Законы и постановления РФ

Закон Новосибирской области от 04.07.1996 N 39-ОЗ (ред. от 08.05.2002) “О местном референдуме в Новосибирской области“ (принят Новосибирским областным Советом депутатов 19.06.1996)

Утратил силу в связи с принятием Закона Новосибирской области от 12.04.2004 N 175-ОЗ.

Изменения, внесенные Законом Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ, вступают в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.

4 июля 1996 года N 39-ОЗ

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят

Новосибирским областным Советом депутатов

19.06.96

(в ред. Закона Новосибирской области

от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие местного референдума

Местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Новосибирской области, законами области, уставами муниципальных образований.

(абзац в ред. Закона
Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

Решения, принятые на местном референдуме, в пределах компетенции, установленной законодательством, не нуждаются в каком-либо утверждении и обязательны для исполнения всеми органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами на территории муниципального образования.

Статья 2. Общие принципы проведения местного референдума

1. В местном референдуме участвуют граждане, проживающие на территории муниципального образования, достигшие на день проведения референдума 18 лет, кроме граждан, признанных судом недееспособными, или лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

Какие-либо прямые и косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий запрещается.

2. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и лично. Участие в референдуме является добровольным.

Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего постоянного или преимущественного проживания в границах муниципального образования. Каждый гражданин имеет один голос.

(в ред. Закона Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

Статья 3. Финансовое обеспечение референдума

1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, с момента принятия представительным органом решения о его проведении производятся за счет средств местного бюджета.

2. Государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям референдума содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращение комиссий референдума в срок, установленный действующим законодательством.

(абзац в ред.
Закона Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

Аренда помещения и оборудования оплачивается территориальными комиссиями по проведению референдума за счет средств, выделяемых на проведение референдума.

Статья 4. Агитация по вопросам, внесенным на местный референдум

Политическим партиям, другим общественно-политическим организациям и движениям, гражданам гарантируется право беспрепятственной агитации за или против предложения об объявлении референдума, за или против проекта вопроса или проекта решения, выносимого на местный референдум, в любых допускаемых законом формах и законными методами.

Не допускается агитация, возбуждающая расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается проводить агитацию органам государственной власти и местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей, благотворительным организациям и религиозным объединениям, членам избирательных и территориальных комиссий по проведению местного референдума.

Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведения местного референдума. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов, вывешивание агитационных материалов в помещениях участковых и территориальных избирательных комиссий по проведению местного референдума запрещается.

Статья 5. Гласность при подготовке и проведении местного референдума

1. Подготовка и проведение местного референдума осуществляется открыто и гласно.

2. Вопросы, выносимые на местный референдум, доводятся до сведения населения муниципального образования, в том числе путем опубликования местными средствами массовой информации, в течение 10 дней с момента их принятия представительным органом местного самоуправления.

3. Местные средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения местного референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с референдумом, и получение соответствующей информации.

4. Комиссии по проведению местного референдума своевременно информируют население о месте нахождения и времени
работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме.

5. На заседаниях комиссий местного референдума и в день проведения местного референдума в помещениях участков референдума с момента начала работы участковой комиссии до окончания оформления документов об итогах голосования на участках местного референдума вправе присутствовать наблюдатели, направленные инициативной группой, общественными объединениями, уставы которых зарегистрированы управлением юстиции администрации области, представители средств массовой информации, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, депутаты областного Совета депутатов и представительного органа местного самоуправления.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме общественным объединением или инициативной группой с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства наблюдателя, а также номера и места нахождения участка местного референдума, на который он направляется. Полномочия наблюдателя действительны только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя в комиссию местного референдума не требуется.

Наблюдатель вправе:

а) знакомиться со списками граждан, имеющих право на участие в местном референдуме;

б) присутствовать при голосовании граждан, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам голосуют вне участка местного референдума;

в) присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования;

г) обращаться в комиссии по проведению местного референдума с предложениями и замечаниями;

д) обжаловать действия (бездействие) участковой комиссии по проведению референдума в территориальную комиссию по проведению местного референдума.

Предложения и замечания наблюдателей рассматриваются председателем комиссии, а при необходимости - на заседании комиссии. Вмешательство наблюдателей в действия комиссии по проведению местного референдума не допускается.

Статья 6. Вопросы, выносимые на местный референдум

На местный референдум в обязательном порядке выносится вопрос об изменении границ муниципального образования.

На местный
референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о формировании состава органов местного самоуправления, персональном составе органов местного самоуправления;

в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;

г) о принятии или об изменении бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

(абзац в ред. Закона Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

Вопросы, выносимые на местный референдум в Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования.

(абзац введен Законом Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

Вопрос, выносимый на местный референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.

(абзац введен Законом Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству области.

(абзац введен Законом Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

Установление ограничений для вопросов, выносимых на местный референдум, за исключением указанных в настоящей статье, не допускается.

(абзац введен Законом Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

Статья 7. Контроль за соблюдением настоящего Закона

Контроль за соблюдением настоящего Закона осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления. В осуществлении контроля за соблюдением настоящего Закона имеют право участвовать представители общественных объединений, зарегистрированных в установленном порядке,
инициативных групп по проведению местного референдума, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, депутаты областного Совета, депутаты представительного органа местного самоуправления.

Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Местный референдум не проводится в условиях военного и чрезвычайного положения, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Повторный местный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Глава II. ОБЪЯВЛЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

Статья 8. Право назначения и принятия решения о проведении местного референдума

1. Решение по обращению инициаторов о проведении местного референдума принимает представительный орган местного самоуправления, а при его отсутствии - глава местной администрации в порядке, установленном уставом (положением) о местном самоуправлении.

2. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в местном референдуме, а равно общественное объединение могут образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 10 человек для его проведения. Инициатором проведения референдума может также выступить избирательное объединение, зарегистрированное в органах юстиции Российской Федерации или области. В этом случае руководящий орган избирательного объединения либо руководящий орган его регионального, местного отделения, местной организации выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.

(п. 2 в ред. Закона Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

3. Представительный орган местного самоуправления назначает местный референдум по требованию не менее 5 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме.

(п. 3 в ред. Закона Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

4.
Местный референдум проводится не позднее 60 дней со дня принятия представительным органом местного самоуправления решения о его назначении и дате его проведения.

Незаконный отказ в проведении местного референдума может быть обжалован инициаторами проведения местного референдума в суд.

Сообщение о принятом решении публикуется в местных средствах массовой информации или доводится до сведения населения иным способом. В решении о проведении местного референдума указывается формулировка вопросов, выносимых на местный референдум, с указанием лиц, по чьей инициативе он выносится.

5. Представительный орган местного самоуправления не вправе менять формулировку вопроса, вынесенного на местный референдум. Формулировка вопроса может быть изменена только инициаторами проведения местного референдума.

Статья 9. Реализация гражданами права требования местного референдума

1. Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении местного референдума принадлежит каждому гражданину или группе граждан, имеющих право на участие в референдуме. Граждане реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно.

2. Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы местного референдума, образуемые из граждан, в соответствии с требованиями настоящего Закона и устава муниципального образования.

Статья 10. Порядок реализации инициативы граждан о проведении местного референдума

1. В целях решения вопроса о необходимости проведения местного референдума по инициативе граждан и образования инициативной группы могут проводиться собрания граждан, проживающих на соответствующей территории.

Инициаторы проведения собрания обязаны в определенный уставом муниципального образования срок уведомить главу муниципального образования о месте и времени проведения собрания.

2. Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию муниципального образования, которая действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. В случае если постоянно действующая избирательная комиссия муниципального образования отсутствует, функции комиссии местного референдума до ее сформирования выполняет
представительный орган местного самоуправления, в случае отсутствия представительного органа местного самоуправления - избирательная комиссия области.

(п. 2 в ред. Закона Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

3. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должны содержаться вопрос (вопросы) либо текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на референдум, и должны быть указаны фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории предлагаемого референдума.

К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

В случае если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой по проведению референдума для вынесения на голосование, не отвечает указанным в действующем законодательстве требованиям, соответствующая избирательная комиссия (комиссия референдума), в которую направлена инициатива проведения местного референдума, может согласовать с инициативной группой по проведению местного референдума новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на местный референдум, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению местного референдума. Формулировка вопроса, выносимого на местный референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.

(п. 3 в ред. Закона Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

4. Орган, указанный в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязан рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

- в случае соответствия указанного ходатайства и документов требованиям федерального законодательства, Устава Новосибирской области, законов области, устава муниципального образования - о направлении их
в представительный орган местного самоуправления для принятия решения о назначении референдума;

- в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

(п. 4 введен Законом Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

4 . Отказ в регистрации инициативной группы по мотивам нецелесообразности не допускается. Представителям инициативной группы выдается постановление о регистрации группы и соответствующие удостоверения ее членам. Постановление и удостоверения выдаются главой муниципального образования в 10-дневный срок с момента вынесения решения о регистрации инициативной группы.

5. Представительный орган местного самоуправления обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 6 настоящего Закона.

Срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в представительный орган местного самоуправления в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.

(п. 5 введен Законом Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

Статья 11. Порядок и сроки сбора подписей инициативными группами местного референдума

1. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению местного референдума вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы его проведения. При этом учитываются лишь подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Форма регистрационного свидетельства утверждается избирательной комиссией Новосибирской области. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.

(п. 1 в ред. Закона Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

2. Время сбора подписей участников местного референдума в поддержку инициативы его проведения составляет 30 дней со дня выдачи свидетельства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.

(п. 2 в ред. Закона Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

Статья 12. Подписной лист местного референдума

1. Листы для сбора подписей граждан под требованием о проведении
местного референдума (подписные листы) должны содержать формулировку вопросов, предлагаемых на референдум.

2. Гражданин, поддерживающий требование о проведении референдума, подписывает подписной лист, указывая при этом: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес, место жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа.

3. Подписные листы должны быть заверены председателем и одним из членов инициативной группы, пронумерованы и прошнурованы.

