Законы и постановления РФ

Постановление Законодательного Собрания Кировской области от 26.02.2010 N 45/50 “Об отчете о работе Контрольно-счетной палаты Кировской области в 2009 году“

Вступил в силу с 26 февраля 2010 года (пункт 2 данного документа).

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2010 г. N 45/50

ОБ ОТЧЕТЕ О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ

КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2009 ГОДУ

На основании статьи 42 Устава Кировской области и статьи 26 Закона Кировской области от 2 июня 2005 года N 332-ЗО “О Контрольно-счетной палате Кировской области“ Законодательное Собрание Кировской области постановляет:

1. Утвердить отчет о работе Контрольно-счетной палаты Кировской области в 2009 году.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Законодательного Собрания

Кировской области

В.А.ВАСИЛЬЕВ

УТВЕРЖДЕН

постановлением

Законодательного Собрания

Кировской области

от 26 февраля 2010 г. N 45/50

ОТЧЕТ

О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В 2009 ГОДУ

Настоящий отчет подготовлен в соответствии с
требованием статьи 26 Закона Кировской области от 2 июня 2005 года N 332-ЗО “О Контрольно-счетной палате Кировской области“ и содержит информацию о деятельности Контрольно-счетной палаты Кировской области (далее - КСП), результатах проведенных экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях.

В 2009 году КСП осуществляла свою деятельность на основе принципов законности, объективности, независимости, гласности.

1. Основные итоги и особенности деятельности

Контрольно-счетной палаты Кировской области

в 2009 году

КСП в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) и Законом Кировской области от 2 июня 2005 года N 332-ЗО “О Контрольно-счетной палате Кировской области“ обеспечен сквозной внешний финансовый контроль за формированием и исполнением областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Усилилась экспертно-аналитическая направленность работы КСП. Особое внимание при организации работы уделялось социальным вопросам и профилактике нарушений в финансово-бюджетной сфере.

В 2009 году в соответствии с требованиями БК РФ проведены внешние проверки отчетов об исполнении областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 год.

Кроме этого, проведены внешние проверки отчетов об исполнении бюджетов за 2008 год трех муниципальных районов.

В 2009 году организовано 103 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия.

В ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий установлено 1196 нарушений. Использование средств с нарушением законодательства установлено в сумме 22,3 млн. рублей, в том числе нецелевое использование средств установлено в сумме 1,4 млн. рублей. Неэффективное использование бюджетных средств выявлено в сумме 15,6 млн. рублей.

По результатам контрольных мероприятий восстановлено в бюджет нецелевых расходов 1626,1 тыс. рублей, из них 226,1 тыс. рублей - по проверкам 2008 года.

В течение 2009 года КСП провела проверки 45 учреждений с выездом в
19 муниципальных районов и городских округов.

По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий внесено 17 представлений в адрес руководителей областных департаментов, муниципальных образований, организаций и учреждений. Согласно полученным информациям выполнено 16 представлений. Одно представление направлено в конце декабря 2009 года и находится на контроле.

В органы государственной власти направлено 93 информационных материала, в которых внесено 147 предложений, из них реализовано 132 предложения.

Органами исполнительной власти области проводилась работа по устранению нарушений бюджетного законодательства, о чем свидетельствует мониторинг реализации в 2009 году предложений КСП по наиболее значимым вопросам осуществления бюджетного процесса. В результате снято с контроля большинство материалов контрольной и экспертно-аналитической деятельности.

По материалам КСП в 2009 году к дисциплинарной и материальной ответственности привлечено 11 должностных лиц, допустивших нарушения.

2. Результаты контрольно-ревизионной деятельности

Одним из приоритетных направлений деятельности КСП по-прежнему остается контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств учреждениями социальной сферы.

В 2009 году проведено 27 контрольных мероприятий, в том числе 21 плановое мероприятие.

В ходе контрольных мероприятий проверено 93 объекта.

Выявлено использование средств с нарушением законодательства на сумму 18713,6 тыс. рублей.

