Законы и постановления РФ

Решение Новгородской городской Думы от 23.01.1997 N 56 “Об утверждении Концепции социально-экономического развития г. Новгорода на 1997 год“

НОВГОРОДСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 23 января 1997 г. N 56

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Г. НОВГОРОДА НА 1997 ГОД

Рассмотрев Концепцию социально-экономического развития г. Новгорода на 1997 год, Новгородская городская Дума решила:

Утвердить прилагаемую Концепцию социально-экономического развития города Новгорода.

Мэр города

А.В.КОРСУНОВ

Утверждена

решением

городской Думы

от 23.01.1997 N 56

КОНЦЕПЦИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. НОВГОРОДА НА 1997 ГОД

Введение

Цель Концепции социально-экономического развития - проведение ряда мероприятий и преобразований, имеющих своей целью стабилизацию социально-экономической обстановки в городе, обеспечение подъема экономики.

Главные усилия будут направлены на создание благоприятных условий для товаропроизводителей, для привлечения дополнительных инвестиций в производство. Укрепление производственной сферы позволит в конечном счете формировать доходную часть бюджета, необходимую для обеспечения устойчивой ситуации в социальной сфере. Особое
внимание будет уделено обеспечению социальной защиты населения. Конкретные меры будут направлены на сдерживание роста безработицы, обеспечение своевременной выдачи заработной платы, социально-экономической защиты населения города.

В условиях экономических преобразований конкретные действия будут направлены на сохранение уникального историко-архитектурного наследия, реставрацию памятников, с дальнейшим их использованием в целях развития иностранного и отечественного туризма.

На фоне негативных процессов, происходящих в социальной сфере города, важное место в Концепции определено мерам, направленным на завершение преобразований в здравоохранении, образовании, культуре.

Уделяется внимание вопросам проведения земельной реформы, приватизации, поддержке малого бизнеса как основным составляющим совершенствования экономической системы города.

Основные положения Концепции направлены на то, чтобы Новгород, занявший одно из первых мест среди городов, котирующихся конкурентными в инвестиционном понятии, значительно упрочил свой имидж и, как один из древнейших русских городов, занял достойное место среди городов России, продолжал формироваться как центр вложения и привлечения инвестиций, как центр российского и зарубежного туризма, сохраняя памятники исторического наследия.

Промышленность

Учитывая, что в настоящее время из всех основных отраслей промышленности стабильно работают только химическая и отдельные предприятия машиностроения, основным направлением Концепции в области промышленной политики является привлечение в экономику города инвестиций, как российских так и зарубежных. Для этого намечено:

- формирование инфраструктуры для обслуживания инвестиций - информационной, консалтинговой, лизинговой, маркетинговой и др.; в частности фонда поддержки предпринимательства;

- продвижение этой программы по линии коммерческих структур, российских и международных, с целью наиболее активного поиска инвесторов и партнеров для реализации интересов промышленных предприятий;

- создание благоприятного инвестиционного климата в регионе и городе посредством предоставления значительных налоговых льгот для инвесторов.

Другим важным направлением промышленной политики Новгорода станет развитие экономических связей с городами-побратимами.

Опыт таких связей активно нарабатывается и
в течение 1997 года они будут углубляться.

Будет продолжено укрепление имеющихся связей с регионами, потребляющими продукцию городской промышленности и поиск новых партнеров.

Строительство

Основные направления развития отрасли:

Решение жилищных проблем населения:

- намечена ускоренная программа по созданию мощностей по выпуску дешевого жилья улучшенного качества. Подписано Генеральное соглашение между Администрациями города, области, Международной строительной компанией “Перспектива“ и УКБ “Новобанк“ о финансировании и строительстве завода строительных конструкций мощностью 600 тысяч кв. м жилья в год и застройке Псковского жилого микрорайона. Подписан протокол о сроках строительства и ввода в эксплуатацию объектов строительной индустрии и жилья.

