3 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области, статьей 4 Закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“ не входит в компетенцию Уставного Суда и не может быть предметом рассмотрения в настоящем судебном заседании.

Представитель областной Думы Андреев С.Н., полагая, что имеются основания для прекращения производства по делу, вместе с тем привел доводы и считает, что оспариваемые положения Закона Калининградской области от 30 апреля 2002 года N 139 “О внесении изменений в Закон Калининградской области “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“ не противоречат Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“ Уставный Суд принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Таким образом, предметом рассмотрения по данному делу является вопрос о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2 статьи 1 Закона Калининградской области от 30 апреля 2002 года N 139 “О внесении изменений в Закон Калининградской области “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“. В отношении пункта 1 статьи 1 и статьи 2 указанного Закона производство по делу на основании пункта 1 статьи 65 Закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“ подлежит прекращению.

2. Согласно статье 85 Закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“ Уставный Суд Калининградской области осуществляет проверку соответствия Уставу (Основному Закону)
Калининградской области нормативных правовых актов в установленных пределах по содержанию норм, по форме нормативного правового акта, по порядку подписания, принятия, опубликования или введения в действие, а также с точки зрения разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Калининградской области. При решении вопроса о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов, признающих утратившими силу другие нормативные акты или их отдельные положения, Уставный Суд также исходит из необходимости оценки компетенции органа, принявшего нормативный акт, и возможности возникновения пробела в правовом регулировании в результате отмены акта или его отдельных положений.

Устав (Основной Закон) Калининградской области (пункт 1 статьи 2) определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации принципы деятельности органов государственной власти Калининградской области. К числу таких принципов относятся:

- верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 4 Устава (Основного Закона) Калининградской области предусматривает, что полномочия органов государственной власти области устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) и законами Калининградской области. Эти полномочия могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений путем принятия новых федеральных законов, Устава (Основного Закона) и законов Калининградской области либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.

В соответствии с Уставом (Основным Законом) Калининградской области областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Калининградской области (пункт 1
статьи 14) и на основании пункта 1 статьи 20 осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации путем принятия законов области и иных правовых актов.

Порядок подготовки и принятия законов Калининградской области в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Устава (Основного Закона) Калининградской области определяется федеральными законами, законами Калининградской области и Регламентом областной Думы.

Пункт 4 статьи 39 Закона Калининградской области от 19 мая 2000 года N 205 “О порядке подготовки, принятия, обнародования и вступления в силу законов Калининградской области“ предусматривает, что изменение, приостановление и прекращение действия закона Калининградской области осуществляется путем принятия закона Калининградской области в порядке, предусмотренном указанным Законом.

На основании протеста прокурора Калининградской области от 18 марта 2002 года N 7-150-2002 областной Думой в действующий Закон Калининградской области от 10 октября 1995 года N 23 “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“ были внесены изменения путем принятия Закона Калининградской области “О внесении изменений в Закон Калининградской области “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“. 30 апреля 2002 года принятый областной Думой Закон в соответствии с установленным порядком подписан главой администрации (губернатором) Калининградской области. Данный Закон был опубликован 24 мая 2002 года в приложении к газете “Российская газета“, региональный выпуск “Запад России“, N 91.

Таким образом, Закон Калининградской области от 30 апреля 2002 года N 139 “О внесении изменений в Закон Калининградской области “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“ по форме нормативного акта, компетенции органа, его принявшего, порядку
принятия, подписания и опубликования соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

3. В соответствии с пунктом “к“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В статье 165 Трудового кодекса Российской Федерации перечислены случаи предоставления гарантий и компенсаций работникам, в том числе при исполнении государственных или общественных обязанностей. При этом перечень случаев предоставления гарантий, установленных этой статьей, не является исчерпывающим. Такие случаи могут быть предусмотрены как самим Трудовым кодексом Российской Федерации, так и иными федеральными законами.

Трудовой кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы не определяют дополнительных трудовых гарантий работникам, избранным на выборные должности в органы местного самоуправления и не освобожденным от работы вследствие избрания.

Согласно статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров. Соответственно органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. А в случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

Исключенные абзацы 1 и 2 статьи 17 Закона Калининградской
области от 10 октября 1995 года N 23 “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“ устанавливали гарантии трудовых прав депутата путем определения условий расторжения и изменения трудового договора.

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены указанным Кодексом, иными федеральными законами. Из смысла этой статьи следует, что условия расторжения трудовых договоров не могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.

Вопрос о соответствии федеральному законодательству предоставления законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации дополнительных гарантий при увольнении с работы депутата представительного органа местного самоуправления был предметом рассмотрения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, вынесшей соответствующее решение по конкретному судебному делу (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 10 сентября 2002 года N 59-ГО2-12), на которое в обоснование своей позиции ссылается заявитель.

Однако, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16 июня 1998 года N 19-П по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов не обязательны для других судов по другим делам, так как суды самостоятельно толкуют подлежащие применению нормативные предписания, следуя при этом Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Абзацы 1 и 2 статьи 17 Закона Калининградской области от 10 октября 1995 года N 23 “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“ вступили в противоречие с федеральным законодательством.

