Законы и постановления РФ

Распоряжение Правительства Новосибирской области от 25.04.2011 N 150-рп “Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы “Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011 - 2015 годы“

ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 25 апреля 2011 г. N 150-рп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

“КОМПЛЕКСНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2011 - 2015 ГОДЫ“

В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ “О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области“, постановлением администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па “Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации“:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочной целевой программы “Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011 - 2015 годы“.

2. Министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области (Шмидт И.В.) до 01.06.2011 на основании Концепции разработать проект долгосрочной целевой
программы “Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011 - 2015 годы“.

3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Новосибирской области - министра труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области Шмидта И.В.

Губернатор Новосибирской области

В.А.ЮРЧЕНКО

Утверждена

распоряжением

Правительства Новосибирской области

от 25.04.2011 N 150-рп

КОНЦЕПЦИЯ

ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ “КОМПЛЕКСНАЯ

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ НА 2011 - 2015 ГОДЫ“

(ДАЛЕЕ - КОНЦЕПЦИЯ)

I. Система целей и задач

Концепция долгосрочной целевой программы “Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011 - 2015 годы“ (далее - программа) определяет основные цели и задачи в сфере развития начального и среднего профессионального образования и трудовых ресурсов Новосибирской области, механизмы достижения целей и целевые индикаторы, которыми будет измеряться эффективность развития системы профессионального образования.

Концептуальной целью является создание эффективной системы профессионального образования, обеспечивающей сферу производства и услуг Новосибирской области квалифицированными специалистами и рабочими кадрами, подготовку высококлассных специалистов для Сибири в целом по отдельным специальностям.

Для этого потребуется решить следующие задачи:

изменение содержания и повышение качества образовательного процесса в образовательных учреждениях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом требований регионального рынка труда;

структурная перестройка системы профессионального образования;

модернизация материально-технической базы образовательных учреждений;

повышение эффективности управления системой профессионального образования, создание и внедрение государственно-общественных моделей взаимодействия, развитие системы социального партнерства;

создание целостной системы профессиональной ориентации молодежи на обучение рабочим профессиям;

создание системы независимой оценки качества профессионального образования;

создание эффективной системы управления кадрами профессионального образования и их материального стимулирования.

II. Система целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость

результатов достижения целей и решения задач

Решение указанных задач развития в рассматриваемом периоде должно обеспечить качественные изменения в сфере профессионального образования Новосибирской области, которые будут характеризоваться следующими целевыми индикаторами к 2015 году.

1. Изменение содержания
и повышение качества образовательного процесса в образовательных учреждениях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом требований регионального рынка труда:

доля выпускников образовательных учреждений, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, после завершения обучения, не менее 80% (61% - 2010 год);

доля образовательных учреждений, обеспечивающих интеграцию образовательных программ общего, начального (среднего) профессионального образования, не менее 42% (30% - 19 учреждений профессионального образования в 2010 году).

2. Структурная перестройка системы профессионального образования:

доля учреждений профессионального образования, реализующих инновационные образовательные программы, не менее 50% (19% - 2010 год);

доля учреждений профессионального образования, реализующих интегрированные многоуровневые образовательные программы, не менее 50% (10% - 2010 год);

доля учреждений профессионального образования, реализующих с предприятиями реального сектора экономики совместные образовательные проекты, не менее 100% (20% - 2010 год).

3. Модернизация материально-технической базы учреждений, реализующих программы профессионального образования:

количество учреждений профессионального образования с обновленной лабораторной и производственной базой - не менее 40 учреждений (10 учреждений - 2010 год);

количество отраслевых ресурсных центров подготовки, переподготовки и повышения квалификации высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов - не менее 20 центров (6 - 2010 год).

4. Повышение эффективности управления системой профессионального образования, создание и внедрение государственно-общественных моделей взаимодействия, развития системы социального партнерства:

число отраслевых координационных советов, принимающих участие в аттестационных процедурах, в процедурах оценки качества образования учреждений профессионального образования, не менее 10 (1 - 2010 год);

доля представителей реального сектора экономики в составе преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения в учреждениях профессионального образования (совместителей из числа практических работников предприятий и организаций) - не менее 20% (2% - 2010 год).

5. Создание целостной системы профессиональной ориентации молодежи на обучение по рабочим
профессиям:

доля поступивших в учреждения профессионального образования, получивших квалифицированную помощь по профессиональной ориентации с помощью специализированных служб и организаций, не менее 60% (20% - 2010 год);

доля поступивших в учреждения профессионального образования, получивших соответствующее профильное образование, не менее 30% (10% - 2010 год).

