Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Новгородской области от 30.04.2002 N А44-594/02-С3 <Иск Новгородского регионального отделения ФСС РФ к МП “Хвойнинский лесопункт“ о взыскании штрафа за неполную уплату страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний>

Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2002 N А44-594/02-С3 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 апреля 2002 года Дело N А44-594/02-С3

(извлечение)

Рассмотрев в судебном заседании дело по иску Новгородского регионального отделения ФСС РФ к МП “Хвойнинский лесопункт“ о взыскании 2 788 руб.,

установил:

Истец просил взыскать с ответчика штраф 2 788 руб. за неполную уплату страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренный п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании истец поддержал свои требования, ссылаясь на решение о привлечении страхователя к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов от 17.12.2001.

В обоснование привлечения
страхователя к ответственности истец ссылается на то, что МП “Хвойнинский лесопункт“ необоснованно не начислило страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2001 по 15.02.2001.

Истец полагает, что обязанность страхователя по уплате страховых взносов по указанному виду социального страхования является непрерывной и вступление в силу Федерального закона от 12.02.2001 N 17-ФЗ “О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год“ с 15.02.2001 не освобождает страхователя от уплаты страховых взносов за предшествующий период 2001 года в размере, установленном этим законом.

В обоснование наложения штрафа, предусмотренного ст. 122 НК РФ, истец сослался на ст. 10 Федерального закона от 02.01.2000 N 24-ФЗ “О бюджете фонда социального страхования РФ на 2000 год“.

Ответчик в суд не явился, извещен надлежаще.

В соответствии со ст. 119 АПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат отклонению.

Обязанность страхователей (работодателей) перечислять страховщику (Фонду социального страхования РФ) страховые взносы предусмотрена п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“.

В соответствии со ст. 1 вышеназванного Федерального закона страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является одним из видов обязательного социального страхования.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ обязательная уплата страховых взносов страхователем - это один из принципов обязательного социального страхования.

Из содержания указанных федеральных законов усматривается, что обязанность по уплате страховых взносов
возникает с момента регистрации страхователя и до его ликвидации.

В связи с тем, что уплата страховых взносов в Фонд социального страхования напрямую связана с осуществлением выплат застрахованным работникам, действующее законодательство по обязательному социальному страхованию не предусматривает случаев приостановления или временного прекращения обязанности страхователя по уплате страховых взносов.

Исходя из изложенного, вступление в силу Федерального закона от 12.02.2001 N 17-ФЗ “О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год“ с 15 февраля 2001 г. не освобождает истца от обязанности по перечислению страховых взносов за предшествующий период 2001 г. в размере, установленном этим законом.

Вместе с тем, взыскание с ответчика штрафа, предусмотренного ст. 122 НК РФ, неправомерно.

Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды включены в перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13 НК РФ). Эта статья вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“. Однако указанный закон не утратил юридическую силу, им определены виды налогов, взимаемых в Российской Федерации, среди которых взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не указаны.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральным законом об этом виде социального страхования.

Ответственность за неуплату (неполную уплату) страховых взносов предусмотрена ст. 19 Федерального закона от
24.07.98 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“.

Исходя из изложенного, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не является обязанностью налогоплательщика, предусмотренной ст. 23 НК РФ и в действиях ответчика нет состава налогового правонарушения.

Ссылка истца на ст. 10 Федерального закона от 02.01.2000 N 24-ФЗ “О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“ несостоятельна. Названной нормой действительно установлено, что применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов осуществляется в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ.

Однако эта статья не подлежит применению, т.к. недоплата взносов допущена в 2001 году, а действие Федерального закона от 02.01.2000 N 24-ФЗ распространяется только на 2000 год. Новый Федеральный закон “О бюджете фонда социального страхования на 2001 год“ не содержит ссылки на Налоговый кодекс РФ и не продляет действие ст. 10 предыдущего Закона.

Сопоставление содержания двух законов о бюджетах Фонда социального страхования РФ позволяет сделать вывод, что в Законе о бюджете на 2001 год (пункты 8 и 9) повторяются лишь те положения Закона о бюджете на 2000 год (пункты 9 и 11), которые законодатель счел необходимым сохранить в качестве регулирующих норм.

Кроме того, в Федеральном законе от 11.02.2002 N 17-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год“ вновь введена норма о применении ответственности по Налоговому кодексу РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 124 - 127, 135 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

В иске отказать.

Судья

И.Г.ЛАРИНА