Законы и постановления РФ

Определение Новосибирского областного суда от 14.10.2010 N 33-6151-2010 Отказ Управления Пенсионного фонда РФ в назначении досрочной трудовой пенсии является необоснованным, так как заявительница, работая в должности фельдшера здравпункта, являлась работником среднего медицинского персонала, занималась лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 октября 2010 г. по делу N 33-6151-2010

Судья Махамбетова Н.Ж.

Докладчик Зуева С.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

Председательствующего Зуевой С.М.,

Судей: Панариной Э.В. и Зиновьевой Е.Ю.

При секретаре П.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 14 октября 2010 года дело по кассационной жалобе ГУ Управления Пенсионного фонда РФ
в Дзержинском районе г. Новосибирска на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 31 августа 2010 года, которым постановлено:

исковое заявление Ч. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска от 15 марта 2010 г. об отказе в назначении Ч. досрочной трудовой пенсии.

Включить в стаж работы Ч., дающий право на назначение пенсии периоды работы: с 12 апреля 1982 г. по 10 февраля 1985 г. в должности массажистки городской больницы N 14; с 10 июня 1988 г. по 09 июня 1991 г. в должности медсестры палаты новорожденных родильного отделения в Войсковой части п. п. 39295; с 10 февраля 1992 г. по 30 апреля 2001 г. в должности фельдшера здравпункта информационно-производственного центра Западно-Сибирского территориального управления по гидрометеорологии.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска назначить Ч. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 04 мая 2010 года.

Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска в пользу Ч. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, оплате помощи представителя в размере 6 000 рублей, а всего 6 200 рублей.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Зуевой С.М., объяснения представителя ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска Л., объяснения Ч., судебная коллегия

установила:

Ч. обратилась к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска с иском об отмене решения, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение пенсии, назначении досрочной пенсии, взыскании судебных расходов.

В обоснование заявленных требований
указала, что решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска N 71 от 15 марта 2010 г. в назначении досрочной пенсии по возрасту ей было отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа.

В стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии не были засчитаны периоды ее работы:

с 12 апреля 1982 г. по 10 февраля 1985 г. в должности массажистки городской больницы N 14;

с 10 июня 1988 г. по 09 июня 1991 г. в должности медсестры палаты новорожденных родильного отделения в Войсковой части п. п. 39295;

с 10 февраля 1992 г. по 30 апреля 2001 г. в должности фельдшера здравпункта информационно-производственного центра Западно-Сибирского территориального управления по гидрометеорологии.

Истица просила отменить решение УПФ РФ N 17 от 15 марта 2010 г.; включить спорные периоды работы в стаж, дающий право на досрочную пенсию, обязать УПФ назначить ей досрочную пенсию по возрасту на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 г. “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ с 15 декабря 2009 г.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласно ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска.

В кассационной жалобе ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска просит решение отменить в части включения периода работы с 10 февраля 1992 г. по 30 апреля 2001 г. (9 лет 02 месяца 20 дней) в должности фельдшера здравпункта информационно-производственного центра Западно-Сибирского территориального управления в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию, признания права на досрочную пенсию по старости и обязания Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе
города Новосибирска назначить Ч. досрочную трудовую пенсию с 04 мая 2010 года и принять новое решение - отказать в удовлетворении иска в этой части.

Отменить решение в части взыскания судебных расходов и принять новое решение о взыскании государственной пошлины 100 рублей, судебных расходов на оплату участия представителя в судебном процессе 3.000 рублей.

В доводах жалобы ссылаются на то, что суд неправильно применил нормы материального права и необоснованно включил оспариваемые периоды в стаж, а также неправильно определил начало назначения пенсии.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ“ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Удовлетворяя исковые требования Ч., суд пришел к выводу о том, что решение УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска N 17 от 15 марта 2010 г. об отказе в назначении Ч. пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ “О трудовых пенсиях в РФ“ в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, является незаконным и обязал ответчика включить Ч. период работы в должности фельдшера здравпункта информационно-производственного
центра Западно-Сибирского территориального управления с 10 февраля 1992 г. по 30 апреля 2001 г в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

Согласно разъяснений, содержащихся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 года “О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии“ в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.

По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

В связи с реализацией пенсионных прав граждан, приобретенных до 01.01.2002 года (до вступления в силу Закона N 173 ФЗ от 17.12.2001 года), с учетом Постановления Конституционного Суда N 2-П от 29.01.2004 года право на досрочную трудовую пенсию медицинским работникам определяется на основании следующих нормативных актов, действовавших до вступления в силу нового законодательства.

На основании ст. 81 Закона “О государственных пенсиях в РСФСР“ N 340-1
от 20.11.1990 года.

Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 (с применением Номенклатуры, утвержденной приказом Министерства здравоохранения N 377 от 15.12.1999 года) за период работы до 01.11.1999 года.

Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066, за период работы до 12.11.2002 года.

Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Ч. замещая должность фельдшера здравпункта, приобрела право на назначение досрочной пенсии, а то обстоятельство, что наименование учреждения, в котором она работала, не предусмотрено Списком от 22 сентября 1999 г., не может нарушать ее пенсионные права.

Судом первой инстанции, с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, была дана оценка доказательствам,
представленным истицей в судебное заседание, в том числе показаниям свидетелей, медицинским документам, которые были исследованы судом, и сделан вывод, что в период работы Ч. с 10 февраля 1992 г. по 30 апреля 2001 г. в должности фельдшера здравпункта являлась работником среднего медицинского персонала информационно-производственного центра Западно-Сибирского территориального управления независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности занималась лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Согласно аттестационной работы фельдшера здравпункта /л. д. 202 - 219/ видно, что здравпункт Гидрометцентра оборудован для оказания помощи 504 работникам. Административно здравпункт входит в состав МУЗ Поликлиника N 1, в своей работе руководствуется приказами Минздрава России.

Таким образом, суд обоснованно посчитал, что совокупность представленных Ч. доказательств свидетельствует о том, что период работы с 10 февраля 1992 г. по 30 апреля 2001 г. Ч. в должности фельдшера здравпункта информационно-производственного центра Западно-Сибирского территориального управления подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ“ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения
за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления (п. 2 ст. 19 Закона).

При таких обстоятельствах, с учетом положения п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. N 25 “О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дела, связанных с реализацией права на трудовые пенсии“, а также того, что истцом были представлены все необходимые документы только в период обращения в суд, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в суд, в силу чего доводы жалобы о неверном указании даты назначения пенсии являются несостоятельными.

Поскольку, в дальнейшем истицей были представлены дополнительные документы, подтверждающие необходимость включения в стаж, дающий право на назначении пенсии, с 12.04.1982 г. по 10.02.1985 г. в должности массажистки городской больницы N 14 /л. д. 136/ и периоды работы с 10.06.1988 г. по 09.06.1991 г. в должности медсестры палаты новорожденных родильного отделения в Войсковой части п. п. 39295 /л. д. 141, 245 - 247/ и УПФ РФ данные доказательства принял и не оспаривает возможность их включения в необходимый стаж, то суд правильно включил данные периоды в стаж для назначения пенсии.

Доводы жалобы связанные с несогласием в части взыскания судебных расходов несостоятельны, поскольку взыскание указанных расходов произведено судом в соответствии с нормами ст. 98, 100 ГПК РФ на основании подтверждающих документов (л. д. 251 - 253) и оснований для изменения данных размеров, у суда кассационной инстанции не имеется.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор и применил нормы
права, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом обсуждения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, не являются основаниями, предусмотренными ст. 362 ГПК РФ к отмене решения.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 31 августа 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска - без удовлетворения.