Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.01.2007 по делу N А43-36653/2006-6-834 <Возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится налоговым органом>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 29 января 2007 года Дело N А43-36653/2006-6-834

(извлечение)

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Моисеевой И.И., при ведении протокола судебного заседания судьей Моисеевой И.И., рассмотрев в судебном заседании заявление жилищно-строительного кооператива N 440 (далее - ЖСК-440) к ИФНС России по Канавинскому району г. Н.Новгорода (далее - Инспекция), ГУ “УПФ РФ в Канавинском районе г. Н.Новгорода“ о признании незаконными действий (бездействия) налогового органа и пенсионного фонда, выразившихся в отказе произвести возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, и об обязании его перечислить эти суммы на расчетный счет N 4070381044070000429,

установил:

ГУ “УПФ РФ в Канавинском районе г. Н.Новгорода“
в ответе на запрос от 08.11.2006 ЖСК-440 указало, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, со ссылкой на пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.

Письмом от 22.11.2006 N 6874 Инспекцией ЖСК-440 отказано произвести возврат 22611 руб. 05 коп. переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. При этом налоговый орган сослался на то, что Налоговым кодексом РФ (далее - Кодекс) не предусмотрены правовые основания для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (далее - ПФР).

Не согласившись с этим отказом, считая его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы страхователя, ЖСК-440 обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с рассматриваемым заявлением.

По мнению заявителя, при рассмотрении вопроса о возврате излишне уплаченных страховых взносов налоговый орган должен был руководствоваться статьей 78 Кодекса.

Возражая против требований ЖСК-440, Инспекция исходит из того, что поскольку страховые взносы не являются налоговыми платежами, то возврат (зачет) излишне уплаченных взносов не может быть осуществлен на основании положений статьи 78 Кодекса.

Изучив материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: после слов “ЖСК-440“ пропущено слово “уплатил“.

Как видно из материалов дела, по платежным поручениям N 10 от 14.03.2005 на сумму 4351 руб. 04 коп., N 11 от 14.03.2005 на сумму 3928 руб. 52 коп., N 29 от 28.04.2005 на сумму 4153 руб. 24 коп., N 34 от 31.05.2005 на сумму 5125 руб. 38 коп., N 42
от 29.06.2005 на сумму 5052 руб. 87 коп. ЖСК-440 по коду бюджетной классификации 18210202020061000160 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии. В результате излишне уплаченных страховых взносов у ЖСК-440 образовалась переплата.

При обнаружении допущенной ошибки ЖСК-440 обратился в Инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов.

Суд, исследовав материалы дела, считает, что налоговый орган неправомерно указал на отсутствие у него правовых оснований для проведения возвратов (зачетов) излишне уплаченных сумм страховых взносов.

В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Законом не установлен порядок зачета либо возврата (зачета) сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Кодекса.

В соответствии с пунктами 1, 7, 9 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату по письменному заявлению последнего. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В пункте
13 этой статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в указанной статье, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

При этом указанная норма не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персонально целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

В пункте 1 статьи 13 Закона предусмотрено право пенсионного органа осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

Однако данная норма применима к иным отношениям, которые не касаются возврата страховых взносов в случае их излишней уплаты в связи с неправильным указанием кода бюджетной классификации. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов ПФР.

Таким образом, точка зрения о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, противоречит нормам действующего законодательства.

Следовательно, при рассмотрении заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов в ПФР Инспекция должна руководствоваться положениями статьи 78 Кодекса и зачесть либо возвратить излишне уплаченную сумму.

Как разъяснено в пункте 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, в силу статей 21 и 78 Кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или
возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней.

Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм либо о их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности и одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными названной статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.

Принимая во внимание положения статьи 78 Кодекса, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ЖСК-440 направлял в налоговый орган заявление о возврате имеющейся переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии, на что был получен отказ.

На момент рассмотрения настоящего дела у ЖСК-440 имеется переплата по страховым взносам, что налоговый орган и пенсионный фонд не отрицают.

Исходя из изложенного, действия (бездействие) Инспекции, выразившиеся в отказе произвести возврат указанной суммы, неправомерны, а требования заявителя подлежат удовлетворению.

В силу пункта 5 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ уплаченная заявителем при обращении в арбитражный суд государственная пошлина в размере 500 руб. 00 коп. подлежит возврату за счет средств бюджета, в который производилась уплата.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Удовлетворить требования заявителя.

Признать незаконными действия (бездействие) ИФНС России по Канавинскому району г. Н.Новгорода, выразившиеся в отказе произвести возврат излишне уплаченных жилищно-строительным кооперативом N 440 (ИНН 5257028960, г. Н.Новгород, ул. Московское
шоссе, 17а) 22611 руб. 05 коп. страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Обязать ИФНС России по Канавинскому району г. Н. Новгорода произвести возврат излишне уплаченных ЖСК-440 22611 руб. 05 коп. страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и перечислить указанную сумму на расчетный счет N 40703810442070000429 в Сормовское отделение N 6652 Волго-Вятского банка Сбербанка РФ.

Исполнительный лист выдать.

Жилищно-строительному кооперативу N 440 возвратить из федерального бюджета 500 руб. 00 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 0125 от 25.12.2006 при подаче заявления в арбитражный суд.

Справку на возврат государственной пошлины выдать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока с момента принятия и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Судья

И.И.МОИСЕЕВА