Законы и постановления РФ

Постановление Арбитражного суда Липецкой области от 08.11.2005 N А36-1421/2005 Масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной на железнодорожной станции отправления, и массой груза, определенной на железнодорожной станции назначения, не превышает погрешности измерений массы нетто такого груза, а также норму естественной убыли его массы.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 ноября 2005 г. Дело N А36-1421/2005

Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2005 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 8 ноября 2005 г.

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО “С“ на решение от 12.07.2005 по делу N А36-1421/2005 Арбитражного суда Липецкой области и

установил:

Открытое акционерное общество “Н“ обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с закрытого акционерного общества “С“ 539988 руб. 36 коп. убытков в виде стоимости недостачи угольного концентрата.

Определением от 11.05.2005 арбитражный суд разъединил требования в отдельные производства и из дела N А36-1326/2005 выделил 21 дело. По настоящему делу был присвоен N А36-1421/2005, в
котором истец просил взыскать с ответчика 15882 руб. 60 коп. убытков в виде стоимости недостачи угольного концентрата.

Решением от 12.07.2005 требование истца удовлетворено.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить и принять новое решение об отказе в иске. При этом заявитель ссылается на неправильное применение норм процессуального права - ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ и несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.

Истец с доводами жалобы не согласен и просит решение оставить без изменения.

В судебном заседании был объявлен перерыв (см. протокол судебного заседания). Постановление выносится 31.10.2005 (ст. 163 АПК РФ).

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителей сторон, апелляционная инстанция пришла к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм процессуального права.

Как видно из материалов дела, между ЗАО “С“ (поставщик) и ОАО “Н“ заключен договор поставки угольного концентрата (кокса) от 15.01.2002 N 24020 (л.д. 6 - 11). Цены и объемы поставок угольного концентрата согласованы сторонами в приложении N 2 к договору.

Следовательно, взаимоотношения сторон регулируются условиями названного договора поставки и ст. 506 - 524 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Во исполнение договора 17.05.2002 ответчик отгрузил в адрес истца угольный концентрат по железнодорожным накладным N 87535449, 87535445, 87535447 в полувагонах маршрутной отправкой и по накладным N 87534448, 87535447.

24.05.2002 и по досылочным отправкам 25 - 30.05.2002 истцом при приемке груза от органов транспорта и провеске каждого полувагона было выявлено несоответствие количества товара, указанного в железнодорожных накладных, фактически полученному количеству. Данные о провеске и порядок проверки груза (взвешивание вагонов без расцепки) не
оспариваются ответчиком.

Недостача угля в количестве 50000 кг подтверждается истцом актами приемки от 24.05.2002 N 1588, от 25.05.2002 N 1600, от 30.05.2002 N 1674, составленными с участием представителя общественности (л.д. 13 - 16).

24.07.2002 истец направил в адрес ответчика претензию с расчетом стоимости весовых недостач и просил перечислить ущерб в сумме 15882 руб. 60 коп. (л.д. 30).

Ответчик уклонился от удовлетворения претензии.

Данные основания послужили поводом для предъявления настоящего иска.

Апелляционная инстанция проанализировала материалы дела, действующее законодательство и считает, что требования истца подлежат частичному удовлетворению, поскольку в основном не доказан факт причинения убытков и нарушения условий договора от 15.01.2002, наличие недостачи угольного концентрата в заявленном объеме не подтверждено.

В соответствии со ст. 513 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота.

Как усматривается из пп. 2.2 - 2.5 договора от 15.01.2002, приемка товара по количеству производится с участием представителя общественности, без участия представителя поставщика. Приемка товара по количеству осуществляется в соответствии с данными взвешивания товара, произведенного комбинатом на весах, проверенных Госстандартом. По результатам приемки составляется акт, и о выявленной недостаче извещается поставщик. Поставщик по своему выбору вправе допоставить недостающее количество угля в последующих поставках либо возместить убытки. При этом поставщик несет перед комбинатом полную ответственность за недостачи и/или потери товара в пути следования до момента приемки товара в соответствии с п. 2.4 договора.

Из материалов дела видно, что по железнодорожной накладной N 87535449 было отгружено 12 полувагонов с угольным концентратом (насыпью) массой 814000 кг, по железнодорожной накладной N 87535445 отгружено 18 полувагонов
массой нетто 1207000 кг, по железнодорожной накладной 87535450 - 38 полувагонов массой 2556000 кг и отгружены по одному вагону массой 69000 кг по накладным 87535447, 87535448, всего 70 полувагонов массой нетто 4715000 кг.

При приемке груза с участием представителя общественности и взвешивании вагонов на электронных весах было установлено, что масса нетто угольного концентрата в названных вагонах составляет 4665000 кг (акты приемки 1588, 1600, 1674), недостача составляет 50000 кг.

