Законы и постановления РФ

Соглашение между Администрацией Кемеровской области и Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса от 04.06.2004 “Кузбасское Соглашение между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, Администрацией Кемеровской области и работодателями области на 2004 - 2006 г.г.“

Вступил в силу с 4 июня 2004 года (пункт 8.2 данного документа).

АДМИНИСТРАЦИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЗБАССА

СОГЛАШЕНИЕ

от 4 июня 2004 года

КУЗБАССКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЗБАССА,

АДМИНИСТРАЦИЕЙ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ И РАБОТОДАТЕЛЯМИ ОБЛАСТИ

НА 2004 - 2006 Г.Г.

Общие положения

Федерация профсоюзных организаций Кузбасса (далее - профсоюзы), структурные подразделения Администрации Кемеровской области и отраслевые органы государственной власти Кемеровской области (далее - Администрация), работодатели области (далее - работодатели), действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, руководствуясь Законом Российской Федерации “О коллективных договорах и соглашениях“, Федеральными законами “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности“, “Об объединениях работодателей“, Законом Кемеровской области “О трехсторонних комиссиях
по регулированию социально-трудовых отношений“ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и области заключили настоящее Соглашение, определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений на региональном уровне в 2004 - 2006 годах.

Стороны Соглашения считают, что в предстоящий период главной целью социальной политики области должно стать создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, снижение уровня социального неравенства, повышение доходов населения, обеспечение необходимого жизненного уровня на основе развития экономики области, социальных гарантий работникам, жителям области.

Стороны Соглашения намеренны добиваться развития своих взаимоотношений на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.

При этом настоящее Соглашение рассматривается как основа для переговоров в отраслях, муниципальных образованиях и организациях для заключения соглашений и коллективных договоров. Обязательства и гарантии, включенные в данное Соглашение, являются минимальными для сторон Соглашения и присоединившихся к нему организаций и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.

Для достижения поставленных задач Стороны в пределах своих полномочий берут на себя следующие обязательства:

I. Развитие системы социального партнерства

Стороны обязуются

1.1. В целях дальнейшего развития системы социального партнерства, повышения роли областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений проводить консультации по вопросам разработки и реализации мероприятий, направленных на регулирование социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, а также предварительное обсуждение проектов областных законов и иных нормативно-правовых актов по вопросам социально-трудовых отношений, областных программ в сфере труда, занятости населения и социального обеспечения.

1.2. Принимать участие в заключении и реализации территориальных, отраслевых соглашений и коллективных договоров. Способствовать созданию отраслевых и территориальных объединений работодателей и территориальных объединений профсоюзов.

1.3. Участвовать в работе областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений и способствовать созданию аналогичных территориальных комиссий.

1.4. Содействовать предотвращению и урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов).

1.5. Периодически информировать друг друга о выполнении настоящего Соглашения.

1.6. Не менее чем за 10 рабочих дней письменно информировать Стороны о проектах решений по социально-трудовым вопросам.

1.7. Регулярно обмениваться аналитическими, информационными и другими оперативными материалами по социально-трудовым вопросам на безвозмездной основе по согласованию.

1.8. Стороны Соглашения при необходимости готовят предложения по проектам нормативных, правовых актов Кемеровской области.

1.9. Обеспечивать создание и выход в областных средствах массовой информации информационных программ, публикаций о деятельности сторон по развитию социального партнерства.

1.10. Проводить социальную экспертизу разрабатываемых региональных целевых и инвестиционных программ.

Профсоюзы

1.11. Выступать инициаторами заключения коллективных договоров в организациях всех форм собственности, а также территориальных, отраслевых соглашений.

1.12. Продолжить работу по восстановлению утраченных и созданию новых первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, особенно в негосударственном секторе экономики.

1.13. Не выступать организаторами и не поддерживать проведение забастовок и иных массовых выступлений работающих в период действия настоящего Соглашения при условии выполнения взятых Сторонами обязательств.

1.14. Оказывать консультационную, методическую и практическую помощь при заключении и выполнении коллективных договоров и соглашений на территориальном уровне.

Администрация

1.15. Содействовать функционированию областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

1.16. Осуществлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке уведомительную регистрацию коллективных договоров, отраслевых и территориальных соглашений.

1.17. Предоставлять возможность Сторонам Соглашения принимать участие в проводимых мероприятиях (коллегиях, совещаниях, проверках) по вопросам, носящим социально-экономическую направленность.

Работодатели

1.18. Не препятствовать созданию первичных профсоюзных организаций на предприятиях, в учреждениях, организациях. Создавать благоприятные условия для их деятельности.

1.19. Не препятствовать заключению коллективных договоров и обеспечить их своевременную уведомительную регистрацию в органах по труду по месту нахождения организации.

