Законы и постановления РФ

Решение Светловского окружного Совета депутатов от 27.02.2002 N 33 “Об утверждении Программы занятости населения Светловского городского округа на 2002 год“

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

СВЕТЛОВСКИЙ ОКРУЖНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ

от 27 февраля 2002 г. N 33

Об утверждении Программы занятости населения

Светловского городского округа на 2002 год

Заслушав и обсудив информацию директора Светловского центра занятости населения Т. Гизатуллиной, окружной Совет депутатов

РЕШИЛ:

Утвердить Программу занятости населения Светловского городского округа на 2002 год.

Глава

муниципального образования

“Светловский городской округ“

А.А. Григорьев

СОГЛАСОВАНО

Глава

муниципального образования

“Светловский городской округ“

________________ А. Григорьев

“____“ ______________ 2002 г.

Руководитель

департамента ДФГСЗН

по Калининградской области

____________________ А. Волик

“____“ ______________ 2002 г.

ПРОГРАММА

занятости населения

Светловского городского округа

на 2002 г.

г. Светлый

2002 г.

Директор

Светловского центра

занятости населения

Т. Гизатуллина

1. ВВЕДЕНИЕ

Программа занятости Светловского городского округа на 2002 г. разработана на основании законодательства РФ о занятости населения и направлена на реализацию государственной политики занятости на уровне СГО, создание условий
для обеспечения требуемыми кадрами экономического комплекса округа, формирование гибкой системы социальной поддержки незанятого населения. Имеет основную цель внести свой вклад в предпринимаемые властями усилия по развитию экономического потенциала СГО и поддержанию стабильной социальной обстановки в округе.

Данная Программа является составной частью областной программы занятости на 2001 - 2003 гг., а также продолжением реализации основных положений программы занятости СГО 2001 г. Основные показатели приведены с учетом разработок программы занятости Калининградской области, с учетом опыта работы Светловского городского центра занятости населения прошлых лет и специфики Светловского городского округа. Приоритет отдан активным формам воздействия на рынок труда. Программа основана на перспективном прогнозе развития рынка труда и развития экономического комплекса округа.

В рамках подготовки Программы был осуществлен выборочный опрос предприятий и организаций округа на предмет потребностей в рабочей силе, планируемых сокращений, подготовки новых рабочих кадров.

2. РЫНОК ТРУДА СВЕТЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

При общей численности жителей 27,9 тысячи человек экономически активное население оценивается в количестве 13,6 тысячи человек.

По данным статистики, на территории округа функционирует 423 субъекта хозяйственной деятельности, в 2001 г. было зарегистрировано дополнительно 4 государственных и муниципальных предприятия, 54 общества с ограниченной ответственностью, прочих - 4.

Численность работающих только на крупных предприятиях составляет 4,6 тысячи человек.

Учитывая сферу малого и среднего бизнеса, эксперты предполагают, что в целом на предприятиях и организациях города занято порядка 10-11 тысяч человек.

2043 человека оформлены в качестве частных предпринимателей.

В течение 2001 г. продолжился рост спроса на рабочую силу, в первую очередь на рабочих высокой квалификации. Ежемесячный спрос на рабочую силу на территории округа в 2001 году составил 300-400 заявляемых вакансий. В настоящий момент, по нашим оценкам,
спрос превышает предложение на 10 процентов. Предполагается, что такая тенденция будет сохраняться.

По данным, предоставленным администрацией, в ближайшем будущем планируется строительство новых торговых предприятий, цеха по производству мебели, терминала по перевалке нефтепродуктов, новых производств по обработке рыбы, по техническому обслуживанию транспорта, продолжается развитие на территории округа нефтеперевалочного комплекса АО “Лукойл“ и др.

По данным проведенного выборочного опроса предприятий округа значительных сокращений штатов в течение 2001 года не предвидится.