Кроме того намечено осуществить:

- безвозмездное субсидирование жилищного строительства или приобретения жилья в объеме от 5 до 100 процентов стоимости приобретаемого (строящегося) жилья за счет средств местных и федерального бюджетов;

- развитие форм жилищного ипотечного кредитования совместно с коммерческими банками;

- продажа права жилищной застройки земельных участков на конкурсной основе;

- реконструкция чердачных помещений за счет средств физических и юридических лиц с оформлением реконструируемой площади как жилой;

- строительство или приобретение жилья беженцам, вынужденным переселенцам в соответствии с федеральной миграционной программой;

- привлечение средств юридических и физических лиц на развитие жилищного и коммунального строительства в поселках индивидуальной застройки Плетниха и Деревяницы;

- обеспечение ввода в эксплуатацию в 1997 году 77 тысяч кв. метров жилья.

Сохранение исторической среды и восстановление памятников истории и культуры:

- реконструкция на конкурсной основе кварталов исторической застройки с улучшением качества и комфортности старого жилищного фонда, в том числе за счет финансирования из средств земельного налога;

- реставрация Никольского собора на Ярославовом Дворище, финансируется за счет средств гуманитарной помощи Союза Ганзейских городов.

Строительство особо важных объектов коммунального назначения и транспорта за счет
средств городского бюджета:

- инженерные сети Псковского жилого района (финансирование в размере 20 процентов от объема займа ВБРР);

- II очередь троллейбусного сообщения протяженностью 2,5 километра от площади Строителей до вокзала;

- канализационная насосная станция 1-а;

- инженерные сети коттеджных поселков Плетниха и Деревяницы, квартала 142, Юрьева монастыря;

- газификация улицы Хутынской;

- замена труб горячего водоснабжения в жилых домах;

- водовод в Деревяницком районе.

Финансирование строительства за счет внебюджетных источников:

- водоснабжение Деревяницкого района и инженерные сети 23 квартала - за счет отчислений от строительства фабрики жевательной резинки “Стиморол“, кредита ВБРР;

- инженерные сети Псковского жилого района - по займу Всемирного банка реконструкции и развития;

- путепровод по Григоровскому шоссе, строительство улиц Зелинского, Коровникова - территориальный дорожный фонд.

Строительство производственных мощностей в городе с участием иностранных инвесторов и кредитов МБРР:

- фабрика жевательной резинки фирмой “Стиморол“ с вложением датской стороной собственных средств в объеме около 150 млн. долларов США.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Продолжение поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.96 N 707 “Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг“.

Завершение создания расчетно-кассовых центров, формирование единой базы данных по населению г. Новгорода, оснащение муниципальных предприятий современными информационно-вычислительными системами, техникой, оборудованием и т.д. с целью повышения производительности, качества выполняемых услуг, снижения их себестоимости, сокращение численности обслуживающего персонала.

Создание условий для формирования цивилизованного рынка ремонтно-строительных, жилищно-эксплуатационных услуг, привлечение на конкурсной основе альтернативных предприятий различных форм собственности в сферу обслуживания, ремонта жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства города с целью создания здоровой конкуренции на экономических принципах, сокращения дотаций из средств городского бюджета на содержание объектов и
муниципальных предприятий.

Создание необходимых условий для приватизации жилья и образования товариществ собственников жилья, организаций частных форм собственности по управлению ими на профессиональном уровне с целью появления цивилизованного рыночного механизма управления жилыми домами-кондоминиумами, их качественным содержанием, техническим обслуживанием и ремонтом, обеспечением проживающих в них граждан качественными услугами жилищно-коммунального назначения с минимальным привлечением средств городского бюджета.

Реализация программы оборудования жилищного фонда, прочих объектов муниципальной собственности приборами учета расхода тепла, газа и воды с целью экономии энергоресурсов, сокращения финансовых средств городского бюджета и населения города на их оплату.