1.20. Обеспечивать ежемесячное
и бесплатное перечисление на счета профсоюзных организаций членских профсоюзных взносов из заработной платы работников на основании письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюзов.

1.21. Не реже одного раза в полугодие выступать с отчетом на общем собрании (конференции) работников организации о выполнении коллективного договора в соответствии с колдоговором.

II. Стабилизация экономики, развитие производства

Стороны обязуются

2.1. Совместно вырабатывать меры по поддержке отраслей экономики области и содействовать реализации комплексных программ развития этих отраслей.

Профсоюзы

2.2. Путем заключения соглашений и коллективных договоров добиваться стабилизации производства, вовлечения работников в процессы повышения производительности труда и улучшения качества продукции, способствовать укреплению трудовой и технологической дисциплины, развитию трудового соревнования.

2.3. Осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных актов, обеспечивающих защиту интересов трудовых коллективов, работников при приватизации организаций, а также при перепрофилировании, ликвидации (банкротстве) организаций с точки зрения интересов работников.

Администрация

2.4. Систематически анализировать состояние дел и прогнозировать экономическую ситуацию в отраслях экономики области.

2.5. Ежегодно формировать областной заказ на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд за счет средств областного бюджета.

2.6. Создавать благоприятные условия для развития торговли, предусматривая приоритеты местным товаропроизводителям, оказывать помощь и содействие в продвижении их продукции на областной потребительский рынок.

2.7. Добиваться выделения средств господдержки за счет федерального бюджета на угольную отрасль в объемах, необходимых для создания безопасных условий труда, технического перевооружения отрасли и ликвидацию экологических последствий ведения горных работ. Осуществлять контроль за целевым использованием этих средств.

2.8. Содействовать развитию малого предпринимательства в области.

2.9. Принимать меры по устранению административных барьеров при работе организаций с органами лицензирования, регистрации, сертификации, контроля и надзора.

2.10. Ежегодно представлять и защищать бюджетные заявки по федеральным целевым программам.

2.11. Содействовать развитию и модернизации отраслей экономики,
созданию новых высокоэффективных технологий и производств.

2.12. Обеспечивать рациональное использование бюджетных ассигнований на капитальное строительство, направлять максимум финансовых ресурсов на завершение строительства важнейших пусковых объектов, утвержденных в федеральных и областных программах.

2.13. Содействовать привлечению негосударственных инвестиций в экономику области.

2.14. Программно-целевыми методами способствовать решению наиболее острых проблем малых и средних городов, имеющих недостаточно развитый экономический потенциал и особенно нуждающихся в структурной перестройке.

2.15. Обеспечить реализацию Концепции стратегического развития Кемеровской области на период до 2010 года.

2.16. При реформировании отраслей экономики добиваться сохранения за организациями области статуса юридических лиц, необходимых прав и финансовых средств, в том числе и путем заключения с управляющими компаниями долгосрочных соглашений по финансовым, социальным и другим вопросам, с целью защиты интересов области и работников реформируемых организаций.

Работодатели

2.17. Принимать необходимые меры по стабилизации экономического положения организаций, разрабатывать и реализовывать программы по их развитию и финансовому оздоровлению, обеспечивать загрузку мощностей и увеличение объемов производства, повышать конкурентоспособность выпускаемой продукции.

2.18. Регулярно отчитываться перед трудовыми коллективами о текущей финансово-экономической деятельности организаций, о ходе реализации планов и программ социально-экономического развития в соответствии с коллективными договорами, обеспечивать участие работников в управлении организациями.

III. Развитие рынка труда и содействие

занятости населения

Стороны обязуются

3.1. Участвовать в разработке и реализации комплекса мер, направленных на повышение эффективности занятости населения, в том числе разработке и реализации региональной программы содействия занятости населения. В случае угрозы массовой безработицы на основе взаимных консультаций принимать экстренные меры, направленные на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников.

3.2. Содействовать незанятым трудовой деятельностью гражданам в организации собственного дела, развитии личных подсобных хозяйств.

3.3. Координировать действия по привлечению финансовых ресурсов на осуществление мер, связанных с регулированием рынка труда
и содействием занятости.

Профсоюзы

3.4. Осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в области занятости населения.

3.5. Путем заключения территориальных соглашений и коллективных договоров организаций добиваться: создания новых рабочих мест при сокращении штата в случае проведения реорганизации предприятия, создания необходимых условий для подготовки, переобучения, повышения квалификации работников, в том числе намеченных к высвобождению в связи с сокращением численности (штата), заключения с работниками (с их согласия) договоров о повышении квалификации, переобучении и профессиональном обучении без отрыва от производства в пределах установленной продолжительности рабочего времени, создания дополнительных рабочих мест для лиц, которым необходима социальная защита, выработки системы мер материальной поддержки работников, высвобождаемых в организациях.

