Законы и постановления РФ

Ежегодное послание Губернатора области Н.И. Шаклеина депутатам Законодательного Собрания

ЕЖЕГОДНОЕ ПОСЛАНИЕ

ГУБЕРНАТОРА ОБЛАСТИ Н.И. ШАКЛЕИНА

ДЕПУТАТАМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ

Уважаемые депутаты, уважаемые участники собрания! Позади год нашей совместной работы по достижению основных целей, а именно: развитие экономики области, повышение уровня жизни населения, сохранение общей стабильности в регионе.

Конструктивное взаимодействие органов власти, бизнеса и общественности позволило нам сделать заметные шаги вперед. За 2006 год рост объема промышленного производства в области составил 8,5%. Инвестиции в основной капитал возросли на 32%. В целом за последние три года вложения в вятскую экономику увеличились втрое.

Сегодня реализуются крупные инвестиционные программы на Кировском заводе ОЦМ, Нововятском лесоперерабатывающем комбинате, Омутнинском металлургическом заводе, заводе “Кирс-кабель“, предприятии “Веста“ и на ряде других производств. Началось строительство
одного из крупнейших в Европе заводов по производству препаратов крови. Активнее пошел процесс развития производства на предприятиях оборонного комплекса. Это видно на примере заводов им. Лепсе, “Авитек“, “Маяк“.

Мы получили высокие рейтинги кредитоспособности международных агентств, разработали паспорт региона, что способствует повышению интереса инвесторов. В 2006 году завершена разработка областной целевой программы “Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и новых технологий в экономику Кировской области на 2007 - 2009 годы“.

Значительно повысились темпы развития малого бизнеса. В результате за последние три года налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней выросли более чем в два раза.

В последние годы изменилась структура АПК. Созданы высокотехнологичные агрохолдинги. Более устойчиво, с положительной динамикой производства продукции, работают такие секторы, как молочное животноводство, птицеводство, свиноводство. Благодаря техническому переоснащению агробизнес становится конкурентоспособным, а значит - инвестиционно привлекательным. За 2006 год объем инвестиций в сельское хозяйство увеличился в 1,6 раза.

Идет активная работа по реализации национального проекта “Развитие АПК“. На модернизацию животноводства в рамках проекта привлечено кредитных ресурсов почти на три миллиарда рублей.

Значительное продвижение достигнуто в жилищном строительстве. Реализация приоритетного национального проекта “Доступное и комфортное жилье - гражданам России“ дала новый импульс жилищному строительству в нашей области.

В сравнении с 2003 годом объемы вводимого жилья практически удвоились. В 2006 году введено 306 тыс. кв. метров жилья. За год прирост жилья составил 19%, что превышает среднероссийские темпы. Приобретению жилья в области способствует активное развитие ипотечного кредитования.

Улучшение ситуации в экономике обеспечило рост бюджетных поступлений. За прошедший год прибыль организаций возросла в 1,7 раза, общий рост налоговых доходов составил более 30%. В целом за прошедшие
три года объем доходов консолидированного бюджета области возрос почти в два раза.

Развитие экономики, рост доходов бюджета и активная социальная политика позволили повысить уровень жизни населения и снизить масштабы бедности. Впервые среднедушевые доходы населения превысили прожиточный минимум более чем в два раза. Существенно сократились уровень безработицы, задолженность по выплате заработной платы.

Увеличение доходов позволило в 2006 году реализовать дополнительные меры по социальной поддержке отдельных категорий граждан: ветеранов, детей, молодежи, а также повысить финансирование ряда областных целевых социальных программ. Не могу не отметить и такие позитивные изменения, как повышение рождаемости и снижение смертности населения области в минувшем году.

Решению социальных вопросов региона активно способствуют приоритетные национальные проекты в образовании и здравоохранении, реализация которых существенно помогает совершенствованию работы учреждений этих сфер. Проводя их структурное реформирование, мы ставим задачу более рационального и эффективного использования бюджетных средств, повышения качества образовательных и медицинских услуг населению.

Достижению положительных результатов в 2006 году способствовала активная законотворческая работа депутатов областного Законодательного Собрания по созданию необходимой правовой базы. В своей работе мы ощущаем также поддержку со стороны полномочного представительства Президента России в Приволжском федеральном округе.

Оценивая результаты своей работы, мы должны спросить себя: можем ли мы в полной мере быть удовлетворены тем, что сделано за последние годы? Вряд ли. Жизнь ставит перед нами новые, более амбициозные задачи.

Сегодня все ветви власти нашего региона должны ясно понимать, что мы лишь в начале пути, направленного на подъем экономики и благосостояния людей. Кроме того, наша цель - преодолеть отставание от экономически более развитых регионов нашей страны. Мы должны искать возможности для реализации новых инвестиционных проектов. Все представители власти,
бизнеса, широкой общественности должны отчетливо сознавать: слаженная работа по дальнейшему развитию экономики, привлечению инвестиций, созданию новых производств, продвижению бренда региона остается нашей первостепенной задачей.