Нецелевое использование средств бюджета в сумме 1400,0 тыс. рублей выявлено проверкой расходования средств областного бюджета, направленных на развитие физической культуры и спорта в Кировской области в АНОО “Кировский хоккейный клуб “Родина“.

Неэффективное использование средств установлено в сумме 15064,2 тыс. рублей, в том числе:

- 5052,3 тыс. рублей выявлено проверкой в Верхнекамском районе использования бюджетных средств, направленных на подготовку к зиме и заготовку топлива в 2008 году. Несмотря на то, что администрация оплачивает теплоэнергию по приборам учета, систематически производились перечисления авансом в значительных суммах;

- 4602,7 тыс. рублей выявлено проверкой в департаменте сельского
хозяйства и продовольствия области целевого и эффективного использования средств на реализацию областной целевой программы “Социальное развитие села“ на 2004 - 2012 годы. Средства государственной поддержки, подлежащие возврату, длительное время не возвращались в бюджет;

- 3729,8 тыс. рублей не использованных в течение финансового года средств областного бюджета в виде субсидий выявлено проверкой в Кильмезском районе;

- 1345,2 тыс. рублей выявлено проверкой в КОКП “Управление по обеспечению топливом“. Произведена оплата поставленного угля более низкого качества, чем предусмотрено условиями государственного контракта, в количестве 8 тыс. тонн. При этом не предъявлены требования об уплате контрагентами штрафных санкций при поставке угля, не соответствующего по качеству требованиям государственного контракта;

- 261,3 тыс. рублей выявлено проверкой в администрации Уржумского района целевого и эффективного использования средств на реализацию областной целевой программы “Социальное развитие села“ на 2004 - 2012 годы. Приобретено жилье с использованием субсидии, которое меньше нормы площади в расчете на одного члена семьи, в результате не был решен вопрос снятия с очереди на улучшение жилищных условий. Средства государственной поддержки, подлежащие возврату, длительное время не возвращались в бюджет;

- 66,7 тыс. рублей выявлено проверкой эффективности использования средств территориального фонда обязательного медицинского страхования в МЛПУ “Слободская ЦГБ“. Продукты питания закупались по ценам, завышенным по сравнению с ценами, сложившимися в Слободском районе и в Кировской области.

Большой общественный интерес вызвали результаты проверки целевого и эффективного расходования средств, направленных на развитие физкультуры и спорта в Кировской области в 2007 - 2008 годах, и анализа развития детско-юношеского спорта в Кировской области за 2006 - 2008 годы. Сделан вывод о нерациональном и неэффективном распределении и расходовании в 2007
и 2008 годах средств областного бюджета, направленных на развитие физической культуры и спорта. Проверками установлено, что финансирование профессиональных игровых клубов из областного и местных бюджетов осуществлялось в полном объеме при значительном сокращении внебюджетного финансирования по сравнению с запланированными объемами. Установлены факты невыполнения учредителями команд обязательств по их финансированию.

На основании постановления Законодательного Собрания области от 25 июня 2009 года N 37/165 “О внесении изменения в план работы Контрольно-счетной палаты Кировской области на 2009 год“ проведена проверка АНОО “Кировский хоккейный клуб “Родина“, которой установлено 62 факта ненадлежащего исполнения обязательств по государственным контрактам. Анализ распределения средств областного бюджета на функционирование областных детско-юношеских спортивных школ свидетельствует об отсутствии ресурсно обоснованного подхода к финансированию указанных учреждений. Существующая форма финансирования спортивных школ, являющихся автономными организациями, по государственным контрактам ведет к неэффективному, не увязанному с результатами использованию средств областного бюджета, к непрозрачности расходов.

Проверкой целевого и эффективного использования средств областного бюджета, направленных на реализацию Областной адресной инвестиционной программы, в части финансирования объектов культуры и здравоохранения Кировской области в 2008 году установлено, что при осуществлении капитальных вложений не обеспечен переход на современные принципы их осуществления, которые позволяют эффективно использовать бюджетные средства.

Проверкой в департаменте строительства и архитектуры области установлено неточное планирование расходов на строительство объектов из-за некачественной подготовки проектно-сметной документации. Непринятие мер по внесению изменений в объемы финансирования привело к неполному освоению бюджетных средств.

