Законы и постановления РФ

Решение Управления ФАС по Кемеровской области от 01.07.2009 <О нарушении антимонопольного законодательства в части требования от грузополучателей заключения договоров на промывку вагонов>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 1 июля 2009 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - комиссия) в составе:

Председателя комиссии

Симаковой К.В. - заместителя руководителя управления

Членов комиссии

Бахановой В.В. - начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи

Гилевой И.С. - главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта

и связи

Гавриловой А.Е. - главного специалиста-эксперта отдела судебной и

правовой работы

Князевой Я.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела судебной и

правовой работы

при участии:

<...> - представителя открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ (по доверенности);

<...> - представителя открытого акционерного общества “Российские железные дороги“;

<...> - представителя Кемеровского открытого акционерного общества “Азот“ (по доверенности);

<...> - представителя Кемеровского открытого акционерного общества “Азот“ (по доверенности);

<...> - представителя Кемеровского открытого акционерного общества “Азот“ (по доверенности),

рассмотрев дело N 19/А-10-2009, возбужденное по признакам нарушения открытым акционерным обществом “Российские железные дороги“ (в лице филиала Западно-Сибирской железной дороги) п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, установила:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области 03.02.2009 поступило заявление Кемеровского открытого акционерного общества “Азот“ (далее - КОАО “Азот“) о наличии в действиях открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ (в лице филиала Западно-Сибирской железной дороги) (далее - ОАО “РЖД“) признаков нарушения антимонопольного законодательства.

По мнению заявителя, нарушение со стороны ОАО “РЖД“ выразилось в требовании от грузополучателей заключения договоров на промывку вагонов из под выгрузки селитры аммиачной. ОАО “РЖД“ запретило отправление порожних вагонов на станцию приписки, обязало отправлять вагоны на промывку, на станцию Мочище Западно-Сибирской железной дороги.

Рассмотрение дела N 19/А-10-2009 было назначено на 06.05.2009.

В обосновании своей позиции представитель ОАО “РЖД“ привел следующие
доводы: селитра аммиачная обладает свойствами, вследствие которых перевозка данного груза железнодорожным транспортом должна осуществляться в соответствии с требованиями Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденным на пятнадцатом заседании Совета по железнодорожному транспорту 05.04.1996 (далее - ППОГ), как окисляющего вещества 5 класса опасности. ППОГ не предусмотрена обязательная промывка крытых вагонов после выгрузки из них селитры аммиачной, как опасного груза. Однако, в соответствии с п. 10 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных приказом МПС от 18.06.2003 N 46 (далее - Правила очистки и промывки вагонов) вагоны после выгрузки грузополучателями имеющих отвратительный запах и загрязняющих вагоны грузов, подлежат промывке. Согласно Перечню грузов, после выгрузки которых должна производиться промывка, вагоны после выгрузки минеральных удобрений подлежат промывке. КОАО “Азот“ осуществляет перевозку селитры аммиачной в собственных универсальных крытых вагонах модели 11-066-05, согласно классификатору - универсальные крытые 4-осные вагоны. В данных вагонах могут перевозиться различные грузы, поэтому промывка вагонов обязательна.

Из пояснений представителя КОАО “Азот“ следует, что в собственных универсальных крытых вагонах перевозится только селитра аммиачная и только в упакованном виде, что подтверждается заявкой на курсирование, в которой указаны номера вагонов и наименование груза. После выгрузки селитры аммиачной вагоны простаивают на станциях грузополучателей, ОАО “РЖД“ не отправляет их на станцию приписки, требуя заключения договора на промывку вагонов. В связи с тем, что ОАО “РЖД“ отправляет вагоны для промывки на станцию Мочище Западно-Сибирской железной дороги, увеличивается пробег порожних вагонов, за что взимается дополнительная провозная плата. Кроме того, в соответствии с п. 10 Правил очистки и промывки вагонов Перечень опасных грузов, после которых требуется
промывка вагонов, определяется ППОГ.