На каждом подписном листе, наряду с заверяющими подписями председателя и одного из членов инициативной группы референдума, производится запись об общем числе заверенных подписей.

4. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону.

Статья 13. Оформление права требования местного референдума

1. По окончании сбора подписей инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указываются дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей и наименование органа местного самоуправления, в который переданы на хранение подписные листы.

2. Подписные листы хранятся в течение года после опубликования решения референдума.

3. При обнаружении в подписных листах двух или более подписей одного гражданина подписной лист не учитывается.

Глава III. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЕ

МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

Статья 14. Комиссии по проведению местного референдума

Подготовку и проведение местного референдума обеспечивают комиссии:

территориальные (районные, городские и другие) комиссии по проведению местного референдума;

участковые комиссии по проведению местного референдума.

Статья 15. Порядок формирование территориальной (районной, городской и других) комиссий по проведению местного референдума

Территориальная (районная, городская и другие) комиссия по проведению местного референдума формируется в составе 5 - 9 членов не позднее 10 дней со дня опубликования органа местного самоуправления о назначении референдума. Состав территориальной комиссии назначается выборным органом местного самоуправления. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии.

При определении кандидатур в состав территориальной комиссии по проведению местного референдума выборный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по месту работы, службы, учебы и жительства.

В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной комиссии по проведению местного референдума в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на территории муниципального образования выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной комиссии производится главой администрации муниципального образования.

Часть 4 исключена. - Закон Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ

Статья 16. Порядок формирования участковой комиссии по проведению местного референдума

Участковая комиссия по проведению местного референдума формируется в составе 5 - 10 человек представительным органом местного самоуправления не позднее трех дней после образования участка референдума.

(абзац в ред. Закона Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

При определении кандидатур в состав участковой комиссии по проведению местного референдума выборный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний граждан, имеющих право на участие в референдуме, по месту работы, службы, учебы и жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии.

В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав участковой комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на территории муниципального образования выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковой комиссии производится территориальной комиссией по проведению местного референдума.

Часть 4 исключена. - Закон Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ

Статья 17. Полномочия территориальной (районной, городской и других) комиссии по проведению местного референдума

Территориальная (районная, городская и другие) комиссия по проведению местного референдума:

осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении местного референдума, обеспечивает единообразное применение настоящего Закона;

руководит деятельностью участковых комиссий по проведению местного референдума;

распределяет денежные средства, выделенные из местного бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения местного референдума, на обеспечение деятельности комиссий по проведению местного референдума на срок их полномочий, контролирует целевое использование указанных денежных средств;

рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых комиссий по проведению местного референдума и принимает по ним мотивированные решения;

издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего Закона, обязательные для участковых комиссий по проведению местного референдума;

устанавливает формы бюллетеня для голосования на местном референдуме, списков граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, и других документов референдума;

утверждает текст бюллетеня для голосования на местном референдуме, при этом формулировка выносимого на местный референдум вопроса должна полностью совпадать с соответствующей формулировкой в подписном листе референдума;

утверждает образцы печатей комиссий по проведению местного референдума, порядок пересылки и хранения документов референдума;

обеспечивает не позднее чем за 45 дней до дня проведения местного референдума опубликование в целях всенародного обсуждения текста решения органа местного самоуправления, вынесенного на референдум, и текста действующего решения, который предлагается отменить или изменить;

содействует средствам массовой информации в проведении мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса, вынесенного на референдум;

устанавливает единый порядок обработки итогов голосования на референдуме;

определяет результаты местного референдума и опубликовывает (обнародует) их в средствах массовой информации, обеспечивает передачу в соответствующие архивные учреждения документации, связанной с подготовкой и проведением референдума;

заслушивает сообщения органов и должностных лиц местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности по вопросам организационно-технической подготовки и проведения референдума;

контролирует своевременность и правильность составления списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, и предоставление этих списков для ознакомления граждан;

устанавливает единую нумерацию участков местного референдума;

рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых комиссий по проведению местного референдума и принимает по ним мотивированные решения;

обеспечивает передачу документации, связанной с подготовкой и проведением местного референдума, в архивное учреждение;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

Полномочия территориальной комиссии по проведению местного референдума прекращаются по истечении 30 дней после официального опубликования (обнародования) результатов референдума.

Статья 18. Полномочия участковой комиссии по проведению местного референдума

Участковая комиссия по проведению местного референдума:

составляет и уточняет список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по участку референдума;

проводит ознакомление граждан со списком граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по участку референдума, рассматривает заявления об ошибках, о неточностях в списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений и дополнений;

оповещает население об адресе и о номере телефона участковой комиссии по проведению местного референдума, времени ее работы, о дне и месте проведения голосования;

обеспечивает подготовку и надлежащее оборудование помещения для проведения голосования;

контролирует соблюдение на территории участка местного референдума правил размещения агитационных материалов;

организует голосование на участке местного референдума;

производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования по участку местного референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию по проведению местного референдума;

рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона и принимает по ним мотивированные решения;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Полномочия участковой комиссии по проведению местного референдума прекращаются по истечении 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума в случае, если в адрес вышестоящей комиссии местного референдума не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) участковой комиссии по проведению местного референдума, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования, полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.