6. Создание системы независимой оценки качества профессионального образования:

доля выпускников программ профессионального образования, профессиональной подготовки, успешно прошедших сертификационные процедуры, не менее 80% (на момент принятия концепции механизм проведения процедур не разработан).

7. Создание эффективной системы управления кадрами профессионального образования:

число педагогических и руководящих работников учреждений профессионального образования, повышающих квалификацию с использованием накопительной системы и зачетных единиц по индивидуальным образовательным траекториям, не менее 50 человек ежегодно (20% от числа педагогов, ежегодно участвующих в повышении квалификации, на момент принятия концепции механизм не разработан);

число педагогических работников учреждений профессионального образования, участвующих в программах стажировок в условиях производства, на базе ресурсных центров, не менее 50 человек ежегодно (20% от числа педагогов, ежегодно участвующих в повышении квалификации, на момент принятия концепции механизм не разработан);

увеличение средней заработной платы мастеров производственного обучения и педагогов учреждений профессионального образования до средней заработной платы в экономике Новосибирской области (75% - 2010 год).

III. Анализ ситуации, ключевые проблемы развития

С начала 90-х годов произошли кардинальные изменения в экономике Новосибирской области, в основном связанные с изменением структуры отраслей в экономике области, ростом доли услуг в структуре валового регионального продукта. Это привело к существенным изменениям в системе профессионального образования - резко ослабли связи с базовыми предприятиями, фактически прекратились инвестиции в развитие учебно-материальной базы учреждений профессионального образования, возникло несоответствие перечня реализуемых профессиональных образовательных программ запросам предприятий и организаций.

В период с
2000-го года в экономике области происходит процесс преодоления последствий переходного периода и выход на инновационный путь развития.

Основными направлениями развития экономики Новосибирской области становятся: силовая электроника, электро- и энергомашиностроение, транспорт и логистика, информационные технологии, строительство, приборостроение, биомедицинские технологии, топливно-энергетический и металлургический комплексы. Развивается комплекс предприятий легкой промышленности и сервиса. Получили новые импульсы производство и переработка сельскохозяйственной продукции.

В области идет процесс структурной перестройки экономики, ее главный вектор - развитие высокотехнологических производств, которые должны обеспечить конкурентоспособность экономики Новосибирской области.

При этом система профессионального образования, призванная обеспечить экономику высококвалифицированными рабочими кадрами и специалистами, медленно реагирует на меняющуюся ситуацию.

Причиной этому является наличие проблем в структуре и механизме функционирования системы профессионального образования, без преодоления которых невозможно обеспечить эффективную функцию системы профессионального образования в переходе области на инновационный путь развития, повышающий конкурентоспособность, социальную и инвестиционную привлекательность Новосибирской области.

Этими проблемами являются:

отсутствие перспективного заказа работодателей на подготовку и переподготовку рабочих и специалистов, что существенно затрудняет формирование оптимальной структуры подготовки;

недостаточная наполняемость контингентом учащихся учреждений профессионального образования является причиной низкой эффективности бюджетных расходов и медленных темпов обновления основных фондов (средний коэффициент наполняемости - отношение фактического количества учащихся к проектной мощности учреждения составляет в среднем по области 65%, по состоянию на 01.09.2010);

устаревшая материально-техническая база большинства учреждений профессионального образования затрудняет подготовку рабочих кадров и специалистов, удовлетворяющих потребности развивающейся экономики области (износ учебно-производственного, лабораторного оборудования составляет 90% в 59 из 65 учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, оценка на 01.11.2010);

отсутствие эффективной системы социального партнерства в профессиональном образовании сдерживает выработку профессиональных стандартов и создание системы независимой оценки
качества профессионального образования (по состоянию на 01.03.2011 в области работает только один координационный отраслевой совет - по подготовке специалистов легкой промышленности);

недостаточная мотивация большинства выпускников школ к выбору рабочих профессий и специальностей в силу непривлекательности технического профессионального образования (в 2010 году по г. Новосибирску 82,5% выпускников 11-х классов поступили в высшие учебные заведения и лишь 17,5% выпускников - в учреждения начального и среднего профессионального образования);

несоответствие качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования требованиям, предъявляемым к ним со стороны предприятий и организаций, осуществляющих прием на рабочие места выпускников учреждений профессионального образования (в дальнейшем - работодатели);

неэффективная система стимулирования профессионального роста руководящих и педагогических работников в учреждениях профессионального образования усугубляет процесс старения педагогических кадров, низкие темпы повышения профессиональных квалификаций и недостаточный приток специалистов из реального сектора экономики.