3.6. Предоставлять бесплатную консультативную и правовую помощь профсоюзным организациям, работникам - членам профсоюза по вопросам занятости и трудовых отношений и защиту в судебных органах по этим вопросам.

Администрация

3.7. Содействовать формированию инфраструктуры рынка труда (создавать систему управления человеческими ресурсами, охватывающую вопросы формирования, развития, движения, качества рабочей силы).

3.8. В случае массового увольнения работников и затруднения в их дальнейшем трудоустройстве Администрация области, по предложению органов службы занятости, профсоюзных органов, иных представительных органов работников может приостановить на срок до шести месяцев решение об увольнении работников или принимать решение о проведении поэтапного их увольнения в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет соответствующих бюджетов.

3.9. Готовить предложения по Кемеровской области по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности с участием профсоюзных органов.

3.10. Содействовать развитию системы информационного обеспечения рынка труда, доступности информации по вопросам занятости для населения и работодателей.

3.11. Разрабатывать прогноз потребности организаций области в рабочих и специалистах с целью
увязки потребности с объемами подготовки профессионального образования.

Работодатели

3.12. В случае массового сокращения предоставлять увольняемым работникам возможность переобучения профессиям (необходимым для организации) до наступления срока расторжения трудового договора, совместно с центрами занятости.

3.13. Принимать конкретные меры по наиболее эффективному использованию имеющихся рабочих мест и созданию новых.

3.14. Продолжить работу по более широкому привлечению учащихся и студентов на временную работу с полным и неполным рабочим днем в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

3.15. Заключать договоры о сотрудничестве с профессиональными училищами и профессиональными лицеями на подготовку молодых квалифицированных рабочих на период до 3 лет, согласовывая с ними заявки по профессиям на каждый календарный год.

3.16. Оказывать поддержку учреждениям начального профессионального образования в развитии материально-технической базы, проведении производственной практики учащихся, стажировке мастеров производственного обучения и преподавателей в соответствии с заключенными договорами. Производить доплату к заработной плате мастерам производственного обучения, устанавливать доплаты к стипендиям учащихся начального профессионального образования в соответствии с договорами, заключенными с учебными учреждениями.

3.17. Обеспечивать замещение вакантных должностей специалистов выпускниками высших и средних профессиональных учебных заведений в соответствии с заключенными договорами.

3.18. Принимать меры по внутрифирменному развитию персонала.

3.19. Разрабатывать прогноз потребности в рабочих и специалистах.

3.20. Соблюдать установленные органами местного самоуправления квоты для трудоустройства социально незащищенных категорий населения в соответствии с Законом Кемеровской области “О квотировании рабочих мест“.

3.21. На период проведения ликвидационных мероприятий или массовых сокращений в состав ликвидационных комиссий вводить представителя профсоюза.

IV. ОПЛАТА ТРУДА

Стороны обязуются

4.1. Обеспечивать в реальном секторе экономики выплату минимальной заработной платы при полном рабочем дне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения Кемеровской области определенную, в установленном порядке.

Профсоюзы

4.2. Продолжить активную деятельность всех органов профессиональных союзов по
ликвидации задолженности по оплате труда в организациях всех форм собственности, применяя различные методы и формы, предусмотренные законодательством.

В случае несвоевременной выдачи заработной платы добиваться ее выплаты с индексацией в порядке, предусмотренном коллективным договором, а также принимать меры по привлечению к ответственности виновных лиц.

4.3. Осуществлять контроль за соблюдением законодательных и иных нормативно-правовых актов по оплате труда.

4.4. Предусматривать в коллективных договорах и соглашениях организаций всех форм собственности соблюдение установленных законами и постановлениями Правительства Российской Федерации, отраслевыми тарифными соглашениями, в случае присоединения работодателя к данному соглашению в установленном порядке, сроков и размеров увеличения оплаты труда.

Администрация

4.5. При возникновении задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетных организаций совместно с профсоюзами создавать комиссии для принятия экстренных мер (графики погашения задолженности и другие мероприятия).

4.6. Осуществлять контроль за соответствием должностного оклада и заработной платы руководителей государственных предприятий и учреждений трудовому договору (контракту) и условиям оплаты труда, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.94 N 210 “Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)“ и распоряжением Администрации области от 16.07.96 N 647-р “О мерах по регулированию оплаты труда на территории области“.

4.7. Проводить проверки организаций по вопросам соблюдения трудового законодательства в части оплаты труда.