Продолжает оказывать влияние демографический фактор: с одной стороны, мы имеем дело с быстрым старением существующих трудовых ресурсов, с другой - недостаточный выход на рынок труда молодежи не позволяет количественно закрыть потребности рынка труда.

Пока не решена проблема сочетания запросов рынка труда и функционирования системы подготовки рабочих кадров, что не позволяет решить проблему пополнения кадров по количеству и по качеству.

По оценкам примерная профессиональная квалификационная структура заявляемых вакансий на ближайшую перспективу представляется следующим образом (пропорция из расчета 100%):

- квалифицированные рабочие в промышленности 20%

- строительных специальностей 9%

- неквалифицированные рабочие 27%

- торговля, обслуживание 35%

- другие 9%

В связи с отсутствием собственных возможностей округа обеспечить необходимый уровень предложения трудовых ресурсов в производственной сфере в течение ближайших лет на данном сегменте рынка будет ощущаться определенный дефицит, что потребует от предприятий привлечения иногородней рабочей силы, приведет к ценовой конкуренции на рынке труда и, как следствие, внутренней миграции специалистов, допустим, из муниципальной сферы в производство, между предприятиями.

Проблемой в заполнении свободных рабочих мест является не только отсутствие необходимого количества рабочих рук, но и качество предлагаемых рабочих мест, в первую очередь размер оплаты, условия труда и уровень социальной защищенности работника. То есть в ближайшей перспективе работодатель, предложивший более высокое качество трудовой жизни, сможет пополнять требуемые трудовые ресурсы за счет других предприятий.

Остается важной перспективной задачей - техническое и технологическое обновление производства, учитывая неблагоприятную перспективу развития трудовых ресурсов в округе, необходимо внедрение более современных, менее человекоемких технологий.

Проблема женской безработицы: женщинам на территории округа по-прежнему труднее решить проблему трудоустройства, чем представителям мужского пола. Среди зарегистрированных безработных 80% составляют женщины, многие из которых находятся в стадии застойной безработицы. Одной из причин является недостаточное развитие в округе сферы услуг.

Несмотря на достаточно высокую динамику рынка в сфере торговли, общественного питания в целом этот сегмент рынка постоянно испытывает потребность в рабочей силе.

Основной причиной является структурное несовпадение спроса и предложения, с одной стороны, по профессионально - квалификационным требованиям, с другой стороны, в размерах оплаты труда и условиях
труда нанимателя.

По оценкам специалистов, ежемесячный спрос в 2002 году будет составлять 400-500 заявленных вакансий в месяц.

Уровень безработицы останется стабильным.

Существенной проблемой рынка труда становится качество трудовых отношений, их юридическое оформление, объем, формы и методы оплаты. Пренебрежение нормами трудового законодательства приводят к нарушению прав граждан, утрате ими возможности на соответствующий уровень социальной защиты в случае потери рабочего места, болезни, выхода на пенсию и т.д. Кроме того, наносят серьезный ущерб бюджету округа в плане недополучения соответствующих налогов на ФОТ. Некоторые нормы нового Трудового кодекса, вступающего в силу с 1 февраля 2002 г., призваны исправить данное положение. Одна из задач службы занятости - информирование как работодателей, так и граждан о новых требованиях трудового законодательства.

Потенциальное предложение рабочей силы, которая окажет влияние на рынок труда, по оценкам специалистов и проведенному анализу, будет следующим:

1. Высвобождаемый персонал

По итогам мониторинга предприятия округа не планируют сколько-нибудь значимых сокращений персонала. С учетом полученной информации количество сокращенных в течение года может составить до 50 человек.

2. Базовая безработица

На 1 января 2002 года составляет 301 человек.

3. Первичная безработица молодежи

Совокупный выпуск учебных заведений округа составит около 450 человек,

в том числе:

ПУ-3 - 70 чел.

ПУ-4 - 75 чел.

Средние школы, в том числе:

N 1 - 47 чел.

N 2 - 95 чел.