IV. Обоснование необходимости решения проблемы

в рамках программно-целевого подхода

Цель Концепции имеет долгосрочный характер, ее достижение невозможно обеспечить в рамках очередного финансового года и последующего планового периода.

Задачи развития профессионального образования требуют комплексного подхода и должны решаться с учетом Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474, Схемы территориального планирования Новосибирской области, утвержденной постановлением администрации Новосибирской области от 07.09.2009 N 339-па, Программы социально-экономического развития Новосибирской области на 2011 - 2015 годы, утвержденной Законом Новосибирской области N 10-ОЗ от 02.12.2010.

Основными источниками финансирования программы развития профессионального образования Новосибирской области являются областной и федеральный бюджеты, средства работодателей, собственные средства образовательных учреждений.

Программно-целевой подход к разработке программы развития системы профессионального образования позволяет сформулировать цели управления профессиональным образованием на основе согласованного заказа органов государственной власти, предпринимателей, педагогического
профессионального сообщества, выявить и решить первоочередные проблемы системы образования, определить приоритеты в управлении процессом развития системы профессионального образования.

V. Механизмы реализации программы, система управления

Концепция разработана в соответствии с распоряжением Правительства Новосибирской области от 31.01.2011 N 32-рп и Программой социально-экономического развития Новосибирской области на 2011 - 2015 годы, утвержденной Законом Новосибирской области от 02.12.2010 N 10-ОЗ.

С целью обеспечения эффективного управления развитием системы профессионального образования, обеспечения межотраслевого взаимодействия, привлечения работодателей и экспертного сообщества предполагается создать совет по развитию профессионального образования при Губернаторе Новосибирской области.

Учитывая, что развивающаяся экономика области требует быстрых результатов обновления системы профессионального образования, необходимо определить приоритетные мероприятия и механизмы.

В изменении содержания и повышении качества образовательного процесса:

сформировать нормативную правовую базу участия работодателей в разработке образовательных профессиональных программ;

организовать проведение мониторинга и разработку среднесрочного прогноза потребностей рынка труда (в разрезе территорий и отраслей) и формирование на его основе государственного задания на обучение рабочих и специалистов;

создать систему стимулирования предприятий и образовательных учреждений в разработке и реализации образовательных проектов, направленных на повышение профессиональных компетенций рабочих и специалистов в приоритетных отраслях экономики области.

В структурной перестройке системы профессионального образования:

сформировать сеть ресурсных центров на базе учреждений профессионального образования в приоритетных отраслях экономики Новосибирской области, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, программы дополнительного профессионального образования, программы повышения квалификации и переподготовки, как центров профессионального образования, обеспечивающих получение профессиональных компетенций на протяжении всей жизни;

сформировать оптимальную сеть учреждений профессионального образования в сельской местности, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, программы повышения квалификации и переподготовки, как центров профессионального образования, обеспечивающих подготовку трудовых ресурсов для сферы производства и услуг одного или нескольких муниципальных
районов Новосибирской области;

обеспечить во взаимодействии с ведущими предприятиями отрасли развитие специализированных учреждений профессионального образования, ориентированных на подготовку рабочих кадров и специалистов по профессиональным образовательным программам для данной отрасли;

согласовать с органами местного самоуправления, работодателями, центрами занятости населения и учреждениями профессионального образования схемы взаимодействия и координации совместной деятельности по профориентации обучающихся школ, учащейся молодежи и содействию в трудоустройстве выпускников образовательных учреждений;

оказать организационную и методическую поддержку органам местного самоуправления в создании муниципальных центров образования с целью реализации программ общего образования и программ профессиональной подготовки на базе имущественных комплексов неперспективных учреждений профессионального образования;

обеспечить создание сети колледжей - государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих преемственные и интегрированные образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального (базового и повышенного уровней) и среднего профессионального (базового и повышенного уровней) образования, обеспечивающих обучающимся возможность последовательного повышения своего общеобразовательного и профессионального уровней, профессиональных компетенций и роста конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

В модернизации материально-технической базы образовательных учреждений, образовательных программ:

организовать проведение имущественного аудита, передачу невостребованного недвижимого имущества в казну Новосибирской области;

обеспечить обновление учебно-производственного парка и оборудования на принципах софинансирования с отраслевыми работодателями;

сформировать нормативную правовую базу, направленную на стимулирование участия работодателей в управлении образовательными учреждениями и развитии материально-технической базы;

обеспечить приоритетное обновление информационно-коммуникационной среды для образовательных учреждений, имеющих соответствующий кадровый потенциал - педагогов или мастеров производственного обучения, прошедших соответствующую подготовку, имеющих первую или высшую квалификационную категорию, владеющих информационно-коммуникационными технологиями.

