Законы и постановления РФ

Постановление главы администрации Верхнекамского района Кировской области от 19.05.2009 N 31 (ред. от 24.05.2010) “О мерах по противодействию коррупции“ (вместе с “Правилами проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых администрацией Верхнекамского района, с целью выявления и устранения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции“)

Изменения, внесенные постановлением администрации Верхнекамского района Кировской области от 24.05.2010 N 496, вступили в силу с 24 мая 2010 года.

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕКАМСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 мая 2009 г. N 31

О МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

(в ред. постановлений администрации Верхнекамского района

Кировской области от 30.10.2009 N 450, от 24.05.2010 N 496)

Постановление Правительства РФ от 05.03.2009 N 196 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 26.02.2010 N 96, регулирующего те же правоотношения.

Постановление Правительства РФ от 05.03.2009 N 195 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 26.02.2010 N 96, регулирующего те же правоотношения.

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008
N 273-ФЗ “О противодействии коррупции“, постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 N 195 “Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции“ и от 05.03.2009 N 196 “Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции“ постановляю:

1. Утвердить Правила проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых администрацией Верхнекамского района, с целью выявления и устранения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. Прилагаются.

2. Создать рабочую группу по проведению экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых администрацией Верхнекамского района, с целью выявления и устранения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и утвердить ее состав. Прилагается.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава администрации

Верхнекамского района

Кировской области

С.А.ЗВЕРЕВА

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением

главы администрации

Верхнекамского района

Кировской области

от 19 мая 2009 г. N 31

ПРАВИЛА

ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ АДМИНИСТРАЦИЕЙ

ВЕРХНЕКАМСКОГО РАЙОНА, С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ

В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ

ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ

(в ред. постановлений администрации Верхнекамского района

Кировской области от 30.10.2009 N 450, от 24.05.2010 N 496)

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых администрацией Верхнекамского района, с целью выявления и устранения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее - Правила), в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основе методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию
условий для проявления коррупции (далее - Методика), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 N 196 “Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции“, определяют:

1.1.1. Основные задачи, цели, порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых администрацией Верхнекамского района (далее - проекты документов).

1.1.2. Перечень проектов документов, подлежащих антикоррупционной экспертизе.

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия:

коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;

коррупциогенность - заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупционным проявлениям в процессе реализации содержащих такие нормы нормативных правовых актов. Коррупциогенность обуславливается наличием в нормативном правовом акте коррупционных факторов;

коррупционные факторы - положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их;

коррупциогенные нормы - положения проектов документов, содержащие коррупционные факторы;

нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае;

дискреционные полномочия - полномочия, которые муниципальный служащий может осуществить
по собственному усмотрению.

1.3. Основной задачей антикоррупционной экспертизы является обеспечение проведения экспертизы проектов документов в целях выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений (далее - экспертиза).

1.4. Экспертизе подлежат проекты документов:

1.4.1. Затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.

1.4.2. Об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций.

1.4.3. Связанных с распределением средств районного бюджета.

1.4.4. Связанных с управлением муниципальной собственностью.

1.4.5. Связанных с размещением заказа для муниципальных нужд.

1.4.6. Регламентирующих осуществление полномочий подведомственных организаций.

1.4.7. Регламентирующих контрольные, разрешительные и регистрационные полномочия администрации района.

1.4.8. Другие проекты документов по поручению главы администрации района.

1.5. Основной целью экспертизы является определение реальной степени возможности использования муниципальным служащим особенностей нормативно-правовых формул для извлечения выгоды, то есть выявление коррупционных факторов.

1.6. Экспертиза на коррупциогенность проводится рабочей группой в составе, утвержденном настоящим постановлением.

1.7. В отношении проектов документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, экспертиза не проводится.

1.8. По результатам экспертизы составляется экспертное заключение, оформляемое в соответствии с Методикой.

Экспертное заключение направляется разработчику проекта документа.

2. Коррупционные факторы

Коррупционными факторами являются:

2.1. Факторы, связанные с реализацией полномочий администрации района:

2.1.1. Широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

(пп. 2.1.1 в ред. постановления администрации Верхнекамского района Кировской области от 30.10.2009 N 450)

2.1.2. Определение компетенции по формуле “вправе“ - диспозитивное установление возможности совершения администрацией района (ее должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.

2.1.3. Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к
гражданам и организациям.

2.1.4. Злоупотребление правом заявителя администрацией района (ее должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.

2.1.5. Выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению администрации района (ее должностных лиц).

2.1.6. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящих к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт.

(пп. 2.1.6 в ред. постановления администрации Верхнекамского района Кировской области от 30.10.2009 N 450)

2.1.7. Принятие нормативного правового акта сверх компетенции - нарушение компетенции администрации района (ее должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.

2.1.8. Заполнение законодательных пробелов при помощи нормативных правовых актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в нормативном правовом акте в условиях отсутствия закона.

2.1.9. Юридические и лингвистические неопределенности - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

2.2. Факторы, связанные с наличием правовых пробелов:

2.2.1. Существование пробела в правовом регулировании - отсутствие в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее.

2.2.2. Отсутствие административных процедур - отсутствие порядка совершения администрацией района (ее должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.

2.2.3. Отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).

2.2.4. Отсутствие запретов и ограничений для администрации района (ее должностных лиц) - отсутствие превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях.

