Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Кировской области от 20.04.2009 по делу N А28-377/2009-10/12 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 постановления главы администрации г. Кирова от 11.11.2008 N 4445-П “Об утверждении нормативов потребления на коммунальные услуги для населения“ в части утверждения и введения в действие нормативов отопления, указанных в приложении> (Извлечение)

Определением ВАС РФ от 02.11.2009 N ВАС-13931/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 29.09.2009 N А28-377/2009-10/12 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 апреля 2009 г. по делу N А28-377/2009-10/12

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2009 года.

В полном объеме решение изготовлено 20 апреля 2009 года.

Арбитражный суд Кировской области в составе:

председательствующего Х., судей А.Н., Е.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.,

рассмотрев дело по заявлению открытого акционерного общества “К.“

к администрации муниципального образования “Город Киров“

о признании недействующим пункта 1 постановления главы администрации города Кирова от 11 ноября
2008 года N 4445-П, устанавливающего нормативы отопления

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, на стороне ответчика:

государственная жилищная инспекция Кировской области

с участием прокуратуры Кировской области

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя - И. по доверенности от 24.12.2008, С. по доверенности от 22.12.2008;

от ответчика - П., по доверенности от 30.12.2008, М.А. по доверенности от 06.02.02.2009, А.О. по доверенности от 30.12.2008;

от третьего лица - Ш. по доверенности от 25.02.2009, Н. по доверенности от 11.01.2009

от прокуратуры Кировской области - М.В., служебное удостоверение,

установил:

открытое акционерное общество “К.“ (далее - заявитель, ОАО “К.“) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с требованием о признании недействующим пункта 1 постановления главы администрации города Кирова от 11 ноября 2008 года N 4445-П в части утверждения и введения в действие нормативов отопления, указанных в приложении, как не соответствующего статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 9, 10, 14, 19, 20, 23, 25, 44, 45, пунктам 13, 14, 15 раздела 2 приложения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306.

В обоснование своего требования заявитель указывает, что введенные в действие оспариваемым актом нормативы по отоплению утверждены ответчиком без учета конструктивных и технических параметров (материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования) и степени благоустройства отапливаемых домов. Также заявитель указывает на то, что утвержденные ответчиком нормативы занижены, поскольку в расчетной формуле использовались не соответствующие действительности данные о средней температуре наружного воздуха в отопительный период, площади домов, не оснащенных приборами учета.

Заявитель считает, что принятие экономически не обоснованных, заниженных нормативов
по отоплению на 2009 - 2011 гг. влечет невозможность возмещения фактически произведенных ОАО “К.“ затрат, связанных с теплоснабжением жилищного фонда, и неполучение доходов при осуществлении им своей предпринимательской деятельности.

Администрация муниципального образования “Город Киров“ (далее по тексту - ответчик, администрация г. Кирова) заявленные требования не признает, полагает, что оспариваемый акт принят в соответствии с компетенцией органа местного самоуправления и в пределах его полномочий, утвержденные и введенные в действие нормативы по отоплению рассчитаны в соответствии с действующим законодательством с применением расчетных данных, полученных в установленном порядке. Ответчик полагает, что установление расчетным методом нормативов по отоплению не нарушает прав заявителя, поскольку целью утверждения нормативов является создание необходимых условий для исполнения населением города Кирова обязанности по оплате получаемых коммунальных услуг.

Государственная жилищная инспекция Кировской области поддерживает доводы ответчика.

Прокуратура Кировской области, вступившая в дело на основании части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поддерживает доводы ответчика о том, что оспариваемый акт принят в соответствии с компетенцией и в пределах полномочий органа местного самоуправления, полагает, что экономическая обоснованность утвержденных нормативов по отоплению подтверждена актом уполномоченного органа - государственной жилищной инспекцией Кировской области.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Постановлением главы администрации города Кирова от 11.11.2008 N 4445-П “Об утверждении нормативов потребления на коммунальные услуги для населения“, опубликованным 18.11.2008 в газете “Вятский край“ за N 212-213 (4340-4341), утверждены и введены в действие на территории г. Кирова с 01.01.2009 по 01.01.2012 нормативы отопления для населения согласно таблице 1 приложения.

Указанное постановление принято главой администрации города Кирова в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи
17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 “Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг“, пунктом 4 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования “Город Киров“, решением Кировской городской Думы от 30.07.2007 N 64/2 “Об утверждении Положения о порядке регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на коммунальные услуги, платы за жилое помещение в муниципальном образовании “Город Киров“, решением комиссии по формированию цен, тарифов и надбавок в муниципальном образовании “Город Киров“ от 10.09.2008 N 825 “Об утверждении нормативов потребления на коммунальные услуги для населения“ и дополнением к решению N 825 от 01.11.2008.

