Законы и постановления РФ

Решение Кемеровского областного суда от 22.07.2004 N 3-189/04 <О признании недействующим в части пункта 1 статьи 1 Закона Кемеровской области от 24.07.2001 N 81-ОЗ “О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности государственной службы Кемеровской области, и лиц, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов государственной власти Кемеровской области“>

КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 22 июля 2004 г. по делу N 3-189/04

Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд в составе:

председательствующего Шалагиной О.В.,

при секретаре Г.О.Г.,

с участием прокурора Байдиковой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 22 июля 2004 года дело по заявлению прокурора Кемеровской области о признании в части противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Кемеровской области от 24.07.2001 N 81-ОЗ “О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности государственной службы Кемеровской области, и лиц, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов государственной власти Кемеровской области“,

установил:

Прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующим в части пункта
1 статьи 1 Закона Кемеровской области от 24.07.2001 N 81-ОЗ “О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности государственной службы Кемеровской области, и лиц, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов государственной власти Кемеровской области“.

Требования обоснованы тем, что Закон области в оспариваемой части противоречит п. 1 ст. 17 Федерального закона “Об основах государственной службы Российской Федерации“.

Названный Закон области регулирует вопросы оплаты труда государственных служащих, занимающих государственные должности, и технического персонала. Нормы этого Закона являются определяющими, наряду с федеральными, для регулирования вопроса денежного содержания государственных служащих. Поэтому закон области должен соответствовать федеральному законодательству.

Просит признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункт 1 статьи 1 Закона области “О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности государственной службы Кемеровской области, и лиц, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов государственной власти Кемеровской области“ в части включения в денежное содержание государственного служащего материальной помощи.

В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском процессе прокуратуры Кемеровской области Байдикова О.Г. предъявленное требование поддержала, просила признать названный Закон области в оспариваемой части противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента его принятия.

Представитель Совета народных депутатов Кемеровской области Р.Т.В., действующая на основании доверенности от 9.07.2004, заявленные требования признала, пояснив, что 9.07.2004 Советом народных депутатов Кемеровской области принят Закон Кемеровской области, которым в оспариваемый Закон области внесены изменения, согласно которым п. 1 ст. 1 Закона области от 24.07.2001 изложен в новой редакции, не предусматривающей включения в денежное содержание государственных служащих материальной помощи. Но этот Закон до настоящего времени не подписан Губернатором Кемеровской области.

Представитель Губернатора Кемеровской области Ч.Е.В., действующая на
основании доверенности от 21.07.2004, требования прокурора считает обоснованными.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что 18 июля 2001 г. Советом народных депутатов Кемеровской области принят Закон N 81-ОЗ “О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности государственной службы Кемеровской области, и лиц, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов государственной власти Кемеровской области“, подписан исполняющим обязанности Губернатора Кемеровской области 24.07.2001, официально опубликован в “Законодательном вестнике Совета народных депутатов Кемеровской области“ 30.07.2001, том 1. В настоящее время Закон действует в редакции Законов области от 24.12.2001 N 131-ОЗ, от 17.06.2002 N 43-ОЗ, от 18.07.2002 N 61-ОЗ, от 11.12.2002 N 102-ОЗ, от 8.04.2003 N 15-ОЗ.

В соответствии с пунктами “а“, “б“, “к“, “н“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации обеспечение соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, защита прав и свобод человека и гражданина, трудовое законодательство и установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Оспариваемое положение Закона Кемеровской области “О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности государственной службы Кемеровской области, и лиц, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов государственной власти Кемеровской области“ определяет особенности трудовых отношений государственных служащих в Кемеровской области. Данное регулирование в силу статьи 72 (пункты “к“, “н“ части 1) Конституции Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и
ее субъектов.

Статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: настоящим Кодексом; иными федеральными законами; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Согласно ч. 1 ст. 6 Трудового кодекса РФ, устанавливающей разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений, к ведению федеральных органов государственной власти относится, в частности, принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих основы правового регулирования трудовых отношений, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников).