N 3 - 70 чел.

N 5 - 83 чел.

N 6 - данные не представлены.

Примерно 90 молодых людей будут непосредственно нуждаться в услугах службы занятости.

4. Незанятые граждане, не имеющие статуса безработного: по оценкам специалистов 550 человек данной категории могут претендовать на поиск подходящей работы.

5. Лица, возвращающиеся из мест лишения свободы

По данным ОВД из мест заключения в округ вернется 10
человек.

6. Сокращенные военнослужащие

Трудоустройство уволенных военнослужащих военный комиссариат проводит самостоятельно.

Предстоящие сокращения ВС будут осуществляться в соответствии с правительственной программой, в которой предусмотрены в том числе вопросы переобучения и переподготовки уволенных военнослужащих. Тем не менее, по оценкам специалистов, на работу могут претендовать порядка 30 человек. Кроме того, на рынок труда окажут влияние следующие категории населения.

7. Реабилитированные инвалиды - 15 чел.

8. Мигранты трудоспособного возраста - 50 чел.

9. Текучесть кадров - 380 чел.

Таким образом, регистрируемый рынок труда в Светловском городском округе может составить 1476 человек (приложение N 1).

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ ТРУДА

3.1. Основные задачи государственной политики на рынке труда округа. Мероприятия программы занятости на рынке труда

Мероприятия программы занятости населения призваны обеспечить реализацию государственной политики в сфере занятости на уровне Светловского городского округа.

Основной приоритет отдается активным формам воздействия на рынок труда, развитию эффективной системы социальной поддержки безработных и специальных программ занятости. Основные задачи государственной политики занятости на период 2002 года и далее:

- развитие системы социального партнерства;

- развитие качества рабочей силы;

- повышение уровня занятости;

- развитие качества трудовой жизни;

- содействие занятости неконкурентоспособным слоям населения;

- профилактика безработицы,

остаются актуальными.

3.2. Социальное партнерство

В современных условиях развития трудовых отношений для эффективного решения проблем рынка труда округа все большую необходимость приобретает налаживание эффективной системы социального партнерства, формирование которой в целях эффективного развития трудовых ресурсов округа является едва ли не основной перспективной и масштабной задачей рынка труда.

Не принижая роли структур ФГСЗН как основных механизмов проведения государственной политики занятости на рынке труда, нужно сказать, зачастую этих усилий недостаточно для решения существующих проблем.

Решение стоящих перед рынком труда задач требует комплексных скоординированных усилий всех участников рынка:
профсоюзов, объединений работодателей, структур профтехобразования, предпринимателей. Основную роль в этом должны играть органы местного самоуправления, чья административно - политическая поддержка является одним из ключевых факторов успеха сотрудничества на рынке труда.

3.3. Развитие качества рабочей силы

Введение на территории округа в строй новых предприятий, развитие технологий производств сталкивается с проблемой нехватки специалистов соответствующей квалификации.

Профессиональная подготовка, переподготовка кадров являются важнейшим направлением активной политики и одним из основных способов развития качества трудовых ресурсов, органы службы занятости в этой связи являются основным организатором данной работы.

Анализ итогов деятельности прошлых лет позволяет сделать вывод, что в целом это направление себя оправдало. С каждым годом идет рост последующих за переобучением трудоустройств, в настоящее время уровень трудоустроенных после соответствующего переобучения также составляет порядка 90%, как и в прошлые годы.

Кроме того, процесс обучения позволяет уменьшить известную социальную изоляцию безработного, включить человека в активное социальное взаимодействие, что само по себе является положительным результатом прилагаемых усилий. Особенно хорошо себя зарекомендовала программа обучения под рабочее место, и в дальнейшем организация переобучения безработных будет проходить на основе прогнозов текущей и перспективной потребностей экономики округа, прямых договоров с работодателями на подготовку кадров.

