Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.06.2009 по делу N А43-5375/2009-42-126 В удовлетворении требований о признании недействительным приказа РО ФСФР в ПриФО об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска акций обыкновенных именных бездокументарных, о признании указанного дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и об аннулировании его государственной регистрации отказано, так как в нарушение требований ФЗ “Об акционерных обществах“ акции выпуска были оплачены истцом спустя более трех месяцев с момента окончания их размещения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 июня 2009 г. по делу N А43-5375/2009-42-126

Резолютивная часть решения объявлена 1 июня 2009 года,

Решение изготовлено в полном объеме 5 июня 2009 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

Судьи Кабанова Владимира Петровича,

при ведении протокола судебного заседания судьей В.П. Кабановым,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ОАО “Нижегородский онкологический научный центр“ (г. Нижний Новгород)

О признании недействительным приказа РО ФСФР в ПриФО от 16 февраля 2009 года N 32-09-251/ПЗ-И об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска акций обыкновенных именных бездокументарных, признании указанного дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации,

при участии в заседании
представителей сторон:

От ООО “НОНЦ“ - генеральный директор А.Н. Мельников (протокол заседания совета директоров N 2-2009),

От РО ФСФР в ПриФО - Н.А. Зотова (доверенность от 11 января 2009 года),

От Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области - начальник отдела С.А. Чиркова (доверенность от 2 апреля 2009 года N 07-28),

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось ОАО “Нижегородский онкологический научный центр“ (далее - ОАО “НОНЦ“) с заявлением о признании недействительным приказа Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе (далее - РО ФСФР в ПриФО) от 16 февраля 2009 года N 32-09-251/ПЗ-И об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска акций обыкновенных именных бездокументарных, признании указанного дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации.

В обоснование заявленных требований ОАО “НОНЦ“ указывает, что указанный приказ не соответствует требованиям законодательства о рынке ценных бумаг и нарушает законные права и интересы ОАО “НОНЦ“.

В судебном заседании представитель ОАО “НОНЦ“ заявленные требования поддержал в полном объеме.

РО ФСФР в ПриФО в представленном отзыве и его представитель устно в судебном заседании просят отказать ОАО “НОНЦ“ в удовлетворении заявленных требований.

По ходатайству РО ФСФР в ПриФО, определением арбитражного суда от 27 апреля 2009 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ЗАО “НОНЦ“ и Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.

Третье лицо - Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в представленном отзыве и его представитель устно в судебном заседании также просит оставить заявленные ОАО “НОНЦ“ требования без удовлетворения.

В судебном заседании по правилам статьи
163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации были объявлены перерывы.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд, не находит оснований для удовлетворения заявленных заявителем требований, на основании нижеследующего.

20 декабря 2007 года приказом РО ФСФР в ПриФО N 1608-р была осуществлена государственная регистрация дополнительного выпуска акций обыкновенных именных бездокументарных ОАО “НОНЦ“, размещаемых путем закрытой подписки. Присвоен регистрационный номер 1-01-12679-Е-001D.

В соответствии с пунктом 8.6 зарегистрированного решения о выпуске ценных бумаг, оплата ценных бумаг производилась денежными средствами и путем передачи в ОАО “НОНЦ“ в полном объеме исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, и, в том числе, на товарный знак “НОНЦ“. При этом в решении специально оговаривалось, что при оплате акций исключительными правами на товарный знак “НОНЦ“ оформляется договор об уступке товарного знака.

Правительство Нижегородской области в лице Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области полностью произвело оплату размещаемых акций ОАО “НОНЦ“ в сумме 50 000 000 рублей.

В свою очередь ОАО “НОНЦ“ должно было произвести оплату 2 400 000 акций исключительным правом на товарный знак ОАО “НОНЦ“ на сумму 24 000 000 рублей. В целях этого между ОАО “НОНЦ“ и ЗАО “НОНЦ“ был заключен 21 декабря 2007 года договор уступки товарного знака “НОНЦ“. Данный договор был зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентным и товарным знакам 18 апреля 2008 года.