Проверкой в Кировском областном государственном учреждении “Управление капитального строительства“ (КОГУ УКС) установлено авансирование сверх установленного законом об областном бюджете размера на 903,2 тыс. рублей. Установлены факты осуществления работ на объекте до заключения государственного контракта, нарушения сроков выполнения
работ, неприменение штрафных санкций, предусмотренных государственным контрактом, составление ненадлежащим образом актов о приемке выполненных работ.

Проверкой в Кировском областном государственном учреждении “Управление по газификации и инженерной инфраструктуре“ (КОГУ УГИИ) установлено несвоевременное выполнение подрядчиками договорных обязательств на общую сумму 4,7 млн. рублей. При этом КОГУ УГИИ не приняло меры к взысканию штрафных санкций на 1,4 млн. рублей. Установлены факты отсутствия в государственном контракте обязательных условий об ответственности и невзыскания неустойки в сумме 561 рубль; строительства и приемки в эксплуатацию объектов до получения положительного заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации; завышения сметной стоимости работ; изменения сроков выполнения работ, предусмотренных контрактом (недостоверности документов, отражающих выполнение работ по строительству объектов).

Внешней проверкой отчета об исполнении бюджета Фаленского района за 2008 год установлено 213 нарушений и недостатков в организации и осуществлении бюджетного процесса на сумму 5835 тыс. рублей. Нарушены 19 статей БК РФ и другие нормативные правовые акты. Не обеспечено соблюдение 5 принципов бюджетной системы. Муниципальным образованием осуществлялись расходы на кассовое обслуживание исполнения бюджета, которое относится к бюджетным полномочиям Российской Федерации, переданным по соглашению Кировской области, и подлежит осуществлению за счет средств областного бюджета. Несоблюдение действующего законодательства, отсутствие необходимых муниципальных нормативных актов привело к снижению эффективности управления муниципальным имуществом. Увеличивается зависимость районного бюджета от финансовой помощи из областного бюджета. Собственные доходы поселений (без учета безвозмездных поступлений) не обеспечивают содержание даже органов их управления. При организации бюджетного процесса в районе практически не работают система бюджетирования, ориентированного на результат, и программно-целевой метод формирования и осуществления расходов. Допущено множество нарушений инструкций о бюджетном учете, о порядке составления и представления отчетности, имеются
факты искажения отчетности.

Внешней проверкой отчета об исполнении бюджета Кильмезского района за 2008 год установлено 118 нарушений и недостатков в организации и осуществлении бюджетного процесса на сумму 18396,0 тыс. рублей. В том числе на сумму 13390,8 тыс. рублей установлены нарушения в бюджетном учете и отчетности, которые не позволили сделать вывод о достоверности показателей консолидированной отчетности об исполнении бюджета за 2008 год. Нарушены 10 статей БК РФ. Не обеспечено соблюдение 2 принципов бюджетной системы. Недостатки при принятии нормативных правовых актов, невыполнение требований бюджетного законодательства не позволяют качественно управлять муниципальным имуществом. При организации бюджетного процесса в районе не применяется система бюджетирования, ориентированного на результат, не устанавливаются задания бюджетным учреждениям по предоставлению муниципальных услуг.

Выявленные внешними проверками нарушения бюджетного законодательства явились следствием того, что в вышеуказанных муниципальных образованиях не организован внешний финансовый контроль за формированием и исполнением бюджета в соответствии с требованиями БК РФ.

Внешней проверкой отчета об исполнении бюджета Уржумского района за 2008 год установлено 88 нарушений и недостатков в организации бюджетного учета и отчетности на сумму 49395,5 тыс. рублей. Нарушены 6 статей БК РФ.

Проверкой целевого и эффективного использования средств областного бюджета, направленных в 2008 году на реализацию областной целевой программы “Социальное развитие села“ на 2004 - 2012 годы, установлено, что при реализации областной целевой программы достигнут определенный эффект. Предоставленная поддержка позволила закрепить для работы в агропромышленном комплексе, социальной сфере и других секторах экономики сельских поселений молодых специалистов, квалифицированных рабочих. 114 граждан из 31 муниципального образования и 116 молодых семей и специалистов из 23 муниципальных образований получили право на государственную поддержку.

