Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Кировской области от 18.03.2010 по делу N А28-1128/2010-37/15 В удовлетворении исковых требований о привлечении к административной ответственности отказано, поскольку правонарушение признано малозначительным. (Извлечение)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 марта 2010 г. по делу N А28-1128/2010-37/15

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2010 года.

Решение изготовлено в полном объеме 18 марта 2010 года.

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Е.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

департамента здравоохранения Кировской области

о привлечении индивидуального предпринимателя З.О. к административной ответственности по частям 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: В., старшего специалиста 1 разряда отдела по лицензированию и контролю за качеством оказания медицинской помощи, по доверенности от 03.02.2010;

лица, привлекаемого к ответственности: З.О., индивидуального предпринимателя;
З.И., по доверенности от 15.08.2007;

установил:

Департамент здравоохранения Кировской области (далее по тексту - заявитель) обратился в Арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя З.О. (далее по тексту - лицо, привлекаемое к ответственности, ИП З.О., предприниматель) к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В обоснование заявленного требования о привлечении предпринимателя к административной ответственности заявитель ссылается на установление факта нарушений и грубых нарушений ИП З.О. лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности.

В судебном заседании лицо, привлекаемое к ответственности, указывает на малозначительность допущенных нарушений, подробно доводы изложены в письменном отзыве на заявление.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

З.О. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством серия <...>.

ИП З.О. имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности <...>, выданную 16.06.2005 Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития сроком до 16.06.2010.

22 января 2010 года на основании решения главы департамента здравоохранения Кировской области N 664-ЛО от 28.12.2009 проведена плановая проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности ИП З.О. по адресу места осуществления деятельности (аптечный пункт).

Проверкой выявлены следующие нарушения лицензионных требований и условий:

- при инвентаризации минимального ассортимента лекарственных средств установлено отсутствие в аптечном пункте лекарственных средств 26 наименований;

- отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на фармацевтическую деятельность по адресу места осуществления деятельности (аптечный пункт);

- не соблюдаются условия хранения препаратов списка “Б“: препараты хранятся в не запирающихся на замок шкафах;

- отсутствие сертификата специалиста у работника, деятельность которого связан с хранением, отпуском и продажей
лекарственных средств (фармацевт Л.).

Результаты проведенной проверки зафиксированы в акте проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности.

По итогам проверки департаментом здравоохранения Кировской области вынесено предписание от 27.01.2010 об устранении лицензиатом выявленных нарушений.

27 января 2010 года главным специалистом экспертом отдела по лицензированию и контролю за качеством оказания медицинской помощи департамента здравоохранения Кировской области Ц. в отношении ИП З.О. составлен протокол об административном правонарушении, в котором действия предпринимателя квалифицированы по части 3 и части 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Копия протокола вручена ИП З.О. тот же день.

В порядке статьи 23.1 КоАП РФ материалы дела с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя З.О. к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ, переданы в Арбитражный суд.

В судебном заседании представитель заявителя не настаивает на привлечении предпринимателя к административной ответственности за отсутствие сертификата специалиста у работника, деятельность которого связан с хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, просит привлечь предпринимателя к ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, за грубое нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности, выразившееся в несоблюдении требований по наличию минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения на фармацевтическую деятельность по адресу места осуществления деятельности (аптечный пункт); в несоблюдении условий хранения препаратов списка “Б“.

Вышеуказанные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его
совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Правовую основу деятельности субъектов обращения лекарственных средств определяет Федеральный закон от 22.06.1998 N 86-ФЗ “О лекарственных средствах“ (далее по тексту - Закон N 86-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Закона N 86-ФЗ фармацевтической является деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.

На основании пункта 47 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 года N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 года N 416 (далее по тексту - Положение о лицензировании фармацевтической деятельности).

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“
лицензиат обязан при осуществлении лицензируемого вида деятельности соблюдать совокупность лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Подпунктом “з“ пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности установлено требование о наличии у лицензиата работников, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, имеющих высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификаты специалиста.

