Законы и постановления РФ

Решение Управления ФАС по Кемеровской области от 06.10.2009 <О нарушении антимонопольного законодательства путем введения ограничений в отношении отдельных видов деятельности и установлении не предусмотренных законодательством требований>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 6 октября 2009 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Стельмах С.В. - заместитель руководителя - начальник отдела судебной

и правовой работы

Члены комиссии:

Лисина А.С. - начальник отдела контроля органов власти

Гаврилова А.Е. - главный специалист-эксперт отдела судебной и правовой

работы

Васильева А.В. - ведущий специалист-эксперт отдела судебной и правовой

работы

при участии:

<...> - представителя администрации города Ленинска-Кузнецкого по доверенности (от 06.10.2009 N 11),

рассмотрев дело N 55/А-15-2009, возбужденное по признакам нарушения администрацией города Ленинска-Кузнецкого (652500<...>) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, установила:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в рамках полномочий, предоставленных частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, установлено, что 28.03.2006 администрацией города Ленинска-Кузнецкого издано постановление N 274 “О местах общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территории города Ленинска-Кузнецкого“, 30.07.2008 - постановление N 1200 “О внесении изменения в постановление администрации города от 28.03.2006 N 274 “О местах общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территории города Ленинска-Кузнецкого“, которыми определены места общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Приказом Кемеровского УФАС России от 20.08.2009 N 157 было возбуждено дело N 55/А-15-2009 по признакам нарушения администрацией города Ленинска-Кузнецкого части 1 статьи 15 Федерального
закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

Определением от 26.08.2009 дело N 55/А-15-2009 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 06.10.2009.

На заседании Комиссии, состоявшемся 06.10.2009, представитель администрации города Ленинска-Кузнецкого пояснил, что при издании вышеуказанных правовых актов администрация города Ленинска-Кузнецкого руководствовалась актом, имеющим наибольшую юридическую силу, - Федеральным законом от 07.03.2005 N 11-ФЗ “Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе“, частью 2 статьи 3 которого органам местного самоуправления предоставлено право определения других (не предусмотренных пунктами 1 - 3 статьи 2 и частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона) мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Также представитель администрации города Ленинска-Кузнецкого указал на то, что пункт 6 Порядка определения органами местного самоуправления мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.11.2005 N 136, фактически определяет не порядок (то есть процедуру принятия решений об определении мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе), а непосредственно сами места общественного питания, что не входит в компетенцию субъекта Российской Федерации. По мнению администрации города Ленинска-Кузнецкого, постановления от 28.03.2006 N 274 “О местах общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территории города Ленинска-Кузнецкого“, от 30.07.2008 N 1200 “О внесении изменения
в постановление администрации города от 28.03.2006 N 274 “О местах общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территории города Ленинска-Кузнецкого“ не содержат в себе положений, необоснованно препятствующих осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами в сфере розничной продажи пива на территории города Ленинска-Кузнецкого.

Изучив материалы дела N 55/А-15-2009 о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

28.03.2006 администрацией города Ленинска-Кузнецкого издано постановление N 274 “О местах общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территории города Ленинска-Кузнецкого“, 30.07.2008 - постановление N 1200 “О внесении изменения в постановление администрации города от 28.03.2006 N 274 “О местах общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территории города Ленинска-Кузнецкого“, которыми утвержден реестр мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В указанный реестр включены следующие предприятия общественного питания: кафе “Молодежное“ (<...>), кафе “Антошка“ (<...>), кафе “Апельсин“ (<...>).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации к правам и свободам человека относится право каждого на свободное использование своих способностей
и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Как следует из части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

При этом, частью 2 статьи 1 ГК РФ установлено, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации; ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (часть 3 статьи 1 ГК РФ).

Отношения по розничной продаже пива с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемых на основе пива напитков с указанным содержанием этилового спирта, участниками которых являются юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели, а также физические лица, потребляющие пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, регулируются Федеральным законом
от 07.03.2005 N 11-ФЗ “Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе“ (далее - Федеральный закон N 11-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 11-ФЗ не допускается розничная продажа пива и напитков, изготавливаемых на его основе:

- в детских, образовательных и медицинских организациях;

- на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;

- в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях;

- несовершеннолетним.

Статьей 3 Федерального закона N 11-ФЗ установлено, что не допускается потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в местах, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 2 данного Федерального закона, а несовершеннолетними, кроме того, в любых общественных местах. Органы местного самоуправления с учетом положений Федерального закона N 11-ФЗ и в порядке, устанавливаемом субъектами Российской Федерации, определяют места общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях соответствующих муниципальных образований.

Согласно статье 1 Закона Кемеровской области от 27.07.2005 N 101-ОЗ “Об установлении полномочия Коллегии Администрации Кемеровской области по установлению порядка определения органами местного самоуправления мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе“ Коллегия Администрации Кемеровской области устанавливает порядок определения органами местного самоуправления мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых
на его основе.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.11.2005 N 136 утвержден Порядок определения органами местного самоуправления мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе (далее - Порядок).