Вместе с тем в результате
проведенных контрольных мероприятий выявлен ряд недостатков и нарушений, которые снизили возможный результат от проведенной работы. Всего выявлено 21 нарушение на сумму 11758,6 тыс. рублей, в том числе неэффективное расходование бюджетных средств на сумму 4864,0 тыс. рублей. Включение в программу средств организаций агропромышленного комплекса в качестве внебюджетных источников носило формальный характер. Ни одна организация агропромышленного комплекса не приняла участие в софинансировании строительства или приобретения жилья.

Не представлено документальное подтверждение по осуществлению контроля за качеством строительства, приемкой выполненных строительных работ и вводом жилья в эксплуатацию в установленные сроки администрациями трех проверенных муниципальных районов.

Отсутствует единый механизм возврата неиспользованных денежных средств, в результате чего неиспользованные средства государственной поддержки длительное время не возвращались в бюджет.

Нормативная база не предусматривает наличия экспертного заключения об оценке рыночной стоимости приобретаемого жилья в рамках реализации областной целевой программы “Социальное развитие села“ на 2004 - 2012 годы. Средняя стоимость приобретения 1 кв. м жилого помещения в сельской местности в 2008 году увеличилась в 3 раза по отношению к фактической средней стоимости в 2007 году. В ряде муниципальных образований стоимость 1 кв. м жилья резко отличалась от рыночных цен жилья в других районах области и составила от 20,3 до 39,3 тыс. рублей за 1 кв. м жилого помещения.

В ходе контрольных мероприятий установлены многочисленные нарушения в постановке бюджетного учета и отчетности.

3. Результаты экспертно-аналитической деятельности

В 2009 году проведено 76 экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 58 плановых.

Экспертно-аналитическая работа способствует предотвращению нарушений, так как заключения готовятся, как правило, на проекты законов области, проекты постановлений Правительства области, что позволяет своевременно внести необходимые коррективы и не допустить нарушения.

По результатам
экспертно-аналитических мероприятий подготовлено 48 экспертных заключений на проекты законов и 28 анализов и аналитических записок, 38 процентов законопроектов от представленных на экспертизу доработано с учетом предложений и замечаний КСП.

По результатам внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2008 год установлены нарушения на сумму 25692,5 тыс. рублей.

Проверкой департамента государственной собственности в ходе анализа и оценки выполнения мероприятий, предусмотренных Программой управления государственным имуществом Кировской области в 2006 - 2008 годах, установлены факты неэффективного использования областной собственности.

Правительством области 4 апреля 2007 года протокольно было принято решение о приобретении КОГУП “Вятское поле“ в собственность области 100% пакета акций ОАО “Кировское авиапредприятие“. В связи с этим в устав КОГУП “Вятское поле“ был внесен дополнительный вид деятельности - участие и содействие в развитии транспортной, в том числе авиационной, инфраструктуры Кировской области. Впоследствии приобретенные КОГУП “Вятское поле“ акции ОАО “Кировское авиапредприятие“ были переданы в казну Кировской области, а из устава предприятия был исключен этот вид деятельности. В результате КОГУП “Вятское поле“ по итогам работы за 2007 год вместо прибыли получило убыток. В областной бюджет не поступило 414,0 тыс. рублей в качестве части прибыли предприятия.

В нарушение статьи 18 Закона Кировской области от 3 июля 2001 года N 5-ЗО “Об управлении государственным имуществом Кировской области“ находящееся в собственности области имущество передавалось в безвозмездное пользование общественным и коммерческим организациям и физическим лицам. В результате областной бюджет не получил в виде арендной платы 131,0 тыс. рублей.

Анализ и оценка эффективности использования областной собственности в виде полного пакета акций (100% уставного капитала) ОАО “Кировская региональная ипотечная корпорация“ за 2008 год показали, что
руководством корпорации превышались полномочия, допускались действия, не соответствующие интересам собственника, нарушалось действующее законодательство. В рамках реализации областной целевой программы “Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Кировской области“ на 2006 - 2008 годы не выполнена социально значимая задача по обеспечению доступности ипотечных кредитов и охвату инвестиционными мероприятиями муниципальных образований области.