Особенно актуальной задачей в ближайшей перспективе на основе уже поступивших (в период подготовки Программы) заявок будет удовлетворение спроса предприятий на различного рода рабочих производственных специальностей, строителей, ИТР, обработчиков рыбы.

Следует отметить, учитывая половозрастной и квалификационный состав зарегистрированных безработных (80% женщины), в большей степени есть возможность учесть потребности сферы торговли и общественного питания. Качественно и полно удовлетворить запросы производственного комплекса не представляется возможным.

Планируется, что в течение 2002 года по различным программам пройдут переобучение, повысят квалификацию 190 человек.

3.4.
Качество трудовой жизни

Другой проблемой заполнения существующих вакансий, привлечения трудовых ресурсов в экономику округа является зачастую низкий уровень качества трудовой жизни.

Несовпадение спроса на рабочую силу и качество предлагаемых рабочих мест является основной причиной структурной безработицы. В настоящий момент улучшение качества трудовой жизни, в первую очередь, подразумевает увеличение уровня оплаты, особенно это касается бюджетной сферы, где ощущается большая потребность в младшем обслуживающем персонале. Остро проявляется проблема обеспечения школ учителями, дошкольных учреждений - воспитателями, лечебных учреждений - врачами и средним медперсоналом.

Для производственного комплекса округа важное значение в этом направлении имеет развитие технического состояния производства и внедрение новых технологий.

Серьезнейший момент - это обеспечение выполнения норм трудового законодательства, приема на работу, увольнения, предотвращение дискриминации, обеспечение необходимых норм условий труда, охраны труда и техники безопасности.

Органы службы занятости не несут контрольных функций, поэтому для реализации этого направления важна роль и участие профсоюзов, трудовой инспекции, местных органов власти, координация совместной деятельности ведомств по решению проблемы.

Перспективным видится интенсификация работы в этом направлении через уже существующие структуры Координационного комитета занятости, Союза предпринимателей округа, Совета директоров промышленных предприятий.

3.5. Повышение уровня занятости

Мероприятия по содействию в трудоустройстве незанятому населению ориентированы на:

- сокращение сроков поиска работы;

- расширение списка предлагаемых услуг;

- совершенствование работы с работодателями в плане сбора и заполнения вакансий;

- совершенствование технологий работы службы занятости.

Повышение уровня занятости напрямую связано с инвестиционной политикой на уровне округа, созданию новых эффективных рабочих мест.

Как уже говорилось, введение в строй только новых производственных мощностей обеспечит потребность в трудовых ресурсах.

Повышение уровня занятости во многом зависит от эффективности информационных и превентивных мероприятий оказания различных видов специфической помощи.

В первую очередь, это различные
юридические консультации по вопросам рынка труда, профориентационная, профинформационная работа, психологическая помощь, которая по планам будет проводиться с обратившимися в службу занятости гражданами, через средства массовой информации и непосредственно в школах.

Повышение уровня занятости должно сопровождаться мероприятиями по содействию временной занятости, имеется в виду организация общественных работ и работы подростков в период летних каникул. Планируется привлечь на эти направления 35 и 110 человек соответственно.

Предполагается развитие таких специальных программ занятости, как организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, с выплатой работодателям компенсации по оплате труда данных категорий, оказание предувольнительных консультационных услуг высвобождаемым работникам.

Для выполнения этих программ Светловским городским центром занятости населения уже предприняты конкретные меры: состоялся круглый стол с работодателями Светловского городского округа, проводится опрос предприятий с целью выявления заинтересованности в сотрудничестве в организации обучения под рабочее место, вырабатываются совместные с администрацией округа планы по организации общественных работ и квотированию рабочих мест.

Профилактика безработицы

К числу наиболее эффективных мероприятий превентивного характера на рынке труда можно отнести повышение уровня информационного обеспечения населения округа о состоянии занятости в 2002 году. Предполагается расширить практику информационной поддержки программы занятости, обеспечить более тесную связь со средствами массовой информации, в целях обеспечения большей доступности данных использовать возможности сети “Internet“.