Завершение передачи в муниципальную собственность ведомственного жилищного фонда, государственных предприятий коммунального назначения в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации.

Реализация проекта “Сбор, транспортировка и складирование твердых бытовых отходов в городе Новгороде“, осуществляемого совместно с Министерством охраны окружающей среды Финляндии. Завершение работ по оценке состояния теплоэнергетического хозяйства города Новгорода, проводимых совместно с фирмой “ПАДКО“ и разработка инвестиционного проекта. Реализация проекта “водопровод и канализация“ с участием Европейского Банка Реконструкции и Развития и шведской организации по международному сотрудничеству “Sida“.

Транспорт, связь

Создание развитой инфраструктуры автомобильного, грузового, транспорта и всех видов связи. В свете этого в концепции предусматривается:

- проектирование и ввод в строй второй очереди троллейбусной линии протяженностью 2,4 км (2 маршрута: ул. Нехинская - пр. Мира - ул. Б.Санкт-Петербургская - ул. Германа - вокзал, депо - вокзал);

- продолжение работ по проекту “Городской пассажирский транспорт“ по линии МБРР в соответствии с графиком, что позволит существенно обновить парк автобусов и улучшить пассажирские перевозки. В 1997 году город получит 54 автобуса и 10 троллейбусов;

- внедрение системы по контролю за работой автобусов и троллейбусов НЭЖАН 300;

- развитие системы
связи и телевидения. В целях дальнейшей телефонизации квартир населения ввод в строй:

АТС на 3000 номеров по ул. Коровникова, АО “ИТС-ЛТД“ введет АТС на 2000 номеров в Западном районе, АО “Новгородтелеком“ АТС на 1000 номеров в п. Волховский; АО “ИТС-ЛТД“ введет кабельное телевидение “НТВ плюс“ - 4 программы:

- создание дополнительных видов информационных услуг: видеотекста, телетекста, телефакса, интегральных пунктов коллективного пользования, а также комплекса экологического мониторинга охраны окружающей среды;

- развитие системы мобильной радиотелефонной связи города Новгорода при УВД.

Торговля и бытовое обслуживание

Для улучшения положения на потребительском рынке будет осуществляться:

- дальнейшее обеспечение продуктами питания малообеспеченных слоев населения в определенных магазинах города;

- возрождение приемлемых для населения форм торговли - в кредит, по образцам;

- постоянное осуществление контроля за обеспечением продуктами питания детских и лечебных учреждений;

- проведение ярмарок по продаже продовольственных и промышленных товаров, сельскохозяйственной продукции;

Земельная реформа

Основным естественным богатством города является земля. Рациональное использование городских земель стало основной целью программ, реализуемых на территории города Новгорода. Одна из основных программ в этой области - создание городской информационной системы земельного кадастра. Реализация этой программы позволит произвести учет фактического использования земельных участков, обеспечить рациональное и экологически безопасное их использование, создать предпосылки для развития различных видов землепользования в условиях новых экономических отношений, сформирует более эффективные формы хозяйствования. С этой целью предусматривается дальнейшее сотрудничество с Агентством Международного Развития США, Национальной земельной службой Швеции, Всемирным Банком Реконструкции и Развития. Это позволит привлечь внебюджетные средства для реализации нескольких проектов:

- функциональное зонирование городской территории с градостроительной и иной регламентацией использования земельных участков в каждой зоне;

- налогообложение земли и объектов недвижимости на этих земельных участках по
их рыночной стоимости.

С целью привлечения инвестиций в промышленное производство, реализации социально-экономических программ, развития промышленных предприятий и создания новых рабочих мест будет продолжен процесс приватизации земельных участков под приватизированными промышленными предприятиями.

Для более полного освоения садово-огородных массивов собственниками земельных участков с целью развития транспортной инфраструктуры будет осуществляться строительство магистральных дорог и железнодорожных платформ.