Значительно превышались сметные расходы, отвлекались оборотные средства, что привело к снижению эффективности финансовых показателей корпорации. Областная собственность в виде акций корпорации, с точки зрения интересов бюджета, использовалась неэффективно. В нарушение законов области об управлении государственным имуществом Кировской области при росте чистой прибыли в 2006 - 2007 годах не обеспечено поступление дивидендов в областной бюджет. По результатам анализа Правительству области предложено осуществлять в отношении данной корпорации и других организаций, имеющих 100% пакета акций государства, более жесткую дивидендную политику в интересах областного бюджета.

16 июня 2009 года принято решение Совета директоров ОАО “Кировская региональная ипотечная корпорация“ о перечислении дивидендов в областной бюджет в размере 20% чистой прибыли за 2008 год в сумме 1680,0 тыс. рублей. Решение о перечислении дивидендов в областной бюджет принято впервые за 6 лет существования корпорации.

По результатам проведенной КСП экспертизы отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 год принято постановление Законодательного Собрания области от 25 июня 2009 года N 37/169. В данном постановлении Правительству области рекомендовано обеспечить более действенный контроль за деятельностью исполнительной дирекции Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования, ее взаимоотношениями с департаментом здравоохранения области, муниципальными образованиями, страховыми организациями и учреждениями здравоохранения.

При проведении анализа и оценки эффективности расходования средств областного бюджета на реализацию областных целевых программ в 2008 году установлено неосвоение бюджетных средств на сумму 326,9 млн. рублей, в том числе средств федерального бюджета - 214,2 млн. рублей, областного бюджета - 73,8 млн. рублей, местных бюджетов - 38,9 млн. рублей. Сокращение ассигнований на реализацию программ, неполное освоение бюджетных ассигнований и лимитов по внебюджетным средствам привело в 2008 году к невыполнению либо к неполному выполнению ряда программных мероприятий по 7 областным целевым программам. Со стороны государственных заказчиков программ осуществлялся недостаточный контроль за достижением конечных результатов, предусмотренных областными целевыми программами.

В результате анализа эффективности использования в 2008 году средств областного бюджета на реализацию ведомственных целевых программ установлено, что при утверждении программ, как правило на 3 года, имели место случаи, когда в них не вносились уточнения по объемам и источникам финансирования. Не корректировались мероприятия, одни и те же мероприятия включались одновременно в разные программы. Из 37 действовавших в 2008 году программ 5 заканчивали действие в 2008 году, остальные - в 2009 - 2010 годах. С 2009 года почти все ведомственные целевые программы были отменены без подведения итогов их реализации и вновь приняты с этими же названиями на 2009 - 2010 годы. По отдельным программам нет разбивки показателей и критериев оценки их эффективности по годам реализации.

Со стороны КСП имелись замечания на отчет об исполнении областного бюджета, на проект областного бюджета и на вносимые изменения в бюджет. По результатам экспертизы проекта областного бюджета на 2010 год установлено, что ассигнования на реализацию областных целевых программ предусмотрены в 3 раза ниже объемов, утвержденных программами. При этом не внесены своевременно изменения в перечень программных мероприятий и показатели конечных результатов, которые должны быть достигнуты при реализации программ.

4. Взаимодействие с другими органами

На заседаниях Законодательного Собрания области рассмотрено 20 заключений КСП.

Значительно повысилась информированность депутатов Законодательного Собрания области о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых КСП. Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП рассмотрены на 71 заседании комитетов Законодательного Собрания. До сведения депутатов доведены 43 информации по результатам контрольной и экспертно-аналитической деятельности КСП.

В течение года КСП ежемесячно осуществлялся мониторинг социально-экономической ситуации в Кировской области в условиях финансово-экономического кризиса, по результатам которого Председателю Законодательного Собрания области ежеквартально направлялась информация.