Как следует из протокола об административном правонарушении, ИП З.О. вменяется нарушение лицензионных требований и условий, выразившееся в отсутствии у фармацевта Л. сертификата специалиста.

Вместе с тем, данный факт не нашел подтверждения в судебном заседании.

При таких обстоятельствах в силу статьи 24.5 КоАП РФ правовые основания для привлечения ИП З.О. к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, отсутствуют.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Согласно примечанию к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности предусмотрено, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами “а“ - “д“ пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности.

Подпунктом “в“ пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности предусмотрено, что одним из лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона N 86-ФЗ “О лекарственных средствах“ и правил продажи лекарственных
средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей“.

Согласно пункту 8 статьи 32 Закона N 86-ФЗ аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04.2005 N 312, и предусматривает одновременное обязательное наличие на реализации лекарственных средств в разных формах.

Согласно пункту 74 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 продавец обязан обеспечить продажу лекарственных препаратов минимального ассортимента, необходимых для оказания медицинской помощи, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Факт отсутствия на момент проверки в принадлежащем ИП З.О. аптечном пункте, лекарственных средств 26 наименований, включенных в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, подтвержден материалами дела и предпринимателем не отрицается.

В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Закона N 86-ФЗ правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 утвержден Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 “Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения“ (далее по тексту - Отраслевой стандарт), который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами (пункт
1.2 Отраслевого стандарта).

В соответствии с пунктом 3.7 Отраслевого стандарта помещения аптечных организаций должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим лицензионным требованиям и условиям. Пунктом 3.19 Отраслевого стандарта предусмотрено, что аптечная организация должна быть оснащена оборудованием и инвентарем в соответствии с выполняемыми функциями. Все оборудование и внешнее оформление помещений в аптечных организациях должны отвечать санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности и охраны труда. Согласно пункту 5.6 Отраслевого стандарта к хранению лекарственных препаратов (лекарственных средств) списков “А“ и “Б“ предъявляются особые требования, в частности: лекарственные препараты (лекарственные средства), относящиеся к списку “Б“ (независимо от лекарственной формы), хранятся изолированно, в деревянных шкафах под замком.

Из материалов дела следует, что в нарушение вышеперечисленных норм в принадлежащем ИП З.О. аптечном пункте лекарственные препараты (лекарственные средства), относящиеся к списку “Б“ хранятся в не запирающихся на замок шкафах, а также отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на фармацевтическую деятельность по месту нахождения аптечного пункта (срок действия предыдущего заключения истек 31.07.2007).

В силу подпункта “а“ пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям, является одним из лицензионных требований и условий, несоблюдение которых является их грубым нарушением.

Рассматривая в совокупности представленные в материалы дела доказательства, оценивая доводы участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу о наличии в действиях ИП З.О. события правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также вины правонарушителя в его совершении.

Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном
правонарушении судом не установлено.

Вместе с тем, исследовав и оценив в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о малозначительности совершенного правонарушения. Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как следует из разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данного в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В соответствии с пунктом 17 указанного постановления, установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа.

Учитывая конкретные обстоятельства совершения правонарушения, оценивая его характер и степень общественной опасности, а также, принимая во внимание предпринимаемые предпринимателем меры по устранению допущенных нарушений, учитывая необходимость соблюдения принципа соразмерности ответственности совершенному деянию, суд квалифицирует совершенное индивидуальным предпринимателем З.О. правонарушение как малозначительное, и на основании статьи 2.9 КоАП РФ считает возможным освободить предпринимателя от административной ответственности, ограничившись объявлением в его адрес устного замечания.

Вопрос по государственной пошлине судом не рассматривался, поскольку заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

в удовлетворении
требования департамента здравоохранения Кировской области о привлечении индивидуального предпринимателя З.О. к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать, освободить индивидуального предпринимателя З.О. от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения и ограничиться устным замечанием в его адрес.

Решение по делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.