Реализация данных проектов позволит удовлетворить потребности граждан и юридических лиц в земельных участках различного целевого назначения.

Поддержка предпринимательства

Новые направления в работе по поддержке предпринимательства:

- формирование в городе благоприятных рыночных инфраструктурных условий для предпринимательской деятельности, создание экономической и правовой среды, обеспечивающей развитие деловой активности населения;

- создание реальных возможностей гражданам города для начала самостоятельной предпринимательской деятельности, доступа к производственным, материально-техническим, финансовым, информационным и иным ресурсам;

- содействие ускорению развития отдельных отраслей с целью создания новых рабочих мест, предотвращение массовой безработицы силами предпринимательского сектора экономики;

- определение приоритетности в предоставлении налоговых льгот малым предприятиям (молодежные, семейные, подростковые и студенческие предприятия);

- определение приоритетных направлений предпринимательской деятельности;

- обеспечение поддержки внешнеэкономической деятельности малых предприятий в организации деловых контактов с иностранными и отечественными инвесторами.

Социальная политика

При проведении социальной политики предполагается соблюдать основные социальные права человека на труд, образование, охрану здоровья, обеспечение старости, охрану материнства и детства, социальную защиту.

В 1997 году предусматривается:

- дальнейшая активизация деятельности центра помощи семье и детям и реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями как опорно-экспериментальных учреждений социального обслуживания населения, а также социального приюта для детей и подростков с открытием центра несовершеннолетних “Подросток“ и филиалов центра семьи в поселке Волховский и на базе Правления общества многодетных семей, имеющих четырех и более детей;

- преобразование действующих межрайонной ВТЭК
и городской ВТЭК в учреждения медико-социальной экспертизы;

- социальная защита пенсионеров, инвалидов, семей с детьми, социально неблагополучных и других граждан путем передачи денежных средств и натуральной помощи непосредственно данным категориям граждан.

Расходы на данные мероприятия предполагается осуществить в размере 1,5 млрд. рублей.

Сохранение и дальнейшее развитие социальных учреждений города: центра социального обслуживания пенсионеров и инвалидов, приюта для детей, домов-интернатов и социальной гостиницы для пребывания лиц, попавших в экстремальную ситуацию.

Основным источником финансирования социальной поддержки малоимущих жителей города по-прежнему остается городской бюджет, а также вышеназванные программы, финансируемые из федерального бюджета.

Занятость населения

В целях снижения напряженности на рынке труда, проведения активной политики занятости населения и обеспечения установленных законодательством социальных гарантий безработным и незанятым гражданам планируется направить из средств Государственного фонда занятости в 1997 году 19,6 млрд. рублей. Основное внимание будет уделяться содействию трудоустройства граждан, относящихся к категории слабозащищенных и нуждающихся в большей социальной защите (несовершеннолетняя молодежь, женщины, инвалиды), в т.ч. и за счет квотирования рабочих мест для данной категории безработных на предприятиях муниципальной собственности.

Продолжается работа по выплате из фонда занятости компенсационных средств работникам организаций, находящимся в вынужденных отпусках, по организации общественных и временных работ для безработных.

Дальнейшее развитие получат вопросы переобучения безработных профессиям или специальностям, пользующимся спросом у работодателей, администраций предприятий и организаций. На основе договоров, заключаемых службой занятости с учебными организациями, намечено обучить в 1997 году не менее 900 человек из числа безработных.

Образование

Основными направлениями в области образования являются:

- сохранение целостности образовательной системы города Новгорода;

- обеспечение каждому учащемуся личностно-ориентированного образования.