4.8. Производить доплату до 8-го разряда ЕТС молодым специалистам - выпускникам высших и средних специальных учебных заведений, принятым на работу в учреждения медицины и культуры области, а также образовательные учреждения культуры и здравоохранения, в первые два года работы.

4.9. Производить повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы в сроки и в размерах не ниже предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Работодатели

4.10. Не допускать задержек выплаты заработной
платы работникам по вине работодателя. В коллективных договорах определять размер денежной компенсации при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, но не ниже установленной ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации.

4.11. Обеспечивать в структуре заработной платы долю тарифной части оплаты труда (с учетом гарантированных надбавок и доплат) не ниже 50 - 70%.

4.12. В коллективных договорах предусматривать положение о признании времени приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней согласно ст. 142 Трудового кодекса РФ - простоем по вине работодателя, если работник в письменной форме известил работодателя о начале приостановки работы, и оплачивать его в размере не менее 2/3 средней заработной платы.

4.13. Обеспечивать условия для осуществления государственного и профсоюзного контроля за соблюдением законодательных и других нормативных актов по оплате труда.

4.14. Предусматривать в коллективных договорах увеличение и индексацию заработной платы работникам организаций области в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

4.15. Обеспечивать своевременность и достоверность представляемых сведений о стаже и заработной плате, а также перечисление в полном объеме страховых взносов застрахованных лиц в органы Пенсионного фонда.

4.16. Обеспечивать соотношение между уровнем размера средней заработной платы работников основных профессий и руководителей в организациях не более 15.

4.17. Устанавливать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права с учетом мнения профсоюзных органов.

V. Охрана труда, создание благоприятных и безопасных

условий труда.

Экологическая безопасность населения

Стороны обязуются

5.1. Проводить анализ показателей производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях области с высоким классом профессионального риска в соответствии с действующим законодательством и направлять предложения в Правительство Российской Федерации по профилактике и снижению вышеупомянутых
показателей.

Профсоюзы

5.2. Продолжить формирование системы уполномоченных представителей профессиональных союзов по охране труда и обеспечить их эффективное функционирование.

5.3. Добиваться обязательного включения в коллективные договоры и соглашения мероприятий по улучшению условий и охране труда, снижающих риск производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, компенсаций работающим в неблагоприятных условиях.

5.4. Участвовать в разработке проектов нормативно-правовых актов об охране труда.

5.5. Осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда через созданные в этих целях технические инспекции труда профсоюзов и избранных в организациях уполномоченных по охране труда профсоюзов, комитеты (комиссии) по охране труда.

5.6. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в рассмотрении трудовых споров.

5.7. Взаимодействовать с государственными органами контроля и надзора за соблюдением требований охраны труда и органами исполнительной власти в осуществлении контроля за условиями труда и правильностью предоставления компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.

5.8. Издавать и обеспечивать профсоюзные организации методическими рекомендациями по обеспечению общественного контроля за охраной труда.

5.9. Осуществлять контроль за нормативной продолжительностью рабочего дня в соответствии с трудовым законодательством.

5.10. Принимать участие в комиссиях по приемке в эксплуатацию объектов производственного, социально-бытового назначения, а также по промышленным испытаниям машин и механизмов.

Администрация

5.11. Обеспечивать реализацию мероприятий, предусмотренных региональной целевой программой “Экология и природные ресурсы Кемеровской области“.

5.12. Оказывать методическую помощь в работе по охране труда организациям области. Организовывать обучение и проверку знаний по охране труда отдельных категорий застрахованных работников за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

5.13. Осуществлять контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда в организациях.

5.14. Осуществлять взаимодействие с Государственным учреждением - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования работающих от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

5.15. Продолжить обучение и аттестацию по охране труда руководителей, специалистов организаций всех форм собственности.

5.16. Продолжить работу по реализации Концепции профилактики профессиональных заболеваний в Кемеровской области.

5.17. Проводить экспертные комплексные проверки состояния условий и охраны труда в организациях с высоким риском профессиональных заболеваний и производственного травматизма совместно с органами государственного надзора и контроля, работодателями, профсоюзами.

Работодатели

5.18. Обеспечивать безопасные условия и охрану труда работников в организациях всех форм собственности в соответствии с действующим законодательством.

5.19. Обеспечивать работников, занятых во вредных и тяжелых условиях труда, льготным (бесплатным) профилактическим питанием в соответствии с законодательством и коллективным договором.

5.20. Ежегодно разрабатывать и обеспечивать выполнение комплексных планов (программ) охраны труда и санаторно-оздоровительных мероприятий, которые являются неотъемлемой частью коллективных договоров и соглашений.

5.21. Создавать необходимые условия для работы уполномоченным профсоюзных комитетов, членам совместных комиссий по охране труда, организовывать их обучение, обеспечивать правилами и инструкциями, другими нормативными и справочными материалами за счет средств организаций.