Ранее мы говорили о том, как остановить падение экономики, затем решали вопросы стабилизации. Сегодня мы выходим на новый уровень: ставим задачу не только по закреплению положительных тенденций, но и по ускорению развития.

Мы по ряду основных позиций имеем более высокие темпы роста, чем в среднем по России, однако по показателям объема работы все еще значительно отстаем. Так, в расчете на жителя валовый региональный продукт в области почти на треть меньше, чем в среднем по Приволжскому федеральному округу. И как следствие, мы пока еще существенно отстаем по заработной плате и по среднедушевым доходам населения.

Наращивание инвестиционной активности и стимулирование структурной перестройки экономики будет оставаться одной из наших приоритетных задач и в предстоящем периоде. Это касается всех отраслей. Особо хочу сказать о необходимости серьезной и активной работы по развитию лесоперерабатывающего комплекса, газификации, строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства.

Работа по размещению дополнительных мощностей по глубокой переработке леса идет в ряде районов области. Наиболее важным для нас является проект строительства комплекса лесопереработки на площадке у поселка Мурыгино Юрьянского района. Правительству области и соответствующим департаментам необходимо жестко определить для потенциальных инвесторов сроки завершения подготовительной работы и реального инвестирования в данный проект.

Реализуя соглашение с “Газпромом“ о более масштабной газификации Кировской области, в 2006 году в этих целях был освоен 1 млрд. 100 млн. рублей. Еще более значительные суммы предусматриваются для инвестирования в текущем году. В ближайшие два года намечено осуществить строительство газопровода “Кирово-Чепецк - Барамзы -
Слободской“ и реконструкцию газопровода “Оханск - Киров“. Это позволит газифицировать Заречную часть г. Кирова, г. Слободской, а также районы, расположенные в центральной и северо-западной части области, что существенно поможет развитию этих территорий.

Несмотря на высокие темпы роста строительства жилья, по объемам вводимого жилья область все еще отстает от среднероссийских показателей. Спрос на жилье значительно превышает предложение, что ведет к существенному завышению цен, “вымыванию“ дешевого жилья. Для дальнейшего увеличения объемов жилищного строительства муниципальным образованиям необходимо иметь собственные программы по реализации национального проекта “Доступное и комфортное жилье“ на период до 2010 года.

В 2007 году нужно провести инвентаризацию пригородных земель с включением их в черту поселений и выделением зон жилищной застройки. Необходимо повсеместно внедрить процедуры предоставления земельных участков через аукционы, создать задел участков под жилищное строительство, включая индивидуальное, подкрепленный схемами развития инженерных сетей, минимум на 15 лет вперед. Опережающими темпами нужно развивать инженерную инфраструктуру. Для этого следует активно использовать механизмы предоставления бюджетной поддержки инвесторам.

Приоритетным направлением жилищной политики должно стать малоэтажное строительство, прежде всего на основе деревянных быстровозводимых каркасных систем. К 2010 году нам необходимо удвоить объем деревянного домостроения.

Нужно провести реорганизацию в муниципальных службах для снижения срока получения инвестором необходимой разрешительной документации. Эта работа должна быть проведена в каждом муниципальном образовании. Особенно много проблем, недостатков и нарушений в этих вопросах имеется в г. Кирове, и в ближайшее время нам предстоит глубже разобраться в этом деле.

Важнейшим направлением социальной политики является работа по реформированию ЖКХ. Основной приоритет в этой сфере - модернизация оборудования и перевод коммунальной теплоэнергетики на экономичные и местные виды топлива. На эти и другие
неотложные задачи отрасли в 2006 году из средств областного бюджета было выделено более 115 млн. рублей. Проведена реконструкция и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в ряде районов области, это позволило в итоге сэкономить значительные бюджетные средства.

Совместные усилия областных и муниципальных органов власти позволили провести нынешний отопительный сезон без срывов и особых нареканий. Однако нынешние темпы модернизации коммунальной инфраструктуры не обеспечивают радикального обновления основных фондов ЖКХ. Эта работа не может быть выполнена только за счет бюджетных средств. Поэтому стратегическая задача жилищно-коммунальной отрасли на этот и последующие годы - привлечь туда частные инвестиции, сделав их базой обновления основных фондов.

Напряженно решалась в ушедшем году проблема сдерживания роста тарифов в ЖКХ. Значительные бюджетные средства были направлены на компенсацию выпадающих доходов предприятий отрасли при регулировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Темпы роста тарифов удалось снизить с 32% в 2005 году до 11% в 2006. Долгосрочной же целью реформы является сдерживание роста тарифов не за счет бюджетных средств, а в результате работы по снижению издержек за счет реконструкции, модернизации и изменения системы управления ЖКХ. Работа по реформированию жилищно-коммунального хозяйства остается одним из ключевых направлений в нашей работе.