Согласно таблице 1 приложения к постановлению от 11.11.2008 N 4445-П нормативы отопления установлены в зависимости от этажности многоквартирных домов и года постройки (до 1999 г. постройки включительно и после 1999 г. постройки). Из пояснительной записки по обоснованию применения расчетного метода по определению нормативов потребления коммунальных услуг МО “Город Киров“, направленной в государственную жилищную инспекцию Кировской области, следует, что администрация города Кирова применила расчетный метод установления нормативов потребления коммунальных услуг по формуле 6, приведенной в приложении к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306.

Представители ответчика в судебном заседании пояснили, что расчет нормативов по отоплению по формуле 6, приведенной в приложении к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, был осуществлен с учетом выводов, содержащихся в акте государственной жилищной инспекции Кировской
области от 18.03.2008, о приемлемости: расчетного метода; исходной информации величин общей площади многоквартирных домов и жилых домов, общей площади жилых помещений в многоквартирных домах по классификации жилищного фонда в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирных домов с учетом степени благоустройства; часовой тепловой нагрузки на отопление многоквартирных домов или жилых домов при отсутствии проектных и паспортных данных годового количества тепловой энергии; определения годового количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома с учетом продолжительности отопительного периода для г. Кирова - 231 суток. В соответствии с изложенными в пункте 3.2 акта от 18.03.2008 выводами уполномоченного государственного органа в сфере контроля за обоснованностью нормативов потребления коммунальных услуг о необходимости применения параметров температуры наружного воздуха - 33 град. C и средней температуры наружного воздуха в отопительный период - 2,8 град. C, как пояснили представители ответчика в судебном заседании, в первоначальные расчеты, осуществленные ОАО “Ц.“, были внесены соответствующие изменения, скорректированные данные были отражены в таблице 1 приложения к постановлению от 11.11.2008 N 4445-П.

Представители заявителя полагают, что полученные расчетным методом нормативы отопления экономически не обоснованы и не точны, поскольку в соответствии с полученной ОАО “К.“ информацией о среднеарифметической среднесуточной температуре наружного воздуха в г. Кирове в течение отопительных периодов: с 03.10.2002 по 30.04.2003, с 13.10.2003 по 07.05.2004, с 01.10.2004 по 11.05.2005, с 03.10.2005 по 05.05.2006, с 30.09.2006 по 08.05.2007 - указанная температура составляла - 4,5 град. C. Заявитель полагает, что ответчиком необоснованно применены в расчетной формуле параметры: общей площади жилых и нежилых помещений, продолжительности отопительного периода, а также не применены такие критерии
по конструктивным и техническим параметрам как материал стен, крыш, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов. В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Заявитель обосновывает свое обращение в суд тем, что оспариваемый нормативный акт органа местного самоуправления лишает его возможности возмещения в полном объеме фактически понесенных им затрат при оплате населением города Кирова коммунальных услуг по отоплению в соответствии с нормативами, утвержденными и введенными в действие оспариваемым нормативным актом, а также получения дохода от осуществляемой предпринимательской деятельности.

Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, юридические и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в силу положений пункта 1 статьи 29, части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Согласно пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, которым предусмотрено применение норматива потребления тепловой энергии на отопление.

В соответствии с пунктом 2.3.6 Положения о порядке регулирования цен (тарифов) и надбавок тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на коммунальные услуги, платы за жилое помещение в муниципальном образовании “Город Киров“, утвержденного решением Кировской городской Думы от 31 января 2007 г. N 64/2, администрация города Кирова утверждает нормативы потребления коммунальных услуг (кроме газо- и электроснабжения) и нормы накопления бытовых отходов.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию установлены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее по тексту - Правила). Устанавливаемые в соответствии с указанными Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.

Согласно пункту 10 Правил нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.

Довод заявителя о том, что утвержденные ответчиком нормативы в нарушение пункта 5 Правил не дифференцированы, суд находит необоснованным.

Для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить
либо рассчитать по формулам согласно приложению. При определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные настоящими Правилами. При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод.

Расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода. Нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к настоящим Правилам (формула N 6).

Для расчета норматива по формуле 6 применяются параметры: количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год); общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии.

Количество тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется по формуле с применением показателя - часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного или жилого дома (ккал/час). Часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из проектных данных домов. В случае отсутствия проектных данных часовая тепловая нагрузка определяется по паспортам домов. В случае отсутствия проектных и паспортных данных часовая тепловая нагрузка определяется по формуле, в которой используется показатель - нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на
1 кв. м), предусмотренный в таблице 7. В таблице 7 раздела II приложения к Правилам значение нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома дифференцировано в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха, количества этажей многоквартирного дома и года постройки.

