Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.07.2008 по делу N А43-10387/2008-38-184 Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений может быть признано малозначительным правонарушением в понимании статьи 2.9 КоАП РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 июля 2008 г. по делу N А43-10387/2008-38-184

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Яшковой Е.Л.

при ведении протокола судьей Яшковой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

заявление открытого акционерного общества “Коммунтехсервис“, Нижегородская область, п. Тоншаево, ул. Советская, 24,

об оспаривании постановлений Государственной жилищной инспекции Нижегородской области по делу об административном правонарушении от 20.06.2008 г. N 515-09N223ТЮ-08 и от 20.06.2008 г. N 515-09-N222ТЮ-08.

при участии представителей:

от заявителя - Килицыной Н.Б., представителя по доверенности от 22.07.08 г.;

от административного органа - Леонидовой А.В., доверенность от 27.03.08 г.

установил:

открытое акционерное общество “Коммунтехсервис“, Нижегородская область, п. Тоншаево, ул. Советская, 24, (далее - общество) обратилось в
Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением об оспаривании постановлений Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 20.06.2008 г. N 515-09N223ТЮ-08 и от 20.06.2008 г. N 515-09-N222ТЮ-08 о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа.

При этом заявитель указывает, что все предприятие ведет плановую работу по ремонту жилищного фонда и не имеет возможности выполнить все ремонтные работы за один год в связи с нехваткой денежных средств. Текущий ремонт жилых домов, указанных в предписании жилищной инспекции будет включен в план на 2009 год.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченным на то органом или должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

Проведенной в отношении общества проверкой должностными лицами инспекции установлено нарушение обществом Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (далее - Правила). Существо нарушений зафиксировано в актах от 03.06.2008 г. N 11 ТЮ, N 12 ТЮ, составленным по итогам проверки.

Усматривая в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ должностным лицом инспекции составлены протоколы об административных правонарушениях от 09.06.08 г. N 515-09N223ТЮ-08 и N 515-09-N222ТЮ-08.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем начальника инспекции вынесены постановления от 20.06.2008 г. N 515-09N223ТЮ-08 и от
20.06.2008 г. N 515-09-N222ТЮ-08 которыми общество привлечено к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 80 000 руб.

Не согласившись с указанными постановлениями, общество обжаловало его в судебном порядке.

В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными актами, не противоречащими Жилищному кодексу Российской Федерации правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.

Объективную сторону составляют противоправные действия, выражающиеся в нарушении правил содержания жилых домов и (или) жилых помещений, правил их ремонта.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 N 170, а не от 03.06.2008 N 12ТЮ.

Из материалов дела следует, в ходе обследования Госжилинспекцией были установлены нарушения пунктов 2.6.10, 1.5.3, 4.7.1, 4.6.1.1, 4.4.1, 4.2.1.1, 3.2.9, 4.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 03.06.2008 N 12ТЮ.

При проведении проверки по адресу: п. Тоншаево, ул. Свердлова, 6, выявлено, что в период с 14.05.2008 г.
по 03.06.2008 г. ОАО “Коммунтехсервис“ не приняло надлежащих мер по содержанию и ремонту указанного жилого дома, а именно, не произвело работы по подготовке жилого дома к эксплуатации в ОЗП 2008 - 2009 годов согласно утвержденного графика, что привело к отсутствию:

- паспортов готовности к ОЗП 2008 - 2009 годов;

- актов сезонных технических осмотров;

- отсутствию актов проверки вентканалов, актов промывки и опрессовки системы центрального отопления;

- отсутствию протоколов замера сопротивления электропроводки;

- отсутствию входных дверей в подъезды;

- разрушению защитного слоя бетона, оголению арматуры;

- разрушению ступеней железобетонной лестницы в подъезде N 1;

- разрушению, выпадению отдельных кирпичей печных труб;

- разрушению окрасочного слоя стен в подъездах;

- разрушению отмостки по периметру здания.

Существо нарушений зафиксировано в акте от 03.06.2008 г. N 11 ТЮ, составленном по итогам проверки, протоколе об административных правонарушениях от 09.06.08 г. N 515-09N222ТЮ-08.

