Законы и постановления РФ

Вопрос-ответ УМНС РФ по Кемеровской области от 01.10.2003 <Об использовании ККМ и об ответственности за нарушение Закона N 54-ОЗ от 22.05.2003>

При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному вопросу.

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОПРОС-ОТВЕТ

от 1 октября 2003 года

<ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ККМ И ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА

НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА N 54-ОЗ ОТ 22.05.2003>

Уже почти четыре месяца на территории России действует Федеральный закон N 54-ФЗ от 22.05.2003 “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“. Между тем в налоговые органы продолжают поступать вопросы по его применению.

ВОПРОС 1: Уже в самом названии Закона N 54-ФЗ вместо существовавшей ранее формулировки “контрольно-кассовая машина“ используется словосочетание “контрольно-кассовая техника“. Это одно и
то же?

ОТВЕТ: Нет. Понятие “ККТ“ шире. Новым Законом наряду с контрольно-кассовыми машинами допускается применение электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно-технических комплексов. Это и есть ККТ. Применять такие аппараты теперь можно, а привлекать к ответственности за их использование вместо ККМ мы не станем.

ВОПРОС 2: Следует ли применять ККТ при расчетах предпринимателей и юридических лиц между собой?

ОТВЕТ: Да, следует. С вступлением в силу Закона N 54-ФЗ, наличные денежные расчеты через ККТ предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять не только с населением, но и между собой. Ведь Закон гласит, что контрольно-кассовая техника применяется при осуществлении “наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг“. В этой фразе нет слова “населению“, которое было в старом Законе. И это не ошибка.

ВОПРОС 3: Новый Закон упразднил Государственную межведомственную комиссию, с которой согласовывались вопросы применения бланков строгой отчетности. Одновременно он обязал Правительство РФ установить порядок утверждения и применения бланков строгой отчетности, но пока соответствующий документ еще не вышел. Так можно ли тем, кто оказывает услуги населению, вместо ККТ использовать бланки строгой отчетности?

ОТВЕТ: Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с новым Законом могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Предусмотренное данной нормой правило действует только в случае оказания услуг населению, т.е. гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя. Это право - применять бланки строгой отчетности (квитанции, путевки, билеты, талоны и др.), утвержденные до вступления в силу закона “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“, подтверждено письмом Минфина России от 14.07.2003.

ВОПРОС 4: Какова ответственность за нарушение Закона N 54-ФЗ и на что имеют право налоговые органы, контролируя применение ККТ?

ОТВЕТ: Налоговые органы обязаны контролировать соблюдение Закона “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“, т.е. осуществлять контроль за полнотой учета выручки, проводить проверки выдачи кассовых чеков и налагать штрафы на организации и предпринимателей, нарушающих требования Закона.

Прежде же, чем говорить об ответственности, напомню обязанности, которые должны соблюдаться при оказании услуг или реализации товаров.

Во-первых, ККМ должна быть зарегистрирована в налоговой инспекции, находиться на техническом обслуживании в соответствующем центре. На ней должны присутствовать топографическая наклейка и пломбы центра технического обслуживания.

Во-вторых, с помощью ККМ, например, по факту покупки должны печататься чеки. Их необходимо вручать покупателям.

Так вот, если эти требования не соблюдаются, то для граждан мы применяем штрафы от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда, для должностных лиц - от 30 до 40, а для юридических лиц - от 300 до 400. Это же наказание “рублем“, причем в таких же размерах, предусмотрено и при неприменении бланков строгой отчетности по факту оказания разного рода платных услуг, в том числе бытовых, парикмахерских и медицинских.

Это, повторюсь, основные нарушения, за которые налоговые органы вправе привлекать к ответственности.

ВОПРОС 5: Почему практически любое нарушение, будь то отсутствие пломбы или фискальной памяти, налоговые органы при наложении штрафа по-прежнему трактуют как неприменение ККМ, ведь в новом Законе не оговорено четко, что именно считать “неприменением“?

ОТВЕТ: Нередко, особенно после вступления в силу Кодекса
об административных правонарушениях, предприниматели пытаются в законном порядке оспорить наказания, наложенные налоговыми органами за неприменение ККМ. Это всегда доставляло инспекторам немало хлопот, поскольку с июля 2002 года по август 2003 года в действующем законодательстве не было четко оговорено, что же все-таки считать “неприменением ККМ“.

Теперь же этот вопрос решен. Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ 31 июля 2003 г. было принято Постановление “О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин“. Постановление дает разъяснения арбитражным судам по толкованию возникающих в судебной практике вопросов и единообразному подходу к их разрешению.

В Постановлении дано определение тому, что следует понимать под неприменением контрольно-кассовых машин. Это неиспользование ККМ (в том числе по причине ее отсутствия), использование не зарегистрированной в налоговых органах и не включенной в Государственный реестр машины, использование ККМ без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти, пробитие чека на сумму, менее уплаченной. Использование же кассового аппарата с поврежденной пломбой или вовсе без нее расценивается как вмешательство в фискальную память и трактуется тоже как неприменение ККМ.

Кстати, Высший Арбитражный Суд подтвердил, что предприниматели должны нести ответственность как должностные лица. А для них штрафные санкции составляют от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда.

Подробнее с данным Постановлением можно ознакомиться на интернетсайте Управления МНС России по Кемеровской области (www.r42naloq.ru).

Начальник отдела

оперативного контроля и применения ККМ

Управления МНС России

по Кемеровской области

И.Б.ГУБРЕНКО