Представитель ОАО “УК “Кузбассразрезуголь“ (далее - ОАО “УК “КРУ“) на заседании комиссии 06.05.2009 пояснил, что ОАО “УК “КРУ“ осуществляет доставку в адрес дочерних и аффилированных обществ вагоны, груженные аммиачной селитрой. С 01.01.2008 ОАО “РЖД“ ввело новые ставки в единый прейскурант на услуги, связанные с перевозкой грузов, оказываемые ОАО “РЖД“ на Западно-Сибирской железной дороге, в том числе туда включена оплата за промывку, а также плата за вагонные километры от станции выгрузки, до станции нахождения промывочного пункта. 16.01.2009 в адрес ООО “КРУ-Взрывпром“ - аффилированное предприятие ОАО “УК “КРУ“ поступило письмо от КОАО “Азот“ с просьбой не заключать договор на промывку вагонов, принадлежащих на праве собственности КОАО “Азот“. <...>

В связи с необходимостью истребования дополнительной информации для рассмотрения дела N 19/А-10-2009 определением от 06.05.2009, рассмотрение дела было отложено до 19.05.2009.

Представителем ОАО “УК “КРУ“ 19.05.2009 в адрес Кемеровского УФАС России было направлено ходатайство о рассмотрении дела N 19/А-10-2009 в отсутствие представителя ОАО “УК “КРУ“.

Ходатайство ОАО “УК “КРУ“ было удовлетворено комиссией Кемеровского УФАС России.

19.05.2009 на заседании комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела N 19/А-10-2009 представителем ОАО “РЖД“ заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела для представления сведений и документов, свидетельствующих о промывке вагонов КОАО “Азот“ на станции Мочище Западно-Сибирской железной дороги.

Ходатайство ОАО “РЖД“ удовлетворено комиссией Кемеровского УФАС России.

Определением от 19.05.2009 рассмотрение дела 19/А-10-2009 назначено на 17.06.2009.

В связи с непредставлением информации, запрошенной в определении об отложении дела от 19.05.2009 рассмотрение дела N 19/А-10-2009 перенесено на 01.07.2009.

01.07.2009 на заседании комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела N 19/А-10-2009 представители ОАО “УК “КРУ“ не явились, о
месте и времени рассмотрения дела N 19/А-10-2009 извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствии.

Представителем ОАО “РЖД“ на заседании комиссии заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела N 19/А-10-2009 в связи с необходимостью получения ответа Сибирского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Ходатайство ОАО “РЖД“ комиссией Кемеровского УФАС России отклонено, в связи с тем, что в материалах дела имеются заключения Сибирского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Российской Федерации, направлявшееся в адрес КОАО “Азот“ и в адрес Кемеровского УФАС России.

Согласно ответам Сибирского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта (N РСиб-144 от 24.02.2009, N РСиб-160 от 03.03.2009) ППОГ не предусматривают обязательную промывку после выгрузки вагонов собственника задействованных в перевозке опасных грузов одного наименования (аммиачная селитра), если вагоны, принадлежащие грузоотправителю (грузополучателю), приписаны к станциям постоянной погрузки, выгрузки (пункт 2.1.22 ППОГ).

На заседании комиссии 01.07.2009 в подтверждение своей позиции представитель ОАО “РЖД“ дополнительно пояснил: согласно ст. 44 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ “Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации“ (далее - Устав) после выгрузки грузов вагоны в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи, а после выгрузки грузов, имеющих отвратительный запах и загрязняющие вагоны, промываются грузополучателями. Перечень таких грузов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. При отсутствии у грузополучателей возможности для промывки вагонов их промывку могут обеспечивать перевозчики либо иные юридические лица или индивидуальные предприниматели в соответствии с договором. При нарушении требований, указанных в ст. 44 Устава, перевозчики имеют право
не принимать от грузополучателей после выгрузки или слива вагоны, контейнеры впредь до выполнения указанных требований.

Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (в частности, п. 10 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров) установлено, что в соответствии со статьей 44 Устава после выгрузки грузополучателем имеющих отвратительный запах и загрязняющих вагоны грузов вагоны промываются грузополучателями. Перечень грузов, после выгрузки которых должна производиться промывка крытых вагонов, приведен в приложении к данным Правилам, в которых указаны “удобрения химические и минеральные“.