30 декабря 2008 года ОАО “НОНЦ“ в регистрирующий орган представлен отчет об итогах дополнительного выпуска акций обыкновенных именных бездокументарных ОАО “НОНЦ“. В пункте 4 представленного отчета в качестве даты фактического окончания размещения ценных бумаг, т.е. даты внесения последней записи по лицевому счету приобретателя ценных бумаг
было указано 29 декабря 2007 года.

Согласно представленной справке об оплате ценных бумаг выпуска часть акций была оплачена исключительными правами, и, в том числе, исключительным правом на товарный знак “НОНЦ“ стоимостью 240 000 000 рублей. Договор об уступке товарного знака прошел государственную регистрацию 18 апреля 2008 года.

Посчитав, что действия ОАО “НОНЦ“ нарушают требования законодательства о ценных бумагах, 16 февраля 2009 года руководителем РО ФСФР в ПриФО был издан приказ N 32-09-251/ПЗ-И “Об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска акций обыкновенных именных бездокументарных открытого акционерного общества “Нижегородский онкологический научный центр“, признании указанного дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации.

Не согласившись с указанным решением РО ФСФР в ПриФО, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.

При этом заявитель указывает, что все действия ОАО “НОНЦ“ по дополнительному размещению акций соответствуют требованиям Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“ (далее - Закон о рынке ценных бумаг), и требованиям действовавшего на тот момент Закон РФ от 23.09.1992 N 3520-1 “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров“, пункту 2.6.4 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.07 г. N 07-4/пз-н (далее - Стандарты эмиссии ценных бумаг).

Кроме того, заявитель указывает, размещение акций дополнительного выпуска в количестве 2 400 000 штук на основании заключения договора об уступке товарного знака “НОНЦ“ от 21 декабря 2007 года не повлекло негативных последствий для акционеров ОАО “НОНЦ“ и самого Общества.

По мнению ОАО “НОНЦ“, РО ФСФР в ПриФО отказало в регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг,
в нарушение требований, установленных пунктом 2.6.9 Стандартов эмиссии ценных бумаг. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2.6.4 Стандартов эмиссии ценных бумаг ОАО “НОНЦ“ представило в РО ФСФР в ПриФО все необходимые документы.

Абзацем 4 статьи 26 Закона о рынке ценных бумаг и пунктами 4.1, 6.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска несостоявшимся или недействительным, утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ от 31.12.97 N 45, установлены следующие основания для признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулирования государственной регистрации выпуска ценных бумаг: нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации и обнаружение в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации.

Согласно статье 19 Закона о рынке ценных бумаг, государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг является заключительным этапом процедуры эмиссии ценных бумаг. Отчет об итогах выпуска ценных бумаг, исходя из содержания статей 2, 25 Закона о рынке ценных бумаг, является документом, подтверждающим соблюдение эмитентом порядка и условий размещения ценных бумаг, установленных в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг и признания такого выпуска несостоявшимся установлены в ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг, подпункте 2.6.9 Стандартов эмиссии ценных бумаг, п. 4.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным.

Согласно статье 26 Закона о рынке ценных бумаг, выпуск эмиссионных ценных бумаг может быть приостановлен или признан несостоявшимся при обнаружении регистрирующим органом следующих нарушений:

- нарушение эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства Российской Федерации;

- обнаружение в документах, на основании которых был
зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации.