(в ред. Закона Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

Статья 19. Статус членов комиссий по проведению местного референдума

Член комиссии по проведению местного референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:

заблаговременно извещается о заседаниях комиссии референдума;

вправе выступать на заседании комиссии референдума, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию комиссии референдума, и требовать проведения по данным вопросам голосования;

вправе задавать другим участникам заседания комиссии референдума вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками участников референдума, бюллетенями для голосования на референдуме), включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий референдума и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков участников референдума, бюллетеней для голосования на референдуме), требовать заверения этих копий;

вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии референдума в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

(часть 1 в ред. Закона Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

При принятии решения комиссией члены комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.

Член комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий по решению органа его назначившего в случаях:

а) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;

б) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации;

в) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии;

г) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим.

Члену комиссии по проведению местного референдума с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения местного референдума от основной работы, сохраняется средний заработок по месту основной работы. Члену комиссии по проведению местного референдума с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения референдума от основной работы, дополнительная оплата труда может производиться за счет средств, выделенных на проведение референдума, в размерах и порядке, установленных территориальной комиссией по проведению местного референдума.

(часть 4 в ред. Закона Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

Статья 20. Участки местного референдума

1. Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, образуются участки местного референдума.

Участки местного референдума образуются главой администрации по согласованию с территориальной комиссией местного референдума не позднее чем за 45 дней для проведения местного референдума из расчета не более трех тысяч граждан на каждый участок местного референдума.

Списки участков местного референдума с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссий по проведению местного референдума подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 35 дней до дня проведения местного референдума.

2. Каждый участок для референдума должен иметь помещение, где в момент опечатывания ящиков для голосования, вскрытия ящиков для голосования и подсчета голосов должны свободно размещаться члены участковой комиссии, наблюдатели и представители средств массовой информации. Помещение должно быть оборудовано сейфом для хранения документации, мебелью, стендами со списками граждан, голосующих на данном участке, и другой информацией по референдуму, кабинами и ящиками для тайного голосования. На каждом участке должно быть необходимое количество переносных ящиков для голосования. Количество переносных ящик“в для голосования определяет территориальная комиссия по проведению местного референдума.

Вход и выход из помещения для голосования должны быть расположены таким образом, чтобы каждый голосующий проходил только через кабину для тайного голосования.

Кабины для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение карандашей при заполнении бюллетеней для голосования на местном референдуме не допускается.

В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполнения бюллетеней для голосования на местном референдуме.

Статья 21. Организация работы комиссий местного референдума

1. Заседание комиссии местного референдума является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов комиссии местного референдума с правом решающего голоса.

Решения комиссии местного референдума об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии референдума, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения местного референдума, об итогах голосования или о результатах местного референдума, о признании референдума несостоявшимся или недействительным, о проведении повторного голосования принимаются на заседании комиссии местного референдума большинством голосов от установленного числа членов комиссии референдума с правом решающего голоса.

Решения комиссии референдума по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии референдума с правом решающего голоса.

(п. 1 в ред. Закона Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

2. Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, общественными объединениями и гражданами.

3. Решения и действия участковой комиссии могут быть обжалованы в территориальную (районную, городскую и другие) комиссию местного референдума или в суд.

4. Член комиссии референдума, включая председателя, заместителя председателя, секретаря, по ее решению может освобождаться в период подготовки и проведения референдума от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение референдума.

5. Государственные органы и организации, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны содействовать комиссиям референдума в осуществлении ими своих полномочий, представлять необходимые для их работы сведения и материалы. Комиссии референдума вправе обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума, в государственные и общественные органы и организации, в органы местного самоуправления, к должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссии ответ не позднее чем в пятидневный срок.

6. Председатель, заместитель председателя, секретарь или член комиссии референдума может быть освобожден от своих обязанностей в комиссии назначившим его органом по личному заявлению либо по представлению органа или организации, его направивших.

Статья 22. Списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме

1. Список участников местного референдума составляется в двух экземплярах. Сведения об участниках местного референдума, включаемые в список, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного проживания участника местного референдума. Список участников местного референдума подписывается председателем и секретарем территориальной комиссии по проведению местного референдума, в случае ее отсутствия - окружной избирательной комиссии, а после передачи указанного списка в участковую комиссию по проведению референдума - также председателем и секретарем этой участковой комиссии референдума. На участках референдума, образованных на территории воинской части, список участников референдума подписывается председателем и секретарем участковой комиссии референдума. Список участников референдума заверяется печатями соответственно территориальной (окружной) и участковой комиссий по проведению местного референдума.

Территориальная (окружная) комиссия по проведению местного референдума передает по акту участковым комиссиям референдума списки участников местного референдума конкретного участка референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования.

(п. 1 в ред. Закона Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

2. В списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, включаются граждане Российской Федерации в соответствии со статьей 2 настоящего Закона.

Гражданин может быть включен в список только на одном участке местного референдума.