5.22. Предоставлять в соответствии с коллективными договорами и соглашениями дополнительные по сравнению с законодательством льготы и компенсации работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда.

5.23. Проводить предварительные (при приеме на работу), периодические (в течение трудовой деятельности) и внеочередные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, за счет средств организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.24. Продолжать работу по аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.

5.25. При ликвидации организаций всех форм собственности обеспечивать капитализацию средств для возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья или смертью работника, связанного с исполнением им трудовых обязанностей.

5.26. Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых, не обогреваемых помещениях, а также грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, и другим работникам в необходимых случаях предоставлять специальные перерывы для обогревания и отдыха. Время таких перерывов включать в рабочее время с оплатой в размере среднего заработка. Продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются Правилами внутреннего трудового распорядка организации.

5.27. Не допускать строительство, реконструкцию, техническое перевооружение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключения (при рассмотрении проектов) уполномоченных на это органов специализированной экспертизы в установленном порядке.

5.28. Не допускать приема в эксплуатацию новых или реконструированных объектов без заключения соответствующих органов государственного и профсоюзного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

5.29. Обеспечивать соблюдение нормативных правовых актов по охране труда. Укомплектовать службы по охране труда в соответствии с межотраслевыми (отраслевыми) нормативами и не допускать их сокращения и ликвидации. Создать фонды охраны труда в соответствии с нормативами, определенными Федеральным законом от 17.07.99 N 181-ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации“. Обеспечивать выполнение требований правил техники безопасности, пожарной безопасности, промышленной санитарии. Привлекать к ответственности лиц, виновных в нарушениях указанных правил.

5.30. Обеспечивать выполнение требований экологической безопасности, переработку и обезвреживание промышленных и бытовых отходов.

5.31. Информировать соответствующие профсоюзные органы о всех несчастных случаях с тяжелыми и летальным исходом, произошедших на производстве.

5.32. Включать в состав комиссий по приемке вновь вводимых в эксплуатацию и реконструируемых производственных объектов и новых технологий представителей профсоюзов.

5.33. Обеспечить выполнение требований Трудового кодекса и установить нормальную продолжительность рабочего времени - 40 часов в неделю с продолжительностью рабочей смены - 8 часов в день, а во вредных условиях труда нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

при 36-часовой рабочей неделе - 8 часов;

при 30-часовой рабочей неделе - 6 часов.

5.34. Обеспечивать включение в коллективные договоры и соглашения мероприятий по охране труда, предусмотрев их финансирование в размере не менее 0,1% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов в соответствии с Федеральным законом от 17.07.99 N 181-ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации“.

5.35. Обеспечить санитарно-бытовое обслуживание, лечебно-профилактическое питание и реабилитацию работников организаций в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.

5.36. Своевременно информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, о полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, обеспечить ознакомление работников с требованиями охраны труда.

5.37. Обеспечивать функционирование здравпунктов организаций в соответствии с действующими правовыми, нормативными актами.

5.38. Не препятствовать деятельности технической и правовой инспекции труда профсоюза по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением работодателями законодательства об охране труда и трудового законодательства в целом.

VI. Социальная защита населения и поддержка

социальной сферы

Стороны обязуются

6.1. Участвовать в разработке и реализации целевых социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в т.ч. в ежегодной программе летнего отдыха детей, предусмотрев оздоровление детей работников бюджетной сферы.

6.2. Проводить согласованную политику в области развития культуры, спорта, организации детского и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети социально-культурных объектов области, городов и районов.

6.3. Принимать долевое участие в финансировании культурно-массовых, спортивных мероприятий, проводимых на базе клубных учреждений, спортивных сооружений организаций, учреждений дополнительного образования.

6.4. Не допускать необоснованного закрытия, перепрофилирования и использования не по назначению объектов, осуществляющих социально значимую деятельность.

6.5. Вносить в коллективные договоры социальные льготы, предусмотренные ст. 21, 22 Федерального закона от 20.06.96 N 81-ФЗ “О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности“ в целях защиты интересов работников топливно-энергетического комплекса Кузбасса в ходе проводимых мероприятий по реорганизации, ликвидации и создании новых юридических лиц.

6.6. Оказывать содействие развитию системы ипотечного кредитования в целях повышения доступности жилья для населения.

6.7. Осуществлять меры, направленные на стабилизацию численности населения и формирование предпосылок для его роста.

Профсоюзы

6.8. Путем заключения отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров добиваться полной реализации государственных социальных гарантий, предоставляемых населению на федеральном и областном уровнях, а также выделения необходимых средств на поддержку социально незащищенных слоев населения, развитие физкультуры и спорта, оздоровление трудящихся и их детей.

