Законы и постановления РФ

Решение Новосибирского УФАС РФ от 19.10.2009 <О нарушении организацией порядка определения победителя торгов на право заключения договора оказания аудиторских проверок финансовой (бухгалтерской) отчетности, что привело или могло привести к ограничению конкуренции>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 19 октября 2009 года

Резолютивная часть решения оглашена 8 октября 2009 г.

Решение в полном объеме изготовлено 19 октября 2009 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Гаврилов С.Г. - руководитель управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г.Н. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Донских В.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

с участием представителей: ОГУП “Т“ (ответчика) - Р. (доверенность <...>); ЗАО АФ “Ф“ (заявителя) - Г. (доверенность б/номера от 08.10.2009), Л. (доверенность б/номера от 08.10.2009); ЗАО АС “Н“ (заинтересованного лица) -
П.М. (доверенность <...>), П.А. (доверенность <...>), рассмотрев дело N 78 от 14.09.2009 по признакам нарушения ОГУП “Т“ <...> части 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 “О защите конкуренции“,

установила:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение ЗАО АФ “Ф“ от 27.07.2009 N 331/02-18 (вх. N 5052 от 28 июля 2009 г.) на действия ОГУП “Т“ по поводу несогласия с результатами открытого конкурса на право заключения договора на оказание аудиторских проверок финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2009 г.

ЗАО АФ “Ф“ в своем заявлении сообщает, что ОГУП “Т“ проводило открытый конкурс на право заключения договора на оказание аудиторских проверок финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2009 г., в ходе которого допускались нарушения условий конкурса, которые позволили победить в конкурсе ЗАО аудиторская служба “Н“, предложившему провести аудиторскую проверку по цене 1 700 000 руб., в то время как ЗАО АФ “Ф“ предложило такие же услуги по цене 1 200 000 руб.

Заявитель просит разобраться и отменить вышеуказанный конкурс.

На запрос Новосибирского УФАС России ОГУП “Т“ представило следующие документы:

- копию приказа директора ОГУП “Т“ от 19 июля 2009 г. N 84;

- копию конкурсной документации, утвержденной приказом директора ОГУП “Т“ от 19 июля 2009 г. N 84;

- копию извещения о проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание аудиторских проверок финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2009 г.;

- копию протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе N 2 от 23 июля 2009 г.,

- копию протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе N 3 от 24 июля 2009 г.;

- копию договора на оказание аудиторских услуг N 445п от 7 августа
2009 г.;

- оригиналы заявок на участие в конкурсе следующих организаций:

1) ЗАО “НА“;

2) ООО “АМ“;

3) ЗАО АФ “Ф“;

4) ЗАО “Э“;

5) ЗАО “Р“;

6) ЗАО АС “Н“;

7) ЗАО “Г“;

8) ООО “АЮ“;

9) ЗАО “С“;

10) ЗАО КГ “Б“;

11) ООО “АА“.

Из представленных документов следует, что ОГУП “Т“ является государственным унитарным предприятием, учредителем которого является администрация Новосибирской области.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Закона Новосибирской области “Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области“ и пунктом 4.7 Устава ОГУП “Т“ обязано ежегодно проводить аудиторские проверки. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственными унитарными предприятиями заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (пункт 4 статьи 5 ФЗ “Об аудиторской деятельности“).

Приказом директора ОГУП “Т“ N 84 от 19.06.2009 был определен срок проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита ОГУП “Т“ за 2009 г. (не позднее 22.07.2009) и утверждено положение о конкурсной комиссии, создана конкурсная комиссия, утвержден ее персональный состав, а также конкурсная документация, приложение к ней, текст извещения, техническое задание, проект договора на оказание аудиторских услуг.

Извещение о проведении конкурса и конкурсная документация содержат следующую информацию о конкурсе.

