Законы и постановления РФ

Распоряжение Администрации Нижегородской области от 06.02.1997 N 149-р “О разработке программ социально-экономического развития городов и районов“ (вместе с “Базовой моделью Программы развития города, района“)

АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 6 февраля 1997 г. N 149-р

О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ И РАЙОНОВ

С целью развития условий по нормализации социально-экономического положения городов и районов области, формирования приоритетных направлений деятельности Администрации области и органов местного самоуправления городов и районов, с учетом работы по подготовке и реализации в 1996 году программы “Оздоровление экономики и социальной сферы Лукояновского района Нижегородской области на 1996 - 1998 годы“ (далее - Программа), утвержденной распоряжением вице-губернатора от 12.04.1996 N 489-р:

1. Отметить, что мероприятия Программы, запланированные на 1996 год, в основном выполнены. Информацию о ее реализации в 1996 году принять к сведению (прилагается).

2. Администрации Лукояновского района (Яблоков В.И.),
департаменту экономики и прогнозирования (Теодорович М.Л.), другим подразделениям Администрации области, указанным в Программе, продолжить работу по ее выполнению в 1997 - 1998 годах.

3. Утвердить прилагаемую “Базовую модель программы социально-экономического развития города (района)“.

4. Главам местного самоуправления городов и районов области в срок до 1 сентября 1997 года разработать программы по нормализации социально-экономического положения территорий и созданию условий для экономического роста на период до 2000 года.

5. Руководителям департаментов и комитетов Администрации области, территориальных подразделений федеральных органов власти оказывать содействие в разработке и реализации программ развития городов и районов.

6. Департаменту экономики и прогнозирования (Теодорович М.Л.):

6.1. Обеспечить координацию и методическое сопровождение разработки и реализации программ.

6.2. Провести в I квартале 1997 года совещание с руководителями органов местного самоуправления по методологии и порядку разработки программ.

7. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Вице-губернатор области

Ю.И.ЛЕБЕДЕВ

Приложение

к распоряжению

вице-губернатора

от 06.02.1997 N 149-р

ИНФОРМАЦИЯ

О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ “ОЗДОРОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ

СФЕРЫ ЛУКОЯНОВСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 1996 - 1998 ГГ.“ В 1996 ГОДУ

1. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

1.1. Проведен анализ исходного социально-экономического состояния района по всем показателям экономики и социальной сферы.

1.2. Выделены проблемы по основным направлениям социально-экономического положения в районе:

- финансовое положение - снижение удельного веса собственных доходов в бюджете района, низкая бюджетная обеспеченность, приходящаяся на одного жителя;

- уровень и качество жизни населения - сокращение численности населения, высокая доля жителей старше трудоспособного возраста, безработица выше средне областного уровня, существенное увеличение числа онкологических заболеваний;

- экология - неблагоприятная экологическая обстановка в районе, обусловленная незавершенным строительством канализационных очистных сооружений, начатым в 1986 году, вследствие этого регулярным загрязнением источников водоснабжения бытовыми и промышленными отходами;

- промышленность - сложная ситуация со сбытом
продукции и инвестициями на промышленных предприятиях района;

- сельское хозяйство - устойчивая тенденция к снижению посевных площадей при низкой урожайности, что обусловлено низким плодородием почв, невысокая продуктивность, которая усугубляется отсутствием системы заготовок сельскохозяйственной продукции, высокая себестоимость продукции и низкая рентабельность производства, проблема сбыта продукции.

1.3. Определены приоритеты в развитии района на 1996 - 1998 гг.:

- повышение доли собственных доходов в местных бюджет района;

- повышение уровня жизни населения;

- развитие предпринимательства в районе как основной путь к обеспечению занятости населения и созданию рабочих мест;

- реформирование системы предприятий потребкооперации;

- принятие мер по улучшению экологической обстановки;

- стабилизация работы промышленных предприятий района;

- перепрофилирование убыточных предприятий;

- реформирование сельского хозяйства;

- создание стабильных рынков сбыта продукции сельского хозяйства и промышленности.

1.4. Подготовлен комплекс мероприятий и этапы их реализации на период 1996 - 1998 гг., определены основные источники их финансирования (как областного, так и местного бюджетов) и ответственные исполнители.

Программа утверждена распоряжением Губернатора области от 12.04.1996 N 489-р и Земским собранием района.

2. ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ В 1996 ГОДУ

2.1. Мероприятия, предусмотренные программой на 1996 год, и реализованные в районе полностью или частично со следующими результатами:

Финансовое положение

Удельный вес собственных доходов в бюджете района увеличился и в 1996 году составил 44,4% (в 1995 г. - 25,2%).

Бюджетная обеспеченность на 1 жителя района за 10 месяцев 1996 г. составила 90,6% к средне областному уровню (в 1995 г. - 63,8%).

Государственной налоговой инспекцией по Нижегородской области проведены в районе мероприятия по погашению недоимок в местный бюджет, в результате которых погашена недоимка в сумме 2738,6 млн руб.

Администрацией района проведены мероприятия по увеличению доходной части бюджета и экономики бюджетных средств:

- денежные средства,
поступившие от налога с покупки, в сумме 856 млн руб. направлены на финансирование социальной сферы;

- введен налог на услуги физкультуры и спорта, средства направлены на финансирование спортивных мероприятий;

- проведен конкурс между строительными организациями - недоимщиками по платежам в районный бюджет по благоустройству г. Лукоянова, финансируемому из районного бюджета;

- с привлечением средств дорожного фонда построено два моста через реку Шнара в железобетонном исполнении, отремонтировано и реконструировано 26 км автомобильных дорог;

- на основе лесных торгов в районе распределяется лесосечный фонд, лесные торги проводились 3 раза (в марте, октябре, декабре 1996 г., дополнительные денежные поступления составили 172 млн руб.)

Уровень и качество жизни населения

Уровень безработицы в районе сократился на конец 1996 г. по сравнению с 1995 годом почти на 20% и составил 2,87% (по области увеличился на 5% и составил, 3,32%).

Среднемесячная заработная плата работающих в 1996 году увеличилась по сравнению с 1995 годом в 1,57 раза и составила 451 тыс. руб. (по области соответственно, в 1,52 раза - 608,3 тыс. руб.)

Количество онкологических заболеваний в районе осталось на уровне 1995 г.

Заболевание туберкулезом уменьшилось с 26 случаев в 1995 г. до 17 в 1996 г. за счет проведения противорецидивного лечения.

В рамках Программы проведены следующие мероприятия:

- созданы 3 отделения социальной помощи на дому одиноким, престарелым гражданам. На надомное обслуживание принято 560 чел., их низ 410 - на платное. Выделен автомобиль марки УАЗ;

- для социально-реабилитационного центра несовершеннолетних выделен грузопассажирский автомобиль марки “ГАЗель“;

- из фонда социальной защиты населению выделены годовые и краткосрочные ссуды в сумме 31,6 млн руб.;

- 15 января 1997 г. открыт дом милосердия для инвалидов и престарелых;

-
предприятием АО “Разинский леспромхоз“ за счет собственных средств создано 38 новых рабочих мест;

- по направлению службы занятости района обучено 106 человек по профессиям, необходимым в районе. Также на базе лицея N 105 организованы:

- подготовка операторов газовых котельных;

- постоянно действующий семинар по повышению квалификации руководящих кадров сельского хозяйства.

Трудоустроено 65 граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Экология

Проведен тендер по проектированию и строительству 1-ой очереди канализационных очистных сооружений. Выполнено строительство первой очереди на 300 куб. м. Освоено свыше 1,3 млрд руб.

Ведется подготовка по установке локальных систем очистки воды во всех детских учреждениях района в рамках программы “Чистая вода - детям“. В настоящее время установлено 11 локальных систем очистки воды.

Промышленность

Объем промышленной продукции в районе составил на конец 1996 года 75,1% к уровню прошлого года в сопоставимых ценах, по области - 88,3% (в 1995 году - 83,4%, по области - 92,3%).

АО “Стеклозавод им. Ст. Разина“ признан банкротом, арбитражным судом назначен новый управляющий завода. В настоящее время предприятие не работает.

На предприятиях района проводится работа по перепрофилированию и освоению новых видов продукции.

Так, АО “Подшипник“ в октябре 1996 г. приобретен гвоздильный автомат стоимостью 75 млн руб. для освоения производства шиферных гвоздей.

Сельское хозяйство и потребкооперация

По отчету за 1996 года показатели сельского хозяйства имеют тенденцию к росту по сравнению с прошлым годом:

- урожайность зерновых культур увеличилась на 6,7 ц/га;

- средний надой молока увеличился на 6 кг на 1 корову (100,3% к уровню 1995 г.);

- увеличение поголовья скота - на 256 голов, свиней - на 541 голову.