В пункте 2.6 договора от 15.01.2002 стороны установили договорную величину недостачи и потерь товара в пути следования от массы нетто, указанной в накладной по каждому вагону: естественная убыль устанавливается согласно “Правилам выдачи грузов на ж.-д. транспорте“, утвержденным Приказом МПС России от 3 июля 2000 г. N 19. Нормы естественной убыли применяет комбинат при приемке товара. Методика расчета погрешности взвешивания массы груза производится в соответствии с МИ 1953-88 (пункт 2.2.2), весы для взвешивания - по ГОСТ 30414-96, класс точности весов - 1. Погрешность взвешивания массы груза применяет комбинат при приемке товара.

Из материалов дела видно, что ни истец, ни ответчик не оспаривают необходимость применения норм точности взвешивания грузов и естественной убыли. Однако механизм применения этих норм различен. Так, истец применяет нормы естественной убыли и нормы точности по каждому вагону маршрутной отправки. При этом если недостача в вагоне превышает нормы точности взвешивания, то недостача уменьшается на норму естественной убыли, а норма точности взвешивания не учитывается в расчете. Если недостача в вагоне не превышает норму точности взвешивания, то применяется вначале норма естественной убыли и остаток относится на погрешность. При выявленных в вагоне излишках применяется норма точности взвешивания. В
результате вышеназванного подсчета недостача составила 12850 кг на сумму 15882 руб. 32 коп. (л.д. 32).

Таким образом, истец проверяет соотношение массы груза по каждому вагону маршрутной отправки с учетом либо естественной убыли, либо нормы точности взвешивания, либо того и другого, считая этот расчет соответствующим п. 2.6 договора поставки.

Взаимоотношения сторон, вытекающие из договора поставки, и толкование условий договора были предметом исследования при рассмотрении в Арбитражном суде Липецкой области дела N А36-98/14-02. Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций, устанавливая буквальное значение условий п. 2.6 договора от 15.01.2002, сопоставляя с другими условиями и смыслом договора в целом (ст. 431 ГК РФ), а также с учетом фактических обстоятельств дела, пришли к выводу, что недостачи и излишки угольного концентрата, обнаруженные по маршрутным отправкам, необходимо определять с учетом естественной убыли массы и погрешность измерения массы нетто по всей партии. Этот вывод послужил основанием для признания методики определения истцом недостачи неверной и отказа истцу в иске.

При рассмотрении настоящего дела изменились лишь период поставки угольного концентрата (апрель 2002 г. и май 2002 г.), маршрутные отгрузки, оплата, но, как ранее, так и в этом деле, отгружался уголь во исполнение договора поставки от 15.01.2002.

Таким образом, апелляционная инстанция считает вывод суда первой инстанции о неприменении п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ не соответствующим фактическим обстоятельствам дела. Неприменение п. 2 ст. 69 АПК РФ послужило основанием к принятию неправильного решения.

Согласно п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела,
в котором участвуют те же лица.

Следовательно, при определении недостачи по маршрутной отправке необходимо соотносить не массу груза по каждому вагону с учетом естественной убыли, нормы точности взвешивания, а сопоставлять массу нетто, указанную на лицевой стороне железнодорожной накладной на маршрут вагонов с учетом значений норм погрешности измерений и норм естественной убыли, с общим количеством поступившего угольного концентрата (общее количество складывается из данных провески каждого вагона без учета норм естественной убыли и норм измерений).

Количество мест и масса груза, а также провозная плата указываются в накладной по каждому вагону в соответствующих графах, а общее количество мест, масса всей отправки груза и общая сумма провозных платежей - на лицевой стороне накладной (п. 8 Правил перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте, п. 5 Правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте группами вагонов по одной накладной).

Из пункта 2.6 договора N 24020 не усматриваются случаи, при которых следует применять только нормы естественной убыли или только нормы точности измерений. Напротив, для определения договорной величины стороны согласовали применять норму естественной убыли и норму точности взвешивания без указания об очередности их применения.

Кроме того, истец неправомерно обосновывает свой порядок определения недостач с ссылкой на п. 18 Инструктивных указаний Госарбитража СССР N И-1-6 от 31.12.1982 “О рассмотрении споров, связанных с недостачами продукции и товаров при поставках“.

Инструктивные указания Госарбитража СССР могут применяться при разрешении споров только тогда, когда они не противоречат законодательству Российской Федерации (Постановление Пленума ВАС РФ от 15.04.1992). При разрешении данного спора ссылка истца на Инструктивные указания необоснованна, поскольку они противоречат ст. 45 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации (действующего в
период исполнения договора поставки). Согласно ч. 4 ст. 45 ТУ ЖД РФ масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной на железнодорожной станции отправления, и массой груза, определенной на железнодорожной станции назначения, не превышает погрешности измерений массы нетто такого груза, а также нормы естественной убыли его массы, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.