В ч. 2 ст. 6 ТК РФ предусмотрена возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти.

Согласно ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с
семейными обязанностями, молодежи, государственных служащих и других) устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Федеральным законом, регулирующим правовое положение государственных служащих, является Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации“ (с изменениями), в пункте 3 статьи 4 которого закреплено, что на государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Пунктом 1 статьи 1 Закона Кемеровской области от 24.07.2001 установлен состав денежного содержания государственных служащих государственной службы Кемеровской области, в который, согласно подпункту “е“, включена материальная помощь.

Указанное положение Закона области противоречит действующему федеральному законодательству.

Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона “Об основах государственной службы Российской Федерации“ государственному служащему гарантируются денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 2 ч. 1).

То есть законодатель четко отграничил денежное содержание от иных выплат.

В статье 17 названного Федерального закона определено, что включает в себя денежное содержание федерального государственного служащего, а также государственного служащего субъекта Российской Федерации. Частью 1 данной статьи установлено, что денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы.

Таким образом, материальная помощь не входит в денежное содержание государственного служащего. Однако она может быть отнесена к иным выплатам.

Материальная помощь не входит в состав заработка, поскольку не обусловлена системой оплаты труда, что следует из норм раздела 6 Трудового кодекса Российской Федерации и других положений действующего законодательства Российской Федерации.

При таких данных суд
считает, что оспариваемое положение Закона области противоречит федеральному законодательству.

В силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для признания Закона области от 24 июля 2001 года N 81-ОЗ “О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности государственной службы Кемеровской области, и лиц, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов государственной власти Кемеровской области“ в оспариваемой части противоречащим Трудовому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону “Об основах государственной службы Российской Федерации“ и недействующим в этой части со дня принятия оспариваемого закона.

Суд считает целесообразным признать названный выше Закон области недействующим в оспариваемой части с указанного выше времени, поскольку оспариваемый Закон области принят в период действия Федерального закона “Об основах государственной службы Российской Федерации“, положениям которого он противоречит.

В соответствии с п. 3 ст. 253 ГПК РФ суд считает необходимым обязать Совет народных депутатов Кемеровской области опубликовать сообщение о данном решении в “Законодательном вестнике Совета народных депутатов Кемеровской области“ в течение 10 дней со дня его вступления в законную силу, поскольку оспариваемый нормативный акт был официально опубликован в данном печатном издании.

“Законодательный
вестник Совета народных депутатов Кемеровской области“ является официальным печатным изданием Совета народных депутатов Кемеровской области в соответствии с положениями ч. 1 ст. 93 Регламента Совета народных депутатов Кемеровской области, утвержденного постановлением Совета народных депутатов Кемеровской области от 17.09.1999 N 143, и ч. 1 ст. 32 Закона Кемеровской области от 23.06.2003 N 33-ОЗ “О законодательной деятельности в Кемеровской области“.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с Совета народных депутатов Кемеровской области в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 1000 р.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Кемеровской области удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закон Кемеровской области от 24 июля 2001 г. N 81-ОЗ “О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности государственной службы Кемеровской области, и лиц, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов государственной власти Кемеровской области“ (в редакции Законов Кемеровской области от 24.12.2001 N 131-ОЗ, от 17.06.2002 N 43-ОЗ, от 18.07.2002 N 61-ОЗ, от 11.12.2002 N 102-ОЗ) в части подпункта “е“ пункта 1 статьи 1, предусматривающего включение материальной помощи в денежное содержание государственных служащих государственной службы Кемеровской области, со дня его принятия.

Обязать Совет народных депутатов Кемеровской области опубликовать сообщение о данном решении в “Законодательном вестнике Совета народных депутатов Кемеровской области“ в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Совета народных депутатов Кемеровской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Кемеровского областного суда

О.В.ШАЛАГИНА