Согласно пункту 2.6.9 Стандартов эмиссии ценных бумаг, решение об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг может быть принято регистрирующим органом по следующим основаниям:

нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации, в том числе в случае:

а) нарушения условий размещения, предусмотренных зарегистрированным решением о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;

б) невыполнения эмитентом установленных требований к раскрытию информации о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;

в) уменьшения эмитентом в течение срока размещения облигаций размера уставного капитала, в результате которого сумма номинальных стоимостей непогашенных эмитентом облигаций превышает размер уставного капитала и/или величину (размер) обеспечения, предоставленного третьим лицом, в случае, когда соответствующие ограничения по объему выпуска облигаций установлены законодательством Российской Федерации;

г) расторжения или прекращения по иным основаниям сделки по предоставлению обеспечения по облигациям или уменьшения размера предоставленного обеспечения по облигациям до величины, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации;

д) нарушения эмитентом срока представления в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, установленного пунктом 2.6.1 настоящих Стандартов;

е) непредставление в течение 30 дней на основании запроса или уведомления регистрирующего органа о необходимости устранения нарушений всех документов, необходимых для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, либо измененных и (или) дополненных документов;

ж) несоответствие документов, представленных для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям Федерального закона “О рынке ценных бумаг“, настоящих Стандартов и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

з) внесение в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг или иные
документы, являвшиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, либо в отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг ложных сведений или сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений);

и) неразмещение ни одной ценной бумаги выпуска (дополнительного выпуска) либо установленной в решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, размещенных путем подписки, доли ценных бумаг, при неразмещении которой их выпуск (дополнительный выпуск) признается несостоявшимся.

Аналогичные положения содержатся в пункте 4.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным.

В соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“ (далее - Закон об акционерных обществах) дополнительные акции и иные эмиссионные ценные бумаги обществ, размещаемые путем подписки, размещаются при условии их полной оплаты.

В соответствии с представленной копией Приложения к свидетельству на товарный знак N 312894, договор об уступке товарного знака, заключенный между ЗАО “НОНЦ“ (прежний правообладатель) и ОАО “НОНЦ“ (правообладатель) был зарегистрирован 18 апреля 2008 года.

Таким образом, в нарушение требований Закона об акционерных обществах 2 400 000 акций выпуска, зарегистрированного в РО ФСФР в ПриФО 20 декабря 2007 года за государственным регистрационным номером 1-01-12679-Е-001D, были оплачены лишь спустя более трех месяцев с момента окончания их размещения.

Пунктом 2.1.5 Стандартов эмиссии ценных бумаг, в случае, когда в соответствии с настоящими Стандартами эмитент представляет в регистрирующий орган какой-либо документ (документы), такой документ представляется в регистрирующий орган на бумажном носителе. В случае, если бумажный носитель документа насчитывает более одного листа,
он должен быть пронумерован, прошит, скреплен печатью эмитента на прошивке и заверен подписью уполномоченного лица эмитента. Подчистки и помарки в тексте документов, представляемых на бумажных носителях, не допускаются.

Верность копий документов, представляемых в соответствии с настоящими Стандартами в регистрирующий орган на бумажных носителях, должна быть подтверждена печатью эмитента и подписью его уполномоченного лица, если иная форма заверения не установлена нормативными правовыми актами Российской Федерации.

РО ФСФР в ПриФО указывает, что 4 февраля 2009 года в регистрирующий орган ОАО “НОНЦ“ была представлена копия выписки из регистрационного журнала ОАО “НОНЦ“, ведение которого осуществлялось ЗАО “ДАРОСС“. Указанная копия, насчитывающая более одного листа, была заверена печатью ОАО Нижегородский региональный филиал “Регистратор Р.О.С.Т.“, что является нарушением вышеприведенного требования пункта 2.1.5 Стандартов эмиссии ценных бумаг.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что заявление ОАО “НОНЦ“ удовлетворению не подлежит.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ОАО “НОНЦ“.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 180 - 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Отказать ОАО “Нижегородский онкологический научный центр“ (г. Нижний Новгород) в удовлетворении заявления о признании недействительным приказа РО ФСФР в ПФО от 16 февраля 2009 года N 32-09-251/ПЗ-И об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного
выпуска акций обыкновенных именных бездокументарных, признании указанного дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации.

2. Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья

В.П.КАБАНОВ