Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Новгородской области от 30.03.2004 N А44-956/04-С15 <Иск Федерального государственного учреждения “Пестовский Лесхоз“ к Межрайонной инспекции МНС России N 8 по Новгородской области о признании незаконным решения о доначислении налога на добавленную стоимость>

Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 19.08.2004 по делу N А44-956/04-С15 данное решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Новгородской области от 20.05.2004 по данному делу оставлены без изменения.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Новгородской области от 20.05.2004 по делу N А44-956/04-С15 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 марта 2004 года Дело N А44-956/04-С15

(извлечение)

Рассмотрев в судебном заседании дело по иску Федерального государственного учреждения “Пестовский лесхоз“ к Межрайонной инспекции МНС России N 8 по Новгородской области о признании незаконным решения от 09.12.2003,

установил:

Федеральное государственное учреждение “Пестовский лесхоз“ (далее - Лесхоз) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением в порядке ст. 198
АПК РФ о признании незаконным решения Межрайонной инспекции МНС России N 8 по Новгородской области (далее - Инспекция) от 09.12.2003 N 20.

Указанным решением Инспекции произведено доначисление налога на добавленную стоимость (НДС) в сумме 92 834,68 руб., пеней в сумме 11 343,0 руб., штрафа по ст. 122 (п. 1) Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) - 18 567,0 руб. Лесхоз считает действия Инспекции незаконными по следующим основаниям.

В соответствии с Положением (общим) о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России лесхозы являются государственными учреждениями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета.

Одной из основных функций лесхозов является проведение комплекса мероприятий по уходу за лесами. Финансирование указанных мероприятий должно осуществляться из федерального бюджета, однако средства поступают не в полном объеме.

Частично финансирование производится за счет средств, выручаемых лесхозами от реализации древесины, получаемой в результате рубок ухода.

Средства, получаемые от реализации древесины, полученной в результате осуществления рубок ухода, нельзя признать реализацией в соответствии со ст. 39 НК РФ.

Указанные средства поступают на специальный лицевой счет Лесхоза и используются в соответствии со сметами доходов и расходов, утверждаемыми Комитетом природных ресурсов Новгородской области.

Такие средства не могут рассматриваться в качестве дохода от предпринимательской деятельности, так как Лесхоз не вправе распоряжаться ими по собственному усмотрению, а должен расходовать согласно утвержденной смете.

Соответственно, средства, полученные Лесхозом в 2001 - 2003 годах, не подлежат обложению НДС, и проведенные Инспекцией начисления незаконны.

Инспекция с доводами Лесхоза не согласилась по мотивам, изложенным в отзыве (л. д. 32 - 34).

В частности, Инспекция указала, что с 01.01.2001 Лесхоз в соответствии со ст. 145 НК РФ пользовался освобождением от обязанностей налогоплательщика НДС.

В
марте 2003 года совокупная выручка Лесхоза за три последовательных месяца превысила 1 млн. руб. и составила 1 083 070,0 руб.

В нарушение пункта 5 ст. 145 НК РФ Лесхоз не исчислил и не уплатил в бюджет НДС с выручки от реализации продукции за март 2003 года. Общая сумма неуплаченного НДС составила 92 834,68 руб.

Инспекция считает необоснованным довод заявителя о том, что Лесхоз освобождается от уплаты НДС в силу выполнения возложенных на него государством функций по уходу за лесами.

Согласно ст. 146 НК РФ (в редакции Федерального закона N 57-ФЗ от 29.05.2002) не признается объектом налогообложения выполнение органами, входящими в систему государственной власти, возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности.

Согласно положениям ст. 91 Лесного кодекса РФ рубки промежуточного пользования могут осуществляться и иными, помимо лесхозов, лицами.

Следовательно, доход, полученный Лесхозом от реализации древесины, полученной от рубок ухода, подлежит обложению НДС на общих основаниях.

Основываясь на данном, Инспекция просила суд заявителю в его требованиях отказать.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.