По программе “ЗеРНО“ реформированы 4 сельскохозяйственных предприятия.

Выполнены мероприятия по повышению плодородия почв в районе:

- проведено известкование
кислых почв на 295 га земли;

- выполнено фосфоритование на 608 га;

- внесено минеральных удобрений 900 тонн действующего вещества;

- вывезено и внесено органических удобрений 146 тыс. тонн.

Организовано 13 пунктов искусственного осеменения крупного рогатого скота с использованием семени высокопродуктивных быков черно-пестрой породы. В 1996 г. искусственно осеменено 26% маточного поголовья.

С апреля 1996 г. в райпо ведется внутрихозяйственное реформирование (передача объектов торговли в аренду работникам). Переданы в аренду: Разинское РТП, общепит, коопунивермаг. План реформирования Лукояновского райпо утвержден 20.11.1996 на заседании координационного совета по развитию потребительской кооперации Нижегородской области.

Развитие предпринимательства

Районной администрацией проведен конкурс на приобретение права строительства двух автозаправочных станций с выделением двух земельных участков. Одна из них уже строится.

В районе открыты три мини-пекарни.

В одном из крестьянских фермерских хозяйств освоено производство муки и гречневой крупы из собственного зерна.

В трех хозяйствах выпускают колбасы и копчености в ассортименте.

Введены в эксплуатацию два кафе.

Обучена группа предпринимателей (15 человек), с защитой бизнес-планов, которые представлены под кредиты общественной неправительственной организации “Возможность для всех“.

Создание стабильных рынков сбыта продукции

В г. Лукоянове проведено четыре выставки-ярмарки:

- две районные выставки товаров, производимых предприятиями, организациями и предпринимателями района;

- районная выставка товаров, производимых мелкими ремесленниками, кустарями, народными умельцами;

- межрайонная выставка-ярмарка “Лукояновский торжок“ под девизом “Сотрудничество - путь к развитию и успеху“, в которой приняли участие предприятия и организации 9 южных районов Нижегородской области и двух районов г. Н.Новгорода, республик Мордовии и Чувашии.

В рамках выставки-ярмарки проведены:

- выездной конкурс-аукцион по лизингу автомобилей “ГАЗель“ (разыграно 6 автомобилей трех модификаций);

- защита бизнес-планов 13 предпринимателей;

- выставка продукции художественных промыслов и ремесел;

- презентация Палаты малого предпринимательства и ремесел.

В ходе работы выставки-ярмарки заключено 30
договоров и бартерных сделок, в т.ч. колхоз “Полянский“ - поставка зерна на сумму 130 млн руб., АО “Спецодежда“ - поставка спецодежды на 100 млн руб., проведены деловые беседы с потенциальными партнерами, состоялся обмен информацией. Выпущен каталог с реквизитами предприятий и номенклатурой выпускаемой продукции и других возможностей предприятий.

В соответствии с решением правления Нижегородской Торгово-промышленной платы в районе открыто представительство платы с делегированием выполнения ряда функций, отрабатывается концепция создания информационно-выставочно-торгового центра.

2.2. Мероприятия Программы, не выполненные в 1996 году.

Осталась не решена проблема по проведению лесоустройства в сельских лесах района.

Из-за отсутствия финансирования не проведено обустройство территории государственного памятника природы областного значения “Пруд Орловский“.

Не удалось также решить проблему утилизации просроченных ядохимикатов, вопрос о создании районного могильника остается открытым.

Утверждена

распоряжением

вице-губернатора

от 06.02.1997 N 149-р

БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА, РАЙОНА

1. <*> Цели и задачи программы

------------------------------

<*> Типовые задачи социально-экономического развития города (района):

- создание системы организационных и финансово-экономических мер, предотвращающих остановку производств, стимулирующих сохранение и развитие производительных сил города, реализацию его социального, кадрового, ресурсного и природно-климатического потенциала;

- содействие формированию рыночной инфраструктуры города;

- развитие ЖКХ и социальной сферы;

- создание благоприятных условий для производственно-технологических и коммерческих связей с партнерами, в том числе зарубежными, привлечения инвестиций, поиска рынка сбыта;

- реализация системы нормативно-правовых, организационных и финансово-экономических мер, обеспечивающих создание предпринимательской среды, подготовку административно-хозяйственных кадров к эффективной работе в условиях рыночной экономики;

- совершенствование системы управления городом (районом), ее последовательная информатизация;

- саморазвитие города (района) за счет собственных источников финансирования и ресурсов.