Граждане, имеющие право на участие в местном референдуме, но поселившиеся на территории участка местного референдума после представления списка для всеобщего ознакомления, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список, дополнительно включаются участковой комиссией по проведению местного референдума в указанный список на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного участка референдума.

3. Списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня проведения местного референдума.

Каждому гражданину Российской Федерации предоставляется право заявить в участковую комиссию по проведению местного референдума о невключении его в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, а также о любой ошибке или неточности в указанном списке.

Участковая комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку или неточность либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов принятого решения. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в территориальную комиссию по проведению местного референдума или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до дня проведения местного референдума и в день его проведения - немедленно. Предварительное обращение в комиссию по референдуму не является обязательным условием рассмотрения жалобы (заявления) в судебном порядке. При положительном для заявителя решении исправление в списке производится участковой комиссией немедленно.

Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, после начала подсчета голосов запрещается.

Статья 23. Бюллетень для голосования на местном референдуме

В бюллетене для голосования на местном референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами “за“ или “против“.

При вынесении на местный референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень для голосования на референдуме, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Альтернативные редакции какой-либо статьи проекта решения органа местного самоуправления также последовательно нумеруются.

Бюллетень для голосования на местном референдуме должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.

При вынесении на местный референдум проекта решения органа местного самоуправления территориальная комиссия местного референдума решает вопрос о целесообразности приобщения к каждому бюллетеню для голосования текстов, выносимых на местный референдум, проекта решения и действующего решения, который предлагается отменить или изменить. Если текст проекта решения и текст действующего решения, который предлагается отменить или изменить, не приобщаются к бюллетеню для голосования, то они вывешиваются в помещении каждого участка местного референдума для всеобщего ознакомления.

В случае проведения местного референдума в один день с иным референдумом бюллетени для голосования на каждом референдуме изготавливаются на бумаге разных цветов либо каждый из бюллетеней имеет иной отличительный знак.

Форма и текст бюллетеня для голосования на местном референдуме утверждаются территориальной комиссией местного референдума не позднее чем за 30 дней до дня проведения референдума. Бюллетени для голосования на референдуме печатаются не позднее чем за 20 дней до дня его проведения по распоряжению территориальной комиссии по проведению местного референдума. Участковые комиссии по проведению местного референдума получают от территориальной комиссии по проведению местного референдума бюллетени для голосования не позднее чем за 5 дней до дня его проведения.

По каждому участку местного референдума число бюллетеней для голосования не может превышать более чем на полпроцента число зарегистрированных граждан, имеющих право на участие в референдуме, на данном участке референдума.

В правом верхнем углу бюллетеня для голосования ставятся подписи двух членов участковой комиссии по проведению местного референдума, которые заверяются печатью участковой комиссии. Не заверенные участковой комиссией по проведению местного референдума бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.

Статья 24. Порядок голосования на местном референдуме

На всех участках местного референдума голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия по проведению местного референдума оповещает граждан не позднее чем за 20 дней до дня его проведения.

(в ред. Закона Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

Если менее чем за 15 дней до дня проведения местного референдума гражданин, включенный в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, обнаружит, что не будет иметь возможности прибыть в день проведения референдума в помещение того участка референдума, где он включен в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, он вправе получить в участковой комиссии по проведению референдума открепительное удостоверение на право участия в референдуме. В получении открепительного удостоверения на право участия в референдуме гражданин расписывается в списке с указанием даты получения. Выдача открепительного удостоверения регистрируется в реестре выдачи открепительных удостоверений. По предъявлении открепительного удостоверения гражданин должен быть включен в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, на любом другом участке местного референдума. Открепительное удостоверение погашается в присутствии предъявителя и хранится у секретаря участковой комиссии. Форма открепительного удостоверения и форма реестра выдачи открепительных удостоверений утверждаются территориальной комиссией местного референдума.

В 8 часов по местному времени в день проведения местного референдума председатель участковой комиссии по проведению референдума объявляет участок референдума открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и присутствующим в помещении для голосования гражданам все ящики для голосования, которые затем опечатываются, после чего председатель участковой комиссии приглашает граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, приступить к голосованию.

При получении бюллетеня для голосования на референдуме гражданин проставляет в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия гражданина либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его документа могут быть проставлены в списке членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Гражданин проверяет правильность произведенной записи и расписывается.

Участник местного референдума, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования на референдуме, заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого участника местного референдума, не являющегося членом комиссии референдума, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, наблюдателем. В таком случае участник референдума устно извещает комиссию референдума о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня для голосования на местном референдуме. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка участников местного референдума указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь участнику местного референдума.

(часть 5 в ред. Закона Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

Каждый гражданин, имеющий право на участие в референдуме, голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение бюллетеня для голосования на референдуме производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого гражданина. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень для голосования на референдуме, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением членов комиссий по проведению референдума и наблюдателей. Фамилия, имя, отчество этого лица указываются в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, рядом с подписью гражданина, имеющего право на участие в референдуме, о получении бюллетеня для голосования на референдуме.