Также в Законодательное Собрание области направлен анализ показателей работы контрольно-счетных органов Российской Федерации, контрольно-счетных органов Приволжского федерального округа и КСП за 2008 год.

В 2009 году в рамках взаимодействия с Правительством области КСП проводилась экспертиза проектов постановлений и распоряжений, внесенных на рассмотрение Правительства области. Заключения по результатам экспертизы были направлены по 16 проектам постановлений и распоряжений. С учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий принято 5 нормативных правовых актов.

Одним из наиболее важных направлений в работе КСП является содействие становлению и организации муниципального внешнего финансового контроля. Действующее законодательство и реальная обстановка требуют организации внешнего муниципального финансового контроля на постоянной и профессиональной основе.

Из 45 муниципальных районов и городских округов контрольные органы созданы на профессиональной основе в городах Кирове, Кирово-Чепецке и в Вятскополянском районе. В 32 представительных органах муниципальных районов и городских округов введены ставки освобожденных работников по внешнему финансовому контролю. В 10 муниципальных районах (городских округах) в представительных органах муниципальных образований отсутствуют органы или освобожденные специалисты по внешнему финансовому контролю. Результат - неисполнение требований БК РФ по осуществлению внешней проверки отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований.

В июле - августе 2009 года представители КСП приняли участие в 6 выездных кустовых рабочих совещаниях ассоциации “Совет муниципальных образований Кировской области“ с участием глав муниципальных образований области по вопросам хода реформы местного самоуправления.

25 августа 2009 года подписано Соглашение о взаимодействии между ассоциацией “Совет муниципальных образований Кировской области“ и Контрольно-счетной палатой Кировской области.

В ноябре - декабре 2009 года подписаны соглашения о взаимодействии по организации внешнего финансового контроля КСП с представительными органами всех муниципальных районов и городских округов.

В соответствии со статьей 2 Закона Кировской области от 2 июня 2005 года N 332-ЗО “О Контрольно-счетной палате Кировской области“ с целью оказания методической и консультативной помощи органам финансового контроля муниципальных образований 2 раза в год проводится семинар с представителями контрольных органов муниципальных образований.

В рамках оказания методической помощи в 2009 году стажировку в КСП прошли 15 специалистов по внешнему финансовому контролю, вновь принятых в представительные органы муниципальных образований области.

Контрольным органам муниципальных образований в целях оказания помощи в работе направляются программы проверок, обзоры результатов совместных контрольных мероприятий, результаты внешних проверок отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований.

Ежегодно с учетом предложений глав районов (городских округов) утверждается план совместных контрольных мероприятий. В 2009 году проведено 7 совместных контрольных мероприятий, в ходе которых контрольными органами и специалистами по финансовому контролю представительных органов муниципальных образований установлено 317 нарушений на сумму 23961,5 тыс. рублей.

Всего в 2009 году проведено 10 контрольных мероприятий совместно с другими надзорными и контрольными органами.

По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в прокуратуру Кировской области в 2009 году направлено 16 материалов. В октябре - ноябре 2009 года с участием прокуратуры области проведено совместное контрольное мероприятие - проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, направленных в 2008 году на реализацию областной целевой программы “Социальное развитие села“ на 2004 - 2012 годы. Благодаря оперативным действиям сотрудников прокуратуры области в кратчайшие сроки проведены проверки по вопросам, возникшим у специалистов КСП в процессе проверки документов, представленных гражданами, проживающими в сельской местности, для участия в программе по улучшению жилищных условий. Результаты проверки рассмотрены на заседании Коллегии КСП. Работники прокуратуры области приглашаются на все совещания-семинары и заседания Коллегии КСП. Председатель и заместитель председателя КСП принимают участие в координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов Кировской области в прокуратуре области.

В 2009 году КСП более активно взаимодействовала в работе с органами внутренних дел. Чаще осуществлялись обмен информацией по вопросам, подлежащим проверке, и взаимное консультирование по проблемным вопросам. Совместно с Управлением внутренних дел по Кировской области проведена проверка эффективного использования бюджетных средств на подготовку к зиме и заготовку топлива в 2008 году.