Селитра аммиачная по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) и Единой тарифно-статистической номенклатуре грузов (ЕТСНГ) относится к минеральным удобрениям.

По мнению ОАО “РЖД“ документы, а именно: копии дорожных ведомостей, пересылочных накладных (ведомостей), актов общей формы о задержке для промывки порожних вагонов и об их промывке, нарядов на промывку вагонов, ведомостей подачи и уборки вагонов, памяток приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, подтверждают факт промывки вагонов принадлежащих на праве собственности КОАО “Азот“ после выгрузки селитры аммиачной на ДПС Мочище ст. Сокур и правомерность взимания провозной платы.

Представитель ОАО “РЖД“ утверждает, что в соответствии с п. 1.6 Правил пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС РФ от 17.06.2003 N 24 (далее - Правила пломбирования вагонов и контейнеров), допускается использование, помимо запорно-пломбировочного устройства (далее - ЗПУ), закруток на порожние, в том числе после промывки, вагоны.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия установила следующее:

ОАО “РЖД“ создано в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 N 585 “О создании открытого акционерного общества “Российские железные дороги“, является субъектом естественной монополии в сфере грузовых железнодорожных перевозок и использовании инфраструктуры железнодорожного транспорта общего
пользования.

Между КОАО “Азот“ и ООО “Кузбассразрезуголь - Взрывпром“ заключен договор N 3700/ОСб/4 от 17.12.2008 на отправку селитры аммиачной. Перевозка селитры аммиачной осуществляется, как в вагонах принадлежащих ОАО “РЖД“, так и в вагонах принадлежащих КОАО “Азот“.

ООО “ Кузбассразрезуголь - Взрывпром“ осуществляет взрывные работы на участках взрывных работ угольных разрезов филиалов ОАО Угольная компания “Кузбассразрезуголь“: Кедровский, Моховский, Сартакинский, Караканский, Бачатский, Краснобродский, Вахрушевский, Талдинский, Ерунаковский, Калтанский, Осинниковский, Таежный.

Между ОАО “УК “КРУ“ и ОАО “РЖД“ в лице начальника дирекции по управлению терминально-складским комплексом - структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО “РЖД“ заключен договор транспортной экспедиции N Д-352МЧ-2/08-ДМЮ от 11.04.2008.

Предметом договора является обязанность со стороны ОАО “РЖД“ выполнять или организовывать восполнение определенных договором и приложением к нему транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой грузов ОАО “УК “КРУ“ железнодорожным транспортом, а ОАО “УК “КРУ“ обязуется оплачивать вышеуказанные услуги. Перечень и стоимость услуг, оказываемых ОАО “РЖД“, приведены в приложении N 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора. Вид, объем услуг, оказываемых по договору, определяются в заявке ОАО “УК “КРУ“, являющейся неотъемлемой частью договора. Срок действия договора до 31.12.2008.

По поручению ОАО “УК “КРУ“ ОАО “РЖД“ обеспечивает выполнение услуг в соответствии с договором и заявкой.

До 2008 года возврат порожних вагонов, принадлежащих КОАО “Азот“ на праве собственности, после выгрузки селитры аммиачной производился без промывки данных вагонов.

В 2008 г. ОАО “РЖД“ запретило отправлять вагоны, принадлежащие КОАО “Азот“ на праве собственности после выгрузки селитры аммиачной на станцию приписки, требуя заключения договора на их промывку.

Договор транспортной экспедиции между ОАО “УК “КРУ“ и ОАО “РЖД“ в лице начальника дирекции по управлению терминально-складским комплексом -
структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО “РЖД“ был заключен 11.04.2008, со сроком действия договора до 31.12.2008.

Ввиду отсутствия договора на промывку вагонов на 2009 год с января 2009 г. на станциях Тырган и Разрез простаивало 55 вагонов, принадлежащих КОАО “Азот“ на праве собственности.

