Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 31.12.2009 N А45-19501/2009 Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, а также по проведению правовой экспертизы представленных для осуществления регистрации документов.

Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2010 по делу N А45-19501/2009 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 31 декабря 2009 г. по делу N А45-19501/2009

резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2009 года

решение в полном объеме изготовлено 31 декабря 2009 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Поляковой В.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Поляковой В.А.

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заельцовскому району города Новосибирска (город Новосибирск)



к обществу с ограниченной ответственностью ТФ “СИБИРЬ“ (город Новосибирск)

о признании недействительной государственной регистрации юридического лица

о признании недействительной записи за номером 1085402011342

при участии представителей: не явились, извещены

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Заельцовскому району города Новосибирска обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью ТФ “СИБИРЬ“, признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц за номером 1085402011342.

По мнению заявителя, регистрация общества должна быть признана незаконной, поскольку представленные на регистрацию документы содержали недостоверные сведения. В обоснование своих доводов налоговый орган ссылается на полученные от Котовой Ольги Владимировны (учредителя юридического лица) объяснения, из которых следует, что намерений по созданию общества она не имела, в свое время ею был утерян паспорт, которым, по всей вероятности, воспользовались мошенники.

В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте его проведения, явку своих представителей не обеспечили, что не препятствует дальнейшему движению дела (часть 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Рассмотрев доводы заявления, исследовав обстоятельства спора и представленные в материалы дела доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных по делу требований.

Как это усматривается из представленных в материалы дела документов, решением единственного участника общества Котовой Ольги Владимировны от 23.06.2008 было создано общество с ограниченной ответственностью ТФ “СИБИРЬ“. Директором назначена Котова Ольга Владимировна.



01.07.2008 на основании представленных документов Инспекцией Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району города Новосибирска было принято решение N 2590А о государственной регистрации создания общества с ограниченной ответственностью ТФ “СИБИРЬ“.

В рамках осуществления мероприятий налогового контроля должностным лицом налогового органа был проведен допрос Котовой Ольги Владимировны.

При допросе Котова О.В. сообщила, что никаких организаций не учреждала, руководителем юридических лиц не является, в свое время ею был утерян паспорт, которым, по всей вероятности, воспользовались мошенники.

Налоговый орган, полагая, что представление в регистрирующий орган недостоверных сведений об учредителе и руководителе общества является основанием для признания недействительной государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью ТФ “СИБИРЬ“, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проанализировав действующее законодательство, исследовав представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

По правилу статьи 12 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ при регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

б) решение о создании юридического лица;

в) учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Учитывая установленный Законом уведомительный характер регистрации юридических лиц, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с заявлением о регистрации.

Положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, по проведению правовой экспертизы представленных для осуществления регистрации документов Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ не содержит.

Факт представления обществом в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району города Новосибирска, являющуюся надлежащим регистрирующим органом, для государственной регистрации юридического лица полного пакета необходимых документов заявителем не оспаривается.

Таким образом, правовых оснований для отказа в государственной регистрации общества у инспекции не имелось.

Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в определении от 29.01.2009 N 325/09, признание судом недействительной государственной регистрации не может рассматриваться в качестве правовых последствий представления в регистрирующий орган недостоверных, по мнению налогового органа, сведений о юридическом лице.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, в том числе и административную.

В частности, частями 3 и 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц, в том числе за предоставление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, а также за предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения.

Кроме того, в случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.

Таким образом, правовые последствия представления в регистрирующий орган недостоверных сведений о юридическом лице заключаются не в признании судом недействительной государственной регистрации, а в необходимости применения пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Кроме того, одних только показаний руководителя общества о том, что он не подавал в налоговый орган заявлений о государственной регистрации общества и не является его законным представителем, недостаточно для признания установленным факта регистрации юридического лица по подложным документам или вывода о том, что данное лицо не является руководителем данной организации.

Доводы указанного лица могут быть расценены как попытка ухода от ответственности перед кредиторами общества, поскольку установленная законом процедура ликвидации юридических лиц предполагает удовлетворение требований всех кредиторов, в том числе осуществление расчетов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований налогового органа.

Отказывая Инспекции Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району города Новосибирска в удовлетворении заявленных требований, суд помимо изложенного не может не отметить того, что требования о признании недействительной государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью ТФ “СИБИРЬ“, не могут быть предъявлены к обществу, поскольку решение о регистрации оно не принимало и действий, связанных с государственной регистрацией как регистрирующий орган не осуществляло. По существу инспекцией оспариваются свои же действия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, -

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные статьями 259 - 260, 275 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

В.А.ПОЛЯКОВА