Законы и постановления РФ

Постановление президиума Нижегородского областного суда от 11.10.2007 по делу N 44-Г-206 Требования об уплате НДС с нотариального тарифа, превышающего размер государственной пошлины, о ежеквартальном предоставлении налоговой декларации и ежегодном направлении уведомления об использовании права на освобождение от уплаты НДС являются незаконными, так как нотариальные действия, осуществлявшиеся нотариусами, занимавшимися частной практикой до 1 января 2006 года, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

ПРЕЗИДИУМ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 октября 2007 г. N 44-Г-206

Президиум в составе:

председателя президиума Каневского Б.С.

и членов президиума Лысова М.В., Попова В.Ф., Прихунова С.Ю., Серова В.А., Сухарева И.М.

по докладу судьи областного суда Пряничниковой Е.В.,

с участием адвоката Уховой О.И., действующей по ордеру и доверенности в интересах В.В.Н., представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Нижегородской области, М.Е.Д., М.Е.Е., действующих по доверенности,

рассмотрев гражданское дело по надзорной жалобе нотариуса Княгининского района Нижегородской области В.В.Н.

на решение Лысковского районного суда Нижегородской области от 28 февраля 2005 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 19 апреля 2005 года

по иску В.В.Н.
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Нижегородской области о признании незаконными действий Межрайонного инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Нижегородской области, заключающиеся в требовании уплачивать НДС с нотариального тарифа, превышающего размер государственной пошлины, ежеквартально предоставлять налоговые декларации и ежегодно направлять уведомления об использовании права на освобождение от уплаты НДС, признании необоснованной уплату НДС в сумме 12541 рублей, обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Нижегородской области произвести возврат НДС 12541 рублей, уплаченный за 2004 год,

установил:

нотариус Княгининского района Нижегородской области В.В.Н. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Нижегородской области о признании незаконными действий Межрайонного инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Нижегородской области, заключающихся в требовании уплачивать НДС с нотариального тарифа, превышающего размер государственной пошлины, ежеквартально предоставлять налоговые декларации и ежегодно направлять уведомления об использовании права на освобождение от уплаты НДС, признании необоснованной уплату НДС в сумме 12541 рубля, обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Нижегородской области произвести возврат НДС 12541 рублей, уплаченный за 2004 год. В обоснование исковых требований истец указал, что вывод налогового органа о необходимости уплаты частнопрактикующими нотариусами НДС и сдаче деклараций по данному налогу противоречит действующему налоговому законодательству РФ.

Представитель истца У.О.И., действующий по доверенности, исковые требования поддержала.

Представитель ответчика М.А.В., действующий по доверенности, исковые требования В.В.Н. не признал, указав, что налоговое законодательство РФ относит частных нотариусов к индивидуальным предпринимателям, поэтому на них возлагается обязанность по уплате НДС на общих основаниях.

В судебном заседании, назначенном на 28
февраля 2005 года, стороны поддержали изложенные позиции.

Решением Лысковского районного суда Нижегородской области от 28 февраля 2005 года в удовлетворении исковых требований В.В.Н. отказано в полном объеме.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 19 апреля 2005 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 6 февраля 2007 года В.В.Н. восстановлен процессуальный срок для подачи надзорной жалобы.

В надзорной жалобе заявителя поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как вынесенных с существенным нарушением норм материального права по вопросу субъектного состава плательщиков НДС по действующему налоговому законодательству РФ. По мнению заявителя, указанные нарушения привели к неправильному разрешению гражданского дела по существу.

Определением судьи Нижегородского областного суда от 5 июня 2007 года гражданское дело истребовано в Нижегородский областной суд и определением от 6 сентября 2007 года передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - президиум Нижегородского областного суда.

Заслушав доклад судьи областного суда Пряничниковой Е.В., обсудив доводы надзорной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, президиум Нижегородского областного суда находит вынесенные по делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

При разрешении данного дела судами первой и кассационной инстанций допущено существенное нарушение норм материального права.

Оставляя заявленные требования В.В.Н. без удовлетворения, суд первой инстанции (и с ним согласилась судебная коллегия) исходил из того, что частные нотариусы отнесены налоговым законодательством РФ к индивидуальным предпринимателям, поэтому на них возлагается обязанность
по уплате НДС на общих основаниях.

С указанными выводами судебных инстанций согласиться нельзя.

Статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате установлено, что нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами, защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают, в соответствии с настоящими Основами, нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли (п. 6 вышеуказанной статьи).

В соответствии с п. 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено этим Кодексом.

Как следует из п. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ, к объектам налогообложения при исчислении налога на добавленную стоимость отнесена, в частности, реализация товаров (работ, услуг).

Понятия “работы“ и “услуги“ для целей налогообложения содержатся в п. 4 и 5 ст. 38 Налогового кодекса РФ.

Так, работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (п. 4 ст. 38 Налогового кодекса РФ).

Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 Налогового кодекса РФ).

Под реализацией работ, услуг, как следует из содержания п. 1 ст. 39 Налогового кодекса
РФ, понимается передача на возмездной основе права собственности на результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, и на безвозмездной основе.

Результатом нотариальных действий являются юридические последствия, возникающие в силу оформленного нотариального акта после совершения нотариального действия.

Поэтому возникают сомнения в возможности отнесения нотариальных действий к работе или услуге в том значении, в каком указанные понятия для целей налогообложения содержатся в Налоговом кодексе Российской Федерации.

В силу п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в законодательных актах о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков.

Из вышеизложенного следует, что нотариальные действия, осуществлявшиеся нотариусами, занимавшимися частной практикой до 1 января 2006 года, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, у судебных инстанций не имелось законных оснований для отказа в удовлетворении заявленных В.В.Н. требований.

В силу приведенных выше мотивов, состоявшиеся по делу судебные постановления не могут быть признаны законными и обоснованными и, в силу ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ, подлежат отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Нижегородского областного суда

постановил:

решение Лысковского районного суда Нижегородской области от 28 февраля 2005 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 19 апреля 2005 года по иску В.В.Н. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Нижегородской области о признании незаконными действий Межрайонного инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Нижегородской области, заключающиеся в требовании уплачивать НДС с нотариального тарифа, превышающего размер государственной пошлины, ежеквартально предоставлять налоговые декларации и
ежегодно направлять уведомления об использовании права на освобождение от уплаты НДС, признании необоснованной уплату НДС в сумме 12541 рублей, обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Нижегородской области произвести возврат НДС 12541 рублей, уплаченного за 2004 год, отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Лысковский районный суд Нижегородской области.

Председатель

Б.С.КАНЕВСКИЙ