2.2.5. Отсутствие мер ответственности администрации района (ее должностных лиц) - отсутствие норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений.

2.2.6. Отсутствие указания
на формы, виды контроля за администрацией района (ее должностными лицами) - отсутствие норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями администрации района (ее должностных лиц, муниципальных служащих).

2.2.7. Нарушение режима прозрачности информации - отсутствие норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности администрации района (ее должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.

2.3. Факторы системного характера - нормативные коллизии.

На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения администрации района (ее должностных лиц).

3. Инструменты обнаружения коррупционных факторов

Для обнаружения коррупционных факторов в текстах проектов документов следует:

3.1. Проанализировать все полномочия администрации района.

3.2. Определить, какие полномочия диктуют ей единственный вариант, а какие предоставляют возможность выбора разных вариантов поведения, есть ли четкие разграничения выбора того или иного варианта.

3.3. Выявить причины коррупциогенности дискреционных полномочий.

3.4. Выявить конкретные действия, к которым могут прибегать муниципальные служащие для извлечения собственной выгоды, используя широту дискреционных полномочий.

3.5. Проанализировать полномочия, которые касаются юридических (физических) лиц и могут быть связаны с наложением на них некоторых ограничений (контрольные процедуры, требование представить информацию и т.п.). Выявить положения, накладывающие чрезмерные ограничения, запреты и обязанности.

3.6. Проанализировать все отсылочные нормы и положения. Выявить, в чем возможно преследование собственного интереса.

3.7. Для выявления нормативных коллизий проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие аналогичные отношения или наиболее общие вопросы.

4. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы

рабочей группой

4.1. Подготовительный этап - сбор и анализ информации.

На этом этапе необходимо провести мониторинг действующего законодательства, судебной практики, научных публикаций по теме проекта нормативного правового акта.

4.2. Исследовательский этап - проведение самой экспертизы.

Опираясь на знание теории и практики, используя инструменты обнаружения коррупционных факторов,
необходимо выявить в тексте проекта документа коррупциогенные нормы и положения, а также разработать рекомендации по их устранению.

Эффективность проведения экспертизы определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.

Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта документа на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.

4.3. Заключительный этап - визирование проекта документа руководителем рабочей группы либо оформление заключения экспертизы в случае выявления в проекте документа норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

4.4. Заключение экспертизы должно содержать:

4.4.1. Наименование и реквизиты проекта документа, представленного на экспертизу.

4.4.2. Основания для проведения экспертизы.

4.4.3. Наименование и реквизиты нормативных правовых актов, которые использовались для выявления коррупциогенных норм, и положений права, определений судов, научной литературы и т.п.

4.4.4. Конкретные положения проекта документа, содержащие коррупциогенные нормы, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.

Выявленные при проведении экспертизы положения, которые не относятся к коррупционным факторам, но могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.

4.4.5. Рекомендации по изменению формулировок правовых норм либо предложения по исключению отдельных норм и положений для устранения коррупциогенности проекта документа.

В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов.

4.4.6. Вывод о наличии признаков коррупциогенности проекта документа.

4.5. Заключение экспертизы проекта документа, подписанное руководителем рабочей группы (лицом, его замещающим), направляется руководителю отдела, управления администрации района, подготовившего проект документа.

4.6. Отдел, управление администрации района, получив заключение экспертизы подготовленного им документа:

4.6.1. Вносит изменения с учетом заключения экспертизы и направляет доработанный проект документа на повторную экспертизу.

4.6.2. Принимает решение об
отзыве проекта.

5. Порядок предоставления в органы прокуратуры

Российской Федерации нормативных правовых актов

и проектов нормативных правовых актов

(введен постановлением администрации Верхнекамского района

Кировской области от 24.05.2010 N 496)

5.1. С целью выявления и устранения в проектах нормативных правовых актов, разрабатываемых администрацией района, положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции:

отделам, управлениям администрации района направлять проекты нормативных правовых актов, разрабатываемые администрацией Верхнекамского района, прокурору района для антикоррупционной экспертизы.

Отдел, управление администрации района, получив из органов прокуратуры заключение антикоррупционной экспертизы на проект нормативного правового акта:

вносит изменения в проект нормативного правового акта с учетом заключения антикоррупционной экспертизы органов прокуратуры;

принимает решение об отзыве проекта нормативного правового акта.

5.2. Управлению делами администрации Верхнекамского района (Репина М.И.) в 10-дневный срок с момента подписания нормативных правовых актов главой администрации Верхнекамского района направлять их прокурору района.

УТВЕРЖДЕН

постановлением

главы администрации

Верхнекамского района

Кировской области

от 19 мая 2009 г. N 31

СОСТАВ

РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ,

РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ВЕРХНЕКАМСКОГО РАЙОНА,

С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ,

СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ

Хохрина Л.В. - председатель постоянной депутатской комиссии по бюджету,

финансам, экономической и инвестиционной политике

Верхнекамской районной Думы, руководитель рабочей группы

(по согласованию)

Леонтьев В.С. - заместитель главы администрации района - начальник

управления экономического развития, заместитель

руководителя рабочей группы

Члены рабочей группы:

Логинова С.И. - заместитель главы администрации района - начальник МУ

“Финансовое управление администрации Верхнекамского

района“

Богданова С.В. - заведующая правовым отделом администрации района

Огородова А.Н. - заведующая отделом по управлению имуществом Верхнекамского

района