В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка перечень мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, определяется правовым актом органа местного самоуправления, принятым в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования; органы местного самоуправления определяют места общественного питания на территориях муниципальных образований и ведут соответствующие реестры.

При этом, согласно пункту 6 Порядка под местом общественного питания понимаются стационарные и нестационарные предприятия общественного питания, определяемые в соответствии с ГОСТ Р 50762-95 “Общественное питание. Классификация предприятий“, ГОСТ Р 50647-94 “Общественное питание. Термины и определения“, расположенные в местах, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 2 Федерального закона N 11-ФЗ:

- в детских, образовательных и медицинских организациях;

- на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;

- в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях.

В нарушение указанных норм Федерального закона N 11-ФЗ и постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.11.2005 N 136, постановлением администрации города Ленинска-Кузнецкого от 28.03.2006 N 274 и постановлением от 30.07.2008 N 1200 к местам общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых
на его основе, отнесены отдельно стоящие предприятия общественного питания, не расположенные в местах, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 2 Федерального закона N 11-ФЗ и в пункте 6 Порядка определения органами местного самоуправления мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.11.2005 N 136.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ целями указанного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Пунктами 1, 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 2607.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Вышеуказанные правовые акты администрации города Ленинска-Кузнецкого вступают в противоречие с указанными требованиями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, поскольку вводят ограничения при осуществлении хозяйствующими субъектами деятельности по розничной продаже пива и напитков, изготавливаемых на его основе, необоснованно (без установленных законом оснований), препятствуют осуществлению указанной деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Кемеровской области требований к хозяйствующим субъектам (к территориальному размещению
принадлежащих хозяйствующим субъектам торговых точек по продаже пива и напитков, изготавливаемых на его основе).

Приведенные администрацией города Ленинска-Кузнецкого на заседании Комиссии доводы необоснованны, поскольку часть 2 статьи 3 Федерального закона N 11-ФЗ обязывает органы местного самоуправления определять места общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях соответствующих муниципальных образований, только в порядке, устанавливаемом субъектами Российской Федерации. Указанная норма права по характеру содержащихся в ней предписаний является императивной, в том числе, в части установленного законодателем требования в отношении органов местного самоуправления действовать на основании порядка, закрепленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Установление порядка принятия органами местного самоуправления решений об определении мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, федеральным законом отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок принятия органами местного самоуправления Кемеровской области таких решений регламентирован постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.11.2005 N 136 “Об утверждении Порядка определения органами местного самоуправления мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе“. Согласно пунктам 2 и 3 Порядка, утвержденного указанным постановлением, правовым актом органа местного самоуправления, утверждается перечень мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе. При этом, порядок определения мест общественного питания указан в пункте 6 Порядка, согласно которому
к местам общественного питания относятся предприятия общественного питания, расположенные в местах, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 2 Федерального закона N 11-ФЗ. Утверждение органами местного самоуправления перечня мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, путем отнесения к таким местам предприятий общественного питания, расположенных за пределами объектов, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 2 Федерального закона N 11-ФЗ, Порядком не предусмотрено.

Комиссией установлено, что постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.11.2005 N 136 “Об утверждении Порядка определения органами местного самоуправления мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе“ принято Коллегией Администрации Кемеровской области в развитие норм Федерального закона от 07.03.2005 N 11-ФЗ “Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе“, не отменено, действует в полном объеме, следовательно, обязательно для исполнения всеми физическими лицами, хозяйствующими субъектами, органами власти и управления, проживающими (осуществляющими деятельность) на территории Кемеровской области.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:

1. Признать администрацию города Ленинска-Кузнецкого нарушившей пункты 1, 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

2. Выдать администрации города Ленинска-Кузнецкого предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Председатель комиссии

С.В.СТЕЛЬМАХ

Члены комиссии

А.С.ЛИСИНА

А.Е.ГАВРИЛОВА

А.В.ВАСИЛЬЕВА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 6 октября 2009 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Стельмах С.В. - заместитель руководителя - начальник отдела судебной

и правовой работы

Члены комиссии:

Лисина А.С. - начальник отдела контроля органов власти

Гаврилова А.Е. - главный специалист-эксперт отдела судебной и правовой

работы

Васильева А.В. - ведущий специалист-эксперт отдела судебной и правовой

работы

на основании решения от 06 октября 2009 г. по делу N 55/А-15-2009 о нарушении администрацией города Ленинска-Кузнецкого пунктов 1, 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, предписывает:

1. Администрации города Ленинска-Кузнецкого в срок до 10.11.2009 устранить нарушение антимонопольного законодательства, а именно: отменить постановление от 28.03.2006 N 274 “О местах общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территории города Ленинска-Кузнецкого“, а также постановление от 30.07.2008 N 1200 “О внесении изменения в постановление администрации города от 28.03.2006 N 274 “О местах общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территории города Ленинска-Кузнецкого“.

2. Представить в Кемеровское УФАС России в срок до 17.11.2009 письменные доказательства исполнения настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель комиссии

С.В.СТЕЛЬМАХ

Члены комиссии

А.С.ЛИСИНА

А.Е.ГАВРИЛОВА

А.В.ВАСИЛЬЕВА