Представленными ОАО “УК “КРУ“ ведомостями подачи и уборки вагонов за январь - март 2009 г. на станции Разрез Западно-Сибирской железной дороги с приложением квитанций о приеме груза, подтверждается довод ОАО “УК “КРУ“ о простое вагонов (в некоторых случаях срок простоя достигал одного месяца, например: вагон N 52539772 зачислен на станцию 01.01.2009, снят - 05.02.2009, вагон N 52662293 зачислен на станцию 05.03.2009, снят - 21.03.2009).

01.03.2009 ОАО “УК “КРУ“ и ОАО “РЖД“ по инициативе последнего был заключен договор транспортной экспедиции на срок до 31.12.2009.

Перечень и стоимость услуг, оказываемых ОАО “РЖД“ по данному договору, приведены в приложении N 1, являющемся неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

По поручению ОАО “УК “КРУ“ выполняется промывка вагонов в соответствии с данным договором и заявкой, которая является неотъемлемой частью договора.

Комиссия Кемеровского УФАС России на основании документов, представленных ОАО “РЖД“ не считает возможным сделать однозначный вывод о факте промывки вагонов, принадлежащих КОАО “Азот“ на праве собственности на станции Мочище Западно-Сибирской железной дороги. Согласно п. 1.6 Правил пломбирования вагонов и контейнеров порожние вагоны и контейнеры после выгрузки из них грузов пломбируются ЗПУ или запираются закрутками в порядке, установленном для загруженных вагонов. В представленных ОАО “РЖД“ дорожных ведомостях отсутствуют сведения о замене ЗПУ на станции промывки.

В представленных КОАО “Азот“ транспортных железнодорожных накладных (форма ГУ-27) отсутствует календарные штемпели, сведения о
запорно-пломбировочном устройстве станции Мочище, кроме того, не приложены Акты общей формы (форма ГУ-23).

Согласно представленной переписке, 23.10.2008, 12.01.2009, 29.01.2009 КОАО “Азот“ были направлены в адрес филиала “Западно-Сибирская железная дорога“ письма N 6649, N 140/755, N 428 с возражениями на требования о включении в договор транспортной экспедиции условия о промывке вагонов, принадлежащих КОАО “Азот“ на праве собственности.

В своем ответе N МО/2345 от 29.10.2008 на письмо КОАО “Азот“ от 23.10.2008 филиал “Западно-Сибирская железная дорога“ сообщил об отклонении требований КОАО “Азот“ со ссылкой на п. 10 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров, согласно которому вагоны после выгрузки грузополучателями имеющих отвратительный запах и загрязняющих вагоны грузов, подлежат промывке. Согласно Перечню грузов, после выгрузки которых должна производиться промывка, вагоны после выгрузки минеральных удобрений подлежат промывке.

В связи с тем, что статьей 44 Устава ответственность по промывке вагонов после выгрузки данного груза возлагается на грузополучателей, промывка вагонов на промывочных предприятиях дороги осуществляется посредством договорных отношений с ними.

В письме филиала “Западно-Сибирская железная дорога“ N МО-40/2141 от 15.04.2009 (ответ на N 428 от 29.01.2009) в адрес КОАО “Азот“ сказано, что крытые вагоны собственности КОАО “Азот“ используются исключительно для перевозки аммиачной селитры, то промывка данных вагонов может осуществляться КОАО “Азот“ по договору с получателями груза. На основании данных договоров будут направлены разрешающие телеграммы на станции выгрузки о порядке направления вагонов на промывку в адрес КОАО “Азот“.

Признавая условия договора транспортной экспедиции невыгодными, антимонопольный орган основывался на следующем: в соответствии с Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом и ГОСТом 19433-88 “Грузы опасные. Классификация и маркировка“ аммиачная селитра относится к пятому
классу опасности и является опасным к перевозке грузом.

Согласно ППОГ селитра аммиачная относится к подклассу 5.1 - “окисляющие вещества“.

По Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 301 “селитра аммиачная“ код 21 8111 относится к минеральным удобрениям.

Следовательно, селитра аммиачная обладает свойствами, вследствие которых перевозка данного груза железнодорожным транспортом должна осуществляться в соответствии с требованиями ППОГ, как окисляющего вещества 5 класса опасности и промывка крытых вагонов после выгрузки из них селитры аммиачной, как опасного груза, не обязательна.

