Законы и постановления РФ

Решение Городской Думы г. Н.Новгорода от 24.04.2002 N 23 “О рекомендациях депутатских слушаний по вопросу “Неотложные меры борьбы с наркоманией в городе Нижнем Новгороде. Разработка муниципальной программы“

ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

РЕШЕНИЕ

от 24 апреля 2002 г. N 23

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЙ

ПО ВОПРОСУ “НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ

С НАРКОМАНИЕЙ В ГОРОДЕ НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ.

РАЗРАБОТКА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ“

Заслушав информацию Председателя Городской Думы Абышева С.В. об итогах проведения депутатских слушаний по вопросу “Неотложные меры борьбы с наркоманией в городе Нижнем Новгороде. Разработка муниципальной программы.“, Городская Дума решила:

1. Рекомендовать администрации города:

1.1. Разработать до 1 сентября 2002 года комплексную межведомственную муниципальную целевую программу “Противодействия и профилактика злоупотребления наркотиками различными категориями населения в городе Нижнем Новгороде на 2003 - 2006 гг.“.

1.2. Учесть при разработке данной программы рекомендации депутатских слушаний по вопросу “Неотложные меры борьбы с наркоманией в городе
Нижнем Новгороде. Разработка муниципальной программы“ (прилагаются).

3. Постоянным комиссиям Городской Думы по здравоохранению, по образованию, по законности, правопорядку и вопросам депутатской этики принять активное участие в подготовке комплексной межведомственной муниципальной целевой программы “Противодействия и профилактика злоупотребления наркотиками различными категориями населения в городе Нижнем Новгороде на 2003 - 2006 гг.“.

4. Городской Думе города Нижнего Новгорода рассмотреть вопрос о неотложных мерах борьбы с наркоманией в городе Нижнем Новгороде на своем заседании в июне 2002 года.

5. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию по здравоохранению (Лазарев В.Н.).

Председатель Городской Думы

С.В.АБЫШЕВ

Приложение

к решению

Городской Думы

от 24.04.2002 N 23

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЙ

ПО ВОПРОСУ: “НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ

С НАРКОМАНИЕЙ В ГОРОДЕ НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ.

РАЗРАБОТКА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.“

13 марта 2002 г.

Участники депутатских слушаний:

Абышев С.В. - председатель Городской Думы

Сабашников Е.В. - заместитель председателя Городской Думы

Сокольников Г.Н. - заместитель председателя Городской Думы

Пушкин В.Е. - депутат Городской Думы по избирательному округу N 6

Кузьмина Т.С. - депутат Городской Думы по избирательному округу N 7

Сысоева О.Н. - председатель постоянной комиссии Городской Думы по экономике, промышленности и предпринимательству

Богданов И.М. - депутат Городской Думы по избирательному округу N 12

Леонтьев А.М. - депутат Городской Думы по избирательному округу N 13

Паченов В.П. - депутат Городской Думы по избирательному округу N 14

Буланов Р.А. - депутат Городской Думы по избирательному округу N 15

Тарасова И.Б. - председатель постоянной комиссии Городской Думы по образованию Городской Думы

Золотницкая В.С. - председатель постоянной комиссии Городской Думы по бюджетной, финансовой и налоговой политике

Лазарев В.Н. - председатель постоянной комиссии Городской Думы по здравоохранению (ответственный за проведение депутатских слушаний)

Балакина О.В. - депутат Городской Думы по избирательному округу N 28

Бирман Д.П. - депутат Городской
Думы по избирательному округу N 29

Лапшин Н.М. - депутат Городской Думы по избирательному округу N 31

Бочкарев А.А. - председатель постоянной комиссии Городской Думы по законности, правопорядку и вопросам депутатской этики

Котюсов А.И. - депутат Государственной Думы РФ

Сулима О.Ю. - первый заместитель главы администрации города

Березин В.Л. - руководитель контрольно - счетной группы Городской Думы

Черножуков М.В. - начальник юридического отдела Городской Думы

Литвиненко Л.Д. - заместитель главы администрации города, директор департамента по обеспечению работы Городской Думы, территориального общественного самоуправления и взаимодействия с депутатами ФС, ОЗС

Переслегина И.А. - директор департамента здравоохранения

Кострова И.А. - заместитель директора департамента здравоохранения

Федоров А.А. - главный нарколог города

Куликов Е.А. - главный подростковый нарколог города

Еремина М.Б. - главный специалист департамента образования администрации города

Куликова Л.В. - начальник сектора по делам семьи, женщин и детей департамента по социальной защите населения

Долинина Т.А. - главный специалист отдела по координации деятельности правоохранительных органов департамента организационно - правовой работы

Чалмаз В.И. - администрация Нижегородского района, комиссия по делам несовершеннолетних