5. Организационно-методическая работа

В отчетном году проведено 11 заседаний Коллегии КСП, на которых с участием руководящих работников и депутатов Законодательного Собрания области, Правительства области, правоохранительных органов рассмотрены наиболее важные вопросы деятельности КСП и результаты наиболее значимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. По результатам рассмотрения вопросов на Коллегии КСП принято 33 постановления.

Председатель и заместитель председателя КСП, начальники отделов принимали участие в заседаниях Правительства области и Законодательного Собрания области, а также участвовали в работе комитетов Законодательного Собрания.

В 2009 году КСП взаимодействовала в работе со Счетной палатой Российской Федерации и Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации.

За 2009 год проведено 12 занятий по повышению квалификации всего коллектива.

В соответствии со статьями 3 и 26 Закона Кировской области от 2 июня 2005 года N 332-ЗО “О Контрольно-счетной палате Кировской области“ информация о деятельности КСП регулярно представлялась средствам массовой информации. Представители СМИ участвовали в семинарах-совещаниях с руководителями контрольных органов муниципальных образований и в заседаниях Коллегии КСП.

О деятельности КСП в 2009 году в СМИ опубликовано 92 информации и статьи.

В целях выработки совместно с профессионалами в разных отраслях знаний наиболее обоснованных выводов и предложений по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в течение 2009 года проведено 3 заседания Экспертно-консультативного совета при председателе КСП.

6. Основные выводы, предложения,

рекомендации по результатам контрольной

и экспертно-аналитической деятельности

Результаты контрольной и экспертно-аналитической деятельности свидетельствуют о снижении общего количества выявленных нарушений.

Значительно уменьшились выявленные сумма использования средств с нарушением законодательства и сумма неэффективного использования бюджетных средств.

При этом значительно увеличилась общая сумма выявленных нарушений (в 1,6 раза) за счет прочих финансовых нарушений (в 1,9 раза). Значительный прирост суммы нарушений связан с нарушениями, выявленными в результате экспертно-аналитических мероприятий, и нарушениями в бюджетном учете и отчетности, выявленными внешними проверками отчетов об исполнении областного бюджета и местных бюджетов.

В 2009 году сохранился ряд проблем, в том числе следующие:

1. Нарушаются установленные бюджетным законодательством сроки принятия областных целевых программ. Большинство из них формируется непосредственно перед внесением проекта бюджета в Законодательное Собрание области. Областные целевые программы не обеспечены реальными источниками финансирования. Не привлекаются запланированные программами внебюджетные средства.

Нарушаются принципы программно-целевого планирования расходов. Значительное сокращение ассигнований на реализацию областных целевых программ производится без корректировки программных мероприятий и конечных показателей, которые должны быть достигнуты при реализации программ, что может привести к неэффективному использованию бюджетных средств и невозможности проверить достижение запланированных программами показателей эффективности.

2. Недостаточно осуществляются контрольные полномочия, предусмотренные БК РФ, главными администраторами бюджетных средств за подведомственными получателями средств областного бюджета. В большинстве департаментов, управлений отсутствуют ставки специалистов по финансовому контролю.

3. Выявленные нарушения в бюджетном учете и отчетности свидетельствуют об имеющих место проблемах в организации бюджетного процесса.

4. Сдерживается процесс создания внешнего финансового контроля в представительных органах муниципальных образований. Результаты проверок муниципальных образований свидетельствуют, что имеют место нарушения и недостатки на всех стадиях осуществления бюджетного процесса.

Администрации муниципальных образований самостоятельно формируют проект бюджета, сами его исполняют и контролируют, что и приводит в конечном счете к многочисленным финансовым нарушениям.

5. Имеются системные недостатки и нарушения в использовании муниципального имущества. Отсутствует или несвоевременно обновляется необходимая нормативная база. Инвентаризация муниципального имущества проводится не в полном объеме. В большинстве проверенных районов контроль за целевым использованием и сохранностью муниципального имущества осуществляется не в полной мере, проверки с выходом на место практически не проводятся. Передача муниципальн“го имущества с нарушением установленного порядка приводит к потерям бюджетов.