Если гражданин голосует за принятие вынесенного на референдум вопроса, он ставит знак “плюс“ или любой иной знак в квадрате под словом “за“. Если гражданин голосует против вынесенного на референдум вопроса, он ставит знак “плюс“ или любой иной знак в квадрате под словом “против“.

Заполненный бюллетень для голосования на референдуме гражданин, имеющий право на участие в референдуме, опускает в ящик для голосования. Ящики для голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии по проведению референдума и наблюдателей.

Участковая комиссия по проведению местного референдума обязана обеспечить возможность участия в голосовании всем гражданам, имеющим право на участие в референдуме, в том числе гражданам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть для голосования на участок референдума и сделали по этому поводу заявление в устной или письменной форме. В этих целях на участке референдума должно быть необходимое количество переносных ящиков для голосования. Количество переносных ящиков для голосования определяется решением территориальной комиссии по проведению референдума. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка референдума должно быть подтверждено гражданином в письменной форме по прибытии к нему членов участковой комиссии по проведению референдума. Членам участковой комиссии по проведению референдума, выезжающим по заявлениям о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка референдума, выдаются бюллетени для голосования на референдуме, в получении которых они расписываются, в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений, а также число использованных и возвращенных бюллетеней для голосования на референдуме указывается в отдельном акте. Одновременно в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, делается отметка о том, что гражданин проголосовал вне помещения участка референдума. При проведении голосования вне помещения участка референдума вправе присутствовать наблюдатели. По возвращении членов участковой комиссии по проведению референдума в помещение участка референдума переносной ящик для голосования не вскрывается до начала подсчета голосов. Организация голосования вне помещения участка референдума должна исключать возможность нарушения права гражданина на участие в референдуме, а равно возможность искажения его волеизъявления.

Председатель участковой комиссии по проведению местного референдума следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой комиссии его заменяет заместитель председателя участковой комиссии, а при отсутствии последнего - секретарь или иной член участковой комиссии, уполномоченный комиссией.

Член участковой комиссии по проведению референдума отстраняется от участия в работе комиссии, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения участка референдума в случае, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление гражданина Российской Федерации. Решение об этом принимается участковой комиссией.

В случае если гражданин, имеющий право на участие в референдуме, считает, что при заполнении бюллетеня для голосования совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень для голосования на референдуме, с просьбой выдать ему новый бюллетень для голосования на референдуме взамен испорченного. Член участковой комиссии выдает гражданину новый бюллетень для голосования на референдуме, делая при этом соответствующую отметку в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, рядом с фамилией указанного гражданина. Испорченный бюллетень для голосования на референдуме погашается, о чем составляется отдельный акт.

Статья 25. Подсчет голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, участковой комиссией по проведению местного референдума

По истечении времени голосования на местном референдуме председатель участковой комиссии по проведению местного референдума объявляет о том, что получить бюллетени для голосования и проголосовать могут только граждане, уже находящиеся в помещении для голосования.

Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой комиссии в присутствии наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени для голосования на референдуме. Число этих бюллетеней оглашается и заносится в протокол участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования, после чего председатель участковой комиссии проверяет сохранность печатей или пломб на ящиках для голосования, предлагает удостовериться в их сохранности членам участковой комиссии и наблюдателям и вскрывает ящики для голосования. Вскрытие ящиков для голосования осуществляется поочередно - вначале переносных ящиков для голосования, затем стационарных ящиков для голосования.

Вначале производится подсчет бюллетеней для голосования на референдуме, находившихся в переносных ящиках для голосования. Число бюллетеней для голосования на референдуме, находившихся в переносных ящиках для голосования, не должно превышать число подтверждений в письменной форме граждан о проведении голосования вне помещения участка референдума.

В случае обнаружения в переносном ящике для голосования большего числа бюллетеней для голосования на референдуме, чем число подтверждений в письменной форме граждан, все бюллетени, находившиеся в переносном ящике для голосования, признаются недействительными решением участковой комиссии по проведению референдума.

Этот факт с указанием фамилий членов участковой комиссии по проведению референдума, обеспечивавших проведение голосования вне помещения участка референдума, отражается в акте, который прилагается к протоколу участковой комиссии об итогах голосования.

Члены участковой комиссии местного референдума сортируют бюллетени для голосования на референдуме, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за позиции “да“ или “нет“, содержащиеся в бюллетене для голосования на местном референдуме, одновременно отделяют бюллетени не установленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в бюллетене для голосования на референдуме отметки участника местного референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней для голосования на референдуме не допускается. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени для голосования на местном референдуме, по которым невозможно установить волеизъявление участника референдума. В случае возникновения сомнений при признании бюллетеня недействительным участковая комиссия местного референдума решает вопрос голосованием, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов комиссии и заверяется печатью комиссии. Количество недействительных бюллетеней заносится в строки 11 и 13 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.

(часть 6 в ред. Закона Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

Подсчет голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме, должен проводиться непосредственно членами участковой комиссии с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.

Участковая комиссия по проведению референдума составляет протокол об итогах голосования.