6.9. Осуществлять организационно-разъяснительную работу по вопросам ведения персонифицированного учета государственного пенсионного страхования.

6.10. Осуществлять контроль за реализацией мероприятий по обеспечению отдыха детей в летнее время.

6.11. Не допускать необоснованного перепрофилирования объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе приватизированных организаций.

6.12. Участвовать в управлении региональными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет единого социального налога, осуществлять профсоюзный контроль за целевым использованием средств этих фондов.

Администрация

6.13. Осуществлять меры по оказанию адресной социальной помощи малообеспеченным семьям с детьми, одиноким и престарелым, инвалидам, другим слабозащищенным группам населения. Упорядочивать систему социальной помощи в виде денежных выплат, субсидий и льгот.

6.14. Предусматривать в бюджете области финансирование областных целевых программ социальной направленности.

6.15. Осуществлять финансирование региональной целевой программы “Развитие и подготовка к зиме жилищно-коммунального хозяйства Кемеровской области“.

6.16. Установить контроль за ходом выполнения в городах и районах области мероприятий по подготовке к зиме жилых домов и объектов инженерной инфраструктуры.

6.17. Обеспечивать ежегодное финансирование жилищного строительства, строительства и реконструкции объектов социальной сферы.

6.18. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.96 N 937 и Законом Кемеровской области от 28.07.2000 N 40-ОЗ “О безвозмездных субсидиях гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на строительство или приобретение жилья“ ежегодно при разработке проекта закона “Об областном бюджете“ “редусматривать средства на предоставление жилищных субсидий.

Работодатели

6.19. Продолжить практику по предоставлению ссуд для молодых специалистов и работников бюджетной сферы в соответствии с Законом Кемеровской области от 15.02.2001 N 21-ОЗ “О предоставлении долгосрочных целевых займов и развитии ипотечных отношений в жилищной сфере Кемеровской области“.

6.20. Предусматривать необходимые средства для организации летнего отдыха и оздоровления детей, в т.ч. из семей социально незащищенных категорий (многодетных, неполных, одиноких родителей, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Обеспечивать организацию круглогодичного отдыха и оздоровления детей.

6.21. Разрабатывать и утверждать территориальную программу государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью.

6.22. Регулировать на территории области цены и тарифы на топливо твердое (уголь) реализуемое населению, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, ветеринарные услуги, оказываемые учреждениями государственной ветеринарной службой, услуги по перевозке грузов и погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые на подъездных путях предприятиями промышленного железнодорожного транспорта, услуги по водоснабжению и водоотведению, оказываемые сторонним потребителям, услуги по перевозке пассажиров и багажа в автобусах, речным транспортом в местном сообщении и на переправах, железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

6.23. Осуществлять постоянный контроль за соблюдением порядка ценообразования на продукцию, товары и услуги, подлежащие государственному регулированию, уровнем отпускных цен на социально-значимую продукцию (хлеб, нефтепродукты) и применением предельных уровней цен на основные продукты питания, реализуемые на губернских рынках и в губернских магазинах.

6.24. Организовать в целях сохранения здоровья общества проведение необходимой работы по профилактике туберкулеза, сахарного диабета, СПИДа, психических, венерических, онкологических заболеваний, наркомании, артериальной гипертонии.

6.25. Осуществлять постоянный контроль за организацией питания обучающихся, воспитанников, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях и учреждениях социальной защиты.

6.26. Принимать необходимые меры по сохранению общественного транспорта, обеспечивая возмещение пассажирским автотранспортным предприятиям убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кемеровской области.

6.27. Осуществлять меры по предоставлению региональных льгот гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг.

6.28. Осуществлять меры, направленные на удовлетворение потребностей в лекарственном обеспечении льготных категорий населения.

6.29. Осуществлять социальную поддержку бывших спортсменов, получивших травму во время занятий спортом, защищая честь Кузбасса и страны.

6.30. Оказывать содействия в сохранении функций по доставке и оплате пенсий и пособий за учреждениями Управления Федеральной почтовой связи.

6.31. Ежеквартально рассчитывать, утверждать распоряжением Администрации Кемеровской области и публиковать в средствах массовой информации величину прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения.

6.32. Принимать действенные меры по обеспечению общественного порядка на территории Кемеровской области, защите жизни, здоровья, чести и достоинства и имущества граждан.

6.33. Производить приостановку законов Кемеровской области в части дополнительных социальных гарантий для работников бюджетных отраслей только после рассмотрения на областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

6.34. Предусматривать в коллективных договорах и соглашениях социальные льготы и гарантии работникам, особо выделяя следующие категории: многодетные семьи, одинокие матери, беременные женщины, неработающие пенсионеры, инвалиды.