Закон Калининградской области от 30 апреля 2002 года N 139 “О внесении изменений в Закон
Калининградской области “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“, принятый областной Думой на основании протеста прокурора области, направлен на приведение положений, содержащихся в Законе Калининградской области от 10 октября 1995 года N 23 “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“, в соответствие с нормами федерального законодательства.

Ссылка заявителя на положения статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы, не может быть признана Уставным Судом обоснованной по настоящему делу. В сферу отношений, регулируемых гражданским законодательством (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации), не входят регулируемые Трудовым кодексом Российской Федерации трудовые отношения, в том числе депутатов представительных органов местного самоуправления.

Таким образом, пункт 2 статьи 1 Закона Калининградской области от 30 апреля 2002 года N 139 “О внесении изменений в Закон Калининградской области “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“, содержащий норму, предусматривающую отмену (исключение) указанных положений, не создает пробела в правовом регулировании трудовых отношений депутата представительного органа местного самоуправления и в полной мере соответствует положениям подпункта “в“ пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области. Согласно этим положениям на территории области признается верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Законы и иные нормативные акты области не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. Оспаривая положения Закона Калининградской области от 30 апреля 2002 года N 139 “О внесении изменений в Закон Калининградской области “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“, заявитель полагает, что отмена положений, устанавливающих дополнительные гарантии трудовых прав работнику в связи с исполнением им полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, нарушает его конституционные права человека и гражданина, в частности, право на труд, и противоречит пунктам 1, 2 статьи 5 Устава (Основного Закона) Калининградской области. Указанными положениями Устава (Основного Закона) Калининградской области предусмотрено, что в области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим федеральным законодательством и Уставом (Основным Законом) Калининградской области. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью всех органов государственной власти и органов местного самоуправления области.

Согласно части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен, и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирая род деятельности и профессию. В то же время право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. Так же, как из обязанностей органов государственной власти обеспечивать защиту конституционных прав граждан не вытекает их обязанность гарантировать гражданину занятие конкретной должности.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15 ноября 2001 года N 277-О, гражданин Российской Федерации, пожелавший реализовать свое конституционное право быть избранным в органы государственной власти или органы местного самоуправления, добровольно принимает на себя условия (преимущества, ограничения), с которыми связан приобретаемый им публично-правовой статус выборного лица, и выполняет соответствующие требования согласно установленной законом процедуре. Наличие или отсутствие каких-либо преимуществ (ограничений), установленных законами субъектов Российской Федерации в связи со специфическим статусом лица, не может рассматриваться как неправомерное ограничение конституционных прав этого лица.

Таким образом, оспариваемое положение пункта 2 статьи 1 Закона Калининградской области от 30 апреля 2002 года N 139 “О внесении изменений в Закон Калининградской области “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“ не затрагивает общеправовой статус личности, не может расцениваться как нарушение закрепленных статьей 55 Конституции Российской Федерации гарантий прав и свобод человека и гражданина и, следовательно, не противоречит пунктам 1, 2 статьи 5 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

5. Согласно пункту “н“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления относятся принятие и изменение федеральных законов об общих принципах организации местного самоуправления, контроль за их соблюдением; обеспечение соответствия законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. На основании пункта 6 статьи 18 этого Закона статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.

Устав (Основной Закон) Калининградской области в пункте 4 статьи 58 определяет, что правовую основу местного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, федеральные и областные законы об общих принципах организации местного самоуправления, настоящий Устав, уставы муниципальных образований.

В настоящее время отсутствует специальный федеральный закон, который бы регулировал вопросы, связанные со статусом депутата представительного органа местного самоуправления. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 21 марта 1997 года по делу о проверке конституционности положений статей 18 и 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, признание за субъектами Российской Федерации права осуществлять опережающее правовое регулирование по предметам совместного ведения не дает им автоматически полномочий по решению в полном объеме вопросов, имеющих универсальное значение как для законодателя в субъектах Российской Федерации, так и для федерального законодателя, и в силу этого подлежащих регулированию федеральным законом. Закон субъекта Российской Федерации может определять трудовые гарантии депутатам представительных органов местного самоуправления для беспрепятственного и эффективного осуществления ими своих полномочий, защищающих их права, честь и достоинство, но эти гарантии не должны противоречить нормам федерального законодательства.

Таким образом, оспариваемое заявителем положение Закона Калининградской области от 30 апреля 2002 года N 139 “О внесении изменений в Закон Калининградской области “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“ не противоречит положениям статей 58 и 59 главы 15 “Организационная и правовая основа местного самоуправления“ Устава (Основного Закона) Калининградской области и поэтому не может рассматриваться как нарушающее право населения области на местное самоуправление в целом или какие-либо принципы организации местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 1 пункта 3 статьи 4, пунктом 1 статьи 65, статьями 68, 69, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“ Уставный Суд

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать пункт 2 статьи 1 Закона Калининградской области от 30 апреля 2002 года N 139 “О внесении изменений в Закон Калининградской области “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“ соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

2. Прекратить производство по делу в части пункта 1 статьи 1 и статьи 2 Закона Калининградской области от 30 апреля 2002 года N 139 “О внесении изменений в Закон Калининградской области “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“.

3. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

4. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.