В повышении эффективности управления системой профессионального образования:

совместно с объединениями работодателей обеспечить процесс создания и функционирования отраслевых координационных советов;

сформировать систему стимулов и мотиваций деятельности муниципальных образований, предприятий и организаций на территории муниципальных районов и городских
поселений к содействию в развитии образовательных учреждений в соответствии с приоритетными направлениями развития территорий.

В создании целостной системы профессиональной ориентации молодежи:

обеспечить реализацию системы программных профориентационных мероприятий в общеобразовательных учреждениях области совместно с центрами занятости;

обеспечить проведение публичных мероприятий и акций по формированию положительного имиджа системы профессионального образования в общественном мнении;

установить систему грантовой поддержки социально значимых образовательных проектов и программ учреждений при условии софинансирования их за счет собственных средств и средств работодателей.

В создании системы независимой оценки качества профессионального образования:

совместно с работодателями обеспечить процесс создания и функционирования отраслевых центров сертификации;

внедрить систему мониторинга качества образовательного процесса и результатов деятельности образовательных учреждений;

внедрить практику ежегодных публичных отчетов образовательных учреждений, презентации деятельности на сайте учреждения, обновляющемся не менее двух раз в месяц.

В создании эффективной системы управления кадрами профессионального образования:

создать систему стимулирования педагогических работников на повышение профессиональной квалификации;

создать систему повышения профессиональных компетенций резерва руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений;

разработать и внедрить практику мониторинга эффективности деятельности управленческих команд образовательных учреждений по достижению показателей программы развития профессионального образования.

Общее управление и контроль за ходом реализации Концепции осуществляет министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области.

Предполагается обеспечить постоянный мониторинг реализации задач, контроль эффективности исполнения программы путем системного сбора отчетов учреждений, проведения опросов учащихся, опросов работников системы профессионального образования, работодателей.

VI. Возможные варианты достижения целей, оценка преимуществ

и рисков, возникающих при их реализации

Наиболее вероятными представляются два варианта развития ситуации в профессиональном образовании Новосибирской области, отличающиеся по темпам и масштабам трансформации системы.

Вариант 1. Эволюция системы

Сохранение существующей сети образовательных учреждений.

Переаттестация образовательных учреждений, сокращение непрофильных профессий (специальностей) в рамках государственного заказа.

Оптимизация сети путем реорганизации учреждений, регулярно не выполняющих по
количественным и качественным показателям государственное задание.

Увеличение государственного заказа учреждениям, отвечающим современным требованиям обеспечения качества образовательного процесса.

Преимущества

Наиболее мягкий, эволюционный путь, связанный с минимизаций рисков.

Учреждения профессионального образования, имеющие квалифицированные кадры и достаточную учебно-материальную базу, получают стимулы к развитию, а работающие недостаточно эффективно получают возможность присоединения к вышеуказанным учреждениям.

Ограничения

Консервация нынешней системы профессионального образования, растягивание реформирования на годы, слабое финансовое стимулирование развития.

В условиях уменьшения числа учащихся - стагнация значительного числа учреждений системы профессионального образования при росте неэффективных расходов на содержание сети.

Вариант 2. Трансформация системы

Интеграция уровней профессионального образования в образовательные учреждения среднего профессионального образования, реализующие преемственные и интегрированные образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального (базового и повышенного уровней) и среднего профессионального (базового и повышенного уровней) образования (с возможностью дальнейшего внедрения бакалавриата).

Оптимизация сети учреждений, перечня программ профессионального образования в соответствии со структурой производства и сферой услуг Новосибирской области.

Оптимизация имущественного комплекса образовательных учреждений, устранение дублирования специальностей (профессий) в учреждениях, расположенных на территории муниципального образования, городского поселения.

Увеличение общего объема инвестиций из различных источников на обновление учебно-материальной базы до уровня, соответствующего требованиям современного производства и сферы услуг.