Одной из острейших проблем нашего региона остается состояние автомобильных дорог. За 2006 г. почти на треть увеличился общий объем работ по содержанию, ремонту и строительству автомобильных дорог в области. Однако значительная часть дорожных покрытий продолжает оставаться в неудовлетворительном состоянии.

В текущем году нам необходимо, во-первых, сконцентрировать усилия на поддержании качества действующей дорожной сети. Погодные условия осени и нынешней зимы нанесли серьезный урон дорожному полотну. Эти обстоятельства требуют изыскания дополнительных ресурсов в течение года
к тем суммам, которые уже выделены на ремонт и строительство дорог. Во-вторых, провести дополнительные работы по улучшению состояния дорог в районах. Средства в объеме 168 млн. рублей на эти цели выделены из бюджета. В-третьих, обеспечить ввод в эксплуатацию моста в городе Вятские Поляны. В-четвертых, подготовить ряд проектов для нового строительства и модернизации автомобильных дорог, обеспечить включение этих объектов в федеральную программу “Модернизация транспортной сети“.

К 2010 году необходимо не менее чем в 1,5 раза (с учетом инфляции) увеличить объем финансирования содержания автомобильных дорог в области. В течение текущего и следующего года необходимо также завершить реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта “Победилово“.

Несмотря на некоторые позитивные сдвиги, нам пока не удалось добиться решения задач по коренному перелому ситуации в сельхозпроизводстве.

Приоритетными задачами развития АПК в предстоящий период должны стать:

- дальнейшее повышение эффективности агробизнеса;

- развитие предприятий перерабатывающей отрасли АПК, в том числе производства новых видов продукции с учетом требований и тенденций рынка;

- создание условий для кадрового закрепления, в том числе путем расширения жилищного строительства на селе.

Особое внимание необходимо уделить поддержке малых форм хозяйствования на селе, производству сельхозпродукции в частном секторе. Эта работа возможна только при активном участии самого сельского населения и органов местного самоуправления. Выполнению этих задач будет способствовать реализация комплексной областной целевой программы развития АПК до 2015 года, разработать и утвердить которую предстоит в текущем году.

Стратегической задачей остается социально-экономическое развитие муниципальных образований. В настоящее время всеми муниципальными образованиями области разработаны соответствующие программы. Необходимо обеспечить активность в их реализации, а также завершить разработку таких планов в сельских и городских поселениях.

Барьером территориального развития и эффективности местного самоуправления пока
все еще являются инертность и привычное иждивенчество. В ряде муниципальных районов местные бюджеты в основном наполняются за счет дотаций и субвенций из области. При этом не проявляется должной инициативы в создании собственной налоговой базы.

Поэтому нам необходимо продолжить работу по совершенствованию системы межбюджетных отношений, которая стимулировала бы активность в работе, исключала иждивенческие настроения и помогала тем, кто не на словах, а на деле решает задачи своего развития.

Уважаемые друзья, 2007 год объявлен в Кировской области и Приволжском федеральном округе Годом молодежи. И это не случайно. Масштабные социально-экономические задачи требуют новых подходов, свежих творческих сил, носителями которых во все времена была молодежь.

Готовность молодых людей уже сегодня стать полезными и значимыми членами общества должна встретить нашу поддержку и помощь. Прежде всего это помощь молодежи в обеспечении жильем, качественным и доступным образованием, возможностями для реализации активной жизненной позиции.

В 2007 году продолжится работа по реализации молодежных жилищных программ. Это областная программа “Дом для молодой семьи“, поддержка в сфере ипотечного жилищного кредитования. В прошедшем году реальная помощь в решении жилищной проблемы была оказана 916 молодым семьям. В текущем году объемы такой помощи необходимо увеличить не менее чем в два раза.

Мы должны настойчивее вовлекать молодежь и в управленческие процессы. Включение молодых людей в активную деятельность на благо региона дает талантливой молодежи возможность хорошего кадрового старта, открывает перед подрастающим поколением широкие перспективы.

Впереди нас ждут большие политические события - выборы высших органов государственной власти. Мы должны обеспечить создание всех необходимых условий для свободного волеизъявления наших граждан и провести разъяснительную работу по активному участию в этих важнейших мероприятиях всех избирателей нашего
региона.

Важных задач у нас еще много. Это работа по дальнейшей реализации приоритетных национальных проектов, развитие культуры, спорта и ряд других.

Уважаемые друзья! Уважаемые кировчане!

Завершая Послание, хочу остановиться на следующем. Результаты нашей с вами работы в истекшем периоде позволяют мне выразить уверенность в том, что мы идем по правильному пути. Вполне объяснимо, что хотелось бы иметь более ощутимые изменения.

Определить направление пути может группа людей. Но достичь желаемых результатов можно лишь общим движением. Будет это движение быстрым или медленным, зависит от каждого из нас. Я призываю двигаться быстрее и достигать большего. И я убежден, что это нам по силам.

Добрых вам дел и новых свершений!