6.35. Предоставлять срочные ссуды, возвратные кредиты, безвозмездные субсидии на строительство и приобретение жилья работникам, состоящим на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, согласно коллективному договору.

6.36. Выделять или перечислять средства профсоюзным организациям на проведение культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы в размерах, определяемых коллективными договорами и соглашениями, но не менее 0,15 - 0,30 процента от фонда оплаты труда, согласно коллективному договору.

6.37. Предусматривать льготные путевки в детские санатории, оздоровительные лагеря, дошкольные учреждения.

6.38. Ежегодно совместно с профсоюзами разрабатывать смету социальных расходов финансированных из прибыли с обязательным приложением к коллективному договору или соглашению.

6.39. Своевременно обеспечивать на льготных условиях работников и пенсионеров, проживающих в домах с печным отоплением, качественным углем в соответствии с законодательством и коллективным договором.

6.40. Обеспечивать своевременное и в полном объеме перечисление взносов на обязательное медицинское страхование и государственное пенсионное страхование работников, занятых на производстве.

6.41. В организациях на паритетных началах из представителей работодателя и профсоюза создать комиссии по социальному страхованию, которые организуют и проводят оздоровительные мероприятия среди работников и членов их семей, за счет средств социального страхования и организаций.

6.42. В целях развития семейного и детского отдыха и увеличения количества оздоравливаемых детей максимально использовать ведомственные базы отдыха, санатории-профилактории и пансионаты.

VII. Молодежная политика

Стороны обязуются

7.1. При реализации государственной молодежной политики в Кемеровской области учитывать мнение молодежных, детских общественных объединений, профсоюзных организаций, объединяющих молодежь, молодежных комиссий (советов, комитетов) в составе профсоюзных организаций предприятий, организаций, учреждений, учебных заведений.

7.2. Взаимно обеспечивать участие представителей молодежных, профсоюзных организаций, объединяющих молодежь в выполнении обязательств Соглашения.

7.3. Оказывать содействие при заключении Соглашений на уровне муниципальных образований, коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования по вопросам молодежной политики.

7.4. Информировать друг друга о принимаемых решениях и нормативных актах по проблемам молодежи, включенных в Соглашение.

7.5. Информировать население, профсоюзные, молодежные объединения, организации о принятых решениях по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам.

7.6. Обеспечивать финансовую и методическую поддержку молодежным объединениям, организациям, профсоюзным организациям, молодежным комиссиям (советам, комитетам), участвующим в осуществлении государственной молодежной политики в Кемеровской области.

7.7. Обеспечивать в областных средствах массовой информации создание и выход программ, передач, рубрик по социально-трудовым вопросам, реализации прав и свобод молодых граждан, развитию гражданственности и патриотизма молодежи.

7.8. Обеспечивать защиту социально-трудовых прав профсоюзных лидеров, членов выборных профсоюзных органов, молодежных профсоюзных организаций, молодежных комиссий (советов, комитетов) в составе профсоюзных организаций через систему документов социального партнерства и посредством настоящего Соглашения.

7.9. Содействовать повышению престижа и квалификации рабочих профессий, для чего ежегодно проводить конкурсы профессионального мастерства среди учащейся молодежи, молодых рабочих и служащих под девизом “Молодой мастер Кемеровской области“.

Профсоюзы

7.10. Обеспечить создание профсоюзных организаций, объединяющих молодежь в системе начального, среднего и высшего профессионального образования.

7.11. Создать молодежные комиссии (советы, комитеты) в составе профсоюзных организаций в организациях, учреждениях, межотраслевых профсоюзных объединениях для увеличения членства профсоюзов среди молодежи.

7.12. Организовать учебу молодежи с активной жизненной позицией, молодых профсоюзных активистов по составлению и принятию коллективных договоров, отраслевых и межотраслевых соглашений, разрешению коллективных трудовых споров и реализации социально-трудовых и связанных с ними экономических прав молодых граждан.

7.13. Осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением социально-трудовых прав членов профсоюза из числа молодых работников организации.

7.14. Вводить молодых профсоюзных активистов в состав комиссий по разработке проектов законов, нормативных актов, мероприятий по вопросам молодежной политики.

7.15. Продолжить практику назначения ежемесячных стипендий Федерации профсоюзных организаций Кузбасса, отраслевых профсоюзов учащимся и студентам начального, среднего и высшего профессионального образования, активистов профсоюзного движения.

7.16. Оказывать финансовую поддержку первичным профсоюзным организациям, объединяющим молодых работников, учащихся.