Финансирование развития учреждений профессионального образования, образовательных программ на основе конкурсных процедур по приоритетным направлениям развития системы.

Система профессионального образования области будет представлена несколькими моделями образовательных учреждений:

образовательными учреждениями (лицей, техникум, колледж), оказывающими все виды профессиональных образовательных услуг по подготовке рабочих кадров и специалистов в одной или смежных отраслях и преимущественно являющимися ресурсными центрами;

образовательными учреждениями (техникум, колледж), оказывающими весь спектр образовательных услуг по территориально-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности хозяйства на конкретной территории;

образовательными учреждениями (училища, филиалы техникумов), оказывающими услуги профессионального образования населению, проживающему на территории сельского муниципального района и включенными в сетевое взаимодействие с ресурсным центром, базовым образовательным учреждением;

образовательными учреждениями (училища, лицеи), специализирующимися на квалифицированной социальной поддержке и профессиональном обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

учебными центрами профессиональных компетенций, реализующими программы профессиональной подготовки.

Преимущества

Возможность трансформирования системы профессионального образования с учетом конкретных потребностей региональной экономики;

компактность и прозрачность системы;

создание сильных конкурентоспособных образовательных учреждений;

оптимальность с точки зрения эффективности финансовых затрат.

Ограничения

Экономические, юридические и управленческие сложности на всех этапах трансформации существующей системы и формирования новой системы профессионального образования;

социальное напряжение в связи с необходимостью сокращения избыточной численности административно-управленческого персонала;

неготовность ряда коллективов образовательных учреждений и администраций работать в новых условиях и по новым программам, отсутствие резерва управленческого и педагогического состава;

неготовность большинства предприятий отраслевых объединений к взаимодействию с системой профессионального образования;

потребность в значительных инвестициях в модернизацию учебно-материальной базы сети;

возможность оттока абитуриентов в начальный период оптимизации сети.

Концепция формируется на основе утвержденных лимитов бюджетных ассигнований, инвестиционных программ организаций и хозяйствующих субъектов. На период, выходящий за границы бюджетного планирования, объемы финансирования определяются исходя из наиболее полного достижения целей и задач Концепции с обязательной корректировкой после принятия соответствующих бюджетов.

Существуют риски недофинансирования отдельных мероприятий в связи с изменениями федерального, областного или местных бюджетов, планов и инвестиционных программ организаций и хозяйствующих субъектов.

Предполагается реализовать вариант трансформации системы профессионального образования в силу необходимости достаточно быстрой модернизации системы и обеспечения высокого качества подготовки рабочих и специалистов в соответствии с запросом экономики области.

VII. Оценка объема предполагаемого финансирования

и предложения по его источникам

В качестве финансового обеспечения Концепции выступают областной бюджет, средства федерального бюджета, внебюджетные источники.

Средства областного бюджета Новосибирской области, направляемые на реализацию программы, определяются в соответствии с законом Новосибирской области об областном бюджете Новосибирской области на очередной финансовый год и должны играть стимулирующую роль.

Главным распорядителем данных бюджетных средств является министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области.

Реализация Концепции предполагает привлечение средств хозяйствующих субъектов на принципах государственно-частного партнерства, привлечение средств учреждений профессионального образования Новосибирской области, полученных ими в результате организации внебюджетной деятельности.

Всего объем дополнительных вложений в развитие учебно-материальной базы, грантовую поддержку учреждений профессионального образования, повышение квалификации педагогов и обновление образовательных технологий системы профессионального образования Новосибирской области оценивается в 442 миллиона рублей из средств областного бюджета Новосибирской области, из них:

2011 год - 42 миллиона рублей;

2012 год - 200 миллионов рублей;

2013 год - 200 миллионов рублей.

Перспективным источником софинансирования планируемых мероприятий могут стать средства федерального бюджета при условии соответствия Концепции и долгосрочной целевой программы развития профессионального образования Новосибирской области на 2011 - 2015 годы критериям и требованиям конкурса программ развития региональных систем профессионального образования на период с 2011 по 2015 год, проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации.

Предполагаемое соотношение расходов на реализацию проектных мероприятий будет составлять:

35% - средства регионального бюджета;

35% - средства федерального бюджета;

20% - средства хозяйствующих субъектов - партнеров учреждения;

10% - собственные, внебюджетные средства учреждения.

Общий предполагаемый консолидированный объем инвестиций в развитие системы профессионального образования Новосибирской области в программный период оценивается в 1263 миллиона рублей.

