Законы и постановления РФ

Постановление законодательного Собрания Кировской области от 12.02.2009 N 33/9 “О законодательной инициативе Законодательного Собрания Кировской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона “О внесении изменения в статью 6 Закона Российской Федерации “О товарных биржах и биржевой торговле“

Вступил в силу с 12 февраля 2009 года (пункт 3 данного документа).

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 февраля 2009 г. N 33/9

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ

КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ВНЕСЕНИЮ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 6

ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ “О ТОВАРНЫХ БИРЖАХ

И БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛЕ“

На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации, статьи 43 Устава Кировской области Законодательное Собрание Кировской области постановляет:

1. Внести на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона “О внесении изменения в статью 6 Закона Российской Федерации “О товарных биржах и биржевой торговле“. Прилагается.

2. Просить депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации И.Н. Игошина (по согласованию) представлять законопроект при рассмотрении его палатами Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Законодательного Собрания

Кировской области

В.А.ВАСИЛЬЕВ

Проект

Вносится

Законодательным Собранием

Кировской области

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 6 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

“О ТОВАРНЫХ БИРЖАХ И БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛЕ“

Внести в статью 6 Закона Российской Федерации от 20 февраля 1992 года N 2383-1 “О товарных биржах и биржевой торговле“ (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 18, ст. 961; 1993, N 22, ст. 790; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2397; 2002, N 12, ст. 1093; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 17, ст. 1776) следующее изменение:

пункт 2 дополнить словами “, а также товар, производимый лицом, занимающим доминирующее положение на рынке данного товара, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.“.

Президент

Российской Федерации

Д.А.МЕДВЕДЕВ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ

В СТАТЬЮ 6 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ “О ТОВАРНЫХ БИРЖАХ

И БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛЕ“

Товарные биржи являются организованными товарными площадками, на которых должны формироваться справедливые рыночные цены на биржевые товары. Со стороны биржи это условие будет выполняться при соблюдении и строгом следовании технологии и правилам проведения торгов, а также обеспечении необходимых конкурентных условий сторон - как покупателей, так и продавцов.

Организация торгов товарами предприятий-монополистов (при формальном соответствии их деятельности требованиям законодательства) зачастую не обеспечивает реализацию условий для формирования конкурентных рыночных цен. В ряде случаев это может провоцировать существенный рост цен.

При этом попытки бирж устанавливать предельные границы цен в целях предупреждения их необоснованного роста приводят к нарушению действующего законодательства о товарных биржах.

В связи с этим биржевые торги
продукцией товаропроизводителей-монополистов либо предприятий, доминирующих на определенном товарном сегменте, не всегда возможно признать рыночными.

Статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон) предусмотрены критерии доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, причем данные критерии распространяются в том числе на группу лиц. В частности, одним из критериев доминирования согласно пункту 3 указанной статьи является тот факт, что “рост цены товара не обуславливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц“. Кроме того, статьей 6 Закона определены критерии монопольно высокой цены товара, которую могут устанавливать хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение. В частности, одним из критериев монопольно высокой цены согласно части 2 пункта 1 статьи 6 Закона является превышение ею “суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли“. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона “установление, поддержание монопольно высокой цены“ хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, запрещается.

При этом Закон не содержит исключений для случаев формирования в ходе биржевых торгов цен на продукцию предприятий-монополистов либо предприятий, доминирующих на определенном товарном сегменте.

Товарная биржа в данных условиях оказывается фактическим механизмом, способствующим установлению предприятиями, занимающими доминирующее положение, монопольно высоких цен, что в иных случаях попадало бы под запрет действующего законодательства Российской Федерации. Данная ситуация может быть оценена как уклонение от норм Закона и использование бирж в качестве механизма, обслуживающего сомнительные с правовой точки зрения схемы реализации товаров. Это ставит под угрозу работу товарных бирж как рыночных институтов.

При этом в некоторых
случаях действия товарной биржи, в ходе биржевых торгов на которой происходит существенное изменение цен на товары предприятий, занимающих доминирующее положение, могут быть рассмотрены как нарушение законодательства о защите конкуренции, например, как согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

В связи с вышеизложенным целесообразно внести изменение в Закон Российской Федерации “О товарных биржах и биржевой торговле“, позволяющее предотвратить необоснованные изменения цен на указанные товары.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 6 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ “О ТОВАРНЫХ БИРЖАХ И БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛЕ“

Принятие и реализация Федерального закона “О внесении изменения в статью 6 Закона Российской Федерации “О товарных биржах и биржевой торговле“ не потребует финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) бюджетов муниципальных образований.

ПЕРЕЧЕНЬ

АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ

УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ

В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 6 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

“О ТОВАРНЫХ БИРЖАХ И БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛЕ“

В связи с принятием Федерального закона “О внесении изменения в статью 6 Закона Российской Федерации “О товарных биржах и биржевой торговле“ не потребуется внесения изменений в акты федерального законодательства.