В соответствии со ст. 44 Устава “После выгрузки грузополучателем имеющих отвратительный запах и загрязняющих вагоны грузов вагоны промываются грузополучателем. Перечень таких грузов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта“.

При отсутствии у грузополучателя возможностей для промывки вагонов их промывку могут обеспечивать перевозчики либо иные юридические лица в соответствии с договором.

Согласно п. 10 Правил очистки и промывки вагонов перечень опасных грузов, после выгрузки которых требуется промывка, определяется ППОГ.

В соответствии с п. 2.1.25 ППОГ промывка вагонов класса селитра аммиачная производится только после выгрузки опасных грузов из вагонов общего парка ОАО “РЖД“.

В соответствии с п. 2.1.27 ППОГ приписанные к пунктам погрузки вагоны после выгрузки и очисти от остатков перевозимых грузов, должны направляться на станцию приписки по полным перевозочным документам. Промывка таких вагонов требуется только при отправлении их в ремонт.

Вагоны КОАО “Азот“ используются только для перевозки селитры аммиачной, что подтверждается заявкой на курсирование данных вагонов.

Согласно заключению управления Роспотребнадзора по Кемеровской области N 3262-7-гт от 01.06.2009 аммиачная селитра зарегистрирована в Российском регистре потенциально опасных химических и биологических веществ (РПОХБВ), регистрационный номер АТ 000054. По физико-химическим показателям (пункт 1.7 регистрационной карты на данное вещество) запах - отсутствует.

Так как, после выгрузки селитры аммиачной, из вагонов принадлежащих КОАО “Азот“ на праве собственности отвратительный запах отсутствует, промывка данных вагонов не требуется.

Исходя из вышеизложенного, комиссия пришла к выводу, что навязывание со стороны ОАО “РЖД“ грузополучателям невыгодных условий договора, касающихся промывки вагонов, принадлежащих на праве собственности Кемеровскому открытому акционерному обществу “Азот“ после выгрузки селитры аммиачной является злоупотреблением ОАО “РЖД“ доминирующим положением на рынке услуг грузоперевозок железнодорожным транспортом и приводит к увеличению расходов как КОАО “Азот“, так и ОАО “УК “КРУ“.

Вышеуказанные действия ОАО “РЖД“ квалифицируются как нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона “О защите конкуренции“.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, решила:

1. Признать ОАО “РЖД“ нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона “О защите конкуренции“.

2. Выдать ОАО “РЖД“ предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Председатель комиссии

К.В.СИМАКОВА

Члены комиссии

В.В.БАХАНОВА

И.С.ГИЛЕВА

А.Е.ГАВРИЛОВА

Я.А.КНЯЗЕВА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 1 июля 2009 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - комиссия) в составе:

Председателя комиссии

Симаковой К.В. - заместителя руководителя управления

Членов комиссии

Бахановой В.В. - начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи

Гилевой И.С. - главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта

и связи

Гавриловой А.Е. - главного специалиста-эксперта отдела судебной и

правовой работы

Князевой Я.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела судебной и

правовой работы

Руководствуясь статьей 23, часть 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ на основании своего решения от 1 июля 2009 г. по делу N 19/А-10-2009 о нарушении ОАО “РЖД“ (в лице филиала Западно-Сибирской железной дороги) (107174<...>) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ предписывает:

1. ОАО “РЖД“ (в лице филиала Западно-Сибирской железной дороги) прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, а именно: навязывание грузополучателям невыгодных условий договора, касающихся промывки вагонов, принадлежащих на праве собственности Кемеровскому открытому акционерному обществу “Азот“, после выгрузки селитры аммиачной.

2. Представить в Кемеровское УФАС России в срок до 01.10.2009 доказательства исполнения настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель комиссии

К.В.СИМАКОВА

Члены комиссии

В.В.БАХАНОВА

И.С.ГИЛЕВА

А.Е.ГАВРИЛОВА

Я.А.КНЯЗЕВА