Для их решения в 1997 году намечены следующие действия:

- реорганизация сети образовательных учреждений;

- открытие двух начальных школ в Западном
районе города на базе закрываемых детских садов;

- открытие школы для детей с задержкой психического развития;

- оптимизация использования площадей ДОУ;

- завершение строительства школы в 13 - м микрорайоне, ввод в эксплуатацию пристройки к школе N 31 и бассейна в школе N 34;

- открытие психолого-педагогического центра;

- реорганизация системы допрофессионального и начального профессионального образования;

- модернизация системы повышения квалификации педагогических кадров, совершенствование деятельности методической службы города;

- реструктуризация организации школьного питания;

- разработка и внедрение программ “Одаренные дети“ и “Здоровье“;

- продолжение работы по обновлению содержания образования, в том числе разработка и внедрение учебного курса “Новгородика“;

- создание и внедрение новых информационных (комплексных) технологий в сфере управления образованием.

Здравоохранение

Считать основной задачей в 1997 году сохранение сети муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение их устойчивой работы.

В течение года намечены:

- улучшение системы лекарственного обеспечения населения, в том числе жизненно важными препаратами, льготных категорий населения, а также лечебно-профилактических учреждений;

- рассмотрение вопроса о создании детской стоматологической поликлиники;

- проведение мероприятий по оказанию платных медицинских услуг лечебно-профилактическими учреждениями. Открытие отделения платных медицинских услуг в Первой и Центральной городской больницах, поликлинике N 1;

- реорганизация коечной сети муниципальных и государственных медицинских учреждений города;

Культура

Основные направления перспективного развития отрасли:

- научно-исследовательская работа по археологическим исследованиям культурного слоя города Новгорода;

- выявление и учет памятников истории и культуры;

- реставрация памятников истории и архитектуры;

- контроль за состоянием памятников гражданской архитектуры;

- текущий и капитальный ремонт учреждений культуры в объемах утвержденного бюджетного финансирования;

- проведение городских массовых мероприятий, конкурсов, смотров, фестивалей;

- продолжение сотрудничества с международными организациями в сфере культуры;

- поддержка и развитие традиционных ремесел, прикладного искусства в школе русского фольклора, школе традиционной культуры “Параскева“, центре музыкальных древностей, кружках
и студиях учреждений культуры;

- участие в социальной программе академика Г.А.Струве “Возрождение и развитие певческой культуры в г. Новгороде“;

- обеспечение доступности культурной деятельности для социально незащищенных групп населения;

- развитие народного творчества, профессионального искусства в муниципальных учреждениях культуры;

- организация подписки и комплектование библиотек новой литературой.

Внешнеэкономическая деятельность

В сфере развития зарубежных связей города наряду с продолжением традиционных связей в гуманитарной, культурной и образовательной сферах с городами-побратимами и городами партнерами основной задачей является упрочение и расширение экономических связей, формирование и осуществление программы информационно-маркетингового продвижения города с целью привлечения инвестиций, в том числе прием и направление делегаций по проблемам экономического сотрудничества, участие в международных конференциях, выставках и ярмарках, прием и направление торговых миссий и т.д.

Продолжение и развитие программ сотрудничества со Всемирным Банком Реконструкции и Развития, Европейским Банком, Агентством Международного Развития США, Ганзейским Союзом Нового Времени, английским фондом “Ноу-Хау“ и другими международными организациями.

Совершенствование муниципального законодательства с целью улучшения инвестиционного климата.

В области развития туризма основной задачей является содействие продвижению Новгорода на российском и международном рынках туристических услуг. Будет осуществляться работа по разработке и осуществлению программы систематического представления города на международных турбиржах и ярмарках. Продолжится деятельность в области организации рекламных и информационных изданий по городу.

Физкультура и спорт

Основные направления развития отрасли:

- проведение наиболее популярных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий;

- восстановление коллективов физкультуры;

- дальнейшее развитие сети детских спортивных школ;

- прием в муниципальную собственность стадиона “Волна“;

- ремонт и реконструкция культурно-спортивного комплекса “Манеж“, специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва по боксу, детско-юношеской спортивной школы “Арена“ (стадиона);

- паспортизация спортивных сооружений г. Новгорода;

- дальнейшее развитие и упорядочение предоставления населению платных физкультурно-оздоровительных услуг в соответствии с действующим законодательством;

- поддержка баскетбольного клуба “Университет“:

- проведение серии спортивно-массовых мероприятий по различным видам спорта под названием “Новгород Великий“;

- активизация проведения пропагандистской кампании в средствах массовой информации.