Так, недостачу и излишки угольного концентрата, обнаруженные по маршрутным отправкам, необходимо определять с учетом естественной убыли массы и погрешности измерения массы нетто по всей партии.

Норма точности взвешивания (1,75%, согласована сторонами, см. протокол судебного заседания от 31.10.2005) и норма естественной убыли (0,8%) исчисляются от массы нетто по каждой отправке в целом. Так, норма точности взвешивания по накладной 87535449 составляет 14245 кг (814000 кг х 1,75%), норма естественной убыли - 6512 кг (814000 кг х 0,8%), по отправке 87535445 норма точности взвешивания составляет 21123 кг (1207000 кг х 1,75%), естественная убыль - 9656 кг, по накладной 87535450 норма точности взвешивания - 44730 кг, а естественная убыль - 20448 кг, всего по этим отправкам погрешность измерений составила 80098 кг, норма естественной убыли - 36616 кг. Согласно данным истца, указанным в актах приемки, недостача составила 45100 кг, что является менее норм погрешности измерений и норм естественной убыли. Однако по железнодорожным накладным N 87535447, 87535448 груз поступил с недостачей. Как видно из жел.-дор. накладной N 87535447, вес нетто в полувагоне 64257967 составил 69000 кг. При приемке вес нетто составил 66100 кг, недостача - 2900 кг. Норма точности взвешивания равна 1208 кг, и норма естественной убыли - 552 кг, всего - 1760
кг. Недостача 1140 кг угольного концентрата на сумму 1174 руб. 20 коп., с учетом НДС - 1409 руб. 04 коп. По накладной 87535448 в полувагоне 64276009 поступило 67000 кг угольного концентрата (поз. 48 акта приемки N 1588), масса нетто по накладной - 69000 кг. Норма точности взвешивания - 1208 кг, естественная убыль - 552 кг. Недостача составила 240 кг на сумму 247 руб. 20 коп., с учетом НДС - 296 руб. 64 коп. Всего сумма недостачи в двух полувагонах составила 1705 руб. 58 коп., которую надлежит взыскать с ответчика в пользу истца.

Согласно п. 30 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной на станции отправления, по сравнению с массой, определенной при проверке на станции назначения, не превышает: при недостаче массы - значений предельных расхождений определения массы (погрешность измерений массы) нетто такого груза, а также нормы естественной убыли его массы; при излишке массы - значений предельных расхождений определения массы (погрешность измерений массы) нетто такого груза.

Как предусмотрено разделом 4 договора и установлено в судебном заседании, оплата полученного угля производится не по каждому вагону в отдельности, а оплачивается весь товар, полученный по нескольким маршрутным отправкам за декаду, но не ранее предоставления на ОАО “Н“ документов, указанных в п. 4.3 договора N 24020 (приложение N 2). Так, представители сторон подтвердили, что оплата полученного по железнодорожным накладным N 87535449, 87535445, 87535447, 87535448, 87535450 угольного концентрата произведена истцом платежным поручением N 158761 от 05.06.02 на основании счета ответчика N 167 на сумму 5827740 руб. 00 коп. Эта сумма
включает в себя оплату стоимости полученного угольного концентрата по 5 отправкам, сертификату качества N 857. Данные о проверке количества поступившего угольного концентрата представлены ОАО “Н“ по всем 70 вагонам, указанным в названном сертификате.

Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению частично в сумме 1705 руб. 58 коп. В остальной части следует отказать в связи с недоказанностью наличия недостачи, нарушения ответчиком условий договора, наличия убытков, причинной связи между нарушением обязательств и причинением ущерба, размера ущерба. Все эти элементы должны быть в совокупности (ст. 15, 393 ГК РФ, ст. 65 АПК РФ).

Расходы по госпошлине по иску и жалобе следует отнести на истца и ответчика пропорционально удовлетворенным и отказанным требованиям (ст. 110 АПК РФ). Расходы по государственной пошлине по данному делу составят 635 рублей 30 коп. от цены иска 15882 руб. 60 коп., которые следует взыскать с истца в доход федерального бюджета в сумме 567 руб. 08 коп. и с ответчика - 68 руб. 22 коп. С истца в пользу ответчика следует взыскать расходы по госпошлине в сумме 892 руб. 61 коп.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 12 июля 2005 года по делу N А36-1421/2005 отменить.

Взыскать с ЗАО “С“ в пользу ОАО “Н“ 1705 руб. 58 коп.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с ОАО “Н“ в доход федерального бюджета госпошлину по иску в сумме 567 рублей 08 копеек.

Взыскать с ЗАО “С“ в доход федерального бюджета госпошлину по иску в сумме 68 руб. 22 коп.

Взыскать с ОАО “Н“ в пользу ЗАО “С“ расходы по госпошлине по
жалобе в сумме 892 руб. 61 коп.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.