Узденова Л.В. - администрация Нижегородского района, комиссия по делам несовершеннолетних

Гусак Ю.П. - управление по делам ГО и ЧС

Еделина Е.Г. - кандидат психологических наук, директор НОБО “Форум, сотрудничество, ответственность“ по первичной профилактике наркомании

Киселев И.В. - начальник управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков

Частин А.Н. - УГИБДД ГУВД, заместитель начальника отдела

Елисеев Н.Ю. - директор МРУ (общественная организация инвалидов с детства “Росток“)

Пинкскер М.Г. - зам. председателя НРО РБФ “НАН“ (НРО “Нет алкоголизму и наркотикам“)

Ветрова М.А. - общественная организация “Родители против наркотиков“

Гуденко Л.В. - общественная организация “Родители против наркотиков“

Углова О.В. - общественная организация “Родители против наркотиков“

Калабанов Б.Н. - врач - психотерапевт ООО “Семейный круг“

Беляева Е.Е.
- председатель Нижегородской областной общественной организации “Право на жизнь“

Представители СМИ

Депутатские слушания по данному вопросу проводились в соответствии с решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 27.02.2002 N 9.

Обсудив проблемы наркомании в городе Нижнем Новгороде и необходимость разработки муниципальной программы по данному направлению, участники депутатских слушаний отмечают, что в настоящее время проблема наркомании представляет собой серьезную угрозу здоровью населения города Нижнего Новгорода, всей страны, угрозу национальной безопасности России. Об этом говорил президент В. Путин на Совещании Совета Безопасности 28 сентября 2001 г. в Москве. Было отмечено, что “за 10 лет количество наркоманов увеличилось в 10 раз. Самое печальное - 50% наркоманов - люди до 30 лет“. Таким образом, страна может оказаться без будущего.

В Нижнем Новгороде за 10 лет число, находящихся под наблюдением больных наркоманией, увеличилось в 7 раз. По состоянию на 1 января 2002 г. количество наркоманов составляет 4655 человек или 344,4 на 100 тыс. населения (по РФ 2002 г. - 181,3 на 100 тыс. населения). Это только официально зарегистрированное число наркоманов. Фактически их в 6 - 8 раз больше.

Растет доля больных наркоманией женщин. Если в начале 90-х годов соотношение женщин и мужчин, больных наркоманией было 1:12, то сегодня это соотношение составляет 1:8. Параллельно с ростом количества наркоманов отмечается рост заболеваемости ВИЧ - инфекцией, гепатитами В и С, туберкулезом.

Особая проблема, вызывающая тревогу - быстрое распространение детской и подростковой наркомании и токсикомании. Каждый пятый (20%) подросток в городе - наркоман.

В то же время только 2605 детей “группы риска“ по данным департамента образования заняты в дополнительном образовании, что составляет только 53% от общего
количества.

Это обусловлено не только общим неблагополучием в стране, кризисом семьи, но и широкой доступностью для несовершеннолетних большинства психотропных и одурманивающих веществ. Наблюдается резкое омоложение контингента людей, впервые употребляющих одурманивающие вещества. По данным Нижегородского регионального отделения Российского Благотворительного фонда “Нет алкоголизму и наркомании“ отмечены случаи потребления наркотических веществ детьми 6 - 7 лет. Отмечается рост числа младенцев и женщин с наркотической патологией, криминализация аддиктивного поведения подростков. “Из каждых ста заключенных на территории России 15 человек - это подростки. 5% тюремного контингента (около 45 тысяч чел.) составляют несовершеннолетние. В 2000 году подростки в возрасте 14 - 18 лет совершили более 195 тыс. преступлений. Еще около 100 тыс. правонарушений совершили дети до 14 лет“ (Информационный сайт “Учительской газеты“).

Криминогенная обстановка в сфере незаконного оборота наркотиков на территории города Нижнего Новгорода имеет устойчивую тенденцию к обострению. По данным органов внутренних дел города Нижнего Новгорода за 8 месяцев 2001 г. выявлено 1502 преступления, связанных с наркотиками, что на 57,1% больше, чем за соответствующий период 2000 года. Было изъято 77,422 грамма наркотических веществ. За 2 месяца 2002 года уже - 1148 граммов наркотиков, что почти в 15 раз больше.

У наркодельцов изъято денег, ценностей, описано имущества на сумму свыше 59 млн рублей. Предварительным следствием окончено 162 уголовных дел о наркопреступлениях.