В целях профилактики безработицы, правильной ориентации подрастающего поколения продолжит дальнейшее развитие программа профориентации.

Считаем перспективной задачей создание постоянно действующей системы профориентации в округе, ориентированной прежде всего на выпускников учебных заведений. В течение 2002 года профориентационные услуги получат 1650 человек (приложение N 2).

Содействие занятости неконкурентоспособным слоям населения

К числу слабозащищенных групп населения относятся прежде всего инвалиды, женщины с
малолетними детьми, выпускники очных учебных заведений, вынужденные переселенцы, сокращенные и другие категории граждан, которые в соответствии с действующим законодательством (федеральным и местным) нуждаются в особой опеке и содействии на рынке труда со стороны государства.

Именно для этих лиц разработана специальная программа психологической адаптации. В 2002 году предполагается обучение самостоятельному поиску работы, повышению конкурентоспособности, приобретению навыков саморекламы, преодоление стрессовых состояний, тестирование для выявления индивидуальных и профессиональных склонностей.

4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться, в основном, из федерального бюджета. Программы: “Общественные работы“, “Временная занятость школьников“, “Молодежная практика“, - должны финансироваться областным бюджетом самостоятельно, как планировалось и в прошлом году.

Создание и сохранение рабочих мест, самозанятость безработных, переобучение и профориентация - областной и федеральный бюджет совместно в пропорции 50% на 50%.

В соответствии с федеральной программой занятости 100-процентному финансированию федеральным бюджетом подлежит выплата пособий, материальной помощи и содержание структур службы занятости.

Абсолютные показатели расходов приведены в таблице “Ресурсное обеспечение Программы занятости“ (приложение N 3).

5. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В соответствии с концепцией федеральной программы занятости на 2001 - 2003 годы в 2001 г. произошло реформирование структуры территориальных органов службы занятости, сокращение штатов в масштабе всего региона, разделение ДФГСЗН на Калининградский городской центр занятости и областной Департамент, реорганизация отделов ДФГСЗН в самостоятельные юридические лица - районные и городские центры занятости населения.

В связи с непроработанностью механизмов деятельности в новых условиях, недостаточной подготовленностью нормативной базы, резким сокращением персонала, недофинансированием возросла нагрузка на каждого сотрудника службы занятости, но учитывая высокую степень подготовленности специалистов, гибкость технологии работы, в целом персонал Светловского центра занятости населения способен обеспечить выполнение Программы в полном объеме.

6. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Оперативное управление Программой осуществляет ДФГСЗН и его районные и городские подразделения.

В компетенцию органов службы занятости входит контроль за ходом реализации Программы, порядком финансирования мероприятий, разработкой предложений по корректировке отдельных показателей, направлений и сроков реализации.

Контроль за соблюдением финансовой дисциплины по реализации мероприятий отдела осуществляет КРИ ФГСЗН, КРУ, прокуратура и счетная палата.

Приложение N 1

Регистрируемый рынок труда

Светловского городского округа в 2002 году

--------T-------T------T--------T-------T-------T------T--------T-------T------¬

¦ Рынок ¦ Сокра-¦ Моло-¦ Спец- ¦ Текуч.¦ Мигра-¦ Инва-¦ Врем. ¦ Сокра-¦ Базо-¦

¦ труда ¦ щение ¦ дежь ¦ контин-¦ кадров¦ ция ¦ лиды ¦ незаня-¦ щение ¦ вая ¦

¦ ¦ ¦ ¦ гент ¦ ¦ ¦ ¦ тых ¦ армии ¦ б/р ¦

+-------+-------+------+--------+-------+-------+------+--------+-------+------+

¦ 1476 ¦ 50 ¦ 90 ¦ 10 ¦ 380 ¦ 50 ¦ 15 ¦ 550 ¦ 30 ¦ 301 ¦

L-------+-------+------+--------+-------+-------+------+--------+-------+-------

Приложение N 2

Мероприятия Программы занятости Светловского

городского округа в 2002 году (чел.)