Протокол участковой комиссии местного референдума должен быть составлен на одном листе. В исключительном случае протокол может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии местного референдума с правом решающего голоса. В протокол об итогах голосования по участку местного референдума вносятся следующие данные:

а) номер экземпляра;

б) название референдума, дата голосования;

в) слово “Протокол“;

г) наименование комиссии местного референдума с указанием номера участка местного референдума;

д) строки протокола в следующей последовательности:

строка 1: число участников местного референдума, внесенных в список;

строка 2: число бюллетеней для голосования на местном референдуме, полученных участковой комиссией местного референдума;

строка 3: число бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных участникам местного референдума, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 - в помещении территориальной (окружной) комиссии местного референдума;

строка 5: число погашенных бюллетеней для голосования на местном референдуме;

строка 6: число бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных участникам местного референдума на участке местного референдума в день голосования;

строка 7: число бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных участникам местного референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования;

строка 8: число бюллетеней для голосования на местном референдуме, содержащихся в переносных ящиках для голосования;

строка 9: число бюллетеней для голосования на местном референдуме, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;

строка 10: число действительных бюллетеней для голосования на местном референдуме;

строка 11: число недействительных бюллетеней для голосования на местном референдуме, в том числе отдельными строками 12 и 13 - число бюллетеней, признанных недействительными и число бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций;

строка 14 и последующие строки: число голосов участников местного референдума, поданных за позиции “да“ или “нет“, содержащиеся в бюллетенях для голосования на местном референдуме;

е) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу;

ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов комиссии местного референдума и их подписи;

з) дата и время подписания протокола;

и) печать комиссии местного референдума.

(часть 9 в ред. Закона Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

В случае вынесения на местный референдум альтернативных вариантов решения вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных против всех вариантов.

В число граждан, имеющих право на участие в референдуме, внесенных в список по участку референдума, включаются также граждане, проголосовавшие по открепительным удостоверениям на данном участке референдума, и не включаются граждане, получившие открепительные удостоверения на данном участке референдума.

Протокол участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой комиссии и наблюдателей и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии. Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в участковую комиссию в день проведения референдума, а также принятые по ним решения участковой комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола.

Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов либо проводилось более одного референдума, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производятся отдельно.

Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола территориальная комиссия по проведению референдума вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей участковой комиссией. Повторный подсчет голосов граждан проводится участковой комиссией в присутствии не менее трех членов территориальной комиссии по проведению референдума.

Первый экземпляр протокола участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования после его подписания незамедлительно направляется в территориальную комиссию по проведению референдума.

Второй экземпляр протокола участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования вместе с опечатанными бюллетенями для голосования на референдуме, погашенными открепительными удостоверениями, списками членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от инициативной группы, общественных объединений, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов, хранится у секретаря участковой комиссии до окончания ее работы.

Третий экземпляр протокола участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования предоставляется для ознакомления членам участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации.

Глава IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

Статья 26. Определение результатов местного референдума

На основании протоколов участковых комиссий по проведению местного референдума об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных территориальная комиссия местного референдума не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет его результаты. Суммирование содержащихся в протоколах участковых комиссий по проведению местного референдума данных осуществляют непосредственно члены территориальной комиссии местного референдума с правом решающего голоса.

Территориальная комиссия местного референдума признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме.

Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования.

Территориальная комиссия местного референдума признает решение принятым на референдуме, если за него в целом по муниципальному образованию проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.

Решением территориальной комиссии местного референдума результаты голосования в отдельных участках местного референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений настоящего Закона, существенно повлиявших на итоги голосования. В этом случае территориальная комиссия референдума вправе поручить соответствующим участковым комиссиям по проведению референдума провести повторное голосование не позднее 15 дней со дня официального опубликования (обнародования) решения территориальной комиссии референдума.

Члены территориальной (окружной) комиссии местного референдума с правом решающего голоса составляют протокол о результатах местного референдума на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных от участковых комиссий местного референдума, путем суммирования содержащихся в них данных о результатах голосования устанавливают результаты местного референдума лично, о чем составляются в трех экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной комиссии местного референдума с правом решающего голоса.

По итогам голосования комиссия местного референдума составляет протокол, в который заносятся данные о числе участковых комиссий местного референдума, о числе поступивших протоколов непосредственно от участковых комиссий местного референдума, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные по строкам протоколов участковых комиссий местного референдума:

а) номер экземпляра;

б) название местного референдума, дата голосования;

в) слово “Протокол“;

г) наименование комиссии местного референдума с указанием номера участка местного референдума;

д) строки протокола в следующей последовательности:

строка 1: число участников местного референдума, внесенных в список;

строка 2: число бюллетеней для голосования на местном референдуме, полученных участковой комиссией местного референдума;

строка 3: число бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных участникам местного референдума, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 - в помещении территориальной (окружной) комиссии местного референдума;

строка 5: число погашенных бюллетеней для голосования на местном референдуме;

строка 6: число бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных участникам местного референдума на участке местного референдума в день голосования;

строка 7: число бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных участникам местного референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования;

строка 8: число бюллетеней для голосования на местном референдуме, содержащихся в переносных ящиках для голосования;

строка 9: число бюллетеней для голосования на местном референдуме, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;

строка 10: число действительных бюллетеней для голосования на местном референдуме;

строка 11: число недействительных бюллетеней для голосования на местном референдуме, в том числе отдельными строками 12 и 13 - число бюллетеней, признанных недействительными, и число бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций;

строка 14 и последующие строки: число голосов участников местного референдума, поданных за позиции “да“ или “нет“, содержащиеся в бюллетенях для голосования на местном референдуме;

е) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу;

ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов данной комиссии местного референдума и их подписи;

з) дата и время подписания протокола;

и) печать комиссии местного референдума.