Предметом конкурса указано право на заключение договора на оказание услуг по проведению аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности ОГУП “Т“ (проведение аудита, анализ производственно-хозяйственной, финансовой деятельности). Определен срок оказания услуг (исполнения) по двум этапам (по итогам 9 месяцев и по итогам 2009 года) не позднее 40 календарных дней с момента
передачи исполнителю бухгалтерской документации заказчика за проверяемый период. Начальная цена контракта определена в сумме 1 900 000 рублей и минимальная цена 1 200 000 рублей. Установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе и весовые коэффициенты (ВК) к ним:

- стоимость услуг (ВК - 0,3);

- качество услуг и квалификация участника конкурса (сведения о соответствии методики аудиторской проверки и методов оказания услуг; программа аудиторской проверки и механизма контроля качества проверки; опыт проведения аудиторских проверок; имеющиеся ресурсы и специалисты) (ВК - 0,2);

- объем предоставления гарантий качества услуг (сведения о наличии полиса страхования гражданской ответственности при осуществлении аудиторской деятельности, об опыте проведения аудиторских проверок по профилю деятельности предприятия, о прохождении внешнего контроля качества деятельности аудиторской организации, другая информация) (ВК - 0,3);

- сроки оказания услуг (ВК - 0,2).

В целях оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе помимо весовых коэффициентов определены баллы, которые определяются:

- балл по критерию “цена контракта“ (С) определяется по формуле (1200,0 тыс. руб. / С) x 100;

- балл по критерию “срок оказания услуг“ устанавливается относительно заявки с наименьшим сроком оказания услуг (t min) (100 баллов), а по остальным заявкам баллы рассчитываются по формуле: (t min / t) x 100;

- балл по критерию “качество услуг и квалификация участника конкурса“ (Fk) определяется исходя из соответствия условиям, указанным в конкурсной документации (100 баллов - соответствует; если лучшее качество, чем в конкурсной документации, то присваивается дополнительно 50 баллов);

- балл по критерию “объем предоставления гарантий качества услуг“ (g) определяется исходя из соответствия условиям, указанным в конкурсной документации (100 баллов - соответствует; если предложен больший объем гарантий качества
услуг, чем в конкурсной документации, то присваивается дополнительно 50 баллов).

Итоговые баллы (Ib) рассчитываются путем суммирования баллов, полученных по каждому критерию, с учетом весовых коэффициентов.

В протоколе оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на оказание аудиторских услуг от 24.07.2009 при оценке критерия “качество услуг и квалификация участника конкурса“ участнику конкурса ЗАО Аудиторская служба “Н“ определен весовой коэффициент 24 (при максимально возможном - 20), при оценке критерия “объем предоставления гарантий качества услуг“ участникам конкурса ЗАО Аудиторская служба “Н“ и ЗАО АФ “Ф“ определен весовой коэффициент 33 (при максимально возможном - 30). Таким образом, при определении в конкурсной документации совокупного весового критерия в значении 100 (1,0) (30 + 20 + 20 + 30), фактически при выявлении лучших условий исполнения контракта, был применен совокупный весовой критерий в значении 107 (1,07).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон о размещении заказов) совокупная значимость критериев должна составлять сто процентов. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть:

- качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса;

- сроки (периоды) оказания услуг;

- объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг,

при этом их значимость не может составлять более двадцати процентов.

Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией (часть 2 статьи 28 Закона о размещении заказов). Выявление лучших условий исполнения контракта является составной частью порядка
определения победителя торгов.

Часть 1 статьи 17 Федерального закона “О защите конкуренции“ запрещает при проведении торгов действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушению порядка определения победителя торгов.

ОГУП “Т“ при проведении торгов нарушило порядок определения победителя торгов путем нарушения порядка выявления лучших условий исполнения контракта, установленного в конкурсной документации (определение для отдельных участников торгов весового коэффициента выше установленного в конкурсной документации как максимального) и установленного Законом о размещении заказов при разработке конкурсной документации (критерии оценки заявок на участие в конкурсе, установленные помимо цены контракта, составили более 20 процентов), что является нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона “О защите конкуренции“.

По существу дела ОГУП “Т“ представило следующее пояснение.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду пункты 14, 15 части 4 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, а не пункты 14, 15, 4 статьи 22.