При проведении проверки по адресу п. Тоншаево, ул. Свердлова, 4, выявлено, что в период с 14.05.2008 г. по 03.06.2008 г. ОАО “Коммунтехсервис“ не приняло надлежащих мер по содержанию и ремонту указанного жилого дома, а именно не произвело работы по подготовке жилого дома к эксплуатации в ОЗП 2008 - 2009 годов согласно утвержденного графика, что привело к отсутствию:

- актов сезонных технических осмотров;

- отсутствию актов проверки вентканалов, актов промывки и опрессовки системы центрального отопления;

- отсутствию протоколов замера сопротивления электропроводки;

- отсутствию входных дверей в подъезды;

- разрушению отдельных листов шифера по свесу кровли;

- разрушению цементных полов в подъезде N 1;

- разрушению, выпадению отдельных кирпичей кирпичной стены;

- разрушению окрасочного слоя стен в подъездах;

- разрушению отмостки по периметру;

- наличию деревьев у стены дома.

Существо нарушений зафиксировано в акте от 03.06.2008 г.
N 12 ТЮ, составленном по итогам проверки, протоколе об административных правонарушениях от 09.06.08 г. N 515-09N223ТЮ-08.

По существу выявленных и зафиксированных фактов нарушений правил технической эксплуатации жилого дома, суд признает правильными выводы должностных лиц Госжилинспекции о событии в деяниях ОАО “Коммунтехсервис“ административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Субъектом указанного правонарушения является ОАО “Коммунтехсервис“ как обслуживающая организация, поскольку именно она ответственна за содержание жилых домов. В соответствии п. 1.5.3, 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 03.06.2008 N 12ТЮ, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждаются наличием:

- паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях;

- актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов котельных и инженерного оборудования зданий.

Организация по обслуживанию жилищного фонда во время периодических осмотров жилых и подсобных помещений и наладок инженерного оборудования должна обращать внимание на техническое состояние ограждающих конструкций и оборудования, температурно-влажностный режим и санитарное состояние в помещениях. Помещения необходимо содержать в чистоте при температуре, влажности воздуха и кратности воздухообмена в соответствии с установленными требованиями, должна устранять повреждения полов по мере выявления, восстанавливать защитно-отделочные покрытия, периодически проверять техническое состояние помещений. Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена 1 раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (п. 3.2.9. Правил).

Виновным в выявленном административном правонарушении следует признать ОАО “Коммунтехсервис“, так как согласно части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил
и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Следовательно, вывод административного органа о наличии в бездействии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.

Согласно представленным в материалы дела актам от 22.07.08 N 25 ТО и N 26 ТО выявленные нарушения ОАО “Коммунтехсервис“ не устранены.

Доводы заявителя от отсутствии денежных средств, не позволяющем провести ремонтные работы, судом отклоняются, поскольку организация, обслуживающая жилой фонд, обязана соблюдать Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Принимая во внимание отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а также отсутствие доказательств причинения какого-либо вреда, суд, учитывая нормы статьи 2.9 КоАП РФ, считает возможным освободить общество от административной ответственности по постановлению от 20.06.2008 г. N 515-09N223ТЮ-08, ограничившись устным замечанием.

В удовлетворении заявленных требований об
отмене постановления от 20.06.2008 г. N 515-09-N222ТЮ-08 следует отказать, поскольку суд полагает, что действия ОАО “Коммунтехсервис“ выразились в существенном нарушении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

Административное наказание назначено заявителю в соответствии с правилами статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений со стороны должностных лиц административного органа, которые могли бы повлиять на правильное установление обстоятельств по делу об административном правонарушении, судом не установлено.

Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривается, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявленные требования удовлетворить частично.

Освободить открытое акционерное общество “Коммунтехсервис“, Нижегородская область, п. Тоншаево, ул. Советская, 24, от ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признав малозначительным, отменить постановление Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 20.06.2008 г. N 515-09N223ТЮ-08 о наложении штрафа в размере 40000 рублей.

Объявить открытому акционерному обществу “Коммунтехсервис“ устное замечание о недопустимости нарушений правил содержания и ремонта жилых домов.

В остальной части заявленных требований отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия и может быть обжаловано в установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядке.

Судья

Е.Л.ЯШКОВА