Проблема борьбы с наркоманией носит системный характер. Борьба с ней должна проводиться комплексно. Решение этой проблемы зависит от успешной координации государства, общества, всех заинтересованных ведомств. Необходимо учитывать, что профилактика наркомании и борьба с ней дело весьма кропотливое, дорогостоящее, требует огромных бюджетных затрат. Даже благополучным в экономическом отношении государствам бороться
с этим злом достаточно сложно, так пребывание одного наркомана в частной клинике в США в течение 3-х недель обходится в 4 тыс. долларов. Естественно, России с ее слабыми возможностями, тем более. Еще сложнее профилактика наркомании и борьба с ней проходит на местном (муниципальном) уровне. Так городская целевая программа “Комплексные меры противодействия наркомании и борьбы с незаконным оборотом наркотиков на 1999 - 2001 годы“ по некоторым важным параметрам не была выполнена.

Для решения проблем борьбы с наркоманией необходимо устранить причины ее порождающие: бедность, безработица, неуверенность в будущем. Необходимо работать со всеми категориями и группами населения, т.к. в настоящее время социальные и возрастные перегородки размыты. Для решения этой проблемы нужно использовать как мировой, так и наш отечественный опыт. Это и развитие массового спорта среди всех категорий населения. Когда-то был лозунг: “Массовый спорт - залог здоровья народа“. Это и трудовая занятость, особенно молодежи в лагерях труда и отдыха. Это и доступность культурного досуга, путешествий по стране.

При всей сложности ситуации в городе Нижнем Новгороде сохранились и существуют большие возможности для профилактики и борьбы с наркоманией: 170 школ, 170 спортивных и актовых залов, мастерских, 50 тыс. квалифицированных педагогических работников, руководителей кружков, клубов. Имеется в наличии мощная спортивная база при промышленных предприятиях, которую требуется восстановить и поставить на службу жителям города. В городе Нижнем Новгороде существует отлаженная лечебно - профилактическая база, кадровый медицинский персонал. Главная проблема - это материально - техническая обеспеченность. Проблема - межведомственная разобщенность в борьбе и профилактике наркомании.

Участники депутатских слушаний отмечают, что неотложные меры борьбы с наркоманией в городе Нижнем Новгороде должны предусматривать:

Во-первых, создание
нормативно - правовой базы, которая способствовала бы привлечению частных структур, правовой защищенности людей, занимающихся борьбой с наркоманией, созданию в структуре администрации соответствующего подразделения, организации межведомственной комиссии, которая занималась бы разработкой необходимых документов.

Необходима правовая регламентация деятельности некоторых развлекательных учреждений (дискотек, компьютерных залов).

Во-вторых, разработка и внедрение специальной социальной рекламы на телевидении, в СМИ.

В этой связи необходимо выработать культуру проведения городских праздников и мероприятий.

В третьих, - это воспитательная работа в образовательных учреждениях. Для этого необходимо ввести в школах ставки для работы с детьми и профилактики наркомании.

В районах необходимо создать фильмотеки из лучших фильмов для показа в школах. Необходимо разработать и внедрить в образовательных учреждениях программу по профилактике наркомании.

В четвертых, оказание конкретной помощи семьям, члены которых стали наркоманами. Это создание центра на Нижне - Волжской набережной, наркокабинета в Московском районе, открытие реабилитационных центров в районах города. Остро стоит проблема занятости молодежи. Необходимо возродить детский, юношеский массовый спорт, активно вовлекать детей в посильный физический труд в дни летних каникул в лагерях труда и отдыха, в том числе с помощью молодежных бирж занятости.

В пятых, необходимо укреплять кадровую и материально - техническую базу наркологической службы.

В шестых, укрепление связей УВД с образовательными учреждениями. Активизация работы участковых по месту жительства, дежурства в школах, профилактическая работа, качественное улучшение работы ИДН (работа в вечернее время).

Все эти аспекты борьбы с наркоманией и ее профилактики должны стать основой будущей муниципальной программы борьбы с наркоманией.

Учитывая безусловную значимость и своевременность подготовки соответствующей муниципальной программы борьбы с наркоманией, участники депутатских слушаний рекомендуют:

1. Администрации города Нижнего Новгорода разработать комплексную межведомственную муниципальную целевую программу: “Противодействие и профилактика злоупотребления
наркотиками различными категориями населения в городе Нижнем Новгороде на 2003 - 2006 гг.“.

2. Постоянным комиссиям Городской Думы по здравоохранению, по образованию, по законности, правопорядку и вопросам депутатской этики разработать концепцию комплексной межведомственной муниципальной целевой программы: “Противодействие и профилактика злоупотребления наркотиками различными категориями населения в городе Нижнем Новгороде на 2003 - 2006 гг.“.

3. Городской Думе города Нижнего Новгорода рассмотреть вопрос о концепции комплексной межведомственной муниципальной целевой программы: “Противодействие и профилактика злоупотребления наркотиками различными категориями населения в городе Нижнем Новгороде на 2003 - 2006 гг.“ на своем заседании в июне 2002 года.