VIII. Перечень проектов и основных направлений

реализации мероприятий, достаточный для решения

задач и достижения цели программы

Для достижения указанной цели и задач развития системы профессионального образования планируется осуществить ряд взаимосвязанных мероприятий по следующим направлениям:

“Обеспечение нового, высокого качества профессионального образования“;

“Развитие содержания и структуры профессионального образования“;

“Совершенствование системы управления профессиональным образованием“;

“Развитие материально-технической базы образовательных учреждений“.

Программа рассчитана на период с 2011 по 2015 год. Ее реализация будет осуществляться в 3 этапа:

первый этап - с июля 2011 года по декабрь 2011 года - подготовительный этап;

второй этап - с начала 2012 года до декабря 2013 года - реализация основных программных мероприятий;

третий этап - с начала 2014 года по декабрь 2015 года - распространение полученных результатов на всю сеть учреждений профессионального образования Новосибирской области.

Первый этап реализации программы предусматривает создание институтов организационного и информационного обеспечения взаимодействия рынков труда и профессионального образования, их методического оснащения, а также проведение первоочередных мероприятий по оптимизации сети учреждений профессионального образования.

Будет подготовлен ряд правовых актов Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, направленных на создание организационных и экономических условий для заинтересованного отношения бизнеса и образования в вопросах определения объемов подготовки кадров, развития учебно-материальной базы учебных заведений, формирования содержания, независимой оценки качества образования, создания условий, способствующих закреплению молодых специалистов:

об утверждении долгосрочной целевой программы “Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011 - 2015 годы“;

о создании координационного Совета по развитию трудовых ресурсов Новосибирской области;

об утверждении плана совместных действий с объединениями работодателей по повышению качества трудовых ресурсов в Новосибирской области;

о мерах по стимулированию предприятий и организаций, содействующих развитию системы профессионального образования Новосибирской области;

об утверждении примерного положения об отраслевом координационном совете по развитию трудовых ресурсов;

о типовом положении о наблюдательном совете государственного областного учреждения профессионального образования.

На втором этапе реализации программы в обновленной системе профессионального образования будут реализовываться основные мероприятия по оптимизации сети учреждений профессионального образования, ее материально-технического оснащения, организации сетевых форм взаимодействия на базе ресурсных центров профессионального образования.

На третьем этапе будут введены в массовую практику апробированные модели повышения квалификации педагогическ“х работников на основе модульно-накопительного принципа и персонифицированного финансирования, организованы процедуры общественно-профессиональной оценки образовательных программ учреждений профессионального образования. К концу третьего этапа осуществится комплексная модернизация системы профессионального образования в целях превращения ее в эффективный ресурс социально-экономического развития Новосибирской области.

На всех этапах предполагается информационное сопровождение реализации программы и мониторинг ее промежуточных результатов.

IX. Обоснование эффективности программы

Эффективность реализации Концепции можно оценить по двум показателям - социальной и экономической значимости достигнутых результатов.

По социальному показателю

1. Качественное образование позволит обеспечить выпускникам учреждений начального и среднего профессионального образования востребованность и конкурентоспособность на рынке труда.

2. Создание единой системы профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки позволит увеличить мобильность работников на рынке труда, решить проблему занятости высвобождающегося трудоспособного населения, обеспечить возможность непрерывного обучения в течение жизни.

3. Планирование приема и выпуска на основе прогноза трудовой занятости сократит количество нетрудоустроившихся выпускников после окончания образовательного учреждения.

4. Комплекс мероприятий, реализованных на основе Концепции, позволит снизить социальную напряженность на рынке труда.

По экономическому показателю

1. Оптимизация сети учреждений с уменьшением неэффективно используемых мощностей на 25% - 30% позволит довести до 90% нагрузку на используемые площади и перераспределить на развитие материальной базы до 15% - 20% бюджетных средств, ранее используемых на содержание и обслуживание избыточных помещений и устаревшего оборудования.

2. Укрупнение учреждений позволит увеличить количество обучающихся и обеспечить эффективное соотношение ученик - учитель, (мастер производственного обучения), что позволит увеличить среднюю заработную плату педагогов и работников учреждений на 20 - 30%.

3. Практика социального партнерства учреждений начального и среднего профессионального образования с отраслевыми предприятиями при реализации профессиональных образовательных программ позволит снизить время и издержки предприятий и организаций на ввод работника на рабочее место после завершения обучения в учреждениях.