Охрана окружающей среды

Основными направлениями по охране окружающей среды считать:

- завершение совместно с финской фирмой “Планцентр“ разработку программы обращения с отходами;

- внедрение новых технологий по утилизации и переработке бытовых отходов, реконструкция городской свалки;

- продолжение операции “Чистый воздух“ по охране воздушного бассейна от загрязнений выбросами автотранспорта. Замена общественного транспорта на экологически более чистый - продолжение строительства троллейбусных маршрутов, замена устаревших автобусов “Икарус“ на “Мерседес“;

- организация пунктов контроля за токсичностью и дымностью отработанных газов автотранспорта;

- ликвидация выпусков сброса сточных вод в открытые водоемы на Торговой стороне;

- проведение экологического образования в школах города.

Информатизация органов местного самоуправления

В соответствии с Концепцией информатизации Администрации города, утвержденной постановлением Администрации города от 04.04.96 N 74, основными направлениями работ на 1997 год являются:

- выполнение работ по созданию городского кадастра на основе геоинформационной технологии фирмы “Интерграф“. Обеспечение служб Администрации города средствами для создания и ведения отраслевых кадастров (земельного, градостроительного, экологического и др.);

- создание муниципальной информационной системы по учету, управлению и налогообложению недвижимости города;

- дальнейшее развитие системы электронного документооборота органов местного самоуправления на основе средств групповой работы фирмы “Лотус Ноутс“;

- обеспечение работы муниципальных структур в мировой компьютерной сети Интернет. Создание городского сервера в сети Интернет в рамках проекта формирования имиджа города.

Развитие местного самоуправления

Будет продолжена работа по становлению и совершенствованию местного самоуправления.

Дальнейшее развитие получит деятельность по формированию новых общественных отношений и способов управления в городе посредством эволюционного согласительного процесса с администрацией области в сферах финансов, управления, владения собственностью и т.д. Это позволит в ближайшие годы заложить экономическую основу местного самоуправления, наделить органы местного самоуправления достаточно широким набором государственных обязанностей, что обеспечит “включение“ местного самоуправления в общую систему властей и исключит возможность “суверенизации“ города.

Будет продолжаться наработка нормативных актов, очерчивающих компетенцию органов местного самоуправления с учетом ресурсного и кадрового потенциала (прежде всего мэра, городской Думы и Администрации города), систему принятия самостоятельных решений всех вопросов местного значения.

Особое место среди них займет основной закон Новгорода - Устав города.

Вся система самоуправления в городе Новгороде будет формироваться с обязательным учетом исторического опыта, местных традиций, особенностей, лучшей зарубежной практики.

Реформа налогообложения

В городе Новгороде в течение нескольких лет осуществляется программа мер по созданию благоприятных условий для развития рынка земли и недвижимости. Совершенствуется система учета объектов недвижимости, отрабатываются механизмы регистрации прав собственности, расширяется информационное обеспечение управления недвижимостью.

Одним из движущих мотивов этой работы является возможность использования растущей стоимости недвижимости для укрепления доходной базы местных бюджетов за счет совершенствования налогообложения.

Одним из важнейших направлений деятельности местных органов власти является изменение существующей системы налогообложения путем введения единого налога на недвижимость, проведение эксперимента по созданию комплексной системы налогообложения недвижимости на территории города Новгорода с тем, чтобы отработать механизмы и подготовить социально и экономически сбалансированную модель, пригодную для внедрения в других городах и регионах России.

Реализация основных направлений Концепции социально-экономического развития города в текущем году позволит перейти к новому этапу развития города Новгорода, повышению жизненного уровня новгородцев.