(часть 6 в ред. Закона Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

В случае вынесения на референдум альтернативных вариантов вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, прин“вших участие в референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных против всех вариантов.

Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов либо проводилось более одного референдума, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производятся отдельно.

Член территориальной комиссии местного референдума, не согласный с протоколом территориальной комиссии референдума о результатах референдума в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

К протоколу территориальной комиссии референдума о результатах референдума в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых комиссий по проведению местного референдума.

Статья 27. Опубликование (обнародование) и вступление в силу решения, принятого на референдуме

Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования в целом по муниципальному образованию подлежат официальному опубликованию (обнародованию) территориальной комиссией местного референдума не позднее трех дней после определения результатов местного референдума. Территориальная комиссия местного референдума опубликовывает (обнародует) для всеобщего сведения итоги голосования по каждому участку референдума не позднее 20 дней после определения результатов референдума.

Итоги голосования по каждому участку местного референдума в объеме данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий по проведению референдума об итогах голосования, должны предоставляться для ознакомления любому гражданину или наблюдателю, а также представителю средств массовой информации.

Принятое на местном референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) территориальной комиссией местного референдума, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме.

Статья 28. Юридическая сила решения, принятого на местном референдуме

Решение, принятое на местном референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

Решение, принятое на местном референдуме, действует на всей территории муниципального образования. Решение, принятое на местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее двух лет после его принятия, либо признано недействительным в судебном порядке.

(часть 2 в ред. Закона Новосибирской области от 08.05.2002 N 24-ОЗ)

Если для реализации решения, принятого на местном референдуме, требуется издание дополнительного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок подготовки правового акта.

Статья 29. Хранение документации местного референдума

Документация участковых комиссий по проведению местного референдума, включая бюллетени для голосования на референдуме и погашенные открепительные удостоверения, передается в территориальную комиссию по проведению местного референдума не позднее 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума.

Территориальные комиссии по проведению референдума по окончании своей работы сдают всю документацию на постоянное хранение в архивное учреждение.

Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ

Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства о местном референдуме

Лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации его права на участие в местном референдуме путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога документов местного референдума, заведомо неправильного подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме, или иным путем, либо препятствующие работе комиссий по проведению референдума и работе членов комиссий, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей или условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению решения, принятого на местном референдуме, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Глава VI. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 31. О возложении полномочий комиссий местного референдума на избирательные комиссии по выборам депутатов

В случае подготовки и проведения местного референдума одновременно с подготовкой и проведением выборов депутатов законодательного органа, представительного органа и должностных лиц органов местного самоуправления, полномочия территориальной и участковых комиссий по проведению местного референдума могут быть возложены на соответствующие избирательные комиссии.

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 32. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации

Новосибирской области

В.П.МУХА

г. Новосибирск

4 июля 1996 года

N 39-ОЗ

Приложение

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

_________________________________________________________.

(наименование муниципального образования, где собираются

подписи граждан)

_________________________________________________________.

(наименование общественного объединения, образовавшего

инициативную группу; заполняется в соответствующем случае)

-----------------T-----------T-----------------------------------¬

¦ Номер ¦ Дата ¦ Наименование избирательной ¦

¦регистрационного¦регистрации¦ комиссии, которая зарегистрировала¦

¦ свидетельства ¦ ¦ инициативную группу ¦

+----------------+-----------+-----------------------------------+

¦ ¦ ¦ ¦

L----------------+-----------+------------------------------------

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу о проведении

местного референдума с формулировкой вопроса (вопросов):

_________________________________________________________________.

----T-------------T--------T----------T----------T-------T-------¬

¦ N ¦Фамилия, имя,¦ Дата ¦ Адрес ¦Серия и ¦ Дата ¦Подпись¦

¦п/п¦ отчество ¦рождения¦ места ¦номер ¦подписи¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦жительства¦паспорта ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦или заме- ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦няющего ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦его ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦документа ¦ ¦ ¦

+---+-------------+--------+----------+----------+-------+-------+

¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+-------------+--------+----------+----------+-------+-------+

¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+-------------+--------+----------+----------+-------+-------+

¦ 3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---+-------------+--------+----------+----------+-------+--------

Подписной лист удостоверяю:___________________________________

__________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и

номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего

подписи)

(подпись и дата)

Уполномоченный инициативной группы:______________________________.

_________________________________________________________________.

(фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и

номер паспорта или заменяющего его документа уполномоченного

инициативной группы)

(подпись и дата)