Работодатели

7.17. Обеспечивать беспрепятственный профсоюзный контроль за реализацией трудовых прав молодых работников организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

7.18. Обеспечивать трудовые гарантии и полное предоставление льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, лицам в возрасте до 18 лет, молодым работникам и специалистам.

Администрация

7.19. Содействовать реализации региональной целевой программы “Молодежь Кузбасса“.

VIII. Действие и механизм реализации соглашения

8.1. Стороны признают настоящее Соглашение правовым актом социального партнерства, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в Кемеровской области на 2004 - 2006 годы и, руководствуясь его положениями, принимают на себя обязательства соблюдать его условия и нести предусмотренную Трудовым кодексом РФ ответственность за нарушение или невыполнение его положений.

8.2. Соглашение вступает в силу с момента подписания Сторонами, проходит уведомительную регистрацию в департаменте труда Кемеровской области.

8.3. Подписанное Соглашение в 10-дневный срок публикуется в газете “Кузбасс“.

8.4. После подписания Соглашения областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений официально публикует в газете “Кузбасс“ предложение о присоединении к Соглашению.

Если работодатели (объединения работодателей) в течение 30 календарных дней со дня опубликования предложения о присоединении к Соглашению не представили в департамент труда Кемеровской области письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то Соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня опубликования этого предложения.

8.5. В период действия Соглашения изменения и дополнения в него вносятся по взаимному согласию Сторон.

8.6. Каждая из Сторон после подписания Соглашения разрабатывает план мероприятий для выполнения принятых обязательств.

8.7. Соглашение предусматривает обязательность его выполнения в организациях всех форм собственности, если одной из сторон Соглашения является сторона настоящего Соглашения или присоединившаяся к Соглашению организация, и членских организациях Федерации профсоюзных организаций Кузбасса.

8.8. Стороны реализуют настоящее Соглашение на основе взаимного доверия и взаимной ответственности, проводят совместные заседания для своевременной координации усилий по выполнению Соглашения.

8.9. Контроль за выполнением Соглашения осуществляется Сторонами.

8.10. Стороны настоящего Соглашения ежегодно на расширенном заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений подводят итоги выполнения Соглашения и периодически информируют жителей области о ходе выполнения его через средства массовой информации.

8.11. Включенные в Соглашение условия не могут быть ухудшены при заключении отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров, если одной из сторон Соглашения или договора является сторона настоящего Соглашения или присоединившаяся к Соглашению организация.

После подписания Соглашения организации, заключившие коллективные договоры, должны внести в них соответствующие улучшающие изменения.

8.12. Разногласия Сторон Соглашения и проблемы, возникающие в ходе его реализации, рассматриваются областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

8.13. В течение срока действия Соглашения Стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию трудовых конфликтов, возникающих в области социально-трудовых отношений.

8.14. Администрация области включает в проект бюджета области средства, зафиксированные в ряде пунктов Соглашения, направляемые на реализацию принятых обязательств.

8.15. Ни одна из Сторон Соглашения не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке прекратить исполнение принятых обязательств. В случае реорганизации или ликвидации одной из Сторон Соглашения ее обязательства переходят правопреемнику.

8.16. Соглашение открыто для подписания всеми заинтересованными объединениями работодателей и профсоюзов, организациями, не входящими в объединения, действующими на территории области.

8.17. Стороны обязуются соблюдать условия настоящего Соглашения и нести предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Соглашения.

Совершено 4 июня 2004 г. в г. Кемерово Кемеровской области в 3-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.

От работодателей

Кемеровской области

Н.С.ПРИЕЗЖЕВ

От Федерации

профсоюзных организаций Кузбасса

В.Ю.СКОТНИКОВ

От Администрации

Кемеровской области

А.М.ТУЛЕЕВ

Генеральный директор

ОАО “Анжеромаш“

С.Г.АЛЬКОВ

Генеральный директор

ОАО “Трест “Кемеровопромстрой“

Б.С.ГОРОБЦОВ

Директор

опытно-производственного

хозяйства “Кийское“

С.И.МИНИКАЕВ

Генеральный директор

ОАО “Новокузнецкий

металлургический комбинат“

В.В.ПАВЛОВ

Президент

муниципального некоммерческого фонда

поддержки малого предпринимательства

г. Кемерово

А.С.ПАВЛОВСКИЙ

Президент

ассоциации мукомолов

и хлебопеков Кузбасса

В.А.САФЬЯНОВ

Генеральный директор

КОАО “Азот“

В.А.СМОЛЯГО

Руководитель

Кузбасского регионального отделения

Российского союза промышленников

и предпринимателей

(работодателей)

В.А.ХАРИТОНОВ

Генеральный директор

КОАО “Ортон“

С.М.ХАНИН