---------T-------T-------T------T-------TT--------T-------T------T-------¬

¦ Общест-¦ Созда-¦ Заня- ¦ Моло-¦ Тр-во ¦¦ Перео- ¦ Проф- ¦ Посо-¦ Мат. ¦

¦ венные ¦ ние и ¦ тость ¦ дежн.¦ и ¦¦ бучение¦ ориен-¦ бия ¦ помощь¦

¦ работы ¦ сохр. ¦ несо- ¦ прак-¦ содей-¦¦ ¦ тация ¦ по ¦ безра-¦

¦ ¦ рабоч.¦ верш. ¦ тика ¦ ствие ¦¦ ¦ ¦ б/р ¦ ботным¦

¦ ¦ мест ¦ ¦ ¦ заня- ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тости,¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------+-------+-------+------+-------++--------+-------+------+-------+

¦ 35 ¦ 14 ¦ 110 ¦ 5 ¦ 410 ¦¦ 190 ¦ 1650 ¦ 280 ¦ 3 ¦

L--------+-------+-------+------+-------++--------+-------+------+--------

Приложение N 3

Финансирование мероприятий Программы занятости

Светловского городского округа в 2002 году (тыс. руб.)

--------T--------T-------T-------T------T--------T-------TT------T------T-------T--------T-----¬

¦ ¦ Общест-¦ Созда-¦ Заня- ¦ Моло-¦ Трудо- ¦ Содей-¦¦ Пере-¦ Проф-¦ Посо- ¦ Матери-¦ ¦

¦ ¦ венные ¦ ние и ¦ тость ¦ деж- ¦ устрой-¦ ствие ¦¦ обу- ¦ ори- ¦ бия ¦ альная ¦ ¦

¦ ¦ работы ¦ сохра-¦ несо- ¦ ная ¦ ство ¦ заня- ¦¦ чение¦ ента-¦ по ¦ помощь ¦ ¦

¦ ¦ ¦ нение ¦ вер- ¦ прак-¦ дли- ¦ тости ¦¦ ¦ ция ¦ без- ¦ безра- ¦ ¦

¦ ¦ ¦ рабо- ¦ шенно-¦ тика ¦ тельно ¦ инва- ¦¦ ¦ ¦ рабо- ¦ ботным ¦ ¦

¦ ¦ ¦ чих ¦ летних¦ ¦ стоящих¦ лидов ¦¦ ¦ ¦ тице ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ мест ¦ ¦ ¦ безра- ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ботных ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------+--------+-------+-------+------+--------+-------++------+------+-------+--------+ ¦

¦ Затра-¦ 17,1 ¦ 17,4 ¦ 1,38 ¦ 6,73 ¦ 0,196 ¦ 6,78 ¦¦ 4,25 ¦ 0,03 ¦ 10,1 ¦ 3,48 ¦ИТОГО¦

¦ ты ¦ ¦ <**> ¦ <*> ¦ ¦ <**> ¦ ¦¦ <**> ¦ <**> ¦ <***> ¦ <***> ¦ ¦

¦ на 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ В тыс.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ Источ-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ник ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------+--------+-------+-------+------+--------+-------++------+------+-------+--------+-----+

¦ ¦ 599,4 ¦ 243, 6¦ 151,8 ¦ 33,7 ¦ 9,6 ¦ 33,9 ¦¦ 808,4¦ 42,2 ¦ 2828 ¦ 10,4 ¦4761 ¦

L-------+--------+-------+-------+------+--------+-------++------+------+-------+--------+------

-------------------------------

<*> Финансируется из бюджета субъекта Федерации

<**> Финансируется субъектом Федерации и федеральным бюджетом в пропорции 50% на 50%

<***> Финансируется из федерального бюджета--