В соответствии с п. 7 ст. 28 Закона о размещении заказа порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством РФ. В связи с тем, что на момент проведенного открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по проведению аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности ОГУП “Т“ за 9 месяцев и по итогам 2009 г. такой порядок не был установлен, критерии и порядок оценки были определены ОГУП “Т“ самостоятельно и в соответствии с п. п. 14, 15, 4 ст. 22 Закона о размещении заказов. В соответствии с предметом договора исполнитель обязан помимо аудиторского заключения представить письменную информацию (отчет) аудитора руководству экономического субъекта, которую ОГУП “Т“ расценивает как
аналитический материал с соответствующей правовой оценкой, и в связи с чем данный вид услуг относит к юридическим, по которым максимальная значимость критерия качества работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса может устанавливаться до сорока пяти процентов.

На заседании Комиссии представитель ОГУП “Т“ Р. поддержала ранее изложенную позицию, а также пояснила, что ОГУП “Т“ является коммерческой организацией и не относится к муниципальным заказчикам.

На заседании комиссии представители ЗАО АФ “Ф“ Г. и Л. пояснили, что конкурсная комиссия выбрала аудиторскую организацию (ЗАО АС “Н“), указавшую в своем предложении цену контракта на 500 000 (пятьсот тысяч) рублей больше, чем ЗАО АФ “Ф“, что создало для ЗАО АС “Н“ лучшие условия деятельности и ничем не обоснованные преимущества относительно ЗАО АФ “Ф“.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам:

1. ОГУП “Т“ как областное государственное унитарное предприятие в соответствии с пунктом 5 статьи 13 Закона Новосибирской области “Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области“ и пунктом 4.7 Устава ОГУП “Т“ обязано ежегодно проводить аудиторские проверки.

2. В соответствии с пунктом 4 статьи 5 ФЗ “Об аудиторской деятельности“ договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственными унитарными предприятиями заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказа.

3. В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона о размещении заказа оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями, совокупная значимость которых должна составлять сто процентов.

ОГУП “Т“ при выявлении лучших условий исполнения контракта был
применен совокупный весовой критерий в значении 107 процентов.

4. Значимость установленных критериев оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта (качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса; сроки (периоды) оказания услуг; объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг) не может составлять более двадцати процентов.

ОГУП “Т“ установило в конкурсной документации значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе, установленных помимо цены контракта, более 20 процентов.

Доводы ОГУП “Т“ о том, что аудиторские услуги являются юридическими услугами, необоснованны.

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (ч. 3 ст. 1 ФЗ “Об аудиторской деятельности“). Аудиторские организации наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления (п. 5 ч. 7 ст. 1 “Об аудиторской деятельности“).

Конкурсная документация (содержание предмета конкурса, технического задания, проекта договора на оказание аудиторских услуг) ОГУП “Т“ не содержит сведений о том, что предметом конкурса являются юридические услуги.

5. Пункт 7 ст. 28 Закона о размещении заказа делегирует Правительству РФ право устанавливать порядок оценки заявок на участие в конкурсе. Однако иным субъектам (в том числе ОГУП “Т“) Законом о размещении заказа такое право не предоставлено. Кроме того, при установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в части 4 статьи 28 Закона о размещении заказа, их содержание
и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.

6. ОГУП “Т“ при проведении торгов совершило действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно нарушило порядок определения победителя торгов путем:

- установления в конкурсной документации критериев оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, противоречащих Закону о размещении заказов (значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе, предусмотренных помимо цены контракта, составляет более двадцати процентов);

- определения лучших условий исполнения контракта в нарушение установленных в конкурсной документации максимальных значений весовых коэффициентов (установление отдельным участникам торгов весового коэффициента выше установленного в конкурсной документации как максимального).

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, Комиссия

решила:

1. Признать ОГУП “Т“ нарушившим при проведении торгов часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ путем нарушения порядка определения победителя торгов:

- установления в конкурсной документации критериев оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, противоречащих положениям Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе, предусмотренных помимо цены контракта, составляет более двадцати процентов);

- определения лучших условий исполнения контракта в нарушение установленных в конкурсной документации максимальных значений весовых коэффициентов (установление отдельным участникам торгов весового коэффициента выше установленного в конкурсной документации как максимального), что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

2. Обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными торгов,
договора на оказание аудиторских услуг N 445п от 7 августа 2009 г.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии

С.Г.ГАВРИЛОВ

Члены Комиссии

Г.Н.ДАНИЛЕНКО

В.А.ДОНСКИХ