В ходе выездной налоговой проверки Лесхоза (акт проверки от 14.11.2003 N 24, л. д. 13 - 14) установлено, что с 01.01.2001 Лесхоз в соответствии со ст. 145 НК РФ получил освобождение от обязанностей налогоплательщика по НДС. В I квартале 2003 года выручка Лесхоза от реализации лесопродукции за три последовательных месяца превысила 1 млн. руб. (пункт 2.1.3 акта проверки). При этом в 2002 - 2003 годах Лесхоз не включал в облагаемый НДС оборот выручку от реализации лесопродукции, а также продукции побочного назначения, полученной в результате осуществления рубок ухода, санитарных рубок (пункт 2.1.1
акта проверки).

Инспекция, сделав вывод о нарушении Лесхозом положений ст. ст. 145, 146 НК РФ, решением от 09.12.2003 N 20 начислила к уплате 92 834,68 руб. НДС за март 2003 года, соответствующие пени, а также налоговые санкции по ст. 122 НК РФ (п. 1) в виде штрафа в размере 18 567,0 (92 834,68 x 20 %).

Суд полагает решение Инспекции правомерным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются организации, являющиеся юридическими лицами.

В соответствии со ст. 146 (п. 1) НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС.

Материалами дела с бесспорностью подтверждается и не оспаривается Лесхозом, что в 2003 году им осуществлялась реализация лесопродукции, полученной в результате рубок ухода и санитарных рубок.

Выручка от реализации лесопродукции в I квартале 2003 года превысила 1 млн. руб.

Согласно положениям пункта 5 ст. 145 НК РФ, если в течение периода, в котором предприятие использует право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, сумма выручки от реализации товаров за три последовательных календарных месяца превысила один миллион рублей, налогоплательщик начиная с первого месяца, в котором произошло превышение, и до конца периода освобождения утрачивает право на освобождение. Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное превышение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

Статья 149 НК РФ не предусматривает освобождения от налогообложения НДС операций по реализации древесины, полученной в результате рубок ухода и санитарных рубок леса, и изделий из нее.

Соответственно, Инспекцией правомерно предложено Лесхозу уплатить в бюджет за март 2003 года 92 834,68 руб. НДС.

Суд не может согласиться с утверждениями заявителя
о том, что средства, полученные Лесхозом от реализации лесопродукции, в соответствии со ст. 39 (пп. 3 пункта 3) НК РФ не могут рассматриваться как выручка от предпринимательской деятельности, а являются по существу средствами целевого бюджетного финансирования.

Как следует из положений ст. 251 НК РФ, доходы, полученные бюджетными учреждениями от реализации товаров (работ, услуг) и использованные в соответствии с утвержденной сметой, не рассматриваются в качестве целевого финансирования (пп. 14 пункта 1) либо в качестве целевых поступлений из бюджета на содержание некоммерческих организаций для ведения ими уставной деятельности (пункт 2).

Глава 10 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 08.12.2003) “Общие положения о расходах бюджетов“ не относит подобного рода поступления к одному из видов бюджетного финансирования.

В соответствии со ст. 41 (пункт 4), ст. 42 (пункт 2) Бюджетного кодекса РФ к доходам бюджетов относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, а также доходы, полученные от предпринимательской деятельности и иной деятельности, приносящей доход.

Указанные доходы отражаются в системе доходов и расходов бюджетного учреждения и доходах соответствующего бюджета, однако только после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

При данных обстоятельствах суд полагает требования Лесхоза не основанными на действующем законодательстве и не подлежащими удовлетворению.

С учетом изложенного суд, проверив решение Инспекции от 09.12.2003 N 20 на соответствие положениям ст. ст. 145, 146, 149 НК РФ, руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 201 АПК РФ,

решил:

1. Федеральному государственному учреждению “Пестовский лесхоз“ в заявленных требованиях отказать.

2. Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Новгородской области в месячный срок со дня принятия либо в Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного округа в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу.

Судья

О.В.ПЕСТУНОВ