2. Анализ ситуации. Выбор приоритетов и программных показателей

2.1. Анализ социально-экономического состояния города (района) и его экономического потенциала, который может быть задействован в интересах программы.

2.1.1. Паспорт города (района)
(общие сведения, характеристика населения и территории, основные показатели экономического развития, характеристика социально-культурной инфраструктуры, сферы обслуживания, капитального строительства, состояние окружающей среды и рыночной инфраструктуры).

2.1.2. Социально-экономический потенциал города (района) (ресурсы развития: финансовые, материально-технические, природные, трудовые, информационные и др.)

2.1.3. Положение города (района) в системе расселения (данные об экономико-географическом положении, о степени включенности в областные и федеральные транспортно-коммуникационные сети, о традиционных и преимущественных экономических, торговых, культурных и иных связях) и в областном народном хозяйстве (в экономике по всем отраслям).

2.1.4. План или эскиз города и прилегающего района (М 1:25000).

2.2. <*> Анализ и оценка проблем (болевых точек) города (района), прогноз развития и возможные пути их устранения на местном, региональном, федеральном уровнях.

------------------------------

<*> Типичные проблемы, характеризующие состояние малых (средних) городов (районов):

- демографические проблемы (неблагоприятная половозрастная структура населения, снижение удельного веса трудоспособных возрастов, ростов удельного веса лиц, нуждающихся в трудоустройстве, и т.д.);

- неподготовленность населения, административно-управленческих и производственно-хозяйственных кадров к деятельности в условиях рыночной экономики;

- остановка многих производств, в том числе являющихся градо- и бюджетообразующими, утрата традиционных и самобытных производств;

- техническая и технологическая отсталость многих производств;

- несоответствие структуры производственно-хозяйственной базы требованиям рыночной экономики;

- нарушение исторической архитектурно-ландшафтной среды;

- недостаточный уровень развития социально-культурной инфраструктуры, ее некомплектность, нарастающие темпы распада;

- недостаточный уровень развития сферы обслуживания, неудовлетворительное состояние ее материальной базы;

- транспорт и дороги;

- сложная экологическая и санитарная обстановка.

2.3. Перечень наиболее острых проблем города (района).

2.4. Основные направления и приоритеты развития.

3. Система программных мероприятий

3.1. Перечень мероприятий по решению проблем города (района) с указанием источников финансирования и исполнителей на местном, областном и федеральном уровнях.

3.2. Сетевой график развития социальных, инженерно-транспортных и финансово-экономических инфраструктур города (района) в соответствии
с программными мероприятиями на местном, областном и федеральном уровнях.

3.3. Пакет инвестиционных проектов и бизнес-планов для различных объектов городского (районного) развития.

4. Расчет ресурсов по обеспечению программных мероприятий

4.1. Расчет потребности в финансовых и других ресурсах (материальных, трудовых, информационных) для формирования и реализации программных мероприятий развития города (района).

4.2. Источники финансирования.

4.3. Определение уровня и обеспечение мероприятий программы финансовыми и другими ресурсами.

4.4. Контроль за использованием финансовых и других ресурсов.

5. Социально-экономическая и экологическая эффективность программы развития города (района)

6. Контроль за формированием и реализацией программных показателей

Организация разработки, утверждения

и реализации программы. Управление программой

1. Формирование исполнительных органов программы развития города (района), участвующих в ее разработке и реализации.

2. Определение заказчика программы.

3. Формирование информационной базы данных программы.

4. Разработка программы развития города (района) его администрацией с учетом рекомендаций областных органов управления и других специализированных организаций.

5. Утверждение (принятие) программы на Земском собрании города (района).

6. Разработка инвестиционных проектов и бизнес-планов к ним для практической реализации.

7. Формирование и развитие социальных, инженерно-транспортных и финансово-экономических инфраструктур города (района) в соответствии с программными мероприятиями на местном, областном и федеральном уровнях.

Основание: Федеральная комплексная программа “Развитие малых и средних городов РФ в условиях экономической реформы“ (постановление Правительства РФ от 28 июня 1996 года N 762), Методические рекомендации по разработке и реализации региональных программ в Российской Федерации (Минэкономики РФ).