Согласно пунктам 5, 6 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления в качестве конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома (материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования) и параметров, характеризующие степень благоустройства, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что при применении расчетного метода по установлению нормативов по отоплению ответчиком использованы показатели, приведенные в таблице 7 раздела II приложения к Правилам, в силу отсутствия проектных и паспортных показателей многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета. Соответственно, суд приходит к выводу об обоснованности доводов ответчика о том, что установленные им нормативы по отоплению дифференцированы с учетом тех показателей, которые установлены нормативно-правовым актом - Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306.

Доводы заявителя о том, что из сравнительного анализа показателей общей площади жилых и нежилых помещений, приведенных в составленном ОАО “Ц.“ отчете по разработке нормативов потребления и в расчете администрации города Кирова, следует, что в расчете общая площадь жилых и нежилых помещений указана значительно меньше, не соответствуют материалам дела и не принимаются судом, поскольку расчет администрации произведен с учетом дифференциации многоквартирных домов по годам постройки: до 1999 года и после 1999 года. Информация по
площадям многоквартирных домов (постройки до 1999 г. и после 1999 г.) для расчета норматива отопления представлена в справке муниципального учреждения управление жилищного хозяйства города Кирова от 13.03.2008. Довод заявителя о несоответствии указанных в справке сведений о площадях многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета, ничем не подтвержден. Из пояснительной записки заместителя начальника УЖКХ следует, что для расчетов норматива отопления использована площадь 78% жилого фонда города, остальная часть жилого фонда оборудована приборами учета. Оценивая в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что содержащаяся в справке ОАО “К.“ об отсутствии общедомовых приборов учета от 14.04.2009 информация о том, что 19 абонентов ОАО “К.“ - исполнителей коммунальных услуг, включая управляющие компании, и 526 абонентов частного сектора не имеют общедомовых приборов учета, не свидетельствует о том, что площадь отапливаемых помещений данных абонентов, не имеющих приборов учета, не отражена в справке муниципального учреждения управление жилищного хозяйства города Кирова от 13.03.2008. Соответственно, суд приходит к выводу о том, что материалами дела не опровергается достоверность оспариваемых заявителем сведений по площадям многоквартирных домов, примененных ответчиком при расчете нормативов отопления для жилых домов, не оборудованных приборами учета.

В соответствии с пунктом 45 Правил средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.

Учитывая, что в материалы дела представлены справки государственного учреждения “Кировский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды“ от 25.01.2008, 3.12.2008 с данными о средней температуре воздуха за отопительные периоды, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с пунктом 45 Правил при расчете нормативов подлежали применению сведения, предоставляемые органами гидрометеорологической службы, а не климатические параметры, применяемые при проектировании зданий и сооружений в соответствии со СНиП 23-01-99. При этом суд исходит из того, что в предоставляемых по соответствующим запросам органами гидрометеорологической службы сведениях содержится два взаимосвязанных показателя, применяемых в расчетной формуле: среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха и продолжительность отопительного периода. Так, согласно справке государственного учреждения “Кировский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды“ от 25.01.2008 среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за 5 последних лет (в период с 15.11 по 15.05, т.е. за 242 суток) составила - 2,8 град. C. Согласно справке государственного учреждения “Кировский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды“ от 3.12.2008 среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за 5 последних лет (в периоды: с 03.10.2002 по 30.04.2003, с 13.10.2003 по 07.05.2004, с 01.10.2004 по 11.05.2005, с 03.10.2005 по 05.05.2006, с 30.09.2006 по 08.05.2007, т.е. в среднем за 215 суток) составила - 4,5 град. C.

Исходя из взаимосвязи указанных в пункте 45 Правил параметров при проведении расчетов по формуле 6 одновременно с изменением показателя средней суточной температуры наружного воздуха с - 2,8 град. C на - 4,5 град. C подлежит изменению показатель продолжительности отопительного периода с 231 суток на 215 суток. При изменении обоих расчетных параметров суд установил, что полученные в результате таких расчетов значения соответствуют установленным нормативам. Соответственно, довод заявителя о неточности произведенных расчетов не нашел подтверждения в материалах дела.

Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований ОАО “К.“, поскольку нормативный акт органа местного самоуправления в оспариваемой части утверждения и введения в действие нормативов по отоплению, указанных в таблице 1 приложения, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требования открытого акционерного общества “К.“ о признании недействующим пункта 1 постановления главы администрации города Кирова от 11 ноября 2008 года N 4445-П в части утверждения и введения в действие нормативов отопления, указанных в приложении, как не соответствующего статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 9, 10, 14, 19, 20, 23, 25, 44, 45, пунктам 13, 14, 15 раздела 2 приложения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, отказать.

Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.

На вступившее в законную силу решение может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца.