Законы и постановления РФ

Решение санитарно-противоэпидемической комиссии при правительстве Нижегородской области от 26.06.2008 N 5 “О состоянии заболеваемости острыми кишечными инфекциями и готовности пищевых предприятий Нижегородской области к работе в летний период времени“

САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 26 июня 2008 г. N 5

О СОСТОЯНИИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ОСТРЫМИ КИШЕЧНЫМИ ИНФЕКЦИЯМИ

И ГОТОВНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

К РАБОТЕ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ

В 2008 году в Нижегородской области сложилась нестабильная эпидемическая ситуация по заболеваемости острыми кишечными инфекциями (ОКИ). За 5 месяцев текущего года зарегистрировано 5666 случаев ОКИ, или 168,8 на 100 тысяч населения, что на 5 процентов превышает уровень заболеваемости за аналогичный период 2007 года. В 15 районах области (Арзамасский - 452,1 на 100 тысяч населения, Борский - 397,2, Балахнинский - 298,0, Починковский - 256,6, Сергачский - 232,7, Кстовский - 225,2 и другие), Автозаводском (191,9) и Сормовском (190,8)
районах города Нижнего Новгорода показатели заболеваемости ОКИ превышают среднеобластной.

По итогам 2007 года показатель заболеваемости дизентерией по области превышал среднероссийский в 1,5 раза. За 5 месяцев текущего года заболеваемость этой инфекцией остается высокой (6,7 на 100 тысяч населения), с максимальным уровнем в Тоншаевском (68,0), Первомайском (28,7), Сергачском (21,2), Шахунском (18,4) районах, городе Дзержинске (20,1).

Уровень заболеваемости вирусным гепатитом A снизился за 5 месяцев в 4,2 раза, составив 68 случаев, или 2,03 на 100 тысяч населения. Наиболее высокий показатель в Вадском (58,1), Сокольском (26,8), Большеболдинском (16,8), Перевозском (11,9), Вознесенском (10,8), Балахнинском (6,3), Ленинском (3,4) районах. В связи с проводившейся иммунизацией против ВГА детей и подростков заболеваемость среди них снизилась в 6,1 раза. Вместе с тем зарегистрирована групповая заболеваемость ВГА в МОУ “Пелеговская средняя школа“ Сокольского района, где источником инфекции послужила помощник повара, не привитая против гепатита A.

Причинами высокого уровня заболеваемости ОКИ остаются нарушения санитарного законодательства в части обеспечения населения доброкачественной питьевой водой и пищевыми продуктами, а также различные нарушения санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов. В 2007 году было зарегистрировано 17 вспышек ОКИ, в период которых пострадало 176 человек, в том числе 123 ребенка. Наиболее крупная вспышка пищевого характера была зарегистрирована в муниципальном дошкольном образовательном учреждении N 44 города Арзамаса, где переболело сальмонеллезом 32 человека.

В текущем году зарегистрировано 56 случаев ОКИ, связанных с употреблением кондитерских изделий ООО “НиКо-НН“. У 14 сотрудников предприятия, в 9 пробах продукции и от больных выделена сальмонелла Энтеритидис. Фактором передачи инфекции послужила продукция, преимущественно творожной линии, изготовленная с нарушением санитарно-гигиенических и технологических норм. Ведущую роль в инфицировании кондитерских изделий играл фактор
грязных рук на фоне низкой культуры производства, гигиенической подготовки и высокого уровня инфицированности персонала сальмонеллой Энтеритидис. Эксплуатация кондитерского цеха приостановлена с 07.06.2008.

За последние три года уровень проб пищевых продуктов, нестандартных по микробиологическим показателям, снизился в области с 7,8 до 5,9 процента. Наиболее загрязненными в 2007 году были молоко и молочные продукты (8,9 процента), рыба и рыбные продукты (8,44 процента), овощи и блюда из овощей (6,8 процента). Особую тревогу вызывают кулинарные изделия, вырабатываемые по нетрадиционной технологии (суши, роллы с сырой рыбой, блюда из мяса, не прошедшего тепловую обработку). Удельный вес нестандартных результатов анализов в этой группе пищевых продуктов достиг 27,6 процента.

Ухудшение микробиологических показателей отмечено по следующим группам продовольственного сырья и пищевых продуктов: рыбопродукты (с 7,5 процента до 8,4), мучные кондитерские изделия (с 4,0 процента до 5,5), жировые растительные продукты (с 2,6 до 4,6 процента).

Удельный вес проб импортных пищевых продуктов, не соответствующих санитарным нормам, по таким группам, как молоко и молочные продукты, составил 50 процентов, что выше аналогичного показателя по результатам исследований отечественной продукции.

Санитарно-эпидемиологической службой области в 2007 году было забраковано продовольственного сырья и пищевых продуктов 102587,1 кг (2037 партий), из них утилизировано 81591,1 кг.

Анализ готовности предприятий молочной промышленности к работе в весенне-летний период 2008 года показал, что продолжают регистрироваться нарушения Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ N 52-ФЗ от 30.03.1999 и СанПиН 2.3.4.551-96 “Производство молока и молочных продуктов“.

При проверке молокоперерабатывающих предприятий Нижегородской области выявлены следующие нарушения:

- не завершена реконструкция производства ОАО “АМК“ города Арзамаса;

- не проведен декоративный ремонт производственных цехов: ОАО “АМК“ (город Арзамас), ОАО “НМЗ N 1“ (город Нижний Новгород),
ОАО “Молоко“ (город Выкса), ОАО “Городской молочный завод“ Кулебакского района, филиал ОАО “Княгининское сухое молоко“, Сергачский молочный завод, ООО “Тахым“ Краснооктябрьского района, АПКФ ЗАО “Таремское“, ОАО “Маслодел“ (рабочий поселок Шаранга), ООО “Молочный мир“ (город Урень), ООО “Фабрика Грез“ сырный цех колхоза имени Куйбышева;

- протекает кровля в цехе по производству сыров “Светлогорск-БИО“ (поселок Светлогорск Шатковского района);

- требуют ремонта системы водоснабжения и канализации (ООО “Ардатовское молоко“, ОАО “Городской молочный завод“ Кулебакского района);

- в нерабочем состоянии находится водозаборная скважина (ОАО “Молоко“ города Выксы);

- не работает механическая вентиляция в производственных цехах (ОАО “НМЗ N 1“ города Нижнего Новгорода, ООО “Вита-Сом“ города Лукоянов, ОАО “Городской молочный завод“ Кулебакского района);

- не соблюдается поточность производственного процесса (АПКФ ЗАО “Таремское“, ООО “Фабрика Грез“ сырный цех колхоза имени Куйбышева);

- нарушаются санитарно-технологические режимы изготовления продукции в ООО “Ардатовское молоко“ - периодически выходит из строя терморегистрирующее устройство на пастеризационно-охладительной установке;

- выявлены неоднократные факты поставок нестандартной молочной продукции на детские молочные кухни, в торговую сеть города Нижнего Новгорода и области (ОАО “АМК“ города Арзамаса);

- не выполняются программы производственного контроля (АПКФ ЗАО “Таремское“, ООО “Фабрика Грез“ сырный цех колхоза имени Куйбышева);

- не соблюдаются правила личной гигиены персоналом, о чем свидетельствуют нестандартные результаты анализов молочной продукции (ООО “Ардатовское молоко“, ООО “Первомайское молоко“, ООО “Спецсервис“ Богородского района);

- не организована централизованная стирка санитарной одежды (ОАО “Молоко“ города Выксы, ОАО “Городской молочный завод“ Кулебакского района);

- имели место жалобы на качество продукции ОАО “АМК“ города Арзамаса.

На МТФ Краснобаковского района требуется проведение капитального ремонта, замена холодильного и технологического оборудования, восстановление системы удаления жидкого навоза.

При проведении проверок предприятий, занятых оборотом
мяса и мясопродуктов, выявлялись следующие нарушения федерального законодательства:

- хранение и реализация мясной продукции с истекшим сроком годности (ИП Молчанова рынок МУП “ЦГР“ Выксунский район, НОПО Б.Болдинского района, ИП Дворянинов - Вачский район, ООО “Анна“ - Семеновский район, ОАО “Агрофирма “Птицефабрика Сеймовская“ - город Дзержинск);

- отсутствие документации, подтверждающей качество и безопасность мясной продукции (ООО “Тандем“, ООО “Акид“, ООО “Мяснов“, ООО “Комета Кэт“, ИП Кислова, ООО “Октябрь“ - город Нижний Новгород, ИП Мамаев - Краснооктябрьский район, ООО “Сытный двор“ - город Бор);

- нарушение условий хранения и реализации мясной продукции (ИП Гришина, ИП Кобылинская, ИП Яроманчева - рынок ООО “Актуковское“ Краснооктябрьский район, ИП Молчанова рынок МУП “ЦГР“ - Выксунский район);

- невыполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий (ООО ПП “Иреа“ ТКХ “Березовский“ - город Нижний Новгород, Сергачский мясокомбинат);

- нарушение технологического процесса изготовления колбасных изделий и мясных полуфабрикатов (ОАО “Перспектива“ - Дивеевский район);

- несвоевременное проведение текущего ремонта (ООО “Кооператор“ - Городецкий район, ООО “Сезон“ - город Нижний Новгород);

- реализация продукции, не соответствующей требованиям санитарных правил по показателям безопасности (ОАО “Птицефабрика “Павловская“ - Павловский район);

- отсутствие маркировочных ярлыков на продукции (ООО “Сезон“, ООО “ЕленНа“, ГУ КЦСОН “Мыза“ - город Нижний Новгород, ИП Скаридов - Сосновский район).

При осуществлении надзора за работой рынков на территории Нижегородской области практически на всех рынках выявляются аналогичные нарушения:

- некачественное проведение текущей уборки, нарушение графика проведения санитарных дней;

- нарушение товарного соседства и условий хранения при реализации сырья и готовой продукции;

- отсутствие документов, подтверждающих происхождение, безопасность и качество товара;

- нарушение графика прохождения медицинских осмотров и гигиенической аттестации продавцами;

- несоблюдение правил личной гигиены персоналом.

Неудовлетворительное содержание рабочих мест продавцов,
помещений, а также территории рынков выявлено на следующих предприятиях: рынок “Березовский“ ООО “Иреа“, рынок “Южный“ ООО “Авангард-Трейдинг“, рынок “Сортировка“ ООО “Волга-НН“ города Нижнего Новгорода, рынки Семеновского района, рынок МУП “ОКТД“ города Кстово, рынок МУП “Коммунтехсервис“ рабочего поселка Шаранга.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и на основании вышеизложенного санитарно-противоэпидемическая комиссия при Правительстве Нижегородской области решает:

1. Принять к сведению информацию о возбуждении прокуратурой Ленинского района города Нижнего Новгорода уголовного дела по факту групповой заболеваемости сальмонеллезом и закрытии ООО “НиКо-НН“ решением суда сроком на 60 дней.

2. Рекомендовать главам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области:

2.1. Обеспечить выполнение Постановления главного государственного санитарного врача по Нижегородской области от 21 апреля 2008 года N 8 “О порядке торговли пищевыми продуктами в весенне-летний период 2008 года на территории Нижегородской области“.

2.2. Совместно с территориальными отделами Роспотребнадзора провести совещания с руководителями предприятий, вырабатывающих и реализующих кремовые кондитерские изделия, в целях профилактики заболеваний сальмонеллезом среди населения Нижегородской области.

2.3. Организовать проведение вакцинации против дизентерии работников молочно-товарных ферм и предприятий молокоперерабатывающей промышленности, включая цеха фасовки сливочного масла, в соответствии с Постановлением главного государственного санитарного врача по Нижегородской области от 21 апреля 2008 года N 7.

2.4. Потребовать от руководителей предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли:

- строгого соблюдения санитарных правил и норм при эксплуатации объектов;

- исключения из ассортимента вырабатываемых и реализуемых кремовых кондитерских изделий, в состав которых входит сырое яйцо, - постоянно, а тортов и пирожных “творожной линии“ на весенне-летний период;

- неукоснительного соблюдения правил личной гигиены персоналом предприятий;

- регулярной очистки территории, прилегающей к объектам и своевременный вывоз твердых бытовых отходов;

- формирование
запаса дезинфицирующих и моющих средств;

- своевременного проведения санитарных дней, генеральных и текущих уборок помещений.

2.5. Активизировать работу по выполнению Постановления главного государственного санитарного врача по Нижегородской области N 3 от 03.07.2008 “О дополнительных мерах по профилактике вирусного гепатита A на территории Нижегородской области“.

3. Министру здравоохранения Нижегородской области А.В. Карцевскому:

3.1. Обеспечить своевременное и полное проведение комплекса диагностических и противоэпидемических мероприятий при групповой и вспышечной заболеваемости ОКИ (бактериологическое и серологическое обследование контактных, своевременную изоляцию больных ОКИ, проведение дезинфекционных мероприятий).

3.2. Не оформлять допуск к работе сотрудникам пищевых предприятий, общественного питания, торговли без отметки о гигиеническом обучении (1 раз в 2 года) и без проведения вакцинации (ревакцинации) против вирусного гепатита A в районах с высоким уровнем заболеваемости вирусным гепатитом A (в Вадском, Большеболдинском, Вознесенском, Балахнинском).

3.3. Организовать проведение вакцинации против дизентерии работникам молочно-товарных ферм и молокоперерабатывающих предприятий, включая цеха фасовки масла.

4. Министру поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг В.В. Казакову:

4.1. Утвердить перечень объектов общественного питания и предприятий, участвующих в проведении массовых выездных обслуживаний.

4.2. Потребовать от юридических лиц и ИП, участвующих в проведении массовых выездных обслуживаний, строгое выполнение требований санитарного законодательства при организации выездных обслуживаний, тесно взаимодействуя при этом с санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службами области.

5. Министру сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области Л.К. Седову:

5.1. Потребовать от руководителей предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли:

5.1.1. неукоснительного соблюдения санитарных правил и норм при эксплуатации объектов, правил личной гигиены персоналом предприятий;

5.1.2. регулярной очистки территории, прилегающей к объектам, и своевременный вывоз твердых бытовых отходов;

5.1.3. формирование запаса дезинфицирующих и моющих средств;

5.1.4. своевременного проведения санитарных дней, генеральных и текущих
уборок помещений.

6. Директорам рынков, управляющим компаниям, директорам предприятий розничной торговли:

6.1. Ужесточить контроль за соблюдением правил торговли пищевыми продуктами, обратив особое внимание на соблюдение санитарных правил при торговле скоропортящейся продукцией.

6.2. Обеспечить должное санитарное содержание рынков и предприятий розничной торговли, неукоснительно выполнять графики проведения санитарных дней.

6.3. Обеспечить исправную работу и своевременный ремонт технологического, холодильного и другого оборудования.

6.4. Создать необходимые условия для соблюдения правил личной гигиены персонала.

6.5. Допускать к работе лиц, прошедших медицинский осмотр, гигиеническую подготовку и аттестацию, с личными медицинскими книжками установленного образца.

6.6. Обеспечить своевременный вывоз мусора, проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции, дератизации объектов.

7. Рекомендовать руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области Е.Ю. Петрову:

7.1. Провести внеплановые мероприятия по контролю в отношении производств и предприятий общественного питания, выпускающих кремовые кондитерские изделия, при необходимости с привлечением ветеринарных специалистов.

7.2. Во всех случаях нарушений санитарного законодательства при производстве и обороте пищевых продуктов применять к нарушителям меры административного принуждения, вплоть до приостановления эксплуатации пищевых объектов и передачи материалов в следственные органы.

7.3. Направлять предписания в адрес должностных лиц, виновных в возникновении вспышечной заболеваемости, о возмещении затрат по ее ликвидации по материалам министерства здравоохранения области и ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области“.

7.4. Активизировать разъяснительную работу с населением по профилактике кишечных инфекций через средства массовой информации.

8. Руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области Е.Ю. Петрову, Председателю комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области Е.А. Колобову:

Повысить действенность санитарно-ветеринарного надзора за выполнением требований санитарно-ветеринарного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими
деятельность по организации торговли на рынках, ярмарках выходного дня, в предприятиях мелкорозничной сети.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

8. Контроль за исполнением решения возложить на главного государственного санитарного врача по Нижегородской области Е.Ю. Петрова.

Заместитель Губернатора,

Заместитель председателя

Правительства Нижегородской

области по социальной политике,

председатель комиссии

Г.А.СУВОРОВ