Законы и постановления РФ

Указ Губернатора Новгородской области от 07.10.2008 N 218 “Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Новгородской области“

Вступил в силу со дня официального опубликования (пункт 2 данного документа).

7 октября 2008 года N 218

УКАЗ

ГУБЕРНАТОРА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ “О гражданской обороне“ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 “Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации“:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и ведении гражданской обороны в Новгородской области (далее - Положение).

2. Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

С.Г.МИТИН

Утверждено

указом

Губернатора области

от 07.10.2008 N 218

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Настоящее
Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ “О гражданской обороне“, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 “Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации“ и определяет единый порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, основные мероприятия по гражданской обороне на территории Новгородской области.

1.2. Гражданская оборона в Новгородской области организуется и ведется на всей территории области в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Администрации области, указами Губернатора области и настоящим Положением.

1.3. Органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

1.4. Руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций области несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне.

2. Подготовка к ведению и ведение гражданской обороны

на территории области

2.1. Подготовка к ведению гражданской обороны на территории области основывается на заблаговременном, согласованном и взаимосвязанном по целям и задачам выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2.2. Подготовка к ведению гражданской обороны осуществляется Администрацией области во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной
власти в соответствии с разграничением полномочий по вопросам создания и содержания сил, средств, объектов гражданской обороны, запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории области.

2.3. Выполнение мероприятий гражданской обороны, относящихся к вопросам инженерно-технического развития объектов и (или) технических систем гражданской обороны, осуществляется на основании областных целевых программ в соответствии с основными направлениями экономического развития области.

2.4. Ведение гражданской обороны осуществляется на основе Плана гражданской обороны и защиты населения области, планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований области и планов гражданской обороны организаций области (далее - Планы гражданской обороны).

2.5. Планы гражданской обороны определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2.6. Порядок разработки, согласования и утверждения Планов гражданской обороны определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

2.7. Администрация области устанавливает порядок сбора и обмена информацией в области гражданской обороны в целях обеспечения организованного и своевременного выполнения мероприятий по гражданской обороне на территории области.

3. Мероприятия по гражданской обороне

На территории области в соответствии с федеральным законодательством планируются и осуществляются следующие мероприятия:

3.1. По обучению населения в области гражданской обороны:

нормативное правовое и методическое обеспечение функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

планирование и осуществление обучения населения области в области гражданской обороны;

создание, оснащение, организация деятельности и всестороннего обеспечения функционирования учебно-методических центров по гражданской обороне и защите
от чрезвычайных ситуаций, других образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований области и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;

создание, поддержание в рабочем состоянии учебно-материальной базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;

организация и осуществление пропаганды знаний в области гражданской обороны.

3.2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий:

создание и поддержание системы централизованного оповещения населения в постоянной готовности, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения, совершенствование системы оповещения;

создание локальных систем оповещения, сопрягаемых с автоматизированными системами контроля за выбросом опасных веществ и централизованного оповещения населения, на потенциально опасных объектах и в районах их размещения;

установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;

сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.

3.3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:

организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;

подготовка районов размещения эвакуируемого населения, мест хранения материальных и культурных ценностей;

подготовка транспортных средств для обеспечения проведения эвакомероприятий;

создание, подготовка и организация деятельности эвакуационных органов.

3.4. По предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты:

строительство новых, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению, эксплуатационно-техническое обслуживание и модернизация существующих защитных сооружений гражданской обороны и их систем жизнеобеспечения;

приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;

подготовка в мирное время и строительство
при переводе гражданской обороны с мирного на военное время недостающих быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;

обеспечение укрытия установленных категорий населения в защитных сооружениях гражданской обороны;

накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты;

обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставление средств коллективной защиты в установленные сроки.

3.5. По световой и другим видам маскировки:

определение перечня объектов, подлежащих маскировке;

разработка планов комплексной маскировки организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки;

проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

3.6. По проведению аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасности для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций:

создание, оснащение и подготовка в области гражданской обороны аварийно-спасательных формирований и спасательных служб (служб гражданской обороны), а также планирование их действий;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также специальными формированиями, создаваемыми в военное время.

3.7. По первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе по медицинскому обслуживанию, включая оказание первой медицинской помощи, срочному предоставлению жилья и принятию других необходимых мер:

планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения (медицинское обеспечение, обеспечение жильем,
продуктами питания, водой, предметами первой необходимости, коммунально-бытовыми услугами и др.);

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;

предоставление населению коммунально-бытовых и иных услуг;

проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;

развертывание необходимой лечебной базы в загородной зоне, организация ее энерго- и водоснабжения;

организация оказания населению всех видов медицинской помощи;

определение численности населения, оставшегося без жилья;

инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения;

размещение пострадавшего населения в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборные дома, палатки, землянки и т.п.), а также подселение его на площади сохранившегося жилого фонда;

предоставление населению информационно-психологической поддержки.

3.8. По борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий:

создание необходимых противопожарных сил, их оснащение и подготовка в области гражданской обороны;

организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;

организация тушения пожаров в жилой застройке в военное время.

3.9. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению):

создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на базе организаций, расположенных на территории области независимо от их организационно-правовой формы, имеющих специальное оборудование (технические средства) и подготовленных работников для решения задач по обнаружению и идентификации различных видов заражения (загрязнения);

введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

3.10. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:

заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов;

создание и оснащение
сил для проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий, сооружений, специальной обработки техники и территорий, подготовка их в области гражданской обороны;

планирование и организация проведения мероприятий по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий.

3.11. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций:

создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области гражданской обороны;

восстановление и поддержание общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения на маршрутах выдвижения сил гражданской обороны и эвакуации населения;

обеспечение беспрепятственного передвижения сил гражданской обороны для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения;

усиление охраны объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

3.12. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:

обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов действий;

создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;

создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;

создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств для организации коммунального снабжения населения.

3.13. По срочному захоронению трупов в военное время:

заблаговременное, в мирное время, определение мест возможных захоронений;

создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;

оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших;

организация работ по поиску тел, фиксированию мест
их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию и документированию, перевозке и захоронению погибших;

организация санитарно-эпидемиологического надзора за погребением погибших.

3.14. По разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время:

создание и организация работы в мирное и военное время в органах исполнительной власти и организациях области комиссий по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций;

рациональное размещение объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

планирование и проведение в угрожаемый период мероприятий по комплексной маскировке;

разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников энерго- и водоснабжения;

разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства;

планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;

заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;

создание страхового фонда документации;

повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

3.15. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны:

создание и оснащение сил гражданской обороны современными техникой и оборудованием;

проведение занятий по месту работы с личным составом аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;

создание и планирование применения группировки сил гражданской обороны;

определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств различных ведомств и организаций в интересах гражданской обороны, а также всестороннего обеспечения их действий.

4. Полномочия органов исполнительной власти области

в области гражданской обороны на территории

Новгородской области

4.1. Губернатор области в пределах своей компетенции:

осуществляет руководство гражданской обороной на
территории области;

обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти при решении задач и (или) выполнение мероприятий гражданской обороны на территории области;

утверждает (определяет) состав комиссий и коллегиальных органов, создаваемых в целях организации выполнения мероприятий по гражданской обороне, и порядок их деятельности;

утверждает положения о структурных подразделениях Администрации области, за которыми закрепляются полномочия по решению задач и выполнению мероприятий гражданской обороны на территории области;

контролирует применение мер по обеспечению решения задач и выполнения мероприятий гражданской обороны на территории области;

осуществляет иные полномочия в сфере руководства гражданской обороной области в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.2. Органы исполнительной власти области в пределах установленных полномочий:

разрабатывают и принимают нормативные правовые акты в области организации и ведения гражданской обороны;

разрабатывают областные целевые программы в области гражданской обороны;

организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют Планы гражданской обороны;

привлекают на договорной основе организации различных форм собственности для выполнения работ (поставок товаров и (или) предоставления услуг) в целях обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны на территории области;

утверждают перечень организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования;

заключают с федеральными органами исполнительной власти соглашения о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в организации мероприятий по гражданской обороне на территории области;

осуществляют иные полномочия в области гражданской обороны, установленные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Администрации области.

5. Руководство и управление гражданской обороной

на территории Новгородской области

5.1. Руководство гражданской обороной на территории Новгородской области осуществляет Губернатор области.

5.2. Органом, осуществляющим управление гражданской обороной на территории области, является Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области.

5.3. Главное управление Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области осуществляет свою деятельность во взаимодействии с:

территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими деятельность на территории области в соответствии с Планом гражданской обороны и защиты населения области;

коллегиальными органами управления мероприятиями гражданской обороны на территории области;

структурными подразделениями Администрации области в соответствии с Планом гражданской обороны и защиты населения области;

организациями различных форм собственности в соответствии с Планом гражданской обороны и защиты населения области.

6. Особенности правового регулирования в области организации

и ведения гражданской обороны на территории

Новгородской области

Органы исполнительной власти области в соответствии с полномочиями осуществляют правовое регулирование в области гражданской обороны по вопросам:

6.1. Организации проведения мероприятий по гражданской обороне в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, разработки и реализации Плана гражданской обороны.

6.2. Осуществления мер по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности, в том числе:

определение организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования;

ведение реестра организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования;

планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований для выполнения мероприятий гражданской обороны на территории области;

организация создания и подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований организаций на территории области;

осуществление контроля за созданием, подготовкой и оснащением нештатных аварийно-спасательных формирований на территории области.

6.3. Организации подготовки и обучения населения в области гражданской обороны.

6.4. Создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны, в том числе:

определение состава технических средств управления, включаемых в систему управления гражданской обороны области, в том числе с учетом ее перспективного развития;

определение состава организационных и организационно-технических мер, определяющих непрерывность и устойчивость функционирования технических систем управления гражданской обороной области;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений и других объектов гражданской обороны;

организация учета защитных сооружений и других объектов гражданской обороны.

6.5. Планирования мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения, в том числе:

создание и подготовка эвакуационных органов к решению задач по проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей на территории области;

определение и подготовка районов размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации на территории загородной зоны области.

6.6. Планирования мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время, в том числе:

разработка и проведение мероприятий, направленных на содействие повышению устойчивости функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;

создание страхового фонда документации.

6.7. Создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, в том числе:

определение номенклатуры и объемов запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны.

7. Заключительные положения

7.1. Неисполнение должностными лицами и населением области обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.2. Финансирование мероприятий по гражданской обороне осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ “О гражданской обороне“.