Законы и постановления РФ

Информация УМНС РФ по Кемеровской области от 15.04.2004 <О практике применения обратной силы Закона>

При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному вопросу.

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

от 15 апреля 2004 года

<О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАТНОЙ СИЛЫ ЗАКОНА>

В правоприменительной практике по законодательству о налогах и сборах бывают ситуации, когда законодательно разрешено платить налога меньше, чем до этого было установлено. Это происходит тогда, когда изменениям в законодательстве, улучшающим положение налогоплательщиков, придана обратная сила.

Возможность введения законодательных актов с обратной силой предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации. В частности, пункт 4 статьи 5 Налогового кодекса установил, что акты законодательства о налогах и сборах, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие
обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Но, при этом, бывает, что налогоплательщики, невзирая на улучшение своего положения, вообще ничего не платят за спорный налоговый период и считают, что улучшения их положения не произошло, и акт законодательства, вносящий подобные изменения в предыдущий акт, должен вступать в силу по общему правилу - через месяц после его официального опубликования и с начала очередного налогового периода.

Для примера возьмем сбор за уборку территории, введенный в г. Кемерово. Хотя в настоящее время этот сбор уже отменен, но в плане его введения и вступления силу, изменений в Положение о данном сборе, он очень нагляден.

Федеральным законом с 01.01.2003 был введен новый местный налог - сбор за уборку территории. Налоговой базой по данному сбору была определена выручка от продажи товаров (работ, услуг).

Совет народных депутатов г. Кемерово 21.11.2002 своим постановлением ввел на территории г. Кемерово с 01.01.2003 данный сбор, утвердил о нем положение, в котором были установлены все элементы налогообложения, в том числе вышеуказанная налоговая база и ставка в размере 1,6% от налоговой базы.

31.12.2002 был принят Закон N 191-ФЗ, которым была изменена налоговая база по сбору за уборку территории. Теперь она стала равна фонду оплаты труда, и налоговая ставка определена в размере не более 1,5%. Данный закон вступил в силу с 01.01.2003.

Естественно, местным органам власти ничего не оставалось, как внести соответствующие изменения в свои положения о сборе за уборку территории.

31.01.2003 Совет народных депутатов г. Кемерово утвердил соответствующие изменения в Положение о сборе за уборку территории, налоговой базой стал фонд оплаты труда,
налоговая ставка была определена в размере 1,5%. Данные изменения были введены в силу с 01.01.2003.

Местный законодатель, придав обратную силу этим изменениям, усмотрел в них безусловное улучшение положения налогоплательщиков, поэтому на законных основаниях применил пункт 4 статьи 5 Налогового кодекса.

Наверное, нет большой необходимости доказывать, что фонд оплаты труда на предприятии не может быть больше, чем полученная в тот же период выручка. Кроме того, снижение налоговой ставки с 1,6% до 1,5% тоже однозначно свидетельствует об улучшении положения налогоплательщиков.

Таким образом, налоговые органы, контролирующие уплату сбора на территории г. Кемерово, ожидали за первый налоговый период (январь 2003 г.) подачи деклараций по сбору и его уплате, естественно, по новой налоговой базе и налоговой ставке. Однако, в частности, Межрайонная инспекция МНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области от двух предприятий так и не дождалась подачи соответствующих деклараций и уплаты сбора.

То же повторилось и в феврале, а одно из этих предприятий не представило декларацию и не заплатило сбор еще и за март 2003 года.

В этой связи хотелось бы напомнить налогоплательщикам, что налоговые органы имеют право, предусмотренное подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса, определять суммы налогов, подлежащие внесению в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случае непредставления в налоговые органы в течение более двух месяцев необходимых для расчета налогов документов, к каковым, безусловно, относится сама налоговая декларация.

Воспользовавшись этим правом, инспекция исчислила данным налогоплательщикам сбор за уборку территории по имевшейся у нее информации - документам, представленным этими налогоплательщиками по сбору на нужды
образовательных учреждений - декларации, Положению об оплате труда, Коллективному договору, Своду начислений по заработной плате и др.

Такая возможность существовала в силу того, что по этим двум сборам были одинаковыми как налоговые периоды (один месяц), так и налоговые базы, лишь с той разницей, что по сбору на нужды образовательных учреждений налоговая база называлась не фонд оплаты труда, а фонд заработной платы, что, по сути, одно и то же. Поэтому инспекция в отношении этих двух предприятий приняла решения о привлечении к налоговой ответственности как за непредставление налоговых деклараций (пункт 1 статьи 119 Налогового кодекса), так и за неуплату сбора (пункт 1 статьи 122 Налогового кодекса).

Что было предсказуемо, налогоплательщики тут же обратились в суд за защитой своих прав, мотивировали свои заявления в основном тем, что не усматривали улучшения своего положения введением изменений в Положение о сборе за уборку территории.

Инспекция же доказывала обратное.

Своеобразным подспорьем для инспекции послужил тот факт, что в процессе судебных тяжб по этим делам Арбитражным судом Кемеровской области было принято решение по заявлению другого налогоплательщика к местному органу законодательной власти о признании несоответствующим Налоговому кодексу Положения о сборе за уборку территории, принятого Советом народных депутатов г. Кемерово, которым указанное положение было признано соответствующим Налоговому кодексу. Данный судебный спор прошел кассационную инстанцию (Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа), которой решение суда было оставлено в силе.

Справедливости ради, необходимо отметить, что не все судьи Арбитражного суда Кемеровской области приняли позицию налогового органа. Из 5 судебных дел по первой инстанции инспекции удалось выиграть только 2. Также неоднозначно решались эти 5 дел и в апелляционной инстанции. Однако
только что завершились все судебные процессы в кассационной инстанции, которая привела все дела к логическому и единообразному завершению в пользу налогового органа.

Суд кассационной инстанции указал, что имело место улучшение положения налогоплательщиков в силу того, что, во-первых, суммарно налоговая база стала значительно меньше, и, во-вторых, налоговая ставка стала меньше.

Кроме того, для суда имели существенное значение судебные акты по состоявшемуся судебному разбирательству по указанному выше спору о признании нормативного правового акта (Положения о сборе за уборку территории) соответствующим Налоговому кодексу.

Таким образом, судебные издержки по рассмотрению этих споров налогоплательщиками были потрачены напрасно.

Начальник юридического отдела

Межрайонной инспекции МНС России

по крупнейшим налогоплательщикам

